Работа с семьей ребенка с отклонениями в развитии

Работа с семьей ребенка с отклонениями в развитии thumbnail

Наталья Павлова
Семья ребёнка с отклонениями в развитии

Семья ребенка с отклонениями в развитии.

Любое нарушение или отклонение поведения члена семьи, ведет к изменению ее структуры и всех внутрисемейных взаимоотношений. Семьи детей с ограниченными возможностями также имеют другую жизненную перспективу, они по — другому проходят стадии жизненного цикла семьи – некоторые стадии могут быть удлинены, сокращены или никогда не наступят, происходит изменение ожиданий на будущее. Еще одной распространенной трудностью в семье с особым ребенком является возникающее напряжение между супругами, которое часто приводит к распаду семьи.

Н. В. Лукьяненко указывает, что у родителей детей, имеющих особенности в развитии, в большей степени обнаруживается рассогласование между идеальным образом родителя, как принимающего и любящего и реальными чувствами к ребенку. Родители, особенно матери, в таких семьях в большей мере сосредоточены на себе как на родителе, чем на ребенке и взаимодействии с ним. Переживание себя как недостаточно хорошего родителя приводит к развитию сильнейшего чувства вины, сказывающегося как на родителе, так и на ребенке.

Специфические функции семей, имеющих детей с нарушениями в развитии:

1. Реабилитационно-восстановительная функция является одной из основных специфических функций семьи ребенка с отклонениями в развитии. Родители активно участвуют в процессе реабилитации своего ребенка. Они обращаются к специалистам и руководствуются их рекомендациями с целью оптимизации физического и психического состояния ребенка. Родители используют любую возможность для восстановления соматического здоровья ребенка.

2. Функция эмоционального принятия. Каким бы не был ребенок, он принимается близкими. «Он наш, и мы его любим», — говорят родители. Ребенок полностью включается в жизнь семьи. Семьи, в которых внутрисемейная атмосфера наполнена любовью и уважением к каждому члену семьи. В таких семьях у детей легче и быстрее формируются эмоциональная стабильность, учебные навыки и знания, личностная зрелость, устойчивость к любым жизненным невзгодам.

3. Коррекционно-образовательная функция. Любовь к ребенку обязательно формирует у родителей мотивацию к его обучению. Родители ребенка участвуют в процессе его развития, обращаются к специалистам за помощью и, следуя их рекомендациям, организуют для ребенка дома специальные условия. В семье создается коррекционно-образовательная среда. Процесс образования любого ребенка, а ребенка с отклонениями в развитии особенно, не может ограничиваться лишь помощью специалистов коррекционного образовательного учреждения (детского сада или школы). Участие родителей в этом процессе обязательно, оно просто необходимо еще и потому, что этот процесс позволяет преодолевать не только проблемы ребенка, но и внутренние психологические трудности родителей.

4. Приспособительно — адаптирующая функция. Родители участвуют в процессе адаптации ребенка к жизни. Одновременно они адаптируют и окружающую среду к возможностям ребенка. С этой целью они используют уже имеющиеся или создают самостоятельно новые приспособительные устройства. Родительская любовь и чуткость позволяют приспособить ребенка и перевести его на более высокую ступень самостоятельности в самых сложных случаях.

5. Социализирующая функция. Известно, что процесс психологического взросления ребенка с отклонениями в развитии протекает с большими трудностями, в замедленном темпе, поэтапно. Первой ступенью вхождения ребенка с отклонениями в социальную среду является его адаптация в семье. Роль родителей в этом процессе является первостепенной. Как показывает практика, степень социализации ребенка зависит не только от его психофизических возможностей, но и от выбора родителями адекватной модели воспитания. Ребенок с отклонениями в развитии должен быть соориентирован родителями на активные взаимоотношения с окружающим социумом, должен стремиться к познанию мира, к контактам со сверстниками, овладению знаниями и доступной профессией.

6. Профессионально-трудовая функция. Родители ребенка участвуют в формировании у него трудовых навыков. Все начинается с элементарных требований, предъявляемых к ребенку в раннем детстве: санитарно-гигиенических, уборки игрушек, учебных принадлежностей, своих вещей, уборки в квартире и т. д. Именно такое приучение ребенка к труду формирует у него мотивацию к труду, потребность в участии в общественно-полезной деятельности.

7. Функция личностно-ориентированного подхода. Воспитывая ребенка, родители видят в нем то, что отличает его от других детей: индивидуальность, самобытность, способности, потребности. Дети с отклонениями в развитии не лишены таланта. Об этом свидетельствуют многочисленные конкурсы, которые проводятся в системе специального образования. Помощь взрослого заключается в определении, развитии и поддержке способностей ребенка с отклонениями в развитии. Именно личностно-ориентированный подход в воспитании ребенка позволяет родителям выявить его способности.

8. Рекреационная функция. Совместный отдых всей семьей, проведение досуга вместе с друзьями ребенка, в театре, на выставке или в кино на виду у всех — это форма достижения полной свободы от предубеждений в отношении возможностей инвалидов. Такие контакты очень полезны ребенку. Они повышают жизненный тонус, помогают раскрыть его способности.

Читайте также:  Программа изучения ребенка с отклонениями в развитии таблица

Следует отметить, что перечисленные функции родителей нередко искажаются.

Аномалии в воспитании детей встречаются и в обычных семьях. Причиной этого часто являются систематическое нарушение супругами этики внутрисемейных отношений, отсутствие взаимного доверия, внимания и заботы, уважения, психологической поддержки и защиты. Воспитание ребенка с отклонениями в развитии требует от родителей особых усилий, терпения и любви.

Классификации стилей семейного воспитания. Детско-родительские взаимоотношения в семьях, воспитывающих детей с отклонениями в развитии.

По принятию той или иной роли родителями по отношению к детям, можно выделить на четыре группы стилей воспитания:

Первая группа — родители с выраженным расширением сферы родительских чувств. Характерный для них стиль воспитания — гиперопека, когда ребенок является центром всей жизнедеятельности семьи, в связи с чем коммуникативные связи с окружением деформированы. Родители имеют неадекватные представления о потенциальных возможностях своего ребенка, у матери отмечается гипертрофированное чувство тревожности и нервно-психической напряженности. В качестве главной причины нарушений семейного микроклимата в этих семьях можно назвать систематические супружеские конфликты.

Такой стиль семейного воспитания оказывает негативное влияние на формирование личности ребенка, что проявляется в эгоцентризме, повышенной зависимости, отсутствии активности, снижении самооценки ребенка.

Вторая группа семей характеризуется стилем холодного общения — гипопротекцией, снижением эмоциональных контактов родителей с ребенком, проекцией на ребенка со стороны обоих родителей или одного из них собственных нежелательных качеств. Родители фиксируют излишнее внимание на лечении ребенка, предъявляя завышенные требования к медицинскому персоналу, пытаясь компенсировать собственный психический дискомфорт за счет эмоционального отвержения ребенка.

Подобный стиль общения в семье ведет к формированию в личности ребенка эмоциональной неустойчивости, высокой тревожности, нервно-психической напряженности, порождает комплекс неполноценности, эмоциональную беззащитность, неуверенность в своих силах.

Третью группу семей характеризует стиль сотрудничества — конструктивная и гибкая форма взаимоответственных отношений родителей и ребенка в совместной деятельности. Как образ жизни, такой стиль возникает при вере родителей в успех своего ребенка и сильные стороны его природы, при последовательном осмыслении необходимого объема помощи, развитии самостоятельности ребенка в процессе становления особых способов его взаимодействия с окружающим миром.

В этих семьях отмечаются устойчивый познавательный интерес родителей к организации социально-педагогического процесса, ежедневные содружество и диалог в выборе целей и программ совместной с ребенком деятельности, поощрение детской самостоятельности, постоянная поддержка и сочувствие при неудачах. Родители этой группы обладают наиболее высоким образовательным уровнем по сравнению с представителями других групп, имеют опыт переживания стрессогенных ситуаций. Такой стиль семейного воспитания способствует развитию у ребенка чувства защищенности, уверенности в себе, потребности в активном установлении межличностных отношений как в семье, так и вне дома.

Четвертая группа семей имеет репрессивный стиль семейного общения, который характеризуется родительской установкой на авторитарную лидирующую позицию. Как образ отношений проявляется в пессимистическом взгляде на будущее ребенка, в постоянном ограничении его прав, в жестких родительских предписаниях, неисполнение которых наказывается. В этих семьях от ребенка требуют неукоснительного выполнения всех заданий, упражнений, распоряжений, не учитывая при этом его двигательных, психических и интеллектуальных возможностей. За отказ от выполнения этих требований нередко прибегают к физическим наказаниям.

При таком стиле воспитания у детей отмечаются аффективно — агрессивное поведение, плаксивость, раздражительность, повышенная возбудимость. Это в еще большей степени осложняет их физическое и психическое состояние.

Таким образом, семья – особая социальная группа. Её члены не равны между собой по значимости и обязанностям. Они выполняют определённые роли по отношению друг к другу. В семьях с дошкольниками с отклонениями в развитии роли изменены. Интересы семьи сосредоточены на ребенке. Мать, занятая его воспитанием, зачастую становится формальным лидером. В то же время сам особый ребёнок обладает значительно меньшей свободой и социальной значимостью, чем обычные дети.

Следует отметить, что дети, у которых возможности контактов затруднены в результате нарушений нервной системы или моторики, значительно меньше контактируют не только с посторонними сверстниками, но и с близкими по возрасту своими родственниками, поскольку такие контакты лежат вне сферы интересов и притязаний обычных детей.

Таким образом, в результате исследования, можно сделать вывод, что:

– уровень личностной самооценки дошкольника, имеющего отклонения в развитии, повысится, если его взаимоотношения с родителями будут построены согласно компенсирующей модели воспитания (стиль сотрудничества);

– отношения дошкольника, имеющего отклонения в развитии, с родителями будут способствовать его совершенствованию, если: родители примут проблему дошкольника, построят модель семейных взаимоотношений с дошкольником, основанную на компенсирующем воспитании.

Благоприятная психологическая атмосфера в семье, психолого-педагогическая грамотность родителей влияет на нравственное поведение, формирование поведенческой компетентности дошкольника, имеющего отклонения в развитии.

Читайте также:  Что является результатом социального развития ребенка дошкольного возраста

Источник

Особенности работы с семьями детей

с нарушениями развития в условиях дома-интерната.

Лица с тяжелой степенью интеллектуальной недостаточности являются инвалидами детства: имея грубые нарушения познавательной деятельности, речи, эмоциональной сферы, они не способны к самостоятельной деятельности, требуют постоянного надзора и опеки. При квалифицированной помощи, правильном воспитании и обучении можно наблюдать значительные продвижения в развитии, индивидуальные для каждого ребенка, имея в виду не количественные, а качественные сдвиги. Конечная цель обучения и воспитания – наибольшая социализация, включение в жизнь общества, что невозможно без активного участия родителей независимо от того, воспитывается ребенок дома, или находится в учреждении социального обслуживания. Родители – значимые для ребенка люди, его первые учителя и воспитатели, но им часто не хватает знаний, умений, иногда мешают ложные представления. Чтобы семья не стала препятствием на пути полноценного развития ребенка и успешной социализации в жизнь, необходимо повышать родительскую компетентность в роли воспитателей своих детей. И здесь важно переосмысление собственного родительского опыта и своего отношения к ребенку

Семьи детей с особыми возможностями здоровья нуждаются в постоянной помощи специалистов: психолога, логопеда, дефектолога, социального педагога. С рождением проблемного ребенка родители, ощущают беспомощность и исключительность, затронуты все сферы жизни. Нарушаются ценностные ориентации супругов, родительские установки и ожидания на всех уровнях, родительские отношения, чувства, позиции, ответственность, стили воспитания.Внутрисемейные отношения и контакты с окружающим социумом искажаются по причине неправильного восприятия психологических и физических особенностей ребенка, и той эмоциональной нагрузкой, которую несут члены семьи. Многие родители в связи со сложившейся ситуацией оказываются бессильны. Нарушенные взаимоотношения в семье накладывают отпечаток на развитие ребенка. Если дети, требующие особого внимания, лишены правильного воспитания, то недостатки усугубляются и дети становятся тяжелым бременем для семьи и общества.

В первую очередь необходимо помочь избежать ошибок в воспитании, найти пути воздействия на ребенка, способы общения с ним.

Ошибочные типы воспитания, завышение или занижение планки требований к ребенку, имеют отрицательное воздействие, не способствуют его адаптации в общество, ведут к возникновению и укреплению вредных привычек¸ неадекватного поведения, агрессии, что негативно сказывается на отношении к нему окружающих людей. Одним из условий максимально возможного развития ребенка в семье – благоприятная семейная обстановка и тесная связь учреждения, которое посещает ребенок его с семьей. Для правильного воспитания ребенка и благоприятного развития важна адекватная адаптация семьи к его состоянию.

Необходима специальная подготовка родителей детей с ОВЗ для повышения компетентности родителей в роли воспитателей. Компетентность родителей подразумевает не овладение элементарными знаниями по педагогике и психологии. Новый неформальный подход к образованию родителей «состоит в преимущественной ориентации познавательно-образовательной деятельности родителей не на освоение знаний, а на переосмысление собственного родительского опыта и отношения к ребенку. Возможность такого переосмысления обеспечивается опорой на знание закономерностей развития ребенка. Фундаментом родительского влияния, формирующего личность, изначально выступает не столько система родительских требований¸ сколько, прежде всего, безусловная родительская любовь к ребенку, забота о нем как самоценной личности, т.е. принятие его таким, «какой он есть». [3]

Личность родителей детей с особенными образовательными потребностями претерпевает изменения: они становятся агрессивными, склонны к конфликтам или чрезмерно пассивны. Обвиняют специалистов медицинского, педагогического профиля в проблемах развития ребенка, пренебрегают рекомендациями. Занимают позицию: «Мой ребенок нормальный, все само пройдет». Испытывают психологический дискомфорт, нестабильность, внутреннее напряжение. Работа с ними требует большого профессионализма от сотрудников специального учреждения. Специалисты, и воспитатель в том числе, смогут успешно реализовать цель активного включения родителей в воспитание детей при соблюдении ряда условий:

-педагог осознает особенности проблем семей с нарушениями развития,

-всестороннее изучает образовательные потребности семьи ребенка,

-продумывает систему мероприятий по включению семьи ребенка-инвалида в активное сотрудничество,

-обеспечивает эмоциональный комфорт, устанавливает уважительный и демократичный характер отношений педагога с семьей,

-обеспечивает прозрачность процесса обучения и воспитания, создает условия для посещения родителями занятий,

-владеет методами и приемами работы с семьей особого ребенка,

-кроме того, к этим условиям можно отнести и соблюдение принципа учета психологических особенностей родителей, а также степени выраженности интеллектуального дефекта их ребенка. (В.В. Ткачева «Технологии психологического изучения семей»).

Трудности в работе специалистов дома-интерната создают неоднородность интеллектуального развития родителей, нравственного облика, педагогической подготовленности. Родители часто полагаются на свой, не всегда оправданный, опыт, не задумываются над последствиями своих воздействий на ребенка, недооценивают силу воспитательных знаний и умений, часто сами нуждаются в помощи. Условно все семьи (с точки зрения уклада жизни, результативности воспитательной деятельности родителей) разделяются на три группы:

Читайте также:  Психологическая диагностика развития ребенка дошкольного возраста

— семьи с высоким уровнем воспитательных возможностей — педагогически развитые семьи;

-семьи со средним уровнем воспитательных возможностей,

-педагогически слабые семьи.

В первой группе уклад семейной жизни в основном позитивный, стабильный и уровень психолого-педагогической культуры достаточно высок. Собственные педагогические цели и задачи осознаны, имеются представления о способах их реализации, родители делают то, что следует делать в конкретной ситуации, чтобы помочь ребёнку добиться успехов.

Уклад семьи второй группы противоречивый, уровень психолого-педагогической культуры отцов и матерей в основном средний. Нравственная и трудовая атмосфера семьи являются позитивными. Родители обладают отрывочными, недостаточно осмысленными знаниями, не всегда умеют применять свои их на практике, воспитательные умения нуждаются в дальнейшем развитии.

Третья группа самая уязвимая. Уклад семейной жизни неустойчивый, уровень психолого-педагогической культуры низкий. Отношения между членами семьи неурегулированные, высокий уровень конфликтности. Родители  безответственно относятся к своим детям. Цели и задачи воспитания детей не стабильны, часто меняются. Представления о способах их реализации нет. Присутствуют неадекватные ожидания отдачи на собственные затраты и усилия. Желание получить больше, чем вложил. Присутствует надежда на третье лицо, которое решит все проблемы. Вторая, а особенно третья группа родителей требуют внимания специалистов, работающих с детьми, всесторонней помощи.

Для выбора тактики взаимодействия с семьей, составления программы работы специалистов изучается семья ребенка с первых дней посещения им дома-интерната. Путем наблюдения, беседы, анкетирования, тестирования педагог получает сведения о взаимоотношениях в семье, стилях воспитания, вовлеченности в развитие ребенка, знания о навыках и умениях, которыми владеют дети, их привычках, особенностях. Примерные вопросы предлагаемой анкеты:

-Каковы традиции Вашей семьи (совместные походы, экскурсии, празднование дней рождений, посещение театров, выставок¸ вечерние чтения, совместные занятия, совместные решения проблем ребенка и др.)?

-Кто преимущественно в вашей семье занимается воспитанием ребенка?

-Ваш взгляд на воспитание ребенка (качества, которые вы хотели бы у него развить)?

-Принципы воспитания в семье. (строгое, требовательное, мягкое, демократичное, пользуетесь уговорами, исполняете желания ребенка, разрешаете поступать, как он хочет?) Меры поощрения? Меры наказания?

-Необходимы ли Вам и вашему ребенку консультации психолога, логопеда, педиатра, педагогов?

-Какую роль в воспитании, обучении и развитии ребенка Вы отводите семье?

-Какую помощь ждете от детского дома?

Информация уточняется и дополняется изучением документации, сопровождающей ребенка. Анкетирование дает возможность получить данные одновременно от большого количества родителей, что важно в условиях работы группы. Результатом изучения семьи и ребенка становится грамотный подбор информационного, методического, организационного материала и личностного подхода к каждому родителю.

Педагог общается с родителями, обменивается наблюдениями; обсуждает проблемы семьи и ребенка и вместе с ними ищет пути и способы их решения. Вырабатываются рекомендации для родителей по практическим приемам воспитания ребенка:

-доброжелательная требовательность, как единственно правильный подход;

-участие в занятиях обоих родителей, как условие развития ребенка;

-осуществление взаимодействия в игровой форме;

-формирование положительных привычек и навыков поведения, соблюдение четкой последовательности выполнения отдельных действий;

-подбор посильных заданий в «зоне ближайшего развития» (Л.С. Выготский) познавательных возможностей ребенка;

— развитие самостоятельности;

-использование в воспитании положительных норм поведения, учитывая склонность детей к подражанию, легкому внушению;

— опора на сохранные функции.

Чтобы родительская любовь стала силой, формирующей характер и психическое состояние ребенка, по мнению JI. М. Шипицыной, родители детей-инвалидов должны обладать следующими ключевыми чертами: — иметь веру в жизнь, внутреннее спокойствие, чтобы не заражать своей тревогой детей; — строить свои отношения к ребенку на ожидании успешности, что определяется родительской верой в его силы и возможности; — четко знать, что ребенок не может вырасти без атмосферы похвалы; — развивать самостоятельность своего ребенка и поэтому для его же блага (по возможности) сокращать постепенно свою помощь до минимума.

В отношениях воспитатель – родитель первый более осведомлен в знании особенностей работы с детьми ОВЗ, перспективах развития, содержании образовательной работы, условиях успешной социализации в общество. От педагога зависит заинтересованность родителей в изменениях ребенка. Задачей специалистов образовательного учреждения является превращение родителей из пассивных наблюдателей в активных, ищущих, готовых к самообразованию участников образовательного процесса.

Список литературы.

  1. Овчарова Р. В.«Психологическое сопровождение родительства». — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. — 319 с.

  2. И. Ю. Левченко, В. В. Ткачева «Психологическая помощь семье,
    воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии Методическое пособие» 2004. 270с

  3. Быстрова Н.Н. «Компетентность родителей как результат компетентной работы специалистов системы образования». Научная статья. Ж. « Мир науки, культуры, образования » № 4-2 / 2011

Источник