Эмоциональное развитие ребенка художественная литература

Лариса Васильева
Художественная литература как средство развития эмоционального мира ребёнка.

Художественная литература как средство развития эмоционального мира ребёнка.

21 век — эпоха расцвета цифровых технологий, поэтому ребёнка с раннего возраста всё больше привлекают яркая картинка, громкий звук, красочная анимация. Всё больше детей могут потреблять информацию только визуально.

Погоня за зрелищностью часто негативно отражается на формировании внутреннего мира ребёнка, особенно его эмоциональной сферы.

Перед родителями и педагогами встают вопросы: как, не перегружая ребёнка зрелищными эффектами, развивать его эмоциональный мир? Как помочь ребёнку понимать свои эмоции, а впоследствии научить контролировать их? Какие эмоции полезны и способствуют самоусовершенствованию личности, а какие вредны и истощают нервную систему?

Приобщение ребёнка к эмоциональной культуре имеет огромное значение. Это будет способствовать формированию эмоционально яркой, нравственно богатой и владеющей своими чувствами личности.

В процессе развития происходят изменения в эмоциональной сфере ребёнка. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Способность ребёнка сознавать и контролировать свои эмоции возрастает. Но сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается. Её необходимо развивать.

О развитии эмоциональной сферы дошкольников написано много книг по психологии и педагогике. Теоритически эта проблема разработана многими исследователями, но с практической точки зрения эмоциональному развитию в детских учреждениях мало уделяется внимания, нет специальных программ. На помощь приходит художественная литература.

Художественная литература несёт в себе огромный развивающийи воспитательный потенциал: приобщает ребёнка к духовному опыту человечества, развивает его эмоциональные возможности. Художественная литература обогащает эмоции детей, вызывая сочувствия герою, сопереживания, радость, восхищение, удовлетворение и др.

Задача детского сада и семьи – выявить потенциал художественной литературы, рекомендованной для развития эмоционального мира ребёнка дошкольного возраста.

Детям предлагается для чтения «Сказка о невоспитанном мышонке» С. Прокофьевой. После чтения – обсуждение.

— Хочется ли тебе улыбнуться после чтения сказки? Почему? Тебе было весело?

• Если бы все на тебя рассердились и не захотели с тобой дружить, чтобы ты стал делать?

Необходимо показать дошкольникам, что хорошее дело всегда связано с чувством радости. Положительные эмоции не должны всегда возбуждать ребёнка. Бывают случаи, когда дошкольнику грустно. Тут на помощь снова приходит книга.

Прочитаем рассказ М. Пришвина «Последние грибы». Разнообразие используемых художественно-выразительных средств обогащает речь ребёнка, а эмоциональное состояние природы перекликается с внутренними переживаниями человека. После прочтения – обсуждение.

• — Какое время года описывается в рассказе? Как ты понял это?

• Как ты думаешь, какие чувства испытал автор, когда нашёл под рыжими листьями грибы? Тебе бывает грустно осенью? Почему?

Ребёнок может испытывать и другие эмоции и чувства. Например, чувство обиды. Часто обида на других ребят, на близких толкает их на необдуманные поступки.

Предлагаем к чтению рассказ А. Соколовского «Тимошкин нос».

После прочтения – обсуждение.

— Кто виновен в том, что мальчик ушиб нос? Что было Тимошке особенно обидно? Прав ли он был, что на всех рассердился?

• Как Тимошка справился с чувством обиды?

Современные дети избалованы: многие их желания сиюминутно удовлетворяются взрослыми, поэтому часто ребёнок чувствует себя центром, вокруг которого всё происходит. Как не хвастаться перед друзьями и взрослыми тем, что не является достижением самого ребёнка?

Обратимся к сказке К. Ушинского «Спор деревьев». После знакомства с ней- обсуждение.

— О чём спорили дуб и яблоня между собой? Кто прав? А ты любишь хвастаться? Важно, чтобы дошкольники учились управлять данным эмоциональным состоянием.

Дети дошкольного возраста часто бывают подвержены чувству страха. Как объясняет А. Берзин, «страх всегда сопровождается непониманием какого-либо явления действительности- либо мы ничего не знаем об этом явлении, либо наше знание о нём противоречит реальности». Дошкольники боятся темноты, незнакомой обстановки, чужих людей. Необходимо, чтобы взрослые помогли ребёнку избавиться от чувства страха. Поможет в этом книга, которая не только может разъяснить многие чувства, но и ликвидировать их негативные последствия.

Детям предлагается для чтения сказка К. Паустовского «Стальное колечко». После чтения – обсуждение.

-Как у Вари появилось колечко? Как оно потерялось? Переживала ли девочка, что не смогла найти колечко? Помогло ли колечко вылечить деда? Как?

Поразмышляйте с детьми о том, как вера в доброе дело помогает человеку преодолеть чувство страха.

Читайте также:  Психоаналитический подход к развитию ребенка кратко

Добрые чувства, эмоциональная культура- это средоточие человечности… В детстве человек должен пройти эмоциональную школу- школу воспитания добрых чувств.

Грамотно организованное чтение художественной литературы с дошкольником будет способствовать развитию эмоциональной сферы ребёнка, «воспитанию добрых чувств».

Развитие эмоций будет эффективным, если одновременно развивать интонационную выразительность, эмоциональный отклик на художественное произведение и героев, мимику, пантомимику, жесты и восприятие детьми эмоциональных состояний других людей.

Конечно же, эффективность эмоционального развития зависит от педагогов и родителей. Они вместе должны осознавать важность целенаправленной работы по развитию эмоциональной сферы не только на занятиях, но и в других видах деятельности.

1. Миронова. Н. А. «Добрые чувства, эмоциональная культура – это средоточие человечности…». Художественная литература как средство развития эмоционального мира ребёнка // Дошкольное воспитание. – 2015. — № 3. – С. 53 -60.

2. Интернет-ресурсы

Источник

Евгения Пескова
Художественная литература как средство развития эмоционального мира ребёнка

Тема: «Художественная литература как средство развития эмоционального мира ребенка»

Дошкольный возраст – не только счастливый, но и очень ответственный период в становлении человека. В эти годы ребенок проделывает огромный путь в своем развитии. Это возраст активного действия, когда невозможно что-то переживать про себя, молча, обязательно нужно говорить, двигаться. Это возраст, когда в жизни ребенка шумно и уверенно, в его жизнь входят другие дети – сверстники. Общие игры, ссоры, привязанности, согласия и разногласия начинают все больше заполнять его жизненные пространство. Это возраст, когда происходят новые встречи – с игрушками, с цветами, с добром и злом. Каждая встреча – открытие нового мира, мира сказок, мира природы, мира людей. Из беспечного, во всем зависимого малыша ребенок превращается в самостоятельную личность. Он начинает думать, придумывать, ставить вопросы и требовать на них ответы. Дошкольник начинает овладевать собой и своим поведением.

Чем интереснее и активнее живет ребенок в свои дошкольные годы, тем более плодотворным и полезным будет этот период для его психического развития.

Вся наша жизнь, с самого рождения, пропитана эмоциями и чувствами. У детей с их непосредственностью и открытой душой эмоции выражены ярче, чем у взрослых, которые могут скрывать свои чувства. Через эмоции дети выражают свое отношение к жизни. Поэтому очень важно с раннего возраста формировать у детей эмоциональное развитие и представление о том, насколько многогранен мир, в котором мы живем.

Ребёнок может испытывать различные эмоции и чувства. Например, чувство обиды. Часто обида на других ребят, на близких толкает их на необдуманные поступки.Современные дети избалованы: многие их желания сиюминутно удовлетворяются взрослыми, поэтому часто ребёнок чувствует себя центром, вокруг которого всё происходит. Как не хвастаться перед друзьями и взрослыми тем, что не является достижением самого ребёнка? Дети дошкольного возраста часто бывают подвержены чувству страха. Дошкольники боятся темноты, незнакомой обстановки, чужих людей. Необходимо, чтобы взрослые помогли ребёнку избавиться от чувства страха. Поможет в этом книга, которая не только может разъяснить многие чувства, но и ликвидировать их негативные последствия. В преодолении негативных чувств помогут книги по сказкотерапии Т. Д. Зинкевич-Евстегнеевой.

Нельзя разрешать ребенку проявлять недоброжелательность по отношению к взрослым и детям и тем более подкреплять эти действия положительной оценкой (малыш бьет маму по лицу, а та радуется и смеется). На следующем этапе воспитания гуманного отношения к людям и природе — этот этап, как правило, совпадает с возрастом 4-5 лет — происходит постепенное осознание ребенком нравственных ценностей. Он уже способен к элементарному обобщению личного опыта, накопленного в младшем возрасте. Закрепляются представления о характере и способах проявления положительного отношения к взрослым, детям, природе. Как и в младшей группе, главными остаются совместная деятельность со взрослыми, разъяснения взрослого, организация практики поведения.

Чтобы привить ребенку такие чувства как отзывчивость, доброта, общительность, можно своим примером показать ему, как жалеть, например, собачку или кошечку. А можно рассказать об этом. Но просто рассказать – не всегда эффективно. Чтобы слово было понято ребенком, необходимо обозначить этим словом предмет или действие. На помощь в этом нам и приходят детские книги.

Художественная литература несёт в себе огромный развивающийи воспитательный потенциал: приобщает ребёнка к духовному опыту человечества, развивает его эмоциональные возможности. Художественная литература обогащает эмоции детей, вызывая сочувствия герою, сопереживания, радость, восхищение, удовлетворение и др.

Читайте также:  Развитие ребенка должен уметь год 3 месяца

При чтении книги ребенок видит перед собой определенную картину, конкретную ситуацию, образ, переживает описываемые события, и чем сильнее его переживания, тем богаче его чувства и представления о действительности. Правило морали приобретает в художественном произведении живое содержание.

Положительные эмоции от прочтения книг можно прививать ребенку с самого раннего возраста. Дети любят слушать. Плавная речь, ритмичность слога хорошо успокаивают и убаюкивают ребенка. Для маленьких детей предпочтительна книжка большого размера с яркими и реалистичными картинками. Даже если в книжке нет текста – не беда. Простыми словами можно описать ребенку то, что он видит на картинке.

Чтение вслух должно приносить детям положительные эмоции. Для этого следует создать уютную атмосферу, продумать, какое место лучше всего подойдет для совместного чтения. Чтение становится по-настоящему увлекательным для детей, когда мы задействуем их и, время от времени, задаем им вопросы. «Вот возле ёлочки стоит снеговик. Вы видите его?»

Дети раннего возраста прозе предпочитают стихи и потешки. Они ритмичны и выразительны, поэтому так эмоционально воспринимаются и легко запоминаются детьми.

Так же отличным материалом для развития эмоционального мира ребенка является сказка. Мир сказки чудесен, уникален и неповторим по своим возможностям. Изложение в сказке многократного повторения сюжета позволяет детям лучше запомнить сюжет и развить память.

Когда ребенок уже достаточно хорошо запомнил сказку или стихотворение, можно поощрить его к самостоятельному пересказу или даже сопровождению текста какими-либо действиями. Например, он может топать ножкой при словах

«И ногою – топ!».

Ни для кого не секрет, что чем больше положительных эмоций испытывает ребенок, тем гармоничнее он развивается. Чтобы развитие мира чувств и эмоций посредством литературы шло у детей более активно, внимание этому должны уделять не только воспитатели, но и родители.

Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. — М.: Академия, 2000.

Минаева, В. М. Развитие эмоций дошкольников / В. М. Минаева – М.: АРКТИ, 2000.

Интернет-ресурс

Источник

Ольга Забелина
Развитие эмоционального интеллекта средствами художественной литературы у детей дошкольного возраста

По данным Научного Института Исследования детства Российской Федерации наблюдается ежегодное увеличение численности детей с нарушениями нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста.

Современные психологи (О. А. Защиринская) отмечают следующие черты незрелости в психическом облике и поведении этих детей — это непосредственность, поверхностность переживаний, преобладание эмоционального мотива поведения, слабость волевого усилия, несамостоятельность и внушаемость, лабильность настроения – качества которые характеризуют личностную незрелость.

В нашем детском саду мы все чаще сталкиваемся с тем, что не все дети умеют общаться друг с другом, некоторые несдержанны, вспыльчивы, проявляют склонность к агрессии, не желают делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации. У детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания. Есть дети, которые во многом инфантильны и им сложно воспринимать нормы и правила поведения, поэтому к таким детям необходим особый подход, с более подробным объяснением их поступков, действий, подсказка правильных решений, чтобы сформировать у ребёнка культуру правильного поведения.

Для решения этой проблемы в коррекционно-развивающей работе по социально-эмоциональному развитию детей одну из важных ролей занимает художественная литература. Использование сказок и стихов, пословиц, поговорок – это действенное средство в коррекции эмоционально – нравственной сферы у ребёнка – дошкольника.

Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя.

Ребенок учиться не только понимать внутренний мир героев, сопереживать им, но и верить в силы добра, приобретает уверенность в них и в себе. С помощью художественной литературы можно метафорично воспитывать ребенка, помогая ему преодолевать негативные стороны формирующейся личности.

Учитывая тот факт, что дети дошкольного возраста не владеют, в силу возрастных особенностей, навыками анализа художественного произведения. Они нуждаются в помощи взрослого, поэтому используется следующий алгоритм работы над художественным произведением.

1. Чтение произведения.

2. Беседа о прочитанном.

Читайте также:  Центры развития ребенка до года в томске

3. Рассматривание иллюстраций.

4. Игры-беседы детей с персонажами.

5. Этюды на выражение эмоций у детей.

6. Игры-драматизации по содержанию художественных произведений.

7. Установление связи между идей произведения и жизненным опытом детей.

Главное условие воздействия художественного произведения на ребенка на этапе чтения является эмоциональное отношение взрослого к читаемому произведению. При чтении необходима артистичность, искренность и неподдельность чувств взрослого. Выразительно читая книгу, педагог побуждает детей к прочувствованию глубины содержания художественного произведения.

Чтобы помочь ребенку глубже почувствовать события и поступки персонажей после прочтения произведения проводится беседа с детьми по осмыслению прочитанного. Главная цель беседы заключается в том, чтобы, побудив ребёнка к диалогу, научить его выражать свои эмоциональные переживания в речи.

Огромную роль в осмыслении материала, как познавательного, так и эмоционального характера, играют иллюстрации в детских книгах. Они представляют ребенку наглядный образ ситуации и способствуют пониманию характеристик персонажей. При рассматривании с детьми иллюстраций особое внимание необходимо уделить анализу эмоциональных состояний персонажей, изображенных на картинках, а так же умению определять настроение при рассматривании пейзажных картин.

При работе над произведением очень эффективен прием игры-беседы с персонажами произведения. Цель данного приема – оценить то, насколько детям понятно содержание художественного произведения, то как ребёнок усвоил нравственные эталоны, какова его позиция по отношению к разным героям.

Для углубленного понимания детьми эмоциональных состояний персонажей и подготовки к проведению игр – драматизаций проводится работа над психогимнастическими этюдами. Мини-сценки помогают детям лучше осмыслить переживания героев, а так же ведут к закреплению у них навыка перевоплощения в героев художественных произведений.

Следующий этап в работе над произведением — это игра-драматизация. Она обогащает жизненный опыт дошкольника, способствует развитию умения встать на позицию другого человека, оценить его поступок, сблизиться с героем произведения, пережить его победы и поражения.

Как этап обобщения работы над художественным произведением, включается процесс переноса ситуаций из произведений в жизнь детей группы. Представления, полученные детьми из художественных произведений, переносятся в их жизненный опыт постепенно, систематически. Главным принципом остаётся стремление вызвать у ребёнка не только сопереживание героям, но и сочувствие, настолько активное, чтобы оно в свою очередь побудило импульс к внутреннему содействию. Необходимо создать условия (игровые или жизненные, в которых это внутреннее содействие могло бы реализоваться.

Подбор художественных произведений очень разнообразен, в него включены сказки, рассказы, стихи, пословицы.

В среднем возрасте, например, во время изучения эмоции удивление дети знакомятся с произведением Н. Носова «Живая шляпа», страха – Лилиан Муур «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду», чувства вины, стыда – рассказ Л. Н.

Толстого «Косточка».

В старшем дошкольном возрасте и подготовительной группе с узбекской сказкой «Упрямые козы» дети знакомятся при изучении темы «Как справится с упрямством»,

cо стихотворением Рональда Семеновича Сеф «Доброта», знакомясь с рассказом Ю. Ермолаева «Лучший друг» дети учатся анализировать поведение в конфликтной ситуации, произведение В. Осеевой «Отомстила» учит. управлять своими эмоциями. Рассказ В. Осеевой «Кто его наказать» …Читая отрывки из книги Элизабет Крейри «Я злюсь» дети учатся распознавать в себе такое чувство как злость, упражняются в регуляции своего эмоционального состояния. В рассказе говорится том, что Девочка Кейти проснувшись утром собиралась пойти с папой на пикник в парк, но с утра пошел дождь ив связи с этими обстоятельствами это мероприятие пришлось отменить. Девочка расстроилась и разозлилась на папу, и по ходу прочтения рассказа дети знакомятся с простыми и приемлемыми для них способами снятия эмоционального напряжения. (это и замесить тесто понарошку. Надуть шарик «злости», выполнить физические упражнения, высказать свои чувства используя «я-сообщение», попросить помощи, смыть дурные чувства).

Использование художественной литературы помогает наиболее эффективно формировать положительные модели поведения у детей.

Ведь сила искусства в эмоциональном развитии детей огромна. Известный советский композитор Д. Б. Кабалевский так говорил о значении искусства художественной литературы для детей: «Оставляя неизгладимое впечатление на всю жизнь, оно уже в эти ранние годы дает нам уроки не только красоты, но и уроки морали, нравственности и идейности. И чем богаче и содержательнее эти уроки, тем легче и успешнее идет дальнейшее развитие духовного мира детей«.

Источник