Психического развития ребенка с олигофренией

Динамика процессов развития у детей с
олигофренией отличается крайней
замедленностью формирования высших
психических функций. Дети в своем
развитии отстают от своих нормально
развивающихся сверстников. Рассмотрим,
как происходит психическое развитие
детей на разных этапах. Обозначая
традиционно возрастные периоды развития
детей с интеллектуальной недостаточностью
как младенчество, ранний возраст,
дошкольный возраст, младший школьный
возраст, подростковый возраст, мы имеем
в виду лишь номинальное совпадение
хронологических границ этих возрастов.
Психологические особенности детей
с олигофренией в соответствующем
возрастном периоде будут существенно
иными по сравнению с нормально
развивающимися детьми.

Психическое развитие ребенка с
олигофренией в раннем детстве.
На
первом году жизни наблюдается вялость,
выраженное недоразвитие двигательных
функций, часто отмечается нарушение
сна и бодрствования. С отставанием
формируются связи «глаз – рука», «глаз
– ухо», что тормозит развитие хватания
и действий с предметами. Недоразвитие
эмоциональной сферы проявляется в
позднем формировании комплекса оживления,
с опозданием проявляются эмоциональные
реакции на различные внешние стимулы
(на звуки, знакомые предметы, голос и
вид матери и других взрослых). Дети
отличаются снижением интереса к
окружающему миру, у них не наблюдается
удивление при появлении нового интересного
предмета, они не стремятся наблюдать
за предметами, прослеживать их передвижение
в пространстве. С большим опозданием
появляется реакция на слово, то есть
ребенок не может связать название
предмета и сам предмет, что в норме
появляется у ребенка уже в 7 месяцев.
Это свидетельствует об отставании в
развитии именно познавательной сферы.
Выраженная задержка отмечается также
и в развитии речи, дети не только поздно
начинают понимать обращенную речь, но
также и поздно начинают говорить сами.

Развитие моторики происходит также с
большим отставанием. У детей поздно
формируются все основные движения: от
удержания головы, ползания, сидения до
самостоятельной ходьбы. Походка у них
долго остается неустойчивой, она плохо
координирована, отмечаются лишние
движения. Дети могут так и не освоить
или осваивают с большим трудом усложненные
виды ходьбы, например, ходьбу с
препятствиями, ходьбу по лестнице,
ходьбу спиной вперед и т.п. Дети испытывают
трудности и при попытке прыгать и бегать.

Хватание и действия с предметами также
появляются с большим опозданием. Движения
рук плохо скоординированы между собой.
Действия с предметами долго остаются
на уровне манипуляций, так как ребенок
с трудом усваивает действия с предметами
по назначению, то есть предметные
действия. Это можно объяснить также и
тем, что ребенок с большим трудом
подражает взрослому, обучается любым
новым для него действиям. В возрасте
2–3 лет наиболее очевидно выраженное
отставание в развитии навыков
самообслуживания, то есть ребенок не
овладевает умениями самостоятельно
умываться, принимать пищу, одеваться.

Психическое развитие ребенка с
олигофренией в дошкольном возрасте.
Дети с интеллектуальной недостаточностью
в дошкольном возрасте отличаются
сниженным интересом к ближайшему
предметно-игровому окружению. Дети
могут взять игрушку, которая попала в
их поле зрения, но тут же ее бросить, так
как их действия импульсивны, а интерес
к предмету не выражен. Если нормально
развивающиеся дошкольники разламывают
игрушки, удовлетворяя свой интерес к
их строению, то дети с интеллектуальной
недостаточностью делают это импульсивно,
не интересуясь предметом. Дети редко
задают вопросы «Что такое?», «Почему?»
из-за сниженной познавательной активности.

Игровые действия могут наблюдаться у
детей, однако, скорее это манипуляции
с игрушками, не всегда имеющие смысл.
Например, мальчик много раз катает
машинку из одного угла комнаты в другой,
издавая при этом звуки, изображающие
шум мотора. Девочка держит куклу на
руках и тычет ей ложкой в лицо, не заботясь
о том, чтобы ложка попала в область рта.
Кратковременно дети могут объединять
игровые действия в цепочки, но это не
характерно для дошкольников с
интеллектуальной недостаточностью.

۞
Иллюстрация

В.В. Лебединский [4] провел сравнительное
изучение игровой деятельности у обычных
детей и детей, страдающих олигофренией.
Игра у них длительное время задерживается
на стадии простого манипулирования,
элементарных стереотипов, в игре дети
только подражают тому, что видят, в ней
отчетливо видно отсутствие инициативы
и творчества. У детей с олигофренией
даже в возрасте 6 лет относительно
сложные предметные игровые действия
встречаются очень редко. Лишь к возрасту
7–8 лет уровень развития предметных
игровых действий приближается к уровню
игры детей 3–4 лет. Усложнение игровых
действий происходит только к 7–8 годам,
когда в норме дети уже должны переходить
к учебной деятельности.

Игровые действия появляются значительно
позже, уже в дошкольном возрасте или за
его пределами, так как для развития игры
необходимо символическое мышление, то
есть умение использовать один предмет
вместо другого и действовать в воображаемой
ситуации. Все эти качества у детей
развиты слабо, так как они являются
одной из сторон целостной познавательной
деятельности. К концу дошкольного
возраста у детей появляются элементы
сюжетно-ролевой игры, которые возникают
только под руководством взрослого. Так,
дети могут вместе со взрослым обыгрывать
ситуацию хождения в гости, выполняя
роли хозяев и гостей, сервируют стол,
угощают гостей чаем и печеньем. Однако
по собственной инициативе такие игры
детьми не организуются.

В дошкольном возрасте отмечается позднее
развитие речи, позднее овладение навыками
самообслуживания и самостоятельности.
Речь, как правило, аграмматичная,
словарный запас крайне ограничен.

Изобразительная деятельность у детей
с интеллектуальной недостаточностью
без специального обучения не возникает
и не развивается. Она долго остается на
уровне каракулей, лишь к концу данного
периода у детей появляются предметные
рисунки, выполненные весьма несовершенно,
с грубыми ошибками и неточностями. Дети
рисуют людей-головоногов, птиц, которые
имеют по 4 лапки, «прозрачные» дома.
Линии у них неровные, нечеткие. Однако
детям очень нравится рисование, и они
очень эмоционально относятся к результатам
своего труда. По данным В.С. Мухиной
[12] для рисования детей с интеллектуальной
недостаточностью в дошкольном возрасте
характерно отсутствие активного черкания
в доизобразительный период, резкое
запаздывание в появлении соотнесения
рисунка и предмета, копирование отдельных
линий образца без их объединения в
целостное изображение. Типичным является
факт неузнавания детьми собственных
рисунков, неумение их «читать», то есть
описывать, что на них изображено. Это
можно объяснить тем, что дети не соотносят,
не устанавливают связи между реальным
предметом и его графическим изображением.

В младшем школьном возрастедети начинают обучение по программе
вспомогательной школы. Но для них
характерно практически полное отсутствие
интересов к учению, особенно познавательных
интересов, дети пассивно относятся к
учебным занятиям, особенно к тем, которые
требуют умственного напряжения. Интересы
детей в этом возрасте могут быть связаны
с занимательностью учебного материала,
с яркостью его подачи. Наибольший интерес
у детей вызывает трудовая деятельность,
они с интересом берутся за выполнение
трудовых операций, даже не понимая до
конца их смысла.

В структуре психического недоразвития
на первый план выступает недоразвитие
абстрактного мышления. Дети способны
лишь к суждениям конкретно-ситуативного
характера, слабостью или невозможностью
обобщать предметы и явления, они
испытывают трудности при выделении
существенных признаков предметов и
явлений. Недостаточность логического
мышления особенно отчетливо проявляется
при овладении счетными операциями –
дети даже с легкой умственной отсталостью
с большим трудом научаются считать и
производить простые счетные операции.

В начальных классах вспомогательной
школы дети могут овладеть рисованием.
Систематические занятия по специальной
программе приводят к тому, что дети
осваивают способы и приемы грамотного
изображения предметов по представлению
и с натуры, могут овладеть техникой для
грамотного изображения натуры.

Вподростковом возрастеу детей с интеллектуальной недостаточностью
появляются другие интересы, которые не
связаны с учебными занятиями. Появляются
интересы к новым видам деятельности,
таким как вязание, шитье, выпиливание,
работа с бисером и соломкой. Значимым
становится общение со сверстниками,
появляются друзья. Но кроме интеллектуальной
недостаточности на первый план выступает
незрелость личности, которая проявляется
в неспособности самостоятельно решать
житейские ситуации, в некритичности
поведения, в неадекватных притязаниях.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

При олигофрении психическое развитие ребенка происходит на неполноценной, дефектной основе, но длительного течения заболевания нервной системы нет и ребенок считается практически здоровым.

Особенности психического развития детей-олигофренов во многих аспектах сходны, так как их мозг оказывается пораженным до начала развития речи.
Дети-олигофрены представляют однородную с психологической точки зрения группу, хотя они могут отличаться по этиологии заболевания.
Большинство авторов доказывают, что основной дефект, наблюдаемый при олигофрении, — это трудность обобщения (М.С. Певзнер) или, по-другому, слабость регулирующей роли речи.

Г.Е. Сухарева выделяет центральные дефекты. Их два: во-первых, дефицит любознательности, потребности в новых впечатлениях, дефицит познавательных интересов; во-вторых, плохая обучаемость, замедленное, затрудненное восприятие всего нового.

По мере того как ребенок растет, присоединяется бедность кругозора, поверхностность мышления, представления бедны, малы, слабость обобщения, незрелость эмоциональной сферы.

В предмете специальной психологии существуют две концепции психического развития умственно отсталого ребенка.
1. Теория потолка.
Умственно отсталый ребенок более или менее успешно усваивает все элементарное, простое, но все-таки не может достигнуть высшего уровня обобщения, абстрагирования, нравственные высоты также недоступны для него. Общепринятое положение об особенностях психического развития олигофренов говорит о том, что ведущий недостаток при умственной отсталости это слабость абстрагирования и обобщения.
2. Концепция развития, сформулированная Л.С. Выготским.
Процессы развития рассматриваются как единый процесс, каждый последующий этап зависит от предыдущего. Каждый последующий способ реагирования, действия зависит от достигнутого ранее. Л.С. Выготский говорит о необходимости отличать первичный дефект от вторичного, третичного осложнения. Неправильно было бы выводить все симптомы, все особенности психики умственно отсталого ребенка из основной причины его отсталости, т.е. из факта поражения коры головного мозга. Поступать подобным образом — это значило бы игнорировать сам процесс развития.
Ядерные причины (первичный дефект) умственной отсталости, по Л.С. Выготскому и Ж.И. Шиф, состоят в недостаточности замыкательной функции коры больших полушарий головного мозга, инертности, тугоподвижности основных нервных процессов (возбуждения, торможения), а также слабости ориентировочного дефекта.
Слабость ориентировочной деятельности лежит в основе пониженной активности ребенка и потребности в новых ощущениях, отсутствии интереса к окружающему миру.
Самым частым осложнением при умственной отсталости является недоразвитие высших психических функций. Это осложнение характеризуется как вторичный дефект. Если ребенок попадает в условия неадекватного воспитания, обучения, то возникают условия для отклонений третичного уровня. Подобные нарушения связаны с проявлениями в эмоционально-волевой сфере, поведении ребенка.
Наиболее поддающимися коррекционному воздействию, по мнению Л.С. Выготского, являются вторичные и третичные отклонения.
Теория Л.С. Выготского говорит о том, что умственно отсталый ребенок способен к культурному развитию. Он, в принципе, может выработать в себе высшие психические функции, но фактически остается недоразвитым в этом плане.

Культурное развитие умственно отсталого ребенка возможно, но оно ограничено ядерными признаками.
Недостаточность логического мышления проявляется в слабой способности к обобщению, олигофрены с трудом понимают любое явление в окружающем их мире. Переносный смысл слов и фраз понимается с трудом или не понимается совсем. Предметно-практическое мышление носит ограниченный характер. Олигофрены сравнивают явления и предметы по внешним признакам. Речь недостаточно развита, зависит от тяжести интеллектуального дефекта. Активный словарный запас ограничен. Грамматический строй речи страдает, характерны дефекты произношения различных степеней.
Для олигофрении характерна инертность психических процессов. Мышление замедлено по темпу, тугоподвижно. Переключаемость с одного вида деятельности на другой сильно затруднена. Произвольное внимание слабо выражено. Внимание отличается плохой фиксированностью на объекте, легко рассеивается.
Процессы запоминания и восприятия недостаточны. Новый материал запоминается медленно, требуется многократное повторение.
Характерно недоразвитие эмоционально-волевой сферы. Эмоции однообразны, мало дифференцированы, оттенки переживаний либо очень бедны, либо отсутствуют. Эмоциональные реакции в основном наблюдаются на раздражители, которые воздействуют непосредственно на человека. Психика косная, интерес к окружающему недостаточен. Инициатива и самостоятельность со стороны олигофренов отсутствуют. Одновременно с этим они неспособны подавлять аффект.
Часты сильные аффективные реакции по незначительному поводу.
Отмечается недоразвитие моторики. Движения бедные, однообразные, часто угловатые, бесцельные, замедленные. Может наблюдаться двигательное беспокойство, наличие содружественных движений (синкинезий).
Уровень развития деятельности больных напрямую связан со степенью интеллектуального дефекта и отличительными особенностями в эмоционально-волевой сфере. Больные с легкой степенью олигофрении способны к овладению простыми трудовыми навыками, имеют достаточный уровень адаптации к несложным жизненным ситуациям. При тяжелом поражении, о деятельности говорят только условно, имея в виду удовлетворение инстинктивных потребностей.
Признаком психического недоразвития является также иерархичность. Она выражается в недоразвитии высших форм мышления. Недостаточность памяти, восприятия, речи, эмоциональной сферы, моторики всегда выражена меньше, чем недостаточность мышления.

Дата добавления: 2015-04-20; просмотров: 4840; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Студент — человек, постоянно откладывающий неизбежность… 11024 — | 7451 — или читать все…

Читайте также:

Источник

В
динамике
психического развития детей, страдающих
олигофренией, признаки недоразвития
выступают на каждом возрастном этапе.
Степень их выраженности пропорциональна
глубине поражения мозга, интенсивности
и экстенсивности корковой .недостаточности.

При
большой тяжести органического поражения
нервной системы психический онтогенез
может ограничиться самыми ранними
этапами развития. Формирование сложных
психических функций может не развернуться
вообще. 

Отставание
сроков становления и развития психических
функций демонстративно и при негрубых
степенях олигофрении. Для первого года
жизни характерно запаздывание формирования
перцептивных функций: реакций на свет,
звук, игрушку, «комплекса оживления»
на лицо матери, других близких. Задержка
развития моторики выступает в замедлении
статических и локомоторных навыков
(удерживание головы, хватание предметов,
сидение, стояние, ходьба). В возрасте
2—3 лет наиболее очевидно выраженное
запаздывание развития навыков
самообслуживания; отчетливо проявляется
недоразвитие речи.

В
дошкольном возрасте уже четко выступает
недостаточность интеллектуальной
деятельности в целом: отсутствие
любознательности, пытливости, слабость
познавательной активности. При подготовке
к школе обнаруживаются выраженные
затруднения в освоении начальных
элементов чтения и счета.

Динамика
нарушений психического развития в
дошкольном возрасте у детей, страдающих
олигофренией, особенно ярко выступает
при изучении формирования их игровой
деятельности. Игра долго задерживается
на стадии простого манипулирования,
элементарных подражательных стереотипов.
И в ней отчетливо видно отсутствие
инициативы, творчества. Недопонимание
условий ролевой игры, затрудняя общение
со сверстниками, усугубляет дефицит
интеллектуального развития.

Для
динамики развития детей, страдающих
олигофренией, характерна и ретардация
возрастных уровней психогенного
реагирования. Психогенные реакции
большей частью имеют форму, типичную
для более младшего возраста. Долго
сохраняется соматовегетативный уровень
реагирования на психотравмирующую
ситуацию. Преобладание инфантильных
психомоторного и аффективного уровней
реагирования в. подростковом возрасте
делает подростков-олигофренов более
угрожаемыми в отношении ряда импульсивных
асоциальных поступков.

Так,
для психологических параметров
недоразвития при олигофрении типична
тотальность поражения с вовлечением
как частных функций, так и общих
регуляторных систем. При этом раннее
время поражения приводит к более
выраженному недоразвитию функций,
имеющих наиболее длительный временной
период созревания, что определяет
иерархию, в которой особая тяжесть
недоразвития падает как на регуляторные
системы, так и на высший уровень
организации любой психической функции.
Первичный дефект связан с тотальностью
недоразвития мозга и особенно
филогенетически наиболее молодых
ассоциативных зон. Вторичный дефект,
непосредственно связанный с первичным,
как указывалось, имеет кольцевой
характер, вызванный двумя координатами
недоразвития: «сверху вниз» и «снизу
вверх». В формировании вторичного
дефекта большая роль принадлежит
культуральной депривации: низкие
интеллектуальные возможности ребенка,
страдающего олигофренией, не только
исходно затрудняют усвоение информации,
но и создают для него ситуацию изоляции
в среде сверстников, выпадение из сферы
полноценного общения, вызывают
невротические наслоения, еще более
тормозящие контакты с окружающими.
Таким образом, вторичный дефект имеет
сложную многоступенчатую структуру,
начиная от механизмов, более близких к
биологическим, и кончая параметрами,
связанными с социальной депривацией.

В
структуре дизонтогенеза наблюдается
характерное для психического недоразвития
нарушение межанализаторных связей. Чем
грубее недоразвитие, тем больше выступают
явления изоляции отдельных функций.
Наиболее демонстративным примером
является идиотия, при которой резко
обеднены связи между восприятием,
действиями и эмоциями. Выше приводились
примеры определенной изоляции речи и
действия и при более легких степенях
олигофрении. Характерно длительное
сохранение генерализованного типа
связей с их инертной фиксацией, наличием
персевераций. Ввиду наибольшей незрелости
высших регуляторных систем имеется
значительное недоразвитие иерархических
структур, что проявляется как в
вышеописанных нарушениях познавательной
деятельности, так и поведения.

Неустойчивость
недоразвитых функций обусловливает их
повышенную тенденцию к декомпенсации
по типу регресса.

В
явлениях асинхронии развития господствуют
признаки ретардации с редуцированностью
отдельных этапов. В клинико-психологической
структуре осложненных форм олигофрении
явления дизонтогенеза в виде недоразвития
сочетаются с признаками повреждения в
виде болезненных энцефалопатических
синдромов. Возрастные симптомы,
выступающие в структуре психогенных
форм реагирования, также несут печать
выраженной ретардации.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник