Проблемное обучение и развитие мышления ребенка

МНБОУ «Лицей № 76»

Развитие мышления младших школьников

Составили:

учителя начальных классов

        Маркова С. Н.

        Новокузнецк, 2014

С. Н. Маркова

г. Новокузнецк, МОУ «Лицей № 76»

Теоретические основы проблемного обучения

По определению М. И. Махмутова, развивающее обучение, ведущее к общему и специальному развитию, при котором учитель, опираясь на знания закономерностей развития мышления, специальными педагогическими средствами ведет целенаправленную работу по формированию мыслительных способностей и познавательных потребностей своих учеников в процессе изучения ими основ наук, называется проблемным.

Согласно данному определению мы можем сделать вывод, что проблемное обучение – развивающее обучение, цель которого – это формирование мыслительных способностей и познавательных потребностей учеников. Учитель должен строить обучение, опираясь на знания закономерностей развития мышления. И при этом использовать специальные педагогические средства.

Проблемное обучение имеет место в начальной школе, так как согласно стандарту к концу обучения в начальной школе у учащихся должны быть сформированы общие учебные умения, навыки и способы действия такие как:

В познавательной  деятельности:

  • умение выявлять отдельные признаки с помощью сравнения, проводить анализ результатов сравнения,  объединять предметы по общему признаку.
  • Умение решать творческие задачи на уровне комбинаций, импровизаций: самостоятельно составлять план действий (замысел), проявлять оригинальность при решении творческой задачи; создавать творческие работы (сообщения, небольшие        сочинения, графические работы).

В речевой  деятельности и при работе с информацией:

  • уметь работать        с        учебными, художественными, научно-популярными  текстами, доступными для восприятия; строить монологическое высказывание (по предложенной теме, по заданному вопросу), участвовать в диалоге (постановка вопросов, построение ответа).
  • Уметь использовать простейшие логических выражений типа: «…и/или…», «если… то…», «не только, но и…». Элементарно обосновывать высказанное суждение.
  • Овладеть первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации.

При организации деятельности:

  • самостоятельно        устанавливать последовательность действий для решения учебной задачи;
  • определять способы контроля и оценки деятельности, причины возникающих трудностей, пути их устранения, предвидеть трудности, находить ошибки в работе и их исправлять;
  • иметь навыки учебного сотрудничества: умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад и общий результат деятельности.

Целью проблемного типа обучения является усвоение не только результатов научного познания, системы знаний, но и самого пути, процесса получения этих результатов, формирование познавательной самостоятельности ученика и развитие его        творческих способностей.

При традиционном типе обучения цель  заключается в усвоении результатов научного познания, вооружение основами наук, привитие соответствующих умений и навыков.

При организации учебного процесса в проблемном обучении доминирующим принципом является поисковая учебно-познавательная деятельность учащихся.

В объяснительно – иллюстративном типе обучения для организации учебного процесса характерен принцип передачи готовых выводов науки.

Учитель на проблемном уроке  объясняет содержание наиболее сложных понятий, систематически        создает проблемные ситуации, сообщает учащимся факты  и организует их учебно-познавательную деятельность, так, что на основе анализа фактов учащиеся самостоятельно делают выводы и обобщения, формулируют (с помощью учителя) определения понятий, правила, теоремы, законы, или самостоятельно применяют известные знания в новой ситуации (изобретают,        конструируют, планируют,         мастерят),        или  художественно        отражают действительность (пишут стихи, сочиняют, рисуют, играют). У учащихся вырабатываются навыки умственных операций и действий, навыки переноса знаний, формируется способность открывать  новые знания и находить новые способы действия путем выдвижения  гипотез и их обоснования.

Учитель на традиционном уроке сообщает факты, сам анализирует их и
объясняет сущность новых понятий, сам формулирует определения
новых понятий, теорем, законов. Преднамеренного создания проблемных ситуаций нет. Учащиеся слушают, воспринимают объяснения учителя и
усваивают новые знаний путем запоминания, а новые действия путем подражания действиям учителя. Факты, добываемые в ходе опытов, экспериментов, наблюдений обычно также объясняются учителем. Он же, как правило, делает выводы и обобщения. Чем сложнее материал, тем  подробнее объясняет его учитель. Усвоение закрепляется выполнением
многочисленных упражнений. 

Таким образом, сущность проблемного обучения заключается в следующем:

  • Возникновение проблемной ситуации (противоречия между двумя фактами, новым фактом и старой теорией, необходимостью и невозможностью).
  • Осознание сущности затруднения, противоречия и постановка проблемы.
  • Нахождение способа решения путем догадки или выдвижения предложений и обоснования гипотез.
  • Доказательство гипотезы.
  • Проверка правильности решения проблемы.

На любом из этапов можно использовать групповую работу.

Основной метод, который использует учитель на уроке – это метод проблемного изложения. Он включает:

  • метод постановки учебной проблемы, через создание проблемной ситуации, из которой выходят на формулирование основной проблемы, затруднения (в форме вопроса  или темы урока) сами дети, учитель с учащимися через побуждающий диалог, или сам учитель.

На этапе постановки проблемы можно использовать:

  • подводящий к теме диалог;
  • сообщение темы с мотивирующим приёмом («яркое пятно», «актуальность» — это сказки, шутки, загадки и т.д.).
  • Метод поиска решения (приводит к открытию знания), через выдвижение гипотез. Их могут формулировать ученики, учитель с учениками через побуждающий диалог, сам учитель.

На этапе поиска решения можно использовать:

  • подводящий от проблемы диалог;
  • подводящий без проблемы диалог.

Побуждающий диалог – это отдельные вопросы и побудительные предложения, подталкивающие мысль ученика. Он способствует развитию творческих способностей, речи.

Подводящий диалог – это система посильных ученику вопросов и заданий, подводящих к открытию мысли. Предполагает жёсткое, пошаговое ведение мысли ученика. Способствует развитию логического мышления, речи.

Структура урока изучения нового материала в проблемном обучении

І. Актуализация «базовых» знаний, умений учащихся.

Задачи:

  • активизация работы памяти и подготовка опорных знаний ученика для успешного восприятия и усвоения новых;
  • возбуждение интереса к теме (проблеме), создание эмоционального настроя;
  • оценка готовности отдельных учеников и класса в целом к восприятию нового материала.

1. Репродуктивные и продуктивные упражнения.

2. Создание проблемной ситуации.

3. Формулирование учебной проблемы.

ІІ. «Открытие» новых знаний и способов действия учащимися.

Задачи:

  • раскрытие сущности новых понятий;
  • усвоение новых знаний и способов умственной деятельности.

1. Постановка проблемы и поиск путей ее решения.

2. Формулирование темы урока учащимися.

ІІІ. Первичное закрепление с комментированием

Задачи:

  • повторение умственных и практических действий, операций.

1. Проверка на практике правильности решения учебной проблемы.

ІV. Контроль

Задачи:

  • выявить уровень освоения нового материала.

1. Самостоятельная работа

V. Итог

Выводы:

Проблемное обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний.

Место ПО – урок изучения нового материала на любом предметном содержании.

Цели ПО: формирование знания, развитие интеллекта и творческих способностей, воспитание активной личности.

Задача ПО: обеспечить творческую учебную деятельность при введении и воспроизведении знаний.

Источник

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 25 января 2019;
проверки требуют 6 правок.

Проблемное обучение — организованный педагогом способ активного взаимодействия субъекта с проблемно-представленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их решения. Учиться мыслить, творчески усваивать знания.

Проблемное обучение — способ организации деятельности учащихся, который основан на получении информации путем решения теоретических и практических проблем в создающихся в силу этого проблемных ситуациях.

Альтернативным проблемному обучению выступает эвристическое обучение.

Особенности методики[править | править код]

В основу проблемного обучения легли идеи американского психолога, философа и педагога Джона Дьюи (1859—1952), который в 1894 году основал в Чикаго опытную школу, в которой основу обучения составлял не учебный план, а игры и трудовая деятельность. Методы, приемы, новые принципы обучения, применявшиеся в этой школе, не были теоретически обоснованы и сформулированы в виде концепции, но получили распространение в 20-30 годах XX века. В СССР они также применялись и даже рассматривались как революционные, но в 1932 году были объявлены прожектерством и запрещены.

Читайте также:  Методы развития ребенка в образовательном процессе

Схема проблемного обучения, представляется как последовательность процедур, включающих: постановку преподавателем учебно-проблемной задачи, создание для учащихся проблемной ситуации; осознание, принятие и разрешение возникшей проблемы, в процессе которого они овладевают обобщенными способами приобретения новых знаний; применение данных способов для решения конкретных систем задач.

Проблемная ситуация — это познавательная задача, которая характеризуется противоречием между имеющимися знаниями, умениями, отношениями и предъявляемым требованием.

Теория провозглашает тезис о необходимости стимуляции творческой деятельности учащегося и оказании ему помощи в процессе исследовательской деятельности и определяет способы реализации через формирование и изложение учебного материала специальным образом. Основу теории составляет идея использования творческой деятельности обучающихся посредством постановки проблемно сформулированных заданий и активизации, за счет этого, их познавательного интереса и, в конечном счете, всей познавательной деятельности.Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.

Проблемная задача — это задача творческого характера, требующая от обучающихся большой инициативности в суждениях, поиска не испытанных ранее путей решения. Она является средством создания проблемной ситуации. В отличие от обычной задачи она представляет собой не просто описание какой-либо ситуации, состоящее из характеристики данных, составляющих условие задачи и указание на неизвестное, которое должно быть раскрыто на основании этих условий. Примером проблемной задачи могут быть задачи на установление причинно-следственных связей, на определение преемственности между фактами, на выявление степени прогрессивности явления и т. д.

Основные психологические условия для успешного применения проблемного обучения[править | править код]

  1. Проблемные ситуации должны отвечать целям формирования системы знаний.
  2. Быть доступными для учащихся.
  3. Должны вызывать собственную познавательную деятельность и активность.
  4. Задания должны быть таковыми, чтобы учащийся не мог выполнить их, опираясь на уже имеющиеся знания, но достаточными для самостоятельного анализа проблемы и нахождения неизвестного.

Достоинства проблемного обучения:

  1. Высокая самостоятельность учащихся;
  2. Формирование познавательного интереса или личностной мотивации учащегося;
  3. Появление диалектического мышления учащихся.

Недостатки проблемного обучения:

  1. Малоприменимо для формирования практических умений и навыков;
  2. Затратно по времени для усвоения объема знаний.

Сущность проблемного обучения[править | править код]

Проблемное обучение — обучение, при котором учитель, опираясь на знание закономерностей развития мышления, специальными педагогическими средствами ведет работу по формированию мыслительных способностей и познавательных потребностей учеников в процессе обучения.

Функции проблемного обучения[править | править код]

1) усвоение учениками системы знаний и способов умственной практической деятельности;

2) развитие познавательной деятельности и творческих способностей учащихся;

3) воспитание навыков творческого усвоения знаний;

4) воспитание навыков творческого применения знаний и умение решать учебные проблемы;

5) формирование и накопление опыта творческой деятельности.

Деятельность учителя при проблемном обучении состоит в объяснении содержания наиболее сложных понятий, систематическом созданием проблемных ситуаций, сообщение учащимся фактов и организация их учебно-познавательной деятельности таким образом, чтобы на основе анализа фактов учащиеся самостоятельно сделали выводы и обобщения.

В результате у учащихся вырабатываются:

1) навыки умственных операций и действий;

2) навыки переноса знаний и т. д.

Существует определённая последовательность этапов продуктивной познавательной деятельности человека в условиях проблемной ситуации:

1) возникновение проблемной ситуации;

2) проблемная ситуация;

3) осознание сущности затруднения и постановка проблемы;

4) поиск способов её решения путем догадки, выдвижения гипотезы и её обоснования;

5) доказательство гипотезы;

6) проверка правильности решения проблем.

Выделяют несколько типов проблемных ситуаций:

1) первый тип — проблемная ситуация возникает при условии, если учащиеся не знают способы решения поставленной задачи;

2) второй тип — проблемная ситуация возникает при столкновении учащихся с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новых условиях;

3) третий тип — проблемная ситуация возникает в том случае, если имеется противоречие между теоретически возможным путем решения задачи и практической неосуществимостью выбранного способа;

4) четвёртый тип — проблемная ситуация возникает тогда, когда имеются противоречия между практически достигнутым результатом и отсутствием у учащихся знаний для теоретического обоснования.

Выделяют следующие методы, используемые при проблемном обучении (система методов М. Н. Скаткина и И . Я. Лернера):

1) объяснительный метод — состоит из системы приемов, включающих сообщение и обобщение учителем фактов данной науки, их описание и объяснение;

2) репродуктивный метод — применяется для осмысления усвоения теоретических знаний, для обработки умений и навыков, для заучивания учебного материала и т. д.;

3) практический метод — является сочетанием приемов обработки навыков практических действий по изготовлению предметов, их обработки с целью совершенствования, предполагает деятельность, связанную с техническим моделированием и конструированием;

4) частично-поисковый метод — является сочетанием восприятия объяснений учителя учеником с его собственной поисковой деятельностью по выполнению работ, требующих самостоятельного прохождения всех этапов познавательного процесса;

5) исследовательский метод — представляет умственные действия по формулировке проблемы и нахождения путей её решения.

Публикации[править | править код]

  • Брушлинский А. В. Психология мышления и проблемное обучение. — М.: «Знание», 1983. — 96 с.
  • Кудрявцев В. Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. — М.: «Знание», 1991. — 80 с.
  • Лернер И. Я. Проблемное обучение. — М.: «Знание», 1974. — 64 с.
  • Матюшкин А. М. Актуальные вопросы проблемного обучения // Оконь В. Основы проблемного обучения. Пер. с польск. — М.: «Просвещение», 1968. — Сс. 186—203.
  • Махмутов М. И. Организация проблемного обучения в школе. Книга для учителей. — М.: «Просвещение», 1977. — 240 с.
  • Махмутов М.И. Проблемное обучение.— М: «Просвещение»., 1975.
  • Оконь В. Основы проблемного обучения. Пер. с польск. — М.: «Просвещение», 1968. — 208 с.
  • Поспелов Д. А., Пушкин В. Н., Садовский В. Н. К определению предмета эвристики // Проблемы эвристики. — М., 1969.
  • Хуторской А. В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. — М.: Изд-во МГУ, 2003. — 416 с.

См. также[править | править код]

  • Эвристическое обучение
  • Педагогика
  • Образование
  • Репетиторство
  • Обучение путём открытия

Источник

надежда соболь
Проблемное обучение

1. Причины возникновения проблемного обучения

Проблемный подход к обучению берет свое начало еще со времен Сократа. В педагогике теория проблемного обучения разрабатывается с середины 50-х годов XX столетия. Сегодня теория проблемного обучения — достаточно глубоко разработанная и стройная отрасль педагогической науки.

Интерес и потребность в проблемном обучении связаны с научно-техническим прогрессом. Вторая половина XXвека — это эпоха четвертой в истории человечества научно-технической революции: меняются технологии производства (автоматизация, биотехнология, транспорт, связь, развиваются космические исследования, найдены новые виды энергии (атомная, термоядерная) и т. п. НТР и социальный прогресс все настойчивее требуют, чтобы образование формировало свойства творческой личности, способной к созидательной деятельности в изменившихся условиях существования. [8;46]

Какая же деятельность считается творческой?

Это деятельность, в которой проявляются такие качества личности, как продуктивность, оригинальность мышления, изобретательность, умение увидеть проблему, интуиция, быстрота умственных реакций, способность к догадке, инсайту, “ага-реакции”. Эти способности в определенной мере и развивает проблемное обучение.

Проблемное обучение стало ответом на тот вызов, который сделали педагогической науке собственно процесс обучения, изменившиеся условия жизни и деятельности человека и сам человек с его стремлением к самосовершенствованию. [8;96]

Читайте также:  Диагностика как фактор развития ребенка

2. Понятие «Проблемное обучение»

Под проблемным обучением обычно понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению.

Проблемное обучение заключается в создании проблемных ситуаций.

Проблемная ситуация — это интеллектуальное затруднение человека, когда он не находит объяснения какому-то факту, явлению, процессу. Известные способы действия не обеспечивают достижения цели, и тогда человек начинает искать новые. Таким образом, проблемная ситуация — это ситуация конфликта между знаниями как прошлым опытом и незнанием того, как объяснить новые явления.

В осознании, принятии и разрешении этих ситуаций в ходе совместной деятельности обучающихся и учителя, при оптимальной самостоятельности первых и под общим направляющим руководством последнего, а также в овладении учащимися в процессе такой деятельности обобщенными знаниями и общими принципами решения проблемных задач. Принцип проблемности сближает между собой процесс обучения с процессами познания, исследования, творческого мышлени. [6;124]

Проблемное обучение (как и любое другое обучение)может способствовать реализации двух целей:

Первая цель — сформировать у учащихся необходимую систему знаний, умений и навыков.

Вторая цель — достигнуть высокого уровня развития школьников, развития способности к самообучению, самообразованию.

Обе эти задачи могут быть реализованы с большим успехом именно в процессе проблемного обучения, поскольку усвоение учебного материала происходит в ходе активной поисковой деятельности учащихся, в процессе решения ими системы проблемно-познавательных задач.

Важно отметить еще одну из важных целей проблемного обучения — сформировать особый стиль умственной деятельности, исследовательскую активность и самостоятельность учащихся. Особенность проблемного обучения заключается в том, что оно стремится максимально использовать данные психологии о тесной взаимосвязи процессов обучения (учения, познания, исследования и мышления. С этой точки зрения, процесс учения должен моделировать процесс продуктивного мышления, центральным звеном которого является возможность открытия, возможность творчества.

Сущность проблемного обучения сводится к тому, что в процессе обучения в корне изменяется характер и структура познавательной деятельности учащегося, приводящее к развитию творческого потенциала личности учащегося. Главным и характерным признаком проблемного обучения является проблемная ситуация. [1;56]

В основе ее создания лежат следующие положения современной психологии:

— процесс мышления имеет своим источником проблемную ситуацию;

проблемное мышление осуществляется, прежде всего, как процесс решения проблемы;

— условиями развития мышления является приобретение новых знаний путем решения проблемы;

— закономерности мышления и закономерности усвоения новых знаний в значительной степени совпадают.

Дидактические основы проблемного обучения определяются содержанием и сущностью его понятий. По мнению М. И. Махмутова, основными понятиями теории проблемного обучения должны быть «учебная проблема», «проблемная ситуация», «гипотеза», а также «проблемное преподавание», «проблемное учение», «проблемность содержания», «умственный поиск», «проблемный вопрос», «проблемное изложение».

Учебная проблема — явление субъективное и существует в сознании ученика в идеальной форме, в мысли. Задача — явление объективное, для ученика она существует с самого начала в материальной форме (в звуках или знаках, и превращается задача в субъективное явление лишь после ее восприятия и осознания. Важным является и то, что формой реализации принципа проблемности в обучении является учебная проблема. [6; 46]

М. И. Махмутов предлагает дидактическую классификацию учебных проблем,которая строится на следующих переменных:

1) область и место возникновения;

2) роль в процессе обучения;

3) общественная и политическая значимость;

4) способы организации процесса решения.

Психологическая классификация учебных проблем основана на таких показателях,как:

1) характер неизвестного и вызываемого затруднения;

2) способ решения;

3) характер содержания и соотношения известного и неизвестного в проблеме.

Определяя проблемную ситуацию, М. И. Махмутов отмечает, что она является начальным моментом мышления, вызывающим познавательную потребность ученика и создающим внутренние условия для активного усвоения новых знаний и способов деятельности. При этом можно выделить два типа проблемных ситуаций, возникающих при постановке как теоретической, так и практической проблемы. [6;56]

Классификация способов создания проблемных ситуаций основана на характере противоречия,возникающего в процессе учения:

1. Столкновение учащихся с явлениями и фактами, требующими теоретического объяснения.

2. Использование учебных и жизненных ситуаций, возникающих при выполнении учащимися практических заданий.

3. Постановка учебных проблемных заданий на объяснение явления или поиск путей его практического применения,

4. Побуждение учащихся к анализу фактов и явлений действительности, сталкивающих их с противоречиями между житейскими представлениями и научными понятиями об этих фактах.

5. Выдвижение гипотез, формулировка выводов и их опытная проверка.

6. Побуждение учащихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению фактов, явлений, правил, действий, в результате которых возникает познавательное затруднение.

7. Побуждение учащихся к предварительному обобщению новых фактов.

8. Ознакомление учащихся с фактами, носящими как будто бы необъяснимый характер и приведшими в истории науки к постановке научной проблемы.

9. Организация межпредметных связей[6;172].

М. И. Махмутов выделяет три вида проблемного обученияпо типу реализуемой творческой деятельности:

1) научное творчество;

2) практическое творчество;

3) художественное творчество.

Что лежит в основе каждого вида обучения и творчества? Научное творчество основано на постановке и решении теоретических учебных проблем. Практическое творчество базируется на постановке и решении практических учебных проблем. Художественное творчество — «это художественное отображение действительности на основе творческого воображения, включающее литературные сочинения, рисование, написание музыкального произведения, игру и т. д.» [6; 265].

При проблемном обучении учитель создает проблемную ситуацию, направляет учащихся на ее решение, организует поиск решения. Таким образом, учащийся ставится в позицию субъекта своего обучения и как результат у него образуются новые знания, он обладает новыми способами действия. Трудность управления проблемным обучением в том, что возникновение проблемной ситуации — акт индивидуальный, поэтому от учителя требуется использование дифференцированного и индивидуального подхода. Если при традиционном обучении учитель излагает теоретические положения в готовом виде, то при проблемном обучении он подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его решения, сталкивает противоречия практической деятельности, излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос. Типичные задания проблемного обучения: рассмотреть явление с различных позиций, провести сравнение, обобщение, сформулировать выводы из ситуации, сопоставить факты, сформулировать самим конкретные вопросы.

3. Значение и функции проблемного обучения

Технология проблемного обучения позволяет:

— определять проблему в различных ситуациях, принимать ответственное решение, оценивать последствия своего решения;

— ставить цель своей деятельности, определять условия для её реализации, планировать и организовывать процесс её достижения, то есть разрабатывать технологии, адекватные задаче;

— осуществлять рефлексию и самооценку, оценку своей деятельности и её результатов;

— выбирать для себя нормы деятельности и поведения адекватные ситуации.

Проблемное обучениемногофункциональное и решает следующие задачи:

Читайте также:  Центр развития инновационных социальных услуг партнерство каждому ребенку

1. Стимулирует мотивацию учения;

2. Повышает познавательный интерес;

3. Формирует самостоятельность, ответственность, критичность и самокритичность, инициативность, нестандартность мышления;

4. Развивает творческие способности;

5. Формирует убеждения;

6. Формирует навыки исследовательской деятельности;

7. Развивает коммуникативные компетенции.

Чрезвычайно важной функцией проблемного обучения можно назвать повышение мотивации студентов, особенно при изучении нового материала. Как говорил еще Г. Галилей, “вы не в состоянии научить человека чему-либо. Вы можете лишь помочь ему обнаружить это внутри себя”. Вообще без мотивации учебная деятельность, как и любая другая, практически невозможна. В традиционной системе преподавания мотивация осуществляется известным методом кнута и пряника или же основные усилия педагога по мотивации студентов направлены на объяснение важности обучения для будущей профессиональной деятельности студентов.

В этом отношении проблемное обучение, опять же, имеет более выигрышное положение, так как его характеризует творческая, а не репродуктивная деятельность, студенты получают больше возможности самореализоваться в процессе обучения, постоянная постановка и решение проблемных задач является более приемлемой для поддержания неослабевающего интереса и активности. [7;34]

4. Плюсы и минусы проблемного обучения

Проблемное обучение направлено на самостоятельный поиск обучаемым новых знаний и способов действия, а также предполагает последовательное и целенаправленное выдвижение перед учащимися познавательных проблем, разрешая, которые они под руководством педагога активно усваивают новые знания. Следовательно, оно обеспечивает особый тип мышления, глубину убеждений, прочность усвоения знаний и творческое их применение в практической деятельности. Кроме того, оно способствует формированию мотивации достижения успеха, развивает мыслительные способности обучающихся[8;69]

Проблемное обучение в меньшей мере чем другие типы обучения применимо при формировании практических умений и навыков; оно требует больших затрат времени для усвоения одного и того же объема знаний по сравнению с другими типами обучения.

Таким образом, объяснительно-иллюстративное обучение не обеспечивает эффективного развития мыслительных способностей обучающихся потому, что базируется на закономерностях репродуктивного мышления, а не творческой деятельности.

Несмотря на выделенные недостатки, на сегодняшний день проблемное обучение является наиболее перспективным. Дело в том, что с развитием рыночных отношений все структуры общества в той или иной мере переходят с режима функционирования (что в большей степени было характерно для советского периода развития страны) на режим развития. Движущей силой любого развития является преодоление соответствующих противоречий. А преодоление этих противоречий всегда связано с определенными способностями, которые в психологии принято называть рефлексивными способностями. Они предполагают умение адекватно оценить ситуацию, выявить причины возникновения трудностей и проблем в деятельности (профессиональной, личностной, а также спланировать и осуществить специальную деятельность по преодолению этих трудностей (противоречий). Эти способности являются одними из базовых для современного специалиста. Они лекциями и рассказами не передаются. Они «выращиваются». Значит, учебный процесс нужно организовать таким образом, чтобы «выращивать» эти способности у будущих специалистов. Следовательно, учебный процесс должен моделировать процесс возникновения и преодоления противоречий, но на учебном содержании. Этим требованиям, по нашему мнению, в наибольшей степени соответствует сегодня проблемное обучение. Идеи проблемного обучения получили реализацию в системах развивающего обучения. [8;73]

Приложение

Конспект занятия по математике в старшей группе детского сада.

Тема: «Таблица».

Программные задачи:

-развитие логического мышления, умения решать проблемные задачи;

-знакомство с понятием «Таблица», с ее составляющими – сроками и столбиками.

— Формирование аналитико–синтетического мышления.

-Формирование умения делать выводы, работать в паре, коллективно решать поставленную задачу.

Материал к занятию: Таблица –дом для геометрических фигур на каждого ребенка, схем выкладки геометрического узора для работы в паре.

Д/и «Шеснадцатилеточник»

Ход занятия

-Ребята, Вы когда-нибудь переезжали в новый дом или квартиру?

-Воспитатель предлагает ребятам вспомнить, что такое новоселье.

Чтобы заселиться в новый дом, нужно собрать вещи, упаковать, перевезти вещи. Дело это очень хлопотное.

— Есть волшебная страна. Ее нет на карте. Там живут геометрические фигуры.

Для них построили новый дом. Им надо в него заселиться. Вы знаете, какое это хлопотное дело. Вы им поможете.

Дети садятся за столы и получают расчерченную таблицу –дом и 9 геометрических фигур.

— Перед вами дом. Этот дом недостроенный. Это чердак. Это подсобные помещения. Они закрыты.

— Сколько этажей в этом доме?

— Проведите пальчиком по нижнему этажу?

-Проведите пальчиком по среднему этажу.

-Проведите пальчиком по верхнему этажу.

-В доме кроме этажей есть подъезды. Рядом с подсобными помещениями первый подъезд. Покажите его.

-Покажите второй подъезд.

-Покажите третий подъезд.

Геометрические фигуры -это жители. Каждый квадратик – квартира. Каждый житель получает отдельную квартиру. Нужно заселить каждую фигуру в отдельную квартиру. (Дети располагают фигуры на расчерченные квадратики таблицы.)

-Заселились жители, расставили вещи, повесили шторы, развесили карины, чайник поставили. Решили посмотреть, что находится вокруг. Где например детский сад, магазин…Что еще они могли бы поискать (остановку, парикмахерскую, почту, школу?

-Вот они вышли и пошли по району. Ходят, уже есть захотелось, решили вернуться в свою квартиру, там же их вещи.

-Смогли ли они их найти?

— Дети пытаются вспомнить, где располагались геометрические фигуры и располагают их на квадратах.

— Ребята, каждая фигура попала в свою квартиру?

Дети затрудняются ответить. Некоторые, считают, что они правильно их вернули в свои квартиры. Но точно это утверждать не берутся.

Воспитатель подтверждает их опасения:

— Желтый круг говорит: У меня в квартире были другие шторы, это не моя квартира.

— Синий квадрат утверждает, что у него был другой диван.

— А красный треугольник уверен, у него в квартире были другие картины.

-Что же надо делать, чтобы жильцы запомнили свои квартиры и не терялись.

Ребят предлагают разделить фигуры по цвету.

Чем ваши фигуры отличаются?

(по цвету и по форме)

-Разделим фигуры на три кучки по цвету: синие, красные, желтые.

-Давайте на верхний этаж поселим синие фигуры, на средний – желтые, на нижний красные

-Давайте теперь расколотим подсобные помещения.

-О чем говорят эти пятнышки? (Нарисованы цветные пятнышки, обозначающие синий, желтый, красный цвета).

— Эти пятнышки говорят, что на верхнем этаже живут синие фигуры, на среднем – желтые, на нижнем- красные.

-А теперь можно раскрыть чердак.

— Уберем строительный мусор (собирает зажимы и бумажную полосу, закрывающую подсобные помещения чердак).

— Что нарисовано на чердаке?

— О чем говорят эти изображения фигур, расположенные на чердаке?

-Они говорят,что в первом подъезде живут круги, во втором подъезде живут квадраты, в третьем – треугольники.

— Давайте расставим фигуры по подъездам.

-Теперь давайте вспомним, какие фигуры живут на среднем этаже? (желтые)

-Какие фигуры живут на нижнем этаже?

-Какие фигуры живут на верхнем этаже?

-Какие фигуры живут в первом подъезде? (круги)

-Какие фигуры живут во втором подъезде? (квадраты)

-Какие фигуры живут в третьем подъезде? (треугольники)

-Теперь если они выйдут, найдут свои квартиры?

-Да!

— Теперь можно ?