Программа развитие эмоций и навыков общения у ребенка

Программа развитие эмоций и навыков общения у ребенка thumbnail

Тамара Марьина
Развиваем навыки общения и эмоциональный мир дошкольников в игре

Педагог-психолог I- ой квалификационной категории Марьина Тамара Васильевна.

МДОУ № 3 «Теремок» г. Днестровск, Молдова.

В дошкольный период особенно активно развиваются психические процессы. Формируются произвольное внимание и память, творческое воображение, рождаются новые чувства (дружба, долг и др.). Именно в этом возрасте «сеют семена» будущего. Немало нужно любви, терпения и, конечно, знаний, чтобы они взошли здоровыми и крепкими.

Ребёнок, который мало общается со сверстниками или не принимается ими в детское сообщество из-за неумения общаться, чувствует себя уязвлённым, отвергнутым – это может привести (и приводит) к снижению самооценки, возрастанию робости, неуверенности в себе, замкнутости.

Для развития эмоциональности и общительности детей можно использовать любимые ими виды деятельности: рисование, танцы, игры. Можно также проводить специально организованные занятия, в ходе которых можно помочь детям решить их эмоциональные проблемы, развить воображение, ловкость, смекалку, уверенность в себе и получить огромную радость от общения с детьми, завоевать их доверие и дружбу.

Понимание духовного мира и эмоциональной сферы ребёнка, умение почувствовать его настроение позволяют взрослым установить с ним эмоциональный контакт и своевременно оказать помощь в налаживании контактов с ровесниками, а также помочь родителям осознать (и преодолеть) трудности в воспитании ребёнка.

Задача педагога – психолога – помочь детям разобраться в сложном мире взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, научиться вступать в контакт и вести разговор, внимательно слушать, использовать мимику и жесты для более эффективного выражения своих мыслей.

Проанализировав свой опыт работы с детьми дошкольного возраста, я пришла к выводу: игру можно использовать как средство формирования способности к общению, так как именно с помощью игры мы помогаем ребёнку установить контакт с окружающим миром, а также со сверстниками и взрослыми.

Содержание проводимых мною игр- занятий предусматривает формирование у детей знаний и умений, необходимых для доброжелательного общения, что и называется культурой общения. В ходе игр- занятий я стремлюсь подвести детей к тому, что считаю главным: к ощущению чувства принадлежности к группе сверстников.

На занятиях целесообразно использовать этюды и упражнения, короткие и доступные по содержанию, подобранные на основе принципа от простого к сложному. В качестве своеобразного отдыха предлагаю подвижные игры. Они позволяют детям расслабится, «выпустить пар».

Итак, что могут сформировать у детей игры-занятия?

Коммуникативные способности и качества.

Умение распознавать эмоции других и владеть своими чувствами.

Позитивное отношение к другим людям, даже если они «совсем другие».

Умение сопереживать – радоваться чужим радостям и огорчаться из-за чужих огорчений.

Умение выражать свои потребности чувства с помощью вербальных и не вербальных средств.

Умение взаимодействовать и сотрудничать.

Чего желательно ожидать от детей во время игр?

Желание принимать в них активное участие.

Доброжелательного настроя в играх.

Что требуется от взрослого во время игр?

Терпение (оно необходимо любому педагогу).

Умение принимать всех детей такими, какие они есть.

Умение выслушивать любой ответ, любое предложение, любое решение ребёнка.

Способность к импровизации.

Помните: каждый человек, в том числе самый маленький, индивидуален, неповторим. Научитесь не сравнивать одного ребёнка с другим.

Ниже приводятся примерные конспекты игр-занятий. Их можно творчески переработать с учётом возможностей своих воспитанников, главное – это сохранить в них игровой характер, использовать музыку и изобразительную деятельность. Предлагаемые конспекты можно использовать для проведения индивидуальных и групповых занятий с детьми один раз в неделю.

Основные цели игр-занятий:

Учить детей эмоционально реагировать на окружающий мир.

Учить свободно входить в контакт со взрослыми и сверстниками.

Создать безопасную обстановку индивидуального и группового взаимодействия.

Оказывать помощь в осознании ребёнком самого себя, своих эмоций, достоинств, возможных успехов и достижений.

Основные принципы построения занятий:

Поддержка положительного эмоционального тонуса и стимуляция общей активности.

Установление обратной эмоциональной связи путём развития различных эмоций, положительного опыта общения.

Формирования доброжелательного отношения к ребёнку сверстников через положительную оценку педагогом его достоинств.

Основные методы:

Имитационные и ролевые игры.

Психогимнастика.

Продуктивные виды деятельности: рисование, лепка.

Танцы.

Младшая группа.

Занятие «Гномы».

Цель. Развитие эмоций, навыков общения, выразительности движений.

Предварительная работа. Рассмотреть картинки с изображением гномов, рассказать о них, прочитать сказки, изготовить волшебную коробочку и колпачки гномов.

Материал. Листы бумаги с незаконченными портретами гномов (по числу детей).

Ход занятия.

Педагог -психолог. Сейчас мы станем гномами. Они радуются, когда им весело, сердятся, когда их обманывают… Покажите, как они это делают. (Дети показывают). Идут гномы по лесу осторожно, чтобы не наступить на жучков, не поломать травинку, не смять цветы. (Дети имитируют движения). А вот и ручеёк. (На полу мелом изображён извилистый ручеёк: то узкий, то широкий. Дети встают цепочкой, держат друг друга за талию или плечи и идут, широко расставив ноги.) Почему один гном плачет? Оказывается, он потерял колпачок. Что будем делать? Как успокоить гнома? (Найти колпачок.)

Дети выходят на поляну и находят незаконченные портреты гномов: надо их дорисовать (улыбка, глаза, колпачки и т. д.)

Закончив рисование, садятся в круг. Звучит музыка. Один ребёнок стоит в круге и танцует, остальные постепенно включаются в танец на своих местах.

Занятие «Доброе слово и кошке приятно».

Цель: учить способам общения между людьми. Формировать выразительные средства общения (интонацию, мимику, пантомимику). Воспитывать потребность в доброжелательном общении; необходимость в общении друг с другом.

Материал. Маски-шапочки разных животных (по числу детей). Игрушечные заяц, котёнок. «Цветок добрых слов» Большой лист белой бумаги, на котором точками нарисован контур сердца.

Ход занятия.

Дети произвольно сидят на ковре. Педагог –психолог организует игру «Пора вставать».

Мои детки, мои детки,

Мои детки крепко спят,

Мои детки, мои детки,

Потихонечку сопят.

Вот так!

Педагог-психолог и дети, закрыв глаза, делают шумный вдох носом, выдох ртом «Хо-о-о-о!» (несколько раз).

Затем педагог-психолог громко говорит: «Солнце встало! Хватит спать! Хватит спать! Пора вставать!»

Дети «просыпаются» и, встав на носки и подняв руки вверх, делают вдох. Затем, быстро опустив руки вдоль туловища, и опустившись на всю ступню, делают выдох (несколько раз).

Педагог-психолог. Проснулись! Улыбнулись! Здравствуйте!

Дети отвечают словами приветствия, улыбками или кивком головы и вместе с педагогом-психологом говорят: «Солнце встало! Хватит спать! Хватит спать! Пора вставать! Здравствуйте!

Дети выстраиваются в круг, берутся за руки, играют в кругу «Не сердись, улыбнись!» Каждый ребёнок поворачивает головы к рядом стоящему партнёру, смотрит ему прямо в глаза и говорит ласково, сердечно улыбаясь: «Не сердись, улыбнись». Игра заканчивается, когда все дети обратятся друг другу с этой просьбой.

Читайте также:  Как воспитывать ребенка с отклонениями в развитии

Педагог-психолог. К нам в гости пришёл зайчик. Он очень хочет поздороваться с каждым из вас. И вы тоже, наверное, хотите поздороваться с ним? Но учтите: каждый должен сделать это по- разному, по-своему.

Дети подходят и приветствуют зайчика, каждый по-своему: кланяются, жмут лапу, гладят по головке, улыбаются, произносят добрые слова.

Педагог-психолог. Что вы можете сказать о том, как себя чувствует зайчик? Объясните своё мнение.

Примерные ответы детей: ему хорошо, он радуется, улыбается, потому что он понял, что мы рады ему, любим его, он у нас не чужой.

Педагог-психолог. Давайте и мы улыбнёмся зайчику и друг другу ещё раз. (Дети улыбаются). А что вы сейчас чувствуете? Почему? Верно это от того, что мы стали с вами добрыми волшебниками. А какие волшебные слова вы знаете?

Ответы детей: Здравствуйте! доброе утро! мы тебе рады! И т. п.

Педагог-психолог. Мы поиграем с вами в игру «Пожалуйста».

Дети встают в круг. Педагог-психолог показывает какое-нибудь движение, прикасается ладонью к рядом стоящему ребёнку и говорит: «Пожалуйста!» Тот отвечает: «Спасибо!» — и делает такое же движение. Все повторяют его несколько раз. Затем ребёнок «передаёт» движение следующему, говоря: «Пожалуйста!» — и прикасается к нему ладонью. Игра продолжается до тех пор, пока все дети по очереди не «передадут» друг другу движение.

Педагог-психолог. Случается, что вы обижаете друг друга, ссоритесь. Давайте устроим конкурс: кто придумает лучший способ примирения?

Предложения детей.

Педагог-психолог. Автор стихотворения «Поссорились» (А. Кузнецов) предлагает свой способ примирения:

Дам ей Мишку извинюсь,

Дам ей мячик, дам трамвай

И скажу: «Играть давай!

Педагог-психолог. Так как же нужно поступить и что надо сказать, если случайно обидел товарища? (Ответы детей). А ещё зайчик принёс из леса цветок. Необыкновенный. Он называется «Цветок добрых слов». На каждом его лепестке живут добрые слова. Давайте произнесём эти слова. (Показывает лепестки – дети называют добрые слова: сильный, умный, верный, храбрый, красивая, добрая, ласковая, весёлый, озорной).

Педагог-психолог. Какими счастливыми становятся люди, которые услышат эти слова! Как радостно забьётся их сердце! Давайте сделаем всем ещё один сюрприз. Соединим точки вот на этом листе. Расколдуем рисунок. (Дети соединяют точки и получают изображение сердца). Это сердце очень счастливое, доброе, нежное: оно услышало много хороших слов.

Дети под музыку раскрашивают сердце. Выполнение коллективной работы ещё больше сближает их.

Источник

Краткое описание документа:

В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным. В этом сложном процессе становления человека немало зависит от того, как ребенок адаптируется в мире людей, сможет ли он найти свое место в жизни и реализовать собственный потенциал. Особое значение это имеет для детей, которые имеют какие-либо отклонения в физическом или психологическом плане, которые не посещают дошкольные и школьные учреждения и вынуждены находитьсяв ограниченном обществе семьи и ближайшегоокружения.Поэтому необходимость формирования у такихдетей представлений о многообразии человеческих отношений,о правилах и нормах жизни в обществе, вооружение ихмоделями поведения, которые помогут им адекватно реагировать на происходящее в конкретных жизненных ситуациях, является важной и необходимой задачей воспитанияРебенок с ограниченными возможностями здоровья нуждается в особом подходе.В работе с такими детьми есть свое своеобразие и специфика, есть много нюансов, которые позволяют сделать вывод, что мир, окружающий их, они воспринимают также как все, через чувства, мысли, эмоции, путем познания, наблюдения за другими. Абольше, чем кто-либо нуждаются в дополнительной поддержке, дополнительном объяснении, неоднократном повторении, большем участии со стороны взрослого. Именно окружающие ребенка люди, помогут ему открыть свои возможности, научат самореализоваться, помогут найти место в обществе, сформировать его как личность.Пусть результаты не будут быстрыми и динамичными, но рациональное зерно в воспитании личности необходимо закладывать, чем раньше, тем лучше. Для этого необходимо создавать благоприятные условия жизни и воспитания ребенка, комфортную атмосферу взаимоотношений, определенный «климат» развития, что способствовало бы как физическому, так и психическому оздоровлению.

Одной из важных составляющих этого является научить ребенка общаться со сверстниками и взрослыми,развить его коммуникативные навыки.

Решение этих педагогических задач осуществляется с помощью активных методов – это игровые и тренинговые задания, в процессе игровой деятельности, на занятиях, в повседневном распорядке жизни.

Игра ненавязчиво разнообразит процесс обучения, наполняют жизнь детей радостными переживаниями, эмоционально обогащает их, создает радость успеха ихорошее настроение.

Игра развивает познавательную, эмоциональную сферу, формирует коммуникативные навыки.

В ней расширяются проблемы межличностных отношений, совместимости, партнёрства, дружбы, товарищества. В игре познаётся и приобретается социальный опыт, взаимоотношения людей. Таким образом, происходит обучение и развитие, коррекция и воспитание, незаметно, постепенно «играя» ребенок движется в своем развитии. Особенноследует подчеркнуть коммуникативную функцию, которая состоит в развитиипотребности ребенка обмениваться своими знаниями, умениями, общаться, устанавливать дружеские взаимоотношения, проявлять речевую активность.

На развитие коммуникативных навыков, кроме выше перечисленного, оказывают влияние продуктивные виды деятельности.

Это рисование «дружных картинок», коллективные работы по аппликации, по рисованию, ручной труд (как работа общая для всех, так и индивидуальная), «скорая помощь» для книг, растений и т.д.

Регулярные выставки детских работ дают детям возможность «самооценить» себя, анализировать другие работы.

Использование в повседневной жизни игр малой, средней, большой подвижности также несет в себе определенный воспитательный момент. Роль в воспитании оказывает и художественная литература.

Таким образом, чтобы достичь результатов положительной динамики в развитии общения ребенка, необходим комплексный подход, который включает в себя организацию жизни ребенка в центре в целом.

Особая роль как проводника нравственных качеств отводится педагогам, воспитателям, которые являясь образцом поведения для окружающих, дают детям пример позитивного отношения к окружающему миру, становятся примером для подражания.Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребенка в группе сверстников, во многом зависит его следующий путь личностного и социального развития.

Читайте также:  Школа раннего развития ребенка харьков

В связи свыше сказанным разработка и реализация в реабилитационном центре программы развития коммуникативных навыков детей с ограниченными возможностями посредством игровой деятельности «Волшебный мир общения» является актуальной.

Источник

Людмила Мамедова
Программа по развитию эмоционально-волевой сферы детей 4–7 лет «Давайте жить дружно»

В последние годы происходит активное реформирование системы дошкольного воспитания: растет сеть альтернативных дошкольных учреждений, появляются новые программы дошкольного воспитания, разрабатываются оригинальные методические материалы.

На фоне этих прогрессивных изменений развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание в отличие от его интеллектуального развития. Однако, как справедливо указывали Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, только согласованное функционирование этих двух систем, их единство может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности. Об этом же писал К. Изард: «Эмоции энергетизируют и организуют восприятие, мышление и действие». Формирование «умных» эмоций, коррекция недостатков эмоциональной сферы должны рассматриваться в качестве одной из наиболее важных, приоритетных задач воспитания.

В процессе развития происходят изменения в эмоциональной сфере ребенка. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Способность ребенка сознавать и контролировать свои эмоции возрастает. Но сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается. Ее необходимо развивать.

То, что писал Л. С. Выготский о феномене «засушенное сердце» (отсутствии чувства, наблюдавшемся у его современников и связанном с воспитанием, направленным на логизированное и интеллектуализированное поведение, не потеряло актуальности и в наше время, когда, помимо соответствующей направленности воспитания и обучения, «обесчувствованию» способствует технологизация жизни, в которой участвует ребенок. Замыкаясь на телевизорах, компьютерах,дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, очень актуальна и важна.

Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека.

Исследования психологов показали, что дети старшего дошкольного возраста в целом способны правильно воспринимать эмоциональное состояние человека (95% опрошенных детей 5—7 лет, в целом, правильно определяют эмоции других людей).

При этом дети достаточно легко отличают радость, восхищение, веселье и затрудняются в распознавании грусти (эту эмоцию правильно назвала половина опрошенных дошкольников, испуга (всего 7% детей дали правильные ответы, удивления (лишь 6%).

Дети, прежде всего, обращают внимание на выражение лица, не придавая значения пантомимике (позе, жестам). Таким образом, даже старшие дошкольники имеют недостаточные представления об эмоциональных, внутренних состояниях человека и их проявлениях, что же говорить о более младших детях!

Опыт работы с дошкольниками показывает, что начинать знакомить детей с эмоциями можно с четырехлетнего возраста. Дети усваивают необходимые понятия, их словарный запас пополняется словами, обозначающими эмоции, хотя само слово «эмоция» не вводится, оно заменяется более доступным для ребенка этого возраста понятием «настроение». Они с огромным удовольствием выполняют практические задания, играют.

В основе предлагаемой программы лежит личностно ориентированная модель взаимодействия с детьми. При такой модели взаимодействия и психолог, и ребенок в равной мере признаются в качестве субъектов педагогического процесса, обладают свободой в построении своей деятельности, осуществляют свой выбор строить через это свою личность. Основные противоречия преодолеваются не за счет принуждения, а посредством сотрудничества. В силу этого особую ценность приобретают такие свойства личности, как способность к самореализации, творческому росту и инициативность как форма выражения отношений на основе взаимопринятия и взаимопонимания.

Отслеживание результатов развития личности ребенка ведет психолог, он же периодически знакомит с данными исследований педагогов, работающих с детьми, и их родителей (если в этом есть потребность).

Содержащиеся в программе игры и упражнения получены из различных источников (С. В. Крюкова, Н. П. Слободяник, Н. Л. Кряжева, О. В. Хухлаев, В. М. Минаева, М. И. Чистякова).

Задачи программы:

1. Развитие чувства сопереживания, лучшего понимания себя и других, обучение умению быть в мире с самим собой.

2. Создание возможностей для самовыражения, формирования у детей умений и навыков практического владения выразительными движениями — средствами человеческого общения (мимикой, жестом, пантомимикой).

3. Коррекция нежелательных личностных особенностей, поведения, настроения.

4. Развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях и формирование адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.

5. Выработка у детей положительных черт характера, способствующих лучшему взаимопониманию при общении.

6. Совершенствование памяти, внимания, мышления, развитие восприятия, творческих способностей, воображения, речи.

7. Обучение приемам саморасслабления, снятие психического напряжения.

8. Помощь ребенку в осознании своего реального «Я», повышение самооценки, развитие потенциальных возможностей, отреагиро-ваний внутренних конфликтов, страхов, агрессивных тенденций, уменьшений тревожности, беспокойства и чувства вины.

Организация занятий.

Занятия проводятся с группой детей, состоящей из 5—10 человек, 2 раза в неделю. Длительность одного занятия —25—30 минут. Для проведения занятий необходимо просторное помещение с ковровым (мягким) покрытием.

Принципы проведения занятий:

1. Отношение к детям и их потребностям — уважительное, доброжелательное. Не допускается малейшее пренебрежение их настроением, самочувствием.

2. Каждый ребенок принимается таким, какой он есть, признается его ценность, значимость и уникальность.

3. Не допускаются упреки и порицания за неуспех.

4. Занятия проводятся в игровой форме, что вызывает у детей живой интерес.

5. Успех переживается детьми как радость, этому способствует положительная эмоциональная оценка любого малейшего достижения ребенка.

6. У детей создается на занятиях чувство безопасности в системе отношений, благодаря чему они могут свободно исследовать и выражать свое «Я», безопасно проявлять свои эмоции и чувства.

Методические приемы.

В программу включено много полифункциональных упражнений, которые с одной стороны, могут решать несколько задач, с другой стороны, могут на разных детей оказывать различное воздействие:

— этюды;

— упражнения (творческого и подражательно-исполнительского характера);

— игры с правилами (сюжетно-ролевые, словесные, подвижные);

— дидактические и развивающие игры;

— чтение художественных произведений;

— беседы;

— рассказы взрослого и рассказы детей;

— свободное и тематическое рисование;

— релаксация.

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ

(арт терапия, пальчиковые игры)

Помогают активизировать детей, поднять их настроение; другие упражнения, напротив, направлены на снятие эмоционального возбуждения

Читайте также:  Народная игра как средство воспитания и развития ребенка

Основное содержание занятия — совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач данного занятия (игротерапия, сказкоте-рапия, проигрывание ситуаций, этюды, групповая дискуссия)

Приоритет отдается многофункциональным техникам, направленным одновременно на развитие эмоциональной сферы, формирование социальных навыков, динамическое развитие группы. Важен порядок предъявления упражнений и их общее количество. Последовательность предполагает чередование деятельности. Смену психофизического состояния ребенка: от подвижного к спокойному упражнению, от интеллектуальной игры к релаксационной технике. Упражнения располагаются в порядке от сложного к простому упражнению (с учетом утомления детей)

Рефлексия занятия — оценка занятия. Арттерапия, беседы

Две оценки: эмоциональная (понравилось — не понравилось, было хорошо — было плохо и почему) и смысловая (почему это важно, зачем мы это делали)

Ритуал прощания

По аналогии с ритуалом приветствия

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ

Данная программа представлена в виде ряда последовательных шагов. Каждый шаг — это одно или несколько занятий, объединенных одной тематикой.

№ п/п

1. Элемент тренинга

2. Комментарий

3 Ритуал приветствия

Позволяет сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия. Ритуал может быть придуман самой группой

Разминка — воздействие на эмоциональное состояние детей, уровень их активности, (психогимнастика, музыкотерапия, цветотерапия, телесная

Разминка выполняет важную функцию настройки на продуктивную групповую деятельность. Она проводится не только в начале занятия, но и между отдельными упражнениями. Разминочные упражнения выбираются с учетом актуального состояния группы.

Адаптационный период

Снизить эмоциональное напряжение; создать положительное эмоциональное настроение; развивать способность понимать эмоциональное состояние другого и умение выразить свое мнение.

1. Знакомство

Упр. «Знакомство»; игра «Снежный ком»; упр. «Мое имя»; «Угадай кого не стало»; «Узнай по голосу»; «Минутка шалости»

2. Познакомимся поближе

Упр. «Здравствуй, я котик»; «Передай улыбку по кругу»;

2. Давайте жить дружно

Развитие дружеских взаимоотношений у детей, формирование коммуникативных навыков.

3. Волшебный лес

Упр. «Снежный ком»; «Эхо»; «Подари улыбку соседу»; «Путешествие по волшебному лесу»; «Что изменилось»; «Солнечный зайчик»

4. Волшебная полянка

Упр. «Эхо»; «Подари улыбку соседу»; «Погодный массаж» (индив.); «Солнечный зайчик»; «Волшебная полянка» (цветопись); «Ехал Грека…»

5—6. Волшебная мозаика

Упр. «Подари улыбку соседу»; «Погодный массаж» (груп.); «Мозаика»; «Эхо»; «Орешки»; «Три мудреца»

7. Волшебный мешочек

Упр. «Здравствуйте, я пластилинчик»; «Волшебный мешочек»; «Одень белочку»

Мои чувства

Познакомить детей с основными эмоциями.

Формировать умения понимать эмоции свои и других людей

8. Настроение

Упр. «Я очень рада видеть»; пальчиковая гимнастика; «Облачко» (чтение и обсуждение стихотворения) (3); «Я очень хороший»

9. Настроение

Чтение и обсуждение сказки «Три лягушонка», проигрывание сказки в песочнице; упр. «Сделай лягушку» (метод оригами);

«Нарисуй, какое настроение у лягушки»

Упр. «Кто в домике живет»; беседа на тему «Что такое радость»; чтение отрывков из произведений К. Чуковского; рисунок на тему «Радость» (цветные пятна); работа с пиктограммами

Упр. «Передай по кругу»; «Добрые слова»; «Хорошие ушки — красивые глазки»; беседа на тему «Страх»; чтение сказки «Три поросенка»; обсуждение поговорки «У страха глаза велики»; работа с пиктограммами

Мысленная картинка на тему «Кто в темноте живет»; упр. «Грустная темнота» (6); «Я страшилок не боюсь, в кого хочешь превращусь»; «Фу, убирай»

10. Радость

11. Страх

12. Кто живет в темноте

«Котик ласкает»; «Что изменилось»; «Раз, два, три — котята замрите»

13. Злость

Беседа на тему «Что такое злость, и когда мы ее испытываем»; мимическая гимнастика (работа с зеркалами); рисунок на тему «Злость»; упр. «Злая черная рука» (превращение ее в белую, добрую) (5)

14. Злость

Упр. «Гнездышко»; мимическая гимнастика (8, упр. «Бабка-Ежка — костяная ножка»; чтение и обсуждение рассказа «Как Танечка и Ванечка в плен к Злости попали» (5)

15. Обида

Беседа на тему «Обида»; мысленная картинка на тему «Я обиделся»; упр. «Простучи обиду на барабане»; чтение и обсуждение сказки «О лисенке, который обиделся» (5); обучение детей приемам расслабления по контрасту с напряжением

16. Любовь. Я люблю

Чтение и обсуждение сказки «О букашке Сашке» (5); упр. «Как маму — я люблю свою маму»; мама любит меня мысленная картинка на тему «Я люблю маму»; «Имя моей мамы похоже на …»

17. Я люблю папу — папа любит меня и инсценировка сказки «Папа и две сестры» (5); упр. «Как я люблю своего папу», мысленная картинка на тему «Я люблю папу»; «Имя моего папы»

Чтение, обсуждение

18. Я люблю свою семью —

Беседа на тему «Моя семья»; упр. «Я люблю свою семью, потому что…»; моя семья любит меня

«Рисуем семью цветов»

19. Я люблю своих друзей — мои друзья любят меня

Беседа «Кто твои друзья»; бинарная гимнастика; упр. «Я знаю пять имен друзей»; «Все, кого я люблю» (рисунок)

20. Что значит быть счастливым

Мысленная картинка на тему «Счастье»; беседа «Счастье — это …»; «Хочу быть счастливым»

21. Итоговое занятие

Работа с пиктограммами, «Азбука настроения»; упр. «Ласковые ладошки»; коллективный рисунок «Лошадки»

по теме: «Мои чувства»

Я — хозяин своих чувств

Обучение оптимальному поведению в определенных ситуациях, осознание своих эмоций

22. Кто хозяин своих чувств

Беседа на тему «Кто хозяин своих чувств»;

упр. «Хозяин чувств»;

«Собачка хочет ласки»; «Я очень хороший»

23. Я учусь не драться

Мимическая гимнастика; упр. «Не хозяин своих чувств»; «Стоп кулак, а как?»

24. Я учусь не драться

Мимическая гимнастика; упр. «Разрушители»; «Рваная бумага»; «Месим тесто»

25. Я учусь не драться

Упр. «Перематывание клубочков»; «Месим тесто»; «Вьюнок»

26. Я учусь не обзываться

Мысленная картинка, упр. «Кто больше знает обзывалок»; «Обзывалки —стоп»

27. Я учусь не обижаться

Упр. «Нарисуй обиду»; «Кто хозяин своих чувств»; «Круглый ушастик»

28. Можно ли обидеться на обиделся на маму» (5);

Чтение и обсуждение сказки «Как зайчишка маму

мысленная картинка; упр. «Хозяин своих чувств»; «Как можно обидеть маму»

29. Ты обиду не держи, поскорее расскажи

Мысленная картинка «Девочка обиделась»; чтение и обсуждение сказки «Лисенок, который обиделся» (5); упр. «Простучи обиду на барабане»; «Мягкая игрушка»

30. Итоговое занятие по теме «Я — хозяин своих чувств»

Работа с пиктограммами; упр. «Бабочка»; «Нарисуй бабочку»; «Чувствительные ладошки»; «Любимые игры»

Заключительное

Закрепление полученных знаний занятие «Страна Хорошо»

31. Упр. «Страна Хорошо» «Страна Хорошо»

Итого 31 час

Источник