Развитие двигательной активности ребенка первого года жизни

Развитие двигательной активности ребенка первого года жизни thumbnail

Впервые малыш начинает двигаться еще в животе мамы – примерно с 8 недели. Сначала он медленно плавает в околоплодных водах.

Позже его движения становятся более скоординированными и уверенными, а к 24 недели Развитие двигательной активности ребенка первого года жизнибеременности движения плода напоминают движения новорожденного: он перебирает своими ручками пуповину, дотрагивается до лица, сжимает и разжимает кулачки, активно шевелится, переворачивается и отталкивается.

Только что появившийся на свет малыш не беспомощен, природа позаботилась о нем и наделила инстинктами и рефлексами (поисковым, сосательным, хватательным и др.). Благодаря ним, новорожденный отыскивает материнскую грудь, а как только сосок оказывается у него во рту – начинает инстинктивно сосать; если у крохи прикрыты нос и рот – он будет вертеть головой, чтобы освободить дыхание; а на приближающийся к глазам предмет – начинает моргать. Некоторые рефлексы новорожденных в скором времени исчезают, а многие сохраняются на всю жизнь.

В первый месяц движения малыша беспорядочны и хаотичны, а ручки и ножки тесно прижаты к себе и как бы подергиваются.

Если вы попробуете распрямить его ручку или ножку – она тут же вернется в исходное положение. Лежа на спине, малыш слегка поворачивает голову в сторону звука, а в позе «на животе» на твердой поверхности, пытается приподнимать голову. Задача родителей первого месяца – с помощью легкого поглаживающего массажа и ежедневной гимнастики ослабить тонус мышц.

Со второго месяца малыш начинает управлять своим телом. Мышцы ног и рук становятся более расслабленными, а движения ровными и упорядоченными. Если вы будете разговаривать с малышом медленно – он будет так же медленно двигать руками и ногами, но стоит вам перейти на убыстренный темп речи – и ребенок задвигается более энергично.

Мышцы шеи окрепли, и ребенок уже свободно поворачивает голову в разные стороны и недолго, но удерживает её ровно, находясь в вертикальном положении, но всё равно продолжайте поддерживайте малыша под головку, когда берете его на руки. Лежа на спине, малыш слегка приподнимает голову вверх, чтобы посмотреть на происходящее. Появляются короткие небольшие толчки и удары в сторону подвешенной игрушки.

В три месяца рефлекторные действия ребенка заменяются осознанными действиями. Теперь младенец сосредотачивается на предмете, а потом протягивает руку, чтобы дотронутся до него. Так же малыш понимает, что для того, чтобы утолить голод – надо найти сосок, приложиться к нему губами и сосать. Лежа на животе, малыш поднимает голову, приподнимая грудь над поверхностью, поворачивает голову в разные стороны и меняет позы, чтобы было лучше рассматривать.

Лежа на спине, выгибает спинку, опираясь на предплечья, и может перевернуться на бочок. Если взять малыша подмышки, он упрется ножками в поверхность и станет пружинить. Малыш уделят много времени играм с собственными ручками – сжимает и разжимает пальцы, тянется к предметам, захватывает игрушку, вложенные ему в руку, трясет её, тянет в рот, хватает одной рукой другую руку. 

Всё это время идет активная подготовка к умению ползать. Мышцы ребенка развиваются и крепнут.

Развитие двигательной активности ребенка первого года жизниК четырем месяцам, лежа на животе, малыш немного приподнимает тело, опираясь на руки. Кроха устойчиво стоит при поддержке подмышки. Длительно удерживает голову в вертикальном положении. Некоторые дети уже могут переворачиваться со спины на бок, некоторые со спины на живот. Ладошки малыша почти всегда раскрыты, он осознанно тянет ручки к игрушкам, захватывает их, щупает, берет, отталкивает, бьет по подвеске. Все эти действия свидетельствуют о том, что продолжается развитие зрительно-двигательной деятельности.

На пятом месяце малыш становится подвижен и активен. Он уверенно переворачивается со спины на живот, лежа на животе – опирается на ладошки выпрямленных рук или на локти, начинает немного ползать по-пластунски с опорой на руки. Пытается сесть, когда его тянут за руки. Находясь в вертикальном положении – держит голову прямо и всем телом тянется куда-то вперед. Если поставить на ноги и держать подмышки – будет стоять на выпрямленных ногах. 

В 6 месяцев малыш поворачивается с живота на спину и со спины на живот, подтягивается за опору, чтобы сесть, опирается на ладошки и колени и раскачивается вперед – назад, готовясь ползти на четвереньках. Меняет положение своего тела и подползает на животе, отталкиваясь руками и ногами,  к интересующему его предмету. Выполняя различные движения, малыш учится сохранять равновесие. Подолгу удерживает игрушки в руке, играет с ними, перекладывает из одной руки в другую.

В семь месяцев движения глаз, рук и ног согласованы. Малыш уже хорошо ползает, причем не только вперед, но и назад; садится из положения лежа и сидит непродолжительное время, при этом может наклоняться и выпрямляться. Начинает вставать, держась за опору, и стоит так длительное время. Сознательно раскрывает ладонь для взятия предмета или игрушки, хорошо перекладывает из руки в руку, вращает кистью.

Читайте также:  Кружок студия раннего развития ребенка

Восьмимесячный малыш хорошо ползает, садится из положения лежа и сидит длительно время без поддержки, рассматривая всё вокруг и действуя руками, затем ложится из положения сидя. Держась за опору, малыш встает на одно колено, потом на другое, подтягивается и поднимается на ножки. Стоя таким образом, он переступает бочком возле опоры. Если нужно достать предмет с пола, держась одной рукой за опору, наклонится и достанет. Ползая, кроха может преодолевать значительные расстояния – до 300 метров в день! Остерегается упасть на пол с дивана, но не всегда замечает приближающийся край.

В 9 месяцев малыш приобретает вертикальное положение: сидит, встает, учится стоять без опоры, переступать и ходить, держась за стены или за две руки взрослого. Большую часть времени ребенок ползает, но уже начинает часто вставать, чтобы ходить. А вообще, упражнения в ходьбе – становятся его любимым занятием. Усложняется и ползание – кроха осознанно меняет траекторию движения, направляясь к цели. Может прыгать и приседать, держа вас за руки; залезать на возвышения (подушку, диван, ваши колени), забираться по лесенке. Совершенствуется мелкая моторика – может захватывать небольшие предметы двумя – тремя пальцами или показать на заинтересовавший его предмет пальчиком.

К 10 месяцам дети хорошо ползают, но много и ходят, держась за подвижную опору, маневрируют между препятствиями, поднимаются на возвышенность и спускаются с неё, держась за перила. Малыш может стоять с поддержкой или без неё. Из положения сидя встает на четвереньки. Может влезть на низкий диванчик и сползти с него. Во время игр встает на колени, нагибается, опираясь на одну руку. Пытается дотянуться до всего, что видит.

У детей 11 месячного возраста заметно развиваются двигательные навыки. Они уже хорошо и полноценно ползают, могут стоять без поддержки или с одной рукой, поворачиваться за игрушкой, плавно приседать, наклоняться, вставать, делать первые самостоятельные шаги с вытянутыми вперед руками, переступать через препятствия, а некоторые дети уже достаточно уверенно ходят.

 

К 12 месяцам ребенок ходит самостоятельно – подолгу и в разных направлениях, при этом он может останавливаться, поворачиваться, приседать, наклоняться за игрушкой и выпрямляться, нести игрушку в руках, толкать перед собой тележку или тянуть за собой игрушку с машинкой, переступать без опоры через преграды. Ребенок добирается до всего, что его интересует – он с легкостью может забраться на большие высоты – на спинку дивана, подоконник, тумбочку, комод, стол и т.п.

 

Что нужно делать, чтобы развить двигательную активность ребенка

•    Прежде чем дотронуться до малыша или взять его на руки – ласково поговорите с ним. Не трогайте младенца холодными или потными руками.

•    В возрасте от 0 до 3 месяцев, когда берете малыша на руки, всегда поддерживайте его под Развитие двигательной активности ребенка первого года жизниголову.

•    Во избежание однобокости – берите малыша то на одну руку, то на другую, почаще меняйте позы малыша, выкладывайте его то на правый бок, то на левый, то на спинку, то на животик.

•    До трех месяцев лучшей гимнастикой для малыша является расслабляющий и поглаживающий массаж и упражнения, которые активизируют проявление врожденных рефлексов.

•    После трехмесячного возраста включите в массаж ребенка и остальные приемы: разминание, растирание, похлопывание, вибрации и др.

•    Гимнастику и массаж лучше делать за 20-30 минут до или через 30-40 минут после кормления. Кроха должен пребывать в хорошем настроении, а упражнения должны ему нравиться.

•    Ежедневно проводите с малышом массаж, гимнастические упражнения, воздушные ванны и купания. Занимаясь с малышом – разговаривайте с ним и хвалите.

•    Полностью удовлетворяйте потребность ребенка в свободных и разнообразных движениях – это будет способствовать развитию психических, умственных и физических функций.

 Развитие общей моторики детей

10-20 дней   

Любимая поза – свернуться «эмбрионом», как и в чреве мамы (с подогнутыми и прижатыми к туловищу ручками и ножками).

Общие движения заторможены и хаотичны.

В положении лежа поднимает голову на 3-4 секунды.

Сам принимает положение, удобное для сосания.

Хорошо выражены врожденные рефлексы.   

 

1 мес.   

Лежа на животике, пытается поднять и удержать голову 10-15 сек.

В вертикальном положении удерживает голову несколько секунд.   

2 мес.   

Лежа на животе хорошо поднимает и некоторое время удерживает голову.

Протягивает руки к подвешенным над ним игрушкам.

Несколько секунд удерживает игрушку, вложенную ему в руки.   

3 мес.   

Лежа на животе, опирается на предплечья и высоко поднимает голову, поворачивает её в разные стороны.

Читайте также:  Карта развития ребенка фгос старшая группа

Длительно удерживает голову, находясь в вертикальном положении.

Поочередно сгибает и разгибает ноги.

Пытается дотронуться и схватить подвешенные над ним игрушки.   

4 мес.  

Удерживает голову в вертикальном положении (на руках у взрослого), может оглянуться назад.

Лежа на животе, приподнимает туловище и голову на 60°.

При поддержке под мышки упирается полусогнутыми ногами о твердую опору.

Поворачивается со спины на бок.   

5 мес.

Опирается на ладони вытянутых рук, лежа на животе.

Переворачивается со спины на живот.

Ровно, устойчиво стоит при поддержке под мышки.

Крепко удерживает игрушку, вложенную в руку, трясет ею.

Подгребает к себе маленький предмет и зажимает его в кулачке.

Лежа на животе, подтягивается до предмета.   

6 мес.   

Передвигается, переставляя руки или немного подползая ползком.

Переворачивается с живота на спину.

Захватывает игрушки руками.

Лежа на животе, высоко приподнимает грудь, опираясь на ладони рук или на одну руку.   

7 мес.   

Хорошо ползает на животе (много, быстро, в разных направлениях).

Подтягивается за предметом, пытаясь встать на коленки.

Раскачивается, стоя на коленках.

Сидит без опоры некоторое время.

Перекладывает игрушку из руки в руку и крепко удерживает её, если кто-то пытается её забрать.

Хватает движущиеся игрушки.    

8 мес.   

Развитие двигательной активности ребенка первого года жизниПридерживаясь руками за барьер, сам встает, стоит, опускается, переступает.

Сам садится, сидит и ложится.

Ползает на руках и коленях.

При продержке подмышки хорошо переступает ногами. Подбирает маленький предмет большим и указательным пальцами.   

9 мес.   

Переходит от одного предмета к другому, слегка придерживаясь за них руками.

Ползает на четвереньках.

Ритмично сгибает и разгибает ноги в такт музыки.

Машет на прощание рукой, хлопает в ладоши, показывает пальцем.

Залезает на четвереньках на горку и слезает с неё.   

10 мес.   

Входит на невысокую поверхность или горку, держась за перила, и сходит с нее.

Самостоятельно встает без опоры и сам стоит непродолжительное время.

Пытается ходить самостоятельно или уже начинает ходить.

Повторяет действия за взрослыми.

Может играть сразу двумя предметами.   

11 мес.    

Стоит самостоятельно.

Делает первые самостоятельные шаги.

Самостоятельно садится из положения на животе.   

12 мес.   

Ходит самостоятельно (без опоры).

Ходит, удерживая предметы в руках.

Приседает и встает из положения стоя без опоры   

 

(таблица приводится по результатам психолого-педагогических исследований нервно-психического развития детей первого года жизни, которые проводились Н.М. Келовановым, С.М. Кривиной, Э.Л.Фрухт, К.Л.Печорой, Г.В.Пантюхиной, Л.Г.Голубевой и др.). 



Книги для развития малыша

Игры, развивающие движения (0-6 мес.)

Игры на развитие движений (7-12 мес.)

Источник

Развитие моторной сферы плода и ребенка является одним из необходимых факторов возрастного развития. Моторная деятельность плода обеспечивает нормальное внутриутробное развитие и роды. Раздражение внутренних рецепторов и рецепторов кожи обеспечивает возникновение специфической «внутриутробной» позы, которая является крайне позитивной в плане занимаемого объема и обеспечивает минимальное внутреннее давление на стенки матки, что способствует нормальному вынашиванию беременности даже при достаточно больших размерах плода. Формирующиеся внутриутробно лабиринтные (лабиринт расположен в головном мозге), двигательные рефлексы плода способствуют строгому удержанию положения, оптимального для будущих родов, так называемого, головного предлежания плода. Определенные двигательные рефлексы, которые также формируются внутриутробно, оказывают помощь как плоду, так и матери в период родов. Рефлекторные повороты головки, туловища, отталкивание ножками от дна матки способствуют благополучному течению родов.

Кора головного мозга ребенка становится деятельной примерно середины первого месяца жизни ребенка, о чем свидетельствуют условные рефлексы, которые можно вызвать в это время. Но движения даже двух-трехмесячного ребенка еще далеки от совершенства.

Первыми у ребенка начинают функционировать высшие анализаторы — слуховой и

зрительный, и лишь затем развиваются анализаторы, требующие сложной координации, двигательные акты. Наличие данной закономерности имеет огромное практическое значение и свидетельствует о необходимости воспитания движений у детей в определенной последовательности.

Движения новорожденного хаотичны, носят генерализованный характер. Они нецеленаправленны, наблюдается мышечная гипертония с преобладанием тонуса сгибателей. Координация движений у детей начинает развиваться после рождения. Вначале формируется координация мышц глаз, что проявляется у ребенка на 2-3 неделе жизни в виде фиксации взора на ярком предмете. Постепенно ребенок начинает следить за высоко поднятой движущейся игрушкой, поворачивая голову вслед за ее перемещением, что свидетельствует о начале развития координации движения шейных мышц.

С 1,5-2 месячного возраста ребенок начинает держать голову. После этого начинают развиваться координированные движения рук. Ребенок приближает руки к глазам и носу, рассматривает их.

С 3-3,5 месяца ребенок начинает потирать и ощупывать свои руки, перебирать пальцами, поглаживать и теребить одеяло. В этот период ребенку необходимо предлагать игрушки, которые следует подвешивать в кроватке невысоко, так, чтобы ребенок мог дотягиваться до них ручками и играть с ними. Это период, когда начинают формироваться целенаправленные движения. Ребенок сначала удерживает игрушку двумя руками, а затем начинает делать попытки захватить ее руками.

К 5-му месяцу хватание предмета начинает напоминать подобные движения взрослого человека. Целенаправленным движениям сопутствуют множественные нерациональные движения. Хватательные движения этого периода сопровождаются параллельными движениями второй руки, в связи с этим можно говорить о двуручном хватании. Во время хватания движения возникают также в ногах и туловище, нередко они сопровождаются одновременным открыванием рта. Рука ребенка совершает много лишних ищущих движений; схватывание осуществляется исключительно ладонью, т. е. пальцы сгибаются так, чтобы прижать игрушку к ладони.

В 7-8 месяцев развивается взаимодействие двигательного и зрительного анализаторов, что приводит к большей прицельности движения хватающей руки.

В 9-10 месяцев возникает хватание посредством смыкания большого и II-III пальцев по всей длине.

С 12-13 месяцев возникает клещеобразное хватание с использованием концевых фаланг большого и указательного пальцев.

В течение периода детства нерациональные движения исчезают.

С развитием координации движения мышц спины ребенок на

Читайте также:  Недоношенный ребенок 35 недель развитие и поведение

  1. 5-м месяце начинает переворачиваться со спины на живот, а в 5-6 месяцев с живота на спину, что связано с развитием координации движений мышц спины.

На 6-м месяце ребенок начинает сидеть самостоятельно, что говорит о развитии координации движений мышц ног.

В 6-7 месяцев ребенок начинает принимать положение на животе с приподнятым плечевым поясом и головой, взглядом при этом устремлен вперед — это исходная позиция для развития навыков ползания. Через небольшой промежуток времени к этому присоединяется интерес к игрушке, которая располагается в поле зрения ребенка. Возникает попытка продвинуться вперед и схватить ее. Ребенок хватает игрушку не

только руками, но и ртом. Если схватить игрушку не получается, то, протягивая руки вперед, ребенок постепенно начинает подтягивать туловище и повторно выбрасывать руки вперед. В этот возрастной период необходимо стимулировать навыки ползания, для чего игрушку необходимо располагать на небольшом расстоянии, слегка превышающем расстояние вытянутой руки ребенка, но находящуюся в поле его зрения. Отсутствие чередования в выбрасывании рук и беспорядочные вначале движения ножками часто заканчиваются либо переворачиванием на бок, либо даже отползанием назад.

К 7-8 месяцам формируется достаточно активное ползание с перекрестным движением рук и ног.

Через 2-3 недели после этого ребенок начинает приподнимать живот и передвигаться в пространстве на четвереньках.

Около 8-9 месяцев ребенок стоит в кроватке или манеже и переступает ножками вдоль спинки кровати или барьера. В этом возрасте при поддержке ребенка за две руки родители могут наблюдать, как он делает первые шаги. Когда он уже уверенно ходит при поддержке за две руки, следует предлагать ему держаться за одну руку.

Около года ребенок делает первые самостоятельные шаги. Описаны значительные вариации сроков возникновения ходьбы. Некоторые дети начинают ходить в 10-11 месяцев, другие чуть позднее, около 1 года 4 месяцев. Устойчивая, зрелая походка будет устанавливаться в течение еще нескольких лет. Сначала ребенок ходит, широко расставив ножки, стопы направлены в стороны, ножки согнуты в тазобедренных и коленных суставах, а позвоночник в верхней части согнут вперед, в остальных же отделах выгнут несколько назад. Ручки сначала вытянуты вперед, потом балансируют для сохранения равновесия или согнуты и прижаты к груди для страховки при падении. Через 1-2 года ножки выпрямляются и ребенок ходит, практически не сгибая их.

К 4-5 годам можно видеть правильную походку с синхронными марширующими движениями рук.

Совершенствование движений будет продолжаться еще многие годы, что связано с формированием соответствующих регулирующих звеньев и в значительной степени зависит от повторяемости действий, т. е. от двигательного воспитания, или тренировки. Огромным стимулом развития нервной регуляции движений является самообучение ребенка движению.

У новорожденных и ребенка первых недель жизни движения являются часто отражением эмоционального возбуждения. Это или отрицательная настроенность — сигнал для родителей о необходимости удовлетворить его желание: накормить, напоить, сменить, мокрые или неудачно положенные пеленки, устранить боль, или положительные эмоции на удовлетворение этих потребностей. Двигательная активность в значительной степени влияет на формирование сна и бодрствования.

Если у новорожденного двигательная активность относительно низкая, то и распределение ее в течение суток в связи с бодрствованием и сном фактически равномерное.

На 2-3 месяце жизни происходит рост двигательной активности с максимальной концентрацией ее в часы активного бодрствования.

В течение первого года жизни отмечено несколько пиков двигательной активности. Они приходятся на 3-4-й, 7- 8-й и 11-12-й месяцы первого года жизни.

Средние сроки и границы развития моторных актов у детей первого года жизни

Развитие движений у детей первого года жизни
Развитие движений у детей первого года жизни

Новорожденный
Новорожденный

1 месяц
1 месяц

4 месяца

4 месяца

6 месяцев

6 месяцев

6-7 месяцев

6-7 месяцев

Развитие двигательной активности ребенка первого года жизни

10 месяцев

  1. месяцев

11 месяцев

  1. месяцев

Развитие двигательной активности ребенка первого года жизни

Развитие двигательной активности ребенка первого года жизни

18 месяцев
18 месяцев

Источник