Взаимосвязь психологии и педагогики в развитии ребенка

Взаимосвязь психологии и педагогики в развитии ребенка thumbnail

Менеджмент
предлагает для разрешения проблемы
лидерства множество концепций, но ни
одна из них до сих пор не была в достаточной
мере универсальной. В этом смысле
концепция эмоционального интеллекта
на сегодняшний день представляет собой
один из самых эффективных инструментов
для нахождения решений в вопросах
лидерства. Кроме того, она даёт возможность
развивать лидерские качества людям,
которым их не хватает.

Эмоциональный
интеллект тесно связан с такими
характерными для психологии понятиями,
как эмпатия и алекситимия, поэтому по
праву может считаться относящимся к
сфере вопросов психологии (в данной
статье будет раскрыт характер
взаимодействия этих понятий между
собой).

Лидерские
качества проявляются не только в
экономических отношениях, но и в любых
человеческих взаимоотношениях.
Универсальная концепция, позволяющая
объяснить механизмы лидерства в любой
или практически в любой среде, даёт нам
широчайшие возможности для исследования
разнообразных межличностных взаимодействий
и вместе с тем для изучения отдельной
личности, обладающей определенным
набором лидерских качеств.

Современный
управленец должен не только знать
экономические постулаты, природу
управленческих процессов, информационную
технологию, уметь планировать деятельность
фирмы (или другого экономического или
политического субъекта), наиболее
рационально разделять свои собственные
ресурсы, но и быть специалистом по работе
со своими коллегами, подчиненными и
противниками, уметь принимать решения
в сложных ситуациях, ясно доходчиво
излагать свои мысли.

В
ситуациях, когда перед человеком
возникают сложные межличностные
(внутригрупповые) проблемы, ему нужно
осмыслить все внутренние механизмы и
предпосылки возникновения этих
осложнений. Это можно сделать с помощью
психологии , которая способна понять
всю сложность и тонкость психического
мира человека, его душу.

В
системе управления любой сотрудник
рассматривается как «чёрный ящик»,
глухо закрытый на все замки. Главная
цель любого управленца, если он хочет
успешно взаимодействовать с каждой
единицей персонала для максимальной
эффективности работы, – узнать что
внутри этого «чёрного ящика».

Внутренний
мир человека очень многогранен. Он имеет
свою внутреннюю структуру и некоторые
особенные закономерности. Психический
мир – это и мир восприятия и познания
окружающей действительности, и взгляд
внутрь себя, и мир своих переживаний,
отношений с другими людьми. Это и есть
та самая душа человека.

Психология
на заре человечества создавалась не
просто так, а для того чтобы овладеть
мощью человеческого духа, научиться
управлять поведением человека и
предсказывать его дальнейшие действия.

5. Связь психологии с педагогикой

Эти
науки переплетаются между собой.
Психология тесно связана с обучением
и воспитанием ребенка. Система
педагогических взглядов основана на
данных наук о человеке, включая психологию.
Психологические знания педагога повышают
эффективность обучения и воспитания
ребенка. «Чтобы всесторонне воспитать
человека, его надо всесторонне изучить»
[К.Д.Ушинский]. В том случае, если Педагогика
не опирается на знания о природе
психологических явлений она превращается
в простой набор психологических советов
и рецептов и перестаёт быть подлинной
наукой, способной помочь учителю.

В
развитии всех областей педагогики
(дидактики, частных методик, теории
воспитания) возникают проблемы, требующие
психологического исследования. Знание
закономерностей протекания психических
процессов, динамики, формирования
знаний, умений, навыков, природы
способностей и мотивов, психического
развития ребенка в целом имеют существенное
значение для решения фундаментальных
педагогических проблем, таких, как
определение содержания образования на
разных ступенях обучения, разработка
наиболее эффективных методов обучения
и воспитания. Как известно, целью
воспитания является формирование
личности, соответствующей требованиям
развивающегося общества. А достижение
этой цели предполагает изучение
закономерностей формирования личности:
её направленности, способностей,
потребностей, мотивов и т.д.

Связь
психологии с педагогикой дала мощный
толчок изучению возрастных особенностей
детей, выявлению условий и факторов,
обусловливающих детское развитие.
Стремление сделать педагогику
психологической, внедрить психологию
в педагогический процесс стало тем
базисом, на котором была построена
система педагогической психологии
(хотя сам термин «педагогическая
психология » в тот период еще не
употреблялся), обусловило участие ученых
разных специальностей в разработке ее
проблем.

Читайте также:  Методики раннего развития ребенка презентация

Педагогическая
психология — это наука о фактах, механизмах
и закономерностях освоения социокультурного
опыта человеком, закономерностях
интеллектуального и личностного развития
ребенка как субъекта учебной деятельности,
организуемой и управляемой педагогом
в разных условиях образовательного
процесса. В целом можно сказать, что
педагогическая психология изучает
психологические вопросы управления
педагогическим процессом, исследует
процессы обучения, формирования
познавательных процессов и т.п.

В
педагогической психологии имеется ряд
проблем. Среди самых главных можно
выделить следующие: соотношение обучения
и развития, соотношение обучения и
воспитания, учет сенситивных периодов
развития в обучении; работа с одаренными
детьми, проблема готовности детей к
школьному обучению и др.

Следовательно,
общей задачей педагогической психологии
является выявление, изучение и описание
психологических особенностей и
закономерностей интеллектуального и
личностного развития человека в условиях
учебно-воспитательной деятельности,
образовательного процесса. Этим
обусловлена и структура этой отрасли
психологии: психология обучения,
психология воспитания, психология
учителя.

Психологическая
и педагогическая науки немыслимы без
опоры на знания о психике и закономерностях
психического развития человека. В то
же время психология в значительной мере
теряет свое прикладное значение без
выхода на практическую деятельность
любого человека, а не только педагога.
Тесная связь психологии и педагогики
естественна в своей сути. Объединение
этих наук, как это сделано в спорте, в
педагогике вполне оправдано, когда речь
идет о практическом использовании
психологии в педагогических целях. Их
интеграция в прикладном плане образует
новую науку — педагогику индивидуальности,
являющуюся производной психологии и
педагогики . Педагогика индивидуальности
есть применение теоретических принципов
психологии к практике жизнедеятельности
человека. Ее задача: раскрыть, каким
образом достижения психологии можно
применить по отношению к своему
психическому здоровью и своей
профессиональной деятельности. Такого
подхода, когда путем слияния достижений
психологии и педагогики , общие задачи
педагогики решаются с использованием
психологического инструментария
воздействия на человека, придерживаются
как отечественные, так и зарубежные
исследователи.

Разумеется,
связь психологии с педагогикой
существовала всегда, еще К.Д.Ушинский
говорил: «Чтобы всесторонне воспитать
человека, его надо всесторонне изучить».
Здесь особенно наглядно видно практическое
значение психологии . В том случае, если
педагогика не опирается на знания о
природе психологических явлений, она
превращается в простой набор педагогических
советов и рецептов и перестает быть
подлинной наукой, способной помочь
учителю. В развитии всех областей
педагогики (общей теории, дидактики,
частных методик, теории воспитания)
возникают проблемы, требующие
психологического исследования. Знание
закономерностей протекания психических
процессов, динамики, формирования
знаний, навыков и умений, природы
способностей и мотивов, психического
развития человека в целом имеют
существенное значение для решения
фундаментальных педагогических проблем,
таких, как определение содержания
образования на разных ступенях обучения,
разработка наиболее эффективных методов
обучения и воспитания и т.д.

В
настоящее время накопилась масса
проблем, которые вызывают острые
дискуссии по вопросам: чему учить
современного школьника? что и как
отбирать из огромной массы информации,
которая накапливается наукой, для школы?
Именно психология должна определить,
каковы возможности и резервы психического
развития человека на разных возрастных
ступенях и где их границы.

Не
менее остро потребность в психологии
обнаруживается, когда педагогика
обращается к проблемам воспитания.
Целью воспитания является формирование
личности, соответствующей требованиям
развивающегося общества. А достижение
этой цели предполагает изучение
закономерностей формирования личности:
ее направленности, способностей,
потребностей, мировоззрения и т.д. Все
сказанное свидетельствует о том, что
современная психология находится на
стыке наук. Она занимает промежуточное
положение между философскими науками,
с одной стороны, естественными, с другой,
и социальными, с третьей.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

ХРИСТИАНСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

РЕФЕРАТ

Учебная дисциплина:

Педагогическая психология

Тема:

Взаимосвязь психологии и педагогики

Читайте также:  Биологические основы развития ребенка и влияние факторов внешней среды

Студентки 4 сокр. курса

гуманитарногофакультета

Одесса

2008

Содержание

Введение

Глава 1 Предмет и структура педагогической психологии

1.1 Предмет педагогической психологии

1.2 Структура педагогической психологии

1.3 Проблемы и основные задачи педагогической психологии

1.3.1 Проблемы педагогической психологии

1.3.2 Задачи педагогической психологии

Глава 2. Взаимосвязь педагогической психологии с другими науками

2.1 Взаимосвязь педагогической психологии и педагогики

2.2 Взаимосвязь педагогической психологии с отраслями психологии

Заключение

Литература

Введение

Роль психологии в практике обучения и воспитания была осознана задолго до оформления педагогической психологии в самостоятельную научную отрасль. Я.А. Коменский, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Ф.А. Дистервег и др. подчеркивали необходимость построения педагогического процесса на основе психологических знаний о ребенке.

Анализируя вклад Г. Песталоцци, П.Ф. Каптерев отмечает, что «Песталоцци понимал все обучение как дело творчества самого учащегося, все знания как развитие деятельности изнутри, как акты самодеятельности, саморазвития» (Каптерев П.Ф., 1982. С. 293). Указывая на различия в становлении умственных, физических и нравственных способностей ребенка, Песталоцци подчеркивал важность их связи и тесного взаимодействия в обучении, которое движется от простого к более сложному, чтобы в итоге обеспечить гармоническое развитие человека.

Дистервег подчеркивал, что, только зная психологию и физиологию, педагог может обеспечить гармоническое развитие детей. В психологии он видел «основу науки о воспитании», и полагал, что человек обладает врожденными задатками, которым свойственно стремление к развитию. Задача воспитания — обеспечить такое самостоятельное развитие. Самодеятельность ученый понимал как активность, инициативу и считал ее важнейшей чертой личности. В развитии детской самодеятельности он видел и конечную цель, и непременное условие всякого образования.

Особое значение для становления педагогической психологии имело творчество К.Д.Ушинского. Его работы, прежде всего книга «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» (1868-1869), создали предпосылки для возникновения педагогической психологии в России. Воспитание ученый рассматривал как «создание истории». Предметом воспитания является человек, и если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его во всех отношениях. Это означало изучение физических и психических особенностей человека, влияний «непреднамеренного воспитания» — общественной среды, «духа времени», его культуры и общественных отношений.

Как самостоятельная область знания педагогическая психология начала складываться в середине XIX в., а интенсивно развиваться — с 80-х гг. XIX в.

Руководствуясь потребностями воспитания и обучения, задачей формирования всесторонней личности, ученые того периода подняли вопрос о широком комплексном изучении ребенка и научных основах руководства его развитием. Идея целостного разностороннего исследования ребенка прозвучала с большой убедительностью. Сознательно не желая ограничивать теоретическое обоснование педагогики одной психологией, они стимулировали развитие исследований на стыке разных наук. Рассмотрение в единстве и взаимосвязи трех основных источников педагогики — психологии, физиологии, логики — послужило основой контактов между психологией, физиологией и медициной, между психологией и дидактикой.

Связь психологии с педагогикой дала мощный толчок изучению возрастных особенностей детей, выявлению условий и факторов, обусловливающих детское развитие. Стремление сделать педагогику психологической, внедрить психологию в педагогический процесс стало тем базисом, на котором была построена система педагогической психологии (хотя сам термин «педагогическая психология» в тот период еще не употреблялся), обусловило участие ученых разных специальностей в разработке ее проблем.

В нашей работе мы хотим детально изучить, что же такое «психологическая педагогика», в чём её отличие от психологии, педагогики, почему данную науку выделили в отдельную отрасль психологии.

Актуальность данной тематики обусловлена тем, что взаимосвязь педагогики и психологии является уже традиционной. Результаты психологических исследований, воплотившиеся в законы психического развития человека, позволяют педагогам организовывать процессы обучения и воспитания, опираясь на эти законы и обеспечивая формирование его как субъекта, личности и индивидуальности.

Глава 1. Предмет и структура педагогической психологии

Читайте также:  Рисование как средство развития речи ребенка

1.1 Предмет педагогической психологии

Термином «педагогическая психология» обозначаются две разные науки. Одна из них — это базовая наука, которая является первой ветвью психологии. Она призвана изучать природу и закономерности процесса учения и воспитания.

Под таким же термином — «педагогическая психология» развивается и прикладная наука, цель которой — использовать достижения всех ветвей психологии для совершенствования педагогической практики. За рубежом эту прикладную часть психологии часто называют школьной психологией.

Термин «педагогическая психология» был предложен П.Ф. Каптеревым в 1874 г. (Каптерев П.Ф., 1999;). Первоначально он существовал наряду с другими терминами, принятыми для обозначения дисциплин, занимающих пограничное положение между педагогикой и психологией: «педология» (О. Хрисман, 1892), «экспериментальная педагогика» (Э. Мейман, 1907). Экспериментальная педагогика и педагогическая психология сначала трактовались как разные названия одной и той же области знания (Л.С. Выготский, П.П. Блонский). На протяжении первой трети XX в. их значения были дифференцированы. Экспериментальная педагогика стала пониматься как область исследований, направленных на приложение данных экспериментальной психологии к педагогической реальности; педагогическая психология — как область знания и психологическая основа теоретической и практической педагогики.

Педагогическая психология — это отрасль психологии, изучающая закономерности развития человека в условиях обучения и воспитания. Она тесно связана с педагогикой, детской и дифференциальной психологией, психофизиологией.

При рассмотрении педагогической психологии, как и любой другой отрасли науки, необходимо, прежде всего, разграничить понятия ее объекта и предмета.

В общенаучной трактовке под объектом науки понимается та область действительности, на изучение которой направлена данная наука. Часто объект изучения фиксируется в самом названии науки.

Предмет науки — это та сторона или стороны объекта науки, которыми он в ней представлен. Если объект существует независимо от науки, то предмет формируется вместе с ней и закрепляется в ее понятийной системе. Предмет не фиксирует всех сторон объекта, хотя может при этом включать то, что в объекте отсутствует. В определенном смысле развитие науки есть развитие ее предмета.

Как показывает анализ точек зрения различных авторов, многие ученые по-разному определяют статус педагогической психологии, что может свидетельствовать о неоднозначности решения вопроса о предмете педагогической психологии.

Например, В.А. Крутецкий считает, что педагогическая психология «изучает закономерности овладения знаниями, умениями и навыками, исследует индивидуальные различия в этих процессах… закономерности формирования у школьников творческого активного мышления… изменения в психике, т.е. формирование психических новообразований» (Крутецкий В.А., 1972. С. 7).

Совершенно другой точки зрения придерживается В.В. Давыдов. Он предлагает считать педагогическую психологию частью возрастной психологии. Ученый аргументирует это тем, что специфика каждого возраста определяет характер проявления законов усвоения знаний учащимися, поэтому и преподавание той или иной дисциплины должно строиться по-разному. Более того, некоторые дисциплины в определенных возрастах вообще являются недоступными учащимся. Такая позиция В.В. Давыдова обусловлена акцентированием им роли развития, его влияния на ход обучения. Обучение рассматривается им как форма, а развитие — как содержание, которое в ней реализуется.

Существует ряд и других точек зрения. Мы в дальнейшем будем придерживаться общепринятой трактовки, согласно которой предметом педагогической психологии являются факты, механизмы и закономерности освоения социокультурного опыта человеком, закономерности интеллектуального и личностного развития ребенка как субъекта учебной деятельности, организуемой и управляемой педагогом в разных условиях образовательного процесса (Зимняя И.А., 1997;).

1.2 Структура педагогической психологии

Структуру педагогической психологии составляют три раздела:

· психология обучения;

· психология воспитания;

· психология учителя.

1. Предмет психологии обучения — развитие познавательной деятельности в условиях систематического обучения. Таким образом, раскрывается психологическая сущность учебного процесса. Исследования в этой области направлены на выявление:

· взаимосвязей внешних и внутренних факторов, обусловливающих различия познавательной деятельности в условиях различных дидактических систем;

Источник