Уровень психического развития ребенка тесты

Уровень психического развития ребенка тесты thumbnail

На четвертом году жизни для детей без задержки психического развития особенно характерно усиленное психомоторное развитие. Ребенок становится выносливым, может преодолевать большие расстояния, получает удовольствие от новых впечатлений, расширяет собственные познания об окружающем мире.

Что умеют дети в 3 года: особенности нервно-психического развития

Дети становятся более ловкими, улучшается координация мелких движений рук, повышается зрительный контроль. Именно на четвертом году жизни дети проявляют повышенный интерес к изобразительной деятельности.  Малыши без задержки психического развития с огромным удовольствием пробуют рисовать, не заботясь о результате.

Колоссальное значение для них имеет именно сам процесс рисования, а не то, что получится в итоге. Именно поэтому готовые работы для малышей ничего не значат – они о них быстро забывают. Изобразительная деятельность играет огромную роль в психическом развитии детей 3 лет, диагностика которого обязательно должна проводиться на каждом этапе.

Дети в этом возрасте обязательно должны уметь и хотеть фантазировать.

Стоит позволить им использовать разные ненужные с точки зрения взрослого предметы – они тут же найдут им применение. Это могут быть старые швабры, ненужные железки или деревянные бруски, из которых дети 3 лет соорудят машины, лодки и даже космические корабли.

Играя и фантазируя, дети стараются моделировать манеру поведения взрослых, таким образом подтверждая стремление к самостоятельности. Именно так малыши знакомятся с миром взрослых.

Естественно, что такой шаг в психическом развитии детей 3 лет возможен благодаря активному развитию речи. Малыши к дети рисуютэтому возрасту уже способны четко и красочно выражать собственные чувства и эмоции. Каждое слово ребенка наполнено смыслом и обязательно узнаваемо, несмотря на некоторые возможные видоизменения.

Дети в этом возрасте уже имеют значительный словарный запас, используют многие части речи, общаясь со сверстниками и взрослыми. Малышу уже не сложно описать предметы и объекты, он способен мыслить наглядно-образно, строить связи, обобщать и даже решать простые задачки. Впрочем, логика мышления у детей 3 лет все еще существенно отличается от логики более старших детей или взрослого человека.

Как определить уровень психического развития детей: задания

Диагностика умственного развития ребенка 3 лет может быть проведена с помощью тестирования на основании заданий из таблицы ниже. Как правило, задержки в развитии могут проявиться недоразвитостью речевых и психомоторных функций, что обязательно скажется на основных видах деятельности.

Уже в возрасте 3 лет специальная диагностика поможет выявить некоторые особенности психического развития малыша. Так, например, если у ребенка имеются задержки психического развития церебрально-органического генеза, то для него будет характерно недоразвитие:

  • речевых функций (скудный словарный запас и дети рисуютнесовершенная фонематическая сторона речи);
  • психомоторных функций (слабая мелкая моторика пальцев рук);
  • внимания (недостаточная концентрация, быстрое переключение внимания, повышенная отвлекаемость).

Диагностика детей 3 лет на предмет задержки психического развития соматогенного и психогенного генеза может быть проведена в домашних условиях. Подтверждающими признаками задержки развития станут:

  • недостаточная познавательная активность;
  • нежелание выполнять задания, сопровождаемое негативными эмоциями;
  • избирательная активность с выбором отдельных игр;
  • быстрая утомляемость.

В таблице ниже основные задания, которые можно предложить выполнить детям для диагностики их психического развития.

Задания для выявления отклонений в развитии у трехлетних детей

Обратите внимание, что в колонках указаны реакции на задания у здоровых детей и у малышей 3 лет с отклонениями психического развития. Наблюдая за дошкольником, можно будет сделать соответствующие выводы.

Нормальные детиДети с задержками развития
МоторикаВо время ходьбы и бега движения рук свободны, координация не нарушена. Ноги не волочатся. Мяч бросают двумя руками. Во время выпрыгивания вверх опускаются на полусогнутых ногах. Умеют останавливаться по сигналу.Скованность движений и отсюда шаркающая неуклюжая подходка. Нарушение координации движений. Во время выпрыгивания ребенок не отрывает ног от пола, имитируя движения приседаниями, не способен останавливаться по сигналу. Не может провести карандашом линию из-за сбитого ритма движений и слабого нажима.
Сенсорно-перцептивная деятельностьМалыш знает 6 основных цветов и некоторые оттенки, различает геометрические фигуры; развиты тактильные навыки.Путается в цветах, названиях геометрических фигур, не пробует их рисовать, плохо ориентируется в величине предметов, не всегда распознает предметы на ощупь.

Интеллектуальная деятельность

Свободно считает до пяти, различает время дня, много спрашивает, требует пояснений, любит анализировать сюжетные картинки, с  удовольствием слушает сказки.Знает времена года, но почти ничего не спрашивает; много отвлекается при выполнении заданий; не может определить сюжет картинки; старается говорить односложно; очевидное нарушение звуков.
Игровая деятельностьДети с удовольствием играют в ролевые игры, продолжительность которых может достигать получаса. Появляются любимые игры. Часто занимается разного рода постройками, фантазируя на эту тему.Игры таких деток однообразные с примитивным сюжетом, причем подвижные игры занимают большую часть времени в отличие от сюжетно-ролевых. Играют недолго, отвлекаются, не могут задумать и воспроизвести постройку с выделением форм. Конструкции получаются максимально простыми.
УменияДети 3 лет сами умеют одеваться, застегивать молнии и пуговицы, есть, знают, как правильно держать столовые приборы.Основные навыки присутствуют, но некоторые действия недоступны еще на протяжении нескольких лет (застегивание пуговиц, молний, липучек).

Тестирование детей четвертого года жизни для диагностики задержек в развитии

Несколько простых тестов, которые могут провести сами родители, помогут определить степень психического развития у ребенка 3 лет. Обнаружение отклонений должно стать сигналом обратиться за консультацией к врачу.

Читайте также:  Пренатальное развитие ребенка психология развития

Тест с пирамидкой. Нормально развивающиеся дети диагностикасправятся со сбором и разбором пирамидки после наглядного примера взрослых. Заменить пирамидку можно матрешкой. Основная цель тестирования — определение умения видеть разницу между размерами и их соотношением.

Тест с сортировкой предметов. Попросите дошкольника нарисовать геометрические фигуры с образца на карточках и закрасить их соответствующим цветом. Когда рисунки будут готовы, попросите малыша отложить квадраты в одну сторону, круги в другую, ромбы в третью. Цель задания — проверка понимания различий между геометрическими фигурами и способности группировать предметы.

Тест на понимание функций предметов. Разложите перед малышом картинки разных предметов и попросите его определить некоторые из них по описанию их функций. Например, этот предмет умеет расчесывать, а этот — показывать мультики. Малыш без задержки психического развития сможет запросто справиться с определением функций девяти предметов.

Тест на понимание количественных соотношений. Покажите крохе карточки с одним и несколькими предметами. Попросите его выбрать карточку с одним предметом или с двумя. Малыш без задержки психического развития справиться с заданием в 3,5 года.

Тест на умение группировать предметы. Предложите диагностикасгруппировать карточки по какому-то признаку. Например, животных отнести в одну группу, посуду в другую, а транспорт — в третью. С помощью такого теста может быть проведена диагностика умений обобщать по признакам.

Тест для понимания общей осведомленности ребенка 3 лет. Задайте ребенку вопрос о том, что нужно делать, когда хочется есть или спасть. Трехлетний кроха должен будет изложить алгоритм своих действий в той или иной ситуации.

Диагностика ориентировки в пространстве. Дайте дошкольнику задание разложить предметы перед ним в той же последовательности, в которой они лежали перед тем. Спросите у малыша, где верх, а где низ, попросите спрятать игрушку под стол или найти карандаш на столе. На четвертом году жизни кроха выполнит задание максимум с двумя ошибками.

Диагностика внимания. Покажите малышу картинки в одной руке и попросите найти похожую среди картинок в другой руке. В 3 года кроха способен найти около 10 схожих изображений.

Источник

Как проверить уровень нервно – психического развития ребенка 2 – 3 лет.

Как проводить проверку.

    Для проверки детей до трех лет – используйте картинки и другие материалы, аналогичные тому, что вы использовали в повседневной жизни. Одновременно проверяется развитие ребенка не более , чем по 3 – 4 показателям.

   Для детей старше 3 лет допустима проверка по большему количеству показателей. Если ребенок устал, отвлекается – не надо настаивать. Отложите проверку.

   Выберите раздел, соответствующий возрасту вашего ребенка. На листе проставьте плюсы против тех вопросов, с которыми ребенок справился, и минусы, если ребенок не справляется с заданием.

2 года

  • Понимает несложный сюжет картинки, отвечает на вопросы: «Что здесь нарисовано?», «Кто здесь нарисован?», «Что делает?» (3 – 4 вопроса).
  • Обобщает предметы по существенным признакам – это куклы, это мячи, это машины. Показать картинки с разными куклами, мячами, машинами, домами.

     Положительная оценка – правильно названы два из четырех.

  • Подбирает по образцу предметы, отличая от других, сходных по форме. Шар подбирает к шару, отличая его от яйца; кубик подбирает к кубику, отличая от призмы.
  • Подбирает по образцу 4 контрастных цвета – красный, синий, зеленый и желтый.
  • Различает понятия «темно» — «светло».  
  • В игре воспроизводит ряд последовательных действий. «Кормит» куклу – ставит тарелку, набирает ложкой кашу, дает кукле.
  • Показывает у себя и у других части тела —  ручки, ножки, глазки, ушки, волосы, пальчики.
  • Контролирует свои физиологические отправления.
  • Частично одевается.

3 года

  • Употребляет многословные предложения.
  • Рассказывает о виденном 2 – 4 предложения.
  • Называет основные цвета.
  • Различает и называет игрушки, предметы мебели, одежды, посуды.
  • Различает и называет употребляемые продукты питания.
  • Различает и называет части тела животного – уши, хвост, рога, ноги, голова.
  • Называет свое имя, фамилию, пол.
  • Умеет пользоваться ложкой, карандашом, кистью.
  • Умеет прыгать на двух ногах.
  • Самостоятельно влезает на лесенку и слезает с нее.
  • Подпевает и договаривает за взрослым песенки, стишки.
  • Выполняет по образцу движения – (хлопает в ладоши, кружится, топает ножками, приседает.)

Обработка результатов

  • Если вы не поставили ни одного минуса – уровень психического развития ребенка соответствует возрастной норме.
  • Если минусов не больше 2 – значит, следует уделить внимание этому показателю и позаниматься дополнительно с малышом.
  • Больше 2 минусов – развитие ребенка несколько отличается от развития большинства сверстников. Поэтому рекомендуется консультация детского психолога или невролога, который даст конкретные советы по воспитанию и обучению ребенка.

Внимание! Если вашему малышу недавно исполнилось три года, а он пока не может, к примеру, различать и называть цвета – не паникуйте. Ведь для освоения этого навыка у вас впереди еще год!

Как проверить уровень нервно – психического развития ребенка 3 – 4 лет.

Как проводить проверку.

   Для детей старше 3 лет допустима проверка по большему количеству показателей. Если ребенок устал, отвлекается – не надо настаивать. Отложите проверку.

   Выберите раздел, соответствующий возрасту вашего ребенка. На листе проставьте плюсы против тех вопросов, с которыми ребенок справился, и минусы, если ребенок не справляется с заданием.

Читайте также:  Методики диагностики интеллектуального развития ребенка

3 года

  • Употребляет многословные предложения.
  • Рассказывает о виденном 2 – 4 предложения.
  • Называет основные цвета.
  • Различает и называет игрушки, предметы мебели, одежды, посуды.
  • Различает и называет употребляемые продукты питания.
  • Различает и называет части тела животного – уши, хвост, рога, ноги, голова.
  • Называет свое имя, фамилию, пол.
  • Умеет пользоваться ложкой, карандашом, кистью.
  • Умеет прыгать на двух ногах.
  • Самостоятельно влезает на лесенку и слезает с нее.
  • Подпевает и договаривает за взрослым песенки, стишки.
  • Выполняет по образцу движения – (хлопает в ладоши, кружится, топает ножками, приседает.)

4 года

  • Называет несколько показываемых предметов и обобщающее слово —  как это можно назвать одним словом? (обувь, одежда, посуда, транспорт).
  • Называет три цифры (послушай внимательно, сейчас я назову три цифры: 3,8,5 – повтори): положительная оценка – правильно назвал все три числа.
  • Может сосчитать 4 предмета.
  • Знает простейшие геометрические формы круг и квадрат. Может различать их в окружающих предметах, какой формы мяч? какой формы окно? (при проверке 4 вопроса)
  • Сравнивает длину линий – три полоски, ленточки, линии. « Какая самая длинная?», «Какая самая короткая?».
  • Различает величину предметов, – «Какой дом выше?», «Что ниже – цветок или куст?», «Покажи самое большое яблоко», «Кто больше: кошка или мышка?» (при проверке – по2 вопроса на различение по высоте и размеру)
  • Знает свое имя и фамилию, имена родителей и близких родственников.
  • Различает по внешним признакам и по вкусу (сладкий, горький, соленый) употребляемые овощи и фрукты.
  • Координация движений. Бегает, сохраняя равновесие. Правильно изменяет направление по указанию взрослого. Сохраняет равновесие при ходьбе по ограниченной плоскости – по скамейке, по бордюру.
  • Определяет направление движения от себя: вперед, назад, вверх, вниз.

Обработка результатов

  • Если вы не поставили ни одного минуса – уровень психического развития ребенка соответствует возрастной норме.
  • Если минусов не больше 2 – значит, следует уделить внимание этому показателю и позаниматься дополнительно с малышом.
  • Больше 2 минусов – развитие ребенка несколько отличается от развития большинства сверстников. Поэтому рекомендуется консультация детского психолога или невролога, который даст конкретные советы по воспитанию и обучению ребенка.

Внимание! Если вашему малышу недавно исполнилось четыре года, а он пока не может, к примеру, различать и называть цвета – не паникуйте. Ведь для освоения этого навыка у вас впереди еще год!

Как проверить уровень нервно – психического развития ребенка 4 – 5 лет.

Как проводить проверку.

   Для детей старше 3 лет допустима проверка по большему количеству показателей. Если ребенок устал, отвлекается – не надо настаивать. Отложите проверку.

   Выберите раздел, соответствующий возрасту вашего ребенка. На листе проставьте плюсы против тех вопросов, с которыми ребенок справился, и минусы, если ребенок не справляется с заданием.

4 года

  • Называет несколько показываемых предметов и обобщающее слово —  как это можно назвать одним словом? (обувь, одежда, посуда, транспорт).
  • Называет три цифры (послушай внимательно, сейчас я назову три цифры: 3,8,5 – повтори): положительная оценка – правильно назвал все три числа.
  • Может сосчитать 4 предмета.
  • Знает простейшие геометрические формы круг и квадрат. Может различать их в окружающих предметах, какой формы мяч? какой формы окно? (при проверке 4 вопроса)
  • Сравнивает длину линий – три полоски, ленточки, линии. « Какая самая длинная?», «Какая самая короткая?».
  • Различает величину предметов, – «Какой дом выше?», «Что ниже – цветок или куст?», «Покажи самое большое яблоко», «Кто больше: кошка или мышка?» (при проверке – по2 вопроса на различение по высоте и размеру)
  • Знает свое имя и фамилию, имена родителей и близких родственников.
  • Различает по внешним признакам и по вкусу (сладкий, горький, соленый) употребляемые овощи и фрукты.
  • Координация движений. Бегает, сохраняя равновесие. Правильно изменяет направление по указанию взрослого. Сохраняет равновесие при ходьбе по ограниченной плоскости – по скамейке, по бордюру.
  • Определяет направление движения от себя: вперед, назад, вверх, вниз.

5 лет

  • Правильно называет время года, время суток(утро, день, вечер)
  • Пересказывает небольшие литературные тексты.
  • Составляет рассказы по сюжетной картинке.
  • Понимание простейших причинно-следственных отношений, почему зимой надевают рукавички; зачем мама стирает одежду? для чего нужен зонтик? почему вытирают ноги?;
  • Знает геометрические формы и может найти их в окружающем. Предложить назвать предметы круглой, квадратной, прямоугольной и треугольной формы в комнате. По 2 предмета каждой формы достаточно.
  • Может сосчитать несколько предметов с переходом через десяток (до 15)
  • Определяет направление от себя: вперед, назад, вверх, вниз, направо, налево.
  • Называет назначение предметов обихода (зачем нужен стол, стул, ручка, кастрюля?)
  • Безошибочное различение основных цветов, какого цвета карандаш?». Показывайте красный, синий, желтый, зеленый;

Обработка результатов

  • Если вы не поставили ни одного минуса – уровень психического развития ребенка соответствует возрастной норме.
  • Если минусов не больше 2 – значит, следует уделить внимание этому показателю и позаниматься дополнительно с малышом.
  • Больше 2 минусов – развитие ребенка несколько отличается от развития большинства сверстников. Поэтому рекомендуется консультация детского психолога или невролога, который даст конкретные советы по воспитанию и обучению ребенка.

Внимание! Если вашему малышу недавно исполнилось четыре года, а он пока не может, к примеру, различать и называть цвета – не паникуйте. Ведь для освоения этого навыка у вас впереди еще год!

Читайте также:  Дисгармоничное развитие ребенка в дошкольном

Источник

материала.

отметку напротив выбранного ответа в правом поле.

1.

Что такое «рост»?

А

Увеличение размеров ребенка.

Б

Увеличение качества психических процессов ребенка.

В

Увеличение количества психических процессов ребенка.

2.

Что такое «развитие»?

А

Накопление жизненного опыта ребенка.

Б

Качественное изменение психических процессов ребенка.

В

Возникновение новых психических явлений у ребенка.

3.

Каковы условия психического развития ребенка?

А

Наличие человеческого головного мозга, полноценное питание, хорошее материальное обеспечение.

Б

Наличие человеческого головного мозга, общение со взрослым, наследование культурно-исторического опыта.

В

Наличие человеческого головного мозга, наличие культурно-исторического наследия, общение со сверстниками.

4.

Что является источником психических явлений?

А

Мысли и чувства человека.

Б

Литература, кино, средства массовой информации.

В

Внешний мир и окружающие взрослые.

5.

Что такое «госпитализм»?

А

Изоляция от других людей.

Б

Лечебное учреждение.

В

Дефицит общения.

6.

Каким путем передаются человеку свойственные ему формы деятельности и психические качества?

А

Путем наследования культурно-исторического опыта.

Б

Через генетическую наследственность.

В

В процессе накопления индивидуального опыта.

7.

Кто является создателем культурно-исторической концепции развития высших психических функций в отечественной психологии?

А

.

Б

К. Маркс и Ф. Энгельс.

В

.

8.

Чему отводится ведущая роль в формировании психики человека согласно концепции ?

А

Обучению.

Б

Воспитанию.

В

Развитию.

9.

Что такое «знак»?

А

Предмет-определитель.

Б

Предмет-заместитель.

В

Предмет-регулятор.

10.

Какова функция знака?

А

Знак является определителем реальности и позволяет перевести идеальные формы в реальность.

Б

Знак является заместителем реальности и позволяет перевести эту реальность в идеальную форму.

В

Знак является регулятором реальности и позволяет регулировать идеальные формы.

11.

Кто является носителем культуры для ребенка?

А

Деятели культуры и искусства.

Б

Учителя и воспитатели.

В

Взрослые.

12.

Какой процесс лежит в основе закона формирования высших психических функций ?

А

Процесс интеграции.

Б

Процесс экстериоризации.

В

Процесс интериоризации.

13.

В чем заключается процесс интериоризации?

А

В переходе внутренних действий во внешнюю среду.

Б

В переходе внешних действий во внутренний план.

В

В объединении внешних и внутренних действий в процессе развития.

14.

Каковы этапы процесса интериоризации?

А

1. Взрослый воздействует на ребенка, сообщает способ действия. 2. Ребенок перенимает способ действия, воздействуя на взрослого. 3. Ребенок воздействует на самого себя во внутреннем плане, используя способ действия взрослого.

Б

1. Взрослый и ребенок воздействуют друг на друга, определяя способ действия. 2. Ребенок усваивает способ действия. 3. Ребенок воздействует на взрослого, используя его способ действия.

В

1. Ребенок воздействует на взрослого, выясняя способ действия. 2. Ребенок усваивает способ действия. 3. Ребенок воздействует на самого себя во внутреннем плане, используя усвоенный способ действия.

15.

Как нужно понимать процесс обучения в психологии?

А

Обучение это взаимодействие ребенка и взрослого с целью развития интеллекта.

Б

Обучение это взаимодействие ребенка с культурным смыслом и значением в их идеальной форме.

В

Обучение это формирование навыков и передача информации от взрослого ребенку.

16.

Что такое «зона ближайшего развития»?

А

Содержание задач, которые ребенок решает самостоятельно без помощи взрослого.

Б

Содержание задач, которые ребенок не может решить самостоятельно, но решает с помощью взрослого в совместной деятельности.

В

Содержание задач, которые ребенок решает самостоятельно или с помощью взрослого.

17.

В чем суть развивающего обучения?

А

Развивающее обучение способствует приобретению и накоплению знаний, умений и навыков.

Б

Развивающее обучение эффективно тогда, когда оно опирается на интеллектуальный уровень ребенка и следует за развитием.

В

Развивающее обучение, учитывая зону ближайшего развития, ведет за собой развитие.

18.

Каковы структурные элементы деятельности?

А

Цель, планирование, действие.

Б

Мотив, действие, цель.

В

Цель, действие, результат.

19.

Как деятельность и психика взаимодействуют друг с другом?

А

Психика влияет на развитие деятельности ребенка.

Б

Психика возникает в деятельности, а деятельность влияет на развитие психических явлений.

В

Деятельность возникает в психических явлениях.

20.

Чем определяется ведущая деятельность?

А

Наличием устойчивого интереса ребенка к определенному виду деятельности.

Б

Формированием психических новообразований на определенной ступени развития ребенка.

В

Сознательно поставленной целью, возникшей в результате появления у ребенка определенной потребности, мотива.

21.

В чем заключается положительное влияние общения?

А

Благоприятно воздействует на развитие психики ребенка, снижает заболеваемость.

Б

Ускоряет ход психического развития, преодолевает неблагоприятные воздействия ситуации, исправляет дефекты.

В

Преодолевает неблагоприятные воздействия ситуации, развивает любознательность, кругозор и речь.

22.

Каковы формы общения ребенка со взрослым?

А

Ситуативно-личностная, ситуативно-деловая, ситуативно-познавательная, познавательно-практическая.

Б

Ситуативно-личностная, ситуативно-деловая, внеситуативно-познавательная, внеситуативно-личностная.

В

Ситуативно-личностная, ситуативно-деловая, внеситуативно-деловая, внеситуативно-познавательная.

23.

Каковы формы общения со сверстниками?

А

Эмоционально-практическая, ситуативно-деловая, внеситуативно-деловая.

Б

Эмоционально-практическая, ситуативно-деловая, познавательно-практическая.

В

Внеситуативно-познавательная, ситуативно-деловая, внеситуативно-деловая.

24.

Каковы периоды психического развития?

А

Новорожденность, ранний возраст, дошкольный, младший школьный, подростковый, юношеский.

Б

Младенчество, ранний возраст, дошкольный, младший школьный, подростковый, юношеский.

В

Новорожденность, младенчество, ранний возраст, дошкольный, младший школьный, подростковый, юношеский.

25.

Каковы критерии одного, отдельно взятого, периода психического развития?

А

Возраст ребенка, психические новообразования, ведущий тип деятельности.

Б

Психические новообразования, ведущий тип деятельности, социальная ситуация развития.

В

Возраст ребенка, его знания, умения и навыки, ведущий тип деятельности.

Источник