Развитие ребенка 7 лет с дцп

Понятие детский церебральный паралич 

Дети с диагнозом ДЦП рождаются вследствие поражения головного или спинного мозга во время внутриутробного развития плода или родовой травмы. Чаще всего (около 57 процентов случаев нарушений) это происходит во внутриутробном этапе развития. Возникновение болезни может быть связано с инфекционными заболеваниями или с травмой черепа после родов.

Встречается болезнь примерно у двух из тысячи детей. При этом типе болезни нарушаются психомоторные функции. Расстройства проявляются в виде:

  • паралича;
  • парезов различных видов;
  • нарушения координации движений.

Задержка развития может быть как сильной (до полной дебильности), так и поддающейся коррекции. Также у детей могут встречаться расстройства слуха, зрения, чувствительности.

Роль игры для детей с ДЦП 

Роль игры в школьном и дошкольном возрасте сложно переоценить. Именно с помощью игр проводится воспитание детей и их развитие.  Для детей с диагнозом ДЦП игровая деятельность является одной из ведущих. Игры проводятся как для малышей, так для детей 6-7 лет и старшего возраста. Определённый вид игры подходит для малышей конкретного возраста.

Для таких детей преимущественно выбираются игры с использованием бега, прыжков, изменения поз тела, ходьбы. Помимо физического развития, регулярная двигательная активность способствует стабилизации психического состояния, облегчает социальную адаптацию. С помощью игры развивается крупная, мелкая моторика, улучшается коммуникация.

Начиная игровые занятия с ребёнком, больным ДЦП, стоит быть готовым к тому, что такой малыш будет развиваться медленнее. Этому способствуют трудности, связанные с двигательными нарушениями, которые проявляются в определённой форме ДЦП.

Заниматься с ребёнком, начинать развивать его способности нужно уже в первый год после того, как диагностировано заболевание

Значение помощи взрослого 

Малышу, больному ДЦП, часто сложно выполнять игровые действия, а именно:

  • правильно сидеть и стоять;
  • совершать движения пальцами рук;
  • проявлять своевременные реакции (вследствие нарушений слуха, зрения, чувствительности, кратковременной памяти);

Поэтому стоит быть готовым к тому, что приобретённые навыки будут ограниченными.

В чём ещё задача для взрослого:

  • нужно подбирать игрушки, которые подходят конкретному ребёнку, размер игрушки должен быть таким, чтобы её легко было удержать;
  • во время занятий учитывайте состояние малыша, насколько он усидчив, в хорошем настроении;
  • во время игры важно позволять ребёнку самому исследовать мир, не вмешиваться в занятие, если это не нужно малышу;
  • указания не должны быть сложными, лучше для них использовать короткие высказывания.

Главное, поддерживать интерес ребёнка, сделать так, чтобы его стремление к обучению возрастало. Успех выполнения задачи стоит на втором плане.

Виды игр

Некоторые занятия можно проводить даже дома. К ним относятся:

1. Пальчиковые игры. Например, “этот пальчик бабушка, этот дедушка и т.д.”. Такие упражнения рекомендуется чаще повторять детям годовалого возраста.

2. «Повтори за мной”. Родитель повторяет за ребёнком слова, а ребёнок за родителем.

3. Игры с фитболом. Нужно положить ребёнка на мяч и перекатывать его в разные стороны. Можно посадить ребёнка на стул, а мяч положить под стул. Малыш должен выкатывать и закатывать мяч ногами.

4. Стучание ложкой по столу.

Такие игры позволяют легче освоить лепку, рисование, аппликацию в дальнейшем.

Игры для разминки и развития мелкой мотрики

Перед началом занятия дети проводят следующие игры:

  • массируют ручки;
  • обхватывают кисти с помощью кругообразных движений.

Затем проводятся следующие упражнения. Они направлены на то, чтобы сделать кисти более подвижными:

  • ведение рукой от основания кисти до кончиков пальцев;пальцы сжимаются в кулак (кроме среднего и указательного), рука вытягивается вперёд, пальчики сгибаются и разгибаются поочерёдно;
  • касание большого пальца всеми остальными поочерёдно;
  • рисование круга указательным пальцем сначала правой, потом левой руки.

Игры с мелкими предметами очень полезны для развития сосредоточенности, внимания. Они отлично развивают мелкую моторику.

Игры с песком сухим

Такие занятия особенно важны для дошкольников. За основу берётся сухой песок, ёмкость, игрушки.  Песок насыпается сквозь пальцы, мнётся в руках. Ребёнок хлопает ладошками по песку, топит в нём руки, втыкает пальцы. Для этих игр можно использовать ситечко.

Игры с песком влажным 

Такой вид деятельности даёт малышу много радости. Сначала в руки берётся сухой песок. Затем ребёнку предлагается полить его водой, поиграть с песком. Малышу предлагается похлопать пальцами по песку.

Из этого материала можно сделать тесто, лепить куличики, пирожки. А также малышу будет интересно рисовать на песке. Во время игры педагогу нужно объяснить, почему из влажного песка можно сделать тесто, а из сухого нет.

Читайте также:  Скачать пожиленко энциклопедия развития ребенка

Игры с крышками 

Педагог даёт малышу несколько баночек (из-под косметики, продуктов и других) и крышки от них. Предлагается подобрать крышки к ёмкостям. В одной руке ребёнок держит банку, другой закрывает её. В конце игры можно наградить чадо за проделанные задания.

Игры с прищепками

Очень полезна для мелкой моторики игра с прищепками. Берётся несколько прищепок. Они цепляются на пластиковую или бумажную тарелку. Полюбовавшись получившимся солнышком, тарелки можно отцепить.

Игры для детей с ДЦП на укрепление вестибулярного аппарата и развития мышечного тонуса

Пройди, не задевая ворота

Это игра для детей 5-14 лет. Из четырех стульев делаются ворота, пространство между ними 50 см. Задача — пройти через ворота, не задевая их и не сбивая стулья. Если у ребёнка получается хорошо — можно попробовать делать закрытыми глазами. Эти упражнения учат осторожности, хорошей концентрации внимания.

Не ошибись

Детям нужно встать лицом к руководителю, закрыть глаза. Далее, инструктор произносит команды, такие как “повернись”, “сделай шаг вперёд”, “покружись на месте”. Побеждают те участники, которые делают всё без ошибок.

Запрещённое движение

Эта игра подойдёт для детей 6-14 лет. Ребята встают рядом с друг другом либо садятся, сложив руки на колени. Оговаривается одно запрещённое движение. Далее инструктор даёт команды, направленные на разминку тела (движения рук, ног). При этом выполняются все упражнения, кроме запрещённого.

Вместо запретного упражнения, по договорённости можно выполнить и другое. Например, вместо команды «рука вверх» делать хлопок в ладоши.

Эти игры считаются малоподвижными, но замечательно развивают реакцию.

Передал — садись

Дети разделяются на 2 команды. В каждой команде по 5-6 детей. Две шеренги становятся лицом друг к другу. Капитаны команды отходят на 5 шагов и берут в руки мячи, затем предводители команд бросают мячи поочередно каждому члену команды. Игрок, поймавший мяч, бросает его назад капитану и садится на лавку.  Выиграет та команда, члены которой быстрее окажутся на лавке. Обязательное условие — мяч не должен падать.

Вернись в круг

Для детей 7-14 лет. Дети садятся на скамью. На полу или на асфальте очерчивается круг. Ребята проходят игру по очереди. Первый участник встаёт в центр круга. Ему на глаза надевают повязку, с которой он делает 4 шага вперёд. Поворачиваясь налево, он делает ещё 4 шага. Затем дважды поворачивается направо и делает 4 шага, снова поворачивается направо, идёт ещё 4 шага. Так, ребёнок должен оказаться в круге. Выигрывают в игре те, кто не преступает черту.

Игры на внимательность и логику

Сюда можно отнести игру “запрещённое движение”. Она способствует развитию логического мышления. Упражнения для таких детей лучше всего проводить не только под наблюдением родителей, но и инструктора. Часто движения даются не просто, но нельзя оставлять чадо в беде, поскольку регулярные занятия очень важны для него.

Примеры других игр:

Пирамидка.

Ребёнку нужно разобрать и собрать пирамидку. Также, назвать цвета игрушки.

Сортировка пуговиц

Нужно дать ребёнку много разных пуговиц. Они могут быть нашиты на ткани или разложены на коробке. Взрослый предлагает малышу найти 3 одинаковые пуговицы либо рассортировать на большие и маленькие.

Игра “найди пару”

Детям предлагаются для игры флажки 3 цветов. Можно взять комплекты из каких-либо других предметов. Задача — найти цветовую пару для каждого.

Игра “послушай, что за окном”

Ребёнок концентрирует своё внимание на то, что происходит за окном. Если малыш имеет нарушение в речи, то взрослый может показывать ему картинки.

 Игра «определи звуки»

Педагог произносит звуки. Ребёнок должен угадать, кому или чему они принадлежат (показать предмет либо назвать слово). Примеры: автобус, машина, поезд и т.д.

Популярен вид игры дцп что лишнее на логику и внимание, развитие мышления. Ребёнку предлагается посмотреть на картинки с предметами, один из которых лишний. (например, из фруктов овощ, из птиц насекомое). Чем старше игрок, тем сложнее задание.

Игрушки для детей с ДЦП

Игрушка, которую держит в руках ребёнок дцпшник, должна быть интересна ему, соответствовать возрасту. Следует помнить — способности часто зависят от формы заболевания больше, чем от возраста.

Игрушками могут быть обычные предметы, которые есть в каждом доме. При выборе важно обращать внимание на:

  • возможность использовать руки;
  • степень умения концентрации внимания;
  • степень понимания ребенком языка.

Некоторые игрушки (в наборах или отдельные) можно купить в интернет-магазине, онлайн. Но не забывайте, что занятия можно проводить с предметами, которые есть вокруг, в каждом доме. Домашние предметы обихода могут помочь вам организовать игровой досуг.

Читайте также:  Ребенок 1 год и 4 месяца игры для развития

Педагог, проводящий игры для больных ДЦП, должен помнить следующее :

  • младшие дети должны заниматься индивидуально, старшие в группе (в группе могут быть как двое-трое, так и большее количество детей);
  • нужно учитывать все нюансы развития, характера малыша, а также особенность его передвижения (коляска, если ребёнок сидячий, самостоятельно при помощи взрослого; ходит ли он в специальный сад или обучается на дому).
  • занятиями с детьми, больными ДЦП, лучше проводить сразу после рождения, чтобы укреплять тонус мышц.

В занятиях с ребятами, которым поставлен диагноз детский церебральный паралич, важна регулярность — это одно из главных условий успешного развития. Но даже при правильной организации времени следует помнить, что игра —  тот вид деятельности, к которому не нужно принуждать. Она призвана приносить ребёнку радость и желание достичь успеха.

Источник: https://nervivporyadke.ru/

Источник

ДЦП или детский церебральный паралич – это серьезная комплексная патология головного и спинного мозга для специалиста и страшный диагноз для родителей.

Эта патология представляет собой комплекс разных неврологических расстройств, развивающихся в связи с различной степенью повреждения структур мозга во внутриутробном периоде, во время или после родов.

Важно знать, что в 90% случаев эти тяжелые поражения мозга формируются еще период внутриутробного развития,  что и приводит к двигательным нарушениям – вялым парезам и параличам с нарушениями чувствительности.

Также возникают изменения слуха, зрения и речи.

Что такое ДЦП

Детский церебральный паралич – многофакторное заболевание, и точное определение причины его развития в каждом конкретном случае сложно.

Чаще всего это обусловлено выраженной незрелостью и/или повреждением структур головного мозга с нарушением их взаимодействия, вызванные воздействием на ЦНС плода или новорожденного различных патологических агентов.

И в то же время доказано, что ДЦП – не передается по наследству, им невозможно заразиться или заболеть неожиданно.

ДЦП – это группа разных неврологических синдромов, возникающих в результате нарушения структур головного мозга плода или новорожденного.

Они отвечают за координацию распределения мышечного тонуса и формирование рефлекторных механизмов, отвечающих за сохранность равновесия тела.

Причины развития ДЦП

Симптомы детского церебрального паралича зависят от отделов поражения в головном мозге.

К причинам, вызвавшим развитие ДЦП во внутриутробном периоде, относятся:

  • внутриутробные (TORCH) инфекции (токсоплазмоз, цитомегаловирусная, герпетическая инфекция, гепатит, краснуха, хламидиоз);

тяжелые формы гемолитической болезни (резус – конфликт или печеночная недостаточность у плода на фоне распада гемоглобина);

  • токсические воздействия на плод (билирубиновая энцефалопатия, злоупотребление алкоголем, никотином, наркотическими средствами, стойкая нефропатия);
  • инфекционные заболевания в первом и втором триместре (краснуха, грипп, ветряная оспа, инфекционный мононуклеоз, распространенный герпес или токсоплазмоз);
  • прогрессирование различных специфических инфекций (сифилис, туберкулез);
  • сложные соматические заболевания у беременной (сахарный диабет, пороки сердца, почечная недостаточность, гипертоническая болезнь с высокими цифрами артериального давления, аритмии);
  • прием лекарственных средств, особенно транквилизаторов и антидепрессантов;
  • выраженная и длительная фетоплацентарная недостаточность со стойким кислородным голоданием плода;
  • угроза прерывания беременности;
  • сильный токсикоз;
  • переношенная или многоплодная беременность;
  • угроза прерывания беременности;
  • травмы в период беременности.

В 10% развитие ДЦП связано:

  • с родовыми травмами на фоне выраженной асфиксии на фоне тугого обвития пуповиной или отслойки плаценты с единичными или множественными кровоизлияниями в вещество мозга, мозжечок, желудочки или в подоболочечное простран­ство;
  • патологическими родами (при нарушении положения плода, стремительные роды);
  • роды, ранее 33 недели гестации – мозг еще незрелый и возможны изменения во время и после родов;
  • активными инфекционными заболеваниями после родов со стойкой интоксикацией, спровоцировавшей поражения нейронов;
  • воздействиями лекарств или токсических факторов после родов;
  • сложные травмы головы после рождения.

Поэтому распространенное мнение, что основными причинами возникновения ДЦП являются травмы головы и шейного отдела позвоночника в родах – ошибка.

Важно знать, что в большинстве случаев малыш уже рождается с предпосылками формирования ДЦП и чем раньше замечены первые симптомы заболевания, тем легче форма болезни сформируется у ребенка.

Многих проблем можно избежать, если заниматься лечением как можно раньше.

Поэтому важно знать какие первые признаки проявляются у новорожденных и грудничков при ДЦП.

Ранние признаки патологии у новорожденных и грудничков

Заболевание связано с повреждением нейронов или глиальных структур под воздействием различных патогенных факторов.

При этом изменяется созревание и взаимодействие определенных уровней центральной нервной системы от среднего и промежуточного мозга до подкорковых структур и коры головного мозга.

Читайте также:  Роль родителей в развитии ребенка дошкольника

Клинические проявления заболевания связаны с изменением нормального функционирования определенных областей центральной нервной системы, поэтому признаки болезни выражается по-разному у каждого отдельно взятого ребенка.

Заподозрить формирование детского церебрального паралича можно еще в первые месяцы жизни.

Первое — это анамнез беременности и родов – наибольшей вероятностью возникновения ДЦП относятся малыши с отягощенной беременностью, а также сочетание сложной беременности и тяжелых родов.

Эти дети входят в группу риска и за ними более пристально наблюдают педиатр, и детский невролог с обязательным контролем динамики физического и психоэмоционального развития.

Второе — у детей в период новорожденности в определенной последовательности появляются и угасают рефлексы.

При подозрении на ДЦП обратить внимание необходимо на следующие рефлексы:

  • защитный;
  • «ползанья»;
  •  «опоры»;
  • хватательный;
  • рефлекс Моро;
  • ладонно-ротовой рефлекс.

Для каждого рефлекса есть время появления и его угасания – если у ребенка эти     рефлексы сохраняются дольше —  это повод для беспокойства, но уточнить вероятность возможной патологии может только специалист.

Третье – тревожные признаки.

Признаки ДЦП у новорожденного

Наиболее вероятными признаками развития ДЦП у новорожденных относятся:

  • Изменение мышечного тонуса:

гипертонус – конечности ребенка находятся в неестественном вынужденном положении, отмечается спазм мышц, нарушение произвольных движений;

  • гипотония – значительное снижение тонуса мышц.
  • Появление парезов или параличей с частичным или полным обездвиживанием конечностей.
  • Болевой синдром, который проявляется в виде постоянного громкого или монотонного крика.
  • Гиперкинезы (хаотичное движение конечностей), тремор конечностей и/или подбородка.
  • Нескоординированные движения глазных яблок синдром «заходящего солнца», выраженное косоглазие.
  • Патологические движения – неестественные позы, гримасы, повороты головы.
  • Судороги.
  • Нарушения глотания, сосания.

Признаки ДЦП у ребенка до года

Характерными симптомами ДЦП у деток до года являются:

  • Отставание в физическом развитии:
  • малыш долго не держит головку, не переворачивается;
  • в 4 месяца малыш не тянется за игрушкой, слабо реагирует на звук поворотом головы и не удерживает голову;
  • при установке ребенка на ножки – упорно становиться на носочки, а не на полную стопу;

ребенок не сидит самостоятельно после 7-8 месяцев.

  • Отсутствуют осознанные движения в конечностях, отмечаются гиперкинезы или патологические движения.
  • Отмечаются стойкие нарушения координации движений.
  • Задержка психического развития, значительное отставание по возрастным показателям (не улыбается, не гулит).
  • Отмечаются нарушения слуха (достаточно часто) или зрения (нарушения фиксации взгляда, косоглазие, нескоординированные движения глазных яблок).
  • Нарушения сосания и глотания, по мере роста нарушается жевание, акт глотания сопровождается частыми поперхиваниями.
  • Парезы и параличи.
  • Вздрагивания, судороги, фиксация взгляда («зависания»).
  • Повышенная нервная возбудимость или заторможенность с отсутствием интереса к окружающему миру.
  • Стойкие нарушения сна.
  • Эндокринные нарушения в виде дистрофии или ожирения, гипотиреоз, задержка роста.
  • Асимметрия положения тела, вызванная гипотонией или гипертонусом определенной группы мышц.

Диагностика ДЦП

Диагностика ДЦП основана на сочетании:

  • отягощенного анамнеза при беременности и в родах;
  • появления ранних признаков болезни;
  • уточнения наличия отставания физического и психомоторного развития  ребенка;
  • назначения дополнительных инструментальных исследований  — УЗИ головного мозга и МРТ;
  • лабораторные обследования.

Также проводятся скрининговые методы исследования у беременных из группы риска:

  • УЗИ органов и систем плода всем беременным в определенные периоды внутриутробного развития: 10-14, 20-24 и 30-34 недели беременности;
  • двухэтапное обнаружение специфических биохимических маркеров в сыворотке крови беременной: 1 этап (определение ПАПП-А, ХГЧ), 2 этап (ХГЧ, АФП, эстриол) – отклонение от их нормальных показателей с высокой вероятностью указывает на аномалии развития определенных органов и систем плода.

При значительных изменениях показателей биохимических маркеров в сочетании с возможным наличием нарушения структур головного мозга плода принимается решение о  применении внутриматочных диагностических методов:

  • плацентоцентеза;
  • биопсии хориона;
  • кордоцентеза;
  • амниоцентеза.

Инвазивные (внутриматочные) методы диагностики дают возможность опровергнуть или подтвердить наличие заболевания у будущего ребенка.

Важно знать, что даже при наличии двигательных нарушений и других признаков болезни у грудничка – специалисты не спешат ставить диагноз «ДЦП».

Поэтому изначально эти признаки определяются как энцефалопатия различного генеза, назначается необходимая медикаментозная коррекция, массаж, физиопроцедуры.

 И при выполнении всех рекомендаций лечащего врача — невролога, постоянном динамическом наблюдении со своевременной коррекцией патология может иметь обратное развитие или переходить в более легкие формы.

Это значительно облегчает социальную адаптацию ребенка — для многих семей это имеет огромное значение.

врач-педиатр Сазонова Ольга Ивановна

Источник