Развитие личности ребенка в проектной деятельности

Развитие личности ребенка в проектной деятельности thumbnail

В современном обществе проектирование все шире
применяется в традиционных сферах и видах
человеческой деятельности. Его активное
использование позволяет говорить о том, что
проектирование имеет широкие возможности
применения, универсальный подход, единые
закономерности.

Технология проектирования делает дошкольников
активными участниками образовательного и
воспитательного процессов, становится
инструментом саморазвития дошкольников. Ведь
опыт самостоятельной деятельности, полученной
ребенком в дошкольном возрасте, развивает в нем
уверенность в своих силах, снижает тревожность
при столкновении с новыми проблемами, создает
привычку самостоятельно искать пути решения,
учитывая имеющиеся условия.

Главная задача, связанная с поддержкой
творческого начала личности, которая стоит перед
дошкольным образованием, заключается в поиске
форм, в которых можно осуществить такую
поддержку.

Одним их эффективных методов работы с детьми
старшего дошкольного возраста является метод
проектной деятельности, который основан на
понимании роли личности ребенка в системе
дошкольного образования. Одним из главных
условий личностного развития человека является
поддержка активности личности.

Интеллектуальное развитие дошкольников может
быть активизировано в ходе образовательной
работы, направленной на создание нормативных
ситуаций, поддерживающих инициативу детей в
пространстве возможностей и обеспечивающих
усвоение культурно заданных средств и способов
анализа действительности.

Проектирование представляет собой важную
сферу познавательной деятельности детей,
которая не компенсируется развитием других форм
активности дошкольников. Развитие
познавательных способностей обуславливает
дальнейший процесс становления детского
интеллекта.

Проектная деятельность обладает целым рядом
характеристик, которые оказывают положительное
влияние на развитие ребенка – дошкольника.

Прежде всего в ходе проектной деятельности
расширяются знания детей об окружающем мире. В
первую очередь это связано с выполнением
исследовательских и творческих проектов.

Кроме того, развиваются общие способности
детей – познавательные, коммуникативные и
регуляторные. Выполнение проекта предполагает
формирование оригинального замысла, умение
фиксировать его с помощью доступной системы
средств, определять этапы его реализации,
следовать задуманному плану. Уже в дошкольном
возрасте ребенок приобретает навык публичного
изложения своих мыслей.

В ходе проектной деятельности дошкольники
приобретают необходимые социальные навыки. Они
становятся внимательнее друг к другу, начинают
руководствоваться не столько собственными
мотивами, сколько установленными нормами.

Проектная деятельность влияет и на содержание
игровой деятельности детей – она становится
более разнообразной, сложно структурированной, а
сами дошкольники становятся интересны друг
другу.

Нельзя не сказать о влиянии проектной
деятельности на воспитателя. Проектирование, как
творческий вид деятельности педагогов,
позволяет достаточно точно сформулировать цели,
задачи предстоящей деятельности,
проанализировать и систематизировать
совокупность наличных и необходимых средств,
обеспечивающих оптимальные пути достижения
желаемого результата, а самое главное –
раскрывают возможности для педагогического
творчества, принятия педагогами субъектной
позиции по отношению к осуществляемой
деятельности. Проектирование заставляет
педагога постоянно находиться в пространстве
возможностей, что изменяет его мировоззрение и
не допускает применения стандартных, шаблонных
действий, требует ежедневного творческого,
личностного роста.

В ходе проектной деятельности развиваются и
детско – родительские отношения. Ребенок
оказывается интересен родителям, поскольку он
выдвигает различные идеи, открывая новое в уже
знакомых ситуациях. Жизнь ребенка и родителей
наполняется богатым содержанием.

Проектная деятельность имеет следующие
особенности:

  • проектная деятельность разворачивается в
    проблемной ситуации, которая не может быть
    решена прямым действием;
  • участники проектной деятельности должны быть
    мотивированы. Но простого интереса здесь
    недостаточно. Нужно, чтобы и педагог, и ребенок
    сформулировали причину, по которой они
    включаются в исследование;
  • проектная деятельность имеет адресный
    характер. Поскольку в ходе проектной
    деятельности ребенок выражает свое отношение, он
    всегда ищет адресата, к которому обращено его
    высказывание, оформленное в виде продукта.
    Именно поэтому проектная деятельность имеет
    ярко выраженную социальную окраску и в конечном
    итоге является одним из немногих социально
    значимых действий, доступных дошкольнику.

Дошкольный возраст – самоценный этап в
развитии экологической культуры личности. В этом
возрасте ребенок начинает выделять себя из
окружающей среды, развивается
эмоционально-ценностное отношение к
окружающему, формируются основы
нравственно-экологических позиций личности.
Педагоги нашего детского сада разделяют позицию
доктора биологических наук Т.В.Потаповой о том,
что предназначение дошкольного экологического
образования состоит не столько в присвоении
детьми знаний о предметах и явлениях, сколько в
формировании навыков бережного и неразрушающего
обращения с ними и активного желания поступать
именно так: щадящим и сберегающим образом.

Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня
выдвигает перед специалистами дошкольного
образования задачу поиска универсальных средств
экологического воспитания в современных
условиях. Одним из таких средств может быть
экологический проект, который разработан и
осуществлен с учетом реализуемой в детском саду
комплексной программы “Детство” Т.И.Бабаевой,
В.И.Логиновой.

Читайте также:  Сайт развитие ребенка английская буква i

Представляем информационную карту проекта,
проведенного в нашем детском саду.

Информационная карта проекта
МАДОУ “Детский сад № 49”

  1. Полное название проекта:

“Кормушка для
птиц”.

  • Авторы проекта:
  • Мачужак М.Г., Авдеева Л.В.,
    Хвостанцева Н.И., Жевлакова Н.И., Алиева Р.М.

  • Руководитель проекта:
  • Мачужак М.Г.

  • Кадры:
  • педагоги группы № 9, 12

  • Тип проекта:
  • исследовательско-творческий

  • Проблема:
  • узнать, какую помощь можно оказать
    крылатым друзьям в зимнюю бескормицу.

  • Цель:
  • исследовательская деятельность по
    изучению жизни птиц зимой, развитие
    познавательных и творческих способностей детей
    в процессе разрешения специально
    смоделированной ситуации, а также
    природоохранная деятельность.

  • Задачи:
    • расширить знания детей о приспособлении птиц
      во время зимовки;

    • учить быть настойчивым в поиске ответа на
      поставленный вопрос, используя различные
      способы познания;
    • поддерживать стремление ребёнка активно
      вступать в общение, высказываться,
      аргументировать свой выбор;
    • оказывать помощь в создании продукта
      деятельности.
    • Краткое содержание проекта.
    • В рамках биологической экологии:

      1. Накопление информационной базы по изучаемой
      проблеме в ходе практической деятельности на
      прогулке.

      2. Изучение взаимодействия птиц с окружающим
      миром в ходе наблюдение экологических игр во
      время совместной деятельности.

      3. Систематизация знаний в процессе наблюдений
      и экспериментирования.

      В рамках прикладной экологии:

      1. Отражение знаний, полученных опытным путем, в
      различных видах деятельности (изобразительной,
      театрализованной, умственной, игровой).

      2. Природоохранная деятельность (осуществление
      экологической акции “Подари птичке кормушку”).

      3. Планирование и проведение организованной
      деятельности, совместной деятельности, режимных
      моментов, направленных на воспитание
      экологического сознания.

      10. Вид проекта: межгрупповой.

      11. Сроки проведения: краткосрочный (неделя 09.11
      – 12.11).

      12. Участники: педагоги, дети, родители.

      13. Возраст детей: 5–6 лет.

      14. Форма проведения: дневная (в рамках
      организации образовательного процесса и в
      повседневной жизни с учетом принципов
      интеграции).

      15. Ожидаемые результаты (продукт проекта)

      1. Повышение уровня экологической культуры
        педагогов и воспитанников.
      2. Осуществление в ДОУ образовательного процесса
        по обозначенной проблеме с учетом направлений
        экологии (биологического, прикладного).
      3. Гармоничное формирование разных видов
        отношений детей к природе (природоохранного,
        гуманного, эстетического, познавательного).
      4. Развитие у детей устойчивого интереса к
        представителям природы – птицам.
      5. Развитие исследовательской деятельности
        дошкольников в ходе совместной практической
        деятельности с воспитателем.
      6. Успешное интеллектуально – личностное
        развитие воспитанников.
      7. Пополнение методической базы ДОУ по
        экологическому воспитанию.
      8. Вовлечение родителей в педагогический процесс
        ДОУ, укрепление заинтересованности в
        сотрудничестве с детским садом.

      Проект “Кормушка для птиц”

      Тип: исследовательско-творческий.

      Участники: воспитатели старшей группы, дети,
      родители.

      Масштаб: краткосрочный (2 недели).

      Цель: развитие познавательных и творческих
      способностей детей в процессе разрешения
      специально смодулированной проблемной ситуации.

      Проблема: как помочь птицам пережить
      холодную зиму.

      Задачи:

      • расширять знания о зимующих птицах;
      • поддерживать стремление ребенка активно
        вступать в общение, высказываться;
      • воспитывать заботливое отношение к птицам;
      • помочь в создании определенного продукта
        (кормушки).
      ЭтапыДеятельность педагогаДеятельность детей
      1. Моделирование ситуации.

      2.
      Выявление проблемы.

      3. Определение продукта деятельности.

      1. Игровая ситуация:

      “Утром дети
      приходят в детский сад и видят за окном на
      карнизе птиц (ворона, сорока, голубь, воробей,
      синица).

      Вместе с воспитателем дети выясняют, зачем к
      ним прилетели птицы?

      2. Какая помощь нужна птицам? Что мы сможем
      сделать, чтобы им помочь?

      3. Задача: сделать кормушки, запастись кормом
      для птиц.

      1. Вхождение в игровую ситуацию.

      2.
      Освоение и принятие проблемы: как помочь птицам?

      3. Уточняют задачу: какие могут быть кормушки,
      чем питаются зимующие птицы (корм для птиц).

      (Приложение 1)

      2. Организация работы по решению
      проблемы.
      1. Воспитатель помогает
      спланировать деятельность:

      — выбор объекта
      деятельности (зимующие птицы),

      — форма сбора информации (кормушки разных видов,
      корм для зимующих птиц).

      2. Помогает разделиться на группы, используя
      карточки-схемы.

      1. Выбор объекта (зимующие птицы).

      2.
      Планирование деятельности.

      3. Разделение на группы.

      (Приложение 2)

      3. Практическая деятельность по
      решению проблемы.
      1. Оказывает практическую помощь
      (информация о разных видах кормушек, карточки –
      схемы о корме для птиц).

      (Приложение 3)

      1. Проводят деятельность в
      соответствии с задачей (приносят корм,
      изготовляют кормушки).
      4. Презентация продукта
      деятельности.
      1. Презентация кормушки.1. Предоставление корма для птиц.

      Список литературы

      1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность
        дошкольников: пособие для педагогов дошкольных
        учреждений (текст). Пособие для педагогов
        дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. –
        112 с.
      2. Виноградова Н.А. Образовательные проекты в
        детском саду: пособие для воспитателей (текст).
        Пособие для воспитателей. – М.: Айрис-Пресс, 2008. –
        208 с.
      3. Логинова В.И. Детство: программа развития и
        воспитания детей в детском саду. – Изд.3-е. — СПб.:
        Детство-Пресс, 2001. – 244 с.
      Читайте также:  Поддержка и развитие творческого потенциала ребенка

      Источник

      Ольга Горбачёва
      Проектная деятельность как средство развития личности ребенка дошкольного возраста

      Актуальность данной темы.

      На сегодняшний день система развития дошкольногообразования находится в ситуации существенных изменений: на первый план выходит развитие личности ребёнка. Обязательным становится использование современных образовательных технологий, где главной целью образования становится не только передача знаний и социального опыта, сколько развитие ребёнка. На смену традиционным методам приходят новые, инновационные технологии, направленные на активизацию деятельности ребенка и развитие его личностной сферы как целостной структуры.

      Одним из перспективных методов, способствующих решению этой задачи, является метод проектной деятельности. Проектная деятельность для дошкольника не является чем-то искусственно привнесенным, а носит вполне естественный характер, позволяющий ребёнку войти в более широкий мир, ориентироваться в нём, понять окружающую его предметную действительность. Проектная деятельность выступает условием личностно-ориентированного взаимодействия, и поэтому дошкольник познаёт не только свойства предметов, но и характер взаимоотношений между людьми, учится согласовывать свои действия с действиями сверстников и взрослых, сотрудничать в условиях совместной деятельности, знакомиться с правилами и способами взаимодействия в группе и коллективе. У него появляется реальная возможность шире реализовать свои возможности в познании.

      В условиях введения Федеральных государственных образовательных стандартов к структуре программы дошкольного образования, проектная деятельность в образовательном процессе дошкольного образования приобретает особую значимость. Метод проектов — является педагогической инновационной технологией, имеет свои специфические особенности, которые обуславливают определенные изменения в педагогической практике, что способствует условиям для создания единого образовательного пространства за счёт взаимодействия детского сада с родителями воспитанников.

      Мною изучено множество методической литературы по вопросам проектирования. Установлено, что метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Педагоги 20-х гг. прошлого века считали, что метод проектов вносит разнообразие в учебную деятельность, в развитие интереса к учению, это стимулирует детей к творческому поиску, самостоятельному исследованию, преобразованиям, способствует воспитанию инициативности, коллективизма, развитию умений, навыков планирования и организации труда, распределения сил и средств.

      После революции этот метод применялся в образовании как общественно- полезные дела детей. В системе отечественного дошкольного образования метод проектов возродился в начале 90-х гг. прошлого столетия, что было связано с внедрением информационных технологий.

      Типология проектов и особенности технологии его применения были представлены Е. С. Полат в учебном пособии «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования».

      Идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию, возникшая из идеи свободного воспитания. В настоящее время она становится интегрированным компонентом разработанной и структурированной системы образования. Но суть ее остается прежней — развитие личности дошкольника, стимулирование интереса детей к определенным проблемам.

      2000 год можно смело назвать началом применения проектной деятельности и метода проектов в отечественных дошкольных образовательных организациях. Об этом свидетельствуют исследования, проведённые многими отечественными педагогами и психологами (А. И. Савенковым, А. Данюковой, С. Н. Николаевой, Н. А. Рыжовой, Б. В. Хозиев (2002г.). Использование проектной деятельности, как формы организации развития способностей детей дошкольного возраста занимается Е. Евдокимова (2003г.). Е. С. Полат отмечает, что идея метода проектов становится интегрированным компонентом разработанной и структурированной системы образования.

      Метод проекта способствует:

      развитию личности ребенка — повышению активности детей, развитию творческого мышления, воображения, внимания,памяти, речи, творческих способностей детей, умению наблюдать, слушать, обобщать и анализировать;

      •стимулированию интересов дошкольников к определенным проблемам через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем;

      •практическому применению полученных знаний;

      •самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении, использовать эти знания для создания новых объектов действительности;

      •созданию открытой системы ДОУ для активного участия родителей.

      Метод проектов — педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Эта модель обучения, которая вовлекает ребёнка в процесс решения сложных для него проблем, находясь в активной позиции. Он направлен на развитие личности ребёнка, познавательные и творческие способности.

      Результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности, который соединяет в себе знания, умения, компетенции и ценности.

      Читайте также:  Мультики на развитие речи ребенка

      Мною было проведено анкетирование среди родителей по внедрению проектного метода обучения в ДОУ. Мнение родителей к проектной деятельностивыглядят следующим образом:

      (20%) родителей настроены позитивно, демонстрируют готовность сотрудничества, но с оговоркой (дефицит времени);

      у 10% родителей отсутствует четкое представление о системе совместной работы с педагогом ДОУ в рамках проекта;

      70%-большинство родителей перекладывают ответственность за воспитание детей на педагогов ДОУ, мотивируя это отсутствием свободного времени, нежеланием участвовать в совместной проектной деятельности.

      Обработка анкет позволила получить сведения о том, что ожидают родители от ДОУ, увидеть трудности и проблемы в воспитании и развитии детей. Стало понятно, что формы и методы работы с родителями, применяемые ранее (выступления на родительских собраниях, наглядная агитация) оказались недостаточно эффективными, позволяющими родителям занять активную позицию в образовательном процессе ДОУ.

      Работа с семьями воспитанников учитывает современные подходы к проблеме. Самая удачная находка-метод проектов.

      Мною составлена система работы по внедрению проектного метода обучения для развития личности дошкольника, рассчитанная на 3 года. Прописаны цели и задачи для реализации данной системы с детьми младшей, средней, старших групп. Система по развитию личности дошкольника через проектный метод, разработана в соответствии с программой «Детство», «Программы развития и воспитания детей в детском саду», под редакцией Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой, Л. М. Гурович, с использование парциальных программ.

      «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения» Т. А. Данилиной, Л. С. Киселевой, Т. С. Ладоги, где данный метод понимается как вариант интегрированного метода обучения дошкольников, как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанников, поэтапной практической деятельности для достижения поставленной цели.

      Цель: развитие личности ребенка посредством проектного метода обучения.

      Задачи:

      1Разработать педагогическую систему развития личности ребёнка посредством проектного метода обучения.

      2. Обеспечить психологическое благополучие и здоровье детей.

      3. Развивать познавательные способности, творческое воображение, мышление, речь, коммуникативные навыки дошкольника.

      Новизна работы заключается: в разработке и апробации различных проектов по развитию личности детей дошкольного возраста, их организации в рамках проектной деятельности.

      Основные этапы метода проекта:

      1этап. Целеполагание. Я помогаю воспитаннику выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени,

      способствую саморефлексии ребёнка в области познания собственных интересов, оценки и приобретения новых знаний, развития речи и психических процессов.

      Последовательность работы на данном этапе: * ставлю перед собой цель (исходя из потребностей и интересов ребёнка);

      * вовлекаю дошкольника к решению проблемы;

      * намечаю план движения к цели (поддерживаю интерес детей и родителей); * обсуждаю план с семьями (на родительском собрании);

      * обращаюсь за рекомендациями к специалистам ДОУ;

      * вместе с детьми и родителями составляю план-схему проведения проекта;

      * собираю информацию, материал.

      2этап. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:

      к кому обратиться за помощью? (взрослому, педагогу);

      в каких источниках можно найти информацию?;

      какие предметы использовать? (принадлежность, оборудование);

      с какими предметами нужно работать для достижения цели.

      3этап. Выполнение проекта – практическая часть.

      Выполнение проекта происходит через различные виды деятельности (творческую, экспериментальную, продуктивную).

      Задача воспитателя на данном этапе — создание в группе условий для осуществления совместных замыслов детей и взрослых в рамках проекта.

      Последовательность работы педагога на данном этапе.

      Образовательная деятельность: игры, наблюдения.

      Родители и дети выполняют задания, поощряются самостоятельные творческие работы детей и родителей (поиск материалов, информации, изготовления поделок, рисунков, альбомов)

      4этап. Подведение итогов – продукт проекта, определение задач для новых проектов.

      На данном этапе раскрывается творческий потенциал дошкольников, применяются полученные сведения на практике.

      Последовательная работа над этапами:

      * организация презентации проекта, создание условий (чтобы дети имели возможность рассказать о своей работе, испытали чувство гордости за достижения, осмыслили результат своей деятельности). *выступления перед сверстниками,где ребёнок приобретает навыки владения своей эмоциональной сферой и невербальными средствами общения (жестами, мимикой).

      Взаимодействуя с родителями и детским садом помогает:

      *привлечь внимание дошкольника;

      *помочь обнаружить проблему и способствовать её выполнению;

      *вызвать интерес и ввести детей в совместный проект.

      Особенность проектного метода обучения.

      Метод проекта можно представить как способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога и воспитанника, способа взаимодействия с окружающей средой, поэтапной практической деятельностью по достижению поставленной цели.

      Источник