Общие принципы психического развития ребенка

Общие принципы психического развития ребенка thumbnail

Психическое развитие также необходимо для человека, как и физическое, биологическое и социальное. Живое существо воспринимает каждое влияние окружающей среды на себя и посредством этого формируется. Значимо в большей мере взаимодействие ребенка с миром людей, представленным первоначально ухаживающими за ним взрослым. Это принципиальное положение согласуется с установками нашей отечественной психологии, представители которой подчеркивают, что взаимоотношения со значимым взрослым определяют большинство особенностей психики ребенка. Как мы знаем, развитие ребенка происходит от момента появления на свет до зрелости и формирует его как члена общества все то, что его окружает. Развитие происходит от самых элементарных форм отражения, присущих младенцу, до более сознательного отражения действительности, свойственных взрослому человеку. Первая подготовительная стадия становления личности ребенка является этап эмоционально-коммуникативного-моторного общения. Более подробно я опишу это дальше, а сейчас мы попытаемся понять центральную проблему детской психологии.

Этой проблемой считается движущие силы психического развития, поэтому поводу, существует несколько теорий. Одна из них — теория преформизма. В ней полагается, что развитие предопределено уже наследственно. В ребенке заложено все первоначально и начиная формироваться, наследственные задатки постепенно раскрываются в психических, социальных и биологических свойствах. Вторая теория, полагает, что родившись ребенок является «чистой доской» — tabula rasa и под влиянием окружающей среды, прогнозируется его дальнейшее становление и место в обществе. Две этих теории подразумевают ребенка как пассивного объекта внешних влияний. Считалось по теории преформизма, вырастая, ребенок попадает в преступную сферу из-за того, что родители в течение жизни отбывали срок в тюрьме. И эта сторона жизни передалась наследственно ребенку. А сторонники второй теории думали, что окружающая среда, так влияет на члена общества, который связывается с преступным миром.

Развеяла предположения двух этих теорий — теория конвергенции, созданная немецким психологом В. Штерном. Он соединил две этих гипотезы, разъясняя, что наследственные свойства и свойства окружающей среды влияют на развитие ребенка с одинаковой силой. Но наследственности отводится определяющая роль, а среде — роль условий, реализующих непосредственно предопределенные особенности психики.

В конце 19 века благодаря открытию возможности различения двух типов близнецов антропологом Гальтоном, была высказана мысль о возможности использования «близнецового метода» для изучения вопроса о взаимоотношении наследственности и среды. Материалы собранные в многочисленных исследованиях о близнецах не дали ответа на вопрос о движущих силах психического развития детей. Но они помогают правильной постановке этого вопроса. Немного поговорим об этом. Большинство окружающих думает, что родившиеся близнецы будут иметь одинаковое психическое развитие, способности, манеры поведения и друг друга дополнять. Это совсем не так, потому что для каждого ребенка складывается неповторимая и сугубо индивидуальная ситуация развития. В развитии среда является не центральным моментом. Важным моментом считается отношение ребенка с определенными элементами среды, которые и представляют для данного ребенка условия его развития. Например, мальчики близнецы в детстве были во многом похожи и акцентировали на этом внимание перед окружающими, взрослея, появились различия. Один близнец стал выделяться своей инициативностью, решительностью, умственными способностями, энергичностью и болтливостью. А второй был пассивен и инертен. Также можно привести пример с тройняшками, четверняшками, у них у каждого свой путь реализации возможностей и способностей. И.И. Канаев рассматривая эти данные, пришел к некоторым выводам. Конкретными условиями, оказывающими влияние на процесс психического развития, являются только те элементы среды, с которыми ребенок активно связан, активно взаимодействует, усваивает их. То, с какими сторонами и элементами окружающей среды у ребенка установятся отношения взаимодействия, и то, каков будет характер этих отношений, зависит, с одной стороны, от индивидуальных и возрастных особенностей самого ребенка и, во-вторых, от воздействия взрослых, от воспитания, так как именно воспитывающие ребенка взрослые устанавливают его отношение к окружающей действительности.

Изучение истории детства свидетельствует о том, что современное детство обладает чертами историческими, так и появившимися в наше время. Дети в пределах своего общества достигают того развития психических свойств, речевых, трудовых свойств, которые требуют от них условия среды, менталитет этого общества. Несмотря на то, где родился ребенок, у него относительно одинаковые общечеловеческие морфофизиологические особенности. Он появляется на свет совершенно беспомощным и требует ухода, эмоционального общения и удовлетворения необходимых потребностей. В процессе жизни организм ребенка, в том числе и его нервная система, развивается. Ребенок физически растет — увеличиваются его физические возможности. Важно заметить, что условия психического развития сами по себе не предоставляют ни хода развития, ни уровня развития психики ребенка.

Читайте также:  Бедность и развитие ребенка книга

Иначе стоит вопрос о среде и ее роли в психическом развитии ребенка. Ребенок появляется в мире, где многое достигнуто человечеством, и ему не нужно приспосабливаться к естественной среде, как это делают животные. От ребенка только ожидается развитие с помощью окружающей среды, предметов, социального окружения, средств общения. В этом мире содержатся в готовом виде все формы поведения, способности, качества личности, которые должны возникнуть у ребенка в ходе его развития.

В процессе своего развития ребенок вступает в особые, специфические отношения с окружающим его миром предметов и явлений, созданным предшествующими поколениями людей. Первая особенность состоит в том, что ребенок приспосабливается к окружающему миру не пассивно, а активно присваивает себе достижения человечества, овладевает ими. В процессе развития он знакомится с новыми предметами, пробует все на прочность, съедобность, ощупывает разные материалы. Вторая специфическая особенность заключается в том, что ребенок изучает, узнает окружающий мир с помощью ближнего взрослого человека. В детской психологии есть такое понятие, которое вел Л.С. Выготский — зона ближайшего развития. Она подразумевает под собой помощь взрослого ребенку при изучении какого-то явления, чтобы это знание перешло в уровень актуального развития. Уровень актуального развития — это то, что ребенок может сделать самостоятельно без помощи взрослого. Только собственная деятельность ребенка по овладению действительностью, опосредствованная его отношениями со взрослыми, являющимися носителями всех тех богатств, которые накоплены человечеством, является движущей силой развития ребенка как члена общества, его психики и сознания.

Психическое развитие ребенка от рождения и до зрелости проходит ряд последовательно сменяющихся друг друга своеобразных периодов. У ребенка в определенный возрастной этап выделяется основная ведущая деятельность. Деятельность, с помощью которой психическое развитие достигает своего формирования, именно на этом промежутке возраста.

Например, в младенческом возрасте ведущая деятельность эмоциональное общение; в раннем детстве предметно-орудийная деятельность. В общем, ведущая деятельность, это такая деятельность ребенка, в которой наиболее полно представлены типичные для данного периода развития отношения ребенка и взрослых, а через это — его отношение к действительности.

Во-вторых, ведущая деятельность связывает ребенка с теми элементами окружающей действительности, которые в данный период являются источниками психического развития

В-третьих, от ведущей деятельности в первую очередь зависят наблюдаемые в данный период развития основные психологические изменения в личности ребенка.

Наконец, в-четвертых, именно внутри ведущей деятельности происходит формирование или перестройка основных психических процессов ребенка. Эти впервые возникающие психические изменения были названы новообразованиями. «Таким образом, — пишет А.Н. Леонтьев, — ведущая деятельность — это такая деятельность, развитие которой обусловливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребенка на данной стадии его развития». Часто при переходе от одной стадии к другой возникает кризис, который может заметным образом влиять на поведение ребенка. Происходит конфликт между переходом одной деятельности в другую для дальнейшей регуляции поведения. Это может произойти по-разному, не для кого переход не бывает абсолютно одинаковым. Способ разрешения этого конфликта накладывает свой отпечаток на дальнейшее развитие.

Кризис в психическом развитии ребенка, есть переломный пункт в нормальном течение этого процесса. В переломный период многие дети становятся трудновоспитуемыми. Кризисов вовсе может не быть, если психическое развитие ребенка складывается не стихийно, а является разумно управляемым процессом — управляемым воспитанием. Характеристику своеобразных проявлений и особенностей этих периодов развития дали П.П. Блонский и Л.С. Выготский.

Рассмотрим, с чем соприкасается психическое развитие в процессе формирования. На каждом этапе ребенок постигает отношение между действием и эффектом. Например, когда дитя замечает у себя новое действие и начинает его повторять вновь и вновь. Повторяя его он руководствуется чувствительностью, т.е. эффектом. Также при речевой деятельности, произнося звуки, он хорошо показывает взаимосвязь между действием и эффектом. Все здание психической жизни на его различных уровнях строится путем приспособления нашей деятельности к предмету. Этим приспособлением управляет сама деятельность через ее эффекты, воздействуя, таким образом, на саму себя.

Важную роль в психическом развитии привносит игровая деятельность. На самых ранних ступенях развития человечества ребенок почти не играл так, как большинство его времени уходило на помощь родителям.

Получается, ребенок ассоциировал себя с взрослым обществом, выполняя деятельность, которая отвечает его возрастным возможностям. После того как ребенка стали ограничивать в помощи родителям, дитя начало наблюдать за взрослыми и за их выполняемой работой, перенося социальную реальность в свои игры, становясь ее участником. В каждом возрасте своя игровая деятельность. Сначала она предметная, потом ролевая, сюжетно-ролевая. Последовательность игр в процессе роста ребенка означает постепенное функциональное его развитие. В младшем возрасте внимание ребенка можно отвлечь от любой деятельности. Это может быть какой-то сигнал во внешней среде, реакция на незнакомого человека, переключение на какую-то другую яркую игрушку. У маленьких детей последовательность в психической ориентации отсутствует даже при осуществлении простейшего акта. Но на всех этапах развития и во всех областях нервной деятельности существует контроль со стороны высших инстанций над соответствующими реакциями. В результате становится возможным своевременное использование или торможение этих реакций. Контроль над всей деятельностью достигается только с возрастом и во многом зависит от индивидуальных особенностей.

Читайте также:  Центр развития ребенка золотой ключик знаменск

Постепенно происходит дифференциация движений и действий. Вначале ребенок совершенно не понимает и не контролирует свои движения, они у него беспорядочны и хаотичны. В дальнейшем он начинает акцентировать внимание на своих ручках и ножках. Например увидев их останавливает и всматривается, изучает. Потом начинает осуществлять манипуляцию с предметами. Предметы, окружающие ребенка, становятся для него поводом к движениям. Он кидает их, хватая их передвигает на длину руки, дает, берет, ломает. Ударяет звенящие части игрушек и вновь повторяет, перемещая предметы снова. Таким образом, познает бесконечную изменчивость предметов по отношению к собственной личности, остающейся неизменной.

Механизмы практического действия складываются раньше механизмов речевого мышления. У ребенка присутствует наглядно-действенное мышление. Для достижения какого-то желания он использует жесты, направляет руку на какой-то предмет. Жест предшествует слову, затем сопровождается словом. Сначала ребенок показывает, потом рассказывает и лишь позже может объяснить.

С чего начинается лепет ребенка? Лепет ребенка начинается с двигательных импульсов. Потом вступают в силу звуки, которые производятся губами. Затем возникают те звуки, которые вызывают максимум мышечных ощущений в подвижных частях ротовой полости, раздражая мягкое небо, появляются гортанные звуки. Вокализация делается более богатой оттенками. Ребенок начинает перебирать звуки и экспериментировать в произношении слов, которые услышит от окружающих его людей.

Формирование психических процессов непрерывно, долговременно и подразумевает под собой много новообразований в разные периоды возраста. Развитие происходит постепенно. Сначала элементарные потребности, затем удовлетворение удовольствий, желаний, познавательных и социальных процессов. Благодаря окружающим условиям и опыту субъекту открывается все более и более широкое поле деятельности. От совершенно беспомощного существа ребенок превращается в социально-адаптированного взрослого человека. Описав основные процессы психического развития и проблему движущих сил, перейдем теперь к определенному периоду развития.

Источник

МЕТОДЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ
ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ДЕТЕЙ

§ 1. Общие принципы и пути изучения психического развития детей

При
исследовании психического развития
ребенка научная психология исходит из
нескольких основных принципов.

Во-первых,
изучение психического развития детей
должно быть объективным, т. е.
раскрывающим это развитие в его
собственных

21

закономерностях.
Это важно подчеркнуть потому, что на
ранних этапах своей истории детская
психология истолковывала душевную
жизнь детей по аналогии с душевной
жизнью взрослых, детям приписывались
несвойственные им переживания и мысли.

В
некоторых дневниках, ведущихся родителями,
воспитателями и даже специалистами-психологами,
еще и теперь можно встретить подобное
истолкование поведения ребенка и его
внутренней жизни. Это мешает пониманию
действительного содержания детской
психики, выяснению особенностей детей
на том или ином этапе их развития.

Во-вторых,
нужно дать не только правильное описание
процесса развития ребенка, но и верное
теоретическое объяснение его, показывающее
причинно-следственную связь и зависимость
разных форм развивающейся психики
детей. За описанием хода развития должно
следовать выяснение его причин, лежащих
как в условиях жизни и воспитания
ребенка, так и во всей предшествующей
истории развития детской психики.
Принцип причинности требует изучения,
по возможности, всех условий, определяющих
возникновение новых качеств личности
ребенка, его сознания. Только знание
причин развития детей позволяет
практически направлять это развитие,
педагогически правильно воздействовать
на него.

В-третьих,
раскрытие причин психического развития
возможно лишь на основе тщательного
прослеживания процесса формирования
психики детей при активном, специально
организованном руководстве этим
процессом со стороны психологов и
педагогов.

В
обычных условиях жизни и воспитания
ребенка обнаружить эти причины очень
трудно, так как они маскируются массой
временных и преходящих влияний. Поэтому
лишь специально организованное и научно
контролируемое формирование изучаемых
качеств и способностей ребенка, с
целенаправленным и планомерным изменением
условий его жизни, может дать ответ на
вопрос о причинах и механизмах, лежащих
в основе психического развития.
Показателем раскрытия закономерностей
развития психики детей является
возможность активного формирования у
них тех или иных психических процессов,
качеств личности, способностей.
Специальная организация
психолого-педагогической работы по
формированию психических качеств
ребенка является основным методом
научной детской психологии. Именно
такие исследования позволяют переходить
от простой констатации уровня развития
ребенка к объяснению его причин и к
целенаправленному педагогическому
руководству дальнейшим развитием
личности ребенка.

Читайте также:  Значение продуктивных видов деятельности для развития личности ребенка

Таким
образом, на основе научного опыта в
российской детской психологии сложились
три основных принципа изучения
психического развития ребенка: 1) принцип
объективного подхода к

22

психике
ребенка; 2) принцип причинного
объяснения хода развития; 3) принцип
изучения психики в процессе ее
целенаправленного формирования.

Изучение
развития ребенка проходит в двух основных
формах: 1) в форме «продольного
исследования» и 2) в форме исследований
посредством «поперечных срезов».

При
так называемом продольном исследовании
систематически изучается развитие
одних и тех же детей на определенном
отрезке их жизни. Задача состоит в том,
чтобы выяснить изменения, происходящие
в психике ребенка при переходе от одной
стадии развития к другой. К таким
исследованиям относятся, например,
систематические наблюдения за ходом
развития детей, проводившиеся под
руководством Н. М. Щелованова и И. Л.
Фигурина [200]. На основе ежедневных
наблюдений, в которых тщательно и точно
фиксировалось поведение каждого ребенка,
удалось подробно описать развитие детей
первого года жизни.

В
других исследованиях предметом изучения
является не все поведение ребенка в
целом, а отдельные его стороны. Так, в
работе А. Н. Гвоздева [32] обобщены
повседневные наблюдения за развитием
речи собственного сына в течение восьми
лет с точной фиксацией ее фонетических,
грамматических и синтаксических
изменений.

К
исследованиям такого рода приближаются
все регулярно ведущиеся дневники
развития ребенка. Однако подобные
дневники при всех своих положительных
сторонах обладают и существенным
недостатком — они, как правило, не всегда
систематизированы, недостаточно
целеустремленны и объективны.

К
продольным исследованиям относятся
также и некоторые экспериментальные
работы, в которых эксперимент систематически
проводился на одних и тех же детях в
течение определенного времени. Например,
в исследованиях Н. И. Касаткина, Ц. П.
Немановой и др. при установлении наиболее
ранних сроков появления временных
связей опыты начинали проводить с
детьми, имеющими всего несколько дней
после рождения, и ежедневно продолжали
их до того момента, пока у детей не
образовывались соответствующие условные
связи. Таким образом, при продольном
исследовании один и тот же ребенок или
одна и та же группа детей изучаются на
протяжении более или менее длительного
периода их развития. Как правило, такие
исследования требуют времени и очень
трудоемки. Этот недостаток продольных
исследований, а также невозможность
охватить ими достаточно большую группу
детей при выяснении их типичных возрастных
особенностей устраняются в работах
другого рода, которые могут быть названы
исследованиями поперечных срезов. В
этом случае исследование ведется на
отдельных и различных по возрасту
группах детей. Например, при выяснении
особенностей развития детской игры
исследователь проводит

23

одновременно
наблюдения над играми детей 3-, 4- и
5-летнего возраста и, сравнивая полученные
данные, устанавливает общую закономерность
развития детских игр.

По
принципу «срезов» построено известное
в психологии экспериментальное
исследование А. Н. Леонтьева по развитию
памяти [114]. В этом исследовании прежде
всего устанавливались особенности
памяти определенного количества детей
каждой возрастной группы от 4 до 16 лет
(«возрастные срезы»). Эти данные служили
основанием для определения общей картины
развития памяти в детском возрасте.

При
такой организации исследования
существенное значение имеет выбор самих
возрастных групп: можно брать группы,
отличающиеся в возрасте на полгода, на
год, на два-три года и т. д. Естественно,
что чем меньше этот временной промежуток,
тем больше возможностей определить все
существенные переломы в развитии
изучаемых психических процессов. Выбор
возрастных групп зависит как от характера
исследуемого процесса, так и от общей
продолжительности изучаемого периода.
Обычно при таком выборе руководствуются
следующим правилом: чем выше темп
развития исследуемого процесса, тем
меньшими должны быть временные промежутки
между отдельными «срезами».

Несмотря
на свою экономность, исследование по
«срезам» также имеет ряд недостатков,
основным из которых является трудность
изучения поворотных пунктов в развитии
процесса. Поэтому наиболее рациональна
такая организация исследования, когда
сначала путем возрастных «срезов»
определяется общая тенденция в развитии
той или иной психической деятельности,
а затем в некоторых «поворотных» пунктах,
требующих дополнительного изучения,
проводится продольное исследование.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник