Программа творческо эстетического развития ребенка

Программа творческо эстетического развития ребенка thumbnail

Анастасия Милосердова
Анализ парциальных программ для осуществления вариативной части. «Художественно-эстетическое развитие»

IV. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

4.1 Программа «Цветные ладошки»

Автор: И. А Лыкова

Возрастной контингент – от 2 до 7 лет.

Цель программы — формирование у детей раннего и дошкольного возраста эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности. Художественный образ лежит в основе передаваемого детям эстетического опыта и является центральным, связующим понятием в системе эстетических знаний. Эстетическое отношение может быть сформировано только в установке на восприятие художественных образов и выразительность явлений. В эстетическом развитии детей центральной является способность к восприятию художественного произведения и самостоятельному созданию выразительного образа, который отличается оригинальностью (субъективной новизной, вариативностью, гибкостью, подвижностью. Эти показатели относятся как к конечному продукту, так и к характеру процесса деятельности, с учтом индивидуальных особенностей и возрастных возможностей детей.

Основные задачи: 1. Развитие эстетического восприятия художественных образов (в произведениях искусства) и предметов (явлений) окружающего мира как эстетических объектов. 2. Создание условий для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами. 3. Ознакомление с универсальным «языком» искусства — средствами художественно-образной выразительности. 4. Амплификация (обогащение) индивидуального художественно— эстетического опыта (эстетической апперцепции): «осмысленное чтение» — распредмечивание и опредмечивание —художественно-эстетических объектов с помощью воображения и эмпатии (носителем и выразителем эстетического выступает цельный художественный образ как универсальная категория); интерпретация художественного образа и содержания, заключнного в художественную форму. 5. Развитие художественно-творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности. 6. Воспитание художественного вкуса и чувства гармонии. 7. Создание условий для многоаспектной и увлекательной активности детей в художественно-эстетическом освоении окружающего мира. 8. Формирование эстетической картины мира и основных элементов «Я — концепции-творца».

4.2 Программа «Природа и художник» Автор: Т. А. Копцева.

Цель программы: формировать у детей дошкольного возраста целостные представления о природе как живом организме. Программа сочетает в себе формирование у детей 4—6 лет представлений о природе как живом организме и развитие их творческой деятельности. Средствами изобразительного искусства автор предлагает решать задачи экологического и эстетического воспитания детей, приобщать их к мировой художественной культуре, посредством системы творческих заданий развивать у дошкольников эмоционально-ценностное отношение к миру, а также их собственные творческие навыки и умения.

На каждом занятии изобразительного искусства решаются следующие задачи:

• передавать и накапливать опыт эстетического (эмоционально-ценностного) отношения к миру, формировать экологическую культуру ребенка, воспитывать духовно богатую личность;

• передавать и приумножать опыт творческой деятельности, формировать «культуру творческой личности» (самореализация личности);

• обучать способам деятельности, формировать умения и навыки детей в изобразительных, декоративных и конструктивных видах творчества, обучать «языку изобразительного искусства»;

• приобщать к мировой художественной культуре.

• Для занятий по изобразительному искусству с дошкольниками актуальны все четыре задачи. Однако приоритетную роль в системе художественно-творческого развития личности имеет первая — передача и накопление опыта эстетического (эмоционально-ценностного) отношения к миру. Осуществляя эту воспитательную задачу, педагог развивает и формирует в детях:

• умение одухотворять (очеловечивать) «живую» и «неживую» природу;

• способность идентифицировать себя с предметами и явлениями природы, другим человеком или героем художественного произведения;

• готовность прочувствовать боль и радость живых существ, сопереживать им, выражать свое неравнодушное отношение к редким и находящимся под угрозой исчезновения (занесенным в Красную книгу) видам растений и животных;

• стремление заботиться о тех, кто зависит от человека, препятствовать насилию над природой, по мере сил облагораживать ее;

• умение восхищаться красотой и многообразием природных форм, замечать в неприметном значительное, любоваться уголками родной и экзотической природы;

• способность чувствовать характер и изменчивость природных явлений, выражать свое отношение к ним в пейзажах-настроениях (утро, день, вечер, ночь, осень, зима, весна, лето);

• готовность эмоционально переживать образную форму произведений изобразительного искусства и т. п.

4.3 Программа «Красота. Радость. Творчество» Авторский коллектив: Т. С. Комарова, А. В.

Антонова, М. В. Зацепина

Возрастной контингент – от 2 до 7 лет.

Программа направлена на познание красоты окружающего мира (природы, людей, произведений искусства (музыкального, изобразительного, литературы, архитектуры и других, как классического, так и народного. Ребенок испытывает положительные эмоции, на, основе которых и возникают более глубокие чувства: радость, восхищение, восторг. Формирует образные представления, мышление, воображение.

Читайте также:  Карта развития ребенка купить в кирове

Программа нацелена на развитие ребенка и в приобщении детей к здоровому образу жизни в результате разностороннего воспитания (развитие разнообразных движений, укрепление мышц; понимание детьми связи красоты движений с правильным выполнением физических упражнений и др.).

В программе большое внимание уделяется сенсорному воспитанию детей, развитию их восприятия (зрительного, слухового, тактильного, кинестетического, перцептивных действий, постоянному обогащению сенсорного опыта детей как основы познания предметов и явлений.

4.4 Программа «Гармония развития»

Автор: Д. И. Воробьева

Возрастной контингент – от 2 до 6 лет.

Гармония развития» — альтернативная программа, ее глубина и целостность обеспечиваются опорой на теорию Л. С. Выготского «О культурно-историческом развитии психики». Автор рассматривает изодеятельность, как центральное звено и ведущее средство освоения культуры человечества. Программа отличается ярко выраженной гуманистической направленностью. Ребенок в ней — не пассивный объект воздействия и продукт деятельности педагога, а активный субъект деятельности, способный полно реализовать свой потенциал в системе партнерского творческого содружества детей и взрослых. Программа направлена на развитие у детей растущих возможностей активного познания, создания и преобразования действительности. Основной принцип, реализуемый в программе, — меньше показывать и объяснять, больше побуждать к активному восприятию, размышлению, продуктивному общению со взрослыми и сверстниками. Ведущая идея программы — целостное развитие личности через раскрытие внутреннего потенциала ребенка с учетом его индивидуальности.

Основная идея программы предполагает:

• всестороннее, гармоничное развитие ребенка 2—7 лет;

• сохранение и укрепление физического и психического здоровья;

• равноценное развитие интеллектуальной, эмоциональной и нравственно-волевой сфер личности;

• создание необходимых условий для всемерного раскрытия творческого потенциала ребенка и педагога.

4.5 Программа «Музыкальные шедевры» Автор: О. И. Радынова

Возрастной контингент – от 3 до 10 лет.

Цель программы – формирование основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста. Программа содержит научно обоснованную и методически выстроенную систему формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста (от трех до семи лет, учитывающую индивидуальные и психофизиологические особенности детей и взаимосвязанную со всей воспитательно-образовательной работой детского сада. Программа ориентирована на две возрастные группы: от трех до пяти лет и от шести до семи лет. Репертуар основан на использовании произведений «высокого искусства», подлинных образцов мировой музыкальной классики. Основополагающие принципы программы (тематический, контрастное сопоставление произведений, концентрический, принципы адаптивности и синкретизма). В программе осуществляется взаимосвязь познавательной, ценностно-ориентационной и творческой деятельности детей в процессе формирования у них основ музыкальной культуры.

Принципы построения программы «Музыкальные шедевры»

Формирование музыкальной культуры детей обеспечивается отбором произведений музыкальной классики и народной музыки, являются для детей «эталонами красоты», определяющих содержание музыкального образования, пересмотром технологии изучения репертуара на основе создания гибкой, спиралевидной, адаптивной модели систематизации музыкальных произведений по разработанным принципа: тематическому, концентрическому (цикличности, контрастного сопоставления произведений, синкретизма, адаптивности.

Названные принципы обеспечивают гибкость применения репертуара в зависимости от индивидуальных, возрастных особенностей детей и педагогической целесообразности.

Основной принцип построения программы — тематический (наличие шести тем, которые изучаются в течение одного-двух месяцев и повторяются на новом материале в каждой возрастной группе). Тематический принцип позволяет раскрыть детям специфику языка музыки и связи искусства с жизнью. Он систематизирует знания, полученные детьми, способствует поддержанию интереса к занятиям.

4.6 Программа «Синтез» Авторский коллектив: К. В. Тарасова, М. Л. Петрова, Т. Г. Рубан, Т. М. Шумова, О. Л. Кабачек

Возрастной контингент – от 4 до 7 лет.

Данная программа ставит своей целью развитие музыкального восприятия детей от четырех до семи лет. Имеет широкий образовательный аспект. Ее содержание вводит ребенка не только в мир музыкального искусства, но и художественной культуры в целом. В основе программы лежит принцип интегрированного подхода, при котором музыкальные произведения рассматриваются веди ном комплексе с произведениями изобразительного искусства и художественной литературы. При этом стержневым видом искусства в программе является музыка. В программу вошли доступные детям произведения классического искусства и фольклора. Впервые наряду с камерной и симфонической музыкой в обучении используются синтетические жанры музыкального искусства — опера и балет.

Авторы считают, что полноценное восприятие и осознание человеком произведений любого искусства возможны только при наличии элементарных знаний в области других видов искусств. «Воспитание такого рода «художественных полиглотов» должно начинаться в детском возрасте, поскольку для ребенка естественны синкретическая ориентация в мире и синкретический характер художественно-творческой деятельности» (21, стр. 4). Наиболее плодотворным, по мнению авторов является синтез музыки, живописи, литературы, дающей большие возможности для развития художественной культуры ребенка.

Читайте также:  Образец карта развития ребенка 6 7 лет

Данная программа основана на взаимодействии нескольких принципов организации музыкальных занятий с детьми:

1. Специальный подбор музыкального репертуара;

2. Использование синтеза искусств;

3. Использование на занятиях по слушанию музыки других видов музыкальной деятельности детей как вспомогательных: пения, игры в оркестре, дирижирования.

4. Разработка некоторых блоков содержания музыкальных занятий и их сюжетной канвы.

В музыкальный репертуар программы вошли произведения разных эпох и стилей, отвечающие двум ведущим принципам – высокой художественности и доступности. Исходя из того, что программа строится на синтезе искусств, авторы ее обратились так же к музыкальным жанрам, в основе которых лежит органичный синтез нескольких искусств – к опере и балету. В стремлении к тому, чтобы они были доступны детям, предпочтение отдается сказке – сказке в опере и сказке в балете.

Музыкальные произведения программы объединены в тематические блоки и даны в них в порядке возрастающей сложности. Темы блоков для детей 5 года жизни «Природа в музыке», «Мой день», «Русские народные образы», «Сказка в музыке», «Я учу ноты» и др.

Работа по программе предполагает вариативности занятий. Авторы рекомендуют выделить слушание музыки в самостоятельное занятие и проводит его во второй половине дня. В пакет материалов наряду с программой входят: «Хрестоматия музыкального репертуара», «Методические рекомендации», кассета со студийной записью музыкальных произведений, набор слайдов, видеокассеты и диафильмы.

4.7 Программа «Малыш» Автор: В. А. Петрова

Возрастной контингент – от 2 до 3 лет.

Программа предусматривает развитие музыкальных способностей у детей тре тьего года жизни во всех доступных им видах музыкальной деятельности, способ ствует их приобщению к миру музыкальной культуры. Основу программы состав ляют произведения классического репертуара, богатый диапазон которого предпо лагает свободу выбора педагогом того или иного музыкального произведения с учетом уровня подготовки и развития конкретного ребенка. В программе значительно обновлен репертуар музыкальных игр.

Задачи: — Воспитывать интерес к музыке, желание слушать её и подпевать. — Выполнять простейшие танцевальные движения. По программе «Малыш» с детьми 3-его года жизни проводится 2 музыкальных занятия в неделю по 12-15 минут; 2 развлечения в месяц и слушание классической музыки в свободной деятельности детей. Музыкальное развитие детей осуществляется на музыкальных занятиях и в повседневной жизни (в режимных моментах и в работе с родителями). Ведущей формой обучения являются занятия с использованием игровых технологий

К концу года дети 1 мл. гр. могут: — Узнавать знакомые мелодии и различать высоту звуков (высокий-низкий) — Вместе с воспитателем подпевать в песне музыкальные фразы. — Двигаться в соответствии с характером музыки. — Начинать движения с первыми звуками музыки. — Выполнять движения: притопывать ногой, хлопать в ладоши, поворачивать кисти рук). — Различать и называть музыкальные инструменты (погремушка, бубен).

Источник

Ф.И.О. слушателя: Зарипова Лилия Райдовна

МДК 02.03.Анализ парциальных программ образовательной области художественно-эстетическое развитие.

Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет «Красота, радость, творчество» (авторы Т.С. Комарова, А.В. Антонова, М.Б. Зацепина). Является целостной, интегрированной по всем направлениям эстетического воспитания, основанного на разных видах искусства (музыкальное, изобразительное, литературное, как классическое, так и народное, театральное). Осуществляемого разными средствами (природа, эстетическая, развивающая среда, художественно — творческая деятельность. Музыкальная, изобразительная, художественно – речевая, театрализованная.

Содержит разделы: «Искусство в жизни ребенка», «Эстетическая развивающая среда», «Красота природы», «Знакомство с архитектурой», «Литература», «Изобразительная деятельность», «Музыкальная деятельность», «Досуг и творчество».
В названии программы заключена её направленность. Познавая красоту окружающего мира (природа, люди), произведений искусства (как классического, так и народного) ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых и возникают более глубокие чувства: радость, восхищение, восторг.

Художественно – экологическая программа по изобразительному искусству для детей дошкольных учреждений и учебно – воспитательных комплектов «Природа и художник» (Автор – Т.А. Копцева).

Эта программа рассчитана на 4 года со II мл. гр. Особенностью программы является “блочно – тематическое планирование, 1 «Мир природы», 2. «Мир животных», 3. «Мир человека», 4. «Мир искусства».

Программа «Росинка» — Модуль программа. «В мире прекрасного» (Авторы Л.В. Куцакова и С.И. Мерзлякова).

Это комплекс модульных программ по физкультурно – оздоровительному, художесвенно – эстетическому, интеллектуальному, социальному и экологическому развитию дошкольников». Программа предполагает организацию занятий, бесед, бесед – концертов, развлечений, игр, праздников интегрированного характера.
Основные положения программы – раскрытия индивидуальности ребенка, развитие его творческого потенциала основного на самовыражении, саморазвитии, на сотрудничестве, с использованием только гуманных методов и приемов (без запретов).

Читайте также:  Особенности психического развития шестилетнего ребенка

Программа непрерывного образования «Детский сад – школа». «Художественный труд» (автор Н.А.Малышева).

Основная цель – преемственность обучения дошкольников и младших школьников. Форма проведения занятий позволяет создать интересные поделки и использовать их в играх, при оформлении интересов.

Программа по художественному творчеству детей 5-7 лет «Радость творчества» (автор О.А. Соломенникова, ред. Комарова).
Цель – развитие художественно – творческих способностей детей средствами народного и декоративно – прикладного искусства. По темам – их 8: «Знакомство с работой студии народное искусство»; «Волшебная дымка»; «Русские народные потешки»; «Филимоновская свистулька»; «Рисуем отгадки к народным загадкам»; «Русская вышивка»; «Голубая гжель»; «Золотая хохлома»; «Пословицы, поговорки»; «Жестово»; «Народные промыслы родного края»; «Сказки».

Программа художественно – эстетического цикла для детей от 3 до 7 лет по дополнительному дошкольному образованию «Живой мир образов» (авторы Р.Г. Казакова, Л.М. Данилова, Н.С. Щербакова и др.) Рассчитана на 3 года по темам – ознакомление с русскими традициями, знакомство с праздниками и бытом, с биографиями выдающихся деятелей русской культуры, классических произведений русской литературы.

Программа творческо – эстетического развития дошкольников «Родничок» (авторы Н.А. Варкки, Р.Р. Калинина). В программе выделены следующие средства эстетического воспитания: искусство, окружающая жизнь, включая природу: художественно – творческая деятельность.
В программе выделены блоки, охватывающие все стороны жизни, деятельности, развития и воспитания. По блокам:

  1. Мойдодыр – охрана и укрепление здоровья.

  2. Почемучка – блок интеллектуального развития (формирование устойчивого интереса к художественому слову, расширение кругозора, знакомство с культурой разных народов).

  3. Арлекино – блок творчество – эстетического развития (музыка, хореография, изодеятельность, театр).

  4. Золушка – блок социально – психологического развития, выполнение правил этикета, культуры поведения.

Программа развития цветовосприятия детей 6-7 лет «Какого цвета мир?». Автор С.А. Золочевский.

Задачи: развитие способности смотреть на мир и видеть его глазами художника, замечать и творить красоту; в основном через игру.

«Путешествие в мир искусства» (автор С.К. Кожохина).

Содержит подробные рекомендации по организации изобразительной деятельности, психолого – педагогической диагностики взаимодействия с детьми и родителями, разнообразных занятий, развивающих игр. Лучшие всего её использовать для одаренных детей в системе дополнительного образования.

Программа «С кисточкой и музыкой в ладошке» (авторы Н.Э. Басина, О.А. Суслова).

В центре внимания автор – проблемы психологии воспитания искусства и детского творчества с детьми 3-10 лет.

Программа по рисованию, лепке, аппликации с детьми 4-7 лет (автор Т.С. Швайко).

Представлена в трех книгах (для средней, ст. и подготов. гр.) Цель – развитие художественно – творческих способностей посредствам изобразительной деятельности.

В средней группе запланировано 7 циклов изобразительных занятий (деревья, предметы квадратной и прямоугольной формы, животные, зима, новогодняя елка, человек.

В ст. группе 8 циклов (овощи, осенняя природа, посуда, декоративное рисование, человек, здания и транспорт. Симметричное вырезание, (посуда, человек). В подготовительной группе 9 циклов (осенние натюрморты, осенние пейзажи, птицы, дымковские игрушки, здания, транспорт, русские народные сказки, рисование штрихами, хохломские узоры, цветущая весна).

Программа «Рисование и лепка» (автор Григорьева).

Она представлена календарно – тематическим планом в четырех вариантах. Это по мнению автора, даст возможность варьировать темы, материалы, виды искусства в зависимости от способностей детей и склонностей самого педагога. Например, тема «Осень». В первом варианте «Хмурая осень», вид искусства – живопись; материалы – гуаш. Младшие и средние дети рисуют голые деревья на готовом цветном фоне. Старшие сами делают фон гуашью. Подготовительные – пейзаж «Ночь в лесу». могут использовать цветные мелки, уголь, пастель, фломастеры.

Программа художественно-эстетического развития «Цветные ладошки» направлена на формирование у детей раннего и дошкольного возраста эстетического отношения и художественно- творческих способностей в изобразительной деятельности с учетом индивидуальных особенностей детей.

Программа «Умные пальчики» Конструирование в детском саду Соответствуют ФГОС ДО Автор: И.А Лыкова Издательство: «Цветной мир», 2016 Возрастной контингент – от 3 до 7 лет. Рекомендована Учеными советами ФГНУ «Институт художественного образования» РАО, ФГАОУ ДПО «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования»

Источник