Общение как сквозной механизм развития ребенка

Общение как сквозной механизм развития ребенка thumbnail

В дошкольном возрасте мир ребенка уже не
ограничивается семьей. Значимые для него люди
теперь – это не только мама, папа или бабушка, но
и другие взрослые, сверстники. И по мере
взросления малыша все важнее для него будут
контакты и конфликты со сверстниками.
Практически в каждой группе детского сада
разворачивается сложный и порой драматичный
сценарий межличностных отношений детей.
Дошкольники дружат, ссорятся, мирятся, общаются,
ревнуют, помогают друг другу. Все эти отношения
остро переживаются ребенком и окрашены массой
разнообразных эмоций. Родители и воспитатели
иногда не подозревают о той богатейшей гамме
чувств и отношений, которую переживают их дети и,
естественно, не придают особого значения детским
дружбам, ссорам, обидам. Между тем опыт первых
отношений со сверстниками и является тем
фундаментом, на котором строится дальнейшее
развитие личности ребенка. Этот первый опыт во
многом определяет отношение человека к себе, к
другим, к миру в целом, и далеко не всегда он
положительный. У многих детей уже в дошкольном
возрасте формируется и закрепляется негативное
отношение к окружающим, которое может иметь
весьма печальные отдаленные последствия.
Вовремя определить проблемы в общении и помочь
ребенку преодолеть их важнейшая задача
педагогов, психологов, родителей.

Сфера общения в целом в последние два
десятилетия привлекала пристальное внимание
исследователей. Природа общения, его возрастные
и индивидуальные особенности, механизмы
протекания и изменения стали предметом изучения
философов и социологов (Б.Д. Парыгин, И.С. Кон),
психолингвистов (А.А. Леонтьев), специалистов в
области социальной (Г.М. Андреева, Б.Ф. Поршнев),
детской и возрастной психологии (Я.Л.
Коломинский, В.С. Мухина). Так, в книге выдающегося
американского детского врача Б. Спока
затрагивается множество вопросов, связанных с
практикой воспитания детей. На страницах своей
книги Б. Спок неоднократно советует родителям
способствовать контактам детей:
“Систематически приучать детей обмениваться
игрушками, и делится лакомыми кусочками, всегда,
когда это, возможно, помещать ребенка в общество
других детей (хотя бы 1-2 раза в неделю на 2-3 часа); и
даже годовалого ребенка, считает автор, следует
водить туда, где есть дети”. Разъяснение автора
сводятся к указанию, что общество детей
необходимо ребенку, чтобы научиться жить в
коллективе, и это – главная задача его жизни.
Автор поясняет, что, регулярно общаясь с другими
детьми, ребенок научается сердиться и отстаивать
свои права. М.И. Лисина сформулировала положение:
общение – сквозной механизм смены деятельности
ребенка. Для ребёнка взрослый не только носитель
информации и образ действий, но и живая,
уникальная личность, воплощающая свои
индивидуальные мотивы и смыслы. Он олицетворяет
ценностные и мотивационные уровни, которые
ребенку ещё не доступны, но может их постичь
через совместную деятельность, общение и общие
переживания с взрослым. Общение с взрослыми
влияет на развитие детей на всех этапах раннего и
дошкольного детства. Нет оснований говорить о
том, что с возрастом ребенка роль общения
усиливается или уменьшается. Правильнее сказать,
что его значение становится все глубже по мере
того, как обогащается душевная жизнь ребенка,
расширяются его связи с миром и проявляются все
новые его способности. Основное и, быть может,
наиболее яркое позитивное влияние общения
состоит в его способности ускорять ход развития
детей. Влияние общения обнаруживается не только
в ускорении обычного темпа развития ребенка, но и
в том, сто оно позволяет детям преодолеть
неблагоприятную ситуацию, а также способствует
исправлению дефектов, возникших у детей при
неправильном воспитании.

В соответствии с ФГОС ДО социализация личности
дошкольника и его коммуникативное развитие
выделены в одну образовательную область
“Социально-коммуникативное развитие”. Подобное
объединение направлений не случайно и
закономерно, так как решающим фактором развития
личности является социальная среда. И именно она
обеспечивает полноценную практику
взаимодействия и речевого общения всех людей.

Речь ребёнка является в данном случае
компонентом активного коммуникативного
поведения, продуктом и элементом социализации.
При помощи речи ребёнок овладевает
конструктивными способами и средствами
взаимодействия с окружающими людьми, а именно:

— вступает в общение, поддерживает и завершает
общение;

— умеет общаться в паре, в группе, в коллективе;

— проявляет инициативу при взаимодействии с
окружающими людьми.

Задача педагога — таким образом организовать
взаимодействие с ребёнком, чтобы оно было
направлено на формирование позитивной
социализации и личностное развитие дошкольника.

Читайте также:  Развитие ребенка год и месяцев игры

В п.2.7 Федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного
образования сказано, что общение, игра,
познавательно-исследовательская деятельность —
сквозные механизмы развития ребёнка.

Игра — главная сфера общения детей: в ней
решаются проблемы межличностных отношений,
совместимости, партнерства, дружбы; игры снимают
психологические барьеры, вселяют уверенность в
собственных силах, улучшают общение детей со
сверстниками и взрослыми. В игре познается и
приобретается социальный опыт взаимоотношений
людей.

Игры на развитие основных умений общаться.
Целью таких игр является преодоление
замкнутости, пассивности, скованности детей, а
также двигательное раскрепощение, формирование
внимательного, доброжелательного отношения к
людям и друг к другу. Это такая игра, как
“Путаница”, в которой дети, взявшись за руки с
закрытыми глазами, открыв их, пытаются
распутаться, игра “Насос и мяч”, упражнение
“Походки”, в котором дети изображают животных, а
остальные угадывают кто это. Всем известная игра
“Испорченный телефон”, а также “Добрые очки”. В
этой игре, надев очки, ребёнок видит только
хорошее в людях и называет достоинства своих
товарищей. В коллективном рисунке “Страна Х”
есть возможность каждому ребенку участвовать в
общей деятельности. Такой стране потом можно
вместе придумать название. Игра “Слепой и
поводырь” способствует развитию доверия друг к
другу и развитию чувства безопасности по
отношению к другим людям. Упражнение “Кто я?”
дает детям возможность взглянуть на себя как бы с
разных сторон, расширить представления о себе.

Как известно, дети отражают в своих играх то,
что они видят в своем окружении, поэтому,
наблюдая за этой игрой, можно увидеть со стороны
те образцы поведения, которые демонстрируются
ребенку. Сюжетно-ролевые игры помогают ребенку
почувствовать себя в роли родителей, осознать,
как иногда бывает маме и папе трудно со своими
детьми, в роли людей разных профессий и т.д. В этих
играх можно разыграть различные жизненные
ситуации. Игры и упражнения направленные на
формирование сплоченности и сотрудничества.
Цель: развивать готовность внести свою лепту в
общее дело, развивать готовность идти друг другу
навстречу, учить проявлять терпение к
недостаткам других, учить умению считаться с
интересами других. Это такие игры, как “Доброе
животное”, “Дракон кусает свой хвост”. Детям
очень нравится игра “Аплодисменты по кругу”.
Она помогает формированию групповой
сплоченности. Очень добрая игра “Объятия”
поможет научить детей физическому выражению
своих положительных чувств, тем самым,
способствуя развитию групповой сплоченности.
Игру можно проводить утром, когда дети
собираются в группе, для ее “разогрева”.
Следующий вид игр, игры на обучение эффективным
способам общения. Игра “Ты мне нравишься”, в
которой дети плетут так называемую паутину,
перекидывая друг другу клубок ниток и говоря
приятные слова и комплименты. А также творческое
задание “Хороший друг”, в котором лучшего друга
надо нарисовать. Последний вид: игры на
формирование умений, направленных на снятие
конфликтности. Их целью является снятие
напряжения у детей; нравственное воспитание;
регулировка поведения в коллективе; отработка
навыков реагирования в конфликтных ситуациях;
обучение приемам релаксации. Игра “В магазине
зеркал” нацелена на развитие наблюдательности,
внимания, памяти; создание положительного
эмоционального фона; развитие уверенности, а
также умения подчиняться требованиям других. В
игре “3 характера” дети учатся понимать своих
сверстников без слов, а по жестам и мимике.

Используя такие игры в течение дня, можно
наблюдать, что дети в группе становятся дружнее и
доброжелательнее. Они готовы прийти друг другу
на помощь и проявить терпение к недостаткам
других. Такие игры способствуют сплочённости
группы, а значит, пребывание детей в ней будет
комфортным и приятным. В игровой деятельности
важно также предметное окружение, где в свою
очередь можно включить такие моменты как
“корзина добрых дел” которая помогает детям
оценивать не только себя, но и друг друга,
“мирилки” с помощью которых дети решают спорные
вопросы. Организовать для детей место для
индивидуальных коллекций игрушек, фантиков,
календарей, открыток, которыми дети могут
меняться, рассказывать друг другу о своих
любимых вещах.

Таким образом, влияние общения прослеживается
в различных сферах развития ребенка: в области
любознательности детей; в сфере их эмоциональных
переживаний; при формировании любви к взрослому
и дружеских привязанностей к ровесникам; в сфере
овладения речью; в сфере личности и самосознания
детей. Потребность в совместной деятельности
приводит к необходимости в общении.

Читайте также:  Значимость детской площадки в развитии ребенка

Литература.

  1. Годовикова Д.Б. Влияние общения со взрослым на
    общение детей со сверстниками. Исследование по
    проблемам возрастной и педагогической
    психологии // — М.: Просвещение, 1980. — 167с
  2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17
    октября 2013 г. “Об утверждении федерального
    государственного образовательного стандарта
    дошкольного образования”
  3. Чистякова М.И. Психогимнастика /под ред.
    М.И.Буянова. — 2 изд. — М.:Просвещение: ВЛАДОС, 1995. — 160с

Источник

1. Образовательные области:

СКР — социально-коммуникативное развитие,

ПР — познавательное развитие,

РР — речевое развитие,

ХЭР — художественно-эстетическое развитие,

ФР — физическое развитие.

Образовательные области положены в основу модели, в соответствии с ними моделируются все остальные структурные компоненты.

2. Группы воспитательных задач. Важной частью работы педагогического коллектива по реализации Программы является воспитательная составляющая образовательной деятельности. Задачи образовательных областей и

группы воспитательных задач решаются интегрированно.

3. Сквозные механизмы развития ребенка (виды деятельности). Конкретное содержание образовательных областей реализовывается в различных видах деятельности детей. Программа построена с учетом принципа включения личности в значимую деятельность. Среди таких выделены три (общение, игра, познавательно-исследовательская деятельность) как сквозные механизмы развития ребенка, которые становятся ведущими видами деятельности на разных возрастных этапах развития ребенка и продолжают оставаться значимыми для него на протяжении всего дошкольного детства. Организация коммуникативной, игровой, познавательно-исследовательской деятельности — первоочередная задача работы педагогов по освоению детьми содержания всех образовательных областей, в том числе их воспитательной составляющей.

Сквозные механизмы развития детей от 1 до 7 лет

Возрастной период

Сквозные механизмы развития ребенка

ранний возраст

(1-3 года)

— предметная деятельность и игры с составными и динамическими

игрушками;

— экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода,

тесто и пр.);

— общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого

дошкольный возраст

(3 года — 7 лет)

— игровая деятельность, включая сюжетно-ролевую игру, игру с

правилами и другие виды игры;

— коммуникативная деятельность (общение и взаимодействие с

взрослыми и сверстниками);

— познавательно-исследовательская деятельность (исследования

объектов окружающего мира и экспериментирования с ними)

4. Приоритетные виды детской деятельности и активности.

Для реализации задач различных образовательных областей выделяются приоритетные виды детской деятельности, в процессе организации которых поставленные задачи будут решаться максимально эффективно.

Приоритетные виды детской деятельности (активности)

Возрастной период

Виды детской деятельности

Образовательные области

ранний возраст

(1-3 года)

— самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.);

— восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок;

— двигательная активность

СКР

ХЭР, РР

ФР

дошкольный возраст

(3 года — 7 лет)

-восприятие художественной литературы и фольклора;

— самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице);

-конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материалы;

-изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация);

-музыкальная деятельность (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах);

— двигательная (овладение основными движениями) форма активности

РР

СКР

ПР

ХЭР

ХЭР

ФР

5. Формы организации детских видов деятельности (в том числе в рамках организации непосредственно образовательной деятельности (далее — НОД), которые наиболее адекватны для решения задач той или иной образовательной области. Программа предусматривает вариативное использование форм организации образовательной деятельности: традиционные занятия, детские лаборатории, экскурсии, творческие мастерские и пр. Выбор формы организации НОД остается за педагогом, который руководствуется программными требованиями, учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей, ситуацию в группе.

2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов.

Для решения образовательных задач Программы используются словесные, наглядные, практические, проблемные и другие методы обучения, а также образовательная технология «Ситуация».

Суть образовательной технологии «Ситуация» заключается в организации развивающих ситуаций с детьми на основе использования общекультурных знаний о законах эффективной деятельности с учетом возрастных особенностей дошкольников. Отсюда и название технологии — «Ситуация», т. к. в ее основе лежат различные ситуации, с которыми сталкиваются дети в течение дня. Технология положена в основу специально моделируемых взрослым ситуаций сходной структуры:

— введение в ситуацию;

— актуализация знаний и умений детей;

— затруднение в ситуации;

Читайте также:  Значение нетрадиционного рисования для развития ребенка

— «открытие» ребенком нового знания (способа действия);

— включение нового знания (способа действия) в систему знаний ребенка;

— осмысление ситуации.

Зная целостную структуру технологии «Ситуация», воспитатель может использовать ее отдельные компоненты в процессе возникновения естественных ситуаций затруднения: например, ребенок не может сам надеть ботинки, у него сломался карандаш, он нечаянно уронил горшок с цветком и пр. В ситуации могут участвовать как один ребенок, так и дети всей группы или подгруппы, либо дети из разных групп, дети разных возрастов, чтобы они могли учиться друг у друга.

Технология «Ситуация» дает педагогу возможность управлять возникшей ситуацией таким образом, чтобы помочь ребенку сделать самостоятельный шаг в познании мира, приобрести опыт выполнения универсальных действий по фиксации затруднений, выявлению их причины, постановке цели, планированию своих действий, соотнесению поставленной цели с полученным результатом и др.

Решение образовательных задач Программы осуществляется в игровой деятельности детей. Игра является одновременно ведущей деятельностью детей и основной формой образовательной работы с дошкольниками. Особое внимание уделяется использованию тех компонентов игры, которые выступают предпосылками учебной деятельности:

— принятие и удержание учебной задачи;

— самостоятельный выбор средств для достижения результатов;

— точное выполнение инструкции (правила) игры и др.

Для обеспечения поддержки развития игровой деятельности детей Программой предусмотрено:

— выделение времени и игрового пространства для самостоятельных игр детей;

— организация предметно-игровой среды с учетом индивидуальных предпочтений детей;

— поддержка самодеятельного характера игр, потребностей детей отражать в игровых темах и сюжетах круг знаний об окружающей действительности, эмоциональный опыт;

— стимулирование детского творчества в создании игровых замыслов и сюжетов;

— формирование у детей умения организовывать совместные игры со сверстниками и детьми разных возрастов;

— участие педагога в детских играх как равного партнера по игре;

— поощрение содержательных игровых диалогов как проявлений размышлений детей о действительности;

— формирование у детей в процессе игр познавательных мотивов, значимых для становления учебной деятельности;

— расширение спектра игровых интересов каждого ребенка за счет использования всего многообразия детских игр и пр.

2.3 Описание образовательной деятельности по профессиональной

коррекции нарушений развития детей

ИНКЛЮЗИВНАЯ ПРАКТИКА

(в группах комбинированной направленности)

В разделе, посвященном коррекционной и инклюзивной педагогике, используются следующие термины и понятия.

Инклюзивное образование — обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)— физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого – медико — педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Адаптированная образовательная программа— образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

К группе лиц с ОВЗ относятся: глухие, слабослышащие, позднооглохшие, слепые, слабовидящие, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ОДА), с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра (РАС), со сложными дефектами и др.

В группах комбинированной направленности осуществляется совместное образование здоровых детей и детей с ОВЗ в соответствии с образовательной программой дошкольного учреждения, с учетом особенностей психофизического развития и возможностей воспитанников.

Необходимым условием реализации ООП ДО с группами комбинированной направленности является соблюдение кадровых условий — наличие в штатном расписании учителя-логопеда, учителя-дефектолога, сурдопедагога, тифлопедагога, олигофренопедагога, педагога-психолога.

Нормативно – правовое обеспечение образования детей, имеющие особые образовательные потребности.

— Декларация ООН о правах детей;

— Декларация ООН о правах инвалидов;

— Конвенция о правах ребенка;

— Конвенция о правах инвалидов (развитие вариативных организационных моделей образования детей с ОВЗ)

— Конституция РФ (поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан (ч. 2 ст. 7), защита прав человека, в том числе права на образование (ст. 43, 45), под охрану государства поставлено здоровье граждан (ст. 41), а также действует запрет на издание законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина (ст. 55)

Общение как сквозной механизм развития ребенка

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Источник