Поддержка и развитие творческого потенциала ребенка

Поддержка и развитие творческого потенциала ребенка thumbnail



Обучение одаренного ребенка предполагает принятие личности и его индивидуальности, самоопределение и выбор собственного пути, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности.

Педагогическая деятельность дополнительного образования, будучи гибкой, вариативной, непосредственно откликающейся на интересы и потребности обучающихся, наиболее полно отвечает этим критериям. Дополнительное образование позволяет ребенку сделать индивидуальный выбор сфер деятельности и общения, проявить себя, свои возможности.

Одним из важных направлений деятельности центров творчества в рамках президентской программы «Одаренные дети» является создание условий, оказание помощи и поддержки каждого одаренного и талантливого ребенка, что способствует увеличению доли одаренных детей в различных областях знаний и творческой деятельности.

Расширяя сферу творчества обучающихся, дополнительное образование учитывает индивидуальные запросы и интересы одаренных детей.

В объединения по интересам часто приходят дети, одаренность которых уже начала раскрываться. Они мотивированы на овладение творческой деятельностью, и это создает условия для плодотворного освоения специальных умений и знаний. Занимаясь в Центре, дети имеют возможность использовать единство и взаимодействие различных искусств. Творчески одаренный ребенок после обучения в объединениях по интересам может выйти на следующий уровень, т. е. получить профессиональную подготовку.

Понимание одаренности как системного качества предполагает рассмотрение личностного развития в качестве основополагающей цели обучения и воспитания одаренных детей. Одаренность часто проявляется в успешности деятельности, имеющей стихийный, самодеятельный характер. Например, увлеченный техническим конструированием ребенок может дома с энтузиазмом строить свои модели, но при этом не проявлять аналогичной активности ни в школьной, ни в специально организованной внешкольной деятельности (кружке, секции, студии). Кроме того, одаренные дети далеко не всегда стремятся демонстрировать свои достижения перед окружающими. Так, ребенок, сочиняющий стихи или рассказы, может скрывать свое увлечение от педагога. Таким образом, судить об одаренности ребенка следует не только по его школьным или внешкольным делам, но по инициированным им самим формам деятельности. В некоторых случаях причиной, задерживающей становление одаренности, несмотря на потенциально высокий уровень способностей, являются те или иные трудности развития ребенка, например заикание, повышенная тревожность, конфликтный характер общения и т. п. При оказании такому ребенку психолого-педагогической поддержки эти барьеры могут быть сняты. В качестве одной из причин отсутствия проявлений того или иного вида одаренности может быть недостаток необходимых знаний, умений и навыков, а также недоступность (в силу условий жизни) предметной области деятельности, соответствующей дарованию ребенка. Таким образом, одаренность у разных детей может быть выражена в более или менее очевидной форме. Анализируя особенности поведения ребенка, педагог, психолог и родители должны делать своего рода «допуск» на недостаточное знание о его истинных возможностях, понимая при этом, что существуют дети, чью одаренность они пока не смогли увидеть. МБУ ДО «ЦТТ и ПО» города Старый Оскол, Белгородской области становится исключительно значимым для развития одаренного ребенка, подготавливая его к профессиональному пути.

Работа педагога дополнительного образования направлена на создание среды успеха для выявления и развития личностного потенциала и творческих способностей одаренных детей, оказание им педагогической поддержки в осмыслении, проектировании и самореализации, в соответствии со способностями их жизненной стратегии, ориентированной на успешную деятельность в контексте современной среды и современной культуры.

Мы не отбираем одаренных детей, а принимаем детей и работаем индивидуально с каждым, помогая самоопределиться. Ребенок сам еще не определился в интересах и предпочтениях к каким-либо видам творческих направлений. Реализацию своего потенциала он начинает с подачи педагога дополнительного образования, главным принципом которого является принцип создания условий и предоставления возможностей для предметной творческой деятельности. Как правило, одаренный ребенок выделяется из остальной группы, очень важно не создать у него «чувства исключительности», это может не получить подтверждения в дальнейшей жизни. Объединения по интересам посещают не только одаренные дети, но и те, кому просто доставляет удовольствие заниматься творчеством, и отношения с ними должны складываться гармонично. Так же педагогу дополнительного образования необходимо всегда помнить то, что эксплуатация неординарных способностей ребенка ради престижа учреждения и самого педагога часто идет во вред самому ребенку. Если всего этого удается избежать, то область дополнительного образования становится исключительно значимой для развития одаренного ребенка, подготавливая его к сознательному профессиональному пути.

Обучение, развитие и поддержка одаренных детей, в рамках объединения осуществляется в ходе решения следующих задач:

– создание механизма для выявления одаренных и талантливых детей;

– создание условий для обеспечения индивидуального развития детей;

– предоставление широкого спектра знаний;

– психолого-педагогическое сопровождение;

– взаимодействие с родителями обучающихся.

Раскрытие одаренности детей является самой важной задачей для педагога и родителей. Ведь дело не только в передаче знаний, но и в создании условий ребенку для углубления этих знаний, разработать на их основе новые навыки, необходимые для творчества и жизни. Для определения одаренности ребенка достаточно выявить уровень способностей личности к творческой деятельности с помощью тестов.

Критерии одаренности ребенка:

– решая мыслительные задачи и осуществляя творческую деятельность, ребенок ярко демонстрирует способность к наблюдательности, хорошую память, легко ведет диалог, обладает подражательной способностью;

– в своих действиях ребенок часто опирается на работу фантазии и воображения, что не редко является основным мотивом деятельности;

– общаясь, ребенок широко использует мимику и жесты, особенно в разговорах со сверстниками;

– речь ребенка отличается повышенной выразительностью.

Развитие творческого потенциала одаренных обучающихся предполагает реализацию специальных программ. Реализация программы «Начальное техническое моделирование» предусматривает, наряду с более сложными и дополнительными материалами, разработки по развитию творческих способностей детей, коммуникативных, лидерских и иных личностных качеств, способствующих дальнейшей социальной адаптации одаренных детей. Каждый ребенок имеет разработанную образовательную траекторию.

Одаренные дети — это особые дети, и задача педагога — понять их, направить все усилия на то, чтобы передать им свой опыт и знания. Каждый ребенок одарен по-своему, и для педагога важнее не выявление уровня одаренности, а качества одаренности. Смысловой и конструктивной единицей системы работы с одаренными детьми в дополнительном образовании является ситуация совместной продуктивной и творческой деятельности педагога и ребенка, педагога и группы, педагога, ребенка и родителей.

Основные элементы педагогических технологий, применяемых в системе дополнительного образования для работы с одаренными детьми:

– деятельностный подход (между обучением и развитием стоит деятельность);

– формирование внутренней мотивации;

– рефлексия;

– возможность индивидуализации темпов прохождения образовательных программ, их обогащение и углубление;

– соблюдение принципов –“ситуация успеха”, “не сравнивать с другими” и т. д., которые создают благоприятный морально-психологический климат;

– проектное обучение;

– технология полного усвоения;

– инновационные компьютерные технологии.

Формы и методика проведения занятий в объединении по интересам дает возможность использовать и тренинги, и игры, а моделирование творческой ситуации часто составляет основу занятий. Приоритетной формой работы является общение педагога с детьми, поэтому занятия строятся не в традиционной форме урока, а в виде работы творческих групп, микро-коллективов и т. п., что даёт хорошую возможность уделить каждому ребёнку максимум внимания.

Дети, наделенные талантом, демонстрируют свои достижения через конкурсы проектных и исследовательских работ.

Дополнительное образование детей ориентировано на освоение опыта творческой деятельности в интересующей ребенка области практических действий на пути к мастерству. Проблема работы с одаренными детьми актуальна и перспективна для системы дополнительного образования, поскольку одаренные дети являются творческим и интеллектуальным потенциалом для развития дополнительного образования.

Работа с одарёнными детьми — это сложная, но интересная работа, которая должна вестись родителями и педагогами. Каждый шаг в этом направлении принесёт пользу в будущем. Воспитание одаренных детей в силу их особенностей требует индивидуального творческого подхода. Индивидуальная работа по развитию одаренных детей при активном включении их в совместную творческую деятельность повышает не только уровень их самостоятельности, но и помогает развивать их мыслительную деятельность и речь.

Читайте также:  Характеристика на ребенка из детского сада по развитию речи

Литература:

  1. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии- СПб.: Питнр Ком, 1999.-720с.
  2. Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение. Учебник для вузов.-СПб.: Питер, 2002.-544.: ил.-(Серия «Учебник нового века»)
  3. А. А. Реан, Я. Л. Коломенский Социальная педагогическая психология.-Спб.:Издательство «Питер», 2000.-416с.:(Серия «Мастера психологии»)
  4. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб пособие для студ. высш. учеб. Заведений/Сост. И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин.-М.:Издательский центр «Академия, 2001.-368с».

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, дополнительное образование, творческая деятельность, одаренный ребенок, развитие, создание условий, педагог, одаренность ребенка, обучение, интерес.

Источник

Марина Федоренко
Консультация для воспитателей «Развитие творческого потенциала ребенка, создание условий для его реализации».

Одна из первостепенных задач воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, согласно вступившему в силу ФГОС — воспитание нового поколения детей, обладающих высоким творческим потенциалом. Но проблема заключается не в поиске одарённых, гениальных детей, а целенаправленном формировании творческих способностей, развитии нестандартного видения мира, нового мышления у всех детей посещающих детские сады.

Дошкольный возраст уникален, поскольку как сформируется ребёнок, такова будет его жизнь. Именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка.

Развитие творческого потенциала детей: что это такое?

Способности к творчеству объединяет несколько составляющих.Среди них:

• Тяга к познанию;

• Живой ум;

• Умение постигать новое

• Уметь в обычных вещах и явлениях видеть нестандартное;

• Воображение без границ;

• Стремление делать открытия;

• Уметь в жизни применять полученные знания;

• Интуиция и фантазия, которые порождают открытия и изобретения, а также что-то свежее и новое.

Развитие творческого потенциала детей: когда начинать?

Важнее всего творчество как раз для взрослого человека, потому что помогает ему успешно справляться с трудностями, строить отношения с людьми, быть радостным и счастливым. Однако если у ныне взрослого в детстве с творчеством «не сложилось», то, скорее всего, творческой личностью ему стать не удастся, как бы он не хотел. Поэтому развитие творческого потенциала детей нужно начинать с ранних лет, как и все иные задатки. Нередко небылицы, которые рассказывает малыш, взрослые не воспринимают всерьез, а иногда и грубо пресекают. А ведь фантазирование – это свойственная дошкольникам черта, и не нужно мешать им, воображать. В это время рождается творчество. Нужно знать, что пик фантазирования приходится в возрасте трех или четырех лет, и малыш может насочинять таких историй, что диву даешься, как можно вообще такое придумать.

Как же найти такие стимулы к творчеству, которые бы рождали у ребенка подлинное желание творить? Как развить творческий потенциал всех детей, ибо каждый ребенок одарен и талантлив, оберегая индивидуальное, самобытное, опираясь на его природу, страшась заглушить способности?

Самое важное условие развития творческого потенциала детей — это создание общей атмосферы комфортности, свободы и увлеченности, чтобы каждый ребенок сумел познать «радость успеха». Такая задача требует от взрослого особого внимания.При выполнении заданий детям могут оказываться разные виды помощи: кому-то из них достаточно одобряющей улыбки, кто-то нуждается в дополнительных разъяснениях, некоторым нужна совместная работа с взрослым. В любом случае общение должно строиться таким образом, чтобы каждый ребенок мог публично порадоваться результату своего собственного или совместного с взрослым творчества. Дети могут также делиться своими достижениями друг с другом, помогать друзьям, выполнять задания в группах.

Условия, способствующие развитию творческого потенциала у детей:

*Планирование содержания и методов обучения, учитывая взаимосвязь всех видов деятельности.

*Педагогический процесс, способствующий накоплению впечатлений, эмоций, опыта.

*Использование разнообразных технологий в работе с детьми.

*Предоставление ребенку возможности творить самостоятельно, доступность любого материала.

*Создание творческой, доброжелательной атмосферы в каждой деятельности, тактичное, внимательное отношение к каждому ребенку, уважение к его творчеству. *Возможность для совместного творчества.

*Обогащение эмоционально-интеллектуального опыта детей.

Для того чтобы дети поняли чем прекрасен тот или иной предмет или явление, педагог должен сам уметь искренне чувствовать, видеть красоту в жизни. А это качество нужно развивать в себе и в детях постоянно. Как этого достичь? День за днем наблюдать, рассматривать, рассуждать, вглядываться, прислушиваться. Можно проводить минуты созерцания.

Советы педагогам:

Что мешает развитию творческого потенциала дошкольника.

Взрослые не должны делать следующее.

1. Наблюдать за ребенком, не участвуя в его деятельности, а также следить за дошкольником постоянно. Стоит не только играть с ребенком, но и давать ему возможность чем-то заняться в одиночестве.

2. Оценивать его творчество по привычной шкале. Исследователи доказали, что когда дети ждут награду за «правильные» ответы или поведение, они стремятся угодить взрослым, и это мешает их творческому развитию, они учатся искать стандартные выходы, а не мыслить креативно.

3. Критиковать как результат, так и сам процесс, а также идеи ребенка. Ищите во всем то, что можно похвалить, а недостатки указывайте, только акцентируя внимание на том, как их можно исправить.

4. Отмахиваться от вопросов ребенка как от нелепых или «неправильных», избегать вопросов, ответов на которые вы не знаете. Развитие творческого потенциала дошкольника возможно только тогда, когда ум его находится в интеллектуальном напряжении – поощряйте любознательность и покажите, что некоторые ответы нужно искать, размышляя над ними.

Развитие творческого потенциала детей: роль родителей.

Успех в работе может быть, достигнут только при тесном контакте с родителями воспитанников, поскольку те знания, которые ребенок получает в детском саду, должны подкрепляться в условиях семьи.

Советы родителям: Начинать родителям нужно с самих себя, ведь именно они играют главную роль в воспитании ребенка. Многие взрослые хотят, чтобы осуществлялось развитие творческого потенциала детей, но при этом сами творчески не развиваются, и менять в себе ничего не хотят. Если мама или папа имеют творческие способности – это просто великолепно, семья будет отличным творческим тандемом. Если же нет – не беда. Это вовсе не означает, что вам нечем помочь ребенку. Важно иметь желание, а также знания в этой теме. Не относитесь к фантазиям малыша, как к примитивности, ведь любая фантазия содержит в себе толику творчества. Не высмеивайте его небылицы. Ведь творческий малыш видит обычные вещи совершенно иначе. Не расстраивайтесь и не ругайте его, если он говорит, что на иллюстрации в книге видит не чайник, а уточку, не стул, а осьминога. Несомненно, ребенок узнает стол или чайник, но скорее всего ему просто захотелось немного пофантазировать. Помните, что дети часто не хотят воспринимать обычное понимание предметов, а склонны дать волю воображению. Скованность, консервативность и излишняя серьезность родителей не способствуют развитию потенциала творческого детей. Учитесь играть в детские игры, не опасайтесь на какое-то время снова стать ребенком, веселитесь и шалите. Порой стоит нарушить правила поведения взрослого во имя вашего сына или дочери. Это сблизит вас с ребенком, но не только.

Это будет хорошей психотерапией для самих родителей, позволит отдохнуть, отвлечет, снимет стресс и напряжение. Сочиняйте вместе с ребенком сказки и стихи, воображайте несуществующие растения и животных, поддерживайте развитие творческого потенциала детей. Всякий ребенок – индивидуален, имеет персональные задатки и свой предел уровней способностей.

Читайте также:  Индивидуальная программа развития ребенка с овз в доу образец

Только совместная систематическая, планомерная работа педагогов и родителей даст положительные результаты.

Источник

Что же это такое – творчество? Данное слово включает в себя огромный процесс от зарождения идеи до ее воплощения. Основным критерием, отличающим творчество от любой другой деятельности, развитие творческого потенциала детейявляется ее уникальный результат. То есть когда на свет появляется материальное или духовное творение, которого ранее не существовало.

Воображением называется способность человека воспринимать подаваемые жизнью или собственным внутренним миром идеи и образы. Однако бывают ситуации, когда человек обладает прекрасным воображением, но не способен реализовать задуманное на практике. Поэтому в процессе творчества не менее важно и такое качество, как креативность. Так называют умение своеобразно и необычно преподнести идею творческого замысла, причем неважно, своего или рожденного воображением другого человека.

Все ли дети обладают творческим потенциалом? И нужно ли его развивать?

Из всех детей, живущих на земле, нет ни одного ребенка, у которого не было бы творческого начала. У всех детей есть способность фантазировать, придумывать, мечтать. Это и составляет основу творческого потенциала любого человека.

Отличие детей друг от друга развитие творческого потенциала детейсостоит лишь в том, что у одних данные свыше удивительные способности получают дальнейшее развитие и воплощение, а у других, к сожалению, угасают. Развитие творческого потенциала ребенка не происходит само по себе, оно очень нуждается в помощи взрослых. И самыми первыми помощниками детей являются, конечно же, родители, бабушки и дедушки.

То есть на вопрос «Все ли дети обладают творческим потенциалом?» мы ответили – все. А вот нужно ли его развивать? Решать вам, дорогие мамы и папы. Однако специалисты настоятельно рекомендуют, а в некоторых ситуациях даже требуют развития творческих способностей малыша, особенно если их видно со стороны и они уникальны!

Когда начинать развивать творческий потенциал ребенка?

Творческие задатки чада можно и нужно начинать развивать уже тогда, когда женщина узнала о своей беременности. Дело в том, что на 24-25 неделе беременности малыш уже реагирует на внешние звуки, особенно на музыку. Поэтому специалисты рекомендуют родителям начинать развитие творческого потенциала своего малыша еще с утробы. Как? Напевая песенки, читая стихи, рассказывая сказки, говоря ласковые слова.

Более полное развитие творческого мира детей начинается с раннего дошкольного возраста. В это время деток называют «почемучками», ведь их бесконечные развитие творческого потенциала детей«почему» не заканчиваются ни днем, ни ночью, как и темы, которых они касаются.

Как только ребенок начинает говорить, обнаруживается, что к этому времени у него накопилось такое количество вопросов, что он ежедневно задает их бесконечным потоком. Поэтому родителям, бабушкам, дедушкам, старшим братьям и сестрам следует заблаговременно подготовиться к этому периоду, который потребует смекалки, интуиции, знаний, юмора и терпения, а не просто ответа «потому».

Это период накопления информации, которую ребенок сразу же или спустя какое-то время начинает выдавать в самых разных вариантах и ситуациях. Дети в этот период очень интересные и любознательные. Они демонстрируют взрослым наличие у них образного мышления. Наблюдая за окружающей их действительностью, они начинают фантазировать. Часто детвора дает новые названия привычным для нас объектам или явлениям природы. Малыши даже заставляют взрослых по-новому посмотреть на обычные вещи. Такое состояние внутреннего мира ребенка необходимо использовать, если родители хотят, чтобы внутренний потенциал, заложенный природой, впоследствии реализовался самым полным и лучшим образом.

Кто такие компрачикосы

Те, кто читал роман Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери», смогут сразу же ответить на этот вопрос. Именно эти люди в средние века поставляли шутов во дворцы вельмож. Но делали они это очень варварским методом, выкрадывая маленьких детей у бедных слоев населения и помещая их в специальные формы, в которых они вырастали. Но форма не позволяла расти телу естественно, и оно искривлялось, принимая уродские очертания. По истечении определенного времени, развитие творческого потенциала детейкогда заканчивалось формирование скелета, форму снимали, а уродливого человечка учили служить при дворе шутом.

К чему этот пример, спросите вы? Только для сравнения. Дело в том, что зачастую родители впадают в крайности, которые впоследствии могут очень печально отразиться не только на жизни их чада, но и на собственной. Подобно компрачикосам, они не стремятся дать развитие тем способностям, которые заложены в ребенке природой, а стремятся реализовать творческий потенциал, заложенный в них самих, но который они не реализовали на протяжении жизни из-за страхов, неуверенности или нехватки времени. Например, мама или папа бросили в детстве художественную (музыкальную) школу, а потом жалели об этом. Причем жалели, когда выросли. При помощи собственного ребенка они желают исправить эту ошибку. А сопротивление дочери или сына родительскому произволу воспринимают как лень или непонимание, что будет лучше для чада. При этом у последнего в данном направлении вообще может не быть задатков. Но кто же на это обращает внимание, когда такразвитие творческого потенциала детей хочется исправить или завершить то, что не сделали сами?

В этот момент родители походят на духовных компрачикосов. Если их усилия, направленные на развитие творческого потенциала любимого чада, встречают яростное сопротивление, они помещают его в клетку строгих правил, запретов и требований. А ведь если сами они бросили ту злосчастную школу, то им позволили это сделать. То есть для родителей душевное состояние и желания ребенка были важнее. Так почему же выросшие мальчики и девочки лишают этого уже своих детей?

Не навязать, а увидеть и развить!

Видели ли вы в своей жизни людей, которые работают на своем месте годами, но не получают удовлетворения от работы? А может быть, вы сами являетесь таким человеком? Если да, то вспомните, почему в вашей жизни сложилась подобная ситуация, откуда она взяла начало. Не из детства ли? Ведь большинство взрослых проблем родом именно оттуда.

Так и ваш ребенок может не показывать, что ему что-то не нравится или, наоборот, что у него есть задатки к тому или иному направлению. Но это не значит, что их нет. То есть вы можете не видеть у крохи ни малейшего намека на музыкальный дар, зато вам следует обратить внимание на тот факт, что он не выпускает из рук мяч, что ему всего три года, но он уже свободно попадает в баскетбольное кольцо. И что в итоге делает большинство родителей? Все равно отдают ребенка в музыкальную школу, и вместо мяча в руках у ребенка появляется скрипка или гитара, которую впоследствии он развитие творческого потенциала детейначинает ненавидеть, а в будущем это чувство может быть спроецировано и на самих родителей.

Совсем недавно ученые провели интересные исследования и обнаружили среди парикмахеров, математиков, инженеров и медиков людей с великолепными творческими данными певцов, музыкантов, художников. И наоборот – среди людей творческих профессий они нашли прекрасных бухгалтеров, спортсменов, сантехников и строителей.

Вот и получается, что не навязать свои мерки, а увидеть и развить у детей присущие только им индивидуальные особенности – главная задача родителей. И только потом речь идет о педагогах. Ведь то, насколько правильно была сформирована маленькая личность, в каком направлении велось ее развитие, как использовался ее творческий потенциал и его дальнейшая реализация – все зависит от мам и пап!

Читайте также:  Роль современной семьи в воспитании и развитии ребенка

Каким образом развивать творческий потенциал детей?

Как только ребенок начинает ходить и говорить (даже не очень связно), его любимыми словами становятся слова «я сам». Задумайтесь – почему? Все просто. Ребенок видит себя и видит взрослых людей, детей, животных, природу, окружающий мир. В этом большом мире он ищет свое место, исследуя свои возможности и их предел. Поэтому все творческие задания, которые предлагаются малышу, он будет выполнять с большим интересом. А если у него не будет получаться, он будет сердиться, плакать или просить о помощи. На этом этапе важно не дать закрепиться в малыше разочарованию в самом себе и своих силах в результате не получившегося задания. Даже неудачи необходимо преподносить ребенку так, чтобы вселить в него надежду на непременное осуществление его лучших стремлений. Он должен понимать, что для того, чтобы делать все хорошо, необходимо трудиться. развитие творческого потенциала детейПостепенно приучая ребенка к труду над своими дарованиями, сглаживая и утешая его разочарования, родители достигнут большего результата, чем те, которые позволяют детям при первой неудаче отказываться от новых попыток покорить желаемую вершину.

Одной маленькой двухлетней девочке очень хотелось резать бумагу ножницами. Знакомые тети и дяди, приходившие в гости к родителям, видя ее усердную работу, часто восклицали: «Будет закройщиком!» или «Будет парикмахером!», а оказалось все гораздо проще. Девочка пошла в пять лет в школу и к тому времени она легко научилась писать, ведь правая рука, которой она постоянно резала бумагу, окрепла. В результате малышка выросла и стала специалистом по страхованию. При этом ей никогда не приходило в голову стать швеей или закройщицей. А к парикмахерскому искусству она хоть и склонялась в детстве, в пять лет пытаясь стричь своего брата, но развитие творческого потенциала детейпродолжения в ее жизни эта специальность так и не нашла.

Эта история является важной иллюстрацией еще одной родительской ошибки. Существует такая традиция, когда годовалого ребенка сажают перед определенным набором предметов, и какой из них он вытянет, значит, такой работой будет заниматься в будущем. Не жестоко ли это, дорогие родители, позволять годовалому малышу наугад выбирать свою судьбу? Вы скажете, что это шутка и она не имеет никакого значения. Для ребенка это так и есть на самом деле, но не для родителей. В их подсознании, если они верят в этот обряд, откладывается направленность действий. Таким образом желание ребенка взять в руки ножницы может расцениваться именно как веление свыше в будущем стать ему парикмахером или закройщиком. На самом деле мудрые родители будут с осторожностью исследовать способности сына или дочери, наблюдать за развитием творческого потенциала, искать наиболее подходящие направления и помогать в нелегком труде совершенствования имеющихся способностей.

Какие виды деятельности подходят для раннего развития творческого потенциала дошкольника?

Первыми в списке видов деятельности, которыми чаще всего занимаются дошкольники, стоят конструктивная и изобразительная деятельность. Наверное, вы замечали, как дети любят рисовать? Они рисуют на бумаге, на стене, на асфальте, на окне; ручкой, карандашами, пальцами, мелом, красками и самыми немыслимыми вещами на немыслимых поверхностях. А строить домики, складывать пазлы, нанизывать пирамидки и т.д. – это разве не любимое занятие дошкольников? В идеале родители должны заниматься всеми этими шалостями вместе с детьми, ведь развитие творческого потенциала детейони любят так проводить время, а родители любят своих детей. Значит, это для них ничего не должно стоить?

Если же при этом мама или папа будут рассказывать что-то интересное и познавательное, то воображение ребенка будет развиваться еще более активно, а вместе с ним будет происходить укрепление и рост творческого потенциала, основными компонентами которого являются быстрота, гибкость, оригинальность, законченность. Все эти качества созидаются и умножаются, когда родители правильно направляют любую деятельность своего ребенка и придают ей положительный смысл. Только в таком случае малыш начнет ощущать значимость того, что он делает, чувствовать свою необходимость самым близким людям.

«Разве ты не хочешь быть как…». Это одна из самых главных ошибок родителей. Нельзя применять к ребенку чужие шаблоны и примеры. «Кушай кашу, разве ты не хочешь быть сильным, как богатырь Илья?». «Если будешь плохо себя вести, то станешь таким же пьяницей, как…», далее следует пример какого-либо соседа или знакомого. «Посмотри на этот цветок и сделай такой же». Где же в этих словах и примерах уместить творческое развитиеразвитие творческого потенциала детей? Если я буду как кто-то другой, или сделаю что-то в точности такое, как уже существует, то я буду не я, а соседский мальчик или девочка.

Конструкторы, наборы для творчества, раскраски и другие игрушки, в которых есть образцы, не развивают в детях творческие задатки, но могут способствовать выработке усидчивости, внимательности, старательности, аккуратности. А чтобы к этим приятным качествам добавилось еще и развитие воображения, которое есть основой всякого творчества, нужно во время занятий ребенка с этими игрушками побуждать его думать, представлять, фантазировать.

Порядок в доме важнее; давай я тебе помогу; я так устал, поиграй сам!

Это три самых успешных оружия, направленных против развития творческой личности. Первое — педантичность, которая своим желанием делать правильно и поддерживать порядок в доме губит на корню проявление любого творческого начала. Это когда ничего нельзя, потому что сдвинется с места ковер, запачкаются обои, разольется вода на пол и т.д.

Следующее оружие – отсутствие терпения. Ах, как хочется помочь, когда эти еще неумелые ручки чертят кривую линию, где должна быть прямая; когда эти пытливые глазки внимательно ищут нужный пазл, смотрят на него и все равно не замечают и т.п. Помочь можно, но не делать вместо ребенка. Помните, что ребенок должен сделать работу самостоятельно хотя бы для того, чтобы испытать радость от результата и собственной значимости. развитие творческого потенциала детейВедь он сам умеет! Без посторонней помощи! Как взрослый! И пусть по вашей подсказке, но сам…

Третье оружие, или преступление против творческой личности, живущей внутри каждого ребенка, – это обыкновенная лень, включающая усталость и сопровождающая ее нежеланием даже вникать в то, что делает кроха. Не стоит думать, что ребенок не заметит отсутствие интереса к его занятиям. Он все видит и чувствует. И даже если не просит помочь или поиграть с ним, то только потому, что боится отказа. Он его ранит. Ведь на самом деле он больше всего на свете хочет, чтобы с ним поиграли или ему помогли. Это так мало, но и так много из того, что мама и папа могут сделать для своего малыша!

Лекарство против данных состояний для родителей есть – это мысль о том, что все и всегда возвращается. Не уделяя ребенку внимания сегодня, позже родители будут пожинать плоды, которые сегодня могут не нравиться в чужих детях – порожденные отсутствием родительского внимания ко всему, с чем обращался к ним ребенок. В итоге малыш станет равнодушным, безучастным, ничем не интересующимся и ни в ком не нуждающимся человеком. В том числе и в вас, дорогие родители. Занять такого мальчика или д