Программа изучения ребенка с отклонениями в развитии таблица

Программа изучения ребенка с отклонениями в развитии таблица thumbnail

Содержание.

I. Общие сведения о ребенке Фамилия, имя, дата рождения. Дата поступления в специальное образовательное учреждение. Посещал ли до этого специальные (коррекционные) учреждения, детский сад общего типа, массовую школу (в каких классах и сколько лет обучался).

II. История развития.

Состояние здоровья родителей. Как протекала беременность у матери, вовремя ли родился, как протекали роды. Особенности раннего развития ребенка. Какие заболевания или травмы перенес в первые годы жизни.

III. Семья.

Состав, взаимоотношения между членами семьи. Материальные условия жизни, занятия родителей. Отношение членов семьи к ребенку.

IV. Физическое состояние. Отклонения в физическом развитии. Особенности физического развития (данные о росте, массе тела, упитанности, особенностях осанки и др.); нарушения движений; наличие параличей, парезов; стереотипные и навязчивые движения, жесты, мимика. Утомляемость при физических нагрузках. Выдерживает ли нагрузки, предусмотренные режимом данного детского учреждения.

V. Особенности познавательной деятельности.

1. Состояние органов чувств (слуха, зрения, обоняния, вкуса, осязания). Не бывает ли обманов чувственного восприятия (иллюзий, галлюцинаций).

2. Особенности речи. Владеет ли связной речью или изъясняется отдельными словами. Дефекты произношения и их характер. Понимание устной речи (указаний, инструкций, объяснений). Запас слов. Сформированность грамматического строя речи. Умеет ли давать полные ответы на вопросы и связно рассказывать. Нет ли многоречия, нецеленаправленности речи. Понимание письменной речи (написанных слов, текстов книг, таблиц и т.д.).

3. Особенности внимания. Легко ли привлекается внимание; устойчивость внимания. Способность распределять внимание. Пере-ключаемость с одного вида деятельности на другой.

4. Особенности восприятия и осмысливания воспринимаемого. Понимает ли окружающую обстановку, не бывает ли случаев помрачения сознания. Знает ли названия и назначение простых предметов. Соотносит ли реальные предметы и их изображения на картинках. Понимает ли содержание картин. Улавливает ли главное в воспринимаемом. Умеет ли сравнивать предметы и определять черты сходства и различия. Умеет ли классифицировать предметы и делать простые обобщения. Способен ли самостоятельно понять содержание прослушанного текста. Устанавливает ли причинно-следственные связи.

5. Особенности памяти. Как запоминает; преобладающий вид памяти (зрительная, моторная, слуховая, «смешанная»). Быстрота запоминания. Надолго ли запоминает (прочность запоминания). Что лучше запоминает: цифры, факты, описания. Особенности процесса припоминания.

6. Особенности усвоения учебного материала. Отношение к отдельным учебным предметам. Имеет ли понятие о пространственных характеристиках предметов: длине, высоте, форме. Знает ли буквы, цифры (умеет ли читать, писать, считать). Знает ли стихи. Умеет ли пересказывать прослушанное (прочитанное). Развитие навыков ручного труда, рисования, самообслуживания. Трудности в овладении новым материалом. Результаты работы, проведенной педагогом по преодолению этих затруднений.

7. Интересы (отсутствуют, слабо выражены, неравномерны); чем интересуется (трудом, пением, рисованием, танцами и т.д.).

Методы

I Изучение документации.

II Беседа с родителями. Изучение медицинской документации.

III Посещение семьи. Беседы с родителями.

IV Наблюдение во время занятий, игр и т.д. Врачебное обследование.

V

VI. Эмоционально-волевая сфера Преобладающее настроение ребенка (веселое, грустное). Отмечаются: возбудимость, тормозимость, неуравновешенность, спокойствие. Реакция на происходящее вокруг. Свойственны ли ребенку чувства страха, удивления, восторга, сострадания. Способность к волевому усилию в занятиях, в поведении. Умеет ли сдерживать себя от недозволенных действий.

VII. Особенности личности Соблюдение правил поведения. Как проявляет себя в учебной, трудовой и игровой деятельности. Нравственные качества: отношение к родным, близким, товарищам. Взаимоотношения со взрослыми, с другими детьми. Проявления чувства привязанности, любви, доброго отношения к окружающим; склонность вредить, обижать других, лживость и др. «разрушительные» наклонности, склонность к бродяжничеству, агрессии, в том числе аутоагрессии и т. п.

Методы

VI. Наблюдение за ребенком на различных занятиях, вне их, на экскурсиях, в играх и т.д.

VII. Наблюдение за ребенком в различных видах деятельности.

— отношение коллектива к детям с нарушениями поведения, личностными или выраженными недостатками физического развития;

Читайте также:  Этапы развития ребенка в онтогенезе

— характер связей между учащимися (авторитарные, равноправные, по подражанию, неустойчивые);

— роль общественного мнения и формы его проявления (порицание, одобрение, критика, отсутствие адекватной оценки);

— организованность коллектива (умение подчиняться требованиям актива класса и взрослых).

3. Характер связи классного коллектива с общешкольным:

— участие класса в работе детских организаций по интересам;

— содержание общешкольного поручения и характер его выполнения (заинтересованное, постоянное, эпизодическое);

— характер связей с другими классами (помощь, совместные дела, соревнование);

— участие в спортивно-массовых мероприятиях, праздниках и др.

В тех случаях, когда выявляются трудности обучения, необходимо тщательное педагогическое обследование. Педагог-дефектолог должен не только сделать вывод об уровне знаний ребенка, но и понять, чем обусловлены те или иные трудности в овладении навыками чтения, письма и счета, и наметить пути коррекционно-педагогического воздействия. Следует обратить внимание на способность детей самостоятельно выполнять предложенные задания, продуктивно использовать оказываемую им помощь и переносить усвоенный способ действия на решение аналогичных задач. Наблюдая за ребенком в процессе выполнения предложенных заданий, необходимо учитывать особенности понимания инструкции, способность удерживать ее в памяти в ходе работы, следить за целенаправленностью деятельности. Очень важно отметить, проявляет ли ребенок интерес к выполнению заданий и насколько он стойкий, стремится ли довести работу до конца, умеет ли адекватно оценить результаты своей деятельности, как реагирует на похвалу и замечание.

В процессе исследования навыка письма педагог определяет уровень овладения техникой письма, грамматикой и правописанием. Технику письма обучающихся в школе детей можно проанализировать по рабочим тетрадям и по результатам списывания текста во время обследования.

Для проверки уровня овладения категориями грамматики и правописания детям предлагают задания в зависимости от возраста и года обучения.

Дети с нарушениями зрения испытывают особые трудности при овладении навыками письма; им присущи несоблюдение строки, несформированность величины, а порой и измененный образ буквы, смешение сходных по начертанию букв, элементы зеркального письма и т.д.

Наряду с установлением сформированности навыков чтения, письма при педагогическом обследовании определяются элементарные математические представления о числе, степень овладения вычислительными навыками, понимание и решение задач.

При проверке сформированности представлений о числе детям дошкольного возраста предлагают определить количество предметов в группе (один —много, один—два — много), сравнить два множества предметов. Кроме того, их просят пересчитать предметы, расположенные в ряд или в случайном порядке, назвать итоговое число и показать обозначающую количество предметов цифру.

Во время исследования процесса решения задач выявляется понимание ребенком условия задачи, учитываются возможности повторить условие задачи и вопрос, составить план решения, поставить вопросы к действиям и выполнить их, после чего дать объяснение решения. Проверяется, могут ли дети составить задачу по заданным компонентам, понять структуру задачи с недостающим компонентом. Очень важным диагностическим показателем является способность переноса показанного способа деятельности на аналогичное задание.

Необходимо отметить, что при анализе материалов педагогического обследования большое значение имеют сведения об условиях развития ребенка и о роли семьи в этом процессе.



Источник

Содержание Методы
I. Общие сведения о ребенке Фамилия, имя, дата рождения. Дата поступления в специальное образовательное учреждение. Посещал ли до этого специальные (коррекционные) учреждения, посещал ли детский сад общего типа. (Если из массовой школы, то в каких классах и в какое время обучался.) Изучение документации.
II. История развития Состояние здоровья родителей. Как протекала беременность у матери, вовремя ли родился, как протекали роды. Особенности раннего развития ребенка. Какие заболевания или травмы перенес в первые годы жизни. Беседа с родителями. Изучение документации.
III. Семья Состав, взаимоотношения между членами семьи. Материальные условия жизни, занятия родителей. Отношение членов семьи к ребенку. Посещение семьи. Беседы с родителями.
IV. Физическое состояние Отклонения в физическом развитии. Особенности физического развития (данные о росте, массе тела, упитанности, особенностях осанки и др.), нарушения движений; наличие параличей, парезов; стереотипные и навязчивые движения, жесты, мимика. Утомляемость при физических нагрузках. Выдерживает ли нагрузки, предусмотренные режимом данного детского учреждения. Наблюдения во время занятий, игр и т.д. Врачебное обследование.
V. Особенности познавательной деятельности ребенка 1. Состояние органов чувств (слуха, зрения, обоняния, вкуса, осязания). Не бывает ли обманов чувственного восприятия (иллюзий, галлюцинаций). Изучение медицинской документации. Специальные исследования.
2. Особенности речи. Владеет ли связной речью или изъясняется отдельными словами. Дефекты произношения и их характер. Понимание устной речи (указаний, инструкций, объяснений). Запас слов. Сформированность грамматического строя речи. Умеет ли давать полные ответы на вопросы и связно рассказывать. Нет ли многоречия, нецеленаправленности речи. Понимание письменной речи (написанных слов, тестов, книг, таблиц и т.д.). Наблюдения за речью ребенка. Беседы с ребенком. Логопедическое обследование. Изучение письменных работ.
3.Особенности внимания. Легко ли привлекается внимание. Способность сосредотачиваться; устойчивость внимания. Отвлекаемость, рассеянность. Переключаемость с одного вида деятельности на другой. Наблюдения за ребенком на занятиях и в свободное от занятий время.
4.Особенности восприятия и осмысливания воспринимаемого. Понимает ли окружающую обстановку, не бывает ли случаев помрачения сознания. Знает ли названия и назначение простых предметов. Соотносит ли реальные предметы и их изображения на картинках. Понимает ли содержание картин. Улавливает ли главное в воспринимаемом. Умеет ли сравнивать предметы и определять черты сходства и различия. Умеет ли классифицировать предметы и делать простые обобщения. Способен ли самостоятельно понять содержание прослушанного текста. Устанавливает ли причинно-следственные связи. Наблюдения на занятиях и вне их. Беседы с ребенком.
5.Особенности памяти. Как запоминает; преобладающий вид памяти (зрительная, моторная, слуховая, «смешанная»). Быстрота запоминания. Надолго ли запоминает (прочность запоминания). Что лучше запоминает: цифры, факты, описания. Особенности процесса припоминания. Наблюдения за ребенком на занятиях и в играх. Индивидуальные беседы с ребенком.
6.Особенности усвоения учебного материала. Отношение к отдельным учебным предметам. Имеет ли понятие о пространственных характеристиках предметов: длине, высоте, форме. Знает ли буквы, цифры (умеет ли считать, читать, писать). Знает ли стихи. Умеет ли пересказывать прослушанное (прочитанное). Развитие навыков ручного труда, рисования, самообслуживания. Трудности в овладении новым материалом. Результаты работы, проведенной педагогом по преодолению этих затруднений. Наблюдения за ребенком в процессе занятий, изучение работ, выполненных на занятиях. Наблюдения на занятиях и вне их, на экскурсиях. Изучение практических работ детей.
7.Интересы ребенка (отсутствуют, слабо выражены, «неравномерны»); чем интересуется (интерес к труду, пению, рисованию, танцам и т.д.).  
VI. Эмоционально-волевая сфера Преобладающее настроение ребенка (веселое, грустное). Отмечаются: возбудимость, тормозимость; ребенок неуравновешен, спокоен. Реакция на происходящее вокруг. Свойственны ли ребенку чувства страха, удивления, восторга, сострадания. Способность к волевому усилию в занятиях, в поведении. Умеет ли удерживать себя от недозволенных действий. Наблюдения за ребенком на различных занятиях и вне их, на экскурсиях, во время игр и т.д.
VII. Особенности личности Соблюдение правил поведения. Как проявляет себя в учебной, трудовой и игровой деятельности. Нравственные качества: отношение к родным, близким, товарищам. Взаимоотношения со взрослыми, с другими детьми. Проявления привязанности, любви, доброго отношения к окружающим; склонность вредить, обижать других, лживость и др. «Разрушительные» наклонности, склонность к бродяжничеству, агрессии, в том числе аутоагрессии и т.п. Наблюдения за ребенком в различных видах деятельности.
Читайте также:  Ньюкомб развитие личности ребенка скачать бесплатно

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ

МИКРОСОЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ

И ИХ ВЛИЯНИЯ НА РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА

Известно, что нарушения взаимоотношений в семье, ошибки семейного воспитания негативно влияют на соматическое и психическое развитие ребенка. Многие исследователи указывают, что главные причины детских неврозов и пограничных психических заболеваний связаны с дефектами воспитания и конфликтными отношениями в семье. Нарушения семейных взаимоотношений оказывают негативное влияние и на ребенка с нарушениями развития, на эффективность коррекционно-педагогических мероприятий, провоцируют разнообразные вторичные отклонения в психическом развитии такого ребенка.

Выделены некоторые особенности социально-психологической структуры семей, в которых риск возникновения нервно-психических заболевай у детей особенно высок. К ним можно отнести следующие: жесткое доминирование одного из родителей; коммуникативный барьер между ребенком и отцом, а также ограничение влияния отца на процесс семейного воспитания; конфликтность семейных отношений; нарушение межличностных взаимоотношений между родителями; несогласованность требований к ребенку cо стороны отца и матери, а также прародителей.

Семья играет важную роль в формировании умственных способностей ребенка, его эмоционально-волевой сферы и личности. Дети с социально-педагогической запущенностью чаще встречаются в семьях, где родители страдают психическими заболеваниями, алкоголизмом, в конфликтных семьях, в неблагополучных семьях, где ребенок воспитывается в условиях безнадзорности. Беседы с родителями являются обязательной составной частью комплексного изучения ребенка с нарушениями развития. В беседе с родителями следует выяснить роль отца и матери в воспитании ребенка, оценить тип семейного воспитания, установить причинно-следственные связи между типами правильного воспитания и особенностями развития ребенка, сопоставить тип семейного воспитания с особенностями его умственного и личностного развития.

При проведении социально-педагогического исследования необходимо оценить следующие показатели:

уровень образования родителей, общий культурный уровень семьи, материальную обеспеченность, жилищно-бытовые условия;

особенности взаимоотношений в семье, наличие вредных привычек у родителей, состояние здоровья родителей.

Читайте также:  Значение хореографии в развитии личности ребенка

Проанализировать полученные социологические сведения поможет представленная ниже таблица «Социальная характеристика семьи».

Для понимания психолого-педагогических особенностей ребенка с нарушениями развития и повышения эффективности коррекционно-развивающего воздействия большое значение имеет знание и учет психологических особенностей родителей, воспитывающих этого ребенка, и межличностных отношений в семье.

Источник

Методическая разработка
«Методы  обследования в системе комплексного изучения ребенка с отклонениями в
Метод обследования
1. Изучения данных анамнеза
1) семейный анамнез
развитии»
 (в таблице).
Подготовила: воспитатель ГБСУСО МО Красно­Дубравского 
детского дома­интерната «Журавушка»
Фиклеева Е.С. 
2016 г.
Описание метода





анализируются сведения о семье ребенка и 
наследственности;
описывается состав семьи, возраст и 
образовательный уровень каждого из ее членов, 
характерологические особенности родителей;
 фиксируются психические, неврологические, 
хронические соматические заболевания 
родственников, патологические особенности их 
физического облика:
описываются семейно­бытовые условия, в которых 
воспитывается ребенок, место и характер работы 
родителей, в частности наличие производственных 
вредностей и длительность работы с ними; 
дается оценка взаимоотношений в семье, отношения 
к ребенку;
 фиксируются случаи приверженности одного или 
2) личный анамнез 
ребенка
обоих родителей к алкоголю или наркотикам.
учитывает, как протекала у матери беременность, не
было ли токсикоза, соматических заболеваний, 
резус­конфликта, длительного приема 
лекарственных препаратов и других вредностей;
описываются особенности родов, наличие признаков 
асфиксии плода, родовой травмы, патологического 
предлежания плода;
отмечается характер помощи во время родов и 
затраченное на оживление плода время;
указывается, не было ли у ребенка врожденных 
пороков развития, судорог, признаков желтухи;
отмечается вес при рождении и время начала 
кормления, срок пребывания в роддоме;
 перечисляются перенесенные ребенком 





 ­ характер роста, вес, особенности развития 
­ особенности сна, аппетита, длительность 
заболевания, указывается их острота, характер, 
длительность, лечение, наличие осложнений;
 фиксируются случаи судорожных и других 
пароксизмальных состояний; отмечается, в каком 
возрасте они возникли, описывается характер 
припадков и эпилептических эквивалентов, их 
распределение во времени, характер пред­ и пост 
припадочных состояний, отмечается 
противосудорожное лечение, его регулярность и 
эффективность.
­ динамика эмоционального и интеллектуального 
­ преобладающее настроение, наличие вялости или 
Примечание.
Обследование ребенка от рождения до 1 года врач­педиатр 
обращает внимание на следующие диагностические 
показатели, отмечая их в своих записях:

перцептивных и локомоторных функций;

вскармливания грудью;

развития;

возбудимости;

­ воспитывается ли ребенок дома или в яслях.
Обследовании ребенка в возрасте от 1 года до 7 лет 
фиксируются особенности его развития, их соответствие 
возрастным показателям. Отмечается состояние 
вегетативной сферы: особенности сна, аппетита, 
переносимость жары и т.д. Фиксируется наличие энуреза, 
его частота, связь с психогенной ситуацией. При описании 
развития моторики характеризуется степень подвижности 
ребенка, наличие вялости или двигательной 
расторможенности. Фиксируется наличие или отсутствие 
навыков опрятности и самообслуживания.
В процессе медицинского обследования ребенка 
устанавливается наличие врожденных и приобретенных 
пороков развития.
Исследуется состояние полости рта (миндалин, 
носоглотки), желудочно­кишечного тракта, дыхательной, 
сердечно­сосудистой, мочеполовой систем, измеряется 
артериальное давление, устанавливается наличие или 
отсутствие аллергических явлений.



врач­невропатолог обращает внимание на 
особенности формы лица и черепа, размеры черепа, 
врожденные или приобретенные пороки и дисплазии,
гидроцефальные стигмы;
 исследуются черепно­мозговые нервы;
описывается тонус жевательной мускулатуры, 
состояние слюноотделительной функции, ширина и 
симметричность глазных щелей, оскал зубов, 
3. Неврологическое 
обследование 




движения бровей и век, лба, сохранность актов 
глотания, движения языка, наличие его тремора и 
т.д.;
обследуется состояние двигательной сферы: объем 
движений, их точность, плавность, тонус мышц, их 
сила;
отмечается наличие атрофии, спастических явлений,
дистонии, гипотонии, параличей, парезов, 
гиперкинезов;
определяется координация движений, фиксируются 
патологические особенности походки;
исследуются различные виды чувствительности, 
описываются менингиальные симптомы;
при исследовании состояния рефлекторной сферы 
определяется равномерность, живость и 
симметричность сухожильных рефлексов, 
описываются патологические рефлексы;
 фиксируется наличие и характер энуреза;

в беседе выясняется состояние вегетативной сферы: 
переносимость жары, холода, изменение аппетита, 
ощущение сердцебиений, наличие 
немотивированного субфибрилитета или склонность
к субнормальной температуре.
4. Краниография
(Метод помогает 
диагностировать 
органические поражения 
головного мозга, выявить 
указания на возможное 
повышение внутричерепного 
давления (усиление рисунка 
пальцевых вдав­лений).
5.Электроэнцефалография 
(ЭЭГ) регистрирует биотоки 
мозга.
6. Эхоэнцефалография 
(ЭхоЭГ) ­ ультразвуковой 
метод исследования.
Итог осмотра ребенка врачом­невропатологом ­ 
неврологический диагноз.


устанавливаются врожденные дефекты костей 
черепа, раннее расхождение/заращение черепных 
швов. 
при визуальном анализе ЭЭГ обращают внимание на 
наличие волн, различающихся по частоте колебаний,
амплитуде, форме, регулярности, выраженности 
реакции на внешние раздражения.
ЭЭГ­данные должны сопоставляться с результатами 
клинического исследования, которое имеет решающее 
значение для установления диагноза.


используетсядля получения сведений о степени 
расширения III желудочка мозга, что позволяет 
косвенным образом судить о возможном повышении 
внутричерепного давления;
при установлении влияния на развитие ребенка того 7. Офтальмологическое 
обследование
8. Отоларингологическое 
обследование
9. Психическое состояние
или иного дефекта очень важны данные о состоянии 
анализаторов.




определение остроты зрения, состояние глазного 
дна; 
исследуются поля зрения, цветовое зрение, 
глазодвигательные функции;
исследование глазного дна позволяет косвенно 
судить о состоянии сосудистой системы мозга, 
изменениях мозговой гемодинамики; отек соска 
зрительного нерва свидетельствует о повышении 
внутричерепного давления (внутричерепной 
гипертензии);
в условиях повышенного внутричерепного давления 
вены глазного дна расширяются, становятся 
извитыми; калибр вен превышает калибр артерий.


врач выясняет способность ребенка воспринимать на
слух речь шепотную и разговорной громкости;
оопределяется максимальное расстояние, с 
которого ребенок может воспринять на слух и 
воспроизвести произносимые врачом слова и фразы. 
Если во время обследования возникает подозрение, что 
у ребенка имеют место нарушения слуха, необходимо 
направить его на консультацию к аудиологу, который 
определяет необходимость аудиологического 
исследования.





отмечаются особенности внешнего вида и поведения
ребенка: выразительность, адекватность мимики, 
особенности позы, движений, походки, гиподинамия 
либо двигательное беспокойство, 
расторможенность;
анализируются отношение к беседе, ориентировка в 
месте, во времени и собственной личности;
особенности интеллектуального развития ребенка 
подробно исследуются в процессе 
психологического, педагогического и 
логопедического обследования;
в беседе с ребенком врач фиксирует особенности 
его внимания, некоторые особенности памяти, 
мышления, речи;
описываются особенности эмоциональной сферы 
ребенка, его настроения: безразличие, холодность, 
эмоциональная вялость либо раздражительность, 
дурашливость и т.п.;
 фиксируется наличие эмоциональной лабильности, 
истощаемости, склонности к аффектам, наличие 
тоски, страхов, навязчивых переживаний; 
выявляются особенности сферы инстинктов и 
влечений: наличие повышенной сексуальности, 
чрезмерное влечение к еде либо отказ от пищи, 
склонность к бродяжничеству и т.п. 
На основании клинического изучения ребенка врач­
психиатр (психоневролог) формулирует психиатрический 
диагноз.
Как мы уже указывали, медицинское обследование ребенка 
и установление клинического диагноза выполняется 
врачами, но педагог и психолог должны знать полученные 
данные. Материалы врачебных заключений не только 
помогут специалистам образовательных учреждений 
выбрать правильную тактику психолого­педагогического 
изучения ребенка, но и определят содержание 
коррекционно­педагогического воздействия в условиях 
того учреждения, где ребенок будет находиться.

Источник