Сенсорное развитие ребенка младшего возраста

Сенсорное развитие ребенка младшего возраста thumbnail

Олеся Русалинова
Сенсорное развитие детей раннего и младшего возраста

Сенсорное развитие ребёнка неоспоримо остается важным и необходимым для полноценного развития и воспитания. В процессе сенсорного развития малыша формируется восприятие,представление о внешних свойствах окружающих тел: ребенок познает мир через ощущения,посредством различных анализаторов: слухового, зрительного, вкусового, обонятельного, тактильного.

Сенсорное воспитание — это постепенное усвоение сенсорной культуры, создаваемое человечеством на протяжении веков.

Дошкольник в младшем возрасте не манипулирует отвлеченными понятиями из-за неразвитого абстрактного мышления,ответ на восприятие чего-либо выражается в мышечной реакции: он движется в соответствии с возникающими образами.

Поэтому дошкольный этап детства считается периодом сенсомоторного развития («сенсо» – чувство, «мото» – движение, как базы,на основе которой формируются ментальные функции: память, речь, восприятие, мышление.

Проблемы сенсорного развития детей раннего и дошкольного возраста раскрыты в работах зарубежных (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, а также известных представителей отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Саккулина, Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер и др.).

Необходимо сенсорное развитие и для социальной адаптации, в процессе которой ребята учатся общаться, решать конфликты, адекватно откликаться на происходящее вокруг. Сенсорное воспитание детей раннего возраста помогает им научиться интегрировать ощущения, правильно на них реагировать.

Сенсорное развитие — одна из значимых задач целостного педагогического процесса в системе ДОУ. Сенсорное развитие лежит в основе умственного, физического, эстетического развития ребенка. Цель его состоит в формировании сенсорных эталонов и способностей, позволяющих маленькому человеку всесторонне воспринимать окружающий мир.

Основной задачей сенсорного развития является создание условий для формирования восприятия как начальной ступени познания окружающей действительности.

Специально созданные условия – в процессе проведения занятий и в повседневной жизни – позволяют обеспечить накопление разнообразных зрительных, слуховых, осязательных впечатлений, формировать элементарные представления об основных разновидностях величины (большой — маленький, формы (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, цвета (красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, синий, фиолетовый, чёрный, белый). В результате становится возможным формировать умение выделять разнообразные свойства предметов, ориентируясь на цвет, форму, величину, звуки, фактуру и т. п.

Ребёнок ещё не владеет речью в достаточной мере, поэтому основными средствами выражения мысли и чувств являются непосредственные действия.

Основным методом организации игр-занятий является побуждение интереса к тем или иным игрушкам, дидактическим материалам, прежде всего пособиям, изготовленным из дерева (матрёшки, большие и маленькие, пирамидки, кубы-вкладыши, доски с отверстиями разной величины или формы с комплектами вкладок, столики с грибочками и мозаика).

Роль дидактических игр в сенсорном воспитании очень велика. Дидактическая игра помогает ребенку узнать, как устроен окружающий мир, и расширить его кругозор. Дидактические игры выполняют функцию — контроль над состоянием сенсорного развития детей. Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что ведущей формой сенсорного воспитания являются дидактические игры. Только при определенной системе проведения дидактических игр можно добиться сенсорного развития.

На специальных занятиях, участвуя в дидактических играх, дети накапливают сенсорные впечатления, учатся их осознавать, систематизировать, расширять и использовать на практике.

Дидактические игры на занятиях учитывают возрастные особенности детей:

• сюжеты должны быть интересными, но не слишком сложными для восприятия;

• обязательно используются различные предметы небольших размеров – палочки, фигурки, кубики;

• словесные обозначения элементарного количества многократно повторяются;

при назывании критерия используются жесты – указывающий (если предмет один) и обводящий (чем больше предметов в группе, тем шире ее обводит ребенок рукой);

• обязательно вводятся продуктивные виды деятельности – лепка, аппликация, рисование.

Игры для тренировки различных видов восприятия

Задача этих упражнений и игр состоит в развитии тактильной (поверхностной) чувствительности, а также зрительного и слухового восприятия.

Дайте ребёнку кусочек фольги, пусть он помнёт её, потом вместе разгладьте фольгу обратно. Пошуршите кусочком фольги в процессе её сминания. Если ребёнок уже разговаривает, обсудите, что напоминают издаваемые фольгой звуки.

Читайте также:  Игра в развитии ребенка высказывания

Крупы, сушёная фасоль, шишки, каштаны. Разнообразие форм перечисленных предметов даст простор не только испытываемым ощущениям, но и полёту фантазии. Обсудите, на что похожи ощущения, которые испытывает ребёнок, исследуя скорлупу каштана или шишку (покалывание, зуд, боль). Пусть ребёнок проанализирует форму этих предметов. На примере круп и фасоли можно потренироваться в определении величин – большая, маленькая.

«Поймай зверька» — хорошее упражнение в игровой форме, позволяющее развить тактильные ощущения. Предложите ребёнку закрыть глаза, затем возьмите мягкую игрушку (желательно небольших размеров) и проведите ею по частям его тела. Ребёнок должен определить где «пробежал» зверёк — по ноге, спинке, шее и т. д.

«Мешочек с секретом» — интересная игра для тренировки тактильной памяти, закреплений представлений о форме предметов. Покажите и дайте пощупать ребёнку несколько различных мелких предметов: фасоль, бусины, крупу, макаронные изделия определённой формы. Проговорите названия этих предметов. Затем попросите малыша отвернуться, а предметы рассортируйте по непрозрачным мешочкам. Когда ребёнок повернётся, попросите его закрыть глаза и наощупь определить то, что находится в каждом мешочке.

Наша педагогическая деятельность связана с детьми раннего возраста. Возраст детей от 2 до 3 лет. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопление представлений об окружающем мире.

Для улучшения сенсорного развития ребёнка мы стараемся использовать наиболее эффективные средства и методы сенсорного воспитания, включая их в работу с малышами. Уже в раннем детстве большое значение имеет накопление ребенком сенсорных представлений. Наша задача, как воспитателей — обеспечить ознакомление детей с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов, музыкальными звуками и звучанием родной речи.

Задачи сенсорноговоспитания решаются в той или иной мере на занятиях всех видов: музыкальных, физкультурных, по изодеятельности, развитию речи и др. Однако в этих случаях задачи сенсорного воспитания не являются доминирующими. Для упорядочения опыта детей нами проводятся занятия с преобладанием сенсорных задач.

В своей работе мы используем следующие технологии: информационно коммуникативные, здоровьесберегающие, игровые, личностно — ориентированные, исследовательские. Дидактический материал подбираем с учётом следующих принципов: принцип наглядности, принцип доступности и прочности, систематичности и последовательности.

Исследователь Н. Н. Поддъяков считает, что сенсорное воспитание осуществляется в условиях повседневной жизни, в процессе игр, где, по мнению учёного, происходит целостное восприятие ребенком различных явлений и предметов окружающего мира, где некоторые свойства и стороны явлений могут восприниматься недостаточно четко, либо не восприниматься совсем.

Именно поэтому особый акцент мы делаем на умелый подбор игрушек, организацию развивающей предметно-пространственной среды, сферу общения. Опираясь на возрастные познавательные способности детей, приобщаем к миру вещей. Обучаем новому и интересному, используя при этом увлекательную игровую форму.

Мир ребёнка состоит из реальных объектов и предметов. Он познает мир, постоянно используя его и экспериментируя с его объектами. При этом используются все сенсорные анализаторы – вкус, обоняние, осязание, зрение, слух. Ребёнок на чувственном уровне постигает элементарные законы, управляющие предметами. Новое всегда восхищает и потрясает, радует и удивляет. Чем больше в жизни ребенка будет игр-экспериментов, тем шире и разнообразнее будет его эмоциональный мир.

Задача взрослых – педагогов и родителей, помочь ребёнку познать этот огромный, наполненный интересными вещами и явлениями мир, поддерживать доброе познавательное отношение малыша к миру.

Источник

Лизунова Валентина
Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста

В детском дошкольном учреждении работаю всего три года. Так как мне в основном пришлось работать с младшими дошкольниками, я обратила внимание на недостаточность развития сенсорной культуры у детей. Сенсорное развитие является фундаментом умственного развития ребенка, необходимо для успешного воспитания ребенка в детском образовательном учреждении, а затем и в начальной школе. При недостачном формировании восприятия предметов, развитии сенсорномоторных действий, у детей возникают трудности с обучением письму, выполнением поделок на уроках труда. Основные задачи сенсорного воспитания,которые необходимо было мне решить:

Читайте также:  Задания лабиринты для развитие ребенка

• создать оптимальные условия для сенсорного воспитания ребенка;

• содействовать развитию сенсорной, психомоторной сферы детей путем познания ими, цвета, величины;

• подобрать эффективные игры, игровые упражнения, игры-занятия по сенсорному воспитанию;

• привлечь родителей к созданию развивающих игр и пособий в рамках смотра – конкурса «Мир игрушки»;

• создать сенсомоторный уголок в группе;

• составить картотеку игр по сенсорному развитию.

Сенсорная деятельность ребенка зависит от того, как устроена игровая, предметно-развивающая среда, в которой он находится.С помощью родителей воспитанников были проведены следующие мероприятия:

• пополнен игровой и сенсорный материал в группе;

• дополнены мелким игровым материалом наборы для экспериментирования с водой и песком, емкости разной формы, предметы-орудия для переливания и вылавливания предметов;

• приобретены доски-вкладыши с основными формами; наборы объемных тел; развивающая игра «Блоки Дьенеша»;

• куб – сортер с прорезями основных геометрических форм для сортировки объемных тел;

• обновлен музыкальный уголок звучащими игрушками;

• приобретен пластмассовый конструктор «Лего».

• изготовлены настольные,дидактические игры: «Разложи предметы по разноцветным кармашкам», «Геометрик», «Закрути крышки», «Разноцветные домики», «Книжка с разноцветными окошками», развивающие панно «Модница», «Домик в деревне».

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста

ля повышения сенсорнойкультуры воспитанников использовала различные формы работы: проведение опытов, самостоятельные наблюдения, дидактические и подвижные игры.

При ознакомлении детей с различными сенсорными эталонами использовала групповые и индивидуальные занятия, познавательные игры, дающие толчок к познанию мира каждым ребенком. В рамках сенсорного развития детей знакомила их с такими свойствами предметов и явлений, как цвет, форма, величина, количество, положение в пространстве. Также проводила работу по обучению детей целостному восприятию образов предметов. Усвоение сенсорных эталонов – системы геометрических форм, шкалы величин, цветового спектра, пространственных и временных ориентировок, фонетической системы языка – сложный и длительный процесс. Усвоить сенсорный эталон – значит не просто правильно называть то или иное свойство предмета, необходимо иметь четкие представления для анализа и выделенных свойств самых различных предметов в самых разных ситуациях. Поэтому такое большое значение отводится сенсомоторным действиям. Чтобы познакомиться с каким – то предметом практически, его нужно потрогать руками, сжать, погладить, покатать, понюхать. Включенные в обследование предмета движения руки организуют зрительное и кинестическое (двигательное) восприятие детей, способствуют уточнению зрительных представлений о свойствах предмета. Ознакомление с формой, величиной, пространственными и иными характеристиками предметов невозможно без интеграции движений рук и глаз.

Знакомство детей с цветом осуществляла в ходе непосредственно образовательной деятельности и в быту при рассматривании различных предметов. Проводила игры –занятия: «Цветная вода», «Ниточки для шариков», «Разноцветные кубики», «Найди парочки» с использованием красок, цветных карандашей, пластилина, счетных палочек.

Сенсорное развитие ребенка младшего возраста

Очень эффективно проведение с детьми подвижных игр с использованием цветных ленточек, флажков, мячей, обручей,колец: «Найди свое гнездышко», «Подними флажок», «Бегите к своему флажку». Для знакомства и закрепления знаний цветов и самостоятельной работы детей в сенсорномоторномуголке я изготовила дидактические игры: «Книжка с разноцветными окошками», «Разложи предметы по цветным кармашкам», «Разноцветные домики», которые помогли воспитанникам в знакомстве с сенсорными эталонами.

Сенсорное развитие ребенка младшего возрастаСенсорное развитие ребенка младшего возраста

Изучая с воспитанниками геометрические формы, использовала специальные игрушки (кубик – сортер, строительный конструктор, рамки -вкладыши). В рамках проведения конкурса «Мир игрушки» родители воспитанников изготовили настольную игру «Геометрик», играя в которую, дети натягивают резинки на гвоздики, получая различные геометрические фигуры.

Сенсорное развитие ребенка младшего возраста

Чтобы познакомить детей с плоскими и объемными геометрическими формами, проводила с детьми игры –занятия: «Разложи фигуры по домикам», «Фигуры играют в прятки», «Башни».Демонстрировала детям опыты и эксперименты с предметами различных геометрических форм: «Катится – не катится», «Веселый поезд», «Почтовый ящик».

При знакомстве детейс величиной и закреплении знаний о ней использовала следующие методы и приемы:

• сравнение пар предметов во время игр, в режимных моментах зрительно и практически – способом приложения;

• использование специальных дидактических игрушек (пирамидки, матрешки, вкладыши, доски Сегена);

Читайте также:  Книга для мамы развитие ребенка

• проведение игр — занятий «Накрой платочком», «Покорми кукол», «Подбери мебель для котят»;

• проведение дидактических игр с применением блоков Дьенеша.

Изучая с детьми такой важный аспект сенсорной культуры, как расположение предметов в пространстве,использовала разнообразные способы:

наблюдение в группе и на участке детского сада;

манипуляции с предметами;

занятия рисованием, аппликацией лепкой;

развивающие игры: «Составь предмет», «Посади огород», «Веселый конструктор», «Собери пазлы», «Веселый огород».

Сенсорное развитие ребенка младшего возраста

Для закрепления знаний детей о величине и расположении предметов в пространстве из бросового материала изготовила развивающие игры: «Закрути правильно крышки» и «Выложи по образцу».

Сенсорное развитие ребенка младшего возрастаСенсорное развитие ребенка младшего возраста

В ходе игр и занятий, направленных на развитие у детей осязания,решала следующие задачи:

развитие хватания;

обучение целенаправленному ощупыванию;

развитие чувствительности пальцев рук;

знакомство с различными материалами, предметами и их свойствами.

Тактильные ощущения являются важным и информативным источником сведений о внешнем мире. Игры и занятия по развитию осязания проводила во время прогулки, режимных моментов, занятий лепкой, свободной деятельности детей. Для развития восприятия у детей таких свойств предметов, как фактура, плотность, форма,мною были изготовлены дидактические игры: «Тактильный мешочек»; «Найди одинаковые мешочки». Я использовала различные дидактические тренажеры, игры, пособия, служащие для развития тактильной чувствительности у детей (карандаши-«султанчики»,игры-шнуровки).

Сенсорное развитие ребенка младшего возрастаСенсорное развитие ребенка младшего возраста

Использование массажных мячей дает очень хорощий результат.

Разные по форме, упругости, фактуре поверхности, мячи обеспечивают широкий спектр разнообразных ощущений, которые можно получить, действуя с этими предметами самостоятельно. «Шариковые» ванны представляют собой большую емкость, наполненную разноцветными пластмассовыми шариками одинакового или разного размера. Опуская в них руки, дети получают новые тактильные ощущения. По аналогии использую «Осязательные ванны» — в небольшой коробке рассыпаю горох, фасоль, желуди, шишки. Поиск мелких предметов в такой «ванне» способствует активизации чувствительности пальцев. Игровые развивающие панно «Модница» и «Домик в деревне», которые изготовили родители воспитанников, представляют собой панно, сшитые из фетра и ряда съемных деталей, изображающих части предметов, из которых ребенок собирает целое по инструкции педагога, а в дальнейшем и по собственному замыслу.

Сенсорное развитие ребенка младшего возрастаСенсорное развитие ребенка младшего возраста

Органом осязания служат пальцы рук, и основные усилия направлены на развитие чувствительности рецепторов пальцев руки. С этой целью использовала различные виды деятельности, способствующие развитию тактильно –двигательных ощущений:

• лепка;

• аппликация;

• аппликационная лепка;

• конструирование из бумаги, конструктора «Лего»;

• рисование;

• сортировка мелких предметов;

• изготовление поделок из природного материала (ракушек, шишек, желудей, семян ясеня и клена).

Самостоятельная исследовательская деятельность детей вызывает положительные эмоции, помогает снизить умственное утомление. В своей работе использовала пальчиковую гимнастику с элементами массажа, что, несомненно, способствует повышению тактильной чувствительности.

Один раз в неделю я проводила занятия кружка «Умные ладошки», которые направлены на изучение упражнений для развития тактильной чувствительности и сложнокоординированных движений пальцев и кистей рук.

Развитие слухового восприятия предполагает знакомство с самыми разнообразными звуками и их сочетаниями, их тонкое различение и запоминание. Для развития слухового внимания у детейв своей практике применяю различные игры: «Угадай, чей голосок», «Постучим, погремим!», «Кто там?». В сенсорномоторном уголке у нас есть набор «шумелок», которые сделаны из пластиковых контейнеров с различными наполнителями. В фонотеке много записей с различными звуками природы (шум воды, моря, голоса птиц, животных, которые также помогают детям в развитие у них слухового восприятия окружающего мира.

Анализ проведенной деятельности показал, что систематическая и планомерная работа по данной проблеме, а также использование дидактических, подвижных, развивающих игр эффективно помогает развивать познавательную деятельность детей. На основе использования игр по сенсомоторике и упражнений на развитие тактильного и зрительного восприятия, у дошкольников развиваются наблюдательность, внимание, память, воображение, упорядочиваются впечатления, которые они получили при взаимодействии с внешним миром, расширяется словарный запас, приобретаются навыки игровой, учебной и экспериментально-поисковой деятельности. Воспитание сенсорной культуры поможет детям в старшей и подготовительной группе овладеть навыками письма, послужит базой для изучения математики.

Источник