Развитие творческих способностей ребенка старшего школьного возраста
В настоящее время только очень ленивый или невероятно далекий от школы человек не ругает современное школьное образование за его чрезвычайную оторванность от жизни, скуку, царящую на уроках,, авторитаризм, игнорирование личности ученика и многое, многое другое. Иногда критика оказывается справедливой и вызванной искренним беспокойством за состояние нашей школы. Однако чаще всего критика носит скорее философский, а не конкретный прагматический характер. Вряд ли, сейчас, можно найти хоть одно учебное заведение, гордо называющее себя плохо произносимым термином «инновационное», которое бы не заявляло о внимании к личности ученика, о необходимости всемерно учитывать его индивидуальные особенности, способности, желания и стремления, об освобождении его «Я» от пагубного влияния учителей, только мешающих саморазвитию и самоопределению ребенка.
В наше время для новой инновационной школы начертаны два основных лозунга «Свобода» и «Творчество». Создается впечатление, что инноваторы просто присвоили себе право определять приоритетные направления развития школы, объявляя идеалы свободного творческого развития учащихся единственно истинными ценностями образования в демократическом обществе. При этом неким мистическим образом благодаря заботе о гуманизации образования оборачивается повсеместно его гуманитаризацией, нарушая тем самым все ту же свободу выбора ученика, его право на получение системного образования, право на присвоение не только художественно-образного видения мира, но и формирование научно-теоретического мышления.
Теоретики современной гуманистической школы считают, что наиболее важными результатами воспитания в инновационных школах должны являться воспитание активной, инициативной, развитой, раскрепощенной, доверяющей себе, уверенной в собственной правоте, жизнеспособной личности. Во всех бедах человечества виновата наука и научный, доказательный способ мышления о мире. От этого способа мышления ученика нужно уберечь, предоставляя ему возможность для самостоятельных и творческих поисков, насыщенных сложными эмоциональными переживаниями и способствующими нравственному развитию. Ребенка нужно воспитывать, приобщая его к искусству (живописи, музыке, танцам, драме, литературе), признавая и поощряя оригинальность любой его самостоятельной работы. Воспитание учащихся должно происходить на уровне подсознания через вызываемые эмоции, чувства и переживания, интуитивные озарения и внутренние импульсы.
Для современной школы не являются аргументом даже позиция Л.С. Выготского, одного из крупнейших психологов прошлого века: «Несомненная ошибка этого взгляда заключается в чрезмерном преувеличении и поклонении образцам детского творчества и непонимании того, что стихийная сила творчества, хотя и способна создать образцы величайшего напряжения, тем не менее, навсегда обречена оставаться в узком кругу самых элементарных, примитивных и, в сущности, бедных форм.» Борясь с творческим отношением к действительности, конструкторы современного образования создают специальные устройства «защиты от дурака» и вводят в обиход понятие функциональной грамотности как редкой в современных условиях интеллектуальной способности понять текст инструкции к какому-либо прибору. Из школьных программ и стандартов исчезла задача развития мышления учащихся. Если это слово и встречается в тексте, то непременно с прилагательным «творческое». Общество пытаются убедить в том, что научное, рациональное, доказательное мышление является чем-то вроде атавизма, а его обладатель не соответствует требованиям времени. Общество пытаются убедить в том, что развитие творческих способностей (креативности) детей является центральной проблемой и основной задачей современной гуманистической школы.
Ели оставить в стороне вопрос о вреде или пользе преподавания в школе высшей математики или какой-то иной бесполезной и угрожающей здоровью дисциплины (фонвизинский Митрофанушка, например, задолго до изобретения GPS был уверен, что при наличии пятачка на извозчика география — совершенно ненужная наука), то едва ли торжеством развития в детях креативности можно назвать ЕГЭ, введенный личными усилиями министра Фурсенко, несмотря на сопротивление множества экспертов.
Российское общество и без того живет по инфантильной митрофанушкиной логике: зачем выбирать себе власть — все равно назначат, зачем думать своей головой — за нас подумают, зачем что-то решать самим — за нас решат. И происходит так вовсе не от того, что в школе преподают лишние предметы. А потому, что, следуя установкам и предписаниям, даже ростки креативности, стоит им где-то ненароком вылезти тут же погибают.
Вывод
Креативность является полной противоположностью шаблонного мышления (ограниченность выбора при поиске возможных решений и тенденций одинаково подходить к разным проблемам). Она уводит в сторону от банальных идей и скучного, привычного взгляда на вещи и рождает оригинальные решения. Креативность делает процесс мышления увлекательным и помогает находить новые решения старых проблем. Психологи никак не могут прийти к единому определению термина креативность. Однако многие из них понимают под креативностью способность видеть вещи в новом и необычном свете и находить уникальные решения проблем. Но в одном они единодушны в том, что креативность и интеллект — не одно и то же.
Некоторые исследователи при оценке креативности человека основываются на его результатах или достижениях. Признаками креативности они считают такие общественно-полезные результаты, как изобретения, создание произведений искусства или сочинение музыкальных произведений. Но совершенно очевидно, что творческая деятельность требует также и большой работы. Так некоторые исследователи подчеркивают важное значение таких качеств, как любознательность и упорство.
Ïñèõîëîãè÷åñêèå îñîáåííîñòè ñòàðøåãî øêîëüíîãî âîçðàñòå. Ðàçâèòèå êðåàòèâíîñòè ó ñòàðøèõ øêîëüíèêîâ â âîñïèòàòåëüíî-îáðàçîâàòåëüíîì ïðîöåññå. Äèàãíîñòèêà êðåàòèâíûõ ñïîñîáíîñòåé ñòàðøèõ øêîëüíèêîâ. Êîìïëåêñ èãð è óïðàæíåíèé íà ðàçâèòèå êðåàòèâíîñòè.
Ðóáðèêà | Ïñèõîëîãèÿ |
Âèä | êóðñîâàÿ ðàáîòà |
ßçûê | ðóññêèé |
Äàòà äîáàâëåíèÿ | 22.04.2011 |
Ðàçìåð ôàéëà | 1,5 M |
Îòïðàâèòü ñâîþ õîðîøóþ ðàáîòó â áàçó çíàíèé ïðîñòî. Èñïîëüçóéòå ôîðìó, ðàñïîëîæåííóþ íèæå
Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.
Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/
ÔÅÄÅÐÀËÜÍÎÅ ÀÃÅÍÑÒÂÎ ÏÎ ÎÁÐÀÇÎÂÀÍÈÞ
ÃÎÑÓÄÀÐÑÒÂÅÍÍÎÅ ÎÁÐÀÇÎÂÀÒÅËÜÍÎÅ Ó×ÐÅÆÄÅÍÈÅ
ÂÛÑØÅÃÎ ÏÐÎÔÅÑÑÈÎÍÀËÜÍÎÃÎ ÎÁÐÀÇÎÂÀÍÈß
ÒÓËÜÑÊÈÉ ÃÎÑÓÄÀÐÑÒÂÅÍÍÛÉ ÏÅÄÀÃÎÃÈ×ÅÑÊÈÉ ÓÍÈÂÅÐÑÈÒÅÒ
ÈÌ. Ë.Í. ÒÎËÑÒÎÃÎ
Êàôåäðà ïðàêòè÷åñêîé ïñèõîëîãèè
ÊÓÐÑÎÂÀß ÐÀÁÎÒÀ
Íà òåìó:
Âûÿâëåíèå êðåàòèâíîñòè ó äåòåé â ñòàðøåì øêîëüíîì âîçðàñòå
Âûïîëíèëà:
Ñòóäåíòêà 3 êóðñà ãðóïïû À
Î÷íîé ôîðìû îáó÷åíèÿ
Ôàêóëüòåòà ïñèõîëîãèè
Àôàíàñüåâà Åêàòåðèíà Ïåòðîâíà
Ïðîâåðèëà:
×åðêàñîâà Ñ.À.
Òóëà — 2009
Ñîäåðæàíèå
- Ââåäåíèå
- Ãëàâà 1. Òåîðåòè÷åñêèå îñíîâû ïðîáëåìû êðåàòèâíîñòè äåòåé â ñòàðøåì øêîëüíîì âîçðàñòå
- § 1.1 Ïðåäñòàâëåíèÿ î êðåàòèâíîñòè
- § 1.2 Ïñèõîëîãè÷åñêèå îñîáåííîñòè ñòàðøåãî øêîëüíîãî âîçðàñòà
- § 1.3 Ðàçâèòèå êðåàòèâíîñòè ó ñòàðøèõ øêîëüíèêîâ â âîñïèòàòåëüíî-îáðàçîâàòåëüíîì ïðîöåññå
- Âûâîä
- Ãëàâà 2. Ýêñïåðèìåíòàëüíàÿ ðàáîòà ïî èçó÷åíèþ êðåàòèâíûõ ñïîñîáíîñòåé ñòàðøèõ øêîëüíèêîâ
- § 2.1 Äèàãíîñòèêà êðåàòèâíûõ ñïîñîáíîñòåé ñòàðøèõ øêîëüíèêîâ
- § 2.2 Àíàëèç ðåçóëüòàòîâ èññëåäîâàíèÿ êðåàòèâíîñòè ñòàðøèõ øêîëüíèêîâ
- § 2.3 Êîìïëåêñ èãð è óïðàæíåíèé íà ðàçâèòèå êðåàòèâíîñòè
- Çàêëþ÷åíèå
- Ëèòåðàòóðà
- Ïðèëîæåíèå
êðåàòèâíîñòü ñòàðøèé øêîëüíûé âîçðàñò
Íåñìîòðÿ íà áîëüøîå ÷èñëî èññëåäîâàíèé, íàïðàâëåííûõ íà èçó÷åíèå êðåàòèâíîñòè, ìíîãîîáðàçèå àñïåêòîâ è ïîäõîäîâ â îïðåäåëåíèè ïðèðîäû êðåàòèâíîñòè, â âûäåëåíèè óñëîâèé ðåàëèçàöèè è ðàçâèòèÿ êðåàòèâíûõ êà÷åñòâ ëè÷íîñòè, çíà÷èòåëüíûé êðóã âîïðîñîâ îñòàåòñÿ íåäîñòàòî÷íî ðàçðàáîòàííûì.  ÷àñòíîñòè, ýòî îòíîñèòñÿ ê èññëåäîâàíèþ èñòî÷íèêîâ è óñëîâèé ðàçâèòèÿ êðåàòèâíîñòè ëè÷íîñòè â ðàçíûå âîçðàñòíûå ïåðèîäû. Ðåøåíèå äàííîé ïðîáëåìû èìååò îñîáîå çíà÷åíèå â îòíîøåíèè ñòàðøåãî øêîëüíîãî âîçðàñòà, òàê êàê èìåííî ýòîò âîçðàñò, íà ìîé âçãëÿä, ÿâëÿåòñÿ áëàãîïðèÿòíûì âðåìåíåì äëÿ ðàçâèòèÿ êðåàòèâíîñòè ñ öåëüþ çàêðåïëåíèÿ åå êàê óñòîé÷èâîé õàðàêòåðèñòèêè ëè÷íîñòè. Ýòî îáîñíîâàíî, êàê ðÿäîì ýêñïåðèìåíòàëüíûõ èññëåäîâàíèé, âûÿâèâøèì «âñïëåñê» ïðîÿâëåíèé êðåàòèâíîñòè â ñòàðøåì øêîëüíîì âîçðàñòå (Ä.Á. Áîãîÿâëåíñêàÿ, Â.Í. Äðóæèíèí, Â.Í. Êîçëåíêî, Äæ. Ðåíçóëëè, Ð. Ñòåðíáåðã, B. C. Þðêåâè÷ è äð.), òàê è òåîðåòè÷åñêèìè ïîëîæåíèÿìè, ðàñêðûâàþùèìè îñîáåííîñòè ðàçâèòèÿ ëè÷íîñòè â äàííûé âîçðàñòíîé ïåðèîä (Ë.È. Áîæîâè÷, Â.Â. Äàâûäîâ, È.Ñ. Êîí, Í.Ñ. Ëåéòåñ, Å.À. Øóìèëèí è äð.). Îäíîé èç íåðåøåííûõ ïðîáëåì â ñîâðåìåííîé ïñèõîëîãèè îñòàåòñÿ ðàçðàáîòêà äèàãíîñòè÷åñêèõ ìåòîäèê, àäåêâàòíî îòðàæàþùèõ àêòóàëüíûé óðîâåíü êðåàòèâíîñòè ëè÷íîñòè, à òàêæå çàäà÷à ïî ñîâåðøåíñòâîâàíèþ òåõíîëîãèé äëÿ ðàçâèòèÿ äàííîãî ñâîéñòâà.  íàñòîÿùåå âðåìÿ îùóùàåòñÿ îñòðîå ïðîòèâîðå÷èå ìåæäó òåîðåòè÷åñêèìè ïðåäñòàâëåíèÿìè î ïñèõîëîãè÷åñêîé ïðèðîäå êðåàòèâíîñòè, ñ îäíîé ñòîðîíû, è ïðàêòèêîé ðàçâèòèÿ è äèàãíîñòèêè êðåàòèâíîñòè, ñ äðóãîé, ñòàíîâèòñÿ î÷åâèäíûì, ÷òî òðåáóþòñÿ áîëåå êîìïëåêñíûå è ðàçðàáîòàííûå ïîäõîäû, êàê ê äèàãíîñòèêå, òàê è ðàçâèòèþ êðåàòèâíîñòè ëè÷íîñòè.
Öåëüèññëåäîâàíèÿ: âûÿâëåíèå êðåàòèâíûõ ñïîñîáíîñòåé ñòàðøèõ øêîëüíèêîâ
Îáúåêò: êðåàòèâíîñòü
Ïðåäìåò: êðåàòèâíîñòü â ñòàðøåì øêîëüíîì âîçðàñòå.
Ãèïîòåçà: â ñòàðøåì øêîëüíîì âîçðàñòå êðåàòèâíûå ñïîñîáíîñòè õàðàêòåðèçóþòñÿ ñâîåîáðàçèåì è öåëîñòíîé ñîâîêóïíîñòüþ ñëåäóþùèõ ëè÷íîñòíûõ îñîáåííîñòåé: òâîð÷åñêèì ïîòåíöèàëîì, òâîð÷åñêîé àêòèâíîñòüþ, òâîð÷åñêîé íàïðàâëåííîñòüþ, òâîð÷åñêîé èíäèâèäóàëüíîñòüþ, èíèöèàòèâíîñòüþ, èìïðîâèçèðîâàííîñòüþ, ñïîñîáñòâóþùèõ â ïðîöåññå ñàìîàêòóàëèçàöèè ôîðìèðîâàíèþ òâîð÷åñêîé çðåëîñòè.
Çàäà÷èèññëåäîâàíèÿ:
1. Ïðîàíàëèçèðîâàòü ïñèõîëîãî-ïåäàãîãè÷åñêóþ ëèòåðàòóðó ïî ïðîáëåìå èññëåäîâàíèÿ
2. Ðàñêðûòü ïîíÿòèÿ «êðåàòèâíîñòü», «òâîð÷åñòâî».
3. Ðàçðàáîòàòü äèàãíîñòè÷åñêèé èíñòðóìåíòàðèé ïî èññëåäîâàíèþ êðåàòèâíîñòè ó äåòåé â ñòàðøåì øêîëüíîì âîçðàñòå.
4. Ïðîâåñòè èññëåäîâàíèå êðåàòèâíîñòè ó ñòàðøèõ øêîëüíèêîâ.
5. Ïðîàíàëèçèðîâàòü ïîëó÷åííûå ðåçóëüòàòû.
6. Ðàçðàáîòàòü ïðîãðàììó íà ðàçâèòèå êðåàòèâíûõ ñïîñîáíîñòåé ñòàðøèõ øêîëüíèêîâ.
Ìåòîäûèññëåäîâàíèÿ:
1. Òåîðåòè÷åñêèå ìåòîäû: àíàëèç íàó÷íîé ëèòåðàòóðû ïî ïðîáëåìå
2. Ýìïèðè÷åñêèå ìåòîäû: òåñò, àíêåòà, ïðîåêòèâíûå ìåòîäèêè
3. Ìåòîä îáðàáîòêè äàííûõ: êà÷åñòâåííûé è êîëè÷åñòâåííûé àíàëèç ðåçóëüòàòîâ èññëåäîâàíèÿ
4. Ïðåäñòàâëåíèå ðåçóëüòàòîâ èññëåäîâàíèÿ: ðèñóíêè, òàáëèöû
Íàçâàíèå ìåòîäèêè, àâòîð | Öåëü ìåòîäèêè | Èññëåäóåìûé êðèòåðèé |
Òâîð÷åñêèé òåñò Òîððàíñà (âåðáàëüíûé) | Èññëåäîâàíèå òâîð÷åñêîé îäàðåííîñòè äåòåé. | Äàííûé òåñò íàïðàâëåí íà èçó÷åíèå êðåàòèâíîñòè, òâîð÷åñêîãî ìûøëåíèÿ |
ÎÏÐÎÑÍÈÊ ÊÐÅÀÒÈÂÍÎÑÒÈ ÄÆÎÍÑÎÍÀ. | Èçó÷åíèå óðîâíÿ ðàçâèòèÿ òâîð÷åñêîãî ìûøëåíèÿ | Òâîð÷åñêîå ñàìîâûðàæåíèå |
ÒÅÑÒ ÄÆ. ÃÈËÔÎÐÄÀ È Ì. ÑÀËËÈÂÅÍÀ «ÈÑÒÎÐÈÈ Ñ ÇÀÂÅÐØÅÍÈÅÌ» | Îöåíêà ñîöèàëüíîãî èíòåëëåêòà | Èçìåðåíèå ôàêòîðà ïîçíàíèÿ ðåçóëüòàòîâ ïîâåäåíèÿ |
¹ ï/ï | Èìÿ | Âîçðàñò | Áàëëû | Óðîâåíü êðåàòèâíîñòè |
1 | Àë¸íà Á. | 15 | 36 | Î÷åíü âûñîêèé |
2 | Åâãåíèÿ Ê. | 16 | 28 | Âûñîêèé |
3 | Ñâåòëàíà Á. | 16 | 27 | Âûñîêèé |
4 | Ìàêñèì Á. | 16 | 20 | Íîðìàëüíûé, ñðåäíèé |
5 | Àðò¸ì Ì. | 16 | 25 | Íîðìàëüíûé, ñðåäíèé |
6 | Èðèíà Ì. | 16 | 22 | Íîðìàëüíûé, ñðåäíèé |
7 | Èðèíà À. | 15 | 22 | Íîðìàëüíûé, ñðåäíèé |
8 | Àëåêñàíäðà Ä. | 15 | 28 | Âûñîêèé |
9 | Åëåíà Ç. | 15 | 30 | Âûñîêèé |
10 | Þëèÿ Ê. | 15 | 28 | Âûñîêèé |
Ðèñ.1
 ðåçóëüòàòå ïðîâåäåíèÿ äàííîãî îïðîñíèêà áûëî âûÿâëåíî, ÷òî ó ñîâðåìåííûõ ñòàðøåêëàññíèêîâ ïðåîáëàäàåò âûñîêèé è î÷åíü âûñîêèé óðîâåíü êðåàòèâíîñòè.
Òàáëèöà 2. Òåñò Äæ. Ãèëôîðäà è Ì. Ñàëëèâåíà «Èñòîðèè ñ çàâåðøåíèåì«
¹ ï/ï | Èìÿ | Âîçðàñò | Áàëëû | Îöåíêà ïî òåñòó |
1 | Àë¸íà Á. | 15 | 6 | ïîíèæåíà |
2 | Åâãåíèÿ Ê. | 16 | 8 | ïîíèæåíà |
3 | Ñâåòëàíà Á. | 16 | 9 | ïîíèæåíà |
4 | Ìàêñèì Á. | 16 | 7 | ïîíèæåíà |
5 | Àðò¸ì Ì. | 16 | 12 | ñðåäíåâûáîðî÷íàÿ íîðìà |
6 | Èðèíà Ì. | 16 | 4 | ÷ðåçâû÷àéíî íèçêàÿ |
7 | Èðèíà À. | 15 | 13 | ïîâûøåíà |
8 | Àëåêñàíäðà Ä. | 15 | 14 | âûñîêàÿ |
9 | Åëåíà Ç. | 15 | 13 | ïîâûøåíà |
10 | Þëèÿ Ê. | 15 | 14 | âûñîêàÿ |
Ðèñ.2
 õîäå ïðîâåäåíèÿ äàííîé ìåòîäèêè áûëî âûÿâëåííî, ÷òî ïîêàçàòåëè ñîöèàëüíîãî èíòåëëåêòà çíà÷èòåëüíî ñíèæåííû è òîëüêî íåáîëüøîé ïðîöåíò ñòàðøåêëàññíèêîâ èìååò ïîêàçàòåëè âûøå íîðìà èëè â åå ïðåäåëàõ.
Òàáëèöà 3. Òâîð÷åñêèé òåñò Òîððåíñà (âåðáàëüíûé)
¹ ï/ï | Èìÿ | Âîçðàñò | Áàëëû |
1 | Àë¸íà Á. | 15 | 102,8 |
2 | Åâãåíèÿ Ê. | 16 | 112,3 |
3 | Ñâåòëàíà Á. | 16 | 123,5 |
4 | Ìàêñèì Á. | 16 | 132,5 |
5 | Àðò¸ì Ì. | 16 | 126,3 |
6 | Èðèíà Ì. | 16 | 94,2 |
7 | Èðèíà À. | 15 | 93,4 |
8 | Àëåêñàíäðà Ä. | 15 | 138,6 |
9 | Åëåíà Ç. | 15 | 93,7 |
10 | Þëèÿ Ê. | 15 | 173,1 |
Ðèñ.3
Ïðîâåäÿ òåñò, áûëî âûÿâëåíî, ÷òî îñíîâíîé ïðîöåíò äåòåé èìåþò âåñüìà âûñîêèå ïîêàçàòåëè òâîð÷åñêîé îäàðåííîñòè. Ñïîñîáíû êðåàòèâíî ìûñëèòü è ðåøàòü ïîñòàâëåííûå çàäà÷è â êîðîòêèå ñðîêè è íåñòàíäàðòíûìè ñïîñîáàìè.
Íî âñå-òàêè åñòü ó÷àùèåñÿ, èìåþùèå ñðåäíèé ïîêàçàòåëü óðîâíÿ êðåàòèâíîñòè, êîòîðûì ñëåäóåò ðàçâèâàòü óìåíèå òâîð÷åñêè ìûñëèòü, èìïðîâèçèðîâàòü, ïðîÿâëÿòü èíèöèàòèâó è ñòðåìëåíèå ê äîñòèæåíèþ íàèëó÷øèõ ðåçóëüòàòîâ. Îòñþäà ñëåäóåò, ÷òîáû âîñïèòàòü ãàðìîíè÷íóþ ëè÷íîñòü íåîáõîäèìî ðàçâèâàòü òâîð÷åñêèå ñïîñîáíîñòè è óìåíèå íåñòàíäàðòíî ïîäõîäèòü ê ðåøåíèþ ëþáîé ïðîáëåìû.
Íàçâàíèå çàíÿòèÿ (íîìåð çàíÿòèÿ) | Öåëü çàíÿòèÿ | Èãðû, óïðàæíåíèÿ, ýòþäû âõîäÿùèå â çàíÿòèÿ | Âðåìÿ îòâåäåííîå íà êàæäîå çàíÿòèå |
«Çíàêîìñòâî» | ðàçâèòèå òâîð÷åñêîãî ìûøëåíèÿ è óìåíèÿ ñîñðåäîòî÷èòüñÿ, à òàê æå êðåàòèâíîñòè | Óïðàæíåíèå «Ñî÷èíèòåëü»; Óïðàæíåíèå «Òâîð÷åñêîå îçàðåíèå»; Óïðàæíåíèå «Ðèôìóåì èìåíà» | 30 ìèíóò |
«Âûÿâëåíèå êðåàòèâíîñòè» | ðàçâèòèå êðåàòèâíîñòè. ìûøëåíèÿ | Óïðàæíåíèå «Òâîð÷åñêîå îçàðåíèå»; Óïðàæíåíèå «Çàâÿæè øíóðîê»; Óïðàæíåíèå «Ïðî÷òè òåêñò» | 30 ìèíóò |
«Íåìíîãî ïîãîâîðèì» | ðàçâèòèå êðåàòèâíîñòè, ìûøëåíèÿ, ðàçâèòèå âîîáðàæåíèÿ è òâîð÷åñêèõ ñïîñîáíîñòåé. | Óïðàæíåíèå «Ðàññêàç»; Óïðàæíåíèå «Ïðèäóìàé»; Óïðàæíåíèå «Çàãîëîâêè» | 30 ìèíóò |
«Êàïåëüêà òâîð÷åñòâà» | ðàçâèòèå êðåàòèâíîñòè | Èãðà «Ê ñ÷àñòüþ. Ê ñîæàëåíèþ. «; Óïðàæíåíèå «Ïðåâðàùåíèÿ»; Óïðàæíåíèå «Çàãëàâíàÿ áóêâà» | 30 ìèíóò |
«Çàêëþ÷åíèå» | Ñòèìóëèðîâàòü ïîÿâëåíèå òâîð÷åñêèõ èäåé, ïðîáà îðèãèíàëüíîñòè ìûøëåíèÿ | Óïðàæíåíèå «Ïîñòàâü òî÷êó»; Óïðàæíåíèå-àêòèâàòîð «Àïåëüñèí»; Èãðà «Ïîèñê îáùèõ ñâîéñòâ» | 30 ìèíóò |
1. Àéçåíê Ã.Þ. Èíòåëëåêò: íîâûé âçãëÿä // Âîïðîñû ïñèõîëîãèè. — ¹ 1. — 2003.
2. Àðíàóäîâ Ì. Ïñèõîëîãèÿ ëèòåðàòóðíîãî òâîð÷åñòâà. — Ì.: Ïðîãðåññ, 2005.
3. Áîãîÿâëåíñêàÿ Ä.Á. Èíòåëëåêòóàëüíàÿ àêòèâíîñòü êàê ïðîáëåìà òâîð÷åñòâà. — Ðîñòîâ-íà-Äîíó, 2002.
4. Áîãîÿâëåíñêàÿ Ä.Á. Ìåòîä èññëåäîâàíèÿ óðîâíåé èíòåëëåêòóàëüíîé àêòèâíîñòè // Âîïðîñû ïñèõîëîãèè, 2003.
5. Áîãîÿâëåíñêàÿ Ä.Á. Èíòåëëåêòóàëüíàÿ àêòèâíîñòü êàê ïðîáëåìà òâîð÷åñòâà. — Ðîñòîâ-íà-Äîíó, 2003.
6. Ãîäôðóà Æ. ×òî òàêîå ïñèõîëîãèÿ. Â 2 ò. — Ì.: Ìèð, 2005
7. Ãîí÷àðåíêî Í.Â. Ãåíèé â èñêóññòâå è íàóêå. — Ì.: Èñêóññòâî, 2003.
8. Ãðèãîðåíêî Å.À., Êî÷óáåé Á.È. Èññëåäîâàíèå ïðîöåññà âûäâèæåíèÿ è ïðîâåðêè ãèïîòåç áëèçíåöàìè // Íîâûå èññëåäîâàíèÿ â ïñèõîëîãèè. — 2002.
9. Ãðóçåíáåðã ÑÎ. Ïñèõîëîãèÿ òâîð÷åñòâà. — Ìèíñê, 2005.
10. Äðóæèíèí Â.Í., Õàçðàòîâà Í.Â. Ýêñïåðèìåíòàëüíîå íàñëåäîâàíèå ôîðìèðóþùåãî âëèÿíèÿ ìèêðîñðå¬äû íà êðåàòèâíîñòü 2005
11. Ïñèõîëîãè÷åñêèé æóðíàë. — 2004. — ¹ 4.
12. Ë.Ä. Ñòîëÿðåíêî «Îñíîâû ïñèõîëîãèè» èçäàíèå òðåòüå, ïåðåðàáîòàííîå è äîïîëíåííîå. «Ôåíèêñ» Ðîñòîâ-íà-Äîíó, 2000 ã.
13. Ëîìáðîçî ×. Ãåíèàëüíîñòü è ïîìåøàòåëüñòâî. — ÑÏá., 2004
14. Ëóê À.Í. Ïðîáëåìû íàó÷íîãî òâîð÷åñòâà / Ñåð. Íàóêîâåäåíèå çà ðóáåæîì. — Ì., ÈÏÈÎÍ ÀÍ ÑÑÑÐ, 2004.
15. Îëàõ À. Òâîð÷åñêèé ïîòåíöèàë è ëè÷íîñòíûå ïåðåìåíû // Îáùåñòâåííûå íàóêè çà ðóáåæîì.Ð.Æ. Ñåð. Íàóêîâåäåíèå. — 2004
16. Ïàðàíäîâñêèé ß. Àëõèìèÿ ñëîâà. — Ì.: Ïðàâäà, 2003.
17. Ïåðíà È.ß. Ðèòìû æèçíè è òâîð÷åñòâà. — Ë., 2001.
18. Ïîíîìàðåâ ß.À. Ïñèõîëîãèÿ òâîð÷åñòâà // Òåíäåíöèè ðàçâèòèÿ ïñèõîëîãè÷åñêîé íàóêè. — Ì.: Íàóêà, 2005.
19. Ïñèõîëîãè÷åñêàÿ äèàãíîñòèêà. Ó÷åáíèê äëÿ âóçîâ.3-å èçäàíèå ïåðåðàáîòàííîå è äîïîëíåííîå. Ïîä ðåäàêöèåé Ì.Ê. Àêèìîâîé, Ê.Ì. Ãóðåâè÷à. Èçäàòåëüñòâî: «Ïèòåð», 2003 ã.
20. «Ïðàêòè÷åñêàÿ ïñèõîäèàãíîñòèêà. Ìåòîäèêè è òåñòû» Ó÷åáíîå ïîñîáèå. Ðåäàêòîð-ñîñòàâèòåëü — Ä.ß. Ðàéãîðîäñêèé. Èçäàòåëüñêèé äîì «ÁÀÕÐÀÕ-Ì» Ñàìàðà 2001 ã.
21. Ðàçâèòèå è äèàãíîñòèêà ñïîñîáíîñòåé // Ïîä ðåä.Â.Í. Äðóæèíèíà è Â.Â. Øàäðèêîâà. — Ì.: Íàóêà, 2005.
22. Ðóäêåâè÷ Ë.À., Ðûáàëêî Å.Ô. Âîçðàñòíàÿ äèíàìèêà ñàìîðåàëèçàöèè òâîð÷åñêîé ëè÷íîñòè // Ïñèõîëîãè¬÷åñêèå ïðîáëåìû ñàìîðåàëèçàöèè ëè÷íîñòè. — ÑÏá: Èçä-âî ÑÏáÃÓ, 2004.
23. Õîëîäíàÿ Ì.À. Ïñèõîëîãèÿ èíòåëëåêòà: ïàðàäîêñû èññëåäîâàíèÿ. — Ìîñêâà; Òîìñê, 2004.
24. Õîðîâèòö Ô.Ä., Áàéåð Î. Îäàðåííûå è òàëàíòëèâûå äåòè: ñîñòîÿíèå ïðîáëåìû è íàïðàâëåíèÿ èññëåäî¬âàíèé // Îáùåñòâåííûå íàóêè çà ðóáåæîì. Ð.Æ. Ñåðèÿ Íàóêîâåäåíèå, 2005.
25. Ýëëèîò Ï.Ê. Ïðåôðîíòàëüíàÿ îáëàñòü êîðû áîëüøèõ ïîëóøàðèé ãîëîâíîãî ìîçãà êàê îðãàíèçàòîð âîëå¬âûõ äåéñòâèé è åå ðîëü â âûñâîáîæäåíèè òâîð÷åñêîãî ïîòåíöèàëà ÷åëîâåêà // Îáùåñòâåííûå íàóêè çà ðóáåæîì.Ð.Æ. Ñåð. Íàóêîâåäåíèå. — 2004
ÈÍÒÅÐÍÅÒ ÐÅÑÓÐÑÛ:
26. https://www.twirpx.com/files/
27. https://nkozlov.ru/tests_fan/d2725/
28. https://goleva. ucoz.ru/publ/8-1-0-59
Ïðèëîæåíèå ¹1
ÎïðîñíèêêðåàòèâíîñòèÄæîíñîíà.
Âîçìîæíûåîöåíî÷íûåáàëëû:
1 — íèêîãäà, 2 — ðåäêî, 3 — èíîãäà, 4 — ÷àñòî, 5 — ïîñòîÿííî.
Òåêñòîïðîñíèêà
Êîíòðîëüíûé ñïèñîê õàðàêòåðèñòèê êðåàòèâíîñòè
Òâîð÷åñêàÿ ëè÷íîñòü ñïîñîáíà:
1. Îùóùàòüòîíêèå,íåîïðåäåëåííûå,ñëîæíûåîñîáåííîñòèîêðóæàþùåãîìèðà (÷óâñòâèòåëüíîñòüêïðîáëåìå,ïðåäïî÷òåíèåñëîæíîñòåé).
2. Âûäâèãàòüèâûðàæàòüáîëüøîåêîëè÷åñòâîðàçëè÷íûõèäåéâäàííûõóñëîâèÿõ (áåãëîñòü).
3. Ïðåäëàãàòüðàçíûåâèäû,òèïû,êàòåãîðèèèäåé (ãèáêîñòü).
4. Ïðåäëàãàòüäîïîëíèòåëüíûåäåòàëè,èäåè,âåðñèèèëèðåøåíèÿ (íàõîä÷èâîñòü,èçîáðåòàòåëüíîñòü).
5. Ïðîÿâëÿòüâîîáðàæåíèå,÷óâñòâîþìîðàèðàçâèâàòüãèïîòåòè÷åñêèåâîçìîæíîñòè (âîîáðàæåíèå,ñïîñîáíîñòèêñòðóêòóðèðîâàíèþ).
6. Äåìîíñòðèðîâàòüïîâåäåíèå,êîòîðîåÿâëÿåòñÿíåîæèäàííûì,îðèãèíàëüíûì,íîïîëåçíûìäëÿðåøåíèÿïðîáëåìû (îðèãèíàëüíîñòü,èçîáðåòàòåëüíîñòüèïðîäóêòèâíîñòü).
7. Âîçäåðæèâàòüñÿîòïðèíÿòèÿïåðâîéïðèøåäøåéâãîëîâó,òèïè÷íîé,îáùåïðèíÿòîéïîçèöèè,âûäâèãàòüðàçëè÷íûåèäåèèâûáèðàòüëó÷øóþ (íåçàâèñèìîñòü,íåñòàíäàðòíîñòü)
Ïîäîáíûå äîêóìåíòû
Îïðåäåëåíèå àêöåíòóàöèé õàðàêòåðà è èõ âëèÿíèå íà ðàçâèòèå ïîäðîñòêà. Îñîáåííîñòè ðàçâèòèÿ êðåàòèâíîñòè â ïîäðîñòêîâîì âîçðàñòå. Ïðîâåäåíèå èññëåäîâàíèÿ íà èçó÷åíèå âçàèìîñâÿçè êðåàòèâíîñòè è òèïîâ àêöåíòóàöèé. Àíàëèç è èíòåðïðåòàöèÿ ïîëó÷åííûõ äàííûõ.
êóðñîâàÿ ðàáîòà [375,5 K], äîáàâëåí 21.09.2015
Ïîíÿòèå êðåàòèâíîñòè è ãåíäåðà â ñîöèàëüíîé ïñèõîëîãèè. Ôàêòîðû ãåíäåðíî-ðîëåâîé ñîöèàëèçàöèè ÷åëîâåêà. Ìåòîäèêè èçó÷åíèÿ óðîâíÿ ðàçâèòèÿ òâîð÷åñêîãî ìûøëåíèÿ âçðîñëûõ. Îðãàíèçàöèÿ èññëåäîâàíèÿ ãåíäåðíûõ ðàçëè÷èé â ïðîöåññå àíàëèçà êðåàòèâíîñòè.
êóðñîâàÿ ðàáîòà [470,1 K], äîáàâëåí 30.01.2013
Ïñèõîëîãèÿ òâîð÷åñòâà, îïðåäåëåíèå âîîáðàæåíèÿ, ïðåäðàñïîëîæåííîñòü ê òâîð÷åñòâó. Îñíîâíûå êîíöåïöèè èññëåäîâàíèÿ êðåàòèâíîñòè, êîíöåïöèÿ êðåàòèâíîñòè êàê óíèâåðñàëüíîé ïîçíàâàòåëüíîé òâîð÷åñêîé ñïîñîáíîñòè. Ìåòîäèêè äèàãíîñòèêè òâîð÷åñêèõ ñïîñîáíîñòåé.
êóðñîâàÿ ðàáîòà [57,3 K], äîáàâëåí 06.03.2010
Ïîáóäèòåëüíûå îñíîâàíèÿ ëè÷íîñòè â þíîøåñêîì âîçðàñòå ïî ðàçâèòèþ ñîöèàëüíîé êðåàòèâíîñòè: ãåíäåðíî-ìîòèâàöèîííûé êîìïîíåíò. Îöåíêà åñòåñòâåííîé ïîòðåáíîñòè â òâîð÷åñêîì ïîòåíöèàëå. Âûäåëåíèå ñïåöèôè÷åñêèõ âèäîâ êðåàòèâíîñòè. Îáùåñòâåííàÿ êðåàòèâíîñòü.
äèïëîìíàÿ ðàáîòà [4,0 M], äîáàâëåí 05.12.2012
Èññëåäîâàíèå îñíîâíûõ íàïðàâëåíèé ðàçâèòèÿ âîîáðàæåíèÿ â äîøêîëüíîì âîçðàñòå. Àíàëèç ïðåäïîñûëîê âîçíèêíîâåíèÿ òâîð÷åñêèõ ñïîñîáíîñòåé â äîøêîëüíîì âîçðàñòå. Ïîêàçàòåëè âëèÿíèÿ îñîáåííîñòåé âîîáðàæåíèÿ íà ðàçâèòèå êðåàòèâíîñòè ìûøëåíèÿ ó äîøêîëüíèêîâ.
äèïëîìíàÿ ðàáîòà [1004,0 K], äîáàâëåí 20.05.2010
Ïîíÿòèå êðåàòèâíîñòè, ôàêòîðû, âëèÿþùèå íà åå ðàçâèòèå; ïðîÿâëåíèå â ðàçëè÷íûå âîçðàñòíûå ïåðèîäû. Âûäåëåíèå êðèòåðèåâ îöåíêè êðåàòèâíîñòè â íàó÷íûõ òåîðèÿõ. Ìåòîäû îöåíêè òâîð÷åñêèõ ñïîñîáíîñòåé ÷åëîâåêà. Ñðàâíèòåëüíûé àíàëèç òåñòèðîâàíèÿ è ýêñïåðèìåíòà.
êóðñîâàÿ ðàáîòà [24,5 K], äîáàâëåí 28.03.2011
Ïñèõîëîãè÷åñêèå îñîáåííîñòè ïðîôåññèîíàëüíîãî ñàìîîïðåäåëåíèÿ â ñòàðøåì øêîëüíîì âîçðàñòå. Òðåíèíã êàê ìåòîä ïðîôîðèåíòàöèîííîé ðàáîòû â ñòàðøåì øêîëüíîì âîçðàñòå. Ýêñïåðèìåíòàëüíîå èññëåäîâàíèå âëèÿíèÿ ïðîôîðèåíòàöèîííîãî òðåíèíãà íà ðàçâèòèå ëè÷íîñòè.
äèïëîìíàÿ ðàáîòà [201,6 K], äîáàâëåí 03.07.2015
Ïîíÿòèå è ñîäåðæàíèå êðåàòèâíîñòè êàê óðîâíÿ òâîð÷åñêîé îäàðåííîñòè è óñòîé÷èâîé ïñèõîëîãè÷åñêîé õàðàêòåðèñòèêè ëè÷íîñòè. Àíàëèç ïðîáëåì îïðåäåëåíèÿ êðåàòèâíîñòè êàê óìñòâåííîãî ïðîöåññà è âîçðàñòíûõ àñïåêòîâ åå ðàçâèòèÿ. Ñîâðåìåííûå òåîðèè êðåàòèâíîñòè.
ïðåçåíòàöèÿ [1,1 M], äîáàâëåí 18.06.2016
Òåîðåòè÷åñêèå ïîäõîäû ê ïîíÿòèþ î êðåàòèâíîñòè, õàðàêòåðèñòèêà äàííîãî ïðîöåññà. Ýìïèðè÷åñêîå èçó÷åíèå êðåàòèâíîñòè è òåìïåðàìåíòà: ïðîöåäóðà è ìåòîäèêè. Èññëåäîâàíèå îñîáåííîñòåé íåâåðáàëüíîé êðåàòèâíîñòè ó ñòóäåíòîâ ñ ðàçíûì òèïîì òåìïåðàìåíòà.
êîíòðîëüíàÿ ðàáîòà [28,4 K], äîáàâëåí 12.07.2016
Ôåíîìåí ïîíÿòèÿ êðåàòèâíîñòè â òðóäàõ çàðóáåæíûõ è îòå÷åñòâåííûõ ïñèõîëîãîâ. Óðîâíè è âàðèàíòû îòíîøåíèÿ êðåàòèâíîñòè ñ ôëåêñèáèëüíîñòüþ. Àíàëèç ðåçóëüòàòîâ äèàãíîñòèêè óðîâíÿ êðåàòèâíîñòè èëè òâîð÷åñêèõ ñïîñîáíîñòåé ñ ïîìîùüþ ìåòîäèêè Å. Òîððåíñà.
êóðñîâàÿ ðàáîòà [226,8 K], äîáàâëåí 11.09.2014
- ãëàâíàÿ
- ðóáðèêè
- ïî àëôàâèòó
- âåðíóòüñÿ â íà÷àëî ñòðàíèöû
- âåðíóòüñÿ ê íà÷àëó òåêñòà
- âåðíóòüñÿ ê ïîäîáíûì ðàáîòàì