Развитие творческих способностей ребенка старшего школьного возраста

Развитие творческих способностей ребенка старшего школьного возраста thumbnail

В настоящее время только очень ленивый или невероятно далекий от школы человек не ругает современное школьное образование за его чрезвычайную оторванность от жизни, скуку, царящую на уроках,, авторитаризм, игнорирование личности ученика и многое, многое другое. Иногда критика оказывается справедливой и вызванной искренним беспокойством за состояние нашей школы. Однако чаще всего критика носит скорее философский, а не конкретный прагматический характер. Вряд ли, сейчас, можно найти хоть одно учебное заведение, гордо называющее себя плохо произносимым термином «инновационное», которое бы не заявляло о внимании к личности ученика, о необходимости всемерно учитывать его индивидуальные особенности, способности, желания и стремления, об освобождении его «Я» от пагубного влияния учителей, только мешающих саморазвитию и самоопределению ребенка.

В наше время для новой инновационной школы начертаны два основных лозунга «Свобода» и «Творчество». Создается впечатление, что инноваторы просто присвоили себе право определять приоритетные направления развития школы, объявляя идеалы свободного творческого развития учащихся единственно истинными ценностями образования в демократическом обществе. При этом неким мистическим образом благодаря заботе о гуманизации образования оборачивается повсеместно его гуманитаризацией, нарушая тем самым все ту же свободу выбора ученика, его право на получение системного образования, право на присвоение не только художественно-образного видения мира, но и формирование научно-теоретического мышления.

Теоретики современной гуманистической школы считают, что наиболее важными результатами воспитания в инновационных школах должны являться воспитание активной, инициативной, развитой, раскрепощенной, доверяющей себе, уверенной в собственной правоте, жизнеспособной личности. Во всех бедах человечества виновата наука и научный, доказательный способ мышления о мире. От этого способа мышления ученика нужно уберечь, предоставляя ему возможность для самостоятельных и творческих поисков, насыщенных сложными эмоциональными переживаниями и способствующими нравственному развитию. Ребенка нужно воспитывать, приобщая его к искусству (живописи, музыке, танцам, драме, литературе), признавая и поощряя оригинальность любой его самостоятельной работы. Воспитание учащихся должно происходить на уровне подсознания через вызываемые эмоции, чувства и переживания, интуитивные озарения и внутренние импульсы.

Для современной школы не являются аргументом даже позиция Л.С. Выготского, одного из крупнейших психологов прошлого века: «Несомненная ошибка этого взгляда заключается в чрезмерном преувеличении и поклонении образцам детского творчества и непонимании того, что стихийная сила творчества, хотя и способна создать образцы величайшего напряжения, тем не менее, навсегда обречена оставаться в узком кругу самых элементарных, примитивных и, в сущности, бедных форм.» Борясь с творческим отношением к действительности, конструкторы современного образования создают специальные устройства «защиты от дурака» и вводят в обиход понятие функциональной грамотности как редкой в современных условиях интеллектуальной способности понять текст инструкции к какому-либо прибору. Из школьных программ и стандартов исчезла задача развития мышления учащихся. Если это слово и встречается в тексте, то непременно с прилагательным «творческое». Общество пытаются убедить в том, что научное, рациональное, доказательное мышление является чем-то вроде атавизма, а его обладатель не соответствует требованиям времени. Общество пытаются убедить в том, что развитие творческих способностей (креативности) детей является центральной проблемой и основной задачей современной гуманистической школы.

Ели оставить в стороне вопрос о вреде или пользе преподавания в школе высшей математики или какой-то иной бесполезной и угрожающей здоровью дисциплины (фонвизинский Митрофанушка, например, задолго до изобретения GPS был уверен, что при наличии пятачка на извозчика география — совершенно ненужная наука), то едва ли торжеством развития в детях креативности можно назвать ЕГЭ, введенный личными усилиями министра Фурсенко, несмотря на сопротивление множества экспертов.

Российское общество и без того живет по инфантильной митрофанушкиной логике: зачем выбирать себе власть — все равно назначат, зачем думать своей головой — за нас подумают, зачем что-то решать самим — за нас решат. И происходит так вовсе не от того, что в школе преподают лишние предметы. А потому, что, следуя установкам и предписаниям, даже ростки креативности, стоит им где-то ненароком вылезти тут же погибают.

Вывод

Креативность является полной противоположностью шаблонного мышления (ограниченность выбора при поиске возможных решений и тенденций одинаково подходить к разным проблемам). Она уводит в сторону от банальных идей и скучного, привычного взгляда на вещи и рождает оригинальные решения. Креативность делает процесс мышления увлекательным и помогает находить новые решения старых проблем. Психологи никак не могут прийти к единому определению термина креативность. Однако многие из них понимают под креативностью способность видеть вещи в новом и необычном свете и находить уникальные решения проблем. Но в одном они единодушны в том, что креативность и интеллект — не одно и то же.

Читайте также:  Проблема периодизации возрастного развития ребенка

Некоторые исследователи при оценке креативности человека основываются на его результатах или достижениях. Признаками креативности они считают такие общественно-полезные результаты, как изобретения, создание произведений искусства или сочинение музыкальных произведений. Но совершенно очевидно, что творческая деятельность требует также и большой работы. Так некоторые исследователи подчеркивают важное значение таких качеств, как любознательность и упорство.

Источник

Развитие творческих способностей ребенка старшего школьного возраста

Ïñèõîëîãè÷åñêèå îñîáåííîñòè ñòàðøåãî øêîëüíîãî âîçðàñòå. Ðàçâèòèå êðåàòèâíîñòè ó ñòàðøèõ øêîëüíèêîâ â âîñïèòàòåëüíî-îáðàçîâàòåëüíîì ïðîöåññå. Äèàãíîñòèêà êðåàòèâíûõ ñïîñîáíîñòåé ñòàðøèõ øêîëüíèêîâ. Êîìïëåêñ èãð è óïðàæíåíèé íà ðàçâèòèå êðåàòèâíîñòè.

ÐóáðèêàÏñèõîëîãèÿ
Âèäêóðñîâàÿ ðàáîòà
ßçûêðóññêèé
Äàòà äîáàâëåíèÿ22.04.2011
Ðàçìåð ôàéëà1,5 M

Îòïðàâèòü ñâîþ õîðîøóþ ðàáîòó â áàçó çíàíèé ïðîñòî. Èñïîëüçóéòå ôîðìó, ðàñïîëîæåííóþ íèæå

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

ÔÅÄÅÐÀËÜÍÎÅ ÀÃÅÍÑÒÂÎ ÏÎ ÎÁÐÀÇÎÂÀÍÈÞ

ÃÎÑÓÄÀÐÑÒÂÅÍÍÎÅ ÎÁÐÀÇÎÂÀÒÅËÜÍÎÅ Ó×ÐÅÆÄÅÍÈÅ

ÂÛÑØÅÃÎ ÏÐÎÔÅÑÑÈÎÍÀËÜÍÎÃÎ ÎÁÐÀÇÎÂÀÍÈß

ÒÓËÜÑÊÈÉ ÃÎÑÓÄÀÐÑÒÂÅÍÍÛÉ ÏÅÄÀÃÎÃÈ×ÅÑÊÈÉ ÓÍÈÂÅÐÑÈÒÅÒ

ÈÌ. Ë.Í. ÒÎËÑÒÎÃÎ

Êàôåäðà ïðàêòè÷åñêîé ïñèõîëîãèè

ÊÓÐÑÎÂÀß ÐÀÁÎÒÀ

Íà òåìó:

Âûÿâëåíèå êðåàòèâíîñòè ó äåòåé â ñòàðøåì øêîëüíîì âîçðàñòå

Âûïîëíèëà:

Ñòóäåíòêà 3 êóðñà ãðóïïû À

Î÷íîé ôîðìû îáó÷åíèÿ

Ôàêóëüòåòà ïñèõîëîãèè

Àôàíàñüåâà Åêàòåðèíà Ïåòðîâíà

Ïðîâåðèëà:

×åðêàñîâà Ñ.À.

Òóëà — 2009

Ñîäåðæàíèå

  • Ââåäåíèå
  • Ãëàâà 1. Òåîðåòè÷åñêèå îñíîâû ïðîáëåìû êðåàòèâíîñòè äåòåé â ñòàðøåì øêîëüíîì âîçðàñòå
  • § 1.1 Ïðåäñòàâëåíèÿ î êðåàòèâíîñòè
  • § 1.2 Ïñèõîëîãè÷åñêèå îñîáåííîñòè ñòàðøåãî øêîëüíîãî âîçðàñòà
  • § 1.3 Ðàçâèòèå êðåàòèâíîñòè ó ñòàðøèõ øêîëüíèêîâ â âîñïèòàòåëüíî-îáðàçîâàòåëüíîì ïðîöåññå
  • Âûâîä
  • Ãëàâà 2. Ýêñïåðèìåíòàëüíàÿ ðàáîòà ïî èçó÷åíèþ êðåàòèâíûõ ñïîñîáíîñòåé ñòàðøèõ øêîëüíèêîâ
  • § 2.1 Äèàãíîñòèêà êðåàòèâíûõ ñïîñîáíîñòåé ñòàðøèõ øêîëüíèêîâ
  • § 2.2 Àíàëèç ðåçóëüòàòîâ èññëåäîâàíèÿ êðåàòèâíîñòè ñòàðøèõ øêîëüíèêîâ
  • § 2.3 Êîìïëåêñ èãð è óïðàæíåíèé íà ðàçâèòèå êðåàòèâíîñòè
  • Çàêëþ÷åíèå
  • Ëèòåðàòóðà
  • Ïðèëîæåíèå

êðåàòèâíîñòü ñòàðøèé øêîëüíûé âîçðàñò

Íåñìîòðÿ íà áîëüøîå ÷èñëî èññëåäîâàíèé, íàïðàâëåííûõ íà èçó÷åíèå êðåàòèâíîñòè, ìíîãîîáðàçèå àñïåêòîâ è ïîäõîäîâ â îïðåäåëåíèè ïðèðîäû êðåàòèâíîñòè, â âûäåëåíèè óñëîâèé ðåàëèçàöèè è ðàçâèòèÿ êðåàòèâíûõ êà÷åñòâ ëè÷íîñòè, çíà÷èòåëüíûé êðóã âîïðîñîâ îñòàåòñÿ íåäîñòàòî÷íî ðàçðàáîòàííûì.  ÷àñòíîñòè, ýòî îòíîñèòñÿ ê èññëåäîâàíèþ èñòî÷íèêîâ è óñëîâèé ðàçâèòèÿ êðåàòèâíîñòè ëè÷íîñòè â ðàçíûå âîçðàñòíûå ïåðèîäû. Ðåøåíèå äàííîé ïðîáëåìû èìååò îñîáîå çíà÷åíèå â îòíîøåíèè ñòàðøåãî øêîëüíîãî âîçðàñòà, òàê êàê èìåííî ýòîò âîçðàñò, íà ìîé âçãëÿä, ÿâëÿåòñÿ áëàãîïðèÿòíûì âðåìåíåì äëÿ ðàçâèòèÿ êðåàòèâíîñòè ñ öåëüþ çàêðåïëåíèÿ åå êàê óñòîé÷èâîé õàðàêòåðèñòèêè ëè÷íîñòè. Ýòî îáîñíîâàíî, êàê ðÿäîì ýêñïåðèìåíòàëüíûõ èññëåäîâàíèé, âûÿâèâøèì «âñïëåñê» ïðîÿâëåíèé êðåàòèâíîñòè â ñòàðøåì øêîëüíîì âîçðàñòå (Ä.Á. Áîãîÿâëåíñêàÿ, Â.Í. Äðóæèíèí, Â.Í. Êîçëåíêî, Äæ. Ðåíçóëëè, Ð. Ñòåðíáåðã, B. C. Þðêåâè÷ è äð.), òàê è òåîðåòè÷åñêèìè ïîëîæåíèÿìè, ðàñêðûâàþùèìè îñîáåííîñòè ðàçâèòèÿ ëè÷íîñòè â äàííûé âîçðàñòíîé ïåðèîä (Ë.È. Áîæîâè÷, Â.Â. Äàâûäîâ, È.Ñ. Êîí, Í.Ñ. Ëåéòåñ, Å.À. Øóìèëèí è äð.). Îäíîé èç íåðåøåííûõ ïðîáëåì â ñîâðåìåííîé ïñèõîëîãèè îñòàåòñÿ ðàçðàáîòêà äèàãíîñòè÷åñêèõ ìåòîäèê, àäåêâàòíî îòðàæàþùèõ àêòóàëüíûé óðîâåíü êðåàòèâíîñòè ëè÷íîñòè, à òàêæå çàäà÷à ïî ñîâåðøåíñòâîâàíèþ òåõíîëîãèé äëÿ ðàçâèòèÿ äàííîãî ñâîéñòâà.  íàñòîÿùåå âðåìÿ îùóùàåòñÿ îñòðîå ïðîòèâîðå÷èå ìåæäó òåîðåòè÷åñêèìè ïðåäñòàâëåíèÿìè î ïñèõîëîãè÷åñêîé ïðèðîäå êðåàòèâíîñòè, ñ îäíîé ñòîðîíû, è ïðàêòèêîé ðàçâèòèÿ è äèàãíîñòèêè êðåàòèâíîñòè, ñ äðóãîé, ñòàíîâèòñÿ î÷åâèäíûì, ÷òî òðåáóþòñÿ áîëåå êîìïëåêñíûå è ðàçðàáîòàííûå ïîäõîäû, êàê ê äèàãíîñòèêå, òàê è ðàçâèòèþ êðåàòèâíîñòè ëè÷íîñòè.

Öåëüèññëåäîâàíèÿ: âûÿâëåíèå êðåàòèâíûõ ñïîñîáíîñòåé ñòàðøèõ øêîëüíèêîâ

Îáúåêò: êðåàòèâíîñòü

Ïðåäìåò: êðåàòèâíîñòü â ñòàðøåì øêîëüíîì âîçðàñòå.

Ãèïîòåçà: â ñòàðøåì øêîëüíîì âîçðàñòå êðåàòèâíûå ñïîñîáíîñòè õàðàêòåðèçóþòñÿ ñâîåîáðàçèåì è öåëîñòíîé ñîâîêóïíîñòüþ ñëåäóþùèõ ëè÷íîñòíûõ îñîáåííîñòåé: òâîð÷åñêèì ïîòåíöèàëîì, òâîð÷åñêîé àêòèâíîñòüþ, òâîð÷åñêîé íàïðàâëåííîñòüþ, òâîð÷åñêîé èíäèâèäóàëüíîñòüþ, èíèöèàòèâíîñòüþ, èìïðîâèçèðîâàííîñòüþ, ñïîñîáñòâóþùèõ â ïðîöåññå ñàìîàêòóàëèçàöèè ôîðìèðîâàíèþ òâîð÷åñêîé çðåëîñòè.

Çàäà÷èèññëåäîâàíèÿ:

1. Ïðîàíàëèçèðîâàòü ïñèõîëîãî-ïåäàãîãè÷åñêóþ ëèòåðàòóðó ïî ïðîáëåìå èññëåäîâàíèÿ

2. Ðàñêðûòü ïîíÿòèÿ «êðåàòèâíîñòü», «òâîð÷åñòâî».

3. Ðàçðàáîòàòü äèàãíîñòè÷åñêèé èíñòðóìåíòàðèé ïî èññëåäîâàíèþ êðåàòèâíîñòè ó äåòåé â ñòàðøåì øêîëüíîì âîçðàñòå.

4. Ïðîâåñòè èññëåäîâàíèå êðåàòèâíîñòè ó ñòàðøèõ øêîëüíèêîâ.

5. Ïðîàíàëèçèðîâàòü ïîëó÷åííûå ðåçóëüòàòû.

6. Ðàçðàáîòàòü ïðîãðàììó íà ðàçâèòèå êðåàòèâíûõ ñïîñîáíîñòåé ñòàðøèõ øêîëüíèêîâ.

Ìåòîäûèññëåäîâàíèÿ:

1. Òåîðåòè÷åñêèå ìåòîäû: àíàëèç íàó÷íîé ëèòåðàòóðû ïî ïðîáëåìå

2. Ýìïèðè÷åñêèå ìåòîäû: òåñò, àíêåòà, ïðîåêòèâíûå ìåòîäèêè

3. Ìåòîä îáðàáîòêè äàííûõ: êà÷åñòâåííûé è êîëè÷åñòâåííûé àíàëèç ðåçóëüòàòîâ èññëåäîâàíèÿ

4. Ïðåäñòàâëåíèå ðåçóëüòàòîâ èññëåäîâàíèÿ: ðèñóíêè, òàáëèöû

Íàçâàíèå ìåòîäèêè, àâòîð

Öåëü ìåòîäèêè

Èññëåäóåìûé êðèòåðèé

Òâîð÷åñêèé òåñò Òîððàíñà (âåðáàëüíûé)

Èññëåäîâàíèå òâîð÷åñêîé îäàðåííîñòè äåòåé.

Äàííûé òåñò íàïðàâëåí íà èçó÷åíèå êðåàòèâíîñòè, òâîð÷åñêîãî ìûøëåíèÿ

ÎÏÐÎÑÍÈÊ ÊÐÅÀÒÈÂÍÎÑÒÈ ÄÆÎÍÑÎÍÀ.

Èçó÷åíèå óðîâíÿ ðàçâèòèÿ òâîð÷åñêîãî ìûøëåíèÿ

Òâîð÷åñêîå ñàìîâûðàæåíèå

ÒÅÑÒ ÄÆ. ÃÈËÔÎÐÄÀ È Ì. ÑÀËËÈÂÅÍÀ «ÈÑÒÎÐÈÈ Ñ ÇÀÂÅÐØÅÍÈÅÌ»

Îöåíêà ñîöèàëüíîãî èíòåëëåêòà

Èçìåðåíèå ôàêòîðà ïîçíàíèÿ ðåçóëüòàòîâ ïîâåäåíèÿ

Читайте также:  Влияние цвета на развитие ребенка

¹ ï/ï

Èìÿ

Âîçðàñò

Áàëëû

Óðîâåíü êðåàòèâíîñòè

1

Àë¸íà Á.

15

36

Î÷åíü âûñîêèé

2

Åâãåíèÿ Ê.

16

28

Âûñîêèé

3

Ñâåòëàíà Á.

16

27

Âûñîêèé

4

Ìàêñèì Á.

16

20

Íîðìàëüíûé, ñðåäíèé

5

Àðò¸ì Ì.

16

25

Íîðìàëüíûé, ñðåäíèé

6

Èðèíà Ì.

16

22

Íîðìàëüíûé, ñðåäíèé

7

Èðèíà À.

15

22

Íîðìàëüíûé, ñðåäíèé

8

Àëåêñàíäðà Ä.

15

28

Âûñîêèé

9

Åëåíà Ç.

15

30

Âûñîêèé

10

Þëèÿ Ê.

15

28

Âûñîêèé

Ðèñ.1

 ðåçóëüòàòå ïðîâåäåíèÿ äàííîãî îïðîñíèêà áûëî âûÿâëåíî, ÷òî ó ñîâðåìåííûõ ñòàðøåêëàññíèêîâ ïðåîáëàäàåò âûñîêèé è î÷åíü âûñîêèé óðîâåíü êðåàòèâíîñòè.

Òàáëèöà 2. Òåñò Äæ. Ãèëôîðäà è Ì. Ñàëëèâåíà «Èñòîðèè ñ çàâåðøåíèåì«

¹ ï/ï

Èìÿ

Âîçðàñò

Áàëëû

Îöåíêà ïî òåñòó

1

Àë¸íà Á.

15

6

ïîíèæåíà

2

Åâãåíèÿ Ê.

16

8

ïîíèæåíà

3

Ñâåòëàíà Á.

16

9

ïîíèæåíà

4

Ìàêñèì Á.

16

7

ïîíèæåíà

5

Àðò¸ì Ì.

16

12

ñðåäíåâûáîðî÷íàÿ íîðìà

6

Èðèíà Ì.

16

4

÷ðåçâû÷àéíî íèçêàÿ

7

Èðèíà À.

15

13

ïîâûøåíà

8

Àëåêñàíäðà Ä.

15

14

âûñîêàÿ

9

Åëåíà Ç.

15

13

ïîâûøåíà

10

Þëèÿ Ê.

15

14

âûñîêàÿ

Ðèñ.2

 õîäå ïðîâåäåíèÿ äàííîé ìåòîäèêè áûëî âûÿâëåííî, ÷òî ïîêàçàòåëè ñîöèàëüíîãî èíòåëëåêòà çíà÷èòåëüíî ñíèæåííû è òîëüêî íåáîëüøîé ïðîöåíò ñòàðøåêëàññíèêîâ èìååò ïîêàçàòåëè âûøå íîðìà èëè â åå ïðåäåëàõ.

Òàáëèöà 3. Òâîð÷åñêèé òåñò Òîððåíñà (âåðáàëüíûé)

¹ ï/ï

Èìÿ

Âîçðàñò

Áàëëû

1

Àë¸íà Á.

15

102,8

2

Åâãåíèÿ Ê.

16

112,3

3

Ñâåòëàíà Á.

16

123,5

4

Ìàêñèì Á.

16

132,5

5

Àðò¸ì Ì.

16

126,3

6

Èðèíà Ì.

16

94,2

7

Èðèíà À.

15

93,4

8

Àëåêñàíäðà Ä.

15

138,6

9

Åëåíà Ç.

15

93,7

10

Þëèÿ Ê.

15

173,1

Ðèñ.3

Ïðîâåäÿ òåñò, áûëî âûÿâëåíî, ÷òî îñíîâíîé ïðîöåíò äåòåé èìåþò âåñüìà âûñîêèå ïîêàçàòåëè òâîð÷åñêîé îäàðåííîñòè. Ñïîñîáíû êðåàòèâíî ìûñëèòü è ðåøàòü ïîñòàâëåííûå çàäà÷è â êîðîòêèå ñðîêè è íåñòàíäàðòíûìè ñïîñîáàìè.

Íî âñå-òàêè åñòü ó÷àùèåñÿ, èìåþùèå ñðåäíèé ïîêàçàòåëü óðîâíÿ êðåàòèâíîñòè, êîòîðûì ñëåäóåò ðàçâèâàòü óìåíèå òâîð÷åñêè ìûñëèòü, èìïðîâèçèðîâàòü, ïðîÿâëÿòü èíèöèàòèâó è ñòðåìëåíèå ê äîñòèæåíèþ íàèëó÷øèõ ðåçóëüòàòîâ. Îòñþäà ñëåäóåò, ÷òîáû âîñïèòàòü ãàðìîíè÷íóþ ëè÷íîñòü íåîáõîäèìî ðàçâèâàòü òâîð÷åñêèå ñïîñîáíîñòè è óìåíèå íåñòàíäàðòíî ïîäõîäèòü ê ðåøåíèþ ëþáîé ïðîáëåìû.

Íàçâàíèå çàíÿòèÿ (íîìåð çàíÿòèÿ)

Öåëü çàíÿòèÿ

Èãðû, óïðàæíåíèÿ, ýòþäû âõîäÿùèå â çàíÿòèÿ

Âðåìÿ îòâåäåííîå íà êàæäîå çàíÿòèå

«Çíàêîìñòâî»

ðàçâèòèå òâîð÷åñêîãî ìûøëåíèÿ è óìåíèÿ ñîñðåäîòî÷èòüñÿ, à òàê æå êðåàòèâíîñòè

Óïðàæíåíèå «Ñî÷èíèòåëü»; Óïðàæíåíèå «Òâîð÷åñêîå îçàðåíèå»; Óïðàæíåíèå «Ðèôìóåì èìåíà»

30 ìèíóò

«Âûÿâëåíèå êðåàòèâíîñòè»

ðàçâèòèå êðåàòèâíîñòè. ìûøëåíèÿ

Óïðàæíåíèå «Òâîð÷åñêîå îçàðåíèå»; Óïðàæíåíèå «Çàâÿæè øíóðîê»; Óïðàæíåíèå «Ïðî÷òè òåêñò»

30 ìèíóò

«Íåìíîãî ïîãîâîðèì»

ðàçâèòèå êðåàòèâíîñòè, ìûøëåíèÿ, ðàçâèòèå âîîáðàæåíèÿ è òâîð÷åñêèõ ñïîñîáíîñòåé.

Óïðàæíåíèå «Ðàññêàç»; Óïðàæíåíèå «Ïðèäóìàé»; Óïðàæíåíèå «Çàãîëîâêè»

30 ìèíóò

«Êàïåëüêà òâîð÷åñòâà»

ðàçâèòèå êðåàòèâíîñòè

Èãðà «Ê ñ÷àñòüþ. Ê ñîæàëåíèþ. «; Óïðàæíåíèå «Ïðåâðàùåíèÿ»; Óïðàæíåíèå «Çàãëàâíàÿ áóêâà»

30 ìèíóò

«Çàêëþ÷åíèå»

Ñòèìóëèðîâàòü ïîÿâëåíèå òâîð÷åñêèõ èäåé, ïðîáà îðèãèíàëüíîñòè ìûøëåíèÿ

Óïðàæíåíèå «Ïîñòàâü òî÷êó»; Óïðàæíåíèå-àêòèâàòîð «Àïåëüñèí»; Èãðà «Ïîèñê îáùèõ ñâîéñòâ»

30 ìèíóò

1. Àéçåíê Ã.Þ. Èíòåëëåêò: íîâûé âçãëÿä // Âîïðîñû ïñèõîëîãèè. — ¹ 1. — 2003.

2. Àðíàóäîâ Ì. Ïñèõîëîãèÿ ëèòåðàòóðíîãî òâîð÷åñòâà. — Ì.: Ïðîãðåññ, 2005.

3. Áîãîÿâëåíñêàÿ Ä.Á. Èíòåëëåêòóàëüíàÿ àêòèâíîñòü êàê ïðîáëåìà òâîð÷åñòâà. — Ðîñòîâ-íà-Äîíó, 2002.

4. Áîãîÿâëåíñêàÿ Ä.Á. Ìåòîä èññëåäîâàíèÿ óðîâíåé èíòåëëåêòóàëüíîé àêòèâíîñòè // Âîïðîñû ïñèõîëîãèè, 2003.

5. Áîãîÿâëåíñêàÿ Ä.Á. Èíòåëëåêòóàëüíàÿ àêòèâíîñòü êàê ïðîáëåìà òâîð÷åñòâà. — Ðîñòîâ-íà-Äîíó, 2003.

6. Ãîäôðóà Æ. ×òî òàêîå ïñèõîëîãèÿ. Â 2 ò. — Ì.: Ìèð, 2005

7. Ãîí÷àðåíêî Í.Â. Ãåíèé â èñêóññòâå è íàóêå. — Ì.: Èñêóññòâî, 2003.

8. Ãðèãîðåíêî Å.À., Êî÷óáåé Á.È. Èññëåäîâàíèå ïðîöåññà âûäâèæåíèÿ è ïðîâåðêè ãèïîòåç áëèçíåöàìè // Íîâûå èññëåäîâàíèÿ â ïñèõîëîãèè. — 2002.

9. Ãðóçåíáåðã ÑÎ. Ïñèõîëîãèÿ òâîð÷åñòâà. — Ìèíñê, 2005.

10. Äðóæèíèí Â.Í., Õàçðàòîâà Í.Â. Ýêñïåðèìåíòàëüíîå íàñëåäîâàíèå ôîðìèðóþùåãî âëèÿíèÿ ìèêðîñðå¬äû íà êðåàòèâíîñòü 2005

11. Ïñèõîëîãè÷åñêèé æóðíàë. — 2004. — ¹ 4.

12. Ë.Ä. Ñòîëÿðåíêî «Îñíîâû ïñèõîëîãèè» èçäàíèå òðåòüå, ïåðåðàáîòàííîå è äîïîëíåííîå. «Ôåíèêñ» Ðîñòîâ-íà-Äîíó, 2000 ã.

13. Ëîìáðîçî ×. Ãåíèàëüíîñòü è ïîìåøàòåëüñòâî. — ÑÏá., 2004

14. Ëóê À.Í. Ïðîáëåìû íàó÷íîãî òâîð÷åñòâà / Ñåð. Íàóêîâåäåíèå çà ðóáåæîì. — Ì., ÈÏÈÎÍ ÀÍ ÑÑÑÐ, 2004.

15. Îëàõ À. Òâîð÷åñêèé ïîòåíöèàë è ëè÷íîñòíûå ïåðåìåíû // Îáùåñòâåííûå íàóêè çà ðóáåæîì.Ð.Æ. Ñåð. Íàóêîâåäåíèå. — 2004

16. Ïàðàíäîâñêèé ß. Àëõèìèÿ ñëîâà. — Ì.: Ïðàâäà, 2003.

Читайте также:  На развитие ребенка существенное влияние оказывает

17. Ïåðíà È.ß. Ðèòìû æèçíè è òâîð÷åñòâà. — Ë., 2001.

18. Ïîíîìàðåâ ß.À. Ïñèõîëîãèÿ òâîð÷åñòâà // Òåíäåíöèè ðàçâèòèÿ ïñèõîëîãè÷åñêîé íàóêè. — Ì.: Íàóêà, 2005.

19. Ïñèõîëîãè÷åñêàÿ äèàãíîñòèêà. Ó÷åáíèê äëÿ âóçîâ.3-å èçäàíèå ïåðåðàáîòàííîå è äîïîëíåííîå. Ïîä ðåäàêöèåé Ì.Ê. Àêèìîâîé, Ê.Ì. Ãóðåâè÷à. Èçäàòåëüñòâî: «Ïèòåð», 2003 ã.

20. «Ïðàêòè÷åñêàÿ ïñèõîäèàãíîñòèêà. Ìåòîäèêè è òåñòû» Ó÷åáíîå ïîñîáèå. Ðåäàêòîð-ñîñòàâèòåëü — Ä.ß. Ðàéãîðîäñêèé. Èçäàòåëüñêèé äîì «ÁÀÕÐÀÕ-Ì» Ñàìàðà 2001 ã.

21. Ðàçâèòèå è äèàãíîñòèêà ñïîñîáíîñòåé // Ïîä ðåä.Â.Í. Äðóæèíèíà è Â.Â. Øàäðèêîâà. — Ì.: Íàóêà, 2005.

22. Ðóäêåâè÷ Ë.À., Ðûáàëêî Å.Ô. Âîçðàñòíàÿ äèíàìèêà ñàìîðåàëèçàöèè òâîð÷åñêîé ëè÷íîñòè // Ïñèõîëîãè¬÷åñêèå ïðîáëåìû ñàìîðåàëèçàöèè ëè÷íîñòè. — ÑÏá: Èçä-âî ÑÏáÃÓ, 2004.

23. Õîëîäíàÿ Ì.À. Ïñèõîëîãèÿ èíòåëëåêòà: ïàðàäîêñû èññëåäîâàíèÿ. — Ìîñêâà; Òîìñê, 2004.

24. Õîðîâèòö Ô.Ä., Áàéåð Î. Îäàðåííûå è òàëàíòëèâûå äåòè: ñîñòîÿíèå ïðîáëåìû è íàïðàâëåíèÿ èññëåäî¬âàíèé // Îáùåñòâåííûå íàóêè çà ðóáåæîì. Ð.Æ. Ñåðèÿ Íàóêîâåäåíèå, 2005.

25. Ýëëèîò Ï.Ê. Ïðåôðîíòàëüíàÿ îáëàñòü êîðû áîëüøèõ ïîëóøàðèé ãîëîâíîãî ìîçãà êàê îðãàíèçàòîð âîëå¬âûõ äåéñòâèé è åå ðîëü â âûñâîáîæäåíèè òâîð÷åñêîãî ïîòåíöèàëà ÷åëîâåêà // Îáùåñòâåííûå íàóêè çà ðóáåæîì.Ð.Æ. Ñåð. Íàóêîâåäåíèå. — 2004

ÈÍÒÅÐÍÅÒ ÐÅÑÓÐÑÛ:

26. https://www.twirpx.com/files/

27. https://nkozlov.ru/tests_fan/d2725/

28. https://goleva. ucoz.ru/publ/8-1-0-59

Ïðèëîæåíèå ¹1

ÎïðîñíèêêðåàòèâíîñòèÄæîíñîíà.

Âîçìîæíûåîöåíî÷íûåáàëëû:

1 — íèêîãäà, 2 — ðåäêî, 3 — èíîãäà, 4 — ÷àñòî, 5 — ïîñòîÿííî.

Òåêñòîïðîñíèêà

Êîíòðîëüíûé ñïèñîê õàðàêòåðèñòèê êðåàòèâíîñòè

Òâîð÷åñêàÿ ëè÷íîñòü ñïîñîáíà:

1. Îùóùàòüòîíêèå,íåîïðåäåëåííûå,ñëîæíûåîñîáåííîñòèîêðóæàþùåãîìèðà (÷óâñòâèòåëüíîñòüêïðîáëåìå,ïðåäïî÷òåíèåñëîæíîñòåé).

2. Âûäâèãàòüèâûðàæàòüáîëüøîåêîëè÷åñòâîðàçëè÷íûõèäåéâäàííûõóñëîâèÿõ (áåãëîñòü).

3. Ïðåäëàãàòüðàçíûåâèäû,òèïû,êàòåãîðèèèäåé (ãèáêîñòü).

4. Ïðåäëàãàòüäîïîëíèòåëüíûåäåòàëè,èäåè,âåðñèèèëèðåøåíèÿ (íàõîä÷èâîñòü,èçîáðåòàòåëüíîñòü).

5. Ïðîÿâëÿòüâîîáðàæåíèå,÷óâñòâîþìîðàèðàçâèâàòüãèïîòåòè÷åñêèåâîçìîæíîñòè (âîîáðàæåíèå,ñïîñîáíîñòèêñòðóêòóðèðîâàíèþ).

6. Äåìîíñòðèðîâàòüïîâåäåíèå,êîòîðîåÿâëÿåòñÿíåîæèäàííûì,îðèãèíàëüíûì,íîïîëåçíûìäëÿðåøåíèÿïðîáëåìû (îðèãèíàëüíîñòü,èçîáðåòàòåëüíîñòüèïðîäóêòèâíîñòü).

7. Âîçäåðæèâàòüñÿîòïðèíÿòèÿïåðâîéïðèøåäøåéâãîëîâó,òèïè÷íîé,îáùåïðèíÿòîéïîçèöèè,âûäâèãàòüðàçëè÷íûåèäåèèâûáèðàòüëó÷øóþ (íåçàâèñèìîñòü,íåñòàíäàðòíîñòü)

Ïîäîáíûå äîêóìåíòû

  • Îïðåäåëåíèå àêöåíòóàöèé õàðàêòåðà è èõ âëèÿíèå íà ðàçâèòèå ïîäðîñòêà. Îñîáåííîñòè ðàçâèòèÿ êðåàòèâíîñòè â ïîäðîñòêîâîì âîçðàñòå. Ïðîâåäåíèå èññëåäîâàíèÿ íà èçó÷åíèå âçàèìîñâÿçè êðåàòèâíîñòè è òèïîâ àêöåíòóàöèé. Àíàëèç è èíòåðïðåòàöèÿ ïîëó÷åííûõ äàííûõ.

    êóðñîâàÿ ðàáîòà [375,5 K], äîáàâëåí 21.09.2015

  • Ïîíÿòèå êðåàòèâíîñòè è ãåíäåðà â ñîöèàëüíîé ïñèõîëîãèè. Ôàêòîðû ãåíäåðíî-ðîëåâîé ñîöèàëèçàöèè ÷åëîâåêà. Ìåòîäèêè èçó÷åíèÿ óðîâíÿ ðàçâèòèÿ òâîð÷åñêîãî ìûøëåíèÿ âçðîñëûõ. Îðãàíèçàöèÿ èññëåäîâàíèÿ ãåíäåðíûõ ðàçëè÷èé â ïðîöåññå àíàëèçà êðåàòèâíîñòè.

    êóðñîâàÿ ðàáîòà [470,1 K], äîáàâëåí 30.01.2013

  • Ïñèõîëîãèÿ òâîð÷åñòâà, îïðåäåëåíèå âîîáðàæåíèÿ, ïðåäðàñïîëîæåííîñòü ê òâîð÷åñòâó. Îñíîâíûå êîíöåïöèè èññëåäîâàíèÿ êðåàòèâíîñòè, êîíöåïöèÿ êðåàòèâíîñòè êàê óíèâåðñàëüíîé ïîçíàâàòåëüíîé òâîð÷åñêîé ñïîñîáíîñòè. Ìåòîäèêè äèàãíîñòèêè òâîð÷åñêèõ ñïîñîáíîñòåé.

    êóðñîâàÿ ðàáîòà [57,3 K], äîáàâëåí 06.03.2010

  • Ïîáóäèòåëüíûå îñíîâàíèÿ ëè÷íîñòè â þíîøåñêîì âîçðàñòå ïî ðàçâèòèþ ñîöèàëüíîé êðåàòèâíîñòè: ãåíäåðíî-ìîòèâàöèîííûé êîìïîíåíò. Îöåíêà åñòåñòâåííîé ïîòðåáíîñòè â òâîð÷åñêîì ïîòåíöèàëå. Âûäåëåíèå ñïåöèôè÷åñêèõ âèäîâ êðåàòèâíîñòè. Îáùåñòâåííàÿ êðåàòèâíîñòü.

    äèïëîìíàÿ ðàáîòà [4,0 M], äîáàâëåí 05.12.2012

  • Èññëåäîâàíèå îñíîâíûõ íàïðàâëåíèé ðàçâèòèÿ âîîáðàæåíèÿ â äîøêîëüíîì âîçðàñòå. Àíàëèç ïðåäïîñûëîê âîçíèêíîâåíèÿ òâîð÷åñêèõ ñïîñîáíîñòåé â äîøêîëüíîì âîçðàñòå. Ïîêàçàòåëè âëèÿíèÿ îñîáåííîñòåé âîîáðàæåíèÿ íà ðàçâèòèå êðåàòèâíîñòè ìûøëåíèÿ ó äîøêîëüíèêîâ.

    äèïëîìíàÿ ðàáîòà [1004,0 K], äîáàâëåí 20.05.2010

  • Ïîíÿòèå êðåàòèâíîñòè, ôàêòîðû, âëèÿþùèå íà åå ðàçâèòèå; ïðîÿâëåíèå â ðàçëè÷íûå âîçðàñòíûå ïåðèîäû. Âûäåëåíèå êðèòåðèåâ îöåíêè êðåàòèâíîñòè â íàó÷íûõ òåîðèÿõ. Ìåòîäû îöåíêè òâîð÷åñêèõ ñïîñîáíîñòåé ÷åëîâåêà. Ñðàâíèòåëüíûé àíàëèç òåñòèðîâàíèÿ è ýêñïåðèìåíòà.

    êóðñîâàÿ ðàáîòà [24,5 K], äîáàâëåí 28.03.2011

  • Ïñèõîëîãè÷åñêèå îñîáåííîñòè ïðîôåññèîíàëüíîãî ñàìîîïðåäåëåíèÿ â ñòàðøåì øêîëüíîì âîçðàñòå. Òðåíèíã êàê ìåòîä ïðîôîðèåíòàöèîííîé ðàáîòû â ñòàðøåì øêîëüíîì âîçðàñòå. Ýêñïåðèìåíòàëüíîå èññëåäîâàíèå âëèÿíèÿ ïðîôîðèåíòàöèîííîãî òðåíèíãà íà ðàçâèòèå ëè÷íîñòè.

    äèïëîìíàÿ ðàáîòà [201,6 K], äîáàâëåí 03.07.2015

  • Ïîíÿòèå è ñîäåðæàíèå êðåàòèâíîñòè êàê óðîâíÿ òâîð÷åñêîé îäàðåííîñòè è óñòîé÷èâîé ïñèõîëîãè÷åñêîé õàðàêòåðèñòèêè ëè÷íîñòè. Àíàëèç ïðîáëåì îïðåäåëåíèÿ êðåàòèâíîñòè êàê óìñòâåííîãî ïðîöåññà è âîçðàñòíûõ àñïåêòîâ åå ðàçâèòèÿ. Ñîâðåìåííûå òåîðèè êðåàòèâíîñòè.

    ïðåçåíòàöèÿ [1,1 M], äîáàâëåí 18.06.2016

  • Òåîðåòè÷åñêèå ïîäõîäû ê ïîíÿòèþ î êðåàòèâíîñòè, õàðàêòåðèñòèêà äàííîãî ïðîöåññà. Ýìïèðè÷åñêîå èçó÷åíèå êðåàòèâíîñòè è òåìïåðàìåíòà: ïðîöåäóðà è ìåòîäèêè. Èññëåäîâàíèå îñîáåííîñòåé íåâåðáàëüíîé êðåàòèâíîñòè ó ñòóäåíòîâ ñ ðàçíûì òèïîì òåìïåðàìåíòà.

    êîíòðîëüíàÿ ðàáîòà [28,4 K], äîáàâëåí 12.07.2016

  • Ôåíîìåí ïîíÿòèÿ êðåàòèâíîñòè â òðóäàõ çàðóáåæíûõ è îòå÷åñòâåííûõ ïñèõîëîãîâ. Óðîâíè è âàðèàíòû îòíîøåíèÿ êðåàòèâíîñòè ñ ôëåêñèáèëüíîñòüþ. Àíàëèç ðåçóëüòàòîâ äèàãíîñòèêè óðîâíÿ êðåàòèâíîñòè èëè òâîð÷åñêèõ ñïîñîáíîñòåé ñ ïîìîùüþ ìåòîäèêè Å. Òîððåíñà.

    êóðñîâàÿ ðàáîòà [226,8 K], äîáàâëåí 11.09.2014

Развитие творческих способностей ребенка старшего школьного возраста

  • ãëàâíàÿ
  • ðóáðèêè
  • ïî àëôàâèòó
  • âåðíóòüñÿ â íà÷àëî ñòðàíèöû
  • âåðíóòüñÿ ê íà÷àëó òåêñòà
  • âåðíóòüñÿ ê ïîäîáíûì ðàáîòàì

Источник