Развитие искусства ребенок 5 лет

Развитие искусства ребенок 5 лет thumbnail

ПОДОБРАТЬ КУРС

Мечтаете ли вы воспитать будущего художника или являетесь сторонником гармоничного развития — на помощь придут курсы рисования для дошкольников.

Рисуя, человек освобождает себя и свое сознание. Он выражает на бумаге взгляд на мир, настроение, чувства, которые им обуревают. Психологи считают, что малыши изображают не то, что видят, а то, что представляют. Это помогает взрослым проникнуть в маленький внутренний мир, понять его.

Популярные курсы Bubolab

Курс Масляная живопись для начинающих

4 750 руб.

На страницу курса

от 1 900 руб.

На страницу курса

Мастер-класс Картина маслом за 3 часа

1 615 руб.

На страницу курса

Ищете курсы? Хотите получить новый навык?

Мы собрали лучшие курсы с сертификатами для начинающих и продолжающих

подобрать курс

Когда начинать рисовать

Приобщать ребенка к художественному искусству можно начинать уже с годовалого возраста. Когда-нибудь он познакомится с кистью и научится штриховать карандашом. Но делать первые шаги в рисовании с малышом лучше пальчиковыми красками. Они безопасны и помогут показать ребенку, что краски — это ярко и весело.

Развитие искусства ребенок 5 лет

Ближе к возрасту 2 лет можно предложить крохе карандаши. Сначала он будет просто играть с ними, оставляя на бумаге забавные завитушки. Это первый этап рисования, когда малыш занимается скорее маранием. Детей 2 лет можно обучать выводить линии, круги, овалы, закрашивать фигуры.

От 3 до 4 лет ребенок уже умеет правильно держать карандаш и может его свободно использовать. В это время малыши рисуют линии, фигуры, в том числе неправильной формы. Закладываются основы образного мышления. Чаще акцент делается не на целом предмете, а на важных частях. В любую картинку вкладывается смысл. Это время закрепить у малыша интерес к творчеству.

На 4-5 году жизни рисунки становятся более схематичными. Тематика богаче, при изображении малыш подбирает предметы на конкретную тему. Рисунки становятся понятны. Этот период подходит больше всего для обучения сюжетному рисованию детей дошкольного возраста.

Как сделать выбор

Выбирать курсы для малыша нужно тщательно, нацеливаясь не столько на результат, сколько на качество процесса. Кроха не выйдет с таких курсов профессиональным художником, какой бы мастер ему ни преподавал.  Важнее обращать внимание на то, как проводятся уроки.

Развитие искусства ребенок 5 лет

В первую очередь стоит познакомиться с педагогом. Лучше сделать это лично, а не по биографии. В обучении рисованию дошкольников нужно учитывать особенности восприятия этого возраста. Малышам трудно концентрироваться, поэтому занятия должны быть увлекательными. Хороший преподаватель позволит родителю посетить уроки, чтобы оценить, насколько детям на них интересно.

Присутствие родителей на уроках рисования для детей поможет оценить, насколько сложен изучаемый материал. Слишком легкие задания быстро наскучат крохе, он потеряет интерес к занятиям. Возможно, и к рисованию в целом. Сложные разочаруют, понизят уверенность в своих силах.

Живя в большом городе, стоит учитывать место расположения курсов. Ребенка нужно собрать и отвезти на занятие, это потребует времени. Если родители работают, стоит учитывать и пробки. Когда дорога до места и обратно отнимает больше времени, чем само обучение, польза от него исчезает. Лучше заниматься рядом с домом, чтобы добраться можно было пешком.

Кому стоит пойти

Обучение рисованию детей 4-5 лет не имеет своей целью превратить малыша в художника. Цель — показать ребенку мир искусства, помочь сделать в нем первые шаги и понять, что художественные навыки актуальны всегда. Дать прочувствовать, насколько развитие в этом направлении интересно.

Развитие искусства ребенок 5 лет

Если изобразительное искусство — то направление, в котором ребенок хочет преуспеть, курсы становятся подготовкой к художественной школе. Система образования в ней не подходит для четырехлеток — дисциплина и требования могут убить интерес к творчеству. На курсах, в более свободной обстановке, кроха будет увлечен и заинтересован, сможет получить базовые навыки и знания в игровой форме.

Рисование позволяет ребенку создавать прекрасное своими руками. Даже на уровне увлечения это полезный навык: он учит воплощать мысли, чувства и эмоции в материальный мир, сохраняет память.

Знания о великих представителях изобразительного искусства, основных направлениях и стилях расширяют кругозор. Они позволят вырасти человеком, который разбирается в искусстве, знает, как выразить в нем себя.

Знакомясь с миром искусства, занимаясь творчеством ребенок гармонично развивается. Он приобретает навыки, полезные вне зависимости от того, в какой сфере хочет быть успешным. Наблюдательность, точная координация и развитое воображение пригодятся в технических профессиях, в медицине, науке.

С чем малыша познакомят на курсах

Детей в дошкольном возрасте бессмысленно обучать сложным техникам рисования. Это требует концентрации, которой пока не владеют маленькие непоседы. Поэтому на курсах ребенок только прикасается к художественному миру.

Развитие искусства ребенок 5 лет

Основы изобразительного искусства, которые преподают малышам до 6 лет:

  1. Инструменты для рисования. Какими они бывают, как использовать и ухаживать за ними.
  2. Виды изобразительных техник.
  3. История искусств. Знакомство с великими художниками.
  4. Понятия, используемые в изобразительном искусстве: тон, свет и тень, объем, перспектива.
  5. Как рисовать сложные элементы: шерсть, волосы, воду, небо.
  6. Цветоведение и композиция.

Развитие искусства ребенок 5 лет

Ребят не перегружают теорией. На занятиях они учатся рисовать, познают мир живописи и пробуют использовать опыт великих в творчестве.

Читайте также:  Развитие личности ребенка года до трех

Практическая польза

В дошкольном возрасте ребенок активно познает мир. Ему интересно все, хочется попробовать себя в разных направлениях.

Найти и развить талант помогут курсы рисования. Делая первые шаги в творчестве и знакомясь с этим направлением на практике, можно определиться, стоит ли развиваться дальше. Такое обучение не длится годами и не является затратным. В среднем цена колеблется от 1000 до 5000 рублей за месяц. Если выбор сделан правильно, курсы станут первым шагом к дальнейшему обучению — художественной школе, а значит, помогут заложить вектор будущей профессии.

Развитие искусства ребенок 5 лет

Учащиеся и выпускники курсов показывают лучшие работы на специализированных выставках, которые устраиваются школами, а могут проводится и при музеях. Эти мероприятия позволят оценить талант ребенка объективно, ведь их часто посещают искусствоведы и художники. Работа будет оценена профессионалами и может дать старт развитию юного дарования.

Отзывы мам

Большое количество курсов вызывает сомнение — стоит ли ребенку учиться рисовать, если художником он не будет. Ответ — стоит. Развитие в творчестве положительно влияет на ребенка. Те мамы, дети которых прошли обучающую программу, отзываются о ней положительно.

«Хочу поделиться впечатлением. Дочке 4,5 лет, только закончились курсы. Очень увлекательное занятие. Даша говорит, что больше всего ей понравилось зарисовывать фрукты. Обещала научить сестру и меня)) Думаю, что будем поддерживать и развивать навык и дальше».

Развитие искусства ребенок 5 лет

«Дочка прошла курс с удовольствием! Глаза блестели, домашние задания делала сама. Стала более любознательная, уверенная в себе и нацеленная на результат!».

Развитие искусства ребенок 5 лет

«О курсе остались прекрасные впечатления. Ребенок был очень огорчен, когда он закончился. Отдельное спасибо преподавателю — дал подробные рекомендации к работе дальше».

Развитие искусства ребенок 5 лет

Увлекательное занятие

Кажется, что все дети обожают рисовать. Им нравится веселая возня с яркими красками. Если же ребенок по какой-то причине потерял интерес к художеству и отказывается от него, стоит обратиться к советам педагогов.

  1. Родителю нужно правильно воспринимать процесс рисования. Это не возможность отвлечь малыша и заняться делами, вам придется увлекаться процессом вместе с ним.
  2. Постоянно пробовать что-то новое. Нужно разнообразить набор инструментов: не только фломастеры и карандаши. Пастель, гуашь, акварель, разная бумага — это полет творчества.
  3. Предложите ребенку не просто рисовать, а придумать и изобразить иллюстрации к истории, прочитанной книге. Раскрасить предметы одежды из бумаги. Продолжить рисунок из фигуры. Придется подключить воображение.
  4. Создать атмосферу.Положите альбомы и карандаши на видное место в детской. Устав от других игр, ребенок возьмется за рисование.

Не нужно заставлять малыша. Это не даст результата и закончится отрицательным отношением ко всему процессу.

Чем полезно рисование

Шедевры крохи наверняка займут центральное место если не в интерьере, то в сердце родителя. Но это не единственная польза от творчества. Положительное влияние рисования обосновано с научной точки зрения:

  • Этот процесс развивает мелкую моторику, напрямую стимулирует отделы мозга, отвечающие за воображение, мышление, зрительную и двигательную память.
  • Формируется пространственный интеллект.
  • Рисунок — это способ самовыражения малыша. Проекция его психологического состояния на бумаге.
  • Рисование успокаивает, умиротворяет.
  • Систематические занятия приучают ребенка учитывать время. Повышают дисциплину и усидчивость.
  • Изобразительное искусство развивает ассоциативное мышление. Это упрощает впоследствии освоение школьных дисциплин.

Развитие искусства ребенок 5 лет

Рисование — это способ познания ребенком окружающего мира. Дети рисуют и параллельно рассказывают взрослым — что творится в их душе. Изучая детские картинки, каждый родитель может лучше понять своего малыша.

Выбираем принадлежности

Главное правило для материалов — качество и безопасность. Малыш много с ними контактирует, иногда тянет в рот. Увлечение не должно причинить вред здоровью крохи.

Бумага. Офисная не подходит, если используются краски. Лучше покупать альбомы. Но не давать ребенку весь — он будет стремиться не рисовать, а быстрее замарать и закончить его. Правильнее давать лист или несколько листов. Формат бумаги предпочтительнее А3, меньше не даст разгуляться полету творчества.

Карандаши. Стоит выбирать короткие и трехгранные. Малыш быстрее научится держать их правильно, будет меньше уставать в процессе рисования. Стоит выбирать мягкий грифель — не вызовет трудностей в использовании и даст яркие цвета.

Краски. Ребенку до 6 лет лучше рисовать гуашью. Эта краска не течет, с ней легче работать. Не стоит покупать наборы с большим разнообразием цветов, достаточно основных.

Кисти. Лучше брать профессиональные. Те, которые предлагаются в магазинах, слишком жесткие или мягкие. Малышу будет трудно рисовать. Кисти нужны разных размеров, для гуаши подойдут из щетины.

Не спешите покупать мольберт. Он не удобен для маленького ребенка. Рука устает держать инструмент, вода и краски стекают. Для малыша 4-5 лет для рисования подойдет стол.

Во время художественных занятий у ребенка развивается хороший вкус. Таланты в других сферах проявляются ярче, личность вырастает гармоничной. Помимо навыков рисования формируется рассудительность, умение выражать свое мнение, способность чувствовать и передавать эмоции. Это остается частью его жизни.

«Страна, в которой учили бы рисовать, как учат читать и писать, превзошла бы вскоре все остальные страны во всех науках, искусствах и мастерствах» Д. Дидро

Источник

Искусство и живопись в частности — развивает ребенка эмоционально, помогает в эстетическом воспитании, развивает восприятие.
Как познакомить ребенка с искусством? В каком возрасте, с чего начать, какие картины показывать, что рассказывать, в какой форме преподносить информацию?

Читайте также:  Психокоррекция и психопрофилактика отклонений и нарушений в развитии ребенка

«Мы можем любоваться цветком, не умея прочесть его латинского названия и вообще понятия не имея, как он называется» — так считает автор книги «Как говорить с детьми об искусстве». Франсуаза Барб-ГалльЛучше. Автор призывает в первую очередь к чистому эмоциональному контакту с искусством. Важно научится улавливать настроение и эмоции, которые вызывает произведение. А потом уже обращаться к смыслу, заложенному автором. Хотя, зачастую всем этим смыслом произведение нагружают искусствоведы, а истинные символы и образы остаются тайной.

В первую очередь, знакомя своего ребенка с живописью, я хочу, чтобы он мог видеть красоту вокруг, воспринимать ее и получать радость при соприкосновении с искусством, а потом уже знал имена художников и разбирался в художественных стилях.

С чего начать знакомство ребенка с искусством?

Информативные беседы об искусстве с детьми уместны с возраста 4-5 лет.
Но уже с раннего возраста (с полутора — двух лет) репродукции картин могут стать отличным объектом исследования.
Начинайте с совместного рассматривания картин, поиском предметов, описывайте все, что изображено, озвучивайте цвета. Обращайте внимание на реакцию ребенка на картину и, следуя за его интересами, подбирайте репродукции для просмотра.

К трехлетнему возрасту, когда ребенок может говорить, можно показывать картины, относящиеся к разным жанрам. На первом этапе достаточно выделить основные три жанра. Покажите ребенку и объясните, что относится к портрету, к пейзажу и натюрморту. В этом вам поможет знаменитый мультик (и песня) Григория Гладкова «Если видишь на картине». Из мультфильмов серии ООО Маски — «Картинная Галерея. Уроки Тётушки Совы» детки узнают сказочные и яркие истории о картинах художников и познакомятся с некоторыми репродукциями. Все это продудит и вашу фантазию и даст много идей для творческих игр с ребенком.

Если говорить о литературе, которая поможет познакомить ребенка с миром живописи, могу порекомендовать например серию «Сказки о художниках» издательства «Белый город», серия «Художники» издательства «Феникс-Премьер», серия «Я — художник! Раскрась шедевр» издательства «Эксмо-Пресс», книги Ф. Барб-Галль «Как говорить с детьми об искусстве», «Пойми, почему это шедевр», «Шедевры мировой живописи. Как отличать, смотреть и понимать».

В более старшем возрасте можно преподносить картины группируя их по направлениям. То есть знакомить ребенка с каким-либо стилем изобразительного искусства на примере картин разных авторов.
Я бы рекомендовала начинать с таких стилей, как классицизм и импрессионизм (постимпрессионизм) Клода Моне, Эдгара Дега, Винсента ванн Гога, Анри Матиса. Потому что первое, на что способен ребенок – это воспринимать картину целиком, цвета и предметы, но не образы.

В какой форме знакомить ребенка с изобразительным искусством?

Игровая форма – это единственная форма организации любых развивающих занятий с ребенком. Творческие игры для знакомства ребенка с картинами можно построить по такому сценарию:

  1. Рассматриваем картины, обсуждаем, что изображено, предметы, время года, время суток, какие цвета использует художник, какое настроение передает картина.
  2. Предложите ребенку повторить картину. И это не обязательно рисование красками. Это может быть пластилинография, конструирование, или рисунок восковыми мелками, карандашами, аппликация и любые другие нетрадиционные  техники рисования. Можно распечатать репродукцию картину в черно/белом варианте и раскрасить, стараясь смешивать краски и подбирать цвета.
  3. Рассматривая картины, ищите, чем они похожи и чем отличаются. Расскажите ребенку, на каком материале и какими красками рисовал картину художник.

Когда пойти в музей?

Франсуаза Барб-Галль в своей книге « Как говорить с детьми об искусстве XX века» говорит «В музее мы чувствуем себя униженными от того, что не все, что мы видим нам ясно. …».  И это происходит от того, что мы пытаемся понять образы которые хотел передать нам автор. Но не можем этого сделать, если не знаем историю создания картины, мнение искусствоведом. Ребенок же старается понимать окружающий мир прежде всего через эмоции. И совместные походы в музей – это самое время взглянуть на живопись эмоционально, не беря во внимание интеллектуальную составляющую образов.
Возраст, в котором можно организовать первый поход в музей зависит от интересов вашего ребенка и от способности удерживать внимание на каком-то занятии.
Поделюсь своим опытом. Наше первое посещение музея состоялось, когда Игнату было около двух лет. Ровно на 15 минут ребенку хватило внимания рассматривать картины и находить по моему заданию предметы, животных. Потом сыну стало интересно лечь посреди зала и смотреть на картины именно из этого положения. Мне ничего не оставалось, как стоять рядом и не мешать человеку наслаждаться прекрасным.

В три года Игнат уже интересовался тем, что изображено на картине. Мы обсуждали, к какому жанру можно отнести картину, какое настроение передает выражение лиц, какая погода, какое время суток (или года) изображено, считали всех животных или люде на картинах в одном зале.

После просмотра картин на выставке обязательно обсуждайте впечатления, что понравилось, что запомнилось. И придя домой устройте творческое занятие – попробуйте воспроизвести увиденную картину, или нарисовать впечатления от выставки.

С каких стилей начать знакомство ребенка с изобразительным искусством?

Про основные жанры (портрет, натюрморт и пейзаж), я уже упомянула, позже можно добавить анимализм, мифологический, бытовой жанры.
Теперь приведу несколько конкретных популярных стилей и имена их ярких представителей, которые можно показать ребенку, чтобы познакомить с разными направления живописи. Ниже приведены картины и стили, которые на мой взгляд, наиболее ярко содержат черты указанного стиля, для того, чтобы ребенок в последствии смог узнавать черты стиля в других картинах.

Читайте также:  Российская лекотека дневник развития ребенка от 0 до трех

В статье «Что рассказать о картине» (ссылка на статью) приведен пример беседы/ занятия с ребенком на тему картины Винсента Ван Гога «звездная ночь»

Классицизм и его разновидности – основная черта – присутствие форм античности, красота и гармония. Художники представители – Никола Пуссен, Карл Брюллов.

Карл Павлович Брюллов
Девушка, собирающая виноград

Грез Жан Батист «Избалованное дитя» 1760-е, Эрмитаж, Санкт-Петербург

Ренессанс (Боттичелли, Леонардо Да Винчи).

Доска, масло. 76,8 × 53 см. Лувр, Париж. Эпоха Возрождения (Ренессанс).

Импрессионизм – этот стиль основан на передаче светового впечатления художника. Яркие представители стиля — Клод Моне, Пьер Ренуар, Эдгар Дега, некоторые картины Василия Поленова.

Картина «Водяные лилии», Клод Моне – описание

Пуантилизм – в основе стиля (техники живописи) лежит письмо отдельными мазками чистого цвета. Мазки имеют правильную форму (точки, прямоугольники), похожие на современные пиксели. Жорж-Пьер Сёра, Поль Синьяк. – представители стиля.

Воскресный день на острове Дж. Сера

Экспрессионизм (Эдвард Мунк, Амедео Модильяни) – основа стиля – искаженная реальность, которая призвана добиться сильного эмоционального эффекта.

Эдвард Мунк  Крик.

Реализм – художниками представителями этого стиля передавались присуща точность и истинность изображения. Илья Репин, Иван Шишкин, Эдуард Мане – яркие представители реализма.

Иван Шишкин и Константин Савицкий «Утро в сосновом лесу» (реализм с элементами анимализма)

Модернизм – Анри Матисс и Пабло Пикассо. Картины, выполненные в этом стиле отличаются совокупностью разных стилей культуры и направлений искусства. Это направление объединяет такие, как  авангардизм, сюрреализм, дадаизм, фовизм, кубизм, футуризм.

Кубизм – основатель этого авангардного направления Пабло Пикассо. С рамках кубизма предметы изображаются ломанными, перекомбинированными в абстрактной форме.

Пабло Пикассо «Портрет Фернанды Оливье 1909 год»

Букет цветов в сером кувшине
1908 год

Сюрреализм (Сальвадор Дали, Макс Эрнст, Рене Магрит) характеризует представление предметов в отрыве от их обыденного значения.

«Постоянство памяти», Сальвадор Дали, 1931

«Слоны», Сальвадор Дали, 1948

Символизм (Михаил Врубель, Гюстав Моро, Виктор Васнецов) – это направление в искусстве отличается стремлением к использованию символов, таинственности, недосказанности, загадочности.

Михаил ВрубельЦаревна-Лебедь. 1900

Модерн (Густав Климт,  Поль Гоген, Антонио Гауди, де Тулуз-Лотрек) произведения, выполненные в этом стиле характеризуются стремлением к отказу от прямых линий в пользу природных изогнутых и гармоничных элементов.

Густав Климт Портрет Адели Блох-Бауэр

Некоторые техники живописи

Масляная живопись  - в этой технике используют масляные краски, которая наносится мазками. Используются многообразные оттенки за счет смешения красок.  Для создания масляных красок сухие пигменты замешиваются на масле семян льна, грецких орехов или, например, мака.

Портрет работы Боровиковского

Темпера — при создании картин в этой технике используют краски-эмульсии. Они замешаны на основе яйца, воды и животного клея. Картины выполненные темперой и покрытые лаком выглядят как масляные.

Леонардо Да Винчи Мадонна с младенцем (Лита). Эрмитаж.

Эмаль – покрытие, которым обрабатываются изображения на посуде, предметах быта (шкатулки, расчески и т.д.).

Шкатулка XVIII-XIX века, золото, рубины, бриллиант, эмаль

Гуашь — часто используется в графике. Краска, применяемая при работе с разными материалами — бумагой, картоном, шелком, костью, дает четкие линии, и изображение прочное.

Альбрехт Дюрер «Носорог» (1515 г.)

Анри Матисс

Пастель. Техника работы мягкими карандашами, они сухие и используются при рисовании на шероховатой поверхности.

О.Кипренский. Калмычка Баяуста. Около 1813. Бумага розовая, итальянский карандаш, пастель, белила/

А.Венецианов. Крестьянская девушка с серпом во ржи. Пергамент, пастель, дублированный на холст (1810 – 1820 гг.).

Тушь. Рисование сажей чистого черного цвета. Изначально использовавшаяся для письма техника успешно применяется в живописи.

Рыбак. Китай, ок. 1350. Тушь, бумага. У Чжэнь (1280–1354).

Фреска. Техника письма водными красками на мокрой штукатурке.

«Добродетели и закон» Фрески Станца делла Сеньятура

Граттаж. Техника, когда процарапывается по заранее залитой тушью поверхности рисунка.

Звездная ночь (А. Нагайцева, граттаж)

Карнация.  Техника изображения человеческого лица и тела путем наложения красок слоями для более реалистичного изображения.

Пopтpeт Сиджиэмондо Малатесты. П. дела Франческа.

Лессировка (глизаль или глейз ). В этой технике поверх основного слоя наносится полупрозрачная краска. Благодаря чему на финальном изображении получаются переливы цвета.

«Весенний букет» (1866). Музей Гарвардского университета

Сграффито. Особая техника наложения слоев краски на стены зданий.  Такая техника обеспечивает долговечность и прочность.

Сграффито на греческом доме острова Хиос

Смуфато. Прием смягчения очертаний предметов и объектов, путем нанесения красок тонкими слоями. Этот прием придумал Леонардо Да Винчи. Благодаря такой размытости объект приобретает «воздушность».

В клеевой живописи для создания красок используют клей (животный или растительный). Такие краски наносят крупными мазками, и они получаются тяжелыми. Чаще всего эта техника использовалась для росписи саркофагов.

Изображение Будды, клеевая живопись (Монголия, XIX век)

Акварель. Живопись специальными акварельными красками, по специальной бумаги. Бума хорошо впитывает разведенную водой краску, которая как бы растекается по шероховатостям бумаги.

Терри Дюваль Акварель

Сухая кисть. Техника основана на растирании масляной краски с помощью сухой кисти.

Источник