Развитие познавательных интересов через сенсорное развитие ребенка

«Развитие у детей познавательных интересов

через сенсорное развитие»

1Наименование опыта. Его актуальность и перспективность.

Развитие сенсорики является чувственной основой для всех способностей ребёнка (познавательных, эстетических, творческих и пр.), для полноценного, осознанного восприятия окружающей действительности. Поэтому на сенсорном развитии детей сосредоточили своё внимание отечественные и зарубежные учёные. Сенсорное развитие имеет огромное значение у ребёнка на определённом этапе его развития. Потери в развитии ребёнка, допущенные в дошкольном возрасте, невосполнимы в полной мере в последующей жизни.

Свою работу я основала на научных трудах и идеях, таких учёных- педагогов, как А.П.Усова, А.В. Запорожец, Н.Н. Подьякова, Л.А. Венгер, И.М. Сеченова, В.М.Бехтерева, Е.И.Тихеевой, доктора медицины, врача, психолога и педагога М.М.Монасеиной, а также я использовала собственный опыт, наработанный в педагогической практике.

Я считаю,что данная тема актуальна всегда, потому что сенсорному развитию детей отводится ведущая роль в процессе первоначального формирования личности.

Развивая сенсорные восприятия мы развиваем у детей умственные способности, вызываем у них интерес к математике, логике и доказательности рассуждений, желание проявлять умственное напряжение, сосредотачивать внимание на проблеме.

Должное внимание  уделяется развитию речи . Педагог не только задаёт заранее подготовленные вопросы, но и непринужденно разговаривает с детьми, использует потешки, загадки, считалки, фрагменты сказок.

Познавая окружающий мир, ребёнок учится мыслить. Таким образом, основное содержание сенсорного воспитания- систематическое упражнение органов ощущения. Ребёнок должен быть физически здоров, аксиома, основное условие столь же объективное, сколько и необходимое для сенсорного развития и воспитания. Ребёнок должен быть здоров- это должно быть известно каждому, но не каждый знает, что только здоровый ребёнок развивается нормально в умственном и нравственном отношении. Формировании личности как сложный и противоречивый процесс усвоения социального опыта , требует от взрослых систематически целенаправленных упражнений с детьми с самого раннего возраста по сенсорному и умственному развитию и воспитанию в органическом единстве.

В связи с этим, я считаю необходимым уделить достойное внимание этой теме, направленной на формирование у детей представлений о внешних свойствах предметов, которое необходимо для полноценного восприятия ими окружающего мира.

2.Условия возникновения становления опыта.

Вопрос сенсорного развития в дошкольной педагогике и психологии раскрыт достаточно хорошо. Однако , на практике многие воспитатели сенсорное развитие используют недостаточно, не находя им места в течении дня.

Цель моей работы заключается в том, чтобы внедрить в педагогическую деятельность знания о сенсорном развитии детей и формировании представлений у них о свойствах предметов и различных явлениях окружающего мира, а так же о тренировках органов чувств.

Задачи исследования:

1.Теоретическое обоснование формирования у детей дошкольного возраста основ сенсорного развития.

2.Изучить проблему применения  сенсорного развития в педагогический процесс детского сада, с целью формирования  у детей представлений о внешних свойствах предметов.

3.Внедрить изучение сенсорного развития в педагогический процесс с целью формирования у детей представлений о внешних свойствах предметов.

4.Подтвердить целесообразность проведения подобных занятий.

5. Разработать практические рекомендации для педагогов ДОУ, родителей.

6.Способствовать накоплению разнообразного сенсорного опыта детьми дошкольного возраста.

7.Организовать обучение детей сенсорным эталонам.

8. Установить с детьми эмоционально положительный контакт и вызвать интерес к совместной деятельности со сверстниками и взрослыми.

Методы исследования:

— теоретические(анализ психолого-педагогической литературы, наблюдения)

-эмпирические (диагностика, анализ результатов детской деятельности)

База исследования: ДОУ №62, дети  младшего  дошкольного возраста.

3.Теоретическая база опыта.

Проблема сенсорного развития и воспитания в дошкольной педагогике и психологии разрабатывалась преимущественно такими учёными как  

А.П.Усова, А.В.Запорожец, Н.Н.Подьякова. Заметный вклад в исследование этой проблемы внесли профессор Л.А.Венгер и его ученики и последователи.

Проблема сенсорного развития детей всегда была в центре внимания русских психологов и педагогов , таких как И,М, Сеченов «Рефлекс головного мозга»-1966г., «Физиология органов чувств»-1867г., К.Д,Ушинского

«Человек, как предмет воспитания»., В.М.Бехтерева, И.А.Секорскоко,

Е.И.Техеевой. Особый интерес к этой к этой проблеме проявила М,М,Монасеина- доктор медицины, врач, психолог, педагог. Все эти  учёныу подчёркивали особое значение раннего сенсорного развития , где нервная система и органы чувств называются «посредником» между внешним миром  и сознанием. Подчёркивая такую взаимосвязь сенсорного и умственного развития ребёнка, М.М.Монасеина утверждала: « чем скорее и чем лучше выучится ребёнок управлять своими органами чувств (зрением и особенности), тем быстрее и полнее будет его умственное развитие»

Основное внимание воспитателей и родителей должно быть направлено на развитие умственных способностей детей, главным образом через развитие органов чувств. «Это настолько необходимо,-отмечает М,М,Монасеина,-что дети сами собой только и делают в течении первых лет жизни, что упражняют свои органы чувств, т.е. учатся видеть , слышать, обонять, осязать, учатся различать вкусы и т.д.» Дети инстинктивно совершают изо дня в день гигантскую работу: одну и ту же вещь рассматривают, ощупывают со всех сторон, тащат в рот, прикладывают к уху, бросают- т.е. производят с ней бесчисленные всевозможные опыты.

Сенсорное развитие связано не  только с формированием его речи, умственных способностей ребёнка оно оказывает сильнейшее  влияние на становление эстетических и нравственных чувств.

Сенсорный, чувственный опыт служит источником познания мира.

Сенсорное развитие составляет одну из главных задач детей дошкольного возраста, оно очень многогранно. В сенсорном развитии и воспитании ребёнка не надо забывать и о воспитательной функции рисования (лепки), не только развивающее верность глаза, руки, чувство формы, цвета, но и приучающего ребёнка вникать во все подробности, частности, способствующие развитию внимания и наблюдательности.

Формирование у детей представлений о внешних свойствах предметов: форме, цвете, величине, положение в пространстве, необходимо для полноценного восприятия ими  окружающего мира. С восприятием предметов и явлений окружающего мира начинается его познание.

Читайте также:  Развитие и образование ребенка дома

Профессор Н.М.Щелованов называл дошкольный возраст «золотой порой»

cенсорного воспитания.

Моя задача заключается в том, чтобы найти для каждого ребёнка способы оптимального развития его интересов, способностей личности в  целом, возможностей самовоспитания и самоорганизации.

Исходя из этого, я выработала для себя следующие положения, которые применяю на практике:

1.управлять обучением и всей жизнью детей с позиции их интересов;

2.постоянно проявлять веру в возможности и перспективы каждого дошкольника. Ведь педагог должен верить в возможности каждого ребёнка и любые отклонения в его развитии рассматривать в первую очередь, как результат недифференцированного методического подхода к ребёнку;

3.быть этичным по отношению к дошкольнику, уважать и поддерживать его достоинство;

4.постоянно формировать и воспитывать взаимное уважение в детском коллективе, учить детей этике отношений;

5.проявлять живой интерес к увлечениям, интересам и делам каждого ребёнка.

Таким образом, сенсорное развитие дошкольников занимает одно из центральных мест в работе с ними: этот возраст наиболее благоприятен для развития восприятия, совершенствования органов чувств, накоплению представлений об окружающем мире.

  4.Ведущая педагогическая идея.

Cодержание воспитания и обучения детей сенсорному развитию – это совокупность основных знаний(представлений понятий, терминов и т.д.),

Умений и навыков(способов действия) овладение которыми обеспечивает формирование у детей представлений о внешних свойствах предметов.

Цель стоящая передо мной – повышение уровня знаний основ сенсорного развития , через восприятие детьми окружающего мира.

Работа по сенсорному развитию детей я построила на основе следующих принципов:

-принцип стандартизации базовых знаний, умений и навыков по возрастным группам;                                                                                 —принцип целостности базовых знаний, умений и навыков, обеспечение которых определяется набором типичных и проблемных ситуации   -принцип дифференциации содержания изучаемого материала на основе последовательного ступенчатого развития у детей сенсорных процессов

-принцип связи применять полученные знания на практике.

-принцип преемственности  взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи.           

 Воспитательно –образовательные задачи, которые мною решаются при формировании у дошкольников представлений о внешних свойствах предметов и полноценного восприятия ими окружающего мира:

1.Продолжать работу по сенсорному воспитанию детей в разных видах деятельности.

2Обогащать опыт детей новыми способами обследования предметов. 3.Закреплять полученные ранее навыки и совершенствовать восприятие детей путем активного использования всех органов чувств (осязание, зрение, слух, вкус, обоняние).

4. Обогащать чувственный опыт детей и умение фиксировать полученные впечатления в речи.

5.Приветствовать попытки детей самостоятельно обследовать предметы, используя знакомые и новые способы: сравнивать, группировать, классифицировать предметы

6.Учить использовать эталоны как общественно обозначенные свойства и качества предметов (цвет, форма, размер, вес и т. п.); подбирать предметы по одному, двум качествам (цвет, размер, материал и т. п.).

5.Технология опыта.

Учитывая важность проблемы сенсорного развития ,я решила провести с детьми углублённую работу в этом направлении.

Гипотеза.

Я предполагаю, что систематическое развитие сенсорных процессов окажет положительный результат в речевом развитии ребёнка и повысит работоспособность коры головного мозга.

Работу по развитию у детей познавательных интересов через сенсорное развитие в педагогический процесс с целью формирования у дошкольников сенсорных процессов, я выстроила в 3 этапа.

1 этап. Констатирующий эксперимент.

Задача: Выявить уровень сформированности у детей дошкольного возраста познавательных интересов.

Чтобы  определить уровень сенсорного развития у детей  младшего возраста, я провела в начале учебного года диагностику. И получила такие результаты:17% низкий уровень, 44% средний уровень, 39% высокий уровень.

На основе диагностики я стала включать в занятия обширный материал по сенсорному развитию детей.

2 этап.Формирующий эксперимент.

Задача.Формировать у детей основы познавательных интересов через сенсорное развитие.

Свою работу по сенсорному развитию я начала проводить с младшей группы.

В утренние и вечерние часы пребывания детей в ДОУ, я проводила индивидуальную работу с отстающими детьми, где предлагаю им дидактические игры, «Больше, меньше,ещё меньше», «Поможем кукле, клоуну.» и т д .

Для самостоятельной деятельности детей я предлагаю такие дидактические игры как «Цвета», «Цветные коврики», «Мозаика», сюжетные игры, типа «Одень куклу», спортивные  «Попади в свою мишень», «Добеги до флажка» и т д. Дети охотно играют в эти игры, а в игре , как известно, всё запоминается лучше и быстрее.

Но моя работа была бы не полной и не достигла бы таких успехов без помощи родителей Значительное внимание я уделяла работе с родителями.

Ведь именно они помогают детям закрепить знания , полученные в ДОУ дома , в привычной для них среде . Мною были проведены открытые занятия для родителей, консультации для родителей на тему «Математика для малышей» и т.д. Благодаря планомерной и систематической работе с семьёй, родители стали активно включаться в жизнь группы и детского сада.

3 этап. Контрольный эксперимент.

Задача. Выявить уровень усвоения знаний детьми познавательных  интересов, с целью формирования  сенсорных процессов.

Чтобы узнать была ли эффективна работа по усвоению детьми познавательных интересов, с целью формирования сенсорных процессов , я провела контрольную диагностику:. низкий уровень 15%, средний уровень-39%, высокий  уровень-46%  Такую же диагностику я провела в средней, старшей и подготовительной группах.

Читайте также:  Возможности коррекции задержек психического развития ребенка

Средняя группа начало года: 14% низкий уровень, 37% средний уровень, 49% высокий уровень. Конец года: 12% низкий уровень, 36% средний уровень, 52% высокий уровень.

Старшая группа начало года:10% низкий уровень, 34% средний уровень, 56% высокий уровень. Конец года: 8% низкий уровень,32% средний уровень,60% высокий уровень.

Подготовительная группа начало года: 5% низки1 уровень, 30% средний уровень,65% высокий уровень. Конец года: 0% низкий уровень, 28% средний уровень,72% высокий уровень.

Таким образом , можно сделать вывод, что в результате проведённой работы уровень детей с высоким сенсорным развитием вырос, а низкий снизился.

Кроме того у детей сформировались такие качества личности: общительность, дисциплинированность, организованность, ответственность, самостоятельность, уверенность; развилась способность анализировать свои действия и поступки.

 Следовательно, работа по внедрению в педагогический процесс усвоения детьми знаний познавательных интересов через сенсорное развитие была эффективна и дала положительный  результат.

Среди направлений дальнейшей работы я выделяю следующее:

— совершенствовать воспитательно-образовательный процесс по усвоению детьми познавательных интересов через сенсорное развитие.

-обновлять и обогащать предметно-развивающую среду.

-совершенствовать и повышать качество анализа процессов, диагностики и отслеживания результатов.

-активно привлекать родителей к совместным мероприятиям по усвоению познавательных интересов через сенсорное развитие.

— вовлекать малоактивных родителей в педагогический процесс.

-проводить чаще анкетирование родителей, чтобы получать представление о том, что их интересует, в каких консультациях они нуждаются.

6. Новизна опыта.

Сенсорное развитие положительно влияет на формирование познавательных процессов: восприятие, памяти, мышление, внимание, воображение, а так же развитие речи.

7.Адресная направленность.

Данный опыт работы адресован педагогам дошкольных учреждений, студентам пед.колледжей, проходящим пед.практику в ДОУ. С помощью моей работы можно развить у детей умственные способности, главным образом через развитие органов чувств, развить речь детей, сформировать представление о внешних свойствах предметов, воспитать интерес к математике, логике.

Resource id #92

Источник

Екатерина Козина
Развитие познавательного интереса детей раннего возраста через восприятие сенсорных эталонов

СЛАЙД № 1.

Развитие познавательного интереса детей раннего возраста через восприятие сенсорных эталонов: цвет, форму, величину, тепло, звук.

СЛАЙД № 2.

Прежде чем давать знания,

надо научить думать,

воспринимать, наблюдать.

В. Сухомлинский

Познавательный интерес зарождается в раннем детстве в недрах предметно-манипулятивной деятельности, представляя собой простое, как будто «бесцельное» экспериментирование с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия. В период дошкольного детства «островки» познавательного интереса сопровождают игру, продуктивную деятельность, «вплетаясь» в них в виде ориентировочных действий, опробования возможностей любого нового материала.

Детство – пора поисков ответов на разные вопросы. На протяжении всего дошкольного детства, а особенно в раннем возрасте, наряду с игровой деятельностью значимую роль для развития ребёнка приобретает познавательная деятельность, которая предусматривает самостоятельный поиск знаний.

Маленький ребенок — первооткрыватель, исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний, где дети довольны и непосредственны, легко включаются в совместную со взрослым практическую деятельность, с удовольствием не просто манипулируют предметами, а действуют ими.

Отечественные педагоги Н. Н. Поддьяков,А. П. Усова, Е. Л. Панько выделяют основную особенность познавательной деятельности: «Ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, исследовательскую функции».

СЛАЙД № 3.

По ФГОС ДО программа должна обеспечивать развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах деятельности и трактует познавательное развитие как образовательную область.

Познавательное развитие ребенка дошкольного возраста как эволюционный процесс проходит несколько стадий: любопытство, любознательность, стадия развития познавательного интереса, стадия развития познавательной активности, которые переходят от низшей к высшей в совместной специально организованной деятельности Значимого взрослого и ребенка.

СЛАЙД № 4

По ФГОС задачами познавательного развития являются

Задачи:

развитие любознательности и познавательной мотивации;

формирование познавательных действий, становление сознания;

развитие воображения и творческой активности;

формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, их свойствах: форме, цвете, размере, звучании.

Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями. Познавательный интерес ребенка 2-3 лет выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности.

На этапе раннего детства ознакомление со свойствами и качеством предметов играет определяющую роль. Ранний возраст называют «золотой порой» сенсорного воспитания.

Сенсорное воспитание детей раннего возраста, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

СЛАЙД № 5

Сенсорное развитие – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание.

СЛАЙД № 6

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию

Развитие познавательной активности у детей раннего возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через сенсорные эталоны.

В развитии познавательного интереса детей раннего возраста ведущую роль играет овладения действиями с предметами, сенсорное развитие, восприятие предметов и их свойств (формы, величины, цвета,). Сначала по образцу, а потом и по слову ребенок может из двух-трех цветных шариков выбрать один требуемого цвета или из двух-трех матрешек разной величины (резко контрастных) выбрать самую маленькую.

Читайте также:  Этапы развития ребенка до года книга

В решении задач сенсорного развития существенную роль играет подбор игрушек и пособий разных по цвету, форме, материалу. Следует подбирать предметы контрастные по одному из признаков, но сходные по другим (например, шарики, кубики одного цвета, но разные по размеру). Разнообразие предметов и их свойства привлекает внимание детей, а подчеркнутое различие и сходство признаков углубляет, уточняет восприятие.

СЛАЙД № 7

Хотелось бы отметить, что наш детский сад работает по основной общеобразовательной программой «От рождения до школы» под редакцией Вераксы, но также применяются технологии Марии Монтессори. Свою педагогическую систему Мария Монтессори называла системой саморазвития ребенка в дидактически подготовленной среде.

Зоны сенсорного развития

по технологии Марии Монтессори:

1. Материалы и упражнения с ними для развития и утончения зрения;

2. Материалы и упражнения с ними для развития термического чувства;

3. Материалы и упражнения с ними для развития и утончение слуха.

СЛАЙД № 8.

Материалы и упражнения с ними для развития и утончения зрения:

1. блоки цилиндров;

2. русская пирамидка;

3. русская матрёшка;

4. формочки – вкладыши

5. розовая башня

6. цветные таблички

СЛАЙД № 9

Материалы и упражнения с ними для развития термического чувства:

1. тепловые бутылочки;

2. тепловые таблички.

СЛАЙД № 10

Материалы и упражнения с ними на развитие и утончение слуха:

1. колокольчики;

2. звоночки;

3. шумящие цилиндры

СЛАЙД № 11.

Русская матрешка.

Материал:

русская деревянная кукла, состоящая из нескольких вложенных в нее таких же кукол, но меньшей величины.

Цели

Прямая: раскрыть матрешку, выстроить ряд куколок от большой к маленькой, а затем вложить их обратно друг в дружку.

Косвенная: концентрация внимания, координация движений, утончение зрительного чувства, умение сравнивать предметы по величине, строить сериационный ряд. Представление «большой-маленький», «глубокий-мелкий», «высокий-низкий», «больше, чем…», «ниже, чем.» и т. д.

СЛАЙД № 12

Самостоятельная работа ребенка.

СЛАЙД № 13.

Формочки-вкладыши.

Материал:

10 формочек в виде пластмассовых стаканчиков различной величины, иногда разного цвета. Формочки не являются классическим материалом М. Монтессори, но могут использоваться в дидактических играх детей как развивающий материал.

Цели.

Прямая: вынуть все формочки из самой большой, выстроить гармоничный ряд, а затем вложить их обратно друг в друга.

Косвенная: развитие визуальных ощущений, пальцев рук, концентрация внимания, координация движений, подготовка к математике.

СЛАЙД № 14.

Блоки цилиндров.

Материал:

Деревянные блоки, изготовленные чаще всего из бука и покрытые бесцветным экологически чистым лаком. В каждом блоке по 5-10 отверстий различной величины, в которые вставлены соответствующие цилиндры с кнопками, за которые их вынимают и вставляют. Цилиндры могут отличатся и совпадать по диаметру и высоте, соответственно глубине и диаметру отверстия.

Цели.

Утончение зрения (ребенок визуально различает размеры цилиндров и вкладывает их в соответствующие отверстия блока). Нахождение пар: цилиндр и его отверстие в блоке. Представление «большой-маленький», «толстый-тонкий», «низкий-высокий». Концентрация внимания, координация движений, развитие моторики.

СЛАЙД № 15.

Самостоятельная работа ребенка.

СЛАЙД № 16.

Тепловые таблички.

Материал:

Деревянная коробочка с пятью отделениями, в которых лежат 5 пар одинаковых по размеру табличек, сделанных из разных материалов: металла, дерева, войлока, стекла, мрамора.

Цели.

Прямая: самостоятельное составление на ощупь ряда из пар табличек, одинаковых по теплоте материала, их которого они сделаны.

Косвенная: тренировка теплового восприятия, термического чувства, координация движений, концентрация внимания.

СЛАЙД № 17.

Презентация материала.

СЛАЙД № 18, 19.

Самостоятельная работа детей.

СЛАЙД № 20.

Шумящие цилиндры.

Материал:

Две деревянные коробки. Одна с красной, другая с синей крышкой. В каждой коробке стоят по 6 цилиндров с красными и синими крышками соответственно, которые по-разному шумят при встряхивании (от самого тихого-к самому громкому). У каждого цилиндра в одной коробке есть пара по звучанию – в другой.

Цели.

Прямая: найти пары одинаково шумящих цилиндров и выстроить их в ряд.

Косвенная: развитие и утончение слуха, пробуждение акустического внимания, координация движений, концентрация общего внимания, подготовка к изучению окружающего мира и к игре на музыкальном инструменте.

СЛАЙД № 21,22.

Презентация материала, работа детей.

СЛАЙД № 23.

Цветные таблички.

Материал:

Небольшая деревянная коробочка с тремя парами табличек основных цветов: красного, синего, желтого. У каждой таблички с двух сторон белый кант.

Цели.

Прямая: выстроить в ряд пары табличек одинакового цвета, распознавать цвета.

Косвенная: утончение зрения, выстраивание сериационного ряда, сравнение и анализ, подготовка к художественному творчеству и изучению мира природы.

СЛАЙД № 24

Трёхступенчатый урок.

1-ая ступень. Педагог оставляет на столе три цветные таблички: красную, синюю и жёлтую. Она кладет их горизонтально перед ребёнком и, указывая на каждую называет их:

— Это- красная, это – синяя, это- жёлтая.

2 –ая ступень. Педагог просит ребёнка дать ей или положить перед ней ту или иную табличку. Она говорит:

— Дай мне красную; дай мне синюю; дай мне желтую.

Ребенок выполняет действия молча.

3-я ступень. Педагог спрашивает ребенка, указывая на табличку:

-Это какой цвет? Ребёнок отвечает:

— Красный!

— А это какой?

— Синий! ДАЛЕЕ СЛАЙДЫ С ФОТО.

Источник