Физическое развитие ребенка в игре диплом

Галина Афанасьева
Физическое развитие дошкольников средствами подвижных игр

Физическое развитие дошкольников средствами подвижных игр

Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма — одна из основных проблем в современном обществе. В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, физической подготовленности и гармонического физического развития. Необходимость разработки данной темы обусловлена тем, что изменилась действительность, окружающая детей. На смену увлекательным коллективным играм пришли компьютерные. Приоритетным становится интеллектуальное, эстетическое развитие ребенка. Не отрицая их значимости, надо признать, что ребенку все меньше времени остается для подвижных игр, прогулок, общения со сверстниками.

Актуальность данной темы в том, что она способствует развитию сенсорных способностей и физических навыков, раскрывая возможности для того, чтобы ребенок расширял и совершенствовал приобретенные ранее умения. Подвижные игры позволяют ставить и решать интересные двигательные задачи разной сложности, закрепляя достигнутый оздоровительный эффект, получать новые ощущения, самозабвенно вкладывать в них свои эмоции. Решение этой проблемы вижу в создании совокупности социально — педагогических условий, обеспечивающих целостный воспитательный процесс, гармоничное физическое и личностное развитие ребенка.

По мнению Н. М. Амосова, В. К. Бальсевича, и др., при планировании содержания физического развития дошкольников преимущество должны иметь подвижные игры, оказывающие разностороннее воздействие на организм и выраженный тренирующий эффект, поскольку физические нагрузки, не вызывающие напряжения физиологических функций и не обеспечивающие тренирующего эффекта, не оказывают достаточного оздоровительного воздействия.

Правильное физическое развитие детей — одна из ведущих задач дошкольных учреждений. Хорошее здоровье, полученное в дошкольном возрасте, является фундаментом общего развития человека.

Главной целью своей деятельности считаю — создание совокупности социально — педагогических условий для сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.

Для достижения этой цели ставлю такие задачи:

1. Пробуждать интерес и способность к творческой активности.

2. Удовлетворять естественную — биологическую потребность в движении.

3. Совершенствовать основные виды движений.

Чтобы решать цели и задачи стараюсь создавать условия для обеспечения качества образования, при этом постоянно укрепляя материальную базу в физкультурном зале, мини-стадионе, где имеется необходимое оборудование, как стандартное, так и не стандартное, организую образовательный процесс без вреда для здоровья.

Подвижные игры — одно из основных средств физического воспитания детей. Огромную потребность в движении дети обычно стремятся удовлетворить в играх. Играть для них — это, прежде всего, двигаться, действовать. Во время подвижных игр у детей совершенствуются движения, развиваются такие качества, как инициатива и самостоятельность, уверенность и настойчивость. Они приучаются согласовывать свои действия и даже соблюдать определенные (вначале, конечно, примитивные) правила.

Проанализировав методики В. Н. Шебеко, В. А. Шишкина, Н. Н. Ермак «Методика физического воспитания в ДОУ», М. Д. Маханевой «Воспитание здорового ребенка» я пришла к выводу, что игры соревновательного характера могут быть эффективным средством физического развития ребенка.

Игры — эстафеты способствуют устранению замкнутости, застенчивости; у ребенка появляется умение слушать и слышать речь взрослого; развивается навык начинать и заканчивать действия по сигналу; постепенно зарождается чувство коллективизма, товарищества, это очень важно.

Играя, ребенок удовлетворяет свою потребность в движениях и одновременно с этим повторяет уже освоенный материал, например в эстафете «Кенгуру» — прыжки и бег; «тоннель» — лазание и бег; «Полоса препятствий» — разнообразные движения. Так, производя одно и то же действие (ходьба, бег, прыжки, ползание, бросание и т. п.) в разных условиях, дети совершенствуют, закрепляют его, причем движение выполняется в игровых ситуациях более четко, быстрее и естественно. При проведении игр — эстафет у детей наблюдается сравнительно быстрая утомляемость, поэтому эстафеты подбираю с учетом сложности выполнения, предусматриваю смену движений, обеспечиваю их чередование с кратковременным отдыхом.

На протяжении всей игры поддерживаю интерес детей к игре, внимательно слежу за их действиями и выполнением правил, поощряю самостоятельность, инициативу, активность.

Именно игры — эстафеты дают возможность регулировать психическую и физическую нагрузку, доставляя детям много радости и удовлетворения. Перед началом игры выразительно объясняю правила, специально обращая внимание детей на сигналы (зрительные — цвет флажка, ленточки; слуховые — слово, хлопок в ладоши, удар в бубен, музыкальное сопровождение и т. д.)

Особое внимание уделяю использованию игр-эстафет на свежем воздухе, где дети получают возможность проявить большую активность, самостоятельность и инициативу в действиях. Многократное повторение элементов игр-эстафет в условиях большого пространства в теплое и холодное время года способствует более прочному закреплению двигательных навыков и развитию физических качеств.

Игры-эстафеты провожу в конце основной части физкультурного занятия вместо подвижной игры, на физкультурных развлечениях, на спортивных праздниках, на прогулках. В зависимости от задач подбираю упражнения, игровые задания, физкультурный инвентарь, определяю способы организации занимающихся и условия выполнения данных эстафет.

Сегодня подвижные игры — наиболее доступный и эффективный метод воздействия на ребенка при его активной помощи.

В младшем дошкольном возрасте еще не выдвигается требование обязательного целенаправленного развития двигательных (физических) качеств. Однако, меняя игровые ситуации и правила игр, заставляют маленького ребенка двигаться с большей скоростью, чтобы догнать кого-то, или быстрее спрятаться в заранее намеченное место (домик, гнездышко, чтобы не быть пойманным, ловко преодолеть элементарные препятствия (подлезть под веревку, рейку, не задевая за них, пробежать между кеглями, не свалив ни одной, обязательно добежать до определенного места и т. д.). Многократное повторение этих действий требует от детей внимания, волевых и физических усилий, координации движений. Таким образом, уже в младшем дошкольном возрасте подвижные игры являются средством не только для развития движений, но и для развития таких качеств, как ловкость, быстрота, выносливость.

Для проведения большинства игр использую яркий, красочный инвентарь, поскольку у детей зрительный рецептор развит еще слабо, а внимание рассеяно. Инвентарь легкий, удобный по объему, соответствует физическим возможностям детей. Для игр пользуюсь мячами разного размера и цвета.

Читайте также:  Сенситивные периоды развития ребенка это

Игры с мячом особенно любимы детьми. И чтобы научить правильно владеть мячом, я организовала в детском саду своеобразную школу мяча. Повышаю интерес к игровым упражнениям с помощью мячей разного диаметра и цвета,

одновременно обучаю их простейшим элементами баскетбола, футбола, волейбола поэтапно формирую игровые умения.

Таким образом, созданная мною предметно – развивающая среда, повышает интерес к физической культуре, способствует устранению двигательных нарушений у детей, а, следовательно, помогает в решении физкультурно–оздоровительных задач моей работы в деле сохранения и укрепления здоровья воспитанников ДОУ.

Анализ заболеваемости воспитанников ДОУ показывает положительную динамику, что так же говорит о выборе правильных методов и приёмов в работе с детьми.

Разработкой содержания и методики подвижных игр, изучением их роли в физическом развитии детей разного возраста занимались и продолжают заниматься отечественные ученые и практики (З. М. Богуславская, В. М. Григорьев, Ю. Ф. Змановский и др.) Они вносят большой вклад также в отбор и описание игр народов нашего отечества.

Выдающуюся роль в обосновании педагогического значения игры и методики ее применения сыграл известный русский ученый и общественный деятель П. Ф. Лесгафт. Подготовленные им ученики (М. В. Лейкина, М. М. Конторович) вместе с другими прогрессивными педагогами и общественными деятелями (И. Я. Герд, С. Т. Шацкий и др.) широко использовали подвижные игры, включая и народные, в физическое развитие детей.

Народная подвижная игра несет одну из важнейших функций — это оздоровление ребенка, развитие физических качеств, воспитывает смелость, мужественность, ловкость, выносливость, выдержку, стремление к победе. У них формируется уважительное отношение к культуре родной страны.

Знакомство детей с народными подвижными играми происходит на развлечениях, которые проводятся 1 раз в месяц в каждой возрастной группе во второй половине дня.

Создана картотека народных подвижных игр для каждого возраста отдельно.

Особую группу составляют хороводные игры. Они проходят под песню или стихотворение, что придает специфичный оттенок движениям.

Считаю, что народные подвижные игры можно отнести к разряду оздоровительных, так как они укрепляют различные группы мышц, тренирует вестибулярный аппарат, улучшают осанку, способствуют оздоровлению ослабленных детей, создают у ребенка состояние особого психологического комфорта и эмоциональный подъем.

При отборе игр учитываю многие факторы:

Возраст дошкольников. Место для проведения игр. Количество участников игры. Наличие инвентаря для игр.

Подвижные игры по содержанию в них двигательного и речевого материала делятся на сюжетные, не сюжетные и игры с элементами спорта.

По динамическим характеристикам различают игры малой, средней и большой подвижности. В программу детского сада вместе с подвижными играми включены игровые упражнения, например, «Сбей кеглю», «Попади в круг» и др. В них отсутствуют правила в общепринятом смысле. Интерес у играющих детей вызывают привлекательные манипуляции предметами. Вытекающие из названий задания соревновательного типа («Кто точнее попадет», «Чей обруч вращается» и др.) имеют зрелищный эффект и собирают многочисленных зрителей и болельщиков. Самых маленьких игровые упражнения подводят к играм.

Таким образом, подвижные игры необходимы для единства психофизического, интеллектуального, нравственного, эмоционального воспитания; для достижения полной гармонии с самим собой.

Развивая потребность в двигательной активности детей при помощи подвижных, народных, спортивных игр, физических упражнений, у детей формируется потребность в ежедневной двигательной деятельности. Воспитывается интерес и любовь к спорту.

Источник

Ирина Борисова
Опыт работы «Развитие физических качеств у дошкольников через подвижные игры и игровые упражнения»

Здоровье – это та вершина, которую должен каждый покорить сам.

А мы должны стать учителями, мудрыми наставниками в начале этого долгого восхождения.

В. Шененберг.

(1 СЛАЙД) С каждым годом возрастает актуальность вопросов, связанных со здоровьем подрастающего поколения. Особое внимание направленно на детей дошкольного возраста. Дошкольный возраст считается наиболее важным для физического, психического и умственного развития ребенка. В этот период закладываются основы его здоровья, долголетия всесторонней двигательной подготовленности и гармоничного физического развития. Великая ценность каждого человека — здоровье и вырастить ребенка сильным, крепким, здоровым – это желание родителей и одна из ведущих задач, стоящих перед дошкольным учреждением.

Константин Дмитриевич Ушинский сказал «Подвижная игра — это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, основанных на разных видах движений и связанных с обязательными для всех играющих правилами».

Из опыта моей работы с детьми я поняла, что игровые упражнения – с использованием методических приемов игры, это физические упражнения, которые сохраняют свою сущность, приобретают своеобразную игровую окраску. Игровые упражнения характеризуются конкретностью двигательных задач, в соответствии с возрастными особенностями и физической подготовкой детей. Если в сюжетных подвижных играх основное внимание игроков направлено на создание образов, достижение определенной цели, точное выполнение правил, что часто приводит к игнорированию чёткости в выполнении движений, то во время выполнения игровых упражнений дошкольники должны безукоризненно выполнять основные движения.

Тема: «Развитие физических качеств у дошкольников через подвижные игры и игровые упражнения» выбрана мною не случайно, так как я считаю, где как не в игре дети с удовольствием и с интересом принимают участие, познают что-то новое для себя, в игре развиваются двигательные способности, обогащается двигательный опыт и конечно же главное значение подвижных игр и игровых упражнений является развитие физических качеств ребёнка, это единственный не насильственный способ заинтересовать ребёнка в выполнении каких-либо действий, направленных на развитие быстроты, ловкости, силы, координации, выносливости и гибкости. Подвижные игры и игровые упражнения являются эффективным средством физического воспитания детей дошкольного возраста.

Читайте также:  Развитие ребенка биологические и социальные факторы развития

(2 СЛАЙД) Цель:

Приобщать детей к здоровому образу жизни, через подвижные игры и игровые упражнения формируя и развивая физические качества ребёнка.

Задачи:

1. Сформировать устойчивый интерес к подвижным играм и игровым упражнениям, желания использовать их в самостоятельной двигательной деятельности;

2. Обогащать двигательный опыт дошкольников новыми двигательными действиями, обучение правильной технике выполнения игровых упражнений.

3. Содействовать развитию двигательных способностей;

4. Прививать интерес к физической культуре, способствовать укреплению здоровья

(3 СЛАЙД) В своей педагогической деятельности я придерживаюсь основным принципам работы с детьми.

сохранение здоровья детей;

формирование необходимых знаний, умений, и навыков здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни;

воспитывать у детей потребность в здоровом образе жизни, интереса к физической культуре, потребность к самосовершенствованию;

видеть и развивать индивидуальные способности каждого ребенка;

гармоничное и всестороннее развитие и укрепления всего организма ребенка;

постепенность наращивания развивающих, тренирующих воздействий.

Мой опыт доказывает, что высоких показателей в физическом развитии дошкольников можно достичь при умелой правильной организации игровой деятельности. Игра – удовлетворяет потребность детей в отдыхе, развлечении, познании, в развитии духовных и физических сил. Для игры характерно яркое проявление эмоций, творческих способностей, активности, инициативы. В своей педагогической деятельности я использую подвижные игры и игровые упражнения, как одно из важных средств физического воспитания и это средство становится эффективным (игровым) методом физического развития. Надо отметить, что понятие «игровой метод» предполагает не только какие – либо конкретные подвижные игры, но также и применение методических особенностей игры в любых физических упражнениях. Такие упражнения, сохраняя свою сущность, приобретают своеобразную игровую окраску, дети с интересом выполняют физические упражнения в игровой обстановке, так при проведении общеразвивающих упражнений можно не просто однообразно выполнять наклоны, повороты, прогибы, я предлагаю детям «полететь как птица», «изобразить лодочку», «построить мостик», «изобразить уголок», «прокатится на велосипеде» (4 СЛАЙД, «стать силачами» (5 СЛАЙД) и т. д. и когда я добавляю усложнения в такие игровые упражнения дети с удовольствием их выполняют, например я говорю: (6 СЛАЙД) «лодочка наша плывет по реке, подул ветер и поднялись волны, лодочка начала покачиваться вперед назад, влево вправо» и т. д. Игровые упражнения я применяю на утреней зарядке и вводной части своих занятий тем самым, увлекаю и настраиваю детей на положительные эмоции, они с большим желанием изображают «паука» (7 СЛАЙД, «слона» (8 СЛАЙД, «обезьянку», «рака» и т. д.

(9 СЛАЙД) Я с удовольствие использую, а дети выполняют такие игровое упражнение как веселый тренинг – это дополнительная физическая нагрузка на определенные группы мышц, которая способствует развитию таких физических качеств как – гибкость, координация, сила, выносливость и каждое освоенное упражнение для ребенка – это его маленькая победа в своем физическом совершенствовании. Упражнения требуют физического напряжения в течении определенного времени и что бы не вызвать у детей ощущения рутинности физических тренировок, упражнения имеют названия, символизирующие подражания каким-либо действиям различных персонажей из известных произведений и сказок, а также предметов, птиц, рыб, зверей и т. д. (10 СЛАЙД) «Морская звезда» — лежа на животе поднимите ноги и руки в стороны. Вы морская звезда! И можно добавить – покачайтесь на волнах. Данное упражнение направленно на развитие физического качества – гибкость, развивает мышцы ног, рук, спины. (11 СЛАЙД) «Стойкий оловянный солдатик» — плывет по реке лодочка, а в ней оловянный солдатик, вдруг подул сильный ветер, и началась качка, но ничего не страшно оловянному солдатику. Хотите стать таким же отважным оловянным солдатиком? Упражнение развивает мышцы живота, ног, спина, тренирует выносливость.

(12 СЛАЙД) Моя педагогическая находка скоростная (координационная) лестница – это прекрасный тренажер для развития таких физических качеств как координация, ловкость, скорость, скоростно-силовые качества. Тренажер нацеленный на активные физические упражнения, сконструированный таким образом, чтобы улучшить владение телом, увеличить скорость ног, а именно стопы и реакции голеностопа, развивает правильную форму и технику бега. Она предполагает постоянное наращивание физических качеств я применяю ее для:

тренировки ускорения;

улучшение скоростных данных;

улучшения баланса тела в движении;

улучшения прыжковых качеств в сочетании с ловкостью;

развития силы рук;

сочетания разминки и тренировки.

развивает чувства ритма тела и координации

И конечно же для каждого упражнения я дала игровое название: ходьба и бег с высоким подниманием колен – «лошадки», обычная ходьба – «гимнасты», (13 СЛАЙД) бег – «не пропусти ячейку», прыжки на обеих ногах в каждую ячейку лестницы «с кочки на кочку», передвижение в упоре «крабы» и т. д. это вызывает интерес у детей и добавляет соревновательный элемент при выполнении заданий (кто лучше и правильно выполнит).

Один из любимых видов деятельности у моих воспитанников подвижные игры имеют большую классификацию (14 СЛАЙД). По содержанию – элементарные и сложные. Элементарные в свою очередь делят на сюжетные и бессюжетные, игры-забавы, аттракционы. К сложным играм относятся — спортивные игры (городки, бадминтон, настольный теннис, баскетбол, волейбол, футбол, хоккей). В дошкольном возрасте в такие игры дети играют по упрощенным правилам. (15 СЛАЙД)

Одним из важных условий успешности обучения в ходе подвижных игр я считаю заинтересованность в них самих детей. Поэтому все игры, я провожу эмоционально, живо и непринужденно. В подвижных играх у детей развиваются и совершенствуются основные движения, формируются такие качества, как смелость, находчивость, настойчивость, организованность. Во время формирования комплекса подвижных игр, направленных на развитие физических качеств, я подбираю игры таким образом, чтобы у ребёнка постоянно поддерживался интерес к игровой деятельности, не допускаю однотипные игры, это в скором времени приведёт к отсутствию желания играть.

Читайте также:  Ученые о сензитивном развитии ребенка

Я составила картотеку подвижных игр и разделила их на игры, которые непосредственно направлены на развитие определенных физических качеств детей:

(16 СЛАЙД) Я с удовольствием применяю в своей педагогической деятельности подвижные игры с элементами борьбы это любимые игры моих воспитанников, направленные на развитие физического качества — сила. Они привлекают детей своей эмоциональностью, доступностью и состязательным характером. Выполняются такие упражнения, как правило, с полной мобилизацией двигательных способностей. Оказывают эффективное воздействие и на развитие скоростных качеств, выносливости, координации, ловкости, а также на воспитание таких ценных морально-волевых качеств, как целеустремленность, решительность, настойчивость, мужество. Подвижные игры с элементами борьбы в которые мы играем (17 СЛАЙД) «Ринг силачей», (18 СЛАЙД) «Вытолкни соперника», «Бой петухов», «На одной ноге», (19 СЛАЙД) «Борьба на ладонях», «Перитягивание каната» и в дальнейшем я буду обязательно пополнять картотеку игр с элементами борьбы.

(20 СЛАЙД) Подвижные игры, которые я применяю в своей педагогической деятельности для развития скоростно–силового физического качества; «Зайцы в огороде», «Лиса и куры», «Волк во рву», «Удочка», «С кочки на кочку» и многие другие, то есть это игры с прыжками, бегом, метанием.

(21 СЛАЙД) Для развития быстроты «День ночь», «Синий, красный, желтый», «Пятнашки», «Ловишки с лентами», «Кто быстрее», «Быстро возьми», «Догони свою пару» и т. д. т. е игры где основной вид движения это бег.

(22 СЛАЙД) Для развития ловкости «Медведи и пчелы», «Перелет птиц», «Мыши в кладовой», «Мышеловка», «Хитрая лиса», «Два мороза», «Мы веселые ребята» — это игры которые учат детей лазить, быстро ориентироваться в пространстве, подлезать, приседать, увертываться от ловящего, бегать врассыпную не наталкиваясь друг на друга и т. д, в этих играх также развивается скорость бега, сила, выносливость.

Игры направленные на развитие выносливости, как правило, сопряжены с развитием таких физических качеств как сила и быстрота «Смена мест» — для развития прыгучести и прыжковой выносливости, «Северный и южный ветер» — скорость и выносливость, «Зайцы и волк» и т. д.

(23 СЛАЙД) Воспитание координационных способностей у ребенка связано с умением согласованно, последовательно выполнять движение. Координация является необходимым компонентом любого движения — бега, прыжка, метания, лазанья и т. д. поэтому в принципе любая подвижная игра направлена на развитие координации движения.

Я считаю, что для гармоничного физического развития ребенка мало того, чтобы он был ловким и сильным: он должен быть еще и гибким и для этого я провожу такие игры. «Потянулись подросли», «Совушка» и др.

(24 СЛАЙД) И конечно же важную роль в своей образовательной деятельности я отважу играм — эстафетам которые являются разновидностью подвижных игр командного характера с правилами. Эстафета — это не только соревнование, но и игра, которая помогает детям сплотиться в одну команду.

Игры-эстафеты эффективно влияют на развитие ловкости, согласованности (координация) движений, точности, быстроты, находчивости, способствуют развитию функции равновесия, воспитывает соревновательный спортивный дух, стремление к победе и взаимовыручку в команде. Особое внимание я уделяю использованию игр-эстафет на свежем воздухе. (25 СЛАЙД) При проведении игр-эстафет на открытом воздухе дети получают возможность проявить большую активность, самостоятельность и инициативу в действиях. Многократное повторение элементов игр-эстафет в условиях большого пространства в теплое и холодное время года способствует более прочному закреплению двигательных навыков и развитию физических качеств. Проведение игр-эстафет на открытом воздухе обеспечивает выполнение одной из важных задач физического воспитания – совершенствование функциональных систем и закаливание организма ребенка.

(26, 27 СЛАЙД) В играх-эстафетах я использую следующие виды движений:

1) бег с метанием;

2) бег с подлезанием под различные снаряды и с перелезанием через препятствия;

3) бег с перепрыгиванием препятствий;

4) бег с сохранением равновесия на различных снарядах;

5) бег с переноской мячей, обручей и других предметов в сочетании с дополнительными движениями;

6) бег с ползанием и лазанием по гимнастическим скамейке;

8) бег со змейкой между предметами и др.

Я считаю что, результативная сторона игрового метода (кто впереди, кто лучше, кто сильнее) увлекает детей, заставляет их максимально проявлять свои физические и психические силы в состязании за первенство, за достижение победы.

Большую работу виду с родителями по вовлечению их в образовательную деятельность.

Мною проведен спортивный праздник (28 СЛАЙД) «Мой папа самый лучший», проведена малая дошкольная Олимпиада – где родители были активными болельщиками (29 СЛАЙД, применяю одну из инновационных технологий детско-родительские проекты, мною был подготовлен и проведен проект на тему: «Взаимодействие с семьями воспитанников по физической культуре» в рамках данного проекта я провела беседы с родителями воспитанников на темы: «Спорт – это здоровье», «Готовимся к сдаче нормативов», провела анкетирование родителей «О здоровье всерьез», (30 СЛАЙД) выпущена совместно с родителями стенгазета «Папа, мама я – спортивная семья», выставка рисунков на тему «Виды спорта», оформлена газета коллаж «Мой любимый вид спорта, отдыхаем всей семьей». Ежегодно выступаю на родительских собраниях.

(31, 32 СЛАЙД) Мониторинг педагогических воздействий за два года (сдача нормативов)

Прослеживается динамика роста уровня физической подготовленности детей.

Я хочу пожелать всем, кто выбрал путь педагога.

Не жалейте тепла своего сердца,

Света своего разума в работе с детьми

И они смогут сделать наш мир прекраснее, ярче и светлее.

Источник