Формирование и развитие интереса ребенка к учению

Формирование и развитие интереса ребенка к учению thumbnail

В статье проанализированы понятия «учебный» и «познавательный» интерес, а также изучены мотивы и стимулы, побуждающие к учебной деятельности.

Ключевые слова: учебный, познавательный интерес, формирование интереса к учебной деятельности, результативность, мотивы, стимулы, значимость знаний.

Всякое учение должно начинаться с любви к изучаемому предмету.

К. А. Тимирязев

Учебный интерес — это своеобразие эмоционально-познавательное отношение к изучаемым в школе учебным дисциплинам. Учебный интерес проявляется в стремлении глубже и основательнее изучать тот или иной предмет, приобретать знания и умения.

В психологической литературе наряду с понятием «учебный интерес» используется понятие «познавательный интерес», которое иногда употребляется в аналогичном значении. Важно отметить, что многие психологи понятие» «познавательный интерес» употребляют в более широком значении, чем «интерес к учению». Они считают, что «познавательный интерес» — это интерес к познанию, проявляющийся в любом возрасте и направленный на любой объект.

Проблемой формирования интереса к учебной деятельности занимались Морозова Н. Г., А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, И. Д. Левитов, Д. Б. Эльконин и многие другие.

Понятие «познавательный интерес» является своеобразным этапом развития интереса к учебе. В психологии данный термин обозначает определенный этап развития интересов. А. Н. Леонтьев и Д. Б. Эльконин отмечают, что этот этап характеризуется тем, что «перед подростком начинают открываться значение знания и что его не удовлетворяет только учебный материал. Его интересы выходят за границы многих классных занятий».

Отношение к учению — понятие, которое по своему содержанию делится на три вида: положительное, отрицательное и пассивное. Любое отношение учащегося к учению характеризуется наличием у него желания учиться. Но различается это отношение по уровню активности и усердия, а также по характеру переживаний, обусловленных учением. Чтобы не изучал подросток в школе, у него всегда возникают определенные переживания, вызванные выполнением той или иной деятельности, которые отражаются в его психическом состоянии, — радость, скука или огорчение.

Безусловно, переживания, которые доставляют удовольствие, повышают успешность и результативность учебной деятельности, а также работоспособность учащихся. Все это способствует формированию положительного отношения к учению. И, наоборот, переживания, которые рождают ощущение скуки и безразличия или даже неудовольствия и равнодушия неизбежно приводят к формированию пассивного и отрицательного отношения к школе. Если же такое состояние возникает на каждом уроке, независимо от учебной дисциплины, то у учащегося формируется, а затем и закрепляется устойчивое безразличие к учению вообще. В итоге, это приводит к проблемам в знаниях, несовершенству навыков и умений.

У некоторых школьников отношение к учению легко установить по проявлению эмоций, психического состояния. Однако не всегда эмоции ученика имеют отчетливое и действительно соответствующее переживанию внешнее выражение. Внешнее выражение зависит от глубины и продолжительности переживаний, темперамента, силы воли и характера школьника. Так, у меланхоликов и флегматиков внешнее выражение своих эмоций менее выразительно, чем у сангвиников и холериков. В подростковом возрасте, в пору самоутверждения и нравственного самосовершенствования, ребята пытаются скрыть, замаскировать присущие им черты характера. Например, холерики пытаются скрыть свою неуравновешенность и чрезмерную активность, а флегматики стремятся избежать вялости и равнодушия.

Итак, достаточно сложно определить содержание и причину переживаний учащихся по проявлению эмоций и психических состояний.

Давно замечено, что если двое выполняют одну и ту же деятельность, то каждый делает ее по-своему, исходя из своих знаний, навыков и отношения к делу, соответственно. Когда нет нужных знаний и навыки несовершенны, то и работа выполняется малоуспешно и безрезультативно. Отношение к делу — это в первую очередь, осознание мотива деятельности, то есть то, что побуждает ее выполнять. Поэтому источником положительного отношения к учению является осознание мотивов. Как пишут психологи М. С. Лебединский и В. Н. Мясищев, «человек осознает цель деятельности и также то, почему он стремится к этой цели,- мотивы деятельности» [5, с. 15]. Известно, что от мотивов, побуждающих к деятельности, зависит отношение к деятельности.

Мотив деятельности может быть вдохновляющей силой, но также он может быть и стимулом, порождающим личность на проявление отрицательные эмоций. Учитель должен знать, что побуждает школьника к учению, это может быть и личная заинтересованность или высокоразвитое чувство долга, либо это может быть боязнь наказания в семье [1, с. 8].

Обычно, когда говорят об учебе детей, то, как правило, анализируют успешность, т. е. отметки по тем или иным учебным дисциплинам, упуская при этом изменения в мотивах учения, которые не всегда сразу отражаются в его успешности. По мнению А. А. Люблинской, «знание мотивов деятельности проливает свет на основные «механизмы» человеческого поведения и условия их формирования». Мотивы деятельности являются сложным психологическим свойством личности, поэтому их нельзя определить с достоверностью путем опроса или только исходя из качественного и количественного показателей деятельности [6, с. 25].

Как показывает исследование известных советских психологов Л. И. Божович, Н. Г. Морозовой, Л. С. Славиной, учение всегда побуждается несколькими мотивами, которые обязательно взаимодействуют между собой, образуя при этом сложную систему [7, с. 42]. Но, как и в любой системе один мотив является ведущим, который более осознаваем личностью. Также системе мотивов свойственна изменчивость, динамичность. Поэтому особой задачей учителя является воспитание полноценных мотивов учения, среди которых один наиболее важный — интерес к знаниям. При высоком уровне развития учебного интереса он устойчиво проявляется как ведущий мотив учения и, закрепляясь в учебно-воспитательном процессе, становится чертой личности, выражающей ее познавательную направленность.

Интерес проявляет познавательное отношение к предмету. Цель такого отношения — изучать и познавать. Учебные интересы направлены, прежде всего, на то, что имеет для ребят значимость (термин Н. Ф. Добрынина). Разумеется, содержание значимости у детей разных возрастных этапов неодинаково.

Среди мотивов учения выделяются смыслообразующие (термин А. Н. Леонтьева), указывающие на высокую цель учебной деятельности (быть полезным Родине, чтобы получить хорошую профессию и т. д.) и мотивы — стимулы, которые непосредственно побуждают к деятельности: отметки, похвала и т. д. [3, с. 23].

В зависимости от возраста и условий воспитания подростков побудительная сила изменяется, и происходит изменение их роли внутри самой системы мотивов. На смену одному ведущему мотиву приходит другой. Л. И. Божович, Н. Г. Морозова, Л. С. Славина отмечают, что развитие системы мотивов происходит не путем возникновения новых по содержанию, более высоких и исчезновения элементарных, простых по своему содержанию мотивов, а в результате изменения их характера и роли в учебной деятельности школьника [7, с. 48]. Так, «похвала родителей, как мотив учебной деятельности, не исчезает с возрастом, но становится в иное, подчиненное положение к другим мотивам учения более значимым в средних и старших классах школы».

Читайте также:  Функции матери в развитии ребенка

Моральные стимулы, придающие высокий смысл учению (чувство долга, стремление быть полезным Родине и т. д.) воспитываются в школе и семье, когда достигается усвоение подростком нравственных понятий и развитие у него нравственных чувств и убеждений. Действенность моральных стимулов учения зависит от степени осознания подростками общественной и личной значимости приобретаемых в школе знаний и навыков. Чем моложе дети, тем слабее стимулирующее воздействие мотивов, ориентирующих на далекие цели (быть образованным), и тем сильнее побуждают к учебной деятельности непосредственные стимулы [7, с. 50]. И в первую очередь — отметку. Отношение к отметкам, закрепляясь, развиваясь, обобщаясь, осознается как отношение к учебному предмету. И педагогу важно понимать, что переживают и думают дети по поводу оценки их знаний, не возникло ли у них предубеждение против учителя. Многие подростки, когда считают, что преподаватель несправедлив, отрицательное отношение к нему переносится на предмет. Нередко такое отношение к педагогу возникает из-за того, что он не мотивирует отметки, не выделяет существенные особенности ответа, не развивает у подростков понимание требований, предъявляемых к их знаниям и навыкам по предмету [5, с. 20].

Мотивы учения отражают также отношение учащихся к школе. Именно характер отношений к школе зависит от многих факторов. Знать их и способствовать формированию полноценного ведущего мотива — значит создавать положительное отношение к школе и к учению. Знание мотивов позволяет проникнуть в субъективный мир ученика, понять какой смысл он вкладывает в ту или иную деятельность. Гете В. писал «в человеческих делах, как и в природе, главное внимание обращено на мотивы». Об этом же писал великий советский писатель М. Горький «ничего нет в жизни более важного и любопытного, чем мотивы человеческих действий».

Также одним из источников положительного отношения к учению является значимость получаемых знаний. Знания, которые воспринимаются как бесполезные, усваиваются формально и поверхностно. Все, чему обучают в школе, тесно связано с жизнью и жизненно необходимо. Задача учителя — раскрыть учащимся научную и практичную значимость получаемых в школе знаний, умений и навыков и тем самым сформировать положительное отношение к изучаемому.

Чешский педагог Ян Амос Коменский, обращаясь к учителю, писал: «… ты облегчишь ученику усвоение, если во всем, чему бы ты его ни учил, покажешь ему, какую это приносит повседневную пользу в общежитии». В передовом опыте учителей определились методы и формы работы, ведущие к глубокому и всестороннему раскрытию значимости знаний. Главное. Создать ситуацию, в которой учащийся прочувствует потребность в тех или иных знаниях. Такая ситуация может быть создана как на уроке, так и во внеклассной работе. На уроке самостоятельные и творческие работы — тем более индивидуальные задания — требуют, чтобы учащийся проявил самостоятельность мысли и определенные знания и умения. Внеклассная работа же, проводимая систематически учителями школ, включает учащихся в деятельность, по своему содержанию отличающуюся от учебного труда на уроках, но в большей или меньшей степени связанную с учебными предметами имеющую легко осознаваемую общественную значимость [8, с. 20].

Итак, отношение учащегося к учению формируется в результате взаимодействия большого числа факторов, берущих свое начало и в состоянии здоровья ученика, и в его домашних условиях, и в особенностях семейного воспитания, и во многом другом. Но главные факторы — это мотивы учения и разнообразные воздействия на личность ученика в процессе обучения и его участия в жизни классного и школьного коллективов.

Положительное отношение подростка к предмету, школе, учителю проявляется в его настроении, самочувствии, в том душевном подъеме, благодаря которому учение переживается как радостная деятельность. Положительное отношение к учению, как указывает Н. Г. Морозова, является «лишь психологической предпосылкой интереса, на основе которой легче создается интерес; она необходима, но недостаточна для развития интереса» [2, с. 26]. Многочисленными исследованиями доказано, что подлинный интерес возникает и развивается в условиях активной деятельности, выполнение которой требует от учащихся проявления интеллектуальной активности, самостоятельной мысли.

Литература:

  1.                Л. С. Славина Психологические условия повышения успеваемости, «Известия АПН РСФСР», № 36,1951.
  2.                Н. Г. Морозова. Воспитание познавательных интересов у детей в семье. «Изд-во АПН РСФСР», М., 1961.
  3.                Л. И. Божович. Познавательные интересы и пути их изучения, «Известия АПН РСФСР», № 73, М., 1955.
  4.                М. С. Лебединский, В. Н. Мясищев. Введение в медицинскую психологию, изд-во «Медицина», Л., 1966.
  5.                А. А. Люблинская. Проблема мотивации деятельности в детской психологии. В сборнике «Материалы университетской психологической конференции», изд-во ЛГУ, Л., 1949.
  6.                Л. И. Божович, Н. Г. Морозова, Л. С. Славина. Развитие мотивов учения у школьников, Известия АПН РСФСР», вып. 36, 1951.
  7.                Ян Амос Коменский. Великая дидактика. Избранные педагогические сочинения, Учпедгиз, М., 1955.

Источник

Юлия Агаева
Формирование у старших дошкольников интереса к обучению в школе

В настоящее время занятость и инерция родителей, низкий уровень педагогической компетентности, чрезмерная заинтересованность детей интернетом, компьютерными играми, снижают интерес к обучению в его в школе. Нередко даже у первоклассников преобладает игровой мотив в обучении, а то и вовсе отсутствует интерес к обучению как к виду деятельности.

Одной из ведущих проблем в работе со старшими дошкольниками является своевременная подготовка детей к обучению в школе. Причем речь идет не столько о приобретении детьми навыков и умений, необходимых для успешного обучения в школе, сколько о формировании интереса к обучению.Здесь на первый план выдвигаются три основных направления: развитие познавательных процессов, формирование позитивного отношения к школе и развитие коммуникативных навыков.

Если у ребенка отсутствует интерес к обучению в школе, то в процессе обучения он будет испытывать определенные трудности. Поступление в школу не готового к обучению ребенка, у которого не сформирована мотивация, отрицательно сказывается на его дальнейшем развитии, здоровье и успеваемости. Это приводит к отрицательному отношению к школьному обучению в целом.

Важнейший источник активности ребенка в учебном процессе – его интерес. Пробуждение интереса однозначно означает пробуждение внимания. Что же способствует возникновению интереса? Назовем несколько основных факторов.Первый фактор — это оптимальное соотношение известного и неизвестного: много нового — трудно, мало нового – скучно. Необходимость этого отмечал К. Д.Ушинский: «Мы внимательны ко всему, что ново для нас, но не настолько ново чтобы быть совершенно незнакомым и поэтому непонятным. Новое должно дополнять, развивать или противоречить старому – словом быть интересным». Когда педагог злоупотребляет новизной и занимательностью, внимания притупляется также, как при столкновении с уже известным для ребенка. Второй, это определенный дефицит информации, восполняемый ассоциациями, основанными на воображении и личном опыте, когда педагог не излагает объясняемый материал до последней мелочи, а оставляет некоторые «пространства» для мысли, дает возможность соучастия и познания нового. Третий — безотказное средство пробуждения внимания – это нестандартный вопрос, проблема, загадка. Известно, что работа мысли начинается с вопроса, проблемы.Еще Платон утверждал: Начало познания – удивление.

Читайте также:  Развитие речевого дыхания у ребенка консультация

Средством обострения интереса к привычному и обыденному является прием, называемый «отстранением». Прием этот способствует тому, что обычное начинает восприниматься как странное, удивительное, требующее осмысления. Он может использоваться везде, где требуется снять привычность, изменить угол зрения. Педагог часто использует занимательность как волшебный ключик к детскому вниманию. Но в учении не все может быть занимательным. Главный секрет интереса в успехах детей, в ощущении их роста, достижении трудного. Чем старше дети, тем значительнее для них достижение цели, радость преодоления.

Важно при подготовке старшего дошкольника к школе не научить его писать, считать и читать, а сформировать интерес к письму, цифрам и процессу чтения. Не нужно допускать ошибку навязчивого обучения по принципу «надо» или «ты должен». В противном случае, в дальнейшем обучение для ребенка будет просто обузой. Не менее важно научить ребенка общаться, развивать у него коммуникативные навыки. Общаясь без барьера со сверстниками, старший дошкольник не будет чувствовать комплексов, которые будут препятствовать формированию интереса к получению знаний.

Познавательный интерес проявляется в эмоциональном отношении ребенка к объекту познания. Л. С.Выготский писал: «Интерес — как бы естественный двигатель детского поведения, он является верным выражением инстинктивного стремления, указанием на то, что деятельность ребенка совпадает с его органическими потребностями».

Вот почему основное правило требует построения всей воспитательной системы на точно учтенных детских интересах.

Познавательный интерес является одним из обязательных компонентов умственного развития дошкольника. Познавательный интерес также имеет решающее значение для организации обучения в дошкольном возрасте, поскольку является основным составляющим понятия «мотивация обучения».

Обратимся к процессу развития познавательного интереса старших дошкольников. Решающее влияние на развитие познавательного интереса ребенка оказывает общение со взрослым. Однако в результате неадекватных педагогических воздействий формирование познавательных интересов, впрочем, как и познавательная активность ребенка, может затормаживаться.

Среди многообразия путей и средств, выработанных практикой для формирования устойчивых познавательных интересов у дошкольников,выделяются следующие:

1. Увлеченная подача материалов. Увлечь ребенка может только увлеченный человек. В детском саду на первый план в формировании познавательных интересов выступает увлеченный педагог, интересный для детей человек.

2. Новизна материала. Детей увлекает то, что неизведанное для них. При этом необходимо учитывать, что интерес может возникнуть к материалу, который доступен детям в силу уровня их развития.

3. Показ практического применения знаний. Для возбуждения и, самое главное, поддержания интереса к объекту изучения в дошкольном возрасте, необходимо понимание ребенком, для какой практической деятельности ему могут пригодиться получаемые на занятии знания.

4. Чередование форм и методов обучения. Ничего так не убивает интереса, как однообразность методов и форм обучения. Необходимо чередовать различные формы и методы обучения в зависимости от тем занятий. Чередование форм обучения: экскурсия, занятие, игра, эксперимент, проект и пр. также способствует формированию и поддержанию интереса к объекту исследования.

5. Эвристичность обучения. Построение обучения в такой форме, которая позволяла бы детям «открывать» изучаемый объект, самостоятельно постигать его сущность, а не быть «ведомыми» воспитателем способствует формированию и поддержанию познавательного интереса дошкольников.

Увлеченная подача материала: изучаемое может заинтересовать, только если сам педагог заинтересован в материале и демонстрирует эту заинтересованность (интонационно, эмоционально).

Освоение материала желательно закрепить практическими действиями. Активность чрезвычайно способствует развитию познавательного интереса. Если удается воспитать «привычную» связь между активностью и познанием — фундамент устойчивого познавательного интереса уже заложен. Эта деятельность может быть мыслительного характера, художественно-творческого (отображение произведения в рисунках, лепке, театрализации, драматизации).

Готовые ответы в виде объяснений, разъяснений «убивают» познавательный интерес. Поэтому используется ряд методов, сменяющих друг друга, чтобы не возникало ощущения однообразия деятельности. К таким методам мы относим беседы-рассуждения, с обязательным участием детей. Причем педагог обязательно регулирует активность детей, позволяя высказаться и самым активным, постепенно вовлекая с помощью вопросов в обсуждение малоактивных.

Еще одним методом развития устойчивого познавательного интереса у дошкольников является постановка «проблемных вопросов». Такие вопросы не всегда могут способствовать раскрытию содержания произведения, иногда они направлены на изучение образов, внутреннего мира героя, но основная их задача — спровоцировать детей на мыслительную деятельность, создать условия, чтобы процесс познания стал активным, самостоятельным и полученный умозаключений результат стал своеобразной «наградой» ребенку. Детям не всегда просто уловить аллегории, метафорические смыслы, в этом случае педагог помогает наводящими вопросами. Зато, когда открывается смысл метафоры автора, наступает некое «просветление», дети совершенно иначе воспринимают все прочитанное. Впоследствии в каждом новом рассказе или сказке они стремятся увидеть то, что скрыто. Не всегда это получается самостоятельно (в силу возраста, но интерес к познанию сути произведения становится довольно устойчивым).

Драматизация, разыгрывание по ролям способствует не только углубленному пониманию сути произведения, характеров персонажей, но и, являясь практическим методом, влияет на развитие устойчивого познавательного интереса. Однако для этого педагог должен не позволять детям перейти ту тонкую грань, которая располагается между обучением, познанием и игрой ради игры. В этом, как правило,помогают наводящие вопросы: «Разве Петя был такой? Почему тогда он помог своему другу?» и пр. При этом педагог не просто делает замечания-ремарки, но провоцирует детей на ответы, осмысленные выводы. В процессе проигрывания ролей для ребенка становится привычной потребность разобраться в сути героя, в причинах его поступков. При этом в драматизации участвуют не только дети, разыгрывающие роль, но и «зрители», которые с помощью побуждающих вопросов подсказывают «актерам» как лучше выразить определенных героев.

Читайте также:  Карта обследования ребенка с задержкой психического развития

«Создание ситуации успеха» — удачный прием формирования интереса у старших дошкольников к обучению в школе. Педагогу необходимо помнить, что успех движет ребенка к действию. И если даже у него не совсем что-то получается, нужно не сделать за него, а найти отправную точку и побудить к деятельности.

«Метод критического мышления» позволяет ребенку самому разобраться, дать ответ на заданный вопрос, постепенно подойти к решению. Старшие дошкольники самостоятельно учатся анализировать, находить, ассоциировать, перечислять и действовать. Этот метод привлекателен тем, что здесь не существует неправильных ответов. Его можно использовать как в индивидуальной работе так с группой детей. При использовании данного метода формируется интерес к получению новых знаний.

«Метод активного слушания». У ребенка в дошкольном возрасте часто меняются интересы. Здесь нечего нет плохого. Главное помнить педагогу и родителям, что интересующие темы ребенка необходимо раскрыть, рассказать ему про то, что ему интересно. Но не менее важно всегда выслушать дошкольника, принять его предположения и мысли, подвести его к самостоятельному умозаключению и создать условия для последующего интереса к чему-либо. Необходимо проявлять гибкость и умение ненавязчиво помочь и принять. Если однозначно отвергнуть предположения ребенка, назвать их неправильными, навязать ему свои «взрослые», мудрые мысли, у ребенка не остается шансов для развития интереса, вы просто даете ему готовые ответы и пользы от них в развитие не вносится. Рекомендуется выслушать, принять, привести примеры, довести до ребенка с помощью его же ответов и вопросов к истине.

«Проектный метод». Уникальность данного метода состоит в том, что уже в дошкольном возрасте ребенок учится целеполаганию, самостоятельно воплощать свои идеи, проектировать, преобразовывать, видеть готовый продукт, самостоятельно применять на практике имеющиеся знания. Этот метод строится на личном интересе, развивает познавательные навыки. Роль взрослого – направить, организовать.

Познавательный интерес — не умение и навык, приобретаемый единовременно, как, скажем, умение различать прозу и стихи; понимание свойств геометрических фигур и пр.

Это познавательная склонность, развивающаяся поступательно, на протяжении длительного времени, поэтому развитие познавательного интереса, формирование его устойчивости должно происходить в рамках практически всех занятий в старшем дошкольном возрасте. При этом важнейшими методами должны быть увлеченность самого педагога, чередование методов развития и обучения, а также активизация познавательных процессов ребенка с помощью использования активных форм участия ребенка в занятии.

Прежде чем призвать ребенка к какой-либо деятельности, заинтересуйте его ею, позаботьтесь о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, и что ребенок будет действовать сам, педагогу же остается только руководить и направлять его деятельность. Интерес выступает как сильное необходимое средство в успешном обучении ребенка. Следует отметить, что создание условий, развивающая среда, подручные средства, а не покупные игрушки и компьютер, благотворно влияют на формирование интереса старшего дошкольника к обучению. Важен момент взаимодействия дошкольного учреждения, которое посещает ребенок и родителей. Воспитатели, которые щедро делятся успехами детей в детском саду, их достижениями, умениями и склонностями, которые дают родителям грамотные рекомендации, способствуют выбору правильной стратегии в воспитании и развитии их ребенка.

Интерес это главный стимул к формированию мотивации обучения, развития познавательных процессов и обогащению интеллекта в целом. Чтобы ребенок проявлял интерес к обучению в школе, чтобы у него возникло желание учиться, он должен уметь это делать.

Ведь если только задуматься мир для ребенка открывается или ребенок открывает мир? Познание мира начинается с первых самостоятельных движений и действий ребенка. А вот как он его поймет этот мир, зависит от взрослого. Даже если вы не знаете ответ на заданный вопрос ребенка, попытайтесь найти ответ вместе, поисследуйте. Нет таких детей, которые совершенно ничем не интересуются. Главное найти отправную точку и проявить искренне «интерес» к «интересу». Ребенок как губка впитывает все от взрослых и копирует все роли как в зеркале, и если мы будем ему только задавать задания, а сами заниматься своими делами, успеха мы в формировании интереса к обучению не достигнем. Покажите как вам это интересно, и вы увидите результат. Интерес у старших дошкольников к обучению в школе необходимо формировать, это явление самостоятельно лишь может проявиться в каких- то моментах или действиях. Для успешного обучения в школе нам взрослым необходимо закрепить, поддержать интерес, сформировать установку, что процесс познания нового – это интересно и важно и мы это поддерживаем и поощряем.

Интерес можно определить как положительное оценочное отношение субъекта к его деятельности. Устойчивый интерес проявляется от успешности полученных результатов. Интерес реализуется в познавательной деятельности по усвоению окружающего предметного содержания, развертывающейся преимущественно во внутреннем плане. Интерес возникает на основе познавательного влечения к той или иной области действительности и в процессе своего развития может перерасти в устойчивую личностную потребность в активном деятельностном отношении к обучению.

Источник