Программа развития ребенка монтессори в детском саду

Программа развития ребенка монтессори в детском саду thumbnail

Наталья Антошина
Программа развития и коррекции сенсомоторики с использованием Монтессори-материалов

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Дети – инвалиды, находящиеся в Малиновском доме-интернате разного возраста и имеют неоднородную структуру дефекта. Умственная отсталость, разной степени тяжести сочетается с нарушениями речи, отставанием и отклонениями в психическом развитии, синдромом Дауна, аутичностью, ДЦП и т. д. Так как у умственно отсталых детей наблюдается глубокое сенсорное недоразвитие, неумение выполнять на основе чувственной информации элементарные умственные операции, трудности в овладении предметными действиями, нарушения мелкой моторики, координации движений, то для работы с ними требуется большая коррекционная работа. Специфичны и условия пребывания детей в стенах учреждения: отсутствие близких людей, ограниченность впечатлений и информации, минимальное речевое общение, сложные формы поведения некоторых детей, постоянное пребывание в коллективе.

Для этого необходимы специально организованные коррекционные занятия по сенсорному воспитанию и развитию мелкой моторики. Это и вызвало необходимость создания кабинета Монтессори.

Философское обоснование Монтессори-метода заключается в организации воспитательной деятельности в соответствии с «естественными проявлениями ребенка», предусматривает индивидуализацию воспитательного процесса, направленного на развитие личности в специально созданной обучающей среде. Педагогическая система М. Монтессори, в основе которой лежит идея: каждый ребенок проходит свой индивидуальный путь развития с его возможностями, потребностями, системой отношений – отвечает специфике работы с детьми с ОВЗ.

Монтессори – материалы – составная часть педагогической образовательно-развивающей среды, побуждающей ребенка регулировать собственное развитие через самостоятельность, соответствующую его индивидуальности.

Через самостоятельное обращение с Монтессори-материалом ребенок приобретает различные навыки: развитие сенсорных процессов, мелкой моторики, развитие ощущений и восприятия, приобретает знания и представления об окружающем мире, создаются условия для развития речи. Он учится ставить цель и находить соответствующие пути её достижения.

Направленная средствами адаптивной развивающей среды на дидактические цели моторика влияет на общее, эмоциональное, речевое и социальное развитие.

Т. о. деятельность ребенка в развивающей среде с Монтессори – материалом способствует развитию внимания, предпосылок возникновения мышления, памяти, речи, воображения, моторики. Особое внимание уделяется в ней коллективным играм и заданиям, помогающим освоить навыки общения, а также освоению бытовой деятельности, что способствует развитию самостоятельности и социализации.

НАУЧНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ.

Система Марии Монтессори (1870-1925) формировалась и развивалась в русле гуманистическо-антропологической педагогики на рубеже 19-20 веков, суть которой «заключается в том, что её средства направлены не столько на прямое воздействие на человека, сколько на стимулирование его собственной активности». Педагогическая традиция, ориентированная на активизацию внутренних ресурсов человека берет начало в деятельности педагогов Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ж. -Ж. Руссо, Ф. Фребеля, Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского и др.

Ведущей антропологической константой гуманистического мировоззрения является свобода личности. Категория свободы рассматривается в многочисленных философских гуманистических теориях прошлого и настоящего (И. Кант, Н. Бердяев, К. Вентцель, Ф. Хайек и др.) и выступает как средство решения проблем активизации внутренних ресурсов человека. Среди них особенно близки к современным педагогическим проблемам произведения М. Ганди, Н. Рериха, Л. Н. Толстого, исследования гуманистических психологов (А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл, концепции личностно-ориентированного обучения (И. С. Якиманская, В. А. Петровский, В. В. Сериков). Сегодня эти традиции нашли отражение в «педагогике ненасилия» (В. А. Ситаров, В. Г. Маралов).

Оценку результатов работы по формированию восприятия дает Л. Н. Философова в опубликованном в 1924 году исследовании «Сравнительно-психологические наблюдения к вопросу о сенсорной культуре в системе Монтессори» в сборнике «Опыт объективного изучения детства» под редакцией М. Я. Басова. Отмечая более высокие результаты в выполнении заданий и более высокий уровень сформированности произвольного внимания у детей, занимающихся по системе Монтессори. В монографии Л. А. Венгера дается глубокий анализ развития идей сенсорного воспитания, рассматривается содержательный аспект формирования восприятия у детей по системе М. Монтессори.

В Италии Мария Монтессори сформулировала свой метод воспитания, в котором нашли выражение гуманистические идеи прогрессивных психолого-педагогических направлений того времени. Термин «метод», предложен самой создательницей и подразумевает более широкое понятие-педагогическая система. По определению М. Монтессори, разрабатываемая ею педагогическая система представляет собой «метод свободного саморазвития ребенка в условиях подготовленной среды».

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: Развитие сенсомотрики через специально организованную развивающую среду с Монтессори – материалами.

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

1. Педагогическое обследование ребенка, для выявления перспективы в развитии.

2. Сформировать образовательную среду для развития каждого ребенка в соответствии с его способностями и возможностями;

3. Коррекция познавательной деятельности.

4. Коррекция сенсорных процессов, глазомера и координации.

5. Развитие мелкой моторики рук;

6. Развитие интереса и побуждения к действиям.

7. Формирование умения выполнять действия с предметами.

8. Вырабатывать целенаправленность, устойчивость деятельности.

9. Формировать мотивацию к учению.

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КАБИНЕТЕ МОНТЕССОРИ

Занятия проводятся в отдельном кабинете, где создана развивающая среда, два раза в неделю. Основная форма занятий групповая.

Занятия посещают дети-инвалиды младшего возраста, условно разделенные на группы по особенностям развития. Занятия строятся на основе частой смены деятельности, передвижении детей в пространстве комнаты. Данная форма работы наиболее оптимальна для детей посещающих занятия, т. к. они, как правило, расторможены, быстро утомляемы, внимание их привлечь и удержать не всегда возможно.

Читайте также:  Критические периоды развития ребенка их краткая характеристика

Из-за небольшой наполняемости групп(3-4 человека) каждому ребенку уделяется достаточное количество времени. В одну группу включены дети с одинаковым уровнем развития.

Во время занятий следует поддерживать эмоциональную связь с детьми. Детям следует помогать соблюдать игровые правила, выполнять согласованные и танцевальные движения.

Наблюдение за динамикой в развитии ребенка отражается и в индивидуальных листах наблюдения.

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ.

Каждое занятие начинается с приветствия, которое длится 5-7 минут. Тем самым малыши настраиваются на положительную атмосферу внутри группы. Приветствие включает в себя пальчиковые игры и игры с массажным ежиком со стишками. Затем проводится разминка по продолжительности 3-4 минуты, где ребята с помощью педагога выполняют танец. Далее следует основная часть-около 10 минут, — где прорабатывается заданная тематика занятия. Завершающая часть (3-5 минут) — создание детьми какого-либо рисунка или поделки, что является итогом. Заканчивается традиционным прощанием (1 минута) в форме пальчиковой игры.

В процессе практической работы допускается сокращение или добавление количества игр и упражнений, внесения различных дополнений в соответствии с потребностями и индивидуальными особенностями детей. Занятия могут быть использованы целиком, как основа работы педагога, а также проводиться в виде отдельных занятий игр и упражнений.

СТРУКТУРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Структура работы с Монтессори-материалом состоит из трех основных аспектов:

• Презентация (при инициативной роли педагога ребенок остается слушателем-собеседником, активно знакомящийся с новым материалом);

• Работа на «круге» (активность педагога и ребенка при планировании деятельности педагогом);

• Работа с Монтессори-материалом (самостоятельность детей при пассивной роли педагога. Он ведёт «Лист наблюдения» за каждым ребенком, где в хронологической последовательности отмечает инициативность работы, частоту её смены, законченность в выполнении заданий, самостоятельность).

Пособия Монтессори материала располагаются по зонам:

ЗОНА ЯЗЫКОВОГО РАЗВИТИЯ — материалы на развитие мелкой моторики рук и координации движений, на расширение и обогащение словарного запаса, кругозора ребенка (материалы для рисования, штриховки; фигурки настольного театра, театра-варежек. Пальчиковый театр; Детские иллюстрированные книги).

ЗОНА СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ — материалы, закладывающие основу для коррекции чувств; знакомства с сенсорными эталонами: цвет, форма, размер, вес, структура поверхности, выделение определенного качества или свойства; освоения мелких движений, укрепление кистей и пальцев, формирование умения выполнять действия с предметами: рамки с застёжками, пирамидки, мозаика, пазлы, игрушки-мякиши.

ЗОНА НА КОРРЕКЦИЮ СЛУХОВОГО АНАЛИЗАТОРА — материалы, направленные на коррекцию слухового восприятия на основе упражнений в узнавании и соотнесении: Музыкальные инструменты (барабан, маракасы, бубен, погремушки, клавишная доска, шумящие коробочки, звоночки.

ЗОНА ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ– материалы, помогающие детям адаптироваться к повседневной жизни в детском доме, подразделяются тематически: забота о человеке, приобретение навыков культуры гигиены, приобретение хороших манер, развитие координации движений: уголок ряженья, «Парикмахерская», «Накорми Машу» и т. д.

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

В результате деятельности по данной программе у детей:

• формируются навыки различных действий рукой и отдельными пальцами при выполнении различных микродинамических актов и крупных движений руки;

• формируется навык узнавания, способность называть и показывать сенсорные эталоны;

• умение ориентироваться в пространстве;

развивается мелкая и общая моторика.

• формируются социально приемлемые способы эмоционального реагирования, образцы позитивного социального поведения;

• приобретается способность рациональной деятельности с предметами.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

СЕНТЯБРЬ

ОСЕНЬ.

ОВОЩИ.

ФРУКТЫ.

Формирование представлений о фруктах и овощах

Пальчиковые игры.

Работа с сыпучими материалами.

Работа с пособиями на тему «Фрукты. Овощи».

Работа с пирамидкой.

Работа со шнуровкой.

Обыгрывание сказки «Репка».

Работа с пластилином и красками.

ОКТЯБРЬ

ОСЕНЬ.

ОСЕННИЙ

ЛЕС.

Формирование представлений об осеннем лесе, форме листьев деревьев, грибах. Пальчиковые игры.

Пособия и рамки-вкладыши «Листья и грибы».

Работа с сыпучими материалами, стаканчиками-вкладышами.

Работа со шнуровкой.

Работа с красками и пластилином.

Аппликация.

НОЯБРЬ.

ГЕОМЕТРИЙ.

Ознакомить детей с основными геометрическими формами: треугольник, круг, квадрат, прямоугольник. Пальчиковые игры.

Работа с сыпучими материалами.

Рамки-вкладыши «Геометрические формы».

Обыгрывание сказки «Колобок».

Игра «Волшебный мешочек».

Работа с блоками Дьенеша.

Рисование на подносе с манной крупой.

Работа с пластилином, красками, аппликация.

ДЕКАБРЬ

ЗИМА.

НОВЫЙ

ГОД.

Формирование представлений о животных зимнего леса: медведь, лиса, заяц; празднике Новый год: новогодние игрушки, елочка, Дед Мороз

Пальчиковые игры.

Рамки-вкладыши «Животные».

Складывание кубиков.

Рисование на подносе с маком.

Игра «Волшебный мешочек».

Работа с красками, пластилином, аппликация.

ЯНВАРЬ.

ЗИМА.

ЗИМА

ВОКРУГ

НАС.

Формирование представлений о зимней одежде: шапка, рукавичка, шарф Пальчиковые игры.

Упражнения на мелкую моторику кистей рук.

Работа с кубиками, палочками Кюизенера, стаканчиками-вкладышами.

Работа с красками, пластилином.

ФЕВРАЛЬ.

ДОМАШНИЕ

ЖИВОТНЫЕ.

Формирование представлений о домашних животных: кошка, собака, лошадь, корова, барашек

Пальчиковые игры,

Упражнения на мелкую моторику кистей рук.

Рамки-вкладыши «Домашние животные».

Складывание кубиков с тематикой «животные».

Работа с красками, пластилином.

МАРТ.

ВЕСНА.

Формирование представлений о весне, о цветах. Пальчиковые игры.

Упражнения на мелкую и общую моторику кистей рук.

Работа с формой «круг» (блоки Дьенеша, дроби).

Рисование на подносе с манной крупой.

Аппликация.

АПРЕЛЬ.

ОКРУЖАЮЩИЙ

МИР.

Формирование представлений о посуде: чашка, чайник. Расширение представлений об окружающем мире. Пальчиковые игры

Упражнения на мелкую и общую моторику кистей рук.

Игра «Волшебный мешочек».

Работа с кубиками «Посуда».

Работа с сыпучими материалами.

Читайте также:  Сенсорное развитие ребенка младшего возраста

Работа с пластилином.

МАЙ.

ИГРУШКИ.

Формирование представлений об игрушках: мячик, матрешка Пальчиковые игры.

Упражнения на мелкую и общую моторику.

Стаканчики-вкладыши.

Игра с матрешками.

Работа с пластилином.

Источник

На чтение 9 мин.

Всем знакома методика Монтессори созданная и предложенная итальянским врачом, а позднее философом Марией Монтессори, жившей в первой половине ушедшего века. Поначалу она была применима для раннего и быстрого развития детей. Со временем метод Монтессори перешёл в педагогическую систему, основанный на идеях свободного воспитания. Важное место в этом процессе уделено развитию органов чувств, при помощи дидактических занятий.

Данный метод оказался очень эффективным.

Доказано это было во время проверки знаний, которая показала, что дети, занимающиеся по индивидуальному методу Монтессори, превосходят своих ровесников по навыкам письма, счёта и чтения. Результатом проверки стала постановка вопроса о неэффективности традиционного метода обучения здоровых детей.  Позднее к этому методу были приобщены дети с особенностями развития, называемые сейчас инвалидами или детьми с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья).

В чём состоит методика Монтессори

Суть методики Монтессори состоит в раскрытии её основного постулата, который гласит «Помоги мне это сделать самому». Исходя из этого можно сформулировать главный постулат методики Монтессори в следующем виде: «выполнение действия ребенка при минимальной помощи взрослого» иными словами развитие самостоятельности.

Метод Монтессори признан альтернативой традиционной педагогики. Он применяется в работе с детьми от 3-х до 6-ти лет при посещении ими занятий самостоятельно, то есть родители на них не присутствуют. От 8-ми месяцев до полутора – двух лет дети приходят на занятие вместе с родителями. Может показаться, что методика Монтессори, это полностью неорганизованная система. Но это только на первый взгляд.

Главная мысль методики Монтессори – замечательный пример из практической педагогики в реализации идей в свободном воспитании детей с самого раннего возраста, способствующего самостоятельному их развитию.

Пять принципов работы с материалами, предложенных Марией Монтессори

Основные материалы необходимые для организации обучения гениального педагога находятся в окружающей нас среде.

Например, М. Монтессори рекомендовала использовать естественные повседневные предметы, такие как:

  • фрукты для счёта,
  • глину, солёное тесто и пластилин для лепки.

Отличительной чертой детей, воспитывающихся по системе Монтессори, являются:

  • любознательность,
  • стремление познавать окружающий мир.
  • свободомыслие,
  • независимость.

Именно эти качества позволяют им найти своё место в социуме, оставаясь индивидуальными.

Каждый малыш учится общаться через естественное стремление, свойственное всем детям все пощупать, понюхать, попробовать на вкус. Следуя мнению столпов отечественной психологии «…путь к интеллекту ребёнка ведет не через абстракцию, а через органы чувств».

Пять принципов, предложенных М. Монтессори

  1. Ребенок активный. Взрослый выступает в роли помощника, его роль вторична. Ребенка нужно заинтересовать, а развиваться он будет сам. Занятия проходят в специально подготовленной среде.
  2. Ребенок – сам себе учитель. Он имеет полноценную свободу действий и выбора. Дети учат друг друга по принципу от старших к младшим, что позволяет учиться заботиться о других;
  3. Самостоятельность принятия решений ребёнком;
  4. Полноценное саморазвитие — это следствие свободы в действиях, мышлении, чувствах. Ребенок становится самим собой, когда мы следуем указаниям природы, а не идем против них.
  5. Уважение к детям – отсутствие запретов, критики и указаний. Ребенок вправе ошибаться и доходить до всего сам.

Для того чтобы понять, что такое методика Монтессори, достаточно, следуя её теории, согласившись с убеждением, что любой ребенок является нормальным человеком, способным открыть себя в активной деятельности

Организация детских садов по программе Марии Монтессори

В отличие от детских садов, работающих по традиционным методикам, относящимся к детям, как к неразумным существам, ещё совсем не способным на самостоятельные действия, – специалисты детских учреждений, работающие по методу Монтессори относятся к любому ребенку как к уникальной, неповторимой личности, со своим собственным планом развития, собственными способами и сроками освоения окружающего мира. Это потому, что основной идеей, которую «несёт» метод Монтессори является стимулирование ребенка к саморазвитию. Поместив ребёнка в подготовленную среду, имеющую четкую логику построения и соответствующую конкретным психологическим его потребностям, специалист всячески подталкивает его к принятию собственных решений для реализации всех тех желаний, которые у него есть согласно возраста.

Другими словами – задача воспитателя, или наставника, как его называют в системе Монтессори – помощь любому ребенку организовать свою деятельность в этой среде, пойти собственным, уникальным путем, реализовать свой творческий потенциал.

Необходимо отметить, что принципы системы Монтессори сейчас согласуются с положениями Федерального государственного образовательного стандарта:

  1. Личностно-ориентированная модель образования подразумевает, что Монтессори-педагог контролирует и корректирует психическое, физическое и психологическое развитие каждого воспитанника в индивидуальном порядке. При необходимости корректируя;
  2. Воспитание всесторонне развитой личности: в Монтессори-садике ребёнок познаёт мир во всём его многообразии;
  3. Следование целевым ориентирам: развитие инициативности и самостоятельности в различных видах деятельности, развитие воображения;
  4. Организация развивающей предметно-пространственной среды: каждой содержательной области образования подбираются соответствующие Монтессори-материалы.

Организация пространства в садах Монтессори  (система зонирования)

Общее пространство делят на 6 зон:

  1. Зона повседневной жизни – ребёнок, находясь в ней приобретает жизненно важные социально-бытовые навыки. Игрушки Монтессори в этом случае не бутафория, а реальные предметы быта.

Совет родителям: следуя методике Монтессори рекомендуется приобщать ребёнка, в игровой форме к бытовым делам: уходу за собой, забота о животных и растениях, приобретение одного из важнейших элементов социальных навыков – блока навыков общения;

  1. Сенсорика/развитие мелкой моторики – основными материалами выступают игры Монтессори, такие как пирамида «Розовая башня», красные штанги, цветовая лестница и таблички (на определение цвета и размера), блоки цилиндров. Для развития тактильного восприятия используются материалы повседневной жизни, такие как шершавые ткани, природные ресурсы: глина, песок, земля и пищевые крупы, а также солёное тесто, термомозаика. Для развития слуха (шумовые цилиндры, звоночки). В этой зоне расположены предметы для развития обоняния и вкуса. Цель работы в этой зоне развитие органов чувств: осязания, обоняния, обучение первичным навыкам, саморегуляции эмоционального состояния релаксации, а также подготовке школьному обучению.
  2. Математическая зона должна быть выстроена с учётом сенсомоторных потребностей ребёнка, что показывает тесную связь с сенсорной зоной. Простроение системы изучения математики по Монтессори предполагает естественность.
Читайте также:  Мир звуков в развитии ребенка

Инструментами выступают:

  • для счёта в пределах 10 (штанги, веретена, чипсы);
  • для знакомства с десятичной системой («золотой» материал);
  • для счёта до 100 (бусины, доски Сагана, цветные цепочки);
  • для знакомства с арифметическими действиями (марки, игра в точки, таблицы сложения, вычитания, умножения и деления);
  • для знакомства с дробями;
  • для знакомства с основами геометрии (геометрический комод, конструктивные треугольники).
  1. Языковое развитие – строится на принципе тактильности. Целями работы в этой зоне является расширение словарного запаса, обучение письму и чтению.

Совет родителям. В первом случае используются карточки изображающие предметы.
Во втором – подвижный алфавит, шероховатые буквы, рамки для штриховки, коробочки с фигурками для первого интуитивного чтения, подписи к предметам окружающей среды, простые книжки;

  1. Естественно-научное/космическое развитие. Работы в этой зоне направлена на подготовку к изучению таких школьных предметов, как биология, история, география, физика и химия;
  2. Зона для игр – спортзал. Развитие крупной моторики (двигательное развитие).

Совет родителям: материал, предлагаемый к изучению ребёнку, рекомендуется располагать не выше одного метра от пола. По мнению психологов именно такое расстояние оптимально для того, чтобы ребёнок воспринял, как призыв к действию и стал изучать самостоятельно.

Плюсы и минусы

При всей эффективности и положительности рассматриваемые методики невозможно обойти вниманием её отрицательные моменты.

  1. Практически не уделяется внимание развитию творческих способностей, то есть творческому креативному мышлению;
  2. Не учитывает сюжетно-ролевые игры, способствующие освоению детьми социальных ролей. По этой причине могут возникать сложности в межличностных и семейных отношениях, поскольку не всех обучают по методике Монтессори.
  3. Система Марии Монтессори подходит только умеренно спокойным детям. Если ребёнок гиперактивен или склонен к аутизму, а также имеет чётко выраженные творческие способности наклонности., то применение системы Монтессори может нанести психологическую травму или стать основой психического отклонения.

К плюсам этой системы можно отнести:

  1. Её можно преподавать в разных культурах, по скольку её основная опора – базовые потребности любого ребёнка.
  2. Дети, прошедшие обучение, хотя бы по одной ступени Монтессори, становятся студентами и учениками самых престижных учебных заведений.

Примером этому могу быть основатели двух великих компаний Стив   Джобс и Билл Гейтс, принц Уильям, писатель Габриэль Гарсиа Маркес, 42-ой президент США Билл Клинтон, основатели Google Ларри Пейдж и Сергей Брин.

Дети, обучавшиеся по системе Монтессори, обладают хорошей остротой внимания, наблюдательностью, дисциплинированы и самостоятельны.

Игрушки Монтессори

Систему Монтессори ребёнку нужно вводить по этапам (например возраст от 1 до 3  лет называется тоддлер монтессори):

Для детей до года рекомендуется использовать:

  • с 1до 2 месяцев фигуры из бумаги, игрушки-погремушки форме геометрических тел;
  • с 3-х месяцев рекомендовано стимулировать движения. В этом возрасте специалисты отдают предпочтение деревянным фигурам постельных цветов, подвешиваемых на специальных резинках. Примером могут быть: деревянное колечко или колокольчик производящий звук, при каждом прикосновении малыша.

Основными игрушками у ребёнка до года остаются предметы повседневной жизни.

Совет родителям: не препятствовать в открывании и закрывании ящиков, а также в манипулировании вещами, не предназначенными для игры. Все опасные и ценные предметы рекомендуется хранить в недоступном для ребёнка месте. А в одном (двух) выдвижных ящиках, которые доступны ребёнку по росту, хранить предметы из повседневной жизни, играя которыми он не нанесёт себе вреда.

Совет родителям. Самые лучшие упражнения для детей от 1 до 2 лет – естественная природная среда. В этом возрасте ребёнок начинает осознавать, что вода отлично наливается в ведёрко до краёв. А песок так налить нельзя. Его можно насыпать. Можно начать собирать с ребёнком листики с деревьев или кормить птичек на улице, также можно повесить кормушку за окном.

Игротека для ребенка от 2 до 3 лет – основной игрушкой в этом возрасте является участие в повседневной жизни. Помощь родителям в чистке варёных яиц и картошки (отваренной в мундире), вымешивании теста, а также уборке.

Фильм о Марии Монтессори

Фильм рассказывает о жизни и работе итальянского врача и педагога Марии Монтессори. Он охватывает всю жизнь этой интересной женщины. Для того чтобы ознакомиться с её методикой и личность достаточно его просмотреть.

Источник