Развитие предпосылок учебной деятельности у ребенка

Развитие предпосылок учебной деятельности у ребенка thumbnail

лариса пауль
Формирование предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста в условиях внедрения ФГОС

Целевые ориентиры дошкольного образования (предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности. Cтандартизация содержания дошкольного образования особенно важна, т. к. сможет обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для успешного обучения в школе. Это, в свою очередь, отвечает потребностям общества и государства.

Наши воспитанники живут и развиваются здесь и сейчас, поэтому наша задача – помочь им прожить значимый возрастной период становления базовых составляющих ценностно-смысловой картины мира и мотивированными перейти на следующий уровень образования (школьное обучение).

Чтобы осуществить эту задачу, необходимо четко определить какие предпосылки учебной деятельности должны быть сформированы у детей к концу дошкольного, каковы условия их развития.

Итак, первой предпосылкой формирования учебной деятельности является (воспитание познавательных интересов и потребностей. В состоянии интереса возникает подъем всех человеческих сил. Особенно важно это учитывать при организации учебной деятельности детей. Если ребенок усваивает все то, что от него требуется, без интереса и увлечения, то знания его будут формальными. Такое обучение не будет способствовать развитию пытливого творческого ума.

условия, при которых возникает и развивается интерес к учению.

1. Учебная деятельность должна быть организована так, чтобы ребенок активно действовал, вовлекался в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний, решал вопросы проблемного характера.

2. Учебная деятельность должна быть разнообразна. Однообразный материал и однообразные методы его преподнесения очень быстро вызывают у детей скуку. Новый материал должен быть хорошо связан с тем, что дети усвоили раньше.

3. Учебные задания, предлагаемые детям, должны быть трудными, но посильными. Слишком легкий либо слишком трудный материал не вызывает интереса.

4. Важно положительно оценивать все успехи ребят. Положительная оценка стимулирует познавательную активность, а учебный материал должен быть ярким и эмоционально окрашенным.

Второй предпосылкой к учебной деятельности выступает (овладение детьми общими способами действий, т. е. такими способами, которые позволяют решать ряд практических или познавательных задач, выделять новые связи и отношения. Доказано, что развитие учебной деятельности, возможно, прежде всего, на основе осознанного вычленения ребенком способа действий.

В тех случаях, когда дети точно следуют инструкции педагога, они воспринимают от него способ действий для решения конкретно-практической задачи. Знания, умения и навыки ребенок может получать и вне этой деятельности, например в игре, в труде. Однако только в условиях учебной деятельности возможно усвоение системы теоретических понятий как формы общественного опыта.

Третьей, не менее важной предпосылкой учебной деятельности детей является самостоятельное нахождение способов решения практических и познавательных задач. Уже в дошкольном возрасте при решении практических задач происходит переориентировка сознания детей с конечного результата на способы его достижения. Дети начинают осмысливать свои действия и их результаты, т. е. осознавать тот путь, с помощью которого приобретаются новые знания. Такое осознание повышает успешность формирования у них новых познавательных действий, а вместе с этим и формирование новых, более сложных знаний.

Дети пытаются использовать усвоенный способ в новых, уже измененных условиях, в соответствии с которыми они изменяют конкретные

формы его употребления, сохраняя вместе с тем общий принцип. Следовательно, решая в ходе практической деятельности ряд сходных, но нетождественных задач, ребенок приходит к определенному обобщению, что позволяет ему переносить найденный способ в новые, измененные условия.

Четвертой предпосылкой учебной деятельности, которая

должна быть сформирована у детей, является обучение детей контролю за способом выполнения своих действий. Поскольку учебная деятельность осуществляется на основе образца действий, то без сопоставления, реально производимого ребенком действия с образцом, т. е. без контроля, учебная деятельность лишается своего основного компонента.

Психолого-педагогические исследования последних лет дают основание считать, что подготовку к учебной деятельности рационально начинать с формирования умений контролировать и оценивать свои действия.

Исследования ученых (Н. Н. Поддьякова и Т. Г. Максимовой)

показали, что у детей детского возраста стихийно

складываются элементарные контрольные действия. Задача же воспитателя —

целенаправленно обучать детей действиям контроля.

Для развития предпосылок учебной деятельности необходим особый тип контроля, связанный с формированием умений самостоятельно определять и применять способы действий.

Итак, рассмотрев вопрос об основных предпосылках учебной деятельности детей, можно назвать основные компоненты учебной деятельности:

• принятие задачи;

• выбор путей и средств для ее осуществления и следование им;

• контроль, самоконтроль и самопроверка;

• личностный (мотивационный) компонент. Сюда относятся мотивы, побуждающие детей овладевать учебной деятельностью, включая познавательные интересы.

Структура учебной деятельности определяется не только ее компонентами, но и их взаимосвязью, которая придает ей целостный характер. Основным условием развития предпосылок учебной деятельности являются специальные методы и приемы обучения детей.

Одним из таких методов, на наш взгляд, является метод проектной деятельности, включенный в целостный образовательный процесс и интегрирующий в себе все виды детской деятельности.

Что же такое — метод проектов? У него есть много разных определений, но в целом — это совокупность приёмов, действий участников в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения проблемы, лично значимой для воспитанников и оформленной в виде некоего конечного продукта.

Сегодня метод проектов широко используется в сфере дошкольного образования, поэтому мы не будем подробно останавливаться на методике проектирования подробно. Умение пользоваться методом проектов, сегодня — показатель высокой квалификации педагога, его прогрессивной методики обучения и развития детей.

Ведущая идея нашего опыта заключается в том, что организация всей деятельности ребенка в рамках проекта позволяет связать процесс обучения с реальной жизнью ребенка, помогает ему овладеть разными способами поиска информации и использовать ее для создания новых объектов деятельности, для применения знаний совершенно в иной, возможно не стандартной ситуации.

Новизну нашему опыту работы придает интеграция в проектную технологию других современных методов и приемов обучения детей. К их числу можно отнести:

— методы исследовательского обучения Савенкова

«Модель трех вопросов»

ЧТО ЗНАЮ? ЧТО ХОЧУ УЗНАТЬ? КАК УЗНАТЬ?

Содержание

(то что дети уже знают) План проекта Источники новых знаний, т. е. средства

«Матрица оценки выдвинутых гипотез»

Идеи Быстро Легко Дешево Безопасно

методический прием «Посмотри на мир чужими глазами» — этот прием развивает в детях способность смотреть на ситуацию с разных точек зрения, исследовать, анализировать, понимать её, а стало быть и находить пути решения.

Читайте также:  Как идет развитие ребенка по выготскому

— Метод «Мыслительных карт» (Тони Бьюзен) — это удобная и эффективная техника визуализации мышления и альтернативной записи. Именно этот приём — обрамление мыслей в графические образы и является механизмом, запускающим в работу мыслительную деятельность! Это не очень традиционный, но очень естественный способ организации мышления, имеющий несколько неоспоримых преимуществ перед обычными способами записи.

На основе этих методов, дети осуществляют выбор путей и средств достижения цели, систематизируют свои знания, анализируют предложенные гипотезы с позиции оценки имеющихся ресурсов в условиях детского сада, семьи и ближайшего окружения. И что самое главное – незаметно для ребенка — происходит переход от игры к учению с удовольствием и интересом, процессы познания и желание учиться становятся для ребенка приоритетными. А это и является одним из компонентов учебной деятельности.

Практическая значимость опыта достаточно велика, а это в свою очередь, обеспечивает повышение качества дошкольного образования.

Особое внимание при организации проектной деятельности мы уделяем исследовательским проектам («Огонь – друг или враг?», «Почему сосульки плачут?», «Почему собака кусается?», «Одиночка и коллектив», организация которых способствовала повышению самостоятельности, инициативности, уровня развития целенаправленной поисковой и исследовательской деятельности детей.

Эффективность социально-значимых проектов («Мы — за пожарную безопасность!», «Всем нужна вода!», «Город мастеров», «Сохраним березку», «Правила дорожные всем знать положено» и др.) с точки зрения развития личности ребенка неоспорима: разнообразие тематик проектов обеспечивает формирование всех социально-нормативных возрастных характеристик, заложенных в стандартах, а также позволяет объединить обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей.

Существенные особенности проектной методики в работе с детьми дошкольного возраста заключаются в том, что их кругозор, уровень навыков и интересов не позволяют рассчитывать на высокую степень самостоятельности. Поэтому к активному участию в реализации многих проектов мы привлекаем семьи воспитанников, что позволяет сделать их не только непосредственными участниками жизни детского сада, но и организовать конструктивное взаимодействие родителей и детей в условиях семьи на основе совместной исследовательской и творческой деятельности. К их числу можно отнести проекты нравственной, гражданско-патриотической направленности («Герои моей семьи», «Герб моей семьи», «Мое родословное древо», «Мама, папа, я – Анжерская семья», «Золотое место Кузбасса» и др.). Кроме того, работая над проектом, мы формируем у дошкольников гражданскую позицию, активное отношение к окружающей действительности.

Какими вырастут наши дети – покажет время, (но сформированные на данном этапе личностные качества и предпосылки к учебной деятельности непременно будут способствовать успешному школьному обучению.

Источник

Педагогические условия формирования предпосылок учебной деятельности детей старшего дошкольного возраста

В Законе об образовании в Российской Федерации, принятом Государственной Думой 21 декабря 2012г., а также введенном с 01 января 2014 г. подчеркивается, что дошкольное образование должно быть направлено на формирование у детей предпосылок учебной деятельности, достижение «уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности» [13].

Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Т.В. Габай и др. определили структуру и состав предпосылок к учебной деятельности у дoшкольников и младших шкoльников.

Опираясь на положение В.В. Давыдова о том, что в дошкольном возрасте формируются не элементы учебной деятельности, а создаются ее универсальные генетические предпосылки [5], мы полагаем, что формирование предпосылок учебной деятельности должно осуществляться в недрах игровой деятельности.

А.П. Усова [10], предпологала, что предпосылки учебной деятельности формируются и в процессе обучения. Нельзя недооценивать роль обучения в дошкольном возрасте, так как без этого не будут развиваться, расширяться сюжеты, содержание, правила игр. Но обучение в этом возрасте должно носить игровой характер. Переход игровой деятельности в учебную, их преемственность рассматривается нами с позиций внутренней логики возрастного развития детей. Дошкольник, реализовавший себя в игре, познавший высокоорганизованную игру, более готов к учебной деятельности, тому, чтобы стать ее активным субъектом. Эта смена должна носить сглаженные формы и обеспечить построение содержания образования в целостную систему.

Несмoтря на наличие психологических и педагoгических исслисследований по проблеме формирования предпосылок к учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста, этот вопрос остается недостаточно изученным с методической точки зрения. Это позволяет говорить о необходимости теоретического осмысления данного направления в дошкольном возрасте. Таким образом, существует противоречие между необходимостью формировать предпосылки к учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста и недостаточной разработанностью методического обеспечения, позволяющего целенаправленно осуществлять этот процесс.

Поиск эффективных путей решения обозначенного выше противоречия привел нас к проблеме теоретического исследования: каковы условия формирования предпосылок учебной деятельности старших дошкольников? Необходимо определить, какие предпосылки к учебной деятельности должны быть сформированы у детей старшего дошкольного возраста.

Рассмотрим содержания понятия «предпосылки учебной деятельности», т.к. термин «предпосылки» в данном случае определяет как «предварительное условие чего-либо» [11]. Термин «учебная деятельность» означает овладение системой теоретических знаний и общими способами решения конкретно-практических задач (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов). Таким образом, ребенок сможет успешно осваивать и осуществлять учебную деятельность, только если у него сформированы необходимые предпосылки для начала и дальнейшего развития учебной деятельности.

Предпосылки учебной деятельности можно разделить на две основные группы:

Психологические (т.е. достаточный уровень развития познавательных процессов: внимания, памяти, наглядно-образного, логического мышления, воображения, произвольности психических процессов; умение усваивать и применять общие способы действия, находить самостоятельно способы решения новых задач и т.д.). Коммуникативные или психосоциальные (умение слушать и слышать, подчинять свои действия инструкциям и замечаниям, понимать и принимать учебную задачу, свободно владеть вербальными средствами общения, целенаправленно и последовательно выполнять учебные действия и действия контроля и оценки) [9]

Если ребенок усваивает все то, что от него требуется, без интереса и увлечения, то знания его будут формальными, так как доказано, что знания, усвоенные без интереса, неокрашенные собственным положительным отношением, остаются мертвым грузом, непригодным к применению. Такое обучение не будет способствовать развитию пытливого творческого ума. К.Д. Ушинский считал, что «ученье, взятое принуждением и силой воли, едва ли будет способствовать созданию развитых умов» [12]. Таким образом, воспитание познавательных интересов и потребностей является первой предпосылкой формирования учебной деятельности.

Читайте также:  Общие принципы психического развития ребенка

Рассматривая предпосылки учебной деятельности, отечественная психология опирается на положения о содержании и структуре учебной деятельности, выдвинутые Д.Б. Элькониным и В.В. Давыдовым. Согласно им учебной является деятельность, в ходе которой дети овладевают научно-теоретическими понятиями, общими способами выполнения практических заданий, содержание которых воплощают эти понятия. Усвоения и воспроизведения детьми этих способов является основной учебной целью. Учебная деятельность не тождественна усвоению, поскольку знания, умения и навыки ребенок может получать и вне ее — в игре, труде [1]. Однако, только в учебной деятельности возможно усвоение системы теоретических понятий как формы общественного опыта.

Учебная деятельность детей развивается на основе осознанного определения ими способа действий. Поэтому второй предпосылкой является овладение дошкольниками общими способами действий, то есть такими способами, которые обеспечивают решение практических или познавательных задач, выделять новые связи и отношения. Методика обучения детей умению овладевать способами действий разрабатывалась А.П. Усовой и ее сотрудниками. Интерес к способам выполнения заданий, по мнению А.П. Усовой, составляет психологическую основу учебной деятельности. Характерными признаками умение учиться являются: умение слушать и слышать воспитателя, работать по его указаниям; способность отделять свои действия от действий других детей, развивать контроль за своими действиями и тому подобное [10]. Учебная деятельность является одним из видов познавательной деятельности ребенка. Умение работать по указаниям воспитателя недостаточно для ее формирования. Если дети точно выполняют инструкции педагога, они воспринимают от него способ действий для решения конкретно-практической задачи, а для решения группы определенных задач нужно сначала усвоить общий способ действий.

Третьей, не менее важной предпосылкой учебной деятельности дошкольников является самостоятельный поиск способов выполнения практических и познавательных задач.

Психологические исследования Н.Н. Поддьякова показывают, что дети дошкольного возраста выделяют не только практический результат действия, но и знания, умения, которые они при этом усваивают [8]. При решении практических задач сознание детей переориентируется с конечного результата на способы его достижения. Дошкольники начинают осмысливать свои действия и их результаты, то есть осознавать способ, благодаря которому получают новые знания. Такое осознание стимулирует формирование у них новых познавательных действий, а соответственно, и формирования новых, более сложных знаний. Дети пытаются использовать усвоенный способ познавательных действий в новых условиях. Обучение, направленное на формирование общих способов решения конкретно практических задач, производит у детей умение рационально анализировать условия новой задачи, самостоятельно находить способы ее решения. Следовательно, решая в ходе практической деятельности ряд сходных, но нетождественных задач, ребенок приходит к определенному обобщению, что позволяет ему переносить найденный способ в новые, измененные условия.

Еще одной предпосылкой успешной учебной деятельности дошкольников является овладение действием контроля. Учебная деятельность, происходит на основе образца действий, без сопоставления выполненной ребенком действия с образцом, т.е. без контроля, учебная деятельность лишается своего основного компонента. Как свидетельствуют результаты психолого-педагогических исследований, подготовку к учебной деятельности нужно начинать с формирования умений контролировать и оценивать свои действия.

Таким образом, мы выяснили, что к основным предпосылкам учебной деятельности дошкольников являются: наличие устойчивых познавательных интересов; умение самостоятельно определять и применять способы действий; умение самостоятельного нахождение способов выполнения практических и познавательных задач; умение осуществлять контроль за своими действиями.

А так же к предпосылкам учебной деятельности относятся: умение соподчинять свои действия правилу; умение слушать и слышать взрослого и точно выполнять задание, предлагаемое в устной форме; умение самостоятельно выполнять требуемое задание по зрительно-воспринимаемому образцу; умение вступать во взаимоотношения со сверстниками.

Все перечисленные виды умений выступают в системе и обеспечивают все вместе безболезненное включение ребенка в режим школы, создавая предпосылки для овладения учебной деятельностью.

Итак, мы выделили из большего перечня предпосылок к учебной деятельности, которые необходимо формировать у детей старшего дошкольного возраста, наиболее значимые: умение соподчинять свои действия правилу; умение осуществлять контроль за своими действиями; умение слушать и слышать взрослого и точно выполнять задание, предлагаемое в устной форме; умение самостоятельно выполнять требуемое задание по зрительно-воспринимаемому образцу. Изучению этих предпосылок мы придавали особое значение.

Эффективность и качество образования детей в детских дошкольных учреждениях во многом обусловлено образовательной программой. Решили обратиться к образовательной программе ДО — «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. [7]. Она определяет содержание образовательного процесса, отражает мировоззренческую, научную и методологическую концепцию дошкольного образования, фиксирует его содержание по всем основным (комплексная программа) направлению развития ребенка.

Выделяют три основные линии развития дошкольника, по которым должна вестись работа по формированию предпосылок к учебной деятельности и подготовке к школе в дошкольных учреждениях .

Во-первых, это общее развитие. К тому времени, когда ребѐнок станет школьником, он должен достичь определенного уровня общего развития: памяти, внимания, интеллекта. И конечно нас интересует как имеющийся у него запас знаний и представлений, так и умение, как говорят психологи, действовать во внутреннем плане, то есть, производить некоторые действия в уме.

Во-вторых, это умение произвольно управлять собой, то есть произвольность. У ребенка старшего дошкольного возраста яркое восприятие, легко переключаемое внимание и хорошая память, но произвольно управлять ими он ещѐ как следует, не умеет. Он может надолго запомнить какое-то событие, если оно чем-то привлекло его внимание, но сосредоточится сколько-нибудь длительное время на том, что не вызывает у него непосредственного интереса, ему трудно. А между тем это умение совершенно необходимо выработать к моменту поступления в школу.

В-третьих, формирование мотивации к учению. Речь идѐт о воспитании действительной и глубокой мотивации, которая сможет стать побудительной причиной их стремления к приобретению знаний. Формирование мотивов учения и положительного отношения к школе – одна из важнейших задач педагогического коллектива детского сада и семьи в подготовке детей к школе.

Ведущие цели в программе — создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, формирование предпосылок к учебной деятельности, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Читайте также:  Задачи по математике подготовка к школе развитие ребенка

Согласно программе выпускник дошкольного учреждения должен приобрести определенные интегративные качества, одно из которых — овладение предпосылками учебной деятельности, с учетом возрастных особенностей: в возрасте 6 — 7 лет у ребенка необходимо сформировать умение работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Формировать предпосылки учебной деятельности педагог должен с учетом ее основных компонентов. Деятельность его должна быть направлена на организацию: процесса активного усвоения детьми знаний, навыков, умений; развития у ребѐнка познавательного интереса; потребности в учении; мотивации к обучению.

Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. При правильной организации игра создает условия для развития физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка, формированию предпосылок к учебной деятельности и обеспечение социальной успешности дошкольника.

В старшем дошкольном возрасте главным содержанием игры становится выполнение правил, вытекающих из взятой на себя роли. Игровые действия сокращаются, обобщаются и приобретают условный характер. Ролевая игра постепенно сменяется игрой с правилами.

К концу дошкольного возраста управление своим поведением становится предметом сознания самих детей, что знаменует переход на новую ступень в развитии произвольности и самосознания. Преимущество игры перед любой другой детской деятельностью заключается в том, что в ней ребѐнок сам, добровольно подчиняется определѐнным правилам, а именно выполнение правил доставляет максимальное удовольствие. Это делает поведение ребѐнка осмысленным и осознанным.

Источником формирования предпосылок к учебной деятельности является игра с правилами, что подтверждается рядом экспериментальных исследований, так как в игре с правилами есть все, что характеризует учебную деятельность: мотив, понимание задачи, планирование общих действий, их контроль и оценка. Овладеть правилом, — пишет А.Н. Леонтьев – это значит овладеть своим поведением, научиться управлять им и, научиться подчинять его определенной задаче [6]. В играх с правилом ребенок учится добровольно подчиняться и принимать внешние нормы, не испытывая внутреннего дискомфорта и принуждения.

В разнообразной игровой деятельности происходит формирование произвольности в общении ребенка с собой. Он учится содержательно оценивать собственную деятельность, принимать отрицательные оценки, рефлексировать свои чувства, эмоции, отношения. Важное качество — умение самостоятельно выполнять требуемое задание по образцу, также формируется в процессе игровой деятельности дошкольников. Например, в сюжетно-ролевой игре роль — это образец того, как надо действовать. Соответственно этому образцу дошкольник и ведет себя: контролирует и корректирует ролевое поведение партнера, а затем и свое собственное. Умению работать по образцу, способствуют так же дидактические, подвижные игры. Образец может быть дан в форме действий другого человека или в форме уже выделившегося правила.

По мнению Л.С. Выготского, умение работать по образцу, можно считать интеллектуальным достижением ребенка, т.к. «подражать ребенок может только тому, что лежит в зоне его собственных интеллектуальных возможностей» [4].

В коллективных подвижных играх происходит становление организаторских и коммуникативных умений ребенка. В играх — соревнованиях, играх — эстафетах старший дошкольник учится удерживать цель деятельности, действовать по инструкции взрослого, контролировать свое поведение и действия. Ребенок проверяет свои возможности, гордится достигнутым результатом. И в тоже время учится радоваться удаче товарища, сопереживать трудностям, проявлять взаимопомощь. С подчинением правилу связано развитие произвольных движений [3].

Развитие дошкольников средствами игры будет эффективно при условии: последовательного использования специальных игр в образовательном процессе; учета возрастных и психологических особенностей детей дошкольного возраста; создания комфортных психолого-педагогических условий, для становления гармонично-развитой подрастающей личности [2].

Таким образом, можно сказать, что предпосылки к учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста формируются через создание условий в ДОУ по организации игровой деятельности. Потребность в игре и желание играть у дошкольников необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс.

Исходя из этого, можно сделать вывод о перспективности разработки игрового комплекса, направленного на развитие предпосылок к учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.

Используемая литература

1. Эльконин, Д. Б. Комплексная характеристика развития игры [Текст] : Проблемы возрастной и педагогической психологии / под ред. Д. И. Фельдштейна. – М. : Междунар. пед. академия, 1997. – 416 с.

2. Веракса, Н. Е. Развитие ребенка в дошкольном детстве [Текст] : пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. – М. : Мозаика-Синтез, 2006. – 76 с.

3. Воспитание и обучение детей в старшей группе детского сада [Текст] / под ред. В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 144 с.

4. Выготский, Л. С. Собрание сочинений [Текст] : В 6 томах. Том 4. Детская психология / Л. С. Выготский; под ред. Д. Б. Эльконина. – М. : Педагогика, 1984. – 432 с.

5. Давыдов, В. В. Концепция учебной деятельности школьников [Текст] / В. В. Давыдов, А. К. Маркова // Вопросы психологии. – 1991. – № 6. – С. 13-26.

6. Леонтьев, А. Н. Психологические основы дошкольной игры [Текст] : избранные психологические произведения /А. Н. Леонтьев. – М. : Педагогика, 1983. – 61 с.

7. Программа воспитания и обучения в детском саду [Текст] / под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой: 3-е изд., испр. и доп. — М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 136 с.

8. Субботина, С. В. Условия формирования у старших дошкольников предпосылок учебной деятельности / С. В. Субботина //Дошкольное воспитание. – 2014. – № 4. – С. 108-114.

9. Уварова, JI. H. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе [Текст]: учеб. пособие / T. H. Уварова. – Уфа: БашГУ, 2005. – 86 с.

10. Усова, А. П. Обучение в детском саду / А. П. Усова. – М. : Просвещение, 2002. – 175 с.

11. Ушакова, Д. Н. Толковый словарь [Электронный ресурс] : URL: https://gufo.me/ushakova (дата обращения: 25.10.16)

12. Ушинский, К. Д. Что нам делать со своими детьми [Текст] : собр. соч. т.3 / К. Д. Ушинский. – М. : М., 1948. – 660 с.

13. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155) Приказ вступает в силу с 1 января 2014 года. – М. : Просвещение, 2013. – 29 с.

Источник