Психофизического развития ребенка в дошкольном возрасте
Юлия Князева
Развитие психофизических качеств дошкольников
Развитие физических, а правильнее, все же сказать, психофизических качеств (или двигательных способностей) — одна из важнейших сторон физического воспитания дошкольников. Посудите сами, ни одно из пяти, предложенных теорией и методикой физического воспитания человека, основных двигательных способностей (или физических качеств): быстроты, выносливости, силы, гибкости и ловкости, не говоря уже о смежных: силовых или скоростных видах выносливости; координации или скоростных качеств, попросту, не могут быть реализованы без участия нервной системы человека. Они все — есть результат проявления тех или иных двигательных функций организма, деятельность которых контролируется его центральной нервной системой (ЦНС).
Уровень общей физической подготовленности детей определяется тем, как развиты у них в конкретном возрасте те или иные психофизические качества. К наиболее предпочтительным и доступным из них для дошкольного возраста относится развитие: скоростных двигательных качеств (или быстроты, общей и силовой видов выносливости, ловкости, ее производной — координации, гибкости, а также скоростно-силовых качеств. Однако в дошкольном возрасте в силу несовершенства физиологических структур организма ребенка скоростную выносливость и силу как психофизические качества развивать крайне сложно, а потому нецелесообразно. Первое, в силу слабости физиологических структур организма, второе — по причине отсутствия достаточной мышечной массы ребенка.
Весьма неоднозначным является утверждение отдельных авторов о том, что психофизические качества можно воспитывать, как, например, выносливость, гибкость, силу и другие. Если учесть, что воспитание уже по определению есть целенаправленный педагогический процесс воздействия на личность посредством семьи, среды и системы образования с целью приобщения последнего к общепринятым ценностям конкретного общества, в котором эта личность живет непосредственно. Психофизические же качества не могут быть результатом воспитания, поскольку не являются личностными. Они скорее, характеризуют способность организма человека к функциональному единству психомоторики и его ресурсных физиологических возможностей, являясь, как раз, результатом естественных качественных изменений функций организма человека, т. е. развития. Кроме того, психофизические качества имеют определенную физиологическую, а некоторые (например, гибкость и быстрота) даже генетическую обусловленность и зависят не столько от воздействия семьи, среды и системы образования, сколько от морфофункционального состояния определенных физиологических систем, генетического кода и конституциональных особенностей организма конкретного человека, а потому не могут воспитываться, а только развиваться. Ребенок, пришедший в учреждение дошкольного образования, уже имеет определенный уровень развития общей выносливости, гибкости, ловкости и других психофизических качеств. Следовательно, их развитие не начинается и не заканчивается в детском саду. Мы лишь профессионально обеспечиваем в этот период динамику темпов развития психофизических качеств ребенка, создавая для этого оптимальные организационно-педагогические и психологические условия. Воспитывать можно потребность (как одно из личностных качеств) ребенка в движениях, здоровом образе жизни и т. д. И это совершенно оправдано, поскольку речь идет о некоей (комплексно формируемой семьей, средой и системой образования) норме отношения ребенка к движениям, его мотивации (желания или нежелания, и в соответствие с этим, поведения. А всякая воспитываемая в человеке личностно-поведенческая норма — есть категория нравственности
Психофизические качества ребенка включают в себя такие понятия, как сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость.
Быстрота — это способность выполнять двигательные действия в минимальный промежуток времени. Быстрота развивается в процессе обучения ребенка основным движениям. Для развития скоростных качеств Е. Н. Вавилова предлагает использовать упражнения в быстром и медленном беге: чередование бега в максимальном темпе на короткие дистанции с переходом на более спокойный темп. Выполнение упражнений в разном темпе способствует развитию у детей умения прикладывать различное мышечное усилие в соответствии с заданным темпом. В игровой деятельности на занятиях используется бег из усложненных стартовых положений (сидя, стоя на одном колене, сидя на корточках и т. д.).
Сила — психофизическое качество, которое необходимо для преодоления внешнего сопротивления или противодействия ему путем мышечных усилий. Для развития силы необходимо развивать быстроту движений и умение проявлять быструю силу, т. е. проявлять скоростно-силовые качества. Этому способствуют прыжки, бег (на 30 м, метание на дальность Е. Н. Вавилова предлагает также применять спрыгивания с небольшой высоты с последующим отскоком вверх или вперед, вспрыгивание на возвышение с места или с небольшого разбега, прыжок вверх из приседа, прыжки на месте и с продвижением вперед, чередуя умеренный и быстрый темп, на двух ногах через линии из лент скакалок или палки.
Выносливость — это способность человека обусловленное время выполнять заданный режим физической работы без снижения ее эффективности. Применительно к детям дошкольного возраста выносливость рассматривается как способность организма выполнять мышечную работу небольшой (50% от максимальной) и средней (60%) интенсивности в течение продолжительного времени. Под развитием выносливости у дошкольников понимаются занятия физическими упражнениями достаточно длительное время (в соответствии с возрастными нормами двигательной активности, но не предполагается целенаправленное развитие выносливости в отдельных видах движений, например в беге, плавании. В дошкольном возрасте лучшими средствами в развитии выносливости являются разнообразные динамические упражнения, особенно на воздухе: ходьба, бег, передвижение на лыжах, катание на санках, велосипеде, плавание. Для развития статической выносливости применяют различные изометрические упражнения. Изометрическими (статическими) называются те упражнения, при которых длина работающей мышцы не меняется.
Гибкость (подвижность в суставах). Это способность выполнять движения с необходимой амплитудой, обусловленная морфофункциональными свойствами опорно-двигательного аппарата и степенью подвижности его звеньев. По способу проявления гибкость подразделяют на динамическую (в движениях) и статическую (в позах). Динамические активные упражнения включают в себя разнообразные наклоны туловища, пружинистые, маховые, рывковые, прыжковые движения. В числе динамических пассивных можно назвать упражнения с «самозахватом», с помощью воздействий партнера, с преодолением внешних сопротивлений, использованием дополнительной опоры или массы собственного тела (барьерный сед, шпагат и др.).Статические активные упражнения предполагают удержание определенного положения тела с растягиванием мышц, близким к максимальному за счет сокращения мышц, окружающих суставы и осуществляющих движения. В этом случае в растянутом состоянии мышцы находятся до 5 — 10 с. Статические пассивные упражнения включают в себя удержание положения тела или отдельных его частей с помощью внешних сил.
Ловкость — способность быстро овладевать новыми движениями (способность быстро обучаться, быстро перестраивать деятельность в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки. При формировании ловкости необходимо правильно выбрать методику обучения ребенка движению; подвижные игры на развитие ловкости должны включать упражнения на координацию, а игры — игровые упражнения. Так, например, игровыми упражнениями на координацию движения и внимания могут быть следующие игры: «Зоопарк», «Игрушки» и др. ; общеразвивающими упражнениями на координацию движений и внимания: «Поспеши, но не ошибись» и т. д. Большое место в развитии ловкости занимают такие игры, как «Старая лапта», «Летучий мяч», «Запрещенное движение», «Тень», «Фокины дети», «Зеркало», относящиеся к «Школе мяча».
Поскольку психофизические качества формируются у ребенка комплексно, развитие одного из качеств способствует улучшению других психофизических качеств. Их развитие требует пристального внимания педагогов и соблюдения ими следующих правил:
— помоги, но не навреди;
— заинтересуй, но не настаивай;
— каждый ребенок индивидуален.
Содержание
Введение
Глава I. Психофизическое развитие детей в ДОУ
1.1 Организм ребенка как саморазвивающаяся и саморегулирующаяся система
1.2 Возрастное психофизическое развитие ребенка и его особенности
1.3 Особенности работы по психофизическому развитию детей в ДОУ
Глава II. Практическая деятельность по психофизическому развитию детей в ДОУ
2.1 Организационно-методическое обеспечение
2.2 Работа с кадрами дошкольного учреждения
2.3 Организация работы по взаимодействию с родителями
2.4 Медико-педагогический контроль
2.5 Обследование эмоциональной сферы ребенка
2.6 Система физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ
Заключение
Список использованной литературы
В настоящее время система дошкольного образования переживает переходный период: создаются дошкольные учреждения разных видов в соответствии с их направленностью, в работе с детьми используются вариативные программы и технологии, открываются группы кратковременного пребывания детей и т.д. Родители все больше интересуются проблемами образования детей, хотят, чтобы в детском саду детей учили читать и писать.
Стремление родителей начать раннее обучение ребенка без учета его реальных возрастных возможностей, с одной стороны, и желание учителей школы получить подготовленного ученика, с другой, подтолкнули педагогов дошкольных учреждений перейти на раннее обучение дошкольников. Детский сад постепенно приобретает облик мини-школы с ее целями, задачами, формами и методами работы.
В результате ценности каждого возрастного периода жизни дошкольника необоснованно забыты педагогами и родителями, не учитываются и закономерности психического и физического развития ребенка. Раннее обучение постепенно приводит к нарушению здоровья детей, их эмоционального благополучия, исчезновению данных природой склонностей к познанию и интерес к игровой деятельности.
Для более успешного решения задач по укреплению физического, интеллектуального и эмоционального здоровья дошкольников в помощь руководителям и педагогам дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) разрабатываются модули психофизического развития и методическое обеспечение к ним.
Данная проблема (особенности психофизического развития детей дошкольного возраста) находит отражение в исследования ученых Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Л.А. Венгера, Т.И. Осокиной, Е.А. Тимофеевой, А.В. Кенемана, Э.Я. Степаненковой, М.А. Руновой, Е.А. Сагайдачной, а также в опыте работы руководителей ДОУ г. Батайска.
Актуальность исследования обусловлена необходимостью создания эффективной здоровьесберегающей педагогической системы в дошкольных учреждениях разного вида, которая позволит своевременно преодолеть нарушения в состоянии здоровья и развитии ребенка.
Объект исследования: процесс психофизического развития детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: система работы по психофизическому развитию у детей дошкольного возраста.
Цель исследования: изучить процесс психофизического развития в детей в ДОУ.
Задачи:
1. рассмотреть организм ребенка как саморегулиремую и саморазвивающуюся систему;
2. проанализировать возрастное психофизическое развитие ребенка и его особенности;
3. раскрыть особенности работы по психофизическому развитию детей в ДОУ;
4. рассмотреть основные моменты практической деятельности по психофизическому развитию детей в ДОУ;
Структура работы – введение, две главы, заключение, список использованной литературы.
Глава I. Психофическое развитие детей в ДОУ
1.1 Организм ребенка как саморазвивающаяся и саморегулирующаяся система
Организм ребенка — это живая саморазвивающаяся и саморегулирующаяся система, живой аппарат, обеспечивающий удовлетворение всех родовых и прижизненно возникающих потребностей и психическую деятельность человека.
Организм состоит из огромного числа клеток различного строения, в зависимости от того, какие функции выполняют те или иные ткани — мышечные, нервные, костные, различных внутренних органов.
Организм человека обладает несколькими основными свойствами. Рассмотрим их.
Раздражимость — способность отдельных клеток, тканей и органов реагировать на действия раздражителей (физических, химических и др.) и при определенных условиях (сила и длительность раздражения, уровень возбудимости живой ткани) изменять уровень физиологической активности.
Возбудимость — способность клетки, ткани, целостного органа или всего организма отвечать на действия раздражителя реакцией возбуждения.
Внутренним содержанием возбуждения является изменение интенсивности процессов жизнедеятельности в клетках тканей. Для мышечной и железистой тканей возбуждение является лишь начальным этапом сократительной или секреторной активности. Для нервной ткани процесс возбуждения является основной формой проявления жизнедеятельности.
В нервной ткани возбуждению противостоит противоположный Физиологическому содержанию процесс — торможение.
Если возбуждение нервной клетки приводит иннервируемую структуру в деятельное состояние, то процесс торможения вызывает прекращение ее деятельности.
Мера возбудимости определяется минимальной силой раздражителя, которая способна вызвать возбуждение. Эта мера называется порогом раздражения.
Саморазвитие и саморегуляция организма. В организме человека заложена от природы программа, по которой он самостоятельно регулирует свою жизнедеятельность и собственное развитие по мере взросления. Эта программа закладывается в плод уже при зачатии и при благоприятных условиях жизни полностью выполняется — вплоть до смерти, а при неблагоприятных или не очень благоприятных условиях жизни она либо вовсе не выполняется или выполняется с искажениями.
Программа регуляции осуществляется с помощью гомеостатических механизмов, которые обеспечивают гомеостаз — способность сохранять относительное постоянство состава внутренней среды и свойств организма. Границы гомеостаза являются динамическими, и при изменении внешних условий организм не уравновешивается с ними, а активно противодействует их влиянию.
Для этого организм, используя свободную энергию, выполняет постоянную работу, направленную на сохранение устойчивой неравновесности, когда под воздействием внешних условий сдвиги в отдельных функционирующих системах выходят за рамки гомеостаза. Например, при выполнении мышечной работы частота пульса может увеличиваться до 200 и более ударов в минуту, на большом морозе температура тела значительно увеличивается, а при жаре усиливается потоотделение.
Программа саморазвития организма и отдельных его органов называется программой созревания человека. Она проявляется в том, что человек от зачатия до смерти проходит через ряд возрастных этапов развития, и каждый его орган также проходит определенный закономерный процесс развития[1].
Адаптация — приспособление к меняющимся условиям внешней и внутренней среды. Она обеспечивается автоматизированными самонастраивающимися и саморегулируемыми системами организма: сердечно-сосудистой, дыхательной, выделительной и другими.
Адаптация — это, с одной стороны, изменения в деятельности отдельных органов под воздействием факторов внешней среды, а с другой — сохранение гомеостаза, перевод организма на новый уровень функционирования для поддержания динамического равновесия.
Осуществление деятельности отдельных органов организма производится с помощью рефлекторных реакций. У человека от рождения имеется ряд безусловных рефлексов, обеспечивающих работу основных систем организма (дыхания, кровообращения и других). Кроме этого, у него имеются пищевые (в грудном возрасте — сосательный), защитные, ориентировочные и некоторые другие безусловные рефлексы.
Безусловный рефлекс — это закономерный ответ организма на вполне определенное раздражение. К концу первого месяца жизни ребен
ка. У него начинают образовываться условные рефлексы, появляющиеся при сочетании первоначально условного раздражителя (например, звук материнского голоса, вспышки света и т. п.) с раздражителем безусловным. В процессе жизни у человека образуется большое количество различных условных рефлексов.
Регуляция и управление процессами жизнедеятельности в организме строятся по принципу соподчинения низших уровней управления высшему.
Высший уровень регуляции всей деятельности организма и осуществления психической деятельности обеспечивается центральной нервной системой.
Второй уровень регуляции обеспечивается вегетативной нервной системой, которой подконтрольны функции внутренних органов.
Третий уровень регуляции осуществляется эндокринной системой, состоящей из эндокринных желез, выделяющих в кровь разные гормоны — химические вещества, активизирующие или тормозящие функционирование различных органов.
Наконец, четвертый уровень регуляции — неспецифическая регуляция — осуществляется жидкими средами (кровью, лимфой)
Биологические ритмы — периодические усиления или ослабления процессов жизнедеятельности организма под влиянием экзогенных (внешних) или эндогенных (внутренних) факторов: суточные, околонедельные, околомесячные, сезонные, годичные и многолетние ритмы.
Ребенок в процессе жизнедеятельности непрерывно тратит входящие в состав его организма вещества. Значительная их часть «сжигается» (окисляется) в организме, в результате чего освобождается энергия, необходимая для поддержания постоянной температуры тела, обеспечения нормальной деятельности внутренних органов и для выполнения движений, физических затрат. Для поддержания Жизни ребенка необходимо, чтобы все эти затраты организма своевременно возмещались.
Надежда Тимошкина
Консультация «Характеристика психофизического развития детей дошкольного возраста»
Проблема сохранения здоровья дошкольников и привития навыков здорового образа жизни, очень актуальна сегодня.
В дошкольном возрасте необходимо приложить все усилия для того, чтобы здоровье детей не ухудшилось, а укрепить организм, развить физические данные ребёнка, приобщить его к соблюдению здорового образа жизни.
Исходя из особенностей психического и физического развития детей в дошкольном возрасте, возможно и необходимо заложить основы здорового образа жизни, т. к. именно в этот период накапливаются яркие, образные, эмоциональные впечатления; закладывается фундамент правильного отношения к своему здоровью.
Всё сказанное убедительно показывает, что только оздоровительные мероприятия могут решить изложенную проблему. Выделить основные направления комплекса оздоровительных мероприятий, используя современные достижения науки и практики не так уж сложно. Но дело в том, что каждое направление физкультурно-оздоровительной деятельности уже само по себе является системой мероприятий, на осуществление которых требуется определённое время. Возникает риск перегрузки детей, а перегрузка любого рода (физическая, нервно-психическая, интеллектуальная) ведёт к потере здоровья. Поэтому необходимо органически соединить между собой разные элементы физкультурно-оздоровительной работы, максимально упрощая её. Психика ребёнка устроена так, что малыша практически невозможно заставить целенаправленно выполнять какие-либо, даже самые полезные упражнения. Ребёнку должно быть интересно это делать не потому, что «надо» и «полезно», а потому, что ему это нравится. Именно поэтому я использую игровые упражнения для оздоровления и профилактики заболеваний. Ведь игра, при умелом её использовании, способна творить чудеса. Я пришла к выводу, что именно в дошкольном возрасте необходимо формировать здоровый образ жизни (ЗОЖ, прививать детям интерес к оздоровительным играм и упражнениям, следить за их физическим развитием, закаливать организм ребенка, создавая, тем самым, крепкую базу здоровья.
Современная психология рассматривает игру как мощное средство терапии, способствующее эмоциональному сближению взрослого и ребёнка, когда педагоги и родители в процессе игры проявляют к ребёнку внимание, любовь, заботу, ласку. В рамках работы по оздоровлению дошкольников я использую игры, которые не только способствуют физическому развитию детей, формируют необходимые навыки, координацию движений, ловкость и меткость, но и лечат.
Создает условия для разнообразной двигательной активности воспитанников, обогащает представления детей о необходимости движений, позволяет использовать в повседневной практике адаптированные спортивные игры и упражнения, способствует формированию умений и развитию физических качеств, побуждает детей к творчеству в двигательной деятельности.
Организация оздоровительных игр не требует создания специальной площадки или наличия особого оборудования. Эти игры проводятся при наличии объективной необходимости восстановления у детей комфортного психологического состояния или предупреждения психоэмоционального напряжения, которое может быть вызвано характером предстоящей или проведенной учебной деятельности, они могут проводиться как индивидуально, так и коллективно. Наблюдая за тем, как дети выполняют забавные игровые задания, можно в определенной степени оценить уровень их физической подготовленности, степень развитости физических качеств, уровень зрелости нервных процессов. Наблюдения за детьми дадут достаточную информацию о необходимости и характере индивидуальной работы с ними. Длительность игр зависит от их содержания и может варьироваться от 1 до 6 минут. Проводить игры можно как с музыкальным сопровождением, так и без него. Для максимального эффекта следует обращать внимание на пояснения к играм. Игровой материал должен быть ярким, голос ведущего заинтересовывающим. Особых возрастных требований к участникам оздоровительных игр нет. Используемые мною игры чрезвычайно многообразны. Они непрерывно совершенствуются и усложняются. Содержание игр изменяется вместе с ростом и развитием ребёнка.
В оздоровительной работе с детьми мною используются:
• игры на формирование правильной осанки, которые способствуют укреплению опорно-двигательного аппарата, усилению мышечного «корсета» позвоночника;
• игры, направленные на профилактику орз, ГРИППА
• игры на укрепление сердечно-сосудистой системы, с целью улучшения механизма кровообращения;
• игры, направленные на преодоление плоскостопия, которые способствуют укреплению связочно – мышечного аппарата голени и стопы;
• игры для преодоления последствий инфекционных заболеваний, они помогают ребенку обрести уверенность в себе, улучшить психическое здоровье, повысить неспецифический иммунитет;
• игры на преодоление заторможенности или наоборот для снижения психомоторной возбудимости.
• Игры, на воспитание полезных навыков ходьбы, бега, лазанья, ползанья и т. д.
Ценность игровых форм оздоровления состоит в том, что они позволяют давать общее и довольно энергичное физиологическое воздействие на организм без резких степеней утомляемости. Им легко найти место в режиме дня. Эти игры, по моей рекомендации, проводят воспитатели во время всех без исключения режимных моментов, а также родители дома. Таким образом двигательная активность с использованием оздоровительных игр проходит постоянно, а не только во время специализированных физкультурных занятий, а воспитатель является главным организатором этой деятельности.