Психологические тесты на определение развития ребенка

Психологические тесты на определение развития ребенка thumbnail

Иногда взрослым непросто понять, что творится в голове у малышей. Поэтому мы собрали тесты, которые помогут родителям определить тип мышления и черты характера ребенка, чтобы найти общий язык стало проще.

1. Зефирный тест (от 4–5 лет и старше)

Другое название теста  испытание отложенного удовлетворения. Он помогает понять, какой тип мышления ближе малышу — стратегический или тактический. Стратег готов отказаться от менее выгодного предложения сегодня, если завтра возможная выгода от согласия возрастет. Тактик не ждет завтрашнего дня и работает с тем, чем располагает сегодня.

Что понадобится: угощение, стол, стул и помещение, где ничто не сможет отвлечь внимание ребенка (без игрушек, телефонов и телевизоров).

Что делать: на столе перед ребенком угощение (зефир, конфета, плитка шоколада или маленькое пирожное). Мы объясняем ребенку, что эта сладость предлагается ему и он может съесть ее, как только останется в помещении один. Но если он справится с искушением и подождет 10 минут, мы вернемся с еще одним сюрпризом, и тогда он получит в два раза больше. Если к возвращению взрослого на столе не окажется угощения, второе он не получит.

На что обратить внимание: некоторые дети съедают сладость сразу. Многие борются с искушением до последнего: закрывают глаза руками, теребят волосы, играют с угощением, чтобы отвлечь мысли. Но в итоге съедают десерт. Это тактики. Треть детей дожидается возвращения взрослого и получает двойную награду. Это стратеги.

2. Игры с цветным конструктором и раскрасками (от 3 до 7 лет)

Тест помогает распознать черты интроверта или экстраверта у ребенка.

Что понадобится: для маленьких детей лучше выбрать цветной конструктор с большими деталями, для детей от 5 лет — детскую раскраску и карандаши или фломастеры.

Что делать: даем маленькому ребенку конструктор и предлагаем собрать домик. Неважно, какой формы он получится. Предоставим маленькому архитектору полную свободу!

Ребенку постарше даем раскраску и фломастеры и объясняем, что торопиться не нужно. Раскрашивать рисунок следует в удобном темпе и так, как ему хочется. Цвета, которые он выберет для закраски той или иной части рисунка, не играют значения.

На что обратить внимание:если ребенок собрал домик из цветных деталей, отметим, существует ли порядок в выборе цвета. Если при строительстве он складывал кубики, комбинируя между собой по цвету, или каждая часть дома имеет собственный цвет, то перед нами ребенок с чертами интроверта. Он обращает внимание не на саму форму, а на ее содержание и признаки деталей.

Если ребенку досталась раскраска, смотрим, насколько старательно он закрашивал рисунок. Если детали рисунка закрашены в пределах области, не выходя за линии, значит, перед нами интроверт.

3. Тест с соленой и сладкой кашей

Тест помогает определить, какой тип поведения в обществе характерен для ребенка: соглашаться с большинством, избегая конфликта, или отстаивать собственную позицию — черта, которая говорит о лидерских качествах.

Что понадобится: несколько членов семьи или друзей (взрослые и дети) и тарелки со сладкой кашей (это важно!).

Что делать и на что обратить внимание: взрослые и дети садятся за стол и едят кашу. Вслух замечают, что каша слишком соленая, ее невозможно есть. В этот момент важно обратить внимание ребенка на происходящее. Каждый из присутствующих по очереди еще раз наглядно пробует кашу и подтверждает, что она слишком соленая. Затем очередь доходит до ребенка. Задаем ему тот же вопрос: кажется ли ему, что каша соленая? Дети, которым важно сохранять мир внутри коллектива, которые не готовы «играть против правил», ответят, что каша соленая. Эту ситуацию они воспринимают как некую игру, где вдруг поменялись правила. И чтобы не отставать от других, они следуют новым правилам, даже если они кажутся им неясными. Собственное мнение о вкусе каши для них не так важно по сравнению с возможностью «продолжать игру в компании». Допустим, ребенок отвечает, что его каша сладкая, пробуем кашу из его тарелки и подтвердим прежнее: «Каша соленая». Если ребенок продолжает отстаивать собственную точку зрения, то ему определенно присущи лидерские качества — для него не так важно, что подумают о нем окружающие, сколько факт, что он выскажет мысль, которая кажется ему правильной.

4. Тест Люшера с цветами

Благодаря этому тесту за 5 минут можно провести анализ личности ребенка на основе его выбора цветов. Тест разработан швейцарским психологом Максом Люшером, который считал, что восприятие цветов объективно и универсально, но цветовые предпочтения субъективны, отражают психологическое состояние испытуемого, определяют черты личности.

Что делать и на что обратить внимание: достаточно перейти по ссылке и пройти тест вместе с ребенком. Взрослый задает вопрос, ребенок указывает на цвет. В конце на сайте появляется результат.

5. Тест «Правша или левша»

Определить, какая рука у ребенка активная — правая или левая, легко уже в 2 года. У правшей образно-двигательное полушарие расположено справа, а логическое — слева. У левшей — наоборот. Зная это, можно определить, в каких видах деятельности ребенку легче себя реализовать. Каждый второй из нас — левша и правша одновременно. Таких людей называют амбидекстрами. Определение доминирующей руки у ребенка помогает родителям в воспитании: обучать левшу пользоваться активно правой рукой неправильно, так как это негативно сказывается на развитии ребенка. Левши чаще выбирают профессии артистов, художников, писателей.

Вариант для самых маленьких детей:

Обращаем внимание, какой рукой ребенок пользуется чаще: держит лопатку, указывает на нужную вещь, тянется за угощением или берет игрушку.

Варианты для детей от 3 лет:

  • Предлагаем собрать пальцы рук в замок. Сверху находится большой палец той руки, которая является активной.
  • Обращаем внимание, какой рукой ребенок откручивает крышку бутылочки — это доминирующая рука.
  • Просим ребенка скрестить руки на груди. Та рука, которая окажется сверху, является активной.
Читайте также:  Развитие ребенка 2 3 лет слушать

6. Эксперимент Клары Дэвис

Доктор Дэвис предположила, что даже в юном возрасте мозг ребенка самостоятельно определяет, как питаться правильно. Для первого теста Клара выбрала троих детей от 8 до 10 месяцев, которые прежде питались только грудным молоком, а значит, не определились с пристрастиями в еде. Теперь во время каждого приема пищи перед малышами ставили до 8 тарелок. В них овощи, фрукты, яйца, каши, мясо, черный хлеб, молоко, вода и соки. Дети сами решали, что есть: если малыш опускал руку в рисовую кашу, а потом облизывал руку, то ему давали чайную ложку рисовой каши. Затем снова ждали, пока малыш выбирал. Он мог снова пожелать каши или выбрать нечто другое. Так Дэвис обнаружила три вещи:

  1. Дети, самостоятельно выбиравшие таким образом свое меню из числа простых блюд, развивались очень хорошо. Ни один из них не набрал лишнего веса и не стал худым.
  2. Несмотря на кажущийся беспорядок, ребенок в течение определенного периода набирал все необходимые ему элементы, как если бы следовал специальной диете.
  3. В разные дни и даже время дня аппетит ребенка менялся. Но это не влияло на конечный результат. Один из малышей пару дней ел только овощи, а затем вдруг интересовался мясом или рыбой. Доля того или иного продукта могла тоже меняться: в какой-то момент ребенок хотел много молока, сразу после этого на время мог словно забыть о нем. Таким образом мозг ребенка самостоятельно определял в зависимости от потребностей организма, что необходимо есть. Этот же эксперимент Клара Дэвис повторила со старшими детьми, отдельно изучая поведение абсолютно здоровых и болеющих детей, но результаты были аналогичными.

Что делать и на что обратить внимание: эксперимент можно с легкостью повторить дома, разделив рацион по типу продуктов: овощи, мясо, рыба, фрукты, черный хлеб, крупы, молочные продукты, детские соки и чай. Ребенок может вместе со взрослым составлять рацион питания на 1–2 дня вперед. Некоторые ученые отмечают важность отбора продуктов по принципу сезонности. Например, в июне предлагать ребенку среди фруктов клубнику, а в августе — дыню или арбуз.

Модели: Самира Юнусова, Алир Вагапов
Фотограф: Роман Захарченко

  • Я работала в модельном агентстве и расскажу, почему красота не спасет мир и как этот бизнес зарабатывает на родителях

  • Автор КВН рассказал, что творится за кулисами всеми любимой игры

  • Мама составила список честных фактов о беременности, о которых предпочитают молчать

  • 17 примеров запоминающейся рекламы, которую создали профессионалы своего дела

  • 20+ мужей и жен, которые на 99 % состоят из юмора

  • 15 ярких доказательств того, что в семейной жизни скучно не бывает

  • 7 особенностей португальцев, которые находятся за гранью понимания нашего человека

  • Преподаватель английского объяснил, как школы по изучению языков вытягивают у нас деньги и почему они ничему не учат

  • 6 особенностей женского гардероба, которые говорят об отсутствии вкуса

  • 20+ случаев, когда клиенты в полной мере ощутили на себе заботливое отношение продавца

  • 15 добрых снимков, которые доказывают, что мы не зря верим в новогодние чудеса

  • Как мультфильмы Хаяо Миядзаки стали мировым феноменом и почему нам всем нужен Тоторо

  • 20+ советов популярного стилиста, которые вызывают сначала недоумение, а потом желание повторить

  • 16 человек поделились своим маленьким счастьем, и мы читали эти истории затаив дыхание

  • 20 пользователей, от которых ничего не утаишь

  • 12 советов от опытного косметолога, которые помогут сберечь молодость и деньги

Источник

https://sites.google.com/site/logopedskypenatalasergeevna/

Для детей младшего школьного возраста характерна учебная деятельность, при выполнении которой   у ребенка возникают главные психические новообразования  —  анализ и планирование, которые определяют существенные качественные изменения в развитии познавательных процессов ребенка, так и всей его потребностно-эмоциональной и личностной сферы.

Предлагаемая здесь система психодиагностических методик предназначена для комплексной оценки уровня психологического развития детей, учащихся начальных классов, включая характеристику их познавательных процессов, личности и межличностных отношений, оценку имеющихся у них практических умений и навыков.
На основе применения данной системы методик можно оценивать психологическую готовность детей к обучению в школе, их психологическое развитие во время обучения в начальных классах, с первого по четвертый включительно.
Психодиагностической оценке в рамках данного комплекса подлежат:

·         внимание,https://sites.google.com/site/logopedirina/home/pocemu-rebenok-ne-govorit-v-2-3-4-goda-5-6-let-priciny

·         память,

·         воображения,

·         мышление.

·         Психологическая готовность младших школьников к обучению в средней школе.

·         Социальная ситуация развития.
Проблема, связанная с адаптацией ребенка к классному коллективу, взаимоотношениями с учителем, в семье.

·         Ведущая деятельность, сформированность компонентов структуры учебной деятельности.

·         Возрастные психические новообразования.

·         Предпосылки формирования учебной деятельности.

·         Произвольность поведения и познавательных процессов.

Пользуясь методиками, включенными в данный комплекс, можно  точно определить, в каком отношении ребенок готов и не готов к обучению в школе, в чем он больше или меньше продвинулся вперед в своем развитии. Эти методики позволяют выяснить склонности, задатки и способности детей, с первых шагов обучения ребенка в школе вести с ним целенаправленную психодиагностическую работу, связанную с выявлением и развитием его способностей.
Проведение комплексной систематической психодиагностики позволяет оценивать эффективность учебно-воспитательной работы в школе с точки зрения того, в какой мере она способствует продвижению детей вперед в своем психологическом развитии. В данный комплекс  включены такие методики, которые можно применять для изучения детей от 6-7 лет до 10-11 лет и получать сопоставимые результаты.

Читайте также:  Центр развития ребенка детский сад 1 ромашка

К моменту поступления детей в школу существенно возрастают их индивидуальные различия по уровню психологического развития. Эти различия, прежде всего, проявляются в том, что дети отличаются друг от друга по интеллектуальному, моральному развитию. Они, следовательно, уже могут по-разному реагировать на одни и те же инструкции и психодиагностические ситуации. Некоторым детям, поступающим учиться в школу, практически вполне доступны тесты, предназначенные для психодиагностики взрослых людей, другим — менее развитым — только методики, рассчитанные на детей 4-6-летнего возраста, т.е. на дошкольников. Это особенно касается таких психодиагностических методик, в которых используются вербальные самооценки, рефлексия и различные сознательные, сложные оценки ребенком окружающей среды. Поэтому прежде, чем применять ту или иную психодиагностическую методику к детям младшего школьного возраста, необходимо удостовериться в том, что она им интеллектуально доступна и не слишком проста для того, чтобы оценить реальный уровень психологического развития, достигнутый ребенком. Имеющиеся  данные психологической готовности детей 6-7-летнего возраста к обучению в школе, показывают, что большинство — от 50% до 80% в том или ином отношении не полностью еще готовы к обучению в школе и полноценному усвоению действующих в начальных классах школьных программ. Многие, будучи по своему физическому возрасту готовыми к обучению,  по уровню психологического развития  находятся на уровне ребенка-дошкольника, т.е. в границах 5-6-летнего возраста. Если такому ребенку предложить достаточно трудный, в принципе доступный, но малоинтересный для него серьезный психологический тест, требующий развитой воли, произвольного внимания, памяти и такого же воображения, то может статься, что он не справится с заданием. И это произойдет не в силу отсутствия интеллектуальных способностей и задатков, а по причине недостаточного уровня личностно-психологического развития. Если, напротив, те же самые тестовые задания предложить ребенку в игровой, внешне и внутренне привлекательной форме, то, по всей вероятности, результаты тестирования окажутся иными, более высокими.
Это обстоятельство непременно необходимо учитывать в   психодиагностике детей, поступающих в школу, особенно первоклассников и второклассников (последние, как показывают специально проведенные исследования, еще не очень далеко ушли от детей дошкольного возраста). Что же касается детей третьего и четвертого классов, то для их психодиагностики вполне подходят тесты, предназначенные для взрослых людей, при условии, что сами тестовые задания будут им доступны.

  Следует иметь в виду, что при наличии сильной мотивации, при  заинтересованном, активном настрое на тестирование его итоги всегда будут выше. Если взрослый человек еще как-то в состоянии сознательно, с помощью соответствующих волевых усилий управлять своим поведением во время тестирования, то дети в течение всего младшего школьного и вплоть до подросткового возраста в большинстве своем еще не могут этого делать.
Имеются определенные ограничения, касающиеся применения тестов для взрослых в психодиагностике детей младшего школьного возраста. Эти ограничения прежде всего относятся к тестам, которые разработаны и применяются для изучения мышления, личности и межличностных отношений.

Если Вы хотите продиагностировать своего ребенка — то Вы можете это сделать через интернет (с веб камерой) обратившись ко мне, психологу Габышевой Виктории Анатольевне

Подстраницы:

Источник

https://sites.google.com/site/logopedskypenatalasergeevna/

Этот период    между детством и взрослостью.  Процесс формирования новообразований в этом
возрасте, растянут во времени и может происходить неравномерно, из-за чего
в подростке одновременно существуют и «детское», и
«взрослое». 

По Л. С. Выготскому,  подростковому возрасту присуще
2 тенденции:

1) тормозящая развитие взрослости (занятость
школьной учебой, отсутствие других постоянных и социально значимых
обязанностей, материальная зависимость и родительская опека и т.п.);
2) овзросляющая (акселерация, некоторая самостоятельность,
субъективное ощущение взрослости и т.п.). 
Это создает огромное разнообразие индивидуальных вариантов развития в
подростковом возрасте — от школьников, с детским обликом и интересами, до почти
взрослых подростков, уже приобщившихся к некоторым сторонам взрослой жизни.
Обобщенно можно выделить следующие зоны развития и основные задачи
развития в подростковом возрасте.https://sites.google.com/site/logopedirina/home/pocemu-rebenok-ne-govorit-v-2-3-4-goda-5-6-let-priciny

  У подростков чрезмерная активность может
привести к изнурению, безумная веселость сменяется унынием, уверенность в себе
переходит в застенчивость и трусость, эгоизм чередуется с альтруизмом, высокие
нравственные стремления сменяются низкими побуждениями, страсть к общению
сменяется замкнутостью, тонкая чувствительность переходит в апатию, живая
любознательность — в умственное равнодушие, страсть к чтению — в пренебрежение
к нему, стремление к реформаторству — в любовь к рутине, увлечение наблюдениями
— в бесконечные рассуждения. С. Холл называл этот период периодом «бури и
натиска», описывая его содержание как кризис самосознания, преодолев
который человек приобретает чувство индивидуальности.
В подростковом возрасте воображение может превратиться в самостоятельную
внутреннюю деятельность. Подросток может проигрывать мыслительные задачи с
математическими знаками, может оперировать значениями и смыслами языка,
соединяя две высшие психические функции: воображение и мышление. В то же время
подросток может строить свой воображаемый мир особых отношений с людьми, мир, в
котором он проигрывает одни и те же сюжеты и переживает одни и те же чувства до
тех пор, пока не изживет свои внутренние проблемы.

Читайте также:  Анализ проблем социального развития ребенка

Для подростка социальный мир, в котором он живет,
существует априори. Это природно-предметно-социальная реальность, в которой он
еще не чувствует себя деятелем, способным изменять этот мир. И действительно,
городской подросток мало что может преобразовать в природе, в предметном мире в
социальных отношениях. Подросток уже владеет действиями воображения, которые
приносят ему удовлетворение: он властвует над временем, имеет свободную
обратимость в пространстве, свободен от причинно-следственных связей
существующих в реальном пространстве социальных отношений людей. Свобода
проживания во внутреннем, психологическом пространстве продвигает подростка в
развитии. Свободное сочетание образов и знаков, построение новых
образно-знаковых систем с новыми значениями и смыслами развивает творческие
способности, дарит неповторимые высшие чувства, которые сопутствуют творческой
деятельности. Воображение подростков может оказывать таким образом влияние на
познавательную деятельность, эмоционально-волевую сферу и саму личность.

В отдельных случаях подростки, вкусившие удовольствие
свободного полета воображения, могут попасть в западню реальности. Здесь
«съезжание» к стереотипному воспроизведению наработанных образов,
знаковых шаблонов, сюжетов; «закостенение» самих образов и сюжетов,
превращение их в стимулы, рефлекторно вызывающие эмоции; стремление закрыться
от внешнего мира. Собственно, здесь может таиться психологическая основа
подросткового аутизма — погружения в мир воображаемых переживаний с ослаблением
контакта с действительностью, ухода от реальности, отсутствия стремления к
общению с людьми — взрослыми и сверстниками. Отчуждение подростка от людей в
пользу воображаемого мира снижает и познавательную деятельность.

Мышление подростка формируется и крепнет. Подросток
уже способен управлять своим произвольным запоминанием. Способность к
запоминанию (заучиванию) постоянно, но медленно возрастает до 16 лет. В
подростковом возрасте память перестраивается, переходя от доминирования
механического запоминания к смысловому. При этом перестраивается сама смысловая
память -она приобретает опосредованный, логический характер, обязательно
включается мышление. Заодно с формой изменяется и содержание запоминаемого;
становится более доступным запоминание абстрактного материала. Память работает
на опосредованиях уже присвоенных знаковых систем, прежде всего речи.Внимание у
учащихся средней школы должно быть произвольным. Произвольное внимание
управляется волей человека и не зависит от различных помех. Подросток  в этом случае осуществляет сознательный выбор
цели и усилием воли подавляет один из интересов, направляя свое внимание на
удовлетворение другого. Отсутствие навыков сосредоточения, удержания,
переключения и  распределения
произвольного внимания часто является одной из основных причин неуспеваемости
учащихся. Подросток  может хорошо концентрировать внимание в значимой для
него деятельности: в спорте, где он может добиться высоких результатов, в
трудовой деятельности, где он зачастую проявляет чудо в умении сосредоточиться
и выполнить тонкую работу, в общении, где его наблюдательность может
соревноваться с наблюдательностью взрослых, у которых она является
профессиональным качеством. Внимание подростка становится хорошо управляемым,
контролируемым процессом и увлекательной деятельностью.

В школе на уроках внимание подростков нуждается в
поддержке со стороны учителя — долгая, долгая учебная деятельность вдохновляет
подростка на поддержание произвольного внимания.  Именно в подростковом возрасте кривая
утомляемости резко повышается, особенно в 13-14 и в 16 лет.Судя по проявлениям
внимания, подростковый возраст- период парадоксов в достижениях
возможностей и в потерях. Психологическая практика показывает, что произвольное
внимание значительно лучше развито у тех учащихся, которые уделяют регулярно
время для его тренировки. Причем упражнения для его развития – это не
обязательно нудная и тяжелая работа, но и увлекательная и полезная игра.

Занимайся каждый день 
по несколько минут. Не назначай себе твёрдого, конкретного времени дня,
не откладывай удовольствие. Учтите, что попытка чётко утвердить строгое время
занятий редко приводит к хорошим результатом. Гораздо более продуктивно
заниматься небольшими отрывками, достигая с помощью удивления состояния
творческого подъёма.

Предлагаемое пособие для развития внимания содержит
игры и упражнения. Упражнения часто требуют специальных бланков для выполнения,
поэтому  вы можете сделать для себя
необходимое количество копий. Материалы для части упражнений можно подобрать
самим, ориентируясь на представленные образцы. Если данное пособие сподвигнет
вас на создание собственных упражнений – дерзайте!

Желаем вам успехов в постижении и совершенствовании
своих способностей!

Если Вы хотите продиагностировать своего ребенка — то Вы можете это сделать через интернет (с веб камерой) обратившись ко мне, психологу Габышевой Виктории Анатольевне

Подстраницы:

Источник