Развитие правого полушария мозга ребенка

Развитие правого полушария мозга ребенка thumbnail

О том, что человеческий мозг разделён на правую и левую части и за что каждая из них отвечает, было известно ещё давно. Но детальные исследования в этом направлении стали вестись относительно недавно по историческим меркам. И доселе обычные факты засияли в совершенно ином свете. Однако обо всём по порядку.

Налево – направо, или Смена караула

Немного о работе мозга. Учеными доказано, что правое полушарие мозга отвечает за синтез и творчество, а левое – за анализ и логическое мышление. Последние тысячелетия упор в развитии детей делался в основном на левое полушарие. На тот период времени это было полностью развитие правого полушария мозгаоправдано: древнему человеку надо было понять природу вещей глубже, чем предлагают галлюцинации объевшегося мухоморами шамана.

И сейчас большинство родителей по инерции обучают своих отпрысков по программам, которые развивают именно левое, логическое полушарие. И почти напрочь забывают о такой же важности правого, считая, что летать в облаках и строить воздушные замки в жизни совершенно не нужно. В принципе, так и есть. Но у этого процесса есть и обратная сторона: современные дети очень рано взрослеют и даже стареют именно в этом ментальном плане.

Отключённое или практически полностью задавленное воображение создаёт вместо творческой личности серый винтик в глобальном механизме. Это можно сравнить с тем, если бы человек ходил в спортивный зал и тренировал только одну половину тела. Чем такое кончится, не трудно догадаться. Но в обучении данная патология, к сожалению, уже давно стала нормой.развитие правого полушария мозга

Из реальной жизни можно привести такой пример: в США учёные отслеживали детей с очень высоким IQ, а когда эти дети выросли, их собрали в одну группу и поставили задачи по фундаментальным разработкам в различных отраслях, но эта затея потерпела полный крах. А секрет прост и сложен одновременно: левое полушарие мозга может работать только с уже известной информацией и никогда не заменит собой правого, творческого. То, чего до этого не было, ему недоступно.

Однако с развитием информационной эры ситуация стала меняться в лучшую сторону. И на развитие у детей функций правого полушария мозга специалисты по педагогике и психологии стали выделять всё больше и больше внимания. Прорывом можно считать введение шкалы так называемого эмоционального интеллекта — EI (Emotial Intelligence). Не последним примером в этом отношении стали люди, которые добились успеха в плане научных открытий в различных областях.

Приручаем вдохновение, или Найти ваш баланс

Делать одно и то же в надежде получить другой результат – верный признак шизофрении,  но именно так поступает основная масса людей в вопросах воспитания и развития своих детей. Причём, что примечательно, из самых лучших побуждений. Современная система обучения разработана сугубо под развитие левого полушария мозга. Но если вы хотите, чтобы ваше чадо имело показатели лучше, чем у среднестатистического ребёнка, то и подходы ищите соответствующие.развитие правого полушария мозга

Как уже было сказано, левое полушарие работает только с уже известным. Функции правого – работа с непознанным. Существует гипотеза, что все решения уже существуют в некотором виртуальном банке информации Вселенной. А наш мозг является суперкомпьютером, который может к этому банку подключаться и выбирать наилучший вариант. За это у детей и взрослых отвечает правое полушарие. Т.е. правое занимается фундаментальными разработками. А левое – прикладными, а также окончательным выпуском «готового продукта» в жизнь.

Процесс подключения обычно происходит спонтанно и называется он вдохновением. Ранее считалось, что его совершенно невозможно приручить, что приходит оно когда вздумается. Но в 21 веке стало понятно, что вдохновение есть не что иное, как состояние гармонии души и разума. Однако тем, кто решил полноценно тренироваться, на первых этапах логику и анализ нужно будет отключить или перенаправить в другое русло.

Но не впадайте в крайности. Люди со слишком развитым правым полушарием в ущерб левому обычно психически нездоровы.

Они живут в своём виртуальном мире по своим законам. Творческие люди, которые живут среди нас, нередко имеют репутацию чудаков, что не мешает им создавать шедевры.

Бизнесмены, сумевшие добиться успеха и признания, особенно в области инноваций, – самый идеальный пример сбалансированности и развития обоих полушарий мозга. Они сами себе и начальники, и исполнители. И основная часть времени у них уходит не на монотонную работу, а на обдумывание того, что можно усовершенствовать, или, ещё лучше, как создать то, чего раньше не было. Билл Гейтс, Стив Джобс, Сергей Брин, Илон Маск – этот список можно продолжать долго.

От генератора идей к всегда верному выбору, или Забегая вперёд

Развивая у детей правое полушарие мозга, со временем родители приходят к тому, что ещё большего эффекта даёт развитие эпифиза, или шишковидной железы. И если первое отвечает за творчество в общем, то развитие второго даст возможность всегда выбирать самый выигрышный вариант из всех возможных. Представьте, каких высот можно достичь, всегда зная, образно говоря, под каким стаканом шарик. Это и есть то, что принято называть интуицией. Для тренировки эпифиза многими авторами разработаны различные системы упражнений, которые направлены на одну и ту же цель.

Программа минимум

Работоспособность мозга восстанавливается быстрее, если он через определённые промежутки времени переключается с одной работы на другую. Все нижеописанные упражнения для соответствующего развития можно применять как отдельной программой, так и в коротких мозговых разминках.

  • Массаж ушей.
Читайте также:  Скачать история развития ребенка 112

На ушной раковине расположено множество точек, напрямую влияющих на работу мозга. На более глубоком уровне этим пользуются мастера иглоукалывания, но неспециалистам хватит и обычного растирания. Указательным и большим пальцами начните с разминания мочек ушей, как будто пробуете тесто на твёрдость. Затем основанием ладони разотрите уши снаружи и изнутри. Это считается разминкой к основным упражнениям.

  • Кольца.

Сделайте кольцо, соединив большой и указательный палец. Затем средний с большим, безымянный, мизинец и в обратном порядке. Начинайте медленно, постепенно увеличивая скорость. Сначала упражнение делается одной рукой с развитие правого полушария мозганебольшой скоростью, в прямом и обратном направлении. Затем другой рукой точно так же. Затем сразу двумя в обоих направлениях.

  • Кулак-ребро-ладонь.

Упражнение выполняется за столом. На столешнице показывают три положения руки, которые по очереди сменяют друг друга. Первое – кисть, собранная в кулак, второе – ладонь перпендикулярно столешнице (ребром), третье – ладонь, распрямлённая на плоскости стола. Вначале вместе с наставником ребёнок должен сделать медленно 8-10 повторений одной рукой, затем другой, потом сразу двумя вместе. Допускается, чтобы малыш помогал себе словами-командами (кулак-ребро-ладонь) вслух или тихонько про себя.

  • Лезгинка, или лесенка.

Левая рука собрана в кулак и повёрнута к груди (пальцами к туловищу), большой палец отведён вверх. Ладонь правой руки распрямлена в горизонтальном положении таким образом, чтобы её мизинец касался большого пальца левой. Затем положение рук меняется. Начинаете медленно, затем ускоряете темп. Сделать от 6 до 10 повторов.

  • Ухо-нос.

Большим и указательным пальцем левой руки берётесь за кончик носа, теми же пальцами правой – за левое ухо. Смена положения (правая – за нос, левая – за правое ухо) и т.д. развитие правого полушария мозгаКаждая смена происходит через хлопок в ладоши. Это упражнение считается заданием повышенной сложности.

  • Змейка, или Обмани мозг.

Кисти рук сведены накрест ладонями друг к другу, пальцы собраны в замок. Далее руки выворачиваются к себе, т.е. пальцы смотрят вверх. Задача – пошевелить тем пальцем, который укажет тренер. Вначале ребёнок путается, где левый, а где правый, но затем обычно быстро разбирается, что к чему.

  • Зеркальное и симметричное рисование.

Или рисование в две руки. Положите перед малышом чистый лист бумаги и два карандаша любых цветов. Задача – научиться рисовать двумя руками сначала симметричные рисунки, а затем несимметричные, в «зеркальном» порядке.

Эффект от вышеописанных упражнений будет только в том случае, если они выполняются системно. Результатом у детей станет улучшение памяти, внимания, речь станет чётче, разовьётся пространственное воображение, моторика рук. Но главное – это снижение утомляемости и повышение самодисциплины и самоконтроля.

Источник

Пышина Александра Алексеевна
Консультация для родителей «Развиваем правое полушарие головного мозга»

Уважаемые родители!

Как известно, наш мозг состоит из двух полушарий: левого и правого, к каждому из которых идут нервные пути от органов чувств и от всех органов, имеющих чувствительность (например, болевую или тактильную — осязательную). При этом правое полушарие в основном «обслуживает» левую сторону тела: принимает большую часть информации от левого глаза, уха, левой руки, ноги и т. д. и передает команды соответственно левой руке, ноге, а левое полушарие обслуживает правую сторону.

Главное отличие левого полушария от правого в том, что только в нем расположены речевые центры и переработка всей поступающей в левое полушарие информации происходит с помощью словесно-знаковых систем. Левое как бы дробит картину мира на части, на детали и анализирует их, выстраивая причинно-следственные цепочки, классифицируя все объекты, выстраивая схемы, последовательно перебирая все то, что попадает в сферу его восприятия или извлекается из памяти. На это требуется время, левое полушарие действует сравнительно медленно. Правое же полушарие, в котором нет центров речи, схватывает картину мира целостно, одновременно включая в рассмотрение всю конкретную реальность, не дробя на части, а синтезируя целостный образ во всей совокупности его конкретных проявлений. Оно специализируется на обработке информации, которая выражается не в словах, а в символах и образах. Правое полушарие действует быстро.

Таким образом, левое полушарие можно назвать аналитическим, классификационным, абстрактным, алгоритмическим, последовательным, индуктивным. Можно сказать, что левому полушарию свойственно рационально-логическое, знаковое мышление.

Правому полушарию соответствуют такие характеристики, как целостное, синтетическое, конкретное, эвристическое (от слова «эврика!», параллельное (одновременное, а не последовательное, дедуктивное. Его называют еще эмоциональным. Ему свойственно наглядно-образное, интуитивное, творческое мышление.

Левое полушарие отвечает за наши способности к чтению и письму. Правое полушарие дает нам возможность мечтать и фантазировать. С помощью правого полушария мы можем сочинять различные истории. Правое полушарие отвечает также за способности к музыке и изобразительному искусству.

Обычно какое-то из полушарий у человека является доминирующим, что отражается на индивидуальных свойствах личности. Например, левополушарных людей больше тянет в науку. Правополушарные больше стремятся заниматься искусством, или сферами деятельности, требующими индивидуальных образных решений. Подавляющее большинство великих творцов – композиторов, писателей, поэтов, музыкантов, художников и т. п. – «правополушарные» люди.

Вся современная цивилизация преимущественно левополушарная. Все обучение в нашей культуре ориентировано на людей с доминирующим левым полушарием. Увы, люди в большинстве своем игнорируют неисчислимые возможности, таящиеся в правой половине мозга. До сих пор еще существует недооценка значения интуиции и интуитивного познания.

Читайте также:  Права ребенка с проблемами в развитии

Ребенок поначалу является ярко выраженным правополушарным существом, но постепенно начинает подключаться и левое полушарие мозга и примерно с возраста двух лет к нему переходят наиболее важные функции (в первую очередь речь).

В связи с этим несколько слов о раннем обучении детей, становящемся все более модным. Всегда ли оно обосновано? Может быть в данном случае нарушается столь важный принцип воспитания, как своевременность. Татьяна Везель в своей статье «Левша – это хорошо или плохо?» (журнал «Материнство») пишет: «В последнее время набирает силу мода на раннее обучение. Родители соперничают, демонстрируя умение малышей читать, писать и считать. Бурно поощряя раннюю активность левого полушария, они буквально насилуют детей, стимулируя его деятельность, даже если этой активности нет.

Если правое полушарие успевает до победы левого накопить необходимый багаж, то все в порядке. Если нет, то левополушарный крен может «заблокировать» правый мозг, оставив навсегда психику данного человека обедненной. Ему будет труднее стать самим собой, а значит уникальным, неповторимым созданием, каковыми изначально задуманы все люди».

Так что раннее развитие детей имеет не только плюсы, но и минусы. Но этих «минусов» можно избежать, если стремиться к тому, чтобы оба полушария мозга у ребенка работали гармонично. А для этого нужно именно гармоничное развитие, без узкой специализированной направленности, а значит необходимо заниматься не только развитием интеллекта ребенка, но и его эмоциональным и физическим развитием.

Преимущества гармоничной работы полушарий мозга огромны. Это своеобразный ключик, позволяющий открыть дверцу, за которой спрятаны огромные потенциальные возможности человек

Существуют также специальные упражнения, направленные на развитие правого полушария. Опишем здесь некоторые из них.

1. Упражнения на визуализацию.

Когда у вас найдется свободная минутка, посадите ребенка рядом с собой и предложите немного пофантазировать.

Давай закроем глазки и представим белый лист бумаги, на котором большими буквами написано твое имя. Представь, что буквы стали синими. А теперь — красными, а теперь — зелеными. Пусть будут зелеными, но лист бумаги вдруг стал розовым, а теперь — желтым.

А теперь прислушайся: кто-то зовет тебя по имени. Угадай, чей это голос, но никому не говори, сиди тихонько. Представь, что твое имя кто-то напевает, а вокруг играет музыка. Давай послушаем!

А сейчас мы потрогаем твое имя. Какое оно на ощупь? Мягкое? Шероховатое? Теплое? Пушистое? У всех имена разные.

Теперь мы будем пробовать твое имя на вкус. Оно сладкое? А может быть, с кислинкой? Холодное, как мороженое, или теплое?

Мы узнали, что наше имя может иметь цвет, вкус, запах и даже быть каким-то на ощупь.

А теперь откроем глазки. Но игра еще не окончена.

Попросите ребенка рассказать о своем имени, о том, что он видел, слышал и чувствовал. Немного помогите ему, напомните задание и обязательно поощряйте: «Как интересно!», «Ну надо же!», «Никогда бы не подумал, что у тебя такое замечательное имя!».

Рассказ окончен. Берем карандаши и просим нарисовать имя. Ребенок может рисовать все, что захочет, главное, чтобы рисунок отражал образ имени. Пусть ребенок украсит рисунок, использует как можно больше цветов. Но не затягивайте это занятие. Важно закончить рисовать в строго определенное время. Тут уж вы сами думайте, сколько отвести на рисование — медлительному малышу нужно минут двадцать, а «торопыга» нарисует все и за пять минут.

Рисунок готов. Пусть малыш объяснит, что значат те или иные детали, что он пытался нарисовать. Если ему сложно это сделать — помогите: «Что это нарисовано? А это? А почему ты нарисовал именно это?»

Теперь игра окончена, можно отдохнуть.

Вы, наверное, догадались, в чем ее суть. Мы провели ребенка по всем ощущениям: зрение, вкус, обоняние, заставили включиться в деятельность и воображение, и речь. Таким образом, все зоны мозга должны были принять участие в игре.

2. Теперь можете придумывать и другие игры, построенные на таком же принципе. Например: «Имя-цветок» — рисуем цветок, который мы могли бы назвать своим именем; «Я взрослый» — пробуем представить и нарисовать себя взрослым (как буду одет, как говорю, что делаю, как хожу и так далее); «Воображаемый подарок» — пусть малыш дарит воображаемые подарки своим друзьям, а вам рассказывает, как они выглядят, пахнут, какие на ощупь.

Вы застряли в пробке, долго едете в поезде, скучаете дома или в очереди к врачу — поиграйте в предложенные игры. Малыш в восторге и не канючит: «Мне скучно, ну когда же наконец. «, а родительское сердце ликует — ребенок-то развивается!

Предлагаем вам еще одно упражнение на визуализацию, которое называется «Стирание из памяти стрессовой информации».

Предложите ребенку сесть, расслабиться и закрыть глаза. Пусть он представит перед собой чистый альбомный лист, карандаши, ластик. Теперь предложите малышу мысленно нарисовать на листе негативную ситуацию, которую необходимо забыть. Далее попросите, опять же мысленно, взять ластик и начать последовательно стирать ситуацию. Стирать нужно до тех пор, пока с листа не исчезнет картинка. После этого следует открыть глаза и произвести проверку: закрыть глаза и представить тот же лист бумаги – если картинка не исчезла, нужно снова мысленно взять ластик и стирать картинку до полного исчезновения. Упражнение рекомендуется периодически повторять.

Читайте также:  Способы развития гибкости у ребенка

2. «Ухо-нос». Левой рукой беремся за кончик носа, а правой — за противоположное ухо, т. е. левое. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши и поменяйте положение рук так, чтобы уже правая держалась за кончик носа, а левая – за противоположное, т. е. правое ухо.

3. «Колечко». Поочередно и очень быстро перебираем пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем указательный, средний, безымянный, мизинец. Сначала можно каждой рукой отдельно, потом одновременно двумя руками.

4. «Зеркальное рисование». Положите на стол чистый лист бумаги, возьмите по карандашу. Рисуйте одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения вы должны почувствовать расслабление глаз и рук, потому что при одновременной работе обоих полушарий улучшается эффективность работы всего мозга.

Кстати, когда вы что-то делаете обеими руками одновременно, например, играете на музыкальном инструменте или даже набираете текст на клавиатуре, работают оба полушария. Так что это тоже своеобразная тренировка. Еще полезно совершать привычные действия не ведущей рукой, а другой. Т. е. правши могут пожить жизнью левшей, а левши соответственно наоборот стать правшами. Например, если вы обычно чистите зубы, держа щетку в левой руке, то периодически перекладывайте ее в правую. Если пишете правой рукой, переложите ручку в левую. Это не только полезно, но и весело. А результаты таких тренировок не заставят себя долго ждать.

5. И напоследок еще одно забавное упражнение для детей, которые уже умеют хорошо читать.

Глядя на картинку, надо произнести вслух как можно быстрее цвета, которыми написаны слова.

Источник

Функции между полушариями мозга разделены, но только их взаимосвязанная работа формирует полноценную работу психики человека.

Что такое межполушарное взаимодействие?

Межполушарное взаимодействие — особый механизм объединения ЛП и ПП в единую интегративную, целостно работающую систему, формирующийся под влиянием как генетических, так и средовых факторов.

За что отвечает правое полушарие:

 — обработка невербальной информации, эмоциональность;

— музыкальные и художественные способности;

— ориентация в пространстве;

— способность понимать метафоры (смысл пословиц, поговорок, шуток и др);

— обработка большого количества информации одновременно, интуиция;

— воображение;

— отвечает за левую половину тела.

За что отвечает левое полушарие:

— логика, память;

— абстрактное, аналитическое мышление;

— обработка вербальной информации;

— анализ информации, делает вывод;

— отвечает за правую половину тела.

Только взаимосвязанная работа двух полушарий мозга обеспечивает нормальную работу всех психических процессов.

Что бывает если межполушарное взаимодействие не сформировано:

происходит неправильная обработка информации и у ребенка возникают сложности в обучении ( проблемы в письме, устной речи, запоминании, счете как в письменном, так и в устном, а так же в целом восприятии учебной информации)

Почему у некоторых детей межполушарное взаимодействие не сформировано?

Причин может быть много, вот несколько из них:

— болезни матери, стресс (примерно с 12 недель беременности);

— родовые травмы;

— болезни ребёнка в первый год;

— длительный стресс;

— общий наркоз.

Признаки несформированности межполушарного взаимодействия:

  • зеркальное написание букв и цифр;
  • псевдолеворукость;
  • логопедические отклонения;
  • неловкость движений;
  • агрессия;
  • плохая память;
  • отсутствие познавательной мотивации;
  • инфантильность.

Упражнения для развития межполушарного взаимодействия

Выполнять упражнения лучше каждый день, хотя бы по 5-10 минут. Эти упражнение являются «гимнастикой для мозга». И будут полезны детям и взрослым даже если с сформированностью межполушарных взаимодействий все в порядке.

Зеркальное рисование. 

Взять карандаш или фломастер в обе руки и одновременно на листе бумаги рисовать симметричные — зеркальные рисунки.

Специальные прописи.

Упражнение «Лезгинка».

Левая рука сложена в кулак, большой палец в сторону (кулак расположен пальцами к себе). Правая рука в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. Далее меняем руки. 6-8 повторений.

Колечко.

Поочередное перебирание пальцев большого и указательного, затем большого и среднего и д.т. Сначала отдельно на обеих руках, затем одновременно

Ухо – нос. 

Левой рукой взяться за кончик носа, правой за противоположное ухо. Одновременно отпустить, хлопнуть в ладоши и взяться наоборот. 6-8повторений, чем быстрее скорость, тем лучше результат.

Змейка. 

Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок. Подвигать заданным пальцем (должны поучаствовать все пальцы).

Перекрестные движения. 

Выполняются одновременные перекрёстные движения. Например: поднять левую ногу вверх и дотронуться до неё правой рукой.

 Горизонтальная восьмерка. 

В воздухе нарисовать восьмёрку сначала одной рукой, затем другой, а потом обеими руками вместе. Важно следить глазами за движениями рук.

«Лягушка»

Игра «Опиши, что вокруг».

На улице, попросите ребёнка назвать все окружающие предметы, которые он видит.

«Ребро, кулак, ладонь»

Логоримика

— это система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки, движения, слова.

Одновременное проговаривание слов и выполнение соответствующих движений отлично развивают взаимодействие левого и правого полушария и ещё способствует развитию речи.

Также на пользу для развития межполушарного взаимодействия пойдут занятия спортом и спортивные игры на свежем воздухе.

Важно!

Упражнения должны выполняться непринуждённо, в спокойной обстановке.

Если вы видите, что проблема есть и упражнения не помогают, обязательно обратитесь к нейропсихологу.

Источник