Как это отразилось на дальнейшем развитии ребенка

Как это отразилось на дальнейшем развитии ребенка thumbnail

Мой сын заговорил поздно, уже ближе к трем годам, но я не переживала по этому поводу – современные тенденции развития детей таковы, что в связи с обилием различных гаджетов и средств информации дети стали сегодня говорить позже. Они понимают нас, копят пассивный словарь, но вот говорить начинают не очень рано. Хотя есть и исключения, поэтому, вопросам речевого развития родители уделяют особенно много внимания. И виной тому еще и пресловутое сравнение своего кровинушки с детьми друзей, соседей, и постоянные упреки и подколки родных: «А наш-то Васенька уже стихи читает, а ваш все молчит!»

Дайте с вами поговорим о том, какие причины приводят к тому, что дети длительно молчат, почему у них возникают проблемы с речью. Прежде всего, изначально, только врач может определить наличие задержки речевого развития и ни соседка, ни воспитатель в садике, ни ваши родственники в этом вопросе – не эксперты и не специалисты, их субъективное мнение в расчет брать не нужно вовсе. Сроки возникновения фразовой и активной речи сильно варьируют у детей как по возрасту, так даже и по полу. Обычно у девочек речь развивается активнее, чем у мальчиков, и они говорить начинают немного раньше, зато мальчишки физически развиваются активнее. Но, опять же, могут быть индивидуальные особенности.

Почему может страдать речь?

Причины появления стойких патологий в речи ребенка обычно разделяются на врожденные или приобретенные. Особенно часто на речь влияют различного рода неблагоприятные внутриутробные факторы, различные влияния в процессе родов или повреждения нервной системы и речевого аппарата в раннем возрасте малыша. К таким факторам можно отнести:

— целую группу наследственных факторов в виде умственной отсталости, развития психических заболеваний, резкие изменения в обмене веществ, расстройства гормонального обмена, влияющие на развитие мозга и всей нервной системы, проблемы с речью у родителей ребенка, передающиеся по наследству;

— различного рода осложнения беременности, влияющие на развитие нервной системы малыша;

— особенности течения родов в виде стремительных или затяжных родов, осложненные роды с тяжелыми травмирующими акушерскими вмешательствами – наложением щипцов, экстренным кесаревым сечением, вакуум-экстракцией, что в результате привело к травмам мозга или развитию у плода асфиксии с поражением речевых центров;

— различные послеродовые влияния – тяжелые инфекции и заболевания у малыша в раннем возрасте (сепсис, пневмонии, неврологические болезни, соматические тяжелые патологии);

— негативные влияния окружающей среды на ребенка в виде длительных и тяжелых психотравмирующих ситуаций, двуязычные семьи, психологические травмы, запущенность педагогическая и социально-бытовая, противоречивая система воспитания в семье.

Однако, стоит помнить о том, что далеко не каждый из указанных мною факторов будет обязательно являться определяющим для того, чтобы возникали патологии развития. При этом, внутриутробные факторы, нарушающие правильное развитие плода и вызывающие у него недоразвитие определенных структур и основных физиологических систем в организме, а также поражения головного мозга (энцефалопатии), особенно с поражением определенных зон, не пройдут совершенно бесследно для малыша. И также, влияния во время беременности и в процессе родов оставят более негативные последствия, нежели влияния в дальнейшей жизни малыша, так как клетки мозга в этот период менее зрелые, чем уже у подрастающего крошки. Чаще сего в проблемах речи виноватыми оказывается целая комбинация из нескольких вредных моментов сразу, которые в результате формируют не только речевые, но и психолого-педагогические проблемы у ребенка.

Но на каких же конкретно этапах в развитии ребенка могут происходить изменения, при каких обстоятельствах и при создании каких условий можно ожидать повреждения речевого аппарата, что будет вызывать дефекты речи? Кроме того, только ли повреждения в самом речевом аппарате приводят к тому, что возникают речевые расстройства или могут быть проблемы с речью при вполне здоровых речеобразующих органах? Давайте в этом разберемся поподробнее.

Становление речи и влияние на него негативных факторов

Итак, давайте с вами разберемся с самого начала, что может повлиять на речь наших малышей в период, когда мы еще только-только планируем малышей и вынашиваем их в своем животе?
Ваш малыш может быть еще даже не рожденным, и еще даже не планирован, а негативные факторы, которые в дальнейшем могут на него повлиять, уже работают в вашем организме на полную катушку, формируя влияние как непосредственно на речевые его функции, так и на многие иные патологии. Как же так? Все это легко объясняется влиянием на здоровье будущих детей нашей неблагоприятной наследственности и ведения неправильного образа жизни будущими родителями. Передаться от родителей к детям могут некоторые из особенностей в нервно-психическом развитии, особенности работы как центральных, так и периферических отделов нервной системы. Так, малыш может унаследовать ваши особенности строения органов артикуляции, а значит – и особенности речи.

Причем могут быть унаследованы расщелины неба, своеобразное его строение, а также работа тех нервных структур, которые отвечают за осуществление речевых функций. Проще говоря, ваши дети будут говорить примерно так же как вы, и дефекты вашей речи могут наследоваться. Для нервной системы в целом, и для речи в частности, важными будут такие факторы, влияющие еще до наступления беременности как профессиональные вредности, поражающие спермии папы и яйцеклетки мамы, вибрационные нагрузки, ионизирующие лучи, прием наркотиков, даже немного и даже легких, алкоголь, курение. Будут негативно влиять прерывания беременности, физическое и нервное истощение.

Во время беременности

На нормальный процесс внутриутробного развития и значит, на формирование речевых центров и содружественных с ними других участков мозга, а также на развитие самого речевого аппарата, могут влиять токсикозы беременности и гестозы, острые или хронические заболевания матери во время беременности. Особенно в ранних сроках перенесенные краснуха, грипп, эндокринные нарушения, проблемы печени и почек, резус-конфликты, травмы живота при беременности. Не менее важны прием медикаментов, влияющих на слух и нервную систему, профессиональные вредности, негативные эмоции беременной женщины и ее стрессы. Все эти факторы могут нарушить как строение головного мозга, так и разорвать формирующиеся особые связи между нервными центрами, повлиять на дальнейшую работу нервной системы.

Особым вопросом во влиянии на будущую речь и интеллект в целом является курение матери при беременности. Естественно, все знают, курить при беременности вредно, но не все осознают насколько это вредно, и что конкретно страдает у малыша. Ученые провели в экспериментах УЗИ женщинам, как во время курения, так и сразу после него. Во время затяжек сердцебиение плода резко ускоряется, в то время как его движения постепенно замирают, ребенок как бы задыхается, и у него в этот момент отмирает по одной-две сотни клеточек в головном мозге. Дети таких мамочек после рождения ослаблены, они хуже развиваются, подвержены постоянным заболеваниям, что естественно приводит и к задержкам речи у детей. При курении более 10 сигарет в день коэффициент умственного развития детей снижается на 9-10 пунктов из-за резкой гипоксии мозга плода. Плюсом к тому идет целый набор вредных веществ самого табачного дыма.

Осложненное протекание родов может приводить к повреждениям структур головного мозга травматического характера. Обычно это бывают гипоксия в родах, ишемия мозга или кровоизлияния из разорвавшихся сосудиков, травмы шейного отдела позвоночника с нарушением мозгового кровообращения, которые могут повреждать речевые центры. Как результат – развиваются они гораздо медленнее положенных сроков.

После родов

После рождения влияние негативных факторов на формирующиеся речевые центры все также актуально. Особенно негативно будут влиять на растущий мозг малыша травмы головы (как результат падений), приводящие к сотрясениям и ушибам мозга, воспалительные поражения мозга в виде энцефалитов и менингоэнцефалитов, пневмонии, дизентерии, любые заболевания, резко ослабляющие организм и тормозящие общее развитие.

Не меньше на речь влияют постоянные проблемы с ушами, так как слух непосредственно влияет на речевые функции. Могут влиять некоторые нерационально применяемые лекарства, особенно токсичные для слухового нерва антибиотики. Также могут нарушить речь и аномалии зубочелюстного аппарата из-за травм, сосания пальца или соски, постоянное общение с людьми, у которых имеются выраженные дефекты речи.

Все это в комплексе может существенно повлиять как на срок формирования речи, так и на ее правильность. Поэтому, нужно уделять внимание здоровью малыша, чтобы его первые слова и фразы вы услышали вовремя. Завтра мы будет говорить о речи и ее развитии далее:

Формирование речи ребенка — как помочь?

ЗРР — в чем она проявляется?

Помощь родителей при ЗРР у детей

Источник

Психологи давно доказали, что все наши проблемы родом из детства. Но однажды ученые взялись исследовать влияние пренатального, или дородового, периода на дальнейшую жизнь человека. И обнаружили факты, которые не только впечатляют, но и дают объяснение тому, что и почему происходит с нами во взрослой жизни.

Мы в AdMe.ru очень заинтересовались этим вопросом. Нам удалось выяснить, что желание изучить память человека до его появления на свет появилось у психологов уже очень давно. И их жажда познания привела к интересным выводам. Однако давайте по порядку. И помните, что в конце статьи вас ждет приятный бонус.

100 лет назад того, кто начал изучать жизнь человека до рождения, предали анафеме. Но времена изменились

Все началось в 1924 году. Отто Ранк (Otto Rank), ученик и коллега Зигмунда Фрейда (Sigmund Freud), заявил, что если устранить последствия родовой травмы, то пациента можно вылечить от невроза. За столь новаторские мысли коллеги изгнали его из Венского психоаналитического сообщества.

Однако в 1980-х, когда общество так продвинулось, что психологи стали использовать психоделики для исследования памяти плода, в один и тот же период 3 психиатра (Stanislav Grof, Athanassios Kafkalides и Frank Lake) опубликовали свои исследования. Кое-какие пункты из них обсуждаются, исследуются и используются по сей день:

  • Неродившийся ребенок может получить до рождения позитивную информацию, которая будет способствовать расцвету задатков, заложенных в генах. Но может быть и наоборот: негативная информация затормозит их проявление.
  • Можно проработать травмы, о которых мы даже не догадываемся. И это ключ для решения многих психических проблем.

Тяжелое эмоциональное состояние матери во время беременности порождает трудности в дальнейшей жизни ребенка

То, что откладывается у ребенка в голове во время нахождения в утробе матери, называют пренатальной, или фетальной, памятью. Больше всего на будущее плода воздействует эмоциональный аспект: психологическое состояние будущей матери влияет на всю дальнейшую жизнь ребенка. Если мать испытывает стресс, уровень кортизола, гормона стресса, повышается в околоплодных водах и оказывает воздействие на развитие ребенка в будущем.

Психологи связывают многие наши нынешние состояния с тем, что происходит с матерью и ребенком еще до его рождения:

  • Неврологические расстройства. Депрессия во время беременности не такой уж редкий гость. Замечено, что дети, родившиеся у матерей с депрессией, имели низкую оценку по шкале Апгар и им часто были необходимы реанимационные действия после рождения. Чем более выраженной была депрессия у матери, тем менее спокойным был ребенок. Считается, что такое состояние матери может привести к неврологическим проблемам и психическим расстройствам у детей в будущем.
  • Ожирение и диабет: исследования показали, что младенцы, матери которых голодали, впоследствии были более подвержены этим заболеваниям гораздо сильнее, чем те, у которых дородовой период прошел в благоприятных условиях.
  • Когнитивные расстройства. Тревожность не менее частое явление у женщин в положении. Ученые обнаружили, что у детей, матери которых страдали от тревожных расстройств, память хуже, чем у сверстников, им труднее концентрироваться и запоминать информацию. Кроме того, часто наблюдалось нарушение привязанности между матерью и ребенком, особенно у мальчиков.
  • Сексуальные проблемы. Существует мнение, что если во время беременности мать хотела ребенка другого пола, то в подростковом возрасте он может бессознательно переживать сложности со своей половой самоидентификацией. С началом же половой жизни возможно появление различных проблем (импотенция, фригидность, гомосексуальность).
  • Заниженная самооценка. Нежеланные дети также могут испытывать трудности во взрослой жизни. Они могут быть пессимистичны, обидчивы, с заниженной самооценкой. Такие люди часто жаждут общественного признания, им трудно чувствовать привязанность, нередко их мучают неврозы.
  • СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности). Сильный стресс также оказывает большое влияние на плод, при этом результат зависит от конкретного срока беременности. Например, если стресс был перенесен в 1-м триместре, когда закладывается нервная система плода, то повышается риск шизофрении. Если же стрессовое событие произошло во 2-м или 3-м триместре, то более вероятна склонность к СДВГ.
  • Аутизм. Дэвид Беверсдорф (David Beversdorf) долго изучал генетические причины аутизма. Однако позже он исследовал социально-психологические факторы этого явления и неожиданно обнаружил, что во многих случаях матери испытывали сильнейшие стрессы (смерть близких, потеря работы и т. п.). Больше всего влиянию таких стрессов были подвержены еще не рожденные дети (21–32-я недели беременности и особенно период 25–28-й недель).

Некоторые последствия такого рода, как это ни странно, были весьма кстати для наших предков. Например, в мире, полном опасностей, тревожный ребенок был более бдительным, а малыш с быстро переключающимся вниманием (СДВГ) обладал более быстрой моторикой. Но в современном мире некоторые из этих изменений могут создавать проблемы для ребенка и его семьи.

Разумеется, мы не можем поставить жизнь на паузу, чтобы спокойно и безмятежно прожить 9 месяцев до рождения ребенка. В мире происходит множество событий, которые так или иначе затрагивают нас, в нашей жизни участвуют люди, которые приносят нам печали и радости. Невозможно защититься от всего.

Однако в наших силах внимательнее относиться к своему психологическому и физическому состоянию. Мы можем заботиться о себе и оказывать своевременную помощь. Потому что так мы помогаем сохранять здоровье и радость от жизни не только себе, но и будущему поколению.

Бонус: есть и хорошие новости

Пренатальная память является своего рода залогом привязанности ребенка к родившей его женщине.

  • Плод запоминает не только голос матери, но и язык. Еще не рожденные малыши способны различать разные речевые звуки и впоследствии предпочитают родной язык своих матерей. Из этого следует, что процесс овладения языком начинается еще до рождения. Можно предположить, что если мать говорит на 2 языках, то потом ребенку будет легче освоить и второй язык.
  • Вкусовые пристрастия, формирующиеся у ребенка, зависят от того, чем принято питаться в семье. Амниотическая жидкость, в которой находится ребенок, насыщена вкусами еды, употребляемой матерью. Так как ребенок постоянно глотает эту жидкость, он чувствует вкус пищи. В дальнейшем эти же вкусы малыш ощущает и в материнском молоке, что способствует успешной лактации.
  • Наблюдения показывают, что матери, у которых сильно изменился рацион до рождения ребенка, испытывают трудности в установлении грудного вскармливания. Это может быть одной из причин, почему кормящей матери лучше не садиться на жесткую диету без особых показаний после рождения ребенка, а продолжать питаться как обычно.

Все это не значит, что женщина во время беременности должна вдруг начать слушать классическую музыку, к которой равнодушна, и питаться гуакамоле и аргентинскими стейками, а не привычным картофельным пюре с котлетами. Это значит лишь, что неосознанно мы даем нашим детям то, что может помочь им через много-много лет.

А что вы думаете о пренатальной памяти? Может быть, вам известны факты о том, как события в жизни родителей оказали влияние и на вас?

Иллюстратор Leisan Gabidullina специально для AdMe.ru

  • История особенной девочки, от которой отказалась мама, но рядом оказался лучший папа в мире

  • Ученые считают, что наши собаки действительно понимают, что им говорят

  • 16 находчивых взрослых, которым по зубам любой детский каприз

  • 12 знаменитых женщин, которые рискнули стать мамами после 40

  • 10 отечественных актеров, чья привлекательность выбивается из надоевших стандартов «киношной» красоты

  • 8 открытий прошлого года, которые перевернут ваше представление о собственном теле (Спойлер: у человека нашли новый орган)

  • 9 секретов, которые скрываются за известными логотипами

  • 13 человек, у которых есть талант удивлять на ровном месте

  • 10 интригующих фильмов, которым удалось застать зрителя врасплох

  • 20 человек, которые завели собаку и теперь разгребают последствия

  • 6 стран, где жилье у моря стоит дешевле, чем квартира на отшибе наших мегаполисов

  • 17 человек, которые попали в грамматический ад, но не растерялись

  • 8 детских сказок, в сюжетах которых скрыты взрослые секреты

  • 12 пикантных фактов о нарядах и аксессуарах, которые покажут их с новой стороны

  • 12 фактов о жизни Джима Керри (После их прочтения вы больше не сможете воспринимать его как простого комика)

  • В 2020 году правят новые стандарты красоты. Свежие обложки Glamour это только подтверждают

Источник