Роль современной семьи в воспитании и развитии ребенка

Роль современной семьи в воспитании и развитии ребенка thumbnail

Светлана Владимировна
Роль семьи в воспитании ребенка дошкольного возраста

МБДОУ МО «Детский сад №3» г. Краснодар

Воспитатель:

Светайло Светлана Владимировна

Консультация для родителей

«Роль семьи в воспитании ребенка дошкольного возраста».

Роль родителей в воспитании детей очень важна — именно от них зависит развитие жизненного сценария подрастающего малыша.

Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность. Семья является мощным фактором в формирования личности, развития в ней общечеловеческих и индивидуализированных качеств, ибо в семье ребенок впервые усваивает нормы поведения, отношений и чувств, к себе и другому.

Семья обеспечивает первоначальное воспитание, физическую, психологическую и в целом социальную защиту и поддержку детей.

У хороших родителей вырастают хорошие дети.

Будущие родители думают, что такими можно стать, изучив специальную литературу или овладев особыми методами воспитания, но только одних знаний мало.

Родители составляют первую общественную среду ребенка. Личности родителей играют существенну роль в жизни каждого человека. Не случайно, что к родителям, особенно к матери, мы мысленно обращаемся в тяжелую минуту жизни. Именно поэтому первой и основной задачей родителей является создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся. Никогда, ни при каких условиях у ребенка не должно возникать сомнений в родительской любви.

Глубокий постоянный контакт с ребенком — это универсальное требование к воспитанию. Основа для сохранения контакта — искренняя заинтересованность во всем, что происходит в жизни ребенка.

Контакт никогда не может возникнуть сам собой, его нужно строить даже с младенцем. Когда говориться о взаимопонимании, эмоциональном контакте между детьми и родителями, имеется в виду некий диалог, взаимодействие ребенка и взрослого друг с другом. Именно тогда, когда ребенок участвует в общей жизни семьи, разделяя все ее цели и планы, исчезает привычное единогласие воспитания, уступая место подлинному диалогу. наиболее существенная характеристика диалогового воспитывающего общения заключается в установлении равенства позиций ребенка и взрослого.

Следует категорически отказаться от негативных оценок личности ребенка и присущих ему качеств характера.

^ Контроль за негативными родительскими оценками ребенка необходим еще и потому, что весьма часто за родительским осуждением стоит недовольство собственным поведением, раздражительность или усталость, возникшие совсем по другим поводам.

^ Независимость ребенка. Связь между родителями и ребенком относится к наиболее сильным человеческим связям. Если дети, взрослея, все более приобретают желание отдаления этой связи, родители стараются, как можно дольше ее удержать.

Решение этой задачи, иными словами, предоставление ребенку той или иной меры самостоятельности регулируется прежде всего возрастом ребенка. Вместе с тем многое зависит и от личности родителей, от стиля их отношения к ребенку. Известно, что семьи весьма сильно различаются по той или иной степени свободы и самостоятельности, предоставляемой детям.

Ошибки семейного воспитания. У некоторых родителей воспитание ребенка побуждается так называемой мотивацией достижения. Цель воспитания состоит в том, чтобы добиться того, что не удалось родителям из-за отсутствия необходимых условий, или же потому, что сами они не были достаточно способными и настойчивыми. Подобное родительское поведение неосознанно для самих родителей приобретает элементы эгоизма: «Мы хотим сформировать ребенка по своему подобию, ведь он продолжатель нашей жизни.»

Но ребенок может и восстать против чуждых ему требований, вызывая тем самым разочарование родителей из -за несбывшихся надежд, и в результате возникают глубокие конфликты в отношениях между ребенком и родителями.

Встречаются семьи, где цели воспитания как бы отодвигаются от самого ребенка и направляются не столько на него самого, сколько на реализацию признаваемой родителями системы воспитания. Некоторые родители следуют идеям воспитательных положений семьи Никитиных, отстаивающих необходимость раннего интеллектуального обучения, или призыву: «Плавать, прежде чем ходить»; в иных семьях царит атмосфера сплошного всепрощения и вседозволенности, что, по мнению родителей, осуществляет модель воспитания Б. Спока, забывая о том, что не ребенок для воспитания, а воспитание для ребенка.

Воспитание как формирование определенных качеств. В этих случаях родитель строит свое воспитание так, чтобы ребенок был обязательно наделен этим «особо ценным» качеством. Например, родители уверенны в том, что их сын или дочь должны обязательно быть добрыми, эрудированными и смелыми. В тех случаях, когда ценности родителей начинают вступать в противоречие либо с возрастными особенностями развития ребенка, либо с присущими ему индивидуальными особенностями, проблема независимости становится особенно очевидной.

Что же является целью воспитания?

Цель воспитания — содействовать развитию человека, отличающегося своей мудростью, самостоятельностью, художественной производительностью и любовью. Необходимо помнить, что нельзя ребенка сделать человеком, а можно только этому содействовать и не мешать, чтобы он сам в себе выработал человека.

Читайте также:  Особенности развития личности ребенка 3 5 лет

Главные основания, которых необходимо держаться при воспитании ребенка во время семейной его жизни: чистота, последовательность в отношении слова и дела при обращении с ребенком, отсутствие произвола в действиях воспитателя или обусловленность этих действий и признание личности ребенка,постоянным обращением с ним как с человеком и полным признанием за ним права личной неприкосновенности.

Вся тайна семейного воспитания в том и состоит, чтобы дать ребенку возможность самому развертываться, делать все самому. Взрослые не должны забегать и ничего не делать для своего личного удобства и удовольствия, а всегда относиться к ребенку, с первого дня появления его на свет, как к человеку, с полным признанием его личности и неприкосновенности этой личности.

Памятка для родителей, чтобы воспитать Человека

НУЖНО:

-Принимать ребенка таким, каков он есть, чтобы при любых обстоятельствах он был уверен в неизменности вашей любви к нему.

-Стремиться понять, о чем он думает, чего хочет, почему ведет себя так, а не иначе.

-Внушать ребенку, что он все может, если только поверит в себя и будет работать.

-Понимать, что в любых проступках ребенка следует винить, прежде всего, себя.

-Не пытаться «лепить» своего ребенка, а жить с ним общей жизнью; видеть в нем личность, а не объект воспитания.

-Чаще вспоминать, какими были вы в возрасте вашего ребенка.

-Помнить, что воспитывают не ваши слова, а ваш личный пример.

НЕЛЬЗЯ:

-Рассчитывать на то, что ваш ребенок будет самым лучшим и способным. Он не лучше и не хуже, он другой, особенный.

-Относиться к ребенку как к сбербанку, в который родители выгодно вкладывают свою любовь и заботу, а потом получают ее обратно с процентами.

-Ждать от ребенка благодарности за то, что вы его родили и выкормили, он вас об этом не просил.

-Использовать ребенка как средство для достижения пусть самых благородных (но своих) целей.

-Рассчитывать на то, что ваш ребенок унаследует ваши интересы и взгляды на жизнь (увы, они генетически не закладываются).

-Относиться к ребенку как к неполноценному человеку, которого родители могут по своему усмотрению лепить.

-Перекладывать ответственность за воспитание на воспитателей, бабушек и дедушек!

Источник

Библиографическое описание:

Асадуллина М. Н., Колодяжная Т. П. Роль семьи в воспитании ребенка [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 93-95. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/21/1879/ (дата обращения: 03.03.2020).

Семья
была, есть и, по-видимому, всегда будет важнейшей средой
духовно-нравственного формирования личности ребенка и глав­нейшим
институтом воспитания, отвечающим не толь­ко за социальное
воспроизводство населения, но и за воссоздание определенного образа
его жизни. Развитие общественных отношений, влияние урбанизации и
научно-технического прогресса привели к определенному сужению роли
семейной педагогики в воспитании детей. Однако сужение воспитательной
фун­кции ни в коей мере не привело к утрате семьей главенства в
формировании личности.

Семью можно определить как
обладающую исторически определенной организацией малую социальную
группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями,
общностью быта и взаимной моральной ответственностью, и социальная
необходимость в которой обусловлена потребностью общества в
физическом и духовном воспроизводстве населения (А.Г. Харчев).

Семья в силу глубокой
специфичности ее воздействия на ребенка является обязательным
фактором нормального воспитания. Дети, воспитывающиеся без участия
семьи, в гораздо большей мере подвержены опасности одностороннего или
запоздалого развития, чем те дети, которые являются членами семейных
коллективов.

Необходимость семейного
воспитания объясняется следующим[1]:

1. Семейное воспитание
более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание,
ибо «проводником» его является родительская любовь к
детям и ответные чувства (привязанность, доверие) детей к родителям.

2. Ребенок, особенно в
раннем возрасте, больше предрасположен к воздействию семьи, чем к
любому другому воздействию.

3. Представляя собой малую
группу, своего рода социальный микрокосм, семья наиболее
соответствует требованию постепенного приобщения ребенка к социальной
жизни и поэтапного расширения его кругозора и опыта.

4. Вместе с тем, семья — не
однородная, а диффе­ренцированная социальная группа, в которой
представ­лены различные возрастные, половые, а подчас и
про­фессиональные «подсистемы». Это позволяет ребенку
активнее проявлять свои эмоциональные и интеллек­туальные
возможности, быстрее реализовать их.

Семья является важнейшим
фактором социализа­ции не только для детей, но и для взрослых, от
нее во многом зависит то, как идет физическое, эмоци­ональное и
социальное развитие человека на протяже­нии всей жизни.

Семейное
воспитание отвечает не только обще­ственной заинтересованности в
социализации личнос­ти ребенка, но и индивидуальной
заинтересованности родителей в духовном воспроизведении себя в детях,
а детей — в покровительстве, защите, нравственной по­мощи со
стороны родителей.

В семейной жизни
складываются социально-био­логические, хозяйственно-бытовые,
нравственно-пра­вовые, психологические и эстетические отношения.
Каждая из этих сфер внутрисемейной жизни играет важную
социализирующую роль. В семье ребенок получает первые трудовые
навыки, когда участвует в самообслуживании, оказывает помощь старшим
в домашнем хозяйстве, делает школьные уроки, играет, помогает
организовать досуг и развлечения; учится потреблению различных
материальных и духовных благ. Семья во многом влияет на выбор будущей
профессии. В семье развивается умение ценить и уважать труд других
людей: родителей, родственников; происходит воспитание будущего
семьянина. [5]

Читайте также:  Ребенок 8 месяцев развитие считалочки

Воспитание детей в семье —
дело сложное, дели­катное, требующее от родителей
заинтересованности в положительных результатах, терпения, такта,
знании в области детской психологии и педагогики. Специфика
воспитания в семье определяется и ее типом, и условиями проживания, и
степенью подготовленности родителей к реализации воспитательной
функции в семье.

Все
родители стремятся к завоеванию авторитета у детей, но не всем это
удается. Авторитет, «сделанный» специально во имя детей,
существовать не может. Его нельзя создать искусственно, нельзя
навязать угрозами, роди­тельской властью. Он должен заключаться в
самих ро­дителях. Определенную роль в формировании авторитета
родителей играет их ответственное отношение к сло­ву —
приказанию, требованию. Требования должны быть твердыми и серьезными
по тону и содержанию.
[3]

Воспитание детей в семье
зависит от возраста роди­телей, их жизненного опыта. Стали
супруги родителями в17 лет, 25 или 35 лет — это существенно скажется
на их отношении к ребенку (возможно, нежелательному или, наоборот,
долгожданному). Чем выше уровень образования родителей, тем больше
времени они уделяют воспитанию детей. И если женщины с высоким
уровнем образования имеют мень­шее количество детей, то объяснить
это можно тем, что они, как правило, стремятся дать детям образование
не ниже своего собственного. Увеличивается и требова­тельность к
воспитанию каждого ребенка.

В каждой
семье объективно складывается определенная система воспитания. Под
системой воспитания понимаются цели воспитания, формулировка задач,
более или менее целенаправленная преемственность методов и приемов
воспитания, учет того, что можно и что нельзя допустить в отношении
ребенка. Родители составляют первую общественную среду ребенка.
Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого
человека. Специфика чувств, возникающих между детьми и родителями,
определяется главным образом тем, что забота родителей необходима для
поддержания самой жизни ребенка. Любовь каждого ребенка к своим
родителям беспредельна, безусловна, безгранична. Причем, если в
первые годы жизни любовь к родителям обеспечивает собственную жизнь и
безопасность, то по мере взросления родительская любовь все больше
выполняет функцию поддержания безопасности внутреннего,
эмоционального и психологического мира человека. Родительская любовь
– источник и гарантия благополучия человека, поддержание
душевного и телесного здоровья. [7]

Как всякий организационный
процесс, семейное воспитание предусматривает определенную
целеустремленность, наличие конкретных задач. Поскольку в нашем
обществе интересы государства и родителей в отношении воспитания
подрастающего поколения чаще всего совпадают, цели и задачи
общественного и семейного воспитания в основном также являются
идентичными, следовательно, главную цель воспитания детей в семье
составляет всестороннее развитие личности, сочетающее в себе духовное
богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Достижением
этой цели является осуществление таких задач, как физическое,
умственное, нравственное, трудовое и эстетическое воспитание.

В семейном воспитании
важное место занимает забота
о здоровье

ребенка, его физическая подготовка, закаливание, развитие силы,
ловкости, быстроты, выносливости. Здоровый, физически развитый
человек, способен более успешно заниматься умственным и физическим
трудом, у него обычно хорошее и бодрое настроение, он, как правило,
доброжелателен к окружающим, готов прийти на помощь, острее
воспринимает красоту, и сам стремится все делать красиво. Главное –
пример родителей.

Воспитание детей в семье
необходимым компонентом включает умственное
развитие
.
Первые обращения матери к младенцу уже заключают начала умственного
воспитания. Дальнейшее обучение речи, рассказывание сказок, чтение
книжек, стимулирование, поощрение детской любознательности, ответы на
вопросы ребенка, соответствующие разъяснения и т. д. – все это
отвечает интересам развития мышления, памяти, внимания, воображения,
служит важной задаче подготовки обучения в школе.

Родители
должны много внимания уделять нравственному
воспитанию

детей, поскольку в повседневной жизни постоянно и неизбежно возникают
разнообразные проблемы, связанные с поведением, взаимоотношениями
между людьми. Именно в семье дети главным образом постигают азбуку
нравственности, усваивают, что такое хорошо и что такое плохо, учатся
проявлять доброжелательность к людям, оказывать посильную помощь. По
мере взросления ребенка моральные требования к нему значительно
возрастают и углубляются. Нравственное воспитание в семье
предполагает формирование любви к родному краю, своему Отечеству,
гуманности, чувства товарищества, честности, справедливости,
ответственности. И здесь играют большую роль не только и не столько
специальные беседы и разъяснения, сколько организация всей жизни
ребенка в соответствии с принципами общечеловеческой морали,
повседневная практика надлежащего поведения.

Чрезвычайно ответственное
место в системе семейного воспитания принадлежит трудовому
воспитанию
детей.
С раннего возраста ребятишки, как правило, в меру своих возможностей,
стремятся участвовать в домашних делах, помогать взрослым, в своих
играх имитировать различные виды труда. Важная задача родителей –
не отбивать у детей охоту к трудовым занятиям, поощрять их в этом
отношении, оказывать всяческое содействие. Доступные формы
самообслуживания, участие в домашних хлопотах, вооружение ребенка
разнообразными трудовыми умениями и навыками, разъяснение роли труда
в жизни человека и общества, ознакомление с профессиями, поощрение
участия в общественно полезном труде – все это весьма
существенно для подготовки добросовестного труженика, способного в
будущем обеспечить себя и свою семью всем необходимым и принести
пользу обществу.

Читайте также:  Интеллектуальное развитие ребенка в 4 года что должен уметь

Среди конкретных
направлений всестороннего развития личности ребенка в условиях семьи
немаловажную роль играет эстетическое
воспитание
.
Тесно связанное с другими сторонами воспитания, оно способствует к
приобщению детей к прекрасному, учит воспринимать и ценить красоту в
жизни, природе, искусстве, приучает их творить по законам красоты. В
этих целях родители должны использовать занятия рисованием, лепкой,
совместное прослушивание музыки, песен, обучение ребенка игре на
музыкальных инструментах, посещение театров, музеев, экскурсий по
родным местам, выставок и многое другое. Задача семьи –
воспитать не только потребителей, созерцателей прекрасного, но и
активных участников его созидания во всех возможных областях и
сферах. [1]

У родителей как
воспитателей ничего не получится, если они не будут знать
особенностей своего ребенка. Ведь каждый человек, сколько бы ему ни
было лет, — это конкретная своеобразная личность. Поэтому отцу и
матери нельзя довольствоваться обыденным представлением о своем
ребенке. В целях воспитания требуется постоянное и глубокое изучение
ребенка, выделение его интересов, запросов, увлечений, склонностей и
способностей, достоинств и недостатков, положительных и отрицательных
черт. Только тогда отец и мать получат возможность целенаправленно и
обоснованно, последовательно и планомерно влиять на формирование
личности растущего человека, акцентируя внимание на ее позитивных
сторонах и развивать их, а с другой стороны, настойчиво преодолевая
негативные черты. В изучении ребенка помогут непринужденные беседы по
интересующему вопросу, наблюдение за его поведением, как дома, так и
на улице, в общественных местах, в школе, во время труда, отдыха, что
читает ребенок, как проводит свободное время, с кем дружит, в какие
игры играет. Доверие – вот главная линия поведения отца и
матери. Очень важно, чтобы и ребенок им доверял.

Воспитание ребенка и
организация его жизни начинаются, прежде всего, с воспитания самих
себя, с организации жизни семьи, создания высоконравственных
внутрисемейных отношений, обеспечивающих здоровый микроклимат. Семья
– школа чувств ребенка. Наблюдая за отношениями взрослых, их
эмоциональными реакциями и ощущая на себе все многообразие проявлений
чувств близких ему людей, ребенок приобретает нравственно
эмоциональный
опыт.
В спокойной обстановке и малыш спокоен, ему свойственно чувство
защищенности, эмоциональной уравновешенности. Ребенок по своей
природе активен и любознателен, он легко впитывает все, что видит и
слышит вокруг, ему передается настроение взрослых. Важно, какие
эмоциональные впечатления он получает: положительные или
отрицательные; какие проявления взрослых он наблюдает: сердечность,
заботливость, нежность, приветливые лица, спокойный тон, юмор или
суету, взвинченность. Ворчливость, зависть, мелочность, хмурые лица.
Все это своеобразная азбука чувств – первый кирпичик в будущем
здании личности. [1]

Сфера свободного времени
семьи создает возмож­ности прежде всего для воспитания детей,
духовного развития членов семьи, их психической и физической
подготовки к дальнейшей трудовой деятельности и т. д. Внутрисемейное
общение в рамках межпоколенного общения (родители — дети) приобретает
черты воспи­тательной функции и предполагает совместное
осуще­ствление супругами досуговых занятий. Особенно большим
воспитательным потенциалом в сфере семейного досуга обладают семейные
тради­ции. Ими могут быть: семейные праздники, совмест­ные
прогулки, выезды за город и др. Традиции как ос­нова, как
порядок, принятый всеми членами семьи, способствуют сплочению
семейного коллектива.

Эффективность
воспитания детей в семье зависит от единства требований к ребенку со
стороны родите­лей и педагогов (воспитателей детского сада,
учителей школы).

Взаимодействие семьи и ДОУ
— важнейшее ус­ловие успеха в воспитании детей, но оно возможно в
том случае, когда воспитатели и родители становятся
еди­номышленниками, способными вовремя заметить и устранить
причины тревожного поведения ребенка; найти эффективные средства
включения его в лично­стно и общественно значимую деятельность,
обеспечи­вающую развитие внутренних сил и нравственное
ста­новление растущего человека.
[3]

Знание общих тенденций
развития семьи и факто­ров, влияющих на социализацию личности в
семье, воспитателю необходимы знания в области социальной педагоги
для выработки стра­тегии и тактики педагогически грамотного
воздействия на конкретную семью, оказания ей квалифицирован­ной
психолого-педагогической и социальной помощи.

Литература:

  1. Азаров Ю.П. Семейная
    педагогика: Педагогика Любви и свобо­ды. М., 1993.

  2. Аркин Е.А. Родителям о
    воспитании. М., 1957.

  3. Арнаутова Е.П. Основы
    сотрудничества педагога с семьей дошкольника. М., 1994.

  4. Земска М. Семья и
    личность, М., изд. Прогресс, 1986

  5. Люблинская А.А. Очерки
    психического развития ребенка, М., изд. АПН РСФСР, 1959

  6. Семья и формирование
    личности / ред. Бодалев А. А., М., Просвещение, 1989

  7. Титаренко В.Я. Семья и
    формирование личности, М., изд. Мысль, 1987

  8. Эльконин Э.Г. Детство и
    общество, СПб, изд. Ленато, 1996

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, воспитание детей, семейное воспитание, семья, родитель, родительская любовь, воспитательная функция, главный образ, ранний возраст, физическая подготовка.

Источник