Развитие памяти ребенка в семье

Развитие памяти ребенка в семье thumbnail

Любовь Григорьевна Махова
Консультация для родителей «Развиваем память и внимание ребенка в условиях семьи»

Консультация для родителей

на тему «Развиваем память и внимание ребенка в условиях семьи»

«Единственное сокровище человека – это его память.

Лишь в ней его богатство и бедность».

Александр Смит

Каждая мама знает, насколько тяжело, в принципе даже невозможно, объяснить ребенку такие «взрослые» категории и понятия, как развитие памяти, дисциплина, самоконтроль и даже развитие. Ничего от своего малыша не добьешься! Он-то придумает, как улизнуть от скучных и докучливых занятий и упражнений, тем более по развитию памяти. Придется брать такую упрямую крепость только хитростью!

Нашими детьми движет исключительно интерес. Вы ведь уже давно заметили, что ваш ребенок легко запоминает вещи, которые ему интересны, и наоборот, с большим трудом то, что не привлекает его внимания. Именно интерес создает мотивацию вашего ребенка, которая необходима для того, чтобы малыш концентрировался на выполнении заданий, способствующих развитию памяти. Интерес обуславливается личностью ребенка и окружающей средой и может меняться вместе с ним, поэтому, завладев доверием своих сына и дочки, играя с ними в интерес-ные и занимательные (а также развивающие) игры, со спокойной совестью сможете контролировать процесс их обучения. Самое важное в этом процессе то, что ваш ребенок чувствует себя абсолютно спокойно, он не напрягается и не боится, что у него может что-нибудь не получиться. Это всего лишь игра, в которой он абсолютно расслаблен и сосредоточен на том, что ему интересно. Детский ум очень пытливый. Дети поражают своей способностью впитывать в себя любую информацию. На пути к новому и необычному их не в состоянии ничто остановить, поэтому любая игра, придуманная вами или специалистами, должна содержать некоторое решение определенной задачи. Все это должно быть новым, ярким и красивым. В противном случае ваш ребенок не заинтересуется и переключится на другое, более занимательное явление. С другой стороны, не стоит перегибать палку со сложностью поставленной задачи. Для вашего малыша она должна быть разрешима. Учитывайте его возраст и развитие.

К трем годам у него превосходно развилось ассоциативное мышление, которому позавидует любой взрослый. Ваши дети придумывают самые чудные и интересные ассоциации ко всему, что видят и слышат, ко всему, что хотят запомнить. Несмотря на то, что порой ассоциативные образы могут быть самыми причудливыми, они помогают вашему малышу организовывать и упорядочивать весь запоминаемый ма-териал так, что в любой момент он может незамедлительно его вспомнить. Вышеперечисленные приемы и принципы памяти наводят на вопрос о том, в каком возрасте необходимо начинать тренировать и развивать память, Дети всегда требуют к себе внимания, чем раньше вы начнете заниматься, тем скорее увидите позитивные результаты. Развивать внимание и способности к наблюдению можно в любом возрасте. Но приступать к изучению различных приемов запоминания лучше всего вместе с обучением чтению и письму. В первую очередь следует научить ребенка расчленять информацию на основную и второстепенную, выде-лять главную идею, организовывать материал в целом. Чтобы научить игнорировать маловажную информацию, детям младшего возраста стоит объяснить задачи изучаемого материала, тогда они самостоятельно смогут выбирать из всей информации то, что необходимо им для запоминания. Изложение материала своими словами учит малышей обдумывать все, что они услышали или прочитали, поэтому полезно после прочтения сказки обговорить ее и обсудить. Любые обсуждения информации приводят к тому, что ребенок учится дополнять материал собственными рассуждениями или изученным ранее материалом.

Все вышеперечисленные приемы тренируют так называемое избирательное внимание, но чтобы оно превратилось в хорошо отработанную форму спонтанного поведения, требуется время. Избирательное внимание — это ключ к концентрации, являющейся необходимым условием для качественной работы памяти.

Ваш ребенок, которого вы хвалите и поощряете каждый раз, когда он запоминает что-то, получает дополнительный стимул для последующих усилий. Будьте терпеливы. Необходимо любой ценой избегать наказаний, поскольку очень трудно определить уровень развития ребенка. Все, что вы можете сделать, это заинтересовать ребенка.

Характерной особенностью внимания ребёнка является его непроизвольность, т. е. внимание ребенка концентрируется бессознательно на внешних привлекательных предметах и событиях. Он совершенно не контролирует этот процесс, а просто обращает внимание на то, что заинтересовало его глаз. Кстати, этой особенностью хорошо пользуются родители, отвлекая своего ребенка яркими предметами, если он, например, плачет. Малыш тут же забывает о причине недовольства и полностью сосредотачивается на исследовании яркого объекта. Такое внимание поддерживается, пока сохраняется интерес к воспринимаемым предметам. Активное владенье речью, рассуждения вслух, а также внутреннее регулируемое восприятие позволяют формировать произвольное внимание, т. е. внимание, которое сознательно направляется на определенный объект. Лучше всего не донимать детей докучливыми лекциями, а заниматься с маленькими исследователями с помощью различных игр.

Поэтому в семье с детьми надо играть в сюжетно-ролевые игры, особенно игры с правилами, они стимулируют в первую очередь наглядно-образное мышление. Играя с предметами, ребёнок учится замещать их образами, Таким образом, необходимость практического действия с предметами постепенно отпадает. К шести годам начинает фор-мироваться словесно-логическое мышление. Оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений. И здесь обязательно потребуется помощь родителей, воспитателей, так как известна нелогичность детских рассуждений при сравнении, например, величины и количества предметов. В этом же возрасте дети начинают осознавать и понимать значение многих понятий. Полностью словесно-логическое, понятийное, или абстрактное, мышление формируется к подростковому возрасту.

Читайте также:  Родительское собрание учебные способности ребенка пути их развития

Игра «Кто больше запомнит»

Участники игры сидят в кругу, Первый участник называет любое слово, например лес. Следующий участник игры повторяет названное слово и произносит любое своё. Например, цветок. Третий участник игры повторяет уже два предыдущих слова и произносит своё. И так далее. Победителем становится тот, кто сможет воспроизвести большее количество слов, т. е. обладает самой выдающейся памятью. Участниками игры могут быть как сами дети, так и родители с бабушками и дедушками.

Игра для развития концентрации внимания

Играть лучше всего группой по пять-шесть или больше человек. Взрослый-ведущий обращается к детям: «Пожалуйста, запомните три движения. Первое — руки согнуть в локтях, кисти на уровне плеч; второе — руки вытянуть перед собой на уровне груди; третье — поднять руки вверх». Нужно показать все движения детям, попросить их повторить и убедиться, что они запомнили не только сами движения, но и их порядковые номера — первое, второе, третье.

В игре тренируются наблюдательность и внимание.

Игра для тренировки наблюдательности «Что изменилось?»

Играть лучше всего группой из семи, восьми или девяти человек. Дети становятся в одну шеренгу по росту. Водящий-судья вызывает двух детей, ставит их лицом к шеренге и предлагает запомнить внешний вид каждого участника игры. На это дается одна или две минуты.

После этого участники соревнования удаляются в другую комнату. По указанию взрослого дети, стоящие в шеренге, вносят мелкие изменения в костюм и прическу: можно приколоть значок или, наоборот, снять его, расстегнуть или застегнуть пуговицу, поменяться друг с другом обувью или головными уборами, поменять прическу и т. д. Затем по очереди вызывают участников соревнования. Каждый должен назвать те изменения в костюмах товарищей, которые ему удалось заметить. Побеждает тот, кто обнаружил больше различий.

Игра для развития памяти и внимания «Пуговицы»

В этой игре принимают участие двое. Перед игроками лежат два одинаковых набора пуговиц, в каждом из которых ни одна пуговица не повторяется. Для начала бывает достаточно взять всего три пуговицы, но при этом перед играющими лежит весь набор, из которого они выбираются.

У каждого игрока есть игровое поле, разделенное на клетки. Чем сложнее игра, тем больше клеток должно содержать поле; для начала достаточно 4 или 6. Пуговицы кладутся на клетки поля. Водящий располагает их по собственному желанию, дает партнеру некоторое время на то, чтобы запомнит, их расположение (двадцать-тридцать секунд) и накрывает поле листом бумаги. Второй игрок должен выбрать из своего набора такие же пуговицы и воспроизвести на своем поле их взаиморасположение. Необходимо следить за тем, чтобы ребенок правильно ориентировался и не путался в направлениях «вверх», «вниз», «влево», «вправо».

Игра с рисунками

Ребенку дается возможность посмотреть на картинку в течение двадцати или тридцати секунд. Затем лист с картинкой убирается и предо-ставляется второй рисунок, на котором изображены все предметы в отдельности. Спросите вашего малыша: «Как ты думаешь, какого из этих предметов нет столе?».Ребенок постоянно требует к себе внимания, с ним нужно заниматься систематически, только тогда появятся удовлетворяющие вас результаты.

Источник

Консультация для родителей.

«Совершенствуем внимание и память ребенка в семье».

Внимание и память – это важнейшие психические процессы, которые являются условием успешного развития будущей личности ребёнка. Недостаточно развитая концентрация внимания и объём памяти являются условием неэффективного обучения ребёнка в школе. При этом раннее детство — самая благодатная почва для развития памяти и внимания в ее многообразии. Подобные недостатки могут быть устранены только благодаря организованной работе, как логопеда, так и семьи. Игры на развитие внимания и памяти, с самого раннего возраста помогают нашим детям развивать очень важную способность — концентрацию внимания. Большинство детских игр разрабатывается именно для этого, потому, что хорошая память и умение концентрировать внимание — крайне важные качества, которые, несомненно, помогут ребенку достичь успеха в любом начинании.  Поэтому для занятий с вашими детьми дома — несколько таких игр и упражнений.

НАЙДИ  ИГРУШКУ

Завяжите глаза вашему ребенку и объясните, что сейчас вы спрячете его игрушку, которою ему затем необходимо будет найти. При этом вы не прячете игрушку, а кладете ее на самое видное место. Когда вы развяжете ему глаза, он должен приступить к поискам.

ОПРЕДЕЛИ  НА  ОЩУПЬ

На столе нужно разложить все предметы. Затем в течение нескольких минут дать возможность ребенку изучить эти предметы (если он совсем маленький, можно предоставить больше времени и дать возможность ему поиграть с этими предметами). Затем вы должны завязать ему глаза и внести среди этих предметов какие-то изменения. Вы можете заменить один предмет другим, можете поменять их местами и т. д. Ваш малыш должен обнаружить все изменения и рассказать вам о них. Если с закрытыми глазами ему это не удается, можно проводить это упражнение и с открытыми глазами.

Читайте также:  Роль взрослого в развитии познавательной сферы ребенка

ПОИСК   ПО  ПАМЯТИ

Эту игру необходимо проводить в помещении, которое хорошо знакомо вашему ребенку. Разложите все выбранные игрушки па полу. Сообщите вашему малышу, что сейчас ему необходимо запомнить, где лежат игрушки, так как позже ему предстоит найти их все с закрытыми глазами. На запоминание дайте 2—3 минуты. Затем завяжите ему глаза, покрутите несколько раз вокруг своей оси и начинайте засекать время поиска. Эту игру можно усложнить. Во-первых, можно не показывать ребенку разбросанные игрушки, т. е. сначала нужно завязать ему глаза, а уже затем раскидать все предметы. Во — вторых, можно сократить время поиска. В этом варианте комната должна быть максимально безопасной, чтобы ребенок не мог пораниться.

НАТЮРМОРТ

Сядьте за стол, поставьте на пего поднос и разложите на нем все выбранные вами предметы. В течение 1 минуты ваш ребенок должен запомнить местонахождение всех предметов. Затем вы убираете все предметы и предлагаете ему самостоятельно разложить их в том же порядке. Второй вариант не требует фактического воспроизведения. Поднос закрывается платком, а ваш малыш должен словами описать местонахождение всех предметов. В этом случае можно легко проверить точность его памяти. Кроме того, этот вариант способствует расширению словарного запаса и развитию речи.

СЛОВЕСНЫЙ   ХУДОЖНИК

Суть этой игры заключается в словесном описании какой-либо картины. Предложите вашему ребенку рассмотреть и запомнить выбранную вами картину. Если эту игру вы проводите в первый раз, то необходимо разобрать ее совместно. Проанализируйте ее, разберите то, что происходит на ней, по возможности придумайте рассказ. Затем уберите картину и попросите словесно по памяти воспроизвести все то, что на ней нарисовано. Постепенно ваша помощь должна становиться минимальной. Методические указания: для первых игр выбирайте картины с явным сюжетным содержанием. Позже можно использовать пейзажи, натюрморты. В эту игру можно внести творческий момент, если после ее окончания и подробного анализа попросить вашего малыша придумать, что могло произойти на этой картине дальше, и уже самому это нарисовать.

ЛЮБИМЫЙ   МУЛЬТФИЛЬМ,   СКАЗКА.

Суть этой игры состоит в том, чтобы озвучить по памяти знакомый мультфильм или сказку. Вначале можно посмотреть выбранный мультфильм, сказку. Он должен быть не очень длинным (1—2 минуты). Просмотрев его, попросите вашего малыша пересказать вам содержание этого мультфильма или сказки, как можно подробнее, желательно с точным цитированием слов основных персонажей. Если он затрудняется, помогайте ему, задавайте наводящие вопросы, акцептируйте его внимание на отдельных деталях. Затем расскажите ему о том, что сейчас вы снова включите мультфильм, сказку, но при этом отключите звук. И реплики всех персонажей нужно будет произносить ему самому. Объясните ему, что главное — не пропускать слова мультяшных, сказочных героев.

Если какие-то из них забыл, то нужно тут же их придумать. Если в первый раз озвучивание получилось не совсем удачно, можно его повторить, перед этим просмотрев мультфильм, сказку повторно.

ЭМОЦИИ  (первый вариант)

Этот вариант более простой. Все карточки отдаются ребенку. Затем ведущий начинает читать сказку или рассказ, герои которого испытывают те чувства, которые изображены па карточках. Ребенок должен внимательно слушать, и в тот момент, когда услышит о том, что кто-то из героев заплакал или засмеялся, он должен поднять карточку, изображающую это состояние

ЭМОЦИИ  (второй вариант)

Ребенок должен придумать рассказ, в котором герои испытывают чувства, изображенные на карточках. Эта игра творческая и требует большей эрудиции.

ЛОГИЧЕСКИЕ  ПАЗЛЫ

Эту игру можно проводить как в два, так и в один этап. Сначала разберем двухэтапную игру. Первый этап в ней включает подготовительную часть работы. Дайте ребенку цветные карандаши и чистый лист бумаги. Предложите ему нарисовать какой-нибудь рисунок. Когда он выполнит это задание, разделите рисунок на равные части (например, на 9 частей). Возьмите ножницы и предложите ребенку самому разрезать картинку. Следите, чтобы он правильно пользовался ножницами и не поранился. Затем предложите ему отдохнуть, а сами в этот момент на обратной стороне элементов рисунка напишите приготовленный заранее текст — по одному предложению на каждом элементе. Причем располагаться предложения должны так, чтобы ребенок, сложив их в правильный текст и перевернув, получил свою картинку. Второй вариант проще по скорости выполнения. Картинку здесь ребенок не рисует. Вам нужно самим ее найти. Это может быть старая раскраска или какие-нибудь иллюстрации. Дальнейший ход игры как в первом варианте. Предложенные игры помогут вашему ребёнку в формировании памяти и внимания и сделают его ещё более успешным в обучении.

ПОВТОРЯЛКИ.

Эту игру можно проводить в свободное время, постоянно усложняя её. Сначала вы придумываете слова, по любой лексической теме, например – овощи (свёкла, горох, капуста), ребенок должен их повторить. Потом вы повторяете за ребенком, он придумывает фрукты и т.д. постоянно увеличивая количество слов.

Читайте также:  Культурное развитие ребенка в доу

Источник

Развитие памяти ребенка в семье

  • Главная
  • Семья и дети
  • Развитие памяти: советы родителям

Развитие памяти: советы родителям

Память – один из основных познавательных процессов. Без
достаточного уровня развития памяти невозможно успешное
обучение. Поэтому многих родителей заботит вопрос о том, как
можно развивать память ребенка.

Развитие памяти ребенка в семье

Развитие памяти: советы родителямЧтобы ответить на этот вопрос, нужно в первую очередь разобраться с тем, что такое память и как она устроена.

Память произвольная и непроизвольная

Родители дошкольников наверняка замечали следующую особенность. Бывает, что короткий стишок к Новому году ребенок не может выучить несколько дней, при этом в деталях помнит и может рассказать, к примеру, пару раз просмотренный мультик или прочитанную сказку. Такое противоречие не случайно, а напрямую связано с особенностями развития памяти в этом возрасте. А именно – у ребенка преобладает так называемая непроизвольная память. Он способен хорошо запоминать те вещи, которые его заинтересовали, привлекли его внимание, показались интересными. В этом случае память срабатывает как бы автоматически, а результаты такого запоминания могут быть впечатляющими.

А вот произвольная память в этом возрасте только начинает развиваться. Это тот инструмент, которым каждый из нас пользовался, когда заучивал материал к экзамену, то есть целенаправленное, осознанное запоминание некоторого материала. Произвольность ребенка дошкольного возраста еще в зачаточном состоянии, потому все методы обучения обязательно строятся через игру, через эмоциональное вовлечение ребенка. А вот уже в младшем школьном возрасте произвольность гораздо выше, и ребенок способен многое запоминать целенаправленно.

В этом смысле развитием памяти старшего дошкольника и младшего школьника сложно заниматься изолированно, память будет развиваться с общим развитием произвольности малыша.

Виды памяти

Память традиционно разделяют исходя из канала получения информации. Выделяют память зрительную, слуховую и так называемую моторную («память тела», память на движения). Чаще всего у человека преобладает тот или иной вид памяти, который развит лучше остальных.

Занимаясь развитием памяти ребенка, важно уделять внимание каждому из видов памяти, а не делать упор лишь на одном. Тогда ребенок, запоминая что-то, будет подключать сразу несколько каналов, и общий эффект будет несомненно выше. Например, заучивая стихотворение, можно дать ребенку несколько раз самостоятельно прочесть его, несколько раз прочитать ему вслух и даже попросить школьника переписать стихотворение, чтобы подключить и моторную память.

Евгения Лепешова

Психолог

Самые простые приемы для развития зрительной памяти – игры с картинками и предметами. Варианты возможны разные. Например, вы показываете ребенку 9 – 10 предметов/картинок, прячете их и просите назвать, либо убираете часть предметов и просите сказать, что пропало. С ребенком постарше можно модифицировать игру, используя карточки со словами. Учитывайте, что согласно закону психологии, объем памяти составляет от 5 до 9 объектов.

Слуховая память развивается при слушании и последующем пересказе текстов, с небольшой группой детей можно также играть в любимую всеми детьми игру «Чемодан» (в различных вариациях). Классическая вариация этой игры такова: по кругу дети говорят фразу «Мы собираемся в поход и берем с собой…», называют какой-то предмет, следующий ребенок должен повторить сказанное и добавить еще свой предмет и так далее.

Моторная память развивается при обучении танцам, при выполнении различных игр на движение, где необходимо повторить что-то за ведущим.

Основные правила

• Развитие памяти ребенка должно обязательно идти через игру, интересные упражнения. Таких игр можно найти много в интернете и специальной литературе, но вы легко придумаете их и сами. Необязательно заниматься развитием памяти отдельно, лучше всего включать это в повседневное общение с ребенком. По дороге из садика запоминать встретившихся собак, а дома всех их нарисовать, называть все деревья, встреченные на пути, в магазине посмотреть на два похожих товара, убрать их и вспомнить несколько отличий и так далее.

• Развитие памяти – это не просто механическая тренировка способности к запоминанию. Это, прежде всего, подключение различных приемов для запоминания. Сначала вы помогаете ребенку освоить эти приемы, потом он начинает использовать их сам. Это подключение ассоциаций («на какое знакомое слово похоже по звучанию это сложное английское слово?» и т.д.), придумывание «напоминалок» («зарисуй схему этого правила», «напиши пять основных слов, которые помогут тебе запомнить этот текст» и т.д.), подключение других каналов восприятия («давай напишем в воздухе слова этого стихотворения», «слушая стихотворение, рисуй в воображении картинку»). Помогайте ребенку эмоционально включаться в изучаемый материал, то, что интересно и значимо, всегда запоминается в разы лучше.

• Стойкие проблемы с запоминанием часто являются симптомами каких-либо других проблем. Например, при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью ребенок плохо запоминает не потому, что у него плохая память, а потому, что не может сосредоточиться на материале. Проблемы с памятью наблюдаются и при различных неврологических нарушениях. Поэтому если вы наблюдаете серьезные сложности у ребенка с запоминанием и воспроизведением информации, нужно обязательно показать малыша специалистам – лучше всего, неврологу и нейропсихологу.

Источник