Развитие личности ребенка посредством сказок

Лариса Синько
Сказка как средство развития личности ребенка дошкольного возраста

Важной целью системы современного образования является воспитание человека, идентичного самому себе и несущего образ себя во всем многообразии отношений с окружающим миром. Одним из направлений в реализации этой цели является обращение к возможностям искусства в процессе воспитания и обучения. Основы личности закладываются в дошкольном возрасте, который по определению А. Н. Леонтьева, является периодом первоначального фактического склада личности. Главное назначение искусства – духовно, нравственно и эстетически обогащать человека. По характеру своего воздействия на психику, интеллект, искусство, в том числе и литература, является особым фактором развития личности ребенка. К сожалению, в последние годы происходит деформация художественного сознания, падение читательской культуры, у книги появилось много заместителей: аудио, видео, телепрограммы, компьютерные программы. Они, безусловно, ярки, их воздействие активно, они не требуют того внутреннего переживания, той работы ума, которые естественны при чтении художественной литературы. Сейчас актуален вопрос, как вернуть книгу в руки ребенка, как сделать компьютер союзником книги.

Через художественные образы литературы устанавливается эмоциональное взаимодействие взрослого и детей, происходит знакомство детей с окружающим миром. Среди многочисленных методов, средств и приемов педагогического воздействия особое место принадлежит сказке. Значимость сказки обусловлена ее всесторонним влиянием, как на отдельные психические процессы, так и на детскую личность в целом. (А. В. Запорожец, Л. П. Стрелкова). Эффективность и доступность целенаправленного использования сказки в образовательном процессе обусловлена рядом факторов. Среди них возможность обращения к накопленному социально-культурному опыту, учет возрастных особенностей ребенка, создание у ребенка чувства психологической защищенности. Сказка вводит ребенка в определенные воображаемые ситуации и заставляет пережить вместе с героями не только ситуации, но и ощутить чувства героев. Сказка, по мнению исследователя И. А. Ильина «есть уже искусство: ибо она укрывает и являет за словами целый мир образов, а за образами она разумеет художественно и символически глубоко духовные состояния».

Восприятие сказки оказывает значимое воздействие на эмоциональное развитие детей, процесс ознакомления со сказкой создает реальные психологические условия для формирования социальной адаптации ребенка. Сказка способствует развитию межличностных отношений, социальных умений и навыков поведения, а также нравственных качеств личности ребенка, которые определяют его внутренний мир. При этом сказка остается одним из самых доступных средств развития ребенка.

В нашем детском саду сказка традиционно используется во всех направлениях воспитательно-образовательной деятельности, создаются условия для введения дошкольников в мир литературы и развития художественно-речевых способностей. Дети знакомятся со сказками на специально организованных занятиях по литературному образованию, герои сказок вместе с детьми учатся считать и рисовать, познают окружающий мир, поют песни и делают зарядку, а сказочные сюжеты пронизывают ролевые, подвижные игры. Интерес к сказке поддерживается созданием в групповых помещениях детского сада предметной среды, включающей в себя библиотеку для малышей, уголок театра, художественную галерею, музыкальную шкатулку. Лучшему пониманию сказки помогает инсценирование их с помощью игрушек, настольного театра, хорошо инсценируются русские народные сказки «Колобок», «Репка», «Теремок». В марте месяце в нашем детском саду традиционно проходит театральный фестиваль, где дети выступают в роли актёров и представляют вниманию зрителей любимые сказки. Через художественные образы устанавливаются эмоциональные отношения взрослого (воспитателя) и детей, происходит не только знакомство с окружающим миром, но и развитие эмоциональной сферы детей. Как показывает опыт, выразительное рассказывание, беседы о героях сказок, о чувствах, которые они испытывают, рассматривание иллюстраций известных художников, игры «в сказку» — все это формирует эмоциональную восприимчивость детей.

Используя сказку как средство развития личности ребенка- дошкольника, мы определяем следующие задачи:

1. Развитие способности к целостному отражению внешнего облика различных сказочных персонажей.

2. Овладение умением оценивать индивидуальные особенности сказочных героев через анализ их действий, поступков.

3. Принятие социально одобряемых форм поведения через проигрывание образно-ролевых сказочных ситуаций.

Если в младшей возрастной группе дети еще не могут делиться впечатлениями от услышанного, увиденного, прочувствованного без помощи воспитателя, то в старшем дошкольном возрасте дети самостоятельно анализируют поступки героев, соотнося свое поведение с нравственными эталонами.

В процессе использования деятельностного принципа развивающей работы в качестве основных методов применяются драматизация отдельных сюжетов по сказкам, продуктивные методы (рисование, лепка, аппликация на темы сказок, прослушивание музыкальных произведений, точно подобранных для сказочных сюжетов, что позволяет детям узнавать сказки, их героев. Инициирование творчества в передаче ярких эмоциональных характеристик стимулирует способность самостоятельно творить художественный образ. Разнообразные формы работы со сказкой (включая игровые технологии) позволяют формировать интерес к художественной литературе, воспитывать личностные качества ребенка.

Таким образом, влияние сказок на гармоничное развитие детей дошкольного возраста заключается в том, что в процессе дифференцирования нравственных представлений происходит формирование социальных эмоций и осуществляется последовательный переход от психофизиологического уровня их развития к социальному.

Источник

елена бусаргина
Сказкотерапия. Развитие личности ребенка посредством психолого-педагогической работы со сказкой «Как птицы царя выбирали»

Хакасская народная сказка «Как птицы царя выбирали«

Собрались птицы со всех концов и решили:

— Давайте выберем царя, чтоб он был самым сильным, самым умным и самым долговечным среди нас. Тут Галка прошлась важно и говорит:

-Я думаю, надо нам царя такого, чтобы у него хвост был длинный и чтоб шарф был на шее. Засмеялись птицы: — Уж не тебя ли в цари выбрать? Обиделась Галка: — Раз вы смеетесь надо мной, улечу я от вас. И улетела.

Филин повертел головой в разные стороны и сказал: — А, по-моему, царь должен быть чуткий и чтоб ночью мог видеть. Снова засмеялись птицы: -У тебя, Филин, уши длинные, ночью глаза зоркие. Но ты ли царь? Обиделся Филин. – Что вы смеетесь? Я вам не Галка – вертихвостка. Улечу от вас в тайгу, но берегитесь: все ваши тайные речи подслушаю и царю донесу. И улетел.

Читайте также:  Взаимосвязь психологии и педагогики в развитии ребенка

Поднялся с места Кулик. – Без голоса царь – не царь. Нам надо такого царя, чтобы как крикнет, так всем на душе сразу тоскливо стало. Пуще прежнего захохотали птицы: — кричать – то ты мастер, Кулик! Да вот ростом невелик! Не вынес насмешки Кулик и улетел.

Слово взял Журавль. – Я дорогие птицы – сестрицы, так думаю, что все эти Кулику да Галки – смех один. Ну что это за птицы, когда я их перешагнуть могу! Нам надо, я думаю, царя с длинными ногами, такими, чтоб его никто перешагнуть не мог! Тут все птицы от хохота так и покатились: — Эх, Журавль, хороший ты мужик, да вот умом не велик. Иди-ка ты на свое болото и командуй там над лягушками. – И на том спасибо, — ответил Журавль, — я и лягушками сыт. Мне ваша слава ни к чему. И улетел.

Посмеялись птицы, но все же, смех смехом, а царя выбирать надо. Видят: сидит в стороне Сокол – ростом небольшой, но телом крепкий и гордый – прегордый. – Вот Сокол, он в цари подходит, — заговорили птицы. – В полете он быстрее ветра, грудью крепче камня, глаз имеет зоркий. Чем не царь? Ворона и Сорока рядом с Орлом сидели. Орел птичью болтовню не слушал, клевал себе мясо, а Ворона и Сорока подбирали объедки, но за спором следили. – Ор-р-рла, Ор-р-рла!- закричала Ворона. Пр-р-равильно, пр-р-равильно! – подхватила Сорока. Тут все птицы на Орла взглянули и выбрали его царем. А Сокол от обиды взмыл вверх и стал грозить: — Позора этого я вам вовек не прощу! Достанется от меня и внукам, и правнукам вашим! Так с тех пор и живет Сокол в злобе на всех птиц и мстит им за обиду. А Орла и ныне птичьим царем называют. И за услугу эту прикармливает он Ворону и Сороку объедками со своего стола.

Развитие личности ребенка посредством психолого – педагогической работы со сказкой «Как птицы царя выбирали»

Цель – психологическое сопровождение личностного развития.

Задачи:

развитие психических процессов (концентрация внимания; воображение);

развитие эмпатии;

-эмоциональное развитие;

психотерапия страхов;

-снижение психоэмоционального напряжения.

Оборудование:

Листы бумаги, цветные карандаши для рисования, сюжет сказки в 6 картинках, мягкие игрушки или картинки («Галка», «Филин», «Кулик», «Журавль», «Сокол», «Орел», листы бумаги формата А4, материалы для лепки, картинки с отличиями, «Четвертый — лишний» (одна домашняя птица, три диких, разрезные картинки «Герои сказки», «Лабиринты».

Рекомендации:

Сначала полностью прочитать сказку детям, чтобы у них сформировалась целостное восприятие сюжета. После аналитической работы со сказкой рекомендуется прочитать сказку еще раз – для закрепления полученных представлений. Если дети не знают ответов на вопросы, педагог подводит их к ответу с помощью наводящих вопросов или отвечает сам

Техника работы со сказкой

Цели работы со сказкой: развитие памяти, аналитической деятельности, коррекция поведения, формирование и развитие навыков социализации.

1-я встреча со сказкой

Задачи

1. Развитие фонематического слуха, мышления, внимания, восприятия, памяти.

2. Развития мелкой моторики, эмоциональное развитие, формирование предметных представлений.

Ход

1. Чтение сказки взрослым.

2. Рисование героев сказки (также мощно использовать аппликацию – классическую и рваную, простое оригами, рисование пальцами).

2-я встреча со сказкой

Задачи

1. Развитие долговременной памяти, внимания. Фонематического слуха, восприятия, мышления.

2. Развития речи, мышления, аналитико – синтетической деятельности, памяти, внимания.

Ход

1. Повторное чтения сказки взрослым.

2. Совместный пересказ взрослым и ребенком.

3 –я встреча со сказкой

Задачи

1. Развитие долговременной памяти, внимания, фонематического слуха, восприятия, мышления.

2. Активное развитие речи, мышления, аналитико – синтетической деятельности, памяти, внимания.

Ход

1. Повторное чтение сказки.

2. Самостоятельный пересказ ребенком.

4-я встреча со сказкой

Задачи:

1. Социальное, эмоциональное, коммуникативное развитие.

2. Развитие личности средствами самовыражения, креативности, решение личностных проблем через сказку.

Ход

1. Театрализация сказки. При групповой работе театрализация может строиться по ролям: роль Орла отдается самому, стеснительному ребенку, роль Сокола – не способному постоять за себя, Журавля, Филина – самым самоуверенным детям.

2. «Придумай другой сюжет или конец сказки» («Придумай другую сказку с этими героями» — в этом варианте педагог является «зачинщиком» сюжетной линии).

5-я встреча со сказкой.

Задачи:

1. Личностное, нравственное, коммуникативное развитие ребенка.

2. Проекция личностных переживаний сказки.

Ход

1. Психологический анализ сказки.

2. «Раскрась своего любимого героя – Галку, а быть может Сокола и т. д.» Ребенок выбирает самостоятельно. При затруднениях педагог помогает: «Кто тебе нравится больше всех? Кого бы ты хотел нарисовать?»

6-я встреча со сказкой

Задачи

1. Развитие мышления, памяти, речи, воображения.

2. Мотивационное развитие, развитие личности средствами самовыражения.

Ход

1. Театрализация через импровизацию (свободное проигрывание сказки.

Развивающая работа после прочтения сказки.

Повторное чтение сказки. (Цель – закрепление полученных представлений.)

«Разложим героев по порядку» (анализируется сюжетная линия).

«Расскажи сказку сам»

-Попробуй сам рассказать эту сказку Колобку. (Цель – развитие воображения, памяти, речи.)

Театрализация с финалом, данным в сказке.

Используются игрушки – герои сказки.

Театрализация с другим финалом

1. Прилетело много домашних птиц, и каждый из них захотел стать птичьим царем….

2. Птицы договорились между собой, что будут править, и устанавливать свои законы, по очереди….

Игра «Кто лишний» — в ряд добавляется изображения героя не из сказки. (Цель – развитие аналитико – синтетической деятельности.)

Педагог выставляет героев сказки в ряд. Дети закрывают глаза, педагог меняет героев сказки местами и добавляет другую птицу. Открыв глаза, дети отгадывают, кто лишний.

Читайте также:  Скачать карта психологического развития ребенка

«Кто из героев спрятался?» (Цель – развитие памяти.)

Педагог выставляет ряд из 4 героев, дети запоминают их, затем закрывают глаза, и один из героев сказки заменяется другим. Игру можно проводить совместно со всеми детьми или по очереди.

«Разложим героев на места» — Кулика в верхний правый угол, Журавля за кубики, Галку перед кубиками и т. п. (Цель – развитие пространственной ориентировки.)

Варианты:

— лист бумаги и картона размером 5*5 см;

— полотна стола и картинки;

— полотна стола и игрушки.

«Опишем героя». (Цель – развитие аналитико – синтетической деятельности.)

Детей просят составить рассказ о герое: где живет, размер, цвет, длина перьев, длина крыльев, части тела, чем питается.

«Разрезные картинки» (Цель – развитие аналитико – синтетической мыслительной деятельности.)

Детям предлагается сложить разрезную картинку из 5-и частей («Герои сказки»).

«Лабиринты» (Цель – развитие внимания.)

Помоги Журавлю пролететь к своему домику на болоте.

Педагог рисует в углах листа бумаги журавля, болото, лес, поле; от журавля – три хаотичные слабо запутанные между собой линии разных цветов, ведущие к болоту, лесу, полю.

«Отличия» (Цель – развития внимания.)

Детям предлагаются, две похожи картинки с изображением одного из героев, между картинками 10 явных отличий. Детям предлагают найти эти отличия.

Домашнее задание:

— проигрывание сказки;

«Кто изображен на картинке?»;

«Расставим по порядку»;

«Расскажем сказку»;

«Обведем контур и раскрасим» (один герой в день – по ходу сказки).

При повторной встрече при работе со сказкой с психологом или педагогом:

— обсуждение домашнего задания;

— чтение сказки;

-импровизированная драматизация.

МБДОУ Детский сад № 2 «Солнышко»

Развитие личности ребенка

Психолого – педагогическая работа со сказкой.

Номинация «Лучшая разработка конспекта занятия».

Разработала:

Педагог – психолог:

Бусаргина Е. В

Шира 2019 год.

Источник

Светлана Менщикова
Технологическое описание опыта «Влияние сказок на развитие личности дошкольника»

«Влияние сказок на развитие личности дошкольника»

Огромное влияние на развитие теории дошкольного воспитания в России оказал великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870). В основу его педагогической системы был положен принцип народности, согласно которому воспитание и образование подрастающего поколения должно исходить из условий исторического развития, насущных нужд и потребностей народа. «Воспитание, — писал К. Д. Ушинский,- если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным».

К. Д. Ушинского по праву можно считать основоположником русской, и в частности, дошкольной педагогики.

Как мы видим, все в жизни циклично, и через 200 лет воспитание остается главным фактором развития настоящей личности, личности с большой буквы, любящей свою родину.

Согласно Федеральному Закону №273 об образовании в Российской Федерации воспитание – это деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.

(ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ № 273)

Для меня воспитание всесторонней развитой личности готовой к жизни в обществе является главной задачей Воспитателя, поэтому для выполнения воспитательных задач я использую сказки.

Сказка это универсальный учитель, который на протяжении всей жизни учит чему — то новому, не смотря на возраст и увлечения в «сказку» верят все.

Сказка объясняет ребенку простым и понятным языком о мироздании. Уже давно не секрет, что наши предки заложили в простые детские сказки гораздо более глубокий смысл, чем нам кажется на первый взгляд. Кроме того, сказки устанавливают очень прочную связь между родителями и детьми, особенно если мама или папа читают или рассказывают сказку на ночь, поясняют и комментируют сюжет.

Сказка своим повторяющимся сюжетом дает ощущение безопасности, ожидание чуда и волшебства. Ведь сказка не только развлекает, но и ненавязчиво воспитывает, знакомит ребёнка с окружающим миром, добром и злом. Через сказку легче всего объяснить ребёнку первые и главные понятия нравственности: что такое «хорошо» и что такое «плохо».

Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда. Поэтому при организации предметно – развивающей среды учитывала, чтобы содержание носило развивающий характер, и было направлено на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями. Было доступно и соответствовало возрастным особенностям детей. (Приложение 1)

Актуальность моей темы заключается в том, что именно в младшем дошкольном возрасте необходимо развивать ребенка по средствам сказок, так как большую часть внимания наших детей занимают компьютеры, которые уже с раннего детства входят в жизнь ребенка. Большое количество мультфильмов, которые наводят ужас. Ребенок должен развиваться всесторонне и сказка в этом деле прекрасный товарищ. Народные сказки передаются из поколения в поколения, немного меняются, но смысл остается тот же. Рассказывать сказки является традицией, от которой не надо отказываться, заменяя мультиками с не понятными героями.

Роль сказки в жизни дошкольника.

Образовательная: Детские сказки расширяют словарный запас детей, помогают правильно строить диалог, развивают связную логическую речь, развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности ребёнка.

Дети любят волшебные сказки и сказки о животных. Кот, петух, заяц, лиса, волк, медведь, как наиболее знакомые детям животные, из жизни перешли в сказку. Всё фантастическое в сказке тесно связано с реальной действительностью, и не уводит детей от неё, а, наоборот, служит раскрытию жизненной правды. Своим содержанием сказки дают детям знания о природе.

Художественное восприятие является активным для детей дошкольного возраста процессом, пробуждающим их нравственные качества, и, прежде всего, человечность. Восприятие искусства всегда связано с сопереживанием.

Сказка является универсальным развивающим средством, выводя ребенка за пределы непосредственно воспринимаемого, погружая его в миры с широким спектром моделей человеческого поведения и ориентируя в них, обеспечивая богатую языковую среду.

Читайте также:  Современная социокультурная ситуация развития ребенка дошкольного возраста

Использования сказочных героев в НОД.

Развивающая: Язык сказки прост и потому доступен. Сюжет прозрачен, но загадочен, и тем самым способствует развитию детского воображения

Сказкотерапия.

Развитие воображения, мышления, памяти при помощи чтения сказок.

Игра ведущий вид деятельности дошкольника, игра драматизация развивает коммуникативные качества ребенка.

Театр в детском саду.

Пальчиковые игры на основе героев сказок.

Развитие артикуляционного аппарата, фонематического слуха

Воспитательная: Правило поведения на примере сказочных героев.

Проблема, с которой я столкнулась, перейдя в младшую группу, а именно замкнутость, маленький словарный запас детей, слабо развиты коммуникативные качества, натолкнули меня на размышления, что может сформировать все эти качества малыша и желания идти на контакт.

Проведя большую работу по поиску материала для развития речи у детей младшего дошкольного возраста, я остановилась на сказках. Я начала работу от простого к сложному, от чтения сказок к тому что дети могут теперь сами рассказать мне сказку и придумывать свою. Я могу с уверенностью сказать, результат есть.

Первый этап: Внедрения большого количества книг, а именно сказок, соответствующие их возрасту. Дети сразу проявили большой интерес к новому материалу. Каждая сказка не просто прочитывалась, но инсценировалась (кукольный театр (Приложение 2). Для того, чтобы наша работа закреплялась, а не прерывалась когда ребенок приходил домой, я подключила родителей. В начале весны мы провели проект «Сказка за Сказкой», в котором активное участие приняли родители, они изготовили книги своими руками. (Приложение 3) Книги получились очень хорошие, интересные и уникальные, разные по содержанию.

Результатом первого этапа стало привлечение родителей в жизнь ДОУ, У детей сформировалось потребность в слушании сказок.

Второй этап: Развитие речи детей, через мелкую моторику рук, артикуляционную гимнастику. В помощь нам снова пришла сказка, ведь для ребенка совсем не интересно развивать пальчики, а вот играть, лепить, рисовать наши пальчики с удовольствием согласились. (Приложение 4)

Вся наша речь находится на кончиках пальцев, развивать ее нужно обязательно с самого раннего возраста. Мы с детьми начали проводить пальчиковую гимнастику, лепить из теста сказочных героев, рисовать пальчиковыми красками. На протяжении года мы занимаемся мелкой моторикой рук, ведь еще очень важно систематичность и последовательность и бросать не стоит эти занятия даже в школе.

В результате мы участвовали в конкурсе «Иллюстрация к русской народной сказке» (Приложение 5)

Третий этап: Проект «Сказка за сказкой»

Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в младшем дошкольном возрасте является театр и театрализованные игры. Игра — ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр — один из самых демократичных и доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности. (Приложение 9)

По средством театра планировалось: закрепить знание содержания сказок; сформировать желание быть похожими на положительных героев; развивать умения передавать образ сказочного героя речью, движениями, жестами, мимикой; воспитывать интерес к сказкам; прививать детям правила безопасного поведения на примере сказок; формировать представление о различных видах театра; развивать речь, воображение и мышление; помогать робким и застенчивым детям включаться в театрализованную игру. (Приложение 6)

Результатом проекта стало выступление детей на празднике «День Осени» и участие в дистанционном конкурсе. (Приложение 7)

Четвертый этап: «Сказкотерапия»

Сказкотерапия – это процесс поиска смысла, процесс объективации проблемных ситуаций, процесс активизации ресурсов, потенциала личности. Сегодня сказкотерапия синтезирует многие достижения психологии, педагогики, психотерапии и философии разных культур – все это «упаковано» в сказочную форму, в форму метафоры, позволяющей ребенку воспринимать свои трудности и бороться с ними действенным способом, открывающей способность к изменениям и росту.

Консультация для родителей «Сказкотерапия», которая была разработана по книге автора О. Н. Капшук. (Приложение 8)

Сказки для маленьких детей: важнейшими задачами являются преодоление детских страхов и развитие творческих способностей.

Методы:

Рассказывание сказок, пересказ сказок самим ребенком, и даже сочинение сказки ребенком самостоятельно, анализ сказок, иллюстрирование сказок и любая другая творческая работа по сказочным мотивом. (Приложение 10)

Новизна моего опыта заключается в преемственности и последовательности моей работе по развитию личности посредством сказок, то есть постепенное усовершенствование навыков детей при помощи сказки, сказочных героев. Ребенок становится коммуникабельный, уверенный в себе. Ведь он личность.

Новизна педагогического исследования заключается в простоте метода, что может быть лучше сказки для ребенка младшего дошкольного возраста не интересны изменение в программе, главное получение знаний, умений и навыков, а если это приносит ребенку большое удовольствие, большего и желать не надо. Нужно смотреть на мир глазами ребенка. Именно это я и сделала, я посмотрела на обычное занятие глазами ребенка, и оно показалось скучным не интересным, в нем чего-то не хватало, а именно «сказки».

Заключение.

Период дошкольного детства, самый важный в жизни ребенка именно в этот сенситивный период развития малыша, формируется личность, будущий гений, актер, математик, строитель, писатель, важно не упустить этот момент, и сформировать желание познавать, что — то новое.

Таким образом, дошкольник в восприятии художественного произведения не эгоцентричен. Постепенно он научается становиться на позицию героя, мысленно ему содействовать, радоваться его успехам и огорчаться из-за его неудач. Формирование в дошкольном возрасте этой внутренней деятельности позволяет ребенку не только понять явления, которые он непосредственно не воспринимает, но и отнестись со стороны к событиям, в которых он не принимал прямого участия, что имеет решающее значение для последующего психического развития.

Источник