Анализ проблем социального развития ребенка

Анализ проблем социального развития ребенка thumbnail

Фоменко Эдита Витаутасовна,

старший воспитатель, МДОУ

«ЯСЛИ-САД №13 Г. ДОНЕЦКА»

ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Ключевые слова: социально-личностное развитие, социализация, самоутверждение, самореализация, социум.

В настоящее время повышение внимания к проблемам социализации связано с изменением социально-политических и социально-экономических условий жизни, с нестабильностью в обществе. В условиях нестабильности жизни продолжает расти число детей, попавших в трудные жизненные условия: растет число разводов и количеством неполных семей, ухудшаются условия содержания детей, встречаются семьи с жестоким обращением с детьми, страдающие алкоголизмом и наркоманией.

В сложившейся ныне ситуации острейшего дефицита культуры общения, доброты и внимания друг к другу педагоги испытывают трудности в вопросах профилактики и коррекции таких негативных проявлений детей, как грубость, эмоциональная глухота, враждебность и т.п. В детском саду педагоги сталкиваются со следующими проблемами: встречаются малыши с нарушениями в общении, с повышенной застенчивостью, тревожностью, агрессивностью, гиперреактивностью, неуверенные в себя дети. Эти данные говорят о важности и необходимости проведения работы по социально личностному развитию детей, начиная с дошкольных образовательных учреждений.

Проблема приобщения к социальному миру, социально-личностного развития детей всегда была и ныне остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка и является одной из активно разрабатываемых проблем в теории и практике дошкольного образования. В то же время на каждой фазе жизненного пути, как подчеркивал Л.С. Выготский, складываются определенные социальные ситуации развития как своеобразное отношение ребенка к окружающей его социальной действительности. По Л.С. Выготскому, социальная ситуация развития “определяет целиком и полностью те формы и тот путь, следуя по которому ребенок приобретает новые свойства личности, черпая их из социальной действительности как из основного источника развития, тот путь, по которому, социальное становится индивидуальным”.[2].

На протяжении многих лет исследований учёных в области дошкольной педагогики и психологии доказан тот факт, что именно в первые годы жизни ребёнка закладываются основные структуры его личности, что возлагает важную миссию и особую ответственность по воспитанию необходимых качеств у нового подрастающего поколения на родителей и педагогов дошкольных образовательных организаций. Следовательно, проблема социально-личностного развития становится особо актуальной в теории и практике дошкольного образования.

Данный факт находит своё отражение в основных нормативных документах, определяющих деятельность дошкольных образовательных учреждений. В ГОС представлены требования к образовательным программам и содержанию образования: «Программа формируется в Организации как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования» [1].

Главная цель педагогической деятельности по социально-личностному развитию детей – это воспитание гуманной, социально активной, самостоятельной, интеллектуально и эмоционально развитой творческой личности.

Что же такое социально-личностное развитие дошкольника? Это формирование отношения ребенка к себе и к окружающему, выработка им социальных мотивов и потребностей, становление его самопознания. Процесс довольно сложный и требует немалых затрат труда.

Необходимость детального и углубленного изучения проблемы диктуется также сложившейся практикой работы ДОУ и актуальностью разработки программ и методик использования современных технологий социально-личностного развития дошкольников.

Большую роль в успешном социально-личностном развитии дошкольников играет коллектив единомышленников, который формируется из администрации детского сада, воспитателей, педагога-психолога, инструктора по физкультуре, музыкального руководителя, и конечно, родителей. Воспитатели формируют у детей представления о социальном мире, о самом себе, окружающих людях, природе и рукотворном мире, воспитывают социальные чувства, активную жизненную позицию. Музыкальный руководитель помогает в создании драматизаций, обыгрывании ситуаций с использованием декораций, костюмов. Педагог-психолог ведёт работу с детьми по овладению языком эмоций, коррекции агрессивности; формированию уверенности в себе, социальных навыков, нравственного сознания.

Таким образом, взрослые должны заботиться об эмоциональном благополучии ребенка, уважать и ценить независимо от его достижений, достоинств и недостатков, устанавливать с детьми доверительные отношения; способствовать развитию у ребенка чувства собственного достоинства, осознанию своих прав и свобод; способствовать развитию положительного отношения ребенка к окружающим людям и т.д.

Процесс социализации начинается у человека в детстве и продолжается всю жизнь. Важно отметить, если ребенок находится в положительно-эмоциональных контактах с окружающим, в любви, в поддержке, активном познании, в самостоятельной деятельности по интересам, то социально-личностное развитие ребенка происходит благоприятно. Т.е., чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет его развитие. Вот почему наиболее близки и естественны для дошкольника игры и активное общение с окружающим — со взрослыми и сверстниками. Социально-личностное развитие происходит успешно при условии его непрерывного осуществления, т.е., включения во все моменты образовательного процесса.

Важно отметить, что социально-личностное развитие детей происходит благоприятно при условии удовлетворения их потребностей в положительных эмоциональных контактах с окружающими, в любви и поддержке, активном познании, самостоятельной деятельности по интересам, самоутверждении, самореализации своих достижений со стороны окружающих. Личный опыт ребенка организуется так, чтобы он естественным путем, в доступных ему видах деятельности осваивал средства и способы познания, общения и деятельности, позволяющие проявить самостоятельность, отзывчивость, культуру общения, гуманное отношение к миру.

Важно создать эмоционально-комфортный климат в группе и содержательное личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми, уметь поддерживать инициативу детей. Предпочтение отдается практическим методам организации детского опыта культуры общения, активному использованию жизненных обстоятельств. Организация разнообразных ситуаций, обеспечивающих освоение положительного опыта и ценностных ориентаций – одно из актуальнейших средств социально-личностного развития детей. Ситуации конструируются педагогом как игровые, имитационные, ситуации реального положительного опыта и условные ситуации вербального плана. Необходимо, чтобы их смысл был понятен каждому ребенку, близок его личному опыту, вызывал эмоциональный отклик и побуждал к проявлению активных действий.

Читайте также:  Признаки неблагополучия в развитии ребенка

Организуемые ситуации накопления положительного социально-эмоционального опыта носят проблемный характер, т.е. всегда заключают в себе близкую ребенку жизненную задачу, в разрешении которой он принимает непосредственное участие.

Основываясь на многолетнем опыте работы в дошкольном образовательном учреждении мы пришли к выводу, что организуя с дошкольниками ситуации поискового характера, воспитателю необходимо следовать определённому алгоритму:

1.      Заинтересовать детей проблемой, требующей решения, эмоционально представить её, ввести детей в ситуацию: Что происходит? Что случилось? Какая возникла проблема? Почему возникло затруднение?

2.      Вызвать активное сопереживание участникам ситуаций и понимание их трудностей: Какие чувства они испытали? Какое у них настроение? Было ли у вас такое в жизни? Какие чувства вы тогда испытали?

3.      Побудить к поиску возможных вариантов и способов разрешения ситуации: Что может произойти? Как помочь? Как поступил бы ты на месте того или иного участника? Обсудить все предложения и найти общее решение, как нам поступить и добиться успеха.

4.      Включить детей в конкретное практическое действие: проявить заботу, утешить, выразить сочувствие, помочь разрешить конфликт и т.д.

И очень важно: помочь пережить чувство удовлетворения от успешно разрешённой проблемы, понять, как изменилось эмоциональное состояние участников, и порадоваться вместе с ними. (Как хорошо, что мы поддерживаем друг друга! Если мы вместе, мы решим все наши проблемы!)

Социально-личностному развитию в детском саду уделяется большое внимание. Педагоги работают над решением следующих задач: развитие игровой деятельности; формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности; формирование первичных представлений о труде взрослых;

приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения.

Для организации в группе работы по социально-личностному развитию детей, воспитатели оборудуют развивающую среду.

В игровой, трудовой деятельности детей формируются морально-нравственные качества, собственные убеждения, развивается речь детей. Условием социально-личностного развития является наличие социального окружения, общения с детьми и взрослыми, совместная деятельность детей [3]. Следовательно, чтобы обеспечить своевременное и полноценное развитие ребёнка в социальном мире, значимым взрослым важно знать особенности и общие закономерности этого процесса, знакомить его с объектами социальной сферы, социумом ближайшего окружения. Это научит ребёнка свободно ориентироваться в созданном окружении, любить, ценить, уважать и заботиться об его субъектах.

Хочется подчеркнуть, что нашим неизменным помощником в социально-личностном развитии детей является семья. Только в сотрудничестве с близкими взрослыми можно добиться высоких воспитательных результатов. Взаимодействие с семьей эффективно при условии доверия друг к другу, понимания и принятия общих целей, методов и средств социально-личностного развития.

Необходимо воспитать у ребенка любовь к самому близкому – к родному дому и детскому саду. Это основа нравственного воспитания, первая и важная ступень. Ребенок должен, прежде всего, осознать себе членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины, затем – гражданином своей страны, и только потом – жителем планеты Земля. Идем от близкого к далекому.

В работе можно использовать такие формы сотрудничества с родителями как сотворчество родителей и детей. Оформить альбомы: «Всё о нашей Родине», «Наше творчество», «Моё любимое животное», «Смотрюсь в семью как в зеркало…». Родители и дети делятся своими впечатлениях о праздниках, с гордостью демонстрируют свою родословную.

Традиционным в дошкольных учреждениях становятся проведение семейных творческих проектов: «Мир в моем окне», «Я – взрослый, ты – ребенок», «Птица семейного счастья». Творческие совместные проекты способствуют сближению родителей с детьми и педагогами.

Развивая общение, взрослый не просто учит ребенка новым видам взаимодействия с другими людьми, не просто облегчает его контакты с окружающими, но и способствует становлению его духовной жизни, открывая ему, новые грани внешнего и внутреннего мира, формирует его личность.

Обобщая сказанное выше, можно сделать вывод, что основой социально-личностного развития ребёнка является возникновение у него чувства привязанности и доверия к взрослым, повышенный интерес к окружающему миру и самому себе, превращение требований дошкольника во внутренние мотивы поведения. Значимые взрослые в жизни каждого ребенка в дошкольном возрасте должны формировать представление о многообразии человеческих отношений, знакомить с правилами и нормами жизни в обществе, вооружать моделями поведения, которые помогут ему  в дальнейшем адекватно реагировать на происходящее в определённых жизненных ситуациях.

Таким образом, в процессе реализации данной педагогической технологии социально-личностного развития, успешность данного процесса будет зависеть от уровня профессионализма взрослых, формирующие у детей представления о социальном мире, окружающих людях, о самом себе, природе и рукотворном мире, социальные навыки, уверенность в себе, нравственное сознание, воспитывают социальные чувства, активную жизненную позицию, и от собственной мотивации ребёнка, заключающаяся в желании познавать окружающий мир, вступать в совместную деятельность с другими детьми и взрослыми, проявлять свои способности. Большое значение имеет развитие самостоятельности мышления, коммуникативно-речевых умений и компетенций, активизация познавательной и творческой деятельности. Дошкольник должен быть соучастником происходящих вокруг него событий, уметь рационально разрешать возникшие споры и управлять своими эмоциями, поведением в разных ситуациях.

Читайте также:  Упражнения для развития нижней челюсти ребенка

На основании представленного выше, можем констатировать, что социально-личностное развитие детей дошкольного возраста в настоящее  время является одним  из приоритетных и относится к категории стратегических направлений обновления образования, включая дошкольное, и изучается различными смежными дисциплинами, в том числе педагогикой, психологией, социологией, позволяющие охарактеризовать особенности развития личности ребёнка в социуме.

В заключение хочется призвать педагогов в каждодневной и часто становившейся рутинной для нас работе следовать актуальным как никогда словам великого русского педагога К.Д. Ушинского: «Хочу не учить, а душевно беседовать, размышлять сообща и догадываться!».

Список литературы:

  1. Государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 04 апреля 2018 г № 287

  2. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. – СПб. : Союз, 2006. – 222 с.

  3. Н.В.Иванова, Е.Ю.Бардинова, А.М.Калинина «Социальное развитие детей в ДОУ»: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008.

  4. Пятница Т. В. Социализация дошкольника через игру: Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Авт.-сост. Т. В. Пятница. — Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2004.

  5. Эльконин, Д. Б. Детская психология / Д. Б. Эльконин. – М. : Академия,
    2004. – 384 с.

Источник

В.1.2. Анализ теории проблемы рисков психологического и социального развития ребенка

Введение

В современном мире происходит интенсификации темпа жизни человека, что ведет к отчужденности и усложнению межличностных отношений. Телевизор и интернет заменил детям живое общение. Это неблагоприятно отражается на эмоциональном развитии детей

Психологическое консультирование педагогов и родителей заключается в том, чтобы в понятной и доступной для взрослых форме объяснить особенности развития ребенка и предложить практические рекомендации в первую очередь по проблемам общения в семье и школе, проблемам развития ребенка. . К категории детей «группы риска» относятся дети, не только

стоящие на учете внутри школы или в милиции, но и склонные к

правонарушениям, часто остающиеся без должного внимания родителей, не умеющие или не желающие подчиняться общепринятым нормам и правилам.

Остановимся на наиболее часто встречающихся запросах, поступающих со стороны педагогов и родителей, так называемых рисках развития: таких как агрессивность, гиперактивность и воровство.

Цель работы: Изучить взаимосвязь представлений о риске и готовности к рискованному поведению с социально-психологическими характеристиками личности .

Объект исследования: личность как субъект отношения к риску .

а) Агрессия является прежде всего отражением внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг события. Причинамипоявления агрессивности могут быть самыми разными: некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга, сцены насилия, демонстрируемые в кино или на телевизионных экранах, игнорирование личности ребенка родителями или педагогом. Возникновение агрессивности у подростков связано с воспитанием в семье. Если родители не прислушиваются к мнению ребенка, не обращают внимания на его чувства и нужды, уверены, что лучше знают, что нужно их детям, они неосознанно провоцируют сопротивление, которое вырывается наружу агрессивным поведением. Если родители часто наказывают детей, дети могут перенять такую манеру поведения, не представляя себе другой. Попустительское отношение взрослых к агрессивным вспышкам ребен­ка также приводит к формированию у него агрессивных черт личности. Если подавлять ребенка, то он научится скрывать свой гнев в присут­ствии родителей, хотя это не будет гарантировать от проявления агрессии в другой ситуации. Выяснилось также, что родители почти никогда не задают ребенку вопросов, почему он совершил тот или иной поступок, чтобы понять его мотивы. Чаще говорят «это плохо» и наказывают. Рекомендациимогут быть следующими: задавать ребенку вопросы, чтобы понимать причины его поступков. Оговорить правила семьи, где запреты должны быть конкретны и немногочисленны. Важно научить ребенка: задавать вопросы своим родителям и сверстникам, говорить о своих чувствах (мне обидно, неприятно, я сержусь). Управлять своим состоянием с помощью дыхания. Обучать способам выражения гнева в приемлемой форме (рвать не­нужную газету, бить по мягкой поверхности, топать ногами в отдельной комнате и пр.). Обучать приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях. Отрабатывать навыки общения, используя технику «Я-высказывания». Например: «мне это неприятно», «меня это злит», «я с тобой ругаться не хочу, я хочу дружить», «не кричи на меня». Объяснять детям, что существует большая разница между отстаива­нием своего мнения и агрессивностью. Формировать такие качества, как эмпатия и доверие к людям. Родителям необходимо понимать, что скрывается за поведением ребенка, уметь выслушать и понять его чувства. Не стыдить детей за испытываемые им чувства, научить спокойно их вы­ражать и самим проявлять эмоциональную теплоту по отношению к детям.

б) Гиперактивный ребенок. Часто гиперактивности сопутствуют проблемы во взаимоотношениях с окружающими, трудности в обучении, низкая самооценка. При этом уровень интеллектуального развития у таких детей может превышать показатели возрастной нормы. Причинывозникновения гиперактивности: генетические факторы, особенности строения и функционирования головного мозга, родовые травмы, инфекционные заболевания, перенесенные ребенком в первые месяцы жизни. Необходимо анализировать каждую конкретную ситуацию и вырабатывать индивидуальную линию поведения: обучать ребенка не только слушать, но и слышать инструкции взрослого: проговаривать их вслух, формулировать самому правила поведения во время занятий и правила выполнения конкретного задания. Совместно с ребенком выработать систему поощрений и нака­заний, которая поможет ему лучше адаптироваться в детском коллективе. Хороши подвижные игры, в которых он обучится контро­лировать свои движения; игры на развитие внимания, мышления. Рекомендуется учитывать, что пе­риоды продуктивной работы мозга составляют 15 минут, потом необходим короткий перерыв. Можно записать ребенка в спортивную секцию, кружок, где он сможет выплеснуть излишки энергии.

Читайте также:  Выбираем центр развития для ребенка

Родителям необходимо общаться с ребенком мягко, спокойно, без криков, при­казов и эмоциональных всплесков, дети чувствительны к любому настроению. Ребенку для уверенности в себе необходимы похвала и одобрение, поэтому желательно хвалить его за удачно выполненное задание, аккуратность, усидчивость, но не слишком эмоционально. Указания взрослого должны быть немногословны и содержать не более 10 слов. Задания следует давать по порядку, они должны быть выполнимы и физически, и по времени, иначе ребенок «выключится». Чтобы этого не случилось, достаточно привлечь внимание ученика, повторив предложение. В семье должны быть правила. В их принятии должен принимать участие и ребенок. Запретов должно быть немного, их надо заранее оговорить с ребенком и сформулировать в четкой форме. Ребенок должен знать, какие санкции последуют за нарушением. При трудностях переключения на новую деятельность лучше предупредить ребенка за несколько минут до ее начала. Следует соблюдать режим дня.

в) Страхи у детей и подростков. Чаще распростране­ны так называемые внушаемые страхи, источником которых являются взрослые. Телевидение — многие фильмы, муль­тфильмы и даже реклама также могут спровоцировать возникновение страхов у детей. Причинами страхову детей могут быть: недостаток ощущения защищенности; страх быть оставленным при латентных (скрытых) супружеских кон­фликтах у родителей; отвергнутая, вытесненная агрессия; перенятый у родителей страх (например, уколов, пожара и др.).

Родителям необходимо, общаясь с ребенком быть последовательными в своих действиях, не запрещать без видимых причин ребенку то, что разрешалось ранее, не требовать от него того, что он не может выполнить. Если ребенку что-то дается с трудом, лучше помочь ему и оказать поддержку. Чаще использовать телесный контакт, демонстрировать образцы уверенного поведения, способствовать повышению самооценки ребенка, чаще хвалить его.

г) Воровство. Родителям чаще всего становится неловко и стыдно за то, что их ребенок украл деньги или присвоил чужую вещь и обычно применяют крутые меры: наказывают, стыдят, подвергают «домашнему аресту». Но осуждение и наказание часто только ухудшают ситуацию, так как работают на уже случившееся, а не на устранение причин, приведших к воровству. Можно выделить несколько основных причиндетского воровства. Сильное желание владеть понравившейся вещью, вопреки голосу со­вести. Серьезная психологическая и эмоциональная неудовлетворенность, здесь кража является реакцией ребенка на травмирующие обстоятельства жизни, эмоциональную холодность родителей по отношению к нему. Ребенок либо чувствует, что его не любят, не ощущает поддержки и эмоционального принятия со стороны близких, либо он в детстве пережил развод родителей и видит отчужден­ность, даже враждебность между ними и в настоящее время. У ребенка недостаточно развиты нравственные представления и воля. Воровство для него является способом самоутверждения: он хочет обратить на себя внимание, завоевать расположение кого-либо различными угоще­ниями, он «покупает» любовь и дружбу. Взрослым необходимо понять,что дети часто воруют, потому что это для них единственный способ получить желаемое. Если потребности ребенка кажутся вам слишком большими, лучше оговорить срок, когда вы сможете удовлетворить его просьбу, или найти альтернативный вариант удовлетво­рения данной потребности. Ребенку лучше ждать, чем знать, что желаемое никогда не исполнится. Если ребенок не «пойман за руку», невзирая ни на какие подозрения не спешить его обвинять. В спокойной беседе обсудить ваши чувства и совместно с ребенком найти решение проблемы. Ребенку надо иметь деньги на карманные расходы для удовлетворения своих потребностей. Детям важно ощущать, что они могут спасти репутацию и исправить ошибку, не теряя любви и уважения родителей; что их материальные затруднения важны для родителей, и они могут рассчитывать на помощь, не прибегая к воровству.

Заключение

Анализ данной работы позволил сделать выводы о том, что

необходимо продолжить работу по устранению проблем и

оказывать своевременную помощь. Тесно работать с родителями учащихся. Необходимо в этом направлении изыскивать новые формы и технологии.

Используемая литература:

  1. Мухина В.С., Хвостов А.А. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность. – М.: Хрестоматия, 2000. – 624с.

  2. Гингер С., Гингер А. Гештальт — терапия контакта/ Пер. с фр. Е. В. Просветиной.— СПб.: Специальная Литература, 1999.—287с.

  3. Риман Ф. Основные формы страха/Пер. с нем. Э.Л. Гушанского. — М.: Алетейа, 1999. — 336с.

Источник