Физическое развитие ребенка с ограниченными возможностями

Физическое развитие ребенка с ограниченными возможностями thumbnail

АННОТАЦИЯ

В статье раскрывается роль физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья и его развитии в целом. Выделены существующие проблемы в физическом развитии таких детей. Обозначена важность проведения физкультурных занятий в жизни и развитии ребенка с ОВЗ.

Ключевые слова: дети с ОВЗ, физическое развитие, физическая культура, коррекция, занятия, эффективность, проблемы.

Физическое развитие является одним из главных направлений, которое обеспечивает успешность жизнедеятельности ребёнка. Формирование моторики и автоматизация комплекса движения – главные компоненты физического развития ребёнка. А чувство радости, ощущение самостоятельности – это главные источники мотивации физической активности детей.

В последнее время возрастает количество детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – детей, имеющих недостатки в физическом и (или) психическом развитии [3, с.327]. Поэтому физическое воспитание ребенка с ОВЗ – это самый действенный метод в его развитии. Дети с ОВЗ становятся активными участниками Параолимпийских игр на международных аренах. Их желание заниматься спортом нисколько не меньше, чем у обычных ребят, бывает даже и гораздо выше.

Физическое развитие детей с ОВЗ имеет свои существенные особенности. Таким детям свойственна быстрая утомляемость, мышечная напряженность, замедленность процесса освоения основных движений, у них нарушена осанка, общая моторика, ориентировка в пространстве, обладают общей скованностью и замедленностью выполнения движений, дискоординацией, выражено плоскостопие. Также такие дети отстают в показателях основных физических качеств, силы, ловкости, скорости.

Родители детей с ОВЗ в основном делают упор на занятия с логопедом или дефектологом, а на физические занятия почти не обращают внимание.

Поэтому одно из главных направлений в физическом развитии ребенка с ОВЗ представлено формированием максимально комфортных условий для развития физических качеств детей, с помощью коррекционной работы, включая индивидуальные, физиологические и психические возможности каждого ребёнка.

Эффективность физических упражнений для коррекции нарушений моторики и недостатков физического развития у детей с ОВЗ подчеркивается в работах многих ученых: П.П. Павлов, П.Ф. Лесгафт, В.В. Ториневский, Л.В. Запорожец и др. [1, с.173].

Работа по коррекции недостатков физического развития и двигательных способностей представляет собой сложный процесс, поэтому важной особенностью проведения занятий по физическому развитию является использование системного подхода к применению разнообразных форм, средств, путей и методов физического воспитания, способов дозирования нагрузок, индивидуальный и дифференцированный подходы, но имеющий единую целевую направленность на коррекцию и развитие двигательной сферы ребенка.

Особенностью преподавания физического развития для воспитанников с ОВЗ, является направленность на реализацию принципа вариативности, дающего возможность подбирать содержание учебного материала в соответствии с психофизическими, возрастно-половыми особенностями учащихся.

На сегодняшний день все существующие формы физического воспитания, предназначенные для детей с ОВЗ, а именно – занятия по физическому воспитанию, ритмике, уроки по физической культуре и другое – относят к формам адаптивного физического воспитания и называют занятиями по адаптивному физическому воспитанию, уроками по адаптивной физической культуре.

Традиционные формы проведения физкультурно-оздоровительных занятий не формируют у детей полезные привычки (привычка выполнять утреннюю гимнастику), не развивают интерес к саморазвитию физических качеств, не способствуют развитию любознательности и познавательной мотивации, которые занимают важное место в формировании ценностей здорового образа жизни.

Поэтому как в дошкольном учреждении, так и в школе появляется необходимость поиска такой формы проведения физкультурных занятий, при проведении которых оздоровительный эффект был в тесной взаимосвязи с положительными эмоциями детей, благотворно влияющими на психику детей с ОВЗ.

Отметим общие проблемы физического развития детей с ОВЗ [2, с.55]:

1. Отсутствие мотивации к познавательной деятельности, ограниченность представления об окружающем мире.

2. Низкий темп выполнения заданий.

3. Необходимость в постоянной помощи взрослого.

4. Уровень свойств внимания (устойчивость, концентрация, переключение) достаточно низкий.

5. Уровень развития речи, мышления также находится на низком уровне.

6. Наличие трудностей в понимании инструкций.

7. Нарушение координации движений.

8. Низкая самооценка.

9. Повышенная тревожность.

10. Высокий уровень психомышечного напряжения.

11. Низкий уровень развития мелкой и крупной моторики;

12. Повышенная утомляемость с двигательным беспокойством.

13. Повышенная возбудимость, склонность к вспышкам раздражительности, упрямству.

Двигательная активность детей с ОВЗ находится в тесной взаимосвязи с видом заболевания, поэтому развивать ее во время традиционных игр просто нецелесообразно. Долгое время говорится о том, что именно определенные физические упражнения в зависимости от вида заболевания ребёнка помогают в развитии функциональных систем его организма, повышают общий уровень здоровья, иммунитет, способность к адаптации, а также повышают уровень умственной деятельности. Также нужно отметить благотворное влияние занятий танцами, физической культурой и спортом на развитие личности, что особенно четко выражается среди детей с ОВЗ. Для формирования высокого уровня физической формы детей с ОВЗ в течение всей жизни нужно проведение систематических физических занятий с самого детства [3, с.329].

Содержание физического развития в традиционных дошкольных учреждениях, общеобразовательных школах и в специальных школах-интернатах недостаточно развито в методическом, в материально-техническом и в организационном отношениях. В основном занятия проходят для галочки, нагрузки на таких занятиях абсолютно не соответствуют потребностям организма ребёнка. Главными причинами являются отсутствие педагогов с соответствующей квалификацией в области адаптивной физической культуры, неполная и не всегда грамотная интерпретация специалистами в этой области медицинских сведений о патологии занимающихся детей, что в последствии приводит к некорректной коррекции дефектов физического развития и здоровья детей с ОВЗ.

Согласно статистике наблюдается низкий уровень физического развития детей-выпускников общеобразовательных школ, а среди детей-выпускников специальных школ-интернатов данный процент еще ниже, что недопустимо [2, с.57], т.к. решение проблем физического развития детей с ОВЗ, рост их двигательной активности и уровня физического развития с помощью систематической целенаправленной коррекционной работы является одним из главных условий подготовки таких детей к самой жизни и трудовой деятельности, а также процессам их реабилитации и интеграции в современном обществе.

Читайте также:  Развитие ребенка казьминой скачать бесплатно

Таким образом, согласно наблюдениям и практическому опыту детям с ОВЗ просто необходимо повышение их двигательной активности с помощью физкультурных занятий.

Физическая культура имеет большие возможности для коррекции и совершенствования моторики каждого ребенка с ОВЗ. Многие физические упражнения, вариативность их выполнения, позволяют выбирать целесообразные сочетания для каждого ребенка в силу из различных нарушений.

Поэтому регулярные физкультурно-оздоровительные занятия необходимы в жизни каждого ребенка с ОВЗ. В воспитании таких детей существует своя особая направленность, которая представлена: обеспечением духовного и физического развития, профессионально-прикладной подготовленностью к труду, усвоению правил и норм поведения в разных условиях, занятиями некоторыми видами спорта, которые будут соответствовать их физическим и психическим возможностям, участием в специальных соревнованиях и Параолимпийском движении.

Список литературы:

  1. Лебедев Е.О. Физкультурно-спортивные мероприятия как средство формирования здоровьесбережения и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья // Молодой ученый. – 2018. – №5. – С. 173-175.
  2. Меркушева Е.П. Развитие двигательной сферы – важное условие эффективной коррекции детей с ограниченными возможностями здоровья // Образование и воспитание. – 2018. – №5. – С. 54-60.
  3. Токарева С.В. Физическая культура, как фактор социализации детей с ограниченными возможностями здоровья // Актуальные проблемы развития физической культуры и спорта в современных условиях. – 2016. – № 1. – С. 327-333.

Источник

Физическое воспитание детей с ОВЗ в ДОУ занимает особое место. В процессе физического воспитания и развития детей  происходит не только становление двигательной сферы ребёнка, но и осуществляется формирование умственных способностей, нравственно-эстетических чувств, развитие речи, закладываются основы целенаправленной и организованной деятельности.

      Целью является создание целостной системы педагогического процесса, обеспечивающего создание оптимальных условий для всестороннего полноценного развития двигательных и психофизических способностей и укрепления здоровья, учитывая возрастные и индивидуальные особенности дошкольников с ОВЗ, путём повышения физиологической активности органов и систем детского организма; коррекция двигательных нарушений; разработка и использование таких методов, приёмов и средств, которые способствовали бы функциональному совершенствованию детского организма, повышению его работоспособности, делали бы его стойким и выносливым, обладающим высокими защитными способностями к неблагоприятным факторам внешней среды, в рамках реализации образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО.

Задачи физического развития и физического воспитания детей с ОВЗ:

  • Формировать у детей интерес к физической культуре и совместным физическим занятиям со сверстниками;

  • Охранять жизнь и укреплять здоровье детей;

  • Формировать правильную осанку и содействовать профилактике плоскостопия;

  • Создавать условия и формировать у детей потребность в разных видах двигательной деятельности;

  • Развивать у детей движения, двигательные качества, физическую и умственную работоспособность, учитывая возрастные и индивидуальные особенности;

  • Тренировать у детей сердечно сосудистую и дыхательную системы, закаливать организм;

  • Создавать условия для эффективной профилактики простудных и инфекционных заболеваний;

  • Осуществлять систему коррекционно-восстановительных мероприятий, направленных на развитие психических процессов и личностных качеств воспитанников, предупреждать возникновение вторичных отклонений

  • психофизическом развитии ребёнка;

  • Учить детей выполнять движения и действия по подражанию действиям взрослого;

  • Учить детей выполнять действия по образцу и речевой инструкции;

  • Формировать у детей игровые двигательные действия.

На занятия по физическому воспитанию решаем как общие, так и коррекционные задачи.

В занятия включаются физические упражнения, направленные на развитие всех основных движений (метание, ходьба, бег, лазанье, ползание, прыжки), а также общеразвивающие упражнения, направленные на укрепление мышц спины, плечевого пояса и ног, координацию движений, формирование правильной осанки, развитие равновесия.

Стратегия организации физического воспитания базируется на физио-логических механизмах становления движений в процессе развития растущего детского организма. В ходе утренней гимнастики в семье и на занятиях в ДОУ предлагаем детям основные виды движений в следующей последовательности: движения на растягивание в положении лежа; метание, ползание и движения в положении низкого приседа, на коленях; упражнения в вертикальном положении (ходьба, лазанье, бег) и подвижные игры.

Работа по развитию ручной и тонкой ручной моторики проводится на специальных занятиях. На начальном этапе обучения большое внимание уделяется общему развитию рук ребенка, формированию навыка хватания,

становлению ведущей руки, согласованности действий обеих рук, выделению каждого пальца. В ходе проведения занятий у детей отрабатываются навыки удержания пальцевой позы, переключения с одной позы на другую, одновременного выполнения движений пальцами и кистями обеих рук. Подобные движения выполняются с речевым сопровождением и опорой на зрительные и тактильные образы-представления. Развитие всех видов ручной моторики и зрительно-двигательной координации служит основой для становления типичных видов детской деятельности, является предпосылкой становления устной и письменной речи, а также способствует повышению познавательной активности детей.

Основные направления коррекционно-педагогической работы

Метание – один из первых видов двигательной активности ребенка, который основывается на развитии хватательных движений и действий малыша. Общеизвестно, что в онтогенезе движений хватание развивается раньше прямостояния. Развитие руки стимулирует формирование остальных двигательных функций организма, активизируя всю психическую дея-тельность ребенка. Даже глубоко умственно отсталый ребенок может схва-тывать предметы, удерживать их непродолжительное время и бросать, выполняя движение от плеча, поэтому в программе данный вид занятий стоит на первом месте. В процессе метания движение выполняется как одной рукой, так и двумя руками. При этом стимулируется выделение ведущей руки и формируется согласованность совместных действий обеих рук. Все это имеет особое значение для коррекции отклонений в познавательной сфере детей с нарушением интеллекта.

Читайте также:  Психология развития ребенка по возрастам

Построение направлено на организацию деятельности детей в процессе физического воспитания. В ходе построения дети учатся слышать взрослого и подчинять свое поведение требованиям инструкции взрослого. Наряду с этим умственно отсталый ребенок учится адекватно вести себя, ориентироваться в ситуации и участвовать в совместных действиях со сверстниками.

Ходьба направлена на развитие основных движений ребенка, формирование умения правильно держать корпус, соблюдать ритм ходьбы, совершенствование согласованных движений рук и ног, формирование слухо-двигательной и зрительно-двигательной координации. В процессе ходьбы развивается целенаправленность в деятельности ребенка.

Бег способствует совершенствованию основных движений ребенка, позволяет ему овладеть навыком согласованного управления всеми действиями корпуса, формирует легкость и изящество при быстром перемещении ребенка. Совместный бег в группе детей закрепляет навыки коллективных действий, способствует появлению эмоционального отклика на них и предпосылок коммуникативной деятельности.

Правильная организация бега детей позволяет формировать у них адекватные формы поведения в коллективе сверстников и желание участвовать в совместной деятельности.

Прыжки направлены на развитие основных движений ребенка, трени-ровку внутренних органов и систем детского организма. Прыжки следует вводить постепенно и очень осторожно, поскольку они создают большую нагрузку на неокрепший организм ребенка (физиологами доказано, что для безопасного выполнения прыжков необходимо наличие у ребенка развитого брюшного пресса и 3-образного изгиба позвоночника). Детей начинают учить прыжкам со спрыгивания, с поддержкой взрослого. Прыжки подготавливают тело малыша к выполнению заданий на равновесие, которые очень сложны для умственно отсталого дошкольника. Для совершенствования навыков в прыжках ребенок должен проявить волевые качества своей личности, сосредоточиться и собраться с силами. Кроме того, в процессе выполнения прыжков у детей начинают закладываться основы саморегуляции и самоорганизации своей деятельности.

Ползание, лазанье, перелезание направлены на развитие и совершенствование двигательных навыков, укрепление мышц спины, брюшного пресса, позвоночника. Эти движения, в свою очередь, оказывают положительное влияние на формирование координированного взаимодействия в движениях рук и ног, на укрепление внутренних органов и систем. Данное направление работы является одним из важнейших, поскольку представляет высокую коррекционную значимость, как для физического, так и для психического развития ребенка. В связи с тем, что многие умственно отсталые дети в своем развитии минуют этап ползания, одна из задач физического воспитания – восполнить этот пробел.

Общеразвивающие упражнения способствуют развитию интереса к движениям, совершенствованию физических показателей и двигательных способностей; развивают гибкость и подвижность в суставах; укрепляют функционирование вестибулярного аппарата. Физические упражнения обеспечивают активную деятельность внутренних органов и систем, укрепляют мышечную систему в целом. В общеразвивающих упражнениях выделяют следующие группы движений:

  • упражнения без предметов;

  • упражнения с предметами;

  • упражнения, направленные на формирование правильной осанки;

  • упражнения для развития равновесия.

Подвижные игры закрепляют сформированные умения и навыки, стимулируют подвижность, активность детей, развивают способность к сотрудничеству со взрослыми и детьми. Подвижные игры создают условия для формирования у детей ориентировки в пространстве, умения согласовывать свои движения с движениями других играющих детей. Дети учатся находить свое место в колонне, в кругу, действовать по сигналу, быстро перемещаться по залу или на игровой площадке. Совместные действия детей создают условия для общих радостных переживаний, активной совместной деятельности.

В процессе подвижных игр создаются условия для развития психических процессов и личностных качеств воспитанников, у детей формируются умения адекватно действовать в коллективе сверстников.

Наиболее эффективна организация подвижных игр на свежем воздухе (при активной двигательной деятельности детей на свежем воздухе усиливается работа сердца и легких, а следовательно, увеличивается поступление кислорода в кровь, что благотворно влияет на общее состояние здоровья).

Диагностика и мониторинг результатов физической подготовленности детей

В физическом воспитании дошкольников диагностическое тестирование помогает решению ряда сложных педагогических задач, например таких, как выявление уровней развития двигательных качеств, оценка уровня владения двигательными навыками, соответствие физического развития ребенка возрастным нормам. На основе результатов тестирования можно сравнить динамику развития движений ребенка; проводить отбор физических упражнений для занятий; осуществлять объективный контроль обучения детей движениям; выявлять преимущества и недостатки применяемых средств, методов обучения и форм организации занятий; составлять наиболее обоснованные планы групповых и индивидуальных занятий.

Диагностика и мониторинг результатов физической подготовленности детей с ОВЗ

Для комплексной оценки физического состояния детей необходимы учет и анализ данных физической подготовленности, которая характеризуется степенью сформированности двигательных навыков и развития физических качеств. Диагностику физической подготовленности детей и развития физических качеств детей проводим в соответствии с методическими рекомендациями Тарасовой Т.И.

У детей с ОВЗ в каждой возрастной группе 2 раза в год проводится диагностика развития основных видов движений (в сентябре – на начало учебного года и в мае – на конец учебного года). Тесты на каждой возрастной группе аналогичные и на начало и на конец учебного года, чтобы можно было оценить динамику развития движений. Анализ результатов позволяет сделать качественный и количественный анализ развития конкретного ребенка, выявить реальный уровень его развития и степень соответствия возрастным нормам, а также определить общегрупповую тенденцию развития детей каждой возрастной категории. Результаты тестирования являются точкой отсчета для прогнозирования особенностей развития детей с ОВЗ и подбора оптимального содержания обучения движениям, средств и приемов адекватного педагогического воздействия.

Читайте также:  Тесты на общее развитие ребенка 10 лет

Критерии оценки качественно-количественных результатов диагностики детей в развитии движений представлены в приложении

Результаты мониторинга заносятся в специальные таблицы по возрастным группам.

Оценка уровня овладения детьми основными видами движений в начале

  • конце учебного года производится следующим образом:

  • по каждому из указанных параметров в столбце с фамилией и именем ребенка выставляются полученные им баллы;

по каждому ребенку подсчитывается итоговый показатель (сумма балов в столбце делится на количество параметров, полученный результат округляется до десятых долей).

Полученный показатель на начало учебного года выявляет трудности в обучении движениям на предыдущем году обучения (или у вновь пришедших детей); определяет уровень актуального развития; фиксирует характер отклонений в двигательном развитии; выявляет личностный ресурс ребенка, определяет зону ближайшего развития и помогает в разработке плана конкретных мероприятий на текущий учебный год, направленных на решение выявленных проблем.

Полученный показатель на конец учебного года показывает эффективности реализации индивидуальной коррекционно-развивающей программы ребенка и помогает в составлении прогноза относительно дальнейшего физического развития ребёнка.

Итоговый показатель мониторинга результатов физической подготовленности детей по каждой возрастной группе детей помогает описать общегрупповые тенденции развития движений детей, ведения учета результатов освоения программы по разделу «Физическое воспитание», а также для подготовки к административно-групповым совещаниям, где все специалисты, работающие на данной возрастной группе, обсуждают и анализируют полученные результаты по каждой образовательной области.

Приложение

Качественно-количественные оценки результатов диагностики детей

1 балл /низкий уровень/: ребенок не демонстрирует умение, или наблюдаемое качество, или показатель той или иной образовательной области; либо пытается принять задание и степень выраженности того или иного качественного показателя крайне низкая; либо отмечаются слабые попытки выполнить задание, но помощь не эффективна; ребенок допускает существенные ошибки в технике движений. Не соблюдает заданный темп и ритм, действует в сопровождении показа воспитателя. Нарушает правила в играх, хотя с интересом в них участвует. Ошибок в действиях других не замечает.

1,5 балла /уровень ниже среднего/: ребенок демонстрирует умение, или наблюдаемое качество, или показатель только в единичных случаях, или это носит случайный характер; необходима обучающая (объяснение способа выполнения задания) или организующая (организация мыслительной деятельности и контроль действий ребенка) помощь; либо ребенок сам постоянно обращается за помощью к взрослому, эффект незначителен.

2 балла /средний уровень/: ребенок демонстрирует умение, или наблюдаемое качество, или показатель, но отмечаются неточности, ошибки, незначительное отставание от возрастных нормативов или программных требований и необходима направляющая (постановка цели, повторение инструкции, задания), либо организующая (организация мыслительной деятельности и контроль действий ребенка) помощь; владеет главными элементами техники большинства движений; способен самостоятельно выполнять упражнения на основе предварительного показа; иногда замечает ошибки при выполнении упражнений и нарушения правил в играх; увлечен процессом, не всегда обращает внимание на результат; в играх — активен.

2,5 балла /уровень выше среднего/: ребенок демонстрирует умение, или наблюдаемое качество, или показатель, но отмечаются неточности, ошибки или незначительное отставание от возрастных нормативов или программных требований и необходима эмоционально-регулирующая

(положительная или отрицательная оценка деятельности), либо стимулирующая (активизация собственных сил ребенка) помощь.

3 балла /высокий уровень/: ребенок демонстрирует умение, или наблюдаемое качество, или показатель постоянно, отмечается высокая степень самостоятельности, успешность ребенка не зависит от особенностей ситуации, но возможно, что в некоторых случаях требуется стимулирующая помощь («подумай» и т.д.); ребенок проявляет стойкий интерес к физическим упражнениям; осуществляет элементы контроля за действиями сверстников, замечает нарушение правил в играх; наблюдается перенос освоенных упражнений в самостоятельную деятельность.

107

Тесты для обследования мелкой и общей моторики ребёнка с синдромом раннего детского аутизма и нарушением опорно-двигательного аппарата

(Ф.И.О.)

Дата обследования: …… 20…. года

Тесты для обследования

Результаты выполнения тестов ребёнком

1

Сидение на стуле

(для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата)

2

Вставание со стула

(для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата)

3

Стояние

(для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата)

4

Ходьба (особенности движения)

5

Манипуляции кистью:

ведущая рука –

– резко ограничены;

– частично ограничены;

– не ограничены.

– сжать пальцы в кулак

– поднять кисти вверх

– опустить кисти вниз

– хватательные движения пальцами (сжать

с силой указательные пальцы инструктора в

кулачках)

6

Манипуляции руками:

– вытянуть руки в стороны

– поднять руки вверх

– согнуть руки в локтях, кисти к плечам

7

Тест на ручную умелость (намотать

верёвку длиной 2 метра, с кеглей на конце, на

палку, поворачивая палку пальцами рук, время

определить по секундомеру)

8

Бросать мяч, подвешенный на резинке,

о стену двумя руками от груди и ловить его

после броска.

9

Поворот туловища, лёжа на коврике

с живота на спину –

со спины на живот –

10

Приседания, руки на поясе

11

Наклоны туловища вперёд-вниз из

положения стоя, руки подняты вверх –

достать руками пальцы ног

12

Работа ног на велотренажёре (дети

первого года обучении не обследуются на этот

тест, т.к. ноги не достают до педалей)

13

Ползание по скамейке, лёжа на животе

вперёд, подтягиваясь руками –

назад, толкаясь руками –

14

Подъём и спуск по гимнастической

лестнице

Источник