Роль взрослого в развитии познавательной сферы ребенка

Роль взрослого в развитии познавательной сферы ребенка thumbnail

Познавательная сфера дошкольника является единой функциональной системой, позволяющей ребенку познавать окружающий мир. В дошкольном периоде познавательное развитие происходит особенно интенсивно. Ребенок растет, развивается, превращается в активную личность и постепенно складывает свою картину мира. Помогают ему в этом психические процессы, речь, способности, включение в деятельность, интерес. В совокупности они образуют познавательную сферу. 

Особенности развития познавательной сферы в дошкольном возрасте

Рассмотрим, какими возможностями познания себя и окружающей действительности оперируют дети дошкольного возраста. В краткой характеристике познавательной сферы дошкольника перечислим главные средства.

Познавательные процессы

Психические процессы, с помощью которых человек получает информацию и оперирует приобретенным материалом, не зря называют познавательными. Благодаря этим процессам осваивается действительность, формируется понимание всего того, что окружает личность.

В дошкольном возрасте все они интенсивно развиваются: восприятие, воображение, память, мышление. Проводником в формировании каждого их перечисленных процессов выступает внимание.

Интерес познания

Именно внимание выделяет объект из окружающего мира, благодаря чему информация о нем поступает в мозговой центр ребенка.

Все познавательные процессы работают в тесной взаимосвязи. Дошкольник активно задействует органы восприятия – смотрит, слушает, исследует предметы и явления, осознает пространство и время. Его восприятие становится все более целостным и структурным, с выстраиванием отношений между предметами.

Особенно активно в дошкольном возрасте развивается воображение. Ребенок представляет образы, слушая истории и сказки. Приступая к рисованию, он имеет некоторый план, что ему хочется изобразить. Дошкольник легко наделяет новыми качествами уже известных ему героев, охотно фантазирует. Познавательная функция воображения заключается и в активной проработке информации и в применении материала в новых условиях.

В дошкольном возрастном периоде преобладает наглядно образное мышление. Но также многое ребенок пытается понять, используя действия. Практически любой мальчишка, чтобы прояснить, как устроена машинка, разберет ее по частям. К 6-7 годам уровень развития мышления достигает такого уровня, что дошкольник в состоянии вернуть исходную целостную форму этой разобранной игрушке.

Формированию умений способствуют такие мыслительные операции как анализ и синтез – ведущие в мышлении дошкольника. Они же подтягивают развитие более сложных операций – сравнение, классификация, обобщение.

Особая роль в развитии познавательной сферы детей отводится памяти. На протяжении всего дошкольного детства преобладает непроизвольная память, но с возрастом развиваются умения и навыки длительного запоминания. Таким образом, краткосрочное удерживание информации дополняется долговременной памятью. В сравнении с младшим дошкольным возрастом, ребенок на пороге школы отличается значительно большим объемом памяти, что крайне важно для усвоения учебного материала.

Познавательные способности

К способностям ребенка, позволяющим познавать мир, прежде всего, следует отнести наблюдательность, умение задавать вопросы и слушать ответы на них, восприятие информации и ее осмысление. Такая детская заинтересованность станет фундаментом для развития когнитивных способностей и интеллекта.

Если дошкольник задает вопрос за вопросом, не дожидаясь ответа и отвлекаясь уже через секунду на другой заинтересовавший его объект, то о способности к познанию в подобных случаях говорить не стоит.

Интерес

Познавательный интересУстойчивый интерес служит эффективным средством обогащения познавательной сферы ребенка. Пытливый ум выясняет свойства и назначение ранее неизвестных им предметов, проявляет интерес к счету и чтению, к новым сведениям, замечает своеобразие явлений.

Заинтересовавшись формой и особенностями конструкций, дети дошкольного возраста способны провести анализ, при необходимости задать уточняющие вопросы и самостоятельно реализовать свою задумку. Старшие дошкольники в состоянии гораздо дольше заниматься делом, если оно им интересно.

Познавательная активность

На интерес ребенка опирается еще одна важная составляющая – познавательная активность. Дошкольник может проявлять заинтересованность различными способами и в разных направлениях. Его может увлечь постижение какого-то содержания (например, такая цепочка: почему лампочка светится, что такое электрический ток, как он вызывает свечение в лампочке и пр.).

Ребенок может настойчиво искать новые способы решения знакомой для него задачи (могу ехать на велосипеде, сев спиной к рулю…). У дошкольника часто проявляется стремление поделиться новыми знаниями с родителями или сверстниками.

Ребенок познает окружающий мир

Ребенок познает окружающий мир

Новообразования дошкольного возраста

Развитие познавательной сферы приводит дошкольника к новым образованиям, которые выводят личность на новый уровень. Новообразования – важнейшие критерии, отделяющие один возрастной период от другого и раскрывающие его сущность. В старшем дошкольном возрасте содержательным приобретением является мировоззрение и произвольность.

Формирование мировоззрения

Постепенно в сознании ребенка устанавливаются связи между всем, о чем он уже знает. Следовательно, складывается первичное мировоззрение. Важны и такие психологические аспекты как развитие самосознания и понимания системы отношений между людьми.

Детский мозг в состоянии выявлять некоторые закономерности. Старший дошкольник уже отлично понимает, что действия и поступки приводят к определенным последствиям, и морально-этическим, в том числе.

Формирование мировоззрения как психического новообразования дошкольного детства еще довольно схематично. Своего рода, это канва, которая начнет активно наполняться, как только ребенок пойдет в школу.

Формирование произвольности

Главным достижением дошкольного возраста считают формирование произвольности. Это также новообразование, которое стимулирует развитие познавательной сферы. Если младший дошкольник воспринимает, обращает внимание, мыслит непроизвольно – что его больше привлекает, на то и направлено его познание, — то в старшем дошкольном возрасте, хотя бы частично, этим процессом можно управлять.

Произвольность обеспечивает восприятие той информации, которую ребенку преподносит взрослый. Произвольное внимание позволяет дошкольнику видеть и слушать не только то, что хочется, но и то, что необходимо. Поэтому произвольность – важнейшее «приобретение» для познавательной сферы в дошкольном периоде.

Роль взрослого в развитии познавательной сферы дошкольника

Родителям важно осознавать, что познавательная сфера их ребенка эффективнее расширится и наполнится при активном участии взрослых. В дошкольном детстве возможности познания практически не знают границ. Ребенок-почемучка сам инициирует множество вопросов и увеличивает свою информационную базу благодаря доступным для понимания ответам. Активные дети получают знания в общении со взрослыми и сверстниками, а также опытным путем, насколько окружающие позволяют им экспериментировать и действовать.

Но особенности развития познавательной сферы дошкольника таковы, что психические процессы, направленные на познание, в большей степени носят непроизвольный характер. Для всестороннего развития взрослые должны направлять внимание, интерес и активность ребенка. И это нужно практиковать не только на занятиях по развитию, но и в повседневном общении с детьми.

Источник

Консультация для родителей.

Роль взрослого в развитии познавательной активности детей.

Познавательная активность – желание узнавать что-то новое – одно из важнейших условий, обеспечивающих успешность ребенка в обучении и в жизни. В раннем детстве, особенно на третьем году жизни, она проявляется все ярче и ярче. И задача взрослого – не погасить желание ребенка ставить и решать задачи, познавать мир.

Ребенок может постигнуть мир самостоятельно путем проб и ошибок, через манипуляции с объектами. Но при этом огромный пласт информации, значимой для его развития, останется невостребованным, пройдет мимо, а многое будет усвоено примитивно, поверхностно и даже превратно. Психические и интеллектуальные возможности малыша пока не позволяют ему полноценно и правильно воспринимать и перерабатывать обрушивающиеся на него информации. Но ребенок не одинок в мире. Рядом всегда есть друг – взрослый, помощник, наставник, который занимает особое место в жизни ребенка.

Ребенок от2 до3 лет, познавая мир, сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Взрослые познают мир умом, дети – эмоциями. Познавательная активность ребенка 2-3 лет выражается, прежде всего, в развитии восприятия и осмысленной предметной деятельности. Взрослый обладатель колоссального опыта, который он передает детям в процессе общения. И очень важно учитывать для их возраста характерные потребности и интересы. Взрослому нужно правильно участвовать и определять меру своего участия в познавательной деятельности ребенка, чтобы не задавить детскую инициативу, не погасить желание ребенка открыть мир и, конечно, знать, что конкретно ребенок не в состояние освоить самостоятельно, без помощи взрослого. Ребенок продолжает активно осваивать личные характеристики предметов и объектов окружающей действительности. В первую очередь ребенок вычленяет в предмете второстепенные, внешние признаки: цвет, форму, величину. Наиболее существенную, главную характеристику предмета – его функцию маленькому ребенку осознать трудно, а иногда и просто невозможно. Назначение предмета , его функцию ребенок осваивает только при активном участии взрослого, который показывает, объясняет, учит использовать различные предметы по их назначению.

Как развит у своего ребенка желание и умение познавать мир?

В детском саду для малышей проводятся занятия, направленные на развитие познавательной активности. Однако, нельзя полностью передавать развитие своего ребенка садику. Роль семьи в познании мира ребенком в жизни огромна в любом случае.

Несмотря на то, что ребенка интересует все сразу, не стоит обрушивать на него калейдоскоп ненужной информации. Например, трехлетнему малышу ни к чему забивать голову списком витаминов и полезных веществ в помидорах. Лучше пусть малыш в этом возрасте знает, что хорошо знакомые огурцы, помидоры. Картошка и лук – это все овощи. Овощи полезно кушать для здоровья, потому что в них много витаминок. И овощи люди выращивают на огороде.

Еще важен собственный пример родителей, их времяпрепровождение и , конечно, то, какое внимание они уделяют ребенку. Если в семье принято, что родители вечера на пролет проводят за компьютерными играми, ас ребенком не занимаются, то конечно, такая среда не способствуют развитию познавательной активности у ребенка.

Другое дело час совместной игры с ребенком, в процессе которой малыш получает информацию в доступной форме и тут же реализует эту информацию в увлекательной игре. У ребенка пробуждается жажда к получению знаний и опыта, развивается инициатива и самостоятельность.

Читайте также:  Методика развития современного ребенка методическое пособие

 Развитие познавательной активности детей во многом зависит от правильно подобранных игрушек, которые могут стимулировать ребенка самостоятельно искать информацию о предмете, его свойствах.

Вот несколько игр:

«Игры с кубиками».

Разнообразные наборы кубиков из дерева, пластмассы и др. Желательно, чтобы были кубики с предметными или сюжетными картинками, для распознавание и запоминания основных цветов лучше использовать простые кубики.

«Составные картинки».

Более сложным вариантом плоскостного конструирования является работа с разрезными картинками. Собирая картинку по образцу, ребенок подбирает детали по цвету, рисунку, прикладывает друг к другу, путем проб и ошибок отыскивает правильный вариант их соединения.

Таким образом, ежедневно проводя игры – занятия, мы увеличиваем запас представлений ребенка и развивает познавательную активность.

2

Источник

Когнитивное развитие в раннем детстве характеризуется вербализацией познавательных процессов и заложением основ дальнейшего формирования их произвольности.

Ведущим познавательным процессом в этот период является восприятие. Остальные процессы в большой степени зависят от его развития. Все поведение ребенка обусловлено тем, что он воспринимает в данный момент. Восприятие в раннем детстве очень сильно эмоционально окрашено: при виде привлекательной вещи у ребенка тут же начинается импульсивное поведение, подчиненное желанию достать ее и что-то с ней сделать. Л. С. Выготский назвал этот феномен «наглядное аффективно окрашенное восприятие, непосредственно переходящее в действие».

Развитие восприятия определяется гремя параметрами: перцептивными действиями (целостностью воспринимаемого предмета), сенсорными эталонами (возникновением эталонов ощущений: звуковых, световых, вкусовых, тактильных, обонятельных) и действиями соотнесения. Иначе говоря, процесс восприятия заключается в выделении наиболее характерных для данного предмета или ситуации качеств, признаков, свойств; составлении на их основе определенного образа; соотнесении данных образов-эталонов с предметами окружающего мира. Так ребенок учиться делить предметы на классы: куклы, машины, мячи, ложки и т.д.

Со второго года жизни восприятие ребенка меняется. Научившись воздействовать одним предметом на другой, он оказывается способным предвидеть исход ситуации, например, возможность протаскивания шарика через отверстие, перемещения одного предмета при помощи другого и т.д. Ребенок может различать такие формы, как круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, многоугольник; цвета — красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый.

Благодаря развитию восприятия к концу раннего возраста у ребенка начинает складываться мыслительная деятельность. Это выражается в появлении способности к обобщению, переносу полученного опыта из первоначальных условий в новые, в установлении связи между предметами путем экспериментирования, запоминании их и использовании при решении проблем. Полуторагодовалый ребенок может прогнозировать и указывать направление движения объекта, место расположения знакомого предмета, преодолевать препятствия на пути достижения желаемой цели. А после полутора лет появляется реакция выбора объекта по наиболее ярким и простым признакам: форме и цвету.

В раннем детстве продолжается развитие мышления, которое от наглядно-действенного постепенно переходит в наглядно-образное, т.е. действия с материальными предметами заменяются действиями с образами. Внутреннее развитие мышления идет таким образом: развиваются интеллектуальные операции и формируются понятия.

Для ребенка раннего возраста мыслить — значит предпринимать действия. Мышление развивается в процессе практической деятельности и благодаря ей. Действия с предметами постепенно становятся обобщенными, отделяясь от тех конкретных предметов, на которых изначально были усвоены. Ребенок начинает соотносить свои действия с действиями взрослых, воспринимая последние как образец. Сначала ребенок может абстрагироваться и выделять форму и цвет, поэтому при группировке предметов в первую очередь обращает внимание на размер и цвет предмета. В возрасте около двух лет он выделяет предметы, основываясь на существенных и несущественных признаках. В 2,5 года ребенок выделяет предметы по существенным признакам: цвет, форма, величина.

Особенностью мышления в раннем детстве является синкретизм. Синкретизм означает нерасчлененность: ребенок, решая задачу, не выделяет в ней отдельных параметров, воспринимая ситуацию как целостную картину. Роль взрослого в данном случае заключается в выделении из ситуации и анализе отдельных деталей, из которых ребенок потом выделит главные и второстепенные.

Наглядно-образное мышление возникает в 2,5—3 года и остается ведущим до 6—6,5 лет. Формирование этого мышления связано со становлением элементарного самосознания и началом развития способности к произвольной саморегуляции, сопровождаемой развитым воображением.

Развитие памяти. К двум годам у ребенка развивается оперативная память. Ему доступны легкие логические и тематические игры, он может составлять план действий на короткий промежуток времени, не забывает цель, поставленную несколько минут назад.

Долговременная память только проходит свое становление, целостных воспоминаний о раннем детстве практически не сохраняется, остаются лишь отдельные образы-эпизоды, которые невозможно идентифицировать во времени и пространстве без помощи старших, хорошо помнящих соответствующие события. Воображение проявляется пока лишь в форме замены одних предметов другими и является исключительно воссоздающим. Творческого воображения еще нет, ребенок раннего возраста не умеет лгать и выдумывать. Внимание в раннем детстве остается непроизвольным, ребенка очень легко отвлечь и переключить.

Читайте также:  Как остановить развитие насморка у ребенка

Развитие речи является одним из основных новообразований раннего детства наряду с предметной деятельностью.

Развитие речи. До года ребенок уже может называть вещи своими именами. Он имеет богатый опыт познания окружающего мира, у него сложилось представление о родителях, пище, об окружающей обстановке, игрушках. И все же из множества качеств, заключенных в слове как в понятии, ребенок сначала усваивает только отдельные свойства, характерные для того предмета, с которым первоначально это слово оказалось связанным в его восприятии.

Годовалый ребенок реагирует на слова как на ситуацию в целом. Слово оказывается связанным с обстановкой, а не с представляющим ее предметом. Ребенок внимательно наблюдает за мимикой, жестами говорящего взрослого, улавливая по ним смысл того, что говорится.

С 11 месяцев начинается переход от дофонемной речи к фонемной и становление фонематического слуха, который заканчивается к двум годам, когда ребенок может различать слова, отличающиеся друг от друга одной фонемой. Переход от дофонемной к фонемной речи продолжается 3 года и заканчивается на четвертом году жизни. После годовалого возраста ребенок научается правильно применять падежи, начинает пользоваться сначала однословными предложениями, затем, в возрасте от 1,5 до 2,5 лет, может комбинировать слова, объединяя их в двух-трехсловные фразы или предложения из двух слов, где есть и подлежащее и сказуемое. Потом, ближе к трем годам, благодаря развитию грамматической структуры речи он овладевает всеми падежами и способен с помощью служебных слов строить сложные предложения. Трехлетний малыш может рассказать об увиденном, пересказать услышанное, потребовать объяснений. В это же время возникает сознательный контроль за правильностью произношения речевых высказываний. От ребенка нужно добиваться внятного произношения, говорить

с ним четко, сопровождать совместные действия эмоционально насыщенным рассказом, стимулировать стремление ребенка говорить, давая ему связанные с речевыми высказываниями поручения (сообщить что-то кому-то, позвать кого-то).

В 1,5 года ребенок уже становится активной стороной самостоятельной речи и речевого общения. Ребенок открывает для себя факт, что все вокруг имеет свое название, все обозначается словами, и начинает сам спрашивать названия интересующих его предметов или явлений. Вначале он пользуется для этого указующим жестом, а потом к жесту добавляет вопрос, выраженный в словесной форме. Ребенок научается при помощи речи управлять поведением других людей и сам следовать их речевым инструкциям.

В течение второго года жизни ребенок начинает усваивать словесное обозначение окружающих предметов, а затем имен взрослых, названия игрушек и только потом — частей тела, т.е. существительных, а к двум годам при нормальном развитии понимает значение практически всех слов, относящимся к окружающей действительности. Этому способствует развитие семантической функции детской речи, т.е. определение смысла слова, его дифференциация, уточнение и присвоение словам обобщенных значений, которые с ними связываются в языке.

К 2 годам дети имеют четкое представление о назначении окружающих их предметов домашнего обихода и личной гигиены. Они понимают общие вопросы, требующие ответа типа «да» или «нет».

Около 3 лет ребенок начинает внимательно слушать, о чем говорят взрослые, любит, когда ему читают рассказы, сказки, стихи.

До 1,5 лет ребенок усваивает от ЗО до 100 слов, но употребляет их редко. К 2 годам он знает 300 слов, а к 3 — 1200— 1500 слов.

Понимание слов всегда опережает их употребление в собственной речи ребенка, поэтому в раннем детстве выделяются два разных словарных запаса — активный и пассивный. В пассивный словарный запас входят все слова, которые ребенок понимает, а в активный — только те, которые он употребляет сам. Пассивный словарный запас всегда больше активного. В динамике пополнения активного словарного запаса наблюдаются заметные индивидуальные различия — одни дети начинают много говорить раньше, другие позже, и это не отражается на их дальнейшем психическом развитии. Кроме того, замечено, что в целом девочки раньше мальчиков начинают говорить связными и сложными предложениями.

В развитии речи были выделены следующие этапы:

  • 1) слоги вместо слов («би-би», «ав-ав», «бо-бо»);
  • 2) слова-предложения («Дай!», «На!», «Киса»);
  • 3) двухсловные предложения («мама сюда», «дядя стучит»);
  • 4) предложения из трех или более слов;
  • 5) правильная речь (грамматически согласованные предложения).

Таким образом, основные тенденции в развитии речи ребенка раннего возраста таковы.

  • • Пассивная речь в развитии опережает активную.
  • • Ребенок открывает, что каждый предмет имеет свое название.
  • • На границе 2-го и 3-го года жизни ребенок как бы интуитивно «открывает», что слова в предложении связаны между собой.
  • • Происходит переход от многозначности детских слов к первым функциональным обобщениям, построенным наос- нове практических действий.
  • • Фонематический слух опережает развитие артикуляции. Ребенок сначала научается правильно слушать речь, а затем правильно говорить.
  • • Осуществляется овладение синтаксическим строем языка.
  • • Развиваются функции речи, происходит переход от индикативной (указательной) к номинативной (обозначающей) функции речи.

Источник