Роль зрения в психофизическом развитии ребенка

Роль зрения в психофизическом развитии ребенка thumbnail

Оксана Боровикова
Роль зрительного восприятия в психическом развитии детей с нарушением зрения

Способность видеть, то есть воспринимать и ощущать окружающую действительность посредством зрительного анализатора, называется зрением. Как писал С. Л. Рубинштейн, «зрение дает нам наиболее совершенное, подлинное восприятие предметов, зрительные ощущения наиболее отдифференцированны от аффективности». И. М. Сеченов, рассматривая роль зрения в психическом развитии, отмечал, что в цепи существующих психических функций, визуальная ориентация занимает ведущее место.

Среди встречающихся расстройств зрительного восприятия большую группу охватывают косоглазие и амблиопия – два взаимообуславливающих (более чем в 30% случаев) явления патологии функционирования зрительного анализатора.

Косоглазие – расстройство зрительного анализатора, выражающееся в отклонении зрительной оси одного или обоих глаз от совместной точки фиксации.

Амблиопия (от др. -греч. amblys – тупой; др. -греч. ops, opos глаз) характеризуется снижением остроты зрения при отсутствии органических поражений системы глаза, но вследствие функциональных расстройств зрительного анализатора.

Острота зрения является ведущим фактором в восприятии объектов окружающей действительности. При всех глазных патологиях чаще всего поражается как раз острота зрительных ощущений, в результате чего затрудняется процесс рассматривания мелких деталей, нарушается восприятие формы и величины предметов, их расположения в пространстве.

По словам Л. И. Плаксиной, первичный дефект зрения опосредует появление иерархического комплекса вторичных отклонений, начиная от недоразвития отдельных функций и кончая сложными личностными образованиями. Нарушения зрения обуславливают расстройства внимания, т. к. зрительный анализатор длительное время находится в напряжении, для получения необходимой информации из окружающей среды, что приводит к утомлению.

Нарушение деятельности зрительного анализатора сказывается на речевом развитии детей. Доказано, что у детей с нарушением зрения наблюдаются системные нарушения речи. Эта закономерность обусловлена ограниченностью сенсорного и практического опыта детей. Чем выше чувственный опыт детей с нарушениями зрения, тем богаче словарный и смысловой состав их речи. Недостаточность информации об окружающем мире снижает познавательный интерес ребенка, из-за чего происходит нарушение в его эмоционально-поведенческом отношении к различным сферам деятельности.

Наиболее зависимыми от анализаторной системы оказываются восприятие и представления. В исследованиях А. И. Зотова, А. И. Каплан, А. Г. Литвака, В. А. Феоктистовой доказано наличие связи между их развитием и проявлениями.

Нарушение зрения, обуславливая несовершенство этапов восприятия, затрудняет выделение информативных признаков, замедляет процессы формирования образов. Ухудшение различимости одного или нескольких признаков объектов задерживает их синтез, требующийся для опознания. У детей наблюдаются трудности при опознавании рисунков и предметов, а именно замедленность обзора, неточность, пропуск деталей изображения. Также в ряде исследований доказано, что дошкольники с нарушениями зрения тратят на восприятие сюжетной картины времени больше (в 2-3 раза, воспринимая при этом объектов на картине меньше, чем их нормально видящие сверстники. Вследствие неясного восприятия отдельных элементов и неточности представлений нередко формируются ошибочные версии относительно изображенного на рисунке.

Формирование представлений у детей с недостатками зрения, по мнению А. Г. Литвака, Л. И. Солнцевой, И. В. Югановой, проходит те же фазы и развивается по тем же закономерностям, что и у детей с сохранным зрением. Но нарушение зрения оказывает существенное влияние на динамику формирования представлений, затрудняя межфазовые переходы от нерасчлененного, схематичного, недостаточно осмысленного к более полному, обобщенному, адекватному образу.

А. Г. Литвак отмечает такие особенности представлений лиц с дефектами зрения, как фрагментарность, низкий уровень обобщенности, схематизм, вербализм. Фрагментарность представлений отчетливо проявляется при воспроизведении образов путем лепки, рисования или моделирования, а также при узнавании объектов. Схематизм, так же как фрагментарность, возникает в результате недостаточно полного осязательного или зрительного отражения. Выпадение большого числа зачастую наиболее значимых свойств объектов, их деталей и признаков из сферы восприятия и недостаточный сенсорный опыт препятствуют образованию обобщенных представлений. Под вербализмом представлений понимается нарушение соотношения чувственного и понятийного в образе в сторону преобладания последнего или полное отсутствие чувственных элементов в словесном описании объекта. Вербализм представлений хорошо иллюстрируется широким использованием слепыми и слабовидящими описаний объектов, в которых фигурируют недоступные для осязательного восприятия признаки.

Нарушения зрительного восприятия и ограниченность наглядно-действенного опыта проявляются в трудности установления смысловых связей между объектами, изображенными на картинке, затруднении при классификации предметов. Операции анализа, сравнения, обобщения формируются в разной степени и в большинстве случаев свидетельствуют об отставании в развитии мышления.

Таким образом, наличие зрительной недостаточности оказывается неблагоприятным фактором в психическом развитии ребенка, что находит отражение в обедненном сенсорном опыте, своеобразии формирования психических процессов, среди которых наиболее зависимыми оказываются восприятие и представления.

Источник

Роль зрения в полноценном развитии ребенка велика. Это обусловлено прежде всего тем, что, как известно, большой процент информации об окружающем мире получает ребенок через зрительный анализатор.
Нарушение зрения значительно ограничивают возможности познания ребенком окружающего мира. Снижение или слабость зрительных функций в период дошкольного детства может привести к тому, что зрение в жизнедеятельности ребенка не будет качественно выполнять свою роль: ориентировочную, познавательную, контролирующую.
В процессе различных видов деятельности (познавательной, практической, игровой, учебной). Дети с нарушением зрения испытывают серьезные трудности, например, в определении цвета, формы, величины. Кроме того, недостатки зрительного восприятия способствуют формированию нечетких недифференцированных образов, представлений, отрицательно влияют на развитие мыслительных операций, что значительно затрудняет их деятельность. Кроме того, поскольку зрительно-моторная координация является одной из сторон зрительного восприятия, работа в этом направлении будет продолжаться.

Конспект занятия

по валеологии в старшей группе

Тема :»Смотри, во все глаза»

Цель:
-продолжать формировать интерес к человеку;
— дать представление о том, что глаза являются одним из важнейших органов чувств человека;
-познакомить детей со строением глаза;
-воспитывать чувство сострадания к незрячим людям, желание оказать им помощь;
-привести к пониманию, что зрение человека надо беречь;
-расширять пассивный словарь дошкольников: «зрачок», «сетчатка», «радужная оболочка», «глазной нерв», «хрусталик», «мышцы глаза».

Предварительная работа:
-разучивание комплекса упражнений для профилактики нарушения зрения;
-разучивание комплекса упражнений для активизации работы глазных мышц;
-предупреждение нарушений зрения посредством специальных упражнений: различные виды гимнастики для глаз, массаж глаз, использование офтальмологического тренажера Базарного;
-беседа по теме «Зрение»;
-разучивание дидактических и подвижных игр «Рассмотри дерево» (тренировка зрительной памяти); «Найди одинаковые предметы» (тренировка представлений детей о пространстве и времени);
-рассматривание познавательных рисунков;
-организация сюжетно-ролевой игры «Больница» (на приеме врач-окулист);
-чтение стихотворения А. Барто «Очки».

Читайте также:  Карта динамики развития ребенка образец заполнения

Оборудование и материалы:
-иллюстрация «Строение глаза»;
-картинки «Продукты питания;
-игрушка пчела;
-картинки «Хорошо, плохо для глаз»;
-фотоаппарат;
-таблица для определения остроты зрения;
-набор матрешек, кукла, палочка, мешочек с мелкими игрушками (две из них одинаковые);
-медицинский халат для медсестры;

Ход занятия
Воспитатель:
-Ребята, как нужно вести себя в поликлинике?
Дети:
-Не бегать, не кричать, не мешать окружающим людям и работе врачей
Дети заходят в кабинет. Врач (воспитатель, далее врач) проверяет зрение некоторых детей, выписывает рецепты.
Врач:
-Я вижу, ребята, что вы не очень хорошо заботитесь о здоровье ваших глаз. А напрасно! Ведь глаза — это один из ценнейших органов чувств человека.
Разыгрывается сценка.
Врач:
-Разберемся вместе, дети,
Для чего глаза на свете?
1 ребенок:
И зачем у всех у нас
На лице есть пара глаз?
2 ребенок:
Для чего нужны глаза?
Чтоб текла из них слеза?
3 ребенок:
Ты закрой глаза ладошкой. 
Посиди совсем немножко.
3 ребенок:
Сразу сделалось темно:
Где кроватка, где окно?
Странно, скучно и обидно.
Ничего вокруг не видно.
4 ребенок:
Дима хочет быть пилотом —
Править быстрым самолетом.
Все моря на свете наши 
Переплыть мечтает Саша.
5 ребенок:
Будет наш Андрей танкистом,
А Сергей парашютистом.
Врач:
Но для этого, друзья,
Кроме знаний и умений 
Нам необходимо зренье!
Ребята, как вы думаете, почему?
Дети:
-С помощью глаз человек видит предметы, их цвета, форму, размеры, перемещение предметов. Глаза помогают человеку передвигаться в нужном направлении, ориентироваться в пространстве и во времени.
Врач:
-Правильно, ребята. Благодаря глазам мы получаем почти всю информацию об окружающем нас мире.
Медсестра (достает фотоаппарат):
-Ребята, что это такое?
Дети:
-Фотоаппарат.
Медсестра:
-Посмотрите, сейчас  я нажму на кнопку затвора. Что вы видите?
Дети:
-Открывается маленькое круглое отверстие.
Врач:
-Да, через это отверстие проходят лучи света, они попадают на пленку и рисуют на ней то, что мы фотографируем. Примерно так же устроен глаз. Посмотрите в глаза друг другу. Что вы видите?
Дети:
-Маленький цветной кружочек, черную точку посредине.
Врач:
-Этот кружок называется радужной оболочкой. У одних она коричневая, у других — зеленая, у кого-то голубая. Посмотрите друг другу в глаза и определите цвет радужной оболочки.
Дети выполняют задание.
Врач:
-А черная точка посредине — это зрачок. Через него лучи света попадают внутрь глаза, и мы видим то, на что смотрим, что нам хочется увидеть.
Показывает плакат «Строение глаза». Дети рассматривают его. Обсуждают.
Врач:
-Зрение — это способность видеть. Наш глаз похож на маленькое яблоко. Мы его не видим целиком, так как это яблоко надежно спрятано в глубокую норку — глазницу, а наружу выглядывает лишь любопытный зрачок. Но прежде чем попасть в яблоко, свет должен пройти сквозь маленькое круглое увеличительное стеклышко. С его помощью мы видим четко и ясно. Недаром его назвали таким чистым прозрачным словом — хрусталик. Дальше лучи света собираются на сетчатке глаза и по нервам, как по телефонным проводам, мчатся в мозг, где и возникают зрительные ощущения. Человек видит то, на что он смотрит.
Физкультминутка ( проводят дети).
1ребенок:
Приступили. Для начала 
Только глазками вращаем.
А теперь покрутим шеей,
Это мы легко сумеем.
2 ребенок:
Мы к плечам прижали руки, 
Начинаем их вращать,
Прочь усталость, лень и скука,
Будем мышцы разминать.
3 ребенок:
Поворот за поворотом,
То к окну, то к стене.
Выполняем упражнение.
Чтобы отдых дать спине.
4 ребенок:
Напоследок пошагаем,
Выше ноги поднимаем.
Врач:
Отдохнули мы чудесно,
А теперь пора на место.
Ребята, почему люди говорят: «Берегите пуще глаза»?
Глаз — очень важный и нежный орган, поэтому сам организм защищает его. Потечет пот со лба — его остановят брови. А что защищает глаза от пыли?
Дети:
-Ресницы.
Врач:
-Но если в глаз все-таки попала соринка, ее слизнет беспрерывно мигающее верхнее веко. Но не всегда глаз может сам справиться с этой бедой, ему надо помочь, осторожно и аккуратно поглаживая глаз по направлению к носу или промыв его.
Глаза трудятся целый день: мы читаем, рисуем, смотрим телевизор, играем в компьютерные игры: Наши глаза устают. Поэтому мы должны создать для работы глаз хорошие условия.
Как вы думаете, какие? (дети высказывают свои предположения).
Врач:
-Во-первых, очень важно, где мы сидим, когда читаем или рисуем. Давайте попробуем сесть спиной к окну. Достаточно ли хорошо освещена книга или лист бумаги?
Дети:
-Нет, недостаточно.
Врач:
-Почему?
Дети пытаются объяснить.
Врач:
-Мы собой загораживаем свет, идущий из окна. Теперь сядьте так, чтобы окно было справа от вас и начните рисовать. Что вы заметили?
Дети:
-Мы снова загораживаем свет рукой.
Врач:
-Верно, мы правой рукой снова загораживаем себе свет. Как же надо садиться, чтобы глаза меньше уставали?
Дети:
-Свет должен падать слева.
Врач:
-Правильно, ребята. Свет должен падать слева. Теперь попробуйте наклониться очень низко над книгой. Удобно?
Дети:
-Нет!
Врач:
-Так можно испортить зрение. Поставьте руку локтем на стол и прикоснитесь кончиком указательного пальца к виску. Такое расстояние между книгой и глазами правильное.
Глаза способны себя защищать,  но ели о них плохо заботиться, сними могут случиться разные неприятности.
Медсестра (ребенок) предлагает поиграть в игру «хорошо-плохо». Она говорит о разных ситуациях, когда ребенок бережет свои глаза, и когда нет.
Врач:
-Давайте сравним эти ситуации,  и если вы считаете, что то, что я говорю правильно для глаз, хлопайте в ладоши, а если неправильно, то закрывайте лицо руками.
Варианты :

Ребенок трет глаза грязными руками.

Ребенок читает лицо чистым платком.

Ребенок читает в транспорте.

Ребенок смотрит телевизор, сидя близко к экрану.

Ребенок читает, лежа в постели.

Ребенок смотрит телевизор на расстоянии от экрана.

А сейчас проверим ваши глазки.
Физкультминутка «Пчелка». 
На стене висит изображение пчелки.

Пчелка с цветком в прятки играла,
Пчелка-летунья цветочки считала:
Синенький — раз,
Красненький — два,
Со скольких цветков я нектар собрала?
Ответы детей.
Врач:
-На земле есть люди, которые лишены зрения, они ничего не видят. Как вы думаете, легко ли жить таким людям? Почему?
Ответы детей.
Врач:
-Наше государство заботится о таких людях. Для слепых детей построены школы, где их учат читать с помощью пальцев .
Нам надо  всегда помнить, что среди нас живут люди, которым нужна наша помощь. А как мы можем помочь слепому человеку?
Дети:
-Можно помочь ему перейти дорогу, подняться по ступенькам, зайти в транспорт, купить продукты в магазине, лекарства в аптеке и т.д.
Гимнастика для глаз (проводится с завязанными глазами).
1 задание: расставить матрешки по величине.
2 задание: обследовать предмет с помощью палочки.
3 задание: найти одинаковые предметы в мешочке.
4 задание: на ощупь вдеть шнурки в игрушку-планшет.
Врач:
-Я надеюсь, что, выполняя эти задания, вы поняли, как трудно в этом мире жить, не видя ничего, и что вы всегда придете на помощь слепому человеку.
Ребята, так что надо делать, чтобы ваши глаза были здоровыми?
Ответы детей.
Врач:
-Ребята, а вы знаете, какие продукты наиболее полезны для наших глаз?
Дети перечисляют.
Врач предлагает картинки из набора картинок «Продукты»  — морковь, черника, лук, петрушка, помидор, красный перец, шиповник и т.д.  Дети выбирают наиболее полезные для глаз.
Физкультминутка «Самолет».
Врач:
-А теперь гимнастика для ваших глаз, чтобы они немножко отдохнули.

Читайте также:  Определение уровень развития ребенка по фгос

Пролетает самолет,
С ним собрался я в полет.

Смотрят вверх и водят пальцами за пролетающим

«самолетом».

Правое крыло отвел, посмотрел,
Левое крыло отвел, посмотрел.

Отводят попеременно правую и левую руки и следят за

 ними взглядом

Я мотор завожу
И внимательно гляжу.

Делают вращательные движения руками перед грудью

 И следят за ними взглядом.

Поднимаюсь ввысь, лечу,
Возвращаться не хочу.

Встают на носочки и изображают полет самолета.

Врач:
-А теперь давайте еще раз повторим и запомним правила по охране зрения.
1. Не трите глаза грязными руками.
2. Умывайтесь ежедневно с мылом.
3. Не смотрите близко и долго (более 1 часа) телевизор, не играйте в компьютерные игры (более 15 мин.)
4. Не читайте в транспорте.
5. Не читайте и не рисуйте, лежа в постели.
6. Читайте и рисуйте за столом, в хорошо освещенной комнате, свет должен падать слева.
7. Оберегайте глаза от попадания в них едких и опасных жидкостей.
8. Берегите глаза от колющих и режущих предметов.
9. Ешьте продукты  с витаминами.
10. Гуляйте на свежем воздухе.
Врач:
-А теперь выполним еще несколько упражнений, которые помогут вашим глазкам отдохнуть.
Исходное положение сидя.
1. Плотно закрыть глаза, а затем широко открыть (5-6 раз).
2. Посмотреть вверх, вниз, влево, вправо, не поворачивая головы. (3-4 раза).
3. Вращать глазами по кругу по 2-3 сек. (3-4 раза).
4. Быстро моргать (1 мин.)
5. Смотреть вдаль, сидя перед окном. (3-4 раза).
Дети выполняют упражнения.
Врач: 
-Отгадайте загадки:
На краю полей пшеничных
Под тенистою листвой
Два ключа есть необычных
С чистой, свежею водой.
Не умыться той водицей
Хоть и глубока она, 
Целый мир в нее глядится
Небо, звезды, облака.
Днем открыты всем навстречу
Эти чудо — роднички,
А во мраке, в поздний вечер
Их скрывают колпачки.

Два соседа — непоседы,
День на работе,
Ночь на отдыхе.
-Да, это глаза. Глаза наши — незаменимые помощники. Они могут рассказать доктору, что человек болен и ему необходима помощь. У больного человека меняется цвет глаз.  Недаром говорят, что глаза — зеркало души. В этом зеркале можно увидеть не только болезни, но и характер человека: добрый он или злой, хитрый или простодушный, правду он говорит или нет. С их помощью мы видим окружающий мир, наш прекрасный цветной мир и  любуемся им.
Поэтому берегите и охраняйте глаза.
Угощает детей витамином для глаз — морковкой.

Источник

1.1 Роль зрительного анализатора в психическом развитии детей с нарушением зрения.

Теория Л.С.Выготского
о первичных и вторичных дефектах и их
влиянии на ход психического развития
с большой яркостью выступает в формировании
личности при нарушениях зрения.
Экспериментальные психологические
исследования аномальных детей разных
категорий показывают, что первичный
дефект вызывает многообразные вторичные
изменения в психике ребенка в соответствии
со спецификой дефекта.[31,с.29]

Личность детей,
имеющих серьезные физические недостатки,
подвергаются значительным изменениям
в дошкольный и подростковый период.
Дети с глубокими нарушениями зрения в
дошкольном возрасте начинают понимать
свое отличие от нормально видящих детей,
а в подростковом — по-настоящему
переживать свое физическое несовершенство.

Негативное влияние
слепоты и глубоких нарушений наносит
ущерб развитию ребенка. (Солнцева Л.И.,
А.И. Зотов, А.Г.Литвак и др.) Это проявляется
в снижении количества и качества
получаемой информации и в ее изменении.
Количественные изменения проявляются
в области чувственного познания,
значительном сокращении или полном
отсутствии зрительных ощущений,
восприятий и ощущений, что ограничивает
возможности формирования образов
воображения и памяти. С точки зрения
специфических качественных особенностей
развития следует в первую очередь
указать на специфичность формирования
психических систем; их структур,
связей функций и отношений внутри
системы.

Происходят
качественные изменения системы
взаимоотношений анализаторов, возникают
специфические особенности в процессе
формирования образов, понятий, речи, в
соотношении образного и понятийного в
мыслительной деятельности, в ориентировке
в пространстве и т.д. значительные
изменения происходят в физическом
развитии – точности движений. Их
интенсивности, становится специфической
ходьба и другие двигательные акты.

Таким образом, у
детей формируется своя, очень своеобразная
психологическая система, качественно
и структурно не схожая ни с одной системой
нормально развивающегося ребенка, так
как она включает в себя процессы,
находящиеся на различных уровнях
развития из-за влияния на них первичного
дефекта, а также и его коррекции на
основе создания новых компенсаторных
путей развития. Это показывает, что и
межфункциональные связи у детей с
нарушением зрения осуществляются также
иначе, своеобразно.

Сравнение
особенностей психического развития
детей с различными нарушениями
познавательной деятельности позволили
Р.М. Боскис, Т.А. Власовой, Л.С. Выготскому,
В.И. Лубовскому выделить специфические
закономерности развития осбенных детей,
то общее, что характеризует их недостатки
и затруднения в восприятии и понимании
мира, обусловленные дефектом, и показать
возможные пути их коррекции и компенсации
психолого-педагогическими средствами.[30,
с.34]

Наиболее ярко
проявляющейся закономерностью их
психического развития является сокращение
возможности получения информации из
внешнего мира и специфика ее переработки.
У детей с нарушением зрения эта
закономерность проявляется в отсутствии
зрительной перцепции или ее нечеткости,
неточности, что отражается в обедненности
образа объектов внешнего мира, в которых
не представлены зрительно воспринимаемые
качества или они отражены искаженно,
нечетко, фрагментарно.

Читайте также:  Развитие графомоторных навыков у леворукого ребенка

Л.С. Выготский
сформулировал одну из важнейших
закономерностей, присущую аномальному
развитию, а именно, возникновение
вторичных и третичных нарушений,
вызванных первичным дефектом. Симптомами
вторичных нарушений являются затруднения,
связанные с взаимоотношениями со средой,
в которой живет аномальный ребенок, в
том числе и с людьми. Ж.И. Шиф показывает,
что у всех категорий детей с психофизическими
нарушениями в развитии страдает общение
и, прежде всего, речевое. Однако в каждой
из аномалий нарушения общения и речи,
как сложной комплексной формы коммуникаций,
из-за своеобразия дефекта страдают
различные стороны их коммуникативной
деятельности.[62, с.24]

Наиболее четкое
проявление этой закономерности при
нарушении зрения выражается в отсутствии
за словом конкретных живых образов или
недостаточной наполненности понятий
конкретным содержанием в отсутствии
или слабой развитости неречевых форм
общения.

Специфической
особенностью развития аномальных детей
является также нарушение двигательной
сферы. У детей с нарушением зрения это
выражается в нарушениях точности
движений, их целенаправленности,
координации, что уже связано с
несформированностью образов окружающего
пространства, своего тела, двигательных
образов, и определяет трудности
пространственного ориентирования. [20,
с.16]

Специфичность
формирования различных форм деятельности,
характерное для нарушений зрения,
логически и последовательно связано с
формированием сенсорного и умственного
образа.

Отсутствие или
нечеткость, неточность, фрагментарность
образа вторично и третично сказывается
на развитии всей психофизической системы
при нарушении зрения. Именно специфика
образа, как психологической категории
является основой тифлопсихологии, на
нем строится вся иерархия развития
психологических особенностей при
нарушениях зрения[62, с.41]

Однако уже сама
зависимость психологии лиц с нарушением
зрения от патологии функционирования
зрительной системы ставит вопрос о
психофизиологической основе становления
образа, его зависимости от процесса его
формирования, от механизмов осуществления
восприятия различными категориями лиц
с нарушением зрения (слепыми, слепыми
с остаточным зрением, глубоко слабовидящими,
слабовидящими, детьми с различными
заболеваниями – косоглазием и амблиопией,
миомами, детьми с катарактой или частичной
атрофией зрительного нерва, глаукомой
и т.д.)

Различный характер
и степень нарушения зрительной системы,
этиология, включение перцепции различных
модальностей и др. — все это вносит
специфику в формирование образа у детей
с нарушением зрения, определяет качество
отражения в образе воспринимаемого
реального мира, его объективность. В
настоящее время состав категории детей
с нарушением зрения таков, что тотально
слепых детей в нем составляет – 4-5%,
остальные дети имеют некоторые сохранные
зрительные функции, к сожалению, до
настоящего времени слабо используемые
в процессе направленного развития.

Классификация
поражений, а также тот факт, что для
человека зрение является той сенсорной
системой, которая доставляет человеку
85-90 % всей внешней информации, требуют
обратить особое внимание на зрительный
образ и его роль в формировании
представлений об окружающем мире, на
его место в полисенсорном и мысленном
образе ребенка с нарушением зрения.[30,
с.32]

Поскольку
отражательная деятельность индивида
представляет собой процесс взаимодействия
воздействующих внешних раздражителей
и воспринимающей системы, то результат
этого взаимодействия зависит в
значительной мере от возможностей
сенсорной системы, ее, так сказать,
«пропускной способности», интеграции
получаемой информации, дающей возможность
представить и понять окружающий мир в
его целостности и единстве.[15, с.14]

Получать знания
об окружающем возможно с помощью ощущения
и восприятия, которые возникают в
следствии с соприкосновениями органов
чувств с различными признаками и
свойствами предметов.[52, с. 35]

Для ребенка
дошкольного возраста особенно значимо
чувственное познание, так как в отличие
от процесса познания у взрослого оно
является пока единственным средством
осмысления мира. Для успешного освоения
знаний об окружающем мире необходимо,
чтобы органы чувств ребенка функционировали
нормально. При отсутствии или частичном
поражении органа чувств ребенок может
не получать или получает неполную
информацию, поэтому мир его впечатлений
становится уже и беднее.

Слепой ребенок от
рождения не может знать зрительных
признаков, глухой от рождения не познает
звучащего мира. При частичном зрительном
поражении наблюдается обедненность
зрительных впечатлений.

Для понимания
возникающих в результате зрительного
дефекта отклонений в развитии ребенка,
необходимо учитывать, что оно осуществляется
по тем же общим и специфическим
закономерностям, что и в норме. Выпадение
тех или иных функциональных звеньев в
органическом единстве психики приводит
к нарушению связи и отношений с окружающим
миром, к неадекватному отражению
действительности.

В зависимости от
характера и степени зрительных патологий
следует рассмотреть трудности зрительной
ориентации и специфику различных
отклонений в развитии ребенка.

Учитывая то, что
при одной и той же остроте зрения, но
при различных клинических формах
нарушения и аномалиях развития органа
зрения, возможности ребенка к зрительному
восприятию и развитию других высших
психических форм различны.

Не следует забывать
и о том, что характер отклонений в
развитии психики определяется не только
степенью, но и временем возникновения
дефекта. Чем раньше появляется сенсорный
дефект, тем большие сложности и трудности
возникают у ребенка при ориентации в
окружающем. Это подчеркивает необходимость
раннего выявления дефекта и обеспечения
на основе знаний о степени его выраженности,
характере, структуре и возможных влияниях
на психику ребенка и его психическое
развитие, проведении коррекционного
воздействия, воспитания и обучения.
Знание закономерностей сенсорного
развития детей с нарушением зрения
необходимо для того, чтобы правильно
организовать условия для систематического
упражнения и совершенствования сенсорной
сферы дошкольника и его всестороннего
развития и воспитания.[52;6]

Следует отметить,
что наличие перечисленных особенностей
неизбежно оказывает негативное влияние,
как на формирование готовности к
школьному обучению у слепых и слабовидящих,
так и на сам процесс их обучения и
воспитания.

Таким образом, при
существующих общностях психофизического
развития детей с нарушениями зрительного
анализатора необходимо учитывать не
только типологические виды отклонений,
но и индивидуальные особенности детей.

Локализация,
степень и время появления сенсорного
дефекта и начало коррекционной работы
предопределяют прогноз – развитие
пространственной ориентировки ребёнка
со зрительной патологией.

У детей с нарушением
зрения возникают особенности деятельности,
общения, психофизического развития,
что проявляется в отставании, нарушении
и своеобразии развития двигательной
активности, пространственной ориентировки,
формировании образов представлений и
памяти, способов предметно-практической
деятельности, особенностях ЭВС, социальной
коммуникации, интеграции в общество,
адаптации к труду.[7, с.14]

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник