Народная игра как средство воспитания и развития ребенка

Алина Царькова
Народные игры как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Слайд 1.

Представляю вашему вниманию мастер – класс «Народные игры,

как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста».

Слайд 2.

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность заключается в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

Учитывая положение отечественной психологии о том, что игра является ведущим видом деятельности ребенка дошкольника, считается, что именно в ней возможно найти резервы, позволяющие ненасильственно осуществить адекватное развитие нравственной сферы ребенка.

В отечественной педагогике и психологии проблеме игры уделяли особое внимание такие педагоги как П. Д.

Ушинский, А. И. Сорокина, Л. С. Выготский, А. С. Макаренко, Д. Б. Эльконин, Усова А. П.

В последние годы многие ученые и практики с тревогой говорят о тенденции исчезновения игры из жизни детей, особенно в старшем дошкольном возрасте.

Сюжетным творческим играм уделяется немного времени, а их содержание часто не соответствуют особенностям субкультуры ребенка. Руководство играми дошкольников в детском саду несет на себе отпечаток излишнего дидактизма, часто на устаревшем и неинтересном детям содержании. Следовательно, игровая деятельность не становится источником самореализации внутренних сил ребенка. Это приводит к необратимым потерям в развитии психики дошкольника.

Актуальность проблемы игры, её социальная значимость рассматривается в Федеральном Государственном Образовательном Стандартах Дошкольного образования, как важное средство социализации личности дошкольника. Право на игру зафиксировано в Конвенции о правах ребенка (статья 31).

Слайд 3.

Одними из основных задач духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО являются:

— формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа;

— понимание своих национальных особенностей;

— формирование положительных, доброжелательных, коллективных взаимоотношений.

Слайд 4.

С первых лет жизни ребенка, приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания и индивидуальности.

Народные игры как часть традиционной культуры каждого народа всегда занимали значимое место в социализации ребенка, они являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений; проявлять смекалку, выдержку, волю и стремление к победе. Игры способствуют утверждению добрых отношений в детском коллективе, ненавязчиво учат ребёнка быть трудолюбивым, любить природу, гордиться своим родным краем, почувствовать себя частью русского народа.

В народных играх есть все: и фольклорный текст, и музыка, и динамичность действий, и азарт. В то же время они имеют строго определенные правила, и каждый играющий приучается к совместным и согласованным действиям, к уважению всеми принятых условий игры. В таких играх можно отличиться, если это не нарушает установленного порядка – в этом и заключается педагогическая ценность народных игр.

Поэтому русские народные игры я использую во всех видах деятельности с дошкольниками.

Слайд 5.

Разные авторы подходят к классификации народных игр по разному. Представляю вашему вниманию Шангиной Ирины Ивановны.

Различают игры:

— Пальчиковые;

Игры – забавы;

Игры – ловишки;

Игры, отражающие отношение человека к природе;

— Драматические;

— Бытовые;

— Состязательные;

— Сезонно – обрядовые;

— Хороводные.

Слайд 6.

Пальчиковые игры

Движения пальцев ребенка соединяются с короткими ритмическими стихами.

К ним относятся русские народные игры:

«Сорока-белобока», «Бабушкины пирожки», «Этот пальчик хочет спасть», «Птички-невелички», «Братья-лежебоки», «Пастушок», «Банька», «Пианино», «Едут-едут бабка с дедом» и другие.

Слайд 7.

Игры – забавы

В этих играх необходимо проявить смекалку и находчивость, быстроту и хорошую координацию.

К этим играм относятся: «Земля – Вода – Небо», «Горелки», «Жмурки», «Отгадай, чей голосок», «Краски», «Тише едешь – дальше будешь», «Колечко», «Зайчик», «До чего ж у нас красиво», «Молчанка», «Стыдно ссориться друзьям».

Слайд 8.

Игры – ловишки

Игры в которых воспитываются такие психофизические качества как, ловкость, быстрота, координация движений, равновесие, умение ориентироваться в пространстве.

К таким играм относятся: «Колдуны», «Хвост и голова», «Мы веселые ребята», «Мороз – красный нос» и др.

Слайд 9.

Игры, отражающие отношение человека к природе

Русский народ всегда трепетно относился к природе, берег ее, прославлял. Такие игры воспитывают доброе отношение к окружающему миру.

Сюда относятся русские народные игры: «Гуси-лебеди», «Волк и овцы», «Зайцы в огороде», «Пчелки и ласточки», «У медведя во бору», «Коршун и наседка», «Стадо», «Змея», и их различные варианты.

Слайд 10.

Драматические игры

Игры, в которых дети по определенному, выработанному традицией сценарию разыгрывали сценки из реальной жизни. В игре обычно воспроизводилась жизнь семьи и деревни, взаимоотношения людей друг с другом и с окружающим их миром природы.

Драматические игры были интересны как девочкам, так и мальчикам, однако их игры отличались своим содержанием. Мальчики предпочитали разыгрывать сцены охоты на животных и птиц, пьески о рыбной ловли, сражении с разбойниками, врагами, дикими животными. Девочки любили играть в семью, в дочки-матери, в свадьбу и т. п. Характерной чертой драматических игр девочек было вовлечение в них малышей, за которыми они присматривали в отсутствие матерей.

Игра сопровождалась пением песенок, пантомимой, позволяющая ребёнку вжиться в роль, раскрепоститься, проявить творческие способности.

К таким играм относятся: «Овечки», «Крыночка», «Волк и дети» и др.

Слайд 11.

Бытовые игры

Игры, отражающие повседневные занятия наших предков — «Быт русского народа».

Это такие игры как: «Дедушка-рожок», «Ворота», «Заря», «Каравай», «Невод», «Рыбаки и рыбка». «Птицелов», «Продаем горшки», а также различные их варианты.

Слайд 12.

Сезонно – обрядовые игры

Игры проводятся в определенное время года. Соответствуют русским народным праздникам.

Игры, которые мы разучиваем вместе с детьми помогают нам в проведении обрядовых праздников (Рождество, Масленица, Пасха). Например, традиционные игры на Троицу – «Венок», «Заинька» и др.

К таким играм относятся: «Катись-катись, яичко», «Венок», «Заинька», «Заря», «Петушки», «Берёзка», «У Салохи» и другие.

Слайд 13.

Хороводные игры

Это целый ряд детских игр, который основан на соединении песни с движением. В подобных играх действие осуществляется в ритме, словах и текстах, здесь ребенок драматизирует то, о чем поется в песне. Песня тесно связана с народной игрой.

Читайте также:  Роль витаминов в развитии организма ребенка

К таким играм относятся: «Оленюшка»,«Где был, Иванушка?», «Берёзка», «Гуси и волк», «Колпачок», «Я на бочке сижу», «Селезень и утка», «Уж я улком шла» и другие.

Слайд 14.

«Я на бочке сижу»

Играющие образуют два круга: внутренний и внешний. Играющие во внешнем круге идут по кругу, взявшись за руки. Игращие во внутреннем – сидят на корточках, выполняя попеременные хлопки по своей ладони и по ладони соседа. После последних слов, все играющие стремятся освободить тех, кто сидит в кругу.

Я на бочке сижу

Слёзы катятся

Денег нет ни гроша

Попить хочется.

Я сижу — сижу горюю

У Ракитова куста

Если кто меня полюбит

Тот и выручит меня.

Слайд 15.

«Селезень и утка»

Выбираются «селезень» и «утица», которые выходят за круг.

Остальные играющие встают в круг, взявшись за руки лицом наружу круга. Руки подняты вверх в виде стилизованных ворот. Смысл игры в том, что бы «селезень» попытался догнать уточку. Ворота могут, опуская руки, пропустить или не пропустить внутрь круга «селезня». Если «селезень» догоняет «утицу», то целует ее.

Селезень утку догонял

Молодой серу догонял,

Пойдем утица домой,

Беги серая домой,

У тя (тебя) семеро детей,

Один селезень, а девятая сама,

Поцелуй разок меня!

Слайд 16.

«Уж я улком шла»

Взявшись за руки дети образуют «цепочку». С одного конца по спирали закручиваются вокруг стоящего. Как только клубок закрутился, стоящий пытается выбраться из круга, пробираясь под руками играющих и вытягивая за собой всех.

Уж я улком шла,

Переулком шла,

Клубок ниточек нашла,

Клубок катится,

Нитка тянется,

Клубок дале, дале, дале,

Нитка доле, доле,

Я за ниточку бралась,

Тонка нитка порвалась.

Слайд 17.

Использование русских народных игр в воспитании дошкольников помогает духовному совершенствованию личности ребенка, расширению его историко-культурного кругозора и повышению уровня национального самосознания.

Слайд 18.

Литература

1. Детские народные подвижные игры: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей /Сост. А. Н. Кенеман, Т. И. Осокина – 2 –е изд., дораб. – М.: Просвещение; Владос, 1995.

2. Князева. О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры:Программа,Учебно-методическое пособие –СПб:Детство-Пресс,2010.

3. Литвинова. М. Ф. Русские народные подвижные игры. -М.:Айрис-пресс,2003.

4. Лялина. Н. А. Народные игры в детском саду. -М.: ТЦ Сфера,2009.

5. https://dohcolonoc.ru/ Подборка русских народных игр для детей 6. https://infourok.ru Народные игры для дошкольников.

Слайд 19.

Спасибо за внимание!

Источник

Ромела Арушанян
Народные игры как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА –ДЕТСКИЙ САД № 69 «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК»

Консультация для педагогов

(подготовка к педсовету №3)

«Народные игры как средство духовно-нравственного воспитания детского дошкольного возраста»

Подготовила:

Воспитатель МБДОУ №69

«Золотой ключик»

Арушанян Р. Р.

г. Мытищи

Все начинается с детства: первые шаги, первые знания о мире. И оттого, как этот мир встретит маленького человека, возможно, зависит вся его дальнейшая судьба.

«Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш» (В. А. Сухомлинский).

Иванушки, Аленушки!

Храни вас Бог, храни!

Вы золотые зернышки моей

Всея Руси.

Молчанием иль голосом

За вас тревожусь впредь:

Пустым иль полным колосом

Вы будете шуметь?

М. Сухорукова

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

Формирование основ моральных качеств начинается еще в дошкольном детстве. От того насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит духовно-нравственное развитие ребенка. Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить в наших детях человечность, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивые к нежелательным влияниям, учить их правилам общения, умению жить среди людей – главные идеи воспитания духовно-нравственных качеств личности.

Детский сад – это культурно-социальная плацента для каждого дошкольника, где формируется и отрабатывается его социальный опыт. В этом пространстве дети учатся воспринимать сложные жизненные явления, у них сглаживаются проявления социальной и материальной стратификации, формируется гуманистическая направленность. В культурно-образовательном пространстве ДОУ дошкольник осваивает систему ценностей, норм, стереотипов общества, у него складывается система внутренних регуляторов, привычных форм поведения. В нем он не просто адаптируется к жизни, к социальной среде, а является творцом своей жизни, преобразует себя и самореализуется.

Русская педагогика, еще более ста лет назад, отзывалась о народном наследии не только как о воспитательном и образовательном материале, но и как о педагогическом средстве, методе. Народные сказки, пословицы, поговорки представляют богатый материал для нравственного воспитания детей. Недаром они составляют часть текстов, на которых дети постигают многообразие мира. Великий русский педагог К. Д. Ушинский был о народном творчестве настолько высокого мнения, что включил его в свою педагогическую систему, считая, что простота и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии. Ушинский детально разработал вопрос о педагогическом значении сказок и их психологическом воздействии на ребенка. Работая в детском саду в коррекционной группе, используя разные технологии и методы, я поставила перед собой задачи:

воспитывать уважение к народному наследию; — воспитывать послушание родителям, воспитателю, уважение к старшим. —

—учить осознавать ответственность за свои поступки, анализировать причины тех или иных поступков, оценивать их с точки зрения традиционных ценностей отечественной культуры;

— формировать способность справедливого оценивания поступков других детей;

— учить ориентироваться в системе нравственных и культурных ценностей;

— формировать коммуникативную культуру, культуру чувств и мышления, культуру речи. Основными принципами реализации этих задач являются систематичность работы по воспитанию положительного отношения к духовно-нравственным ценностям, взаимосвязь работы на занятиях со свободной, игровой деятельностью.

Читайте также:  Школа центр развития села и ребенка

— учить осознавать ответственность за свои поступки, анализировать причины тех или иных поступков, оценивать их с точки зрения традиционных ценностей отечественной культуры; — формировать способность справедливого оценивания поступков других детей; — учить ориентироваться в системе нравственных и культурных ценностей; — формировать коммуникативную культуру, культуру чувств и мышления, культуру речи. Основными принципами реализации этих задач являются систематичность работы по воспитанию положительного отношения к духовно-нравственным ценностям, взаимосвязь работы на занятиях со свободной, игровой деятельностью.

Начиная работу с вновь поступившими детьми с большим вниманием следила за общением детей между собой. Отмечала случаи агрессивности, неумение договориться друг с другом, не желание уступить другому в процессе различной деятельности. В работе открыла для себя, что использование пословиц часто помогает разрешить конфликтные ситуации (Ссора до добра не доводит, глупые ссорятся, а умные договариваются). Оказалось, что использование таких пословиц оказывало огромное воздействие на поведение не только конфликтующих, но всех остальных детей, которые старались принять участие в разрешении конфликта. В данной ситуации я старалась быть не наставником, а становилась на позицию равноправного партнера, давая возможность детям самим сделать нужные выводы.

Ни для кого не секрет, что русские народные игры, имея нравственную основу, обучают развивающуюся личность социальной гармонизации. Поэтому русские народные игры я использую во всех видах деятельности с дошкольниками. Они позволяют детям не только почувствовать себя частью русского народа, но и способствуют утверждению добрых отношений в детском коллективе, дают ребенку защиту от негативного влияния агрессивной среды. Игры, которые мы разучиваем вместе с детьми помогают нам в проведении обрядовых праздников (Рождество, Масленица, Пасха, которые мы отмечаем всем детским садом.

Широко применяю игры, целью которых является воспитание нравственных качеств личности ребенка. Они способствуют адаптации ребенка в социальном мире, формируют умение оценивать других с позиции доброжелательности и являются важной частью духовно-нравственного воспитания. Цель: воспитывать доброжелательное отношение к друзьям.

Ход игры: Дети образуют круг. Выбирается «именинник». Он встает в центр круга. Остальные дети «дарители». Каждый из дарителей придумывает воображаемый подарок и с помощью мимики, жестов «преподносит» его имениннику. Можно подарить реальные предметы (конфета, шарик, а можно подарить дружбу, хорошее настроение и т. д. Именинник должен догадаться, что ему подарили, и поблагодарить. Затем выбирается новый «именинник».

«Передай хорошее настроение»

Цель: формировать доброжелательное отношение к близким людям.

Ход игры: Играющие, образуя круг, закрывают глаза. Ведущий «будит» своего соседа и показывает ему какое-либо настроение (грустное, веселое, тоскливое). Дети, передав настроение ведущего по кругу, обсуждают, что он загадал. Затем ведущим становится любой желающий.

«Волшебные очки»

Цель: помочь ребенку увидеть в каждом человеке положительные черты характера.

Ход игры: воспитатель говорит, что у него есть волшебные очки, глядя в которые можно разглядеть то хорошее, что есть в каждом человеке. Он предлагает «примерить» очки: посмотреть внимательно на товарищей, постараться увидеть в каждом как можно больше хорошего и рассказать об этом.

«Цветик – семицветик»

Цель: побуждать детей к обсуждению своих желаний и выбору какого-либо одного, более значимого. Поощрять желание заботиться о других.

Ход игры: дети распределяются на пары. Каждая пара поочередно, держась за руки, «срывает» один лепесток цветика-семицветика и говорит:

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли,

Быть по-моему вели.

Обдумав, и согласовав друг с другом общее желание, они объявляют о нем остальным. Воспитатель поощряет те желания, которые связаны с заботой о товарищах, старых людях, о тех, кто слабее.

Игровые приемы, которые учат соучастию, использую и на занятиях. Например, при работе в парах на занятиях мы используем такие задания:

назови ласково своего соседа;

посмотрите друг другу в глаза и поздоровайтесь, сказав «Доброе утро»;

договоритесь между собой, кто из вас будет загадывать, а кто угадывать;

поделитесь между собой поровну дидактическим материалом.

Совместно с детьми мы придумали правила общения друг с другом, которые позволяют детям выполнять и контролировать свое поведение, а также поведение друзей не только в игре, но и в повседневной жизни.

Вот наши простые правила детского общения:

Почаще говори: давай дружить, давай играть.

Играй честно.

Зовут играть – иди, не зовут – попросись, это не стыдно.

Не дразни, не выпрашивай ничего. Никогда два раза ни о чем не проси.

Начав одно дело, доводи его до конца.

Разговаривая, умей слушать и понимать.

Не перебивай в разговоре.

Будь заботливым, внимательным, умеющим прийти на помощь.

Сам ни к кому не приставай, не ябедничай за спиной товарищей.

Разбирали ситуации «Правильно ли мы общаемся в детском саду, на улице; на Дне рождении у друга?» Обсуждали поступки сверстников на примере литературных героев.

Не боюсь повториться, что в результате проведенной работы улучшились отношения детей в группе, у них появилась потребность в анализе своих слов и действий, повысилась культура поведения. Подводя предварительные итоги, хочу подчеркнуть актуальность данной темы: в современном мире нам помогут выжить любовь, доброта и терпение. И воспитывать эти качества у детей нужно в дошкольные годы.

И последнее. Нужно помнить о той личной и профессиональной ответственности, которая ложится на педагога, который занимается духовно-нравственным воспитанием дошкольников. Педагог, используя игры, будет развивать детскую душу, если и сам будет постоянно совершенствовать свой собственный духовный мир.

К. Д. Ушинский считал, что система воспитания порождается историей народа, его потребностями и бытом, его материальной и духовной культурой, она не может существовать вне решения острых социальных проблем.

Прекрасно зная обычаи, обряды, традиции родного народа, К. Д. Ушинский глубоко проникал в его духовную жизнь. В поле его зрения были все сферы духовной жизни славянских народов, он восхищался преемственностью и общностью их культур.

Опора на совершенные знания существенных черт духовной жизни многих народов — один из основополагающих принципов педагогической системы Ушинского, свободной и национальной ограниченности и имеющей, поэтому огромную притягательную силу.

Читайте также:  Выготского игра и ее роль в психическом развитии ребенка

На основе сравнения народностей, их истории, обычаев, их духовных сокровищ, языков Ушинский приходит к оценке духовного своеобразия русской нации и связанного с ним своеобразия языка.

А. С. Макаренко призывает к критическому отбору народных традиций. Он не мог допустить пренебрежительного отношения к богатствам природы и народной души.

Последовательное проведение принципа народности в системе воспитания Макаренко исключает какое бы ни было диктаторство, ибо не может быть тоталитарной педагогика великого народа, народа-героя, народа — творца, таковой может быть педагогика, выросшая из народной и поставленная на службу народу.

А. С. Макаренко утверждает величайшее значение народной педагогики в новых условиях. Он призывает внимательно изучать не только коллективный педагогический опыт народа, но и чутко прислушиваться к голосу талантливых педагогов из среды трудового народа. При этом никакая наука не в состоянии состязаться с педагогическим гением народа, личности, новые качества поведения; главным достоинством, главным качеством гражданина он считает единство, из которого возникает новая духовная общность людей.

Духовное богатство личности, как полагает В. А. Сухомлинский, — это, прежде всего часть духовного богатства нации. Сухомлинский решительным образом требует самого бережного отношения к духовным сокровищам народа, решающими из которых он считает традиции воспитания подрастающих поколений.

В последних книгах Сухомлинского, во всех его последних статьях красной нитью проходит мысль о необходимости возрождения прогрессивных педагогических традиций народа, о широком внедрении их в семью и школу. Он рассказывает детям сказки, вместе с ними поет народные песни, организует проведение народных праздников.

Прекрасно зная обычаи, обряды, традиции родного народа, К. Д. Ушинский глубоко проникал в его духовную жизнь. В поле его зрения были все сферы духовной жизни славянских народов, он восхищался преемственностью и общностью их культур.

Опора на совершенные знания существенных черт духовной жизни многих народов — один из основополагающих принципов педагогической системы Ушинского, свободной и национальной ограниченности и имеющей, поэтому огромную притягательную силу.

На основе сравнения народностей, их истории, обычаев, их духовных сокровищ, языков Ушинский приходит к оценке духовного своеобразия русской нации и связанного с ним своеобразия языка.

А. С. Макаренко призывает к критическому отбору народных традиций. Он не мог допустить пренебрежительного отношения к богатствам природы и народной души.

Макаренко утверждает величайшее значение народной педагогики в новых условиях. Он призывает внимательно изучать не только коллективный педагогический опыт народа, но и чутко прислушиваться к голосу талантливых педагогов из среды трудового народа. При этом никакая наука не в состоянии состязаться с педагогическим гением народа, личности, новые качества поведения; главным достоинством, главным качеством гражданина он считает единство, из которого возникает новая духовная общность людей.

Духовное богатство личности, как полагает В. А. Сухомлинский, — это, прежде всего часть духовного богатства нации. Сухомлинский решительным образом требует самого бережного отношения к духовным сокровищам народа, решающими из которых он считает традиции воспитания подрастающих поколений.

В последних книгах Сухомлинского, во всех его последних статьях красной нитью проходит мысль о необходимости возрождения прогрессивных педагогических традиций народа, о широком внедрении их в семью и школу. Он рассказывает детям сказки, вместе с ними поет народные песни, организует проведение народных праздников.

Из всех средств воспитания наиболее значимым Сухомлинский считает родное слово. «Язык — духовное богатство народа«, — пишет он. «Сколько я знаю языков — столько я человек», — гласит народная мудрость. Но богатство, воплощенное в сокровищах языков других народов, остается для человека недоступным, если он не овладел родной речью, не почувствовал ее красоты.

Принцип народности в воспитании у Сухомлинского глубоко гуманистичен и интернационален.

Единые цели, общность интересов всех народов были предметом постоянного внимания Сухомлинского. В младшем школьном возрасте, используя характеристики национальных героев, воспитанники создают в своем воображении как бы собирательный образ идеального героя, общее для всех народов, образ-символ для всего человечества.

Цель воспитания — развить в ребенке личность, отличающуюся мудростью, самостоятельностью, творчеством и любовью к окружающим. При этом надо помнить, что насильно это сделать нельзя — можно только содействовать ребенку в выработке определенных качеств и идеалов.

Как известно, дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Ребенок не сразу сам по себе приобретает навыки и умения взрослых, а лишь общаясь с взрослыми, он перенимает у них не только умение ходить, разговаривать, обслуживать себя, но и нравственные нормы. Двигаясь путем проб и ошибок, он овладевает нормами жизни в ч6еловеческом обществе. Основной мотив деятельности дошкольника — познание окружающего мира, нахождение в нем своего места, определение своей роли. Процесс приспособления к новой среде происходит на протяжении всего периода детства, так как по мере развития ребенок расширяет границы своего опыта, обогащает свое восприятие мира.

Способность менять свое поведение в зависимости от новых социальных условий — результат успешной социальной адаптации, в процессе которой ребенку необходимо усвоить правила, нормы и культурные традиции своего народа, а также своих социальных групп (семья, группа детского сада и др.). Каждый народ из поколения в поколение передает свой общественный и социальный опыт, духовное богатство как наследство старшего поколения младшему. Народ всегда выступает в роли воспитателя молодого поколения, а воспитание при этом приобретает народный характер. В наше время приобщение детей к народному творчеству, искусству, непосредственное участие в национальных праздниках воспитывают в них нравственные чувства, развивают художественное мировоззрение, наполняют эмоциональную сферу ребенка радостью, поднимают настроение, формируют эстетический вкус.

Нравственное воспитание осуществляется в процессе всей жизнедеятельности личности, с учетом возраста и той среды, которая определяющим образом влияет на ценностные ориентации школьника (семья, среда товарищей и друзей и др.). Пути и средства нравственного воспитания имеют свою специфику при организации специальной работы по нравственному просвещению учащихся, формированию у них нравственного опыта в коллективной жизни, в общении, в совместной деятельности, при воспитании нравственных привычек и формировании нравственных чувств.

Основой воспитания, определяющей нравственное развитие, является формирование гуманистических отношений детей, не зависимо от содержания, методов, форм воспитательной работы. Процесс воспитания, направленный на развитие всех детей, должен быть построен так, чтобы обеспечить оптимальное развитие каждого ребенка, исходя из индивидуальности каждого ребенка.

Источник