Природа ребенка и его развитие коменский

Природа ребенка и его развитие коменский thumbnail
Природа ребенка и его развитие коменский

ТОП 10:

Ян Амос Коменский(1592—1670 гг.) утверждал, что у детей разви­ваются духовные силы с помощью педагога, задача которого состо­ит в том, чтобы помогать им совершенствоваться. Я. А. Коменский был первым из педагогов, кто последовательно обосновал принцип природосообразности в воспитании. В полном соответствии с духом Нового времени — периода бурного развития естественнонаучных знаний, изобретений и открытий — он видел законы хорошо орга­низованной школы в природе.Его считают отцом так называемой природосообразной педагогики.

Идея природосообразности берет свои истоки в античной фило­софии, в частности у Аристотеля. Забытая на всем протяжении Сред­невековья, она была возрождена и развита Я. А. Коменским до прин­ципа воспитания. Идея природосообразности вообще предполагает соответствие воспитания природе и тем закономерностям, которые существуют в ней независимо от человека. Природа едина, в природе все целесообразно, в ней царят гармония и порядок; природа не любит скачков, все постепенно, природа не терпит ничего бес­полезного. Поэтому в природе все происходит естественным путем. Отсюда воспитание ребенка как частички природы также должно проводиться естественным путем. Таково исходное положение идеи природосообразности у Я. А. Коменского. Но что значит проводить воспитание «в соответствии с природой»? Чешский педагог, строя свое педагогическое учение, без изменений переносил в педагогику те закономерности, которые существуют в окружающем мире, поль­зуясь при этом внешними аналогами. Например, «природа ничего не творит без твердого основания, без корня. Растение не растет кверху, пока не пустит свои корни вниз, а если попытается это сделать, то ему придется завянуть и погибнуть… Следовательно, сообразно с этим, какое бы занятие ни начинать, нужно прежде всего возбудить у уче­ников серьезную любовь к нему, доказав превосходство этого пред­мета, его пользу, приятность и что только можно»1. Дидактические принципы и правила Я. А. Коменский пытается извлечь из внешней природы, ее явлений. Но между внешней природой и развитием че­ловеческого организма, между деятельностью птиц, ростом растений и деятельностью педагога огромная пропасть. Конечно, более или менее отдаленные аналогии можно находить во всем, даже в самых разнородных явлениях, но выводить из них какие-либо указания для практической деятельности решительно невозможно.

Руководствуясь принципом природосообразности, Я. А. Комен­ский определил, что у каждого периода жизни ребенка имеются свои природные закономерности, поэтому воспитание должно идти в со­ответствии с ними: «Нет необходимости что-либо привносить извне, но необходимо развивать, выяснять, что он имеет заложенным в себе самом»2. Но, по его мнению, природное в человеке обладает самоде­ятельной и самодвижущейся силой.Исходя из этого, Я. А. Коменский формулирует принцип самостоятельности воспитанника в осмысле­нии и деятельном освоении мира как закономерность воспитания.

Я. А. Коменский определил последовательность обучения: внача­ле посредством чувств дети знакомятся с окружающими предметами и явлениями, затем усваивают образы окружающего мира и, наконец, научаются действовать с помощью руки и речи, опираясь на приоб­ретенные знания, умения и навыки.

Однако Я. А. Коменский предупреждал, что ребенок в дошколь­ном возрасте может освоить только простейшие представления о предметах и явлениях природы. Поэтому ученый особое внима­ние уделяет тому, «каким образом в первые шесть лет нужно давать образование детям»1.

Прежде всего обратим внимание на то, что Я. А. Коменский требовал учение начинать не со словесных толкований о вещах, а с предметного наблюдения над ними. «Кто сам однажды внимательно наблюдал анатомию человеческого тела, тот поймет и запомнит все, вернее, чем, если он прочитает обширные объяснения, не видав все­го этого своими глазами. Отсюда известное выражение: наблюдения собственными глазами заменяют собой доказательства»2.

Для осуществления наглядности в процессе ознакомления с при­родой педагог считал необходимым использовать:

реальные предметы и наблюдения над ними;

модели и копии предметов;

картины и другие изображения предметов и явлений.

Он совершенно правильно указывал, что наблюдения детей нуждаются в руководствесо стороны взрослого. Ибо учебный эф­фект всякого наблюдения зависит от того, насколько педагог сумел внушить детям, что и для чего должны они наблюдать. В процес­се самого наблюдения он обращает внимание детей на предмет или явление природы в целом, со всех сторон, затем рассматривает по частям, называет и предлагает ознакомиться с помощью всех органов чувств 3. Чтобы легче было проводить наблюдения над предметами, Я. А. Коменским были сформулированы требования, которые во многом сохранили свою актуальность сегодня:

«1. Поставить соответствующий предмет перед глазами,

2. но не вдали, а на надлежащем расстоянии,

3. и при этом не сбоку, но прямо перед глазами,

4. лицевая сторона предмета должна быть не отвернута или пере­двинута, но обращена прямо к глазам, 5. так, чтобы сперва можно было смотреть предмет в целом,

6. а затем осмотреть каждую часть в отдельности,

7. и притом по порядку от начала до конца,

8. останавливаться на каждой части до тех пор,

9. пока все не будет различено правильно. Когда все эти усло­вия выполняются надлежащим образом, то наблюдение происходит правильно»1.

Познание предметов и явлений природы чешский педагог так­же связывал с игрой ребенка.Он советовал давать детям игрушки, изображающие домашних животных и разнообразный природный материал. Дети охотно переливают воду, пересыпают песок, лепят из глины, сгибают, выпрямляют, ломают, копают, «строят домики и выводят стены из глины, опилок, дерева, камней. Словом, во что бы ни захотели дети играть (лишь бы это не было вредным), им нужно помогать, а не мешать»2. Игру Я. А. Коменский справедливо рас­сматривал как необходимую для ребенка форму деятельности. Он требовал, чтобы родители не мешали детским играм, а сами прини­мали активное участие и направляли их в правильное русло. Под­черкивая значимость игры, чешский педагог писал: «Во время игры ум все-таки чем-либо напряженно занят и часто даже изощряется». Подобные игры способствуют развитию таких важных качеств ума, как наблюдательность и сообразительность у детей.

Читайте также:  Умственное развитие ребенка с множественными нарушениями развития

Для расширения кругозора Я. А. Коменский рекомендовал ис­пользовать басни и хорошо составленные рассказы о животных.«Силь­но так же развивается ум детей и их понимание баснями о животных и другими искусно сочиненными рассказами. Такого рода маленькие рассказы дети охотно слушают и легко их запоминают. И так как в такие искусно составленные басни большей частью вкладывает­ся какая-либо нравственная идея, то их должно предлагать детям с двоякой целью, а именно, чтобы это было занимательно для ума и чтобы постепенно внедрялось в них то, что некогда должно принести им пользу».3

Для ознакомления детей с природой Я. А. Коменский предлагал использовать и книги с картинками.Им специально была создана первая в истории энциклопедия для детей «Мир чувственных вещей в картинках». Она содержит краткий обзор всего мира, наполнена рисунками, наименованиями, описаниями:

неодушевленная природа представлена в девяти картинках: небо, огонь, воздух, вода, облака, земля, произведения земли, металлы, камни; растительный мир представлен в шести картинах: дерево, древес­ные породы, цветы, овощи, хлеба, кусты; мир животных изображен на шестнадцати картинах: прежде все­го птицы (певчие птицы, полевые и лесные птицы, хищные птицы, водяные птицы), летающие насекомые, четвероногие, и прежде всего домашние животные, скот, вьючные животные, дикий скот, дикие звери, змеи и другие пресмыкающиеся, ползающие насекомые, ам­фибии, речные и озерные рыбы, морские рыбы и раковины; человеку посвящены все остальные картинки: его происхожде­нию, возрастным этапам, строению организма и труду в природе (са­доводство, земледелие, скотоводство, рыбная ловля, птицеводство, охота, сбор винограда, обработка льна и т. д.).

Такую книгу с картинками Я. А. Коменский предлагал исполь­зовать для пробуждения у детей интереса к познанию окружающего мира и для спокойного рассмотрения предметов и явлений приро­ды в деталях. Раскрашивание черно-белых иллюстраций книги спо­собствует закреплению имеющихся представлений детей о природе и формированию эмоционально-положительного отношения к ней. Указывая на множество положительных моментов использования книги с иллюстрациями, Я. А. Коменский все же предостерегал, что все предметы и явления следует показывать не только на рисунках, но и в реальности.



Источник

Оглавление

Введение

Глава I. Зарубежная педагогика об использовании природы в воспитании ребенка

1.1. Я.А.Коменский о необходимости ознакомления детей с природой с раннего возраста

Вопросы и задания для актуализации знаний

1.2. Ж.Ж.Руссо о естественном воспитании детей в природе

Вопросы и задания для актуализации знаний

1.3. И.Г.Песталоцци о положительном значении восприятия детьми природы.

Вопросы и задания для актуализации знаний

1.4. Использование природы как источника умственного и нравственного воспитания в педагогической теории Ф.Фребеля.

Вопросы и задания для актуализации знаний

1.5. Природа как фактор воспитания в педагогической системе М.Монтессори.

Вопросы и задания для актуализации знаний

Заключительное задание

Глава II. Историческая ретроспектива взглядов отечественных педагогов на природу в развитии детей

2.1. К.Д.Ушинский о природе в первоначальном обучении детей.

Вопросы и задания для актуализации знаний

2.2. Взгляды Водовозовой Е.Н. на роль природы в воспитании детей до школы.

Вопросы и задания для актуализации знаний

2.3. Природа как среда развития и воспитания ребенка – дошкольника в теории Е.И. Тихеевой

Вопросы и задания для актуализации знаний

2.4. Практика работы по ознакомлению с природой в дореволюционных детских садах по методу Л.К.Шлегер

Вопросы и задания для актуализации знаний

2.5. А.Я. Герд о значении естественных наук в системе образования детей

Вопросы и задания для актуализации знаний

2.6. Задачи, содержание и методы ознакомления детей с природой в советский период

Вопросы и задания для актуализации знаний

Приложения

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

ПРИЛОЖЕНИЕ 7

Литература

Введение

Понимание современного состояния любой науки находится в прямой зависимости от знания истории ее возникновения и развития. Узнавая, как рассматривалась роль природы в воспитании детей классиками зарубежной и отечественной дошкольной педагогики, оценивая педагогические системы видных педагогов прошлого, необходимо учитывать историческую обстановку той эпохи, в которую они жили, их взгляды на законы развития природы и общества.

Частично знания по этим вопросам студенты получают при изучении курсов общей и дошкольной педагогики. Данное пособие призвано углубить и расширить сведения по методическому аспекту проблемы исследования природы как средства воспитания в педагогических системах прошлого.

Цель пособия — помочь студентам дневного и заочного отделений факультетов дошкольного воспитания педагогических колледжей и институтов изучить историю возникновения экологического образования дошкольников.

Читайте также:  Все о развитии 6мес ребенка

Необходимость создания пособия вызвана как отсутствием первоисточников, так и критической литературы по рассматриваемым вопросам, не считая изданий 20-30х годов.

Глава I. Зарубежная педагогика об использовании природы в воспитании ребенка

Я.А.Коменский о необходимости ознакомления детей с природой с раннего возраста

Я.А. Коменский (1592-1670 гг.) — выдающийся словацкий философ – гуманист, общественный деятель, ученый, педагог. Его деятельность протекала в эпоху общественных столкновений, в ходе которых в Европе возникла буржуазная формация, происходили революционные изменения в духовной культуре, пересматривалась концепция человека в мире. Он был современником Т. Кампанеллы, Галилея, Ф. Бэкона, Д. Бруно. Я.А. Коменский жил в период становления опытных наук и искренне приветствовал проникновение человека в тайны природы.

Я.А. Коменский занял видное место в борьбе прогрессивных сил против отживших норм средневековья в науке и культуре, в воспитании и образовании.

Коменский глубоко изучал природу, предпринял попытки создать «Пансофию» — энциклопедию знаний о природе и обществе. Природа, по его взглядам, являет собой отражение самого бога. Из этого представления о природе у него вытекает ряд глубоких выводов, важных для педагогики. Само понятие природы приобретает несколько своеобразных оттенков:

1. Проявления природы заслуживают исключительного внимания как проявления самого бога, а потому изучение природы необходимо. Коменский заявляет, что природа наряду с библией составляет своеобразную книгу и источник изучения не только мира природы, но проявлений бога.

Уже одного такого заявления достаточно, чтобы преодолеть средневековое невнимание к природе и взгляд на материальную сторону мира как на нечто низменное и греховное. В этом взгляде Коменского на природу заключается, несомненно, прогрессивное начало, созвучное со всеми открытиями и изобретениями эпохи;

2. Понятие природы у Коменского включает признак одушевленности. Он одухотворяет природу, приписывая ей следующие свойства: целесообразность, самопроизвольное движение каждой вещи к заложенному в ней богом.

Поскольку Коменский был педагогом, его занимал вопрос о природе человека. Пристальное внимание он уделял проблеме умственного развития и обучения дошкольников. Исходя из этого, он утверждал: знание должно быть доступно всем. Настаивая на посильности для детей знаний и умений, Коменский осуществлял один и важнейших принципов обучения: доступности этого процесса.

Системе школ, разработанной Коменским, предшествует материнская школа – дошкольное воспитание в семье, где основным воспитателем и учителем является мать. Главная задача материнской школы в умственном воспитании – научить ребенка правильно обращаться с предметами и распознавать их, т.е. в развитии восприятия, накоплении конкретных представлений о предметах и явлениях, в развитии мышления. Это поможет подготовке ребенка к систематическому обучению в школе.

По мнению Коменского, жажда знаний обнаруживается у ребенка в раннем детстве, с 2-3х лет. Ребенок входит во внешний мир при помощи «разведчиков» – органов чувств и осмысливания воспринятого разумом.

В книге «Материнская школа» Коменский наметил систематизированный круг первых представлений ребенка, его умений и навыков. В этом можно усматривать начало организованной образовательной работы в дошкольном возрасте. Здоровье ребенка, учет возраста и развития – вот два необходимых условия для обучения.

«Нашим детям в младенческом возрасте можно дать понимание природных и других явлений», — писал он. Но каким образом? Насколько позволяет нежный возраст, т.е. сообразно с их развитием. Большинство предлагаемых знаний, изложенных в «Материнской школе» в виде программы, конкретны, связаны с детской жизнью, охватывают предметы и явления, как мира природы, так и жизни людей, носят воспитывающий характер.

Центральной частью работы является IV глава, где Коменский предлагает программу обучения. В средневековых школах совершенно отсутствовало изучение явлений природы. Коменский же выдвигает на первый план те знания, которые можно обозначить термином «естествознание» в самом широком смысле слова. В естествознании он выделяет знания четырех видов: физики, оптики, астрономии и географии. К физике он относит знания, касающиеся стихий: огня, воздуха, воды, земли и явлений природы (дождь, снег, лед); знания богатств природы или ископаемых (свинец, железо). Сюда же он относит ознакомление детей с названиями деревьев, трав, цветов, птиц, животных, наконец, названия частей тела и их назначение: уши, ноги и т.д. Понятно, что во всех этих случаях Коменский предлагает ограничиться в дошкольном возрасте чисто эмпирическими представлениями об этих предметах и явлениях природы, т.е. сделать их доступными внешним органам чувств детей, научить их различать сходные предметы и явления природы и правильно их называть.

Коменский включает в программу занятий с детьми преддошкольного и дошкольного возраста такие разделы, как оптика, астрономия, география. В действительности же он имеет в виду самые элементарные и вполне доступные детям сведения. Из оптики, например, он считает, достаточным знать, что такое тьма и свет, а также различать и показывать самые употребительные цвета; из астрономии – названия небесных светил (солнце, луна, звезды); из географии – знакомство с местностью, где ребенок родился и живет (деревня, город, крепость или замок, поле, луг, лес, река, гора и т.д.).

Коменский совершенно справедливо подсказывает родителям и воспитателям глубокую мысль о том, что в этих элементарных познаниях детей уже кроется материал для будущего научного образования. Педагог писал: «Я стремлюсь к тому, чтобы показать, что корни всех наук и искусств в каком угодно ребенке растут уже в нежном возрасте, и на этих основаниях строить все вполне возможно и не трудно, лишь бы только с разумным существом мы действовали умно!».(СНОСКА: Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж..Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие / Сост. В.М.Кларин, А.Н.Джуринский. М., 1987. С.95)

Читайте также:  Развитие системы отношений ребенка к миру к другим людям к себе самому

Коменский – сенсуалист. Его заслугой является то, что исходя из утверждения: «ничего нет в интеллекте, чего бы не было прежде в ощущениях», он в основу познания и обучения поставил чувственный опыт, теоретически обосновал и подробно раскрыл принцип наглядности обучения. Великий чешский педагог установил «золотое правило» дидактики, согласно которому следует «все, что только можно, предоставлять для восприятия чувствам, а именно: видимое – зрением; слышимое – слухом; запахи – обонянием; подлежащее вкусу – вкусом; доступное осязанию – путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринимать несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами».(СНОСКА: Там же. С.71)

«Нужно, — писал Коменский, — чтобы люди черпали свою мудрость не из книг, но из созерцания земли и неба, дуба и бука», в том случае если это почему-либо невозможно, следует обращаться к картинкам, изображающим предметы или к их моделям.

В 1658 году издается его книга «Мир чувственных вещей в картинках». Эта работа представляет собой наиболее отчетливый синтез педагогических воззрений Коменского в их практическом применении к системе обучения по его принципам. Главные идеи книги: признание внешних органов чувств главнейшими источниками познания; идея развития органов чувств у детей; наглядность преподавания; дидактические правила о переходе от конкретного к отвлеченному, от общего к частному и более специальному; от простого к сложному. Наиболее ярко сказывается здесь одна из излюбленных Коменским идей – идея реального энциклопедического образования.

Книга содержит краткий обзор окружающего нас мира, состоит из рисунков, наименований и описаний предметов. Рисунки – это изображения всех видимых вещей. Наименования – надписи и заголовки, выставленные над каждым рисунком. Описания – объяснения частей рисунка, выраженные специально для каждого предмета названиями.

Неодушевленная природа представлена в 9 картинках, растительный мир – в 6, мир животных – в 16, все остальные картинки посвящены человеку, его происхождению, возрастным ступеням, элементам человеческого организма, деятельности людей (см. Приложение 1).

Я.А. Коменский был уверен в том, что «человек, руководимый природой, может дойти до всего».

В своих трудах Я.А. Коменский подчеркивал, что «точный порядок школы надо заимствовать от природы», что следует исходить из наблюдений «над теми процессами, какие повсюду проявляет природа в своих действиях». В своем знаменитом сочинении «Великая дидактика» он формулирует общие закономерности природы, применяя их к обучению и тем самым показывает как следует строить процесс обучения:

1. Природа тщательно приспособляется к удобному времени.

2. Природа подготавливает себе материал прежде чем начинает придавать ему форму.

3. Природа избирает для своего воздействия подходящий предмет.

4. Природа не смешивает своих действий, выполняет их по отдельности, в определенном порядке.

5. Всякое свое действие природа начинает изнутри.

6. Всякое формирование природа начинает с самого общего и кончает наиболее особенным.

7. Природа не делает скачков, а идет вперед постепенно.

8. Начав что-либо природа не останавливается, пока не доведет дело до конца.

9. Природа тщательно избегает всего противоречивого и вредного.

Я.А. Коменский считал человека частью природы, составной пангармонии (идеи, согласно которой все в мире согласовано между собой), все в природе, включая человека, подчинено единым законам. Эта мысль имеет важное значение для современного понимания экологических проблем, которые приобрели в настоящее время всеобщий характер.

Понятие Вселенной у Коменского ассоциировалось с тремя мирами – миром божественных идей, миром видимой природы, миром созданного творческой деятельностью человека. Они взаимосвязаны между собой, в них действуют одни и те же законы и царит строгий порядок. Я.А. Коменский полагал, что человек, познавая мир природы, познает свою деятельность и божественное начало.

Завершая обзор взглядов Коменского, следует отметить:

1. Природа влияет на развитие сенсорики ребенка, обогащает его знаниями, формирует нравственные качества.

2. Дошкольнику дается система научных знаний о природе, доступная его пониманию.

3. Изучение окружающего мира основывается на принципах наглядности, движения от простого к сложному с учетом активности и сознательности.

4. Ознакомление с природой проходит под руководством взрослых.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ АКТУАЛИЗАЦИИ ЗНАНИЙ

1. Какие оттенки приобретает у Коменского понятие природы? В чем их педагогический смысл?

2. Что представляет собой программа по естествознанию?

3. На каких основных принципах предлагает строить обучение Коменский?

4. Какова главная идея книги «Мир чувственных вещей в картинках»?

5. В чем значение принципа природосообразности Коменского для дальнейшей разработки идей экологического воспитания детей?

6. Как Вы понимаете выражение Я.А. Коменского «Все в мире согласовано между собой, и отдельные части целого несут в себе те же черты, что и целое»?

7. Прокомментируйте выражение: «Человек, руководимый природой, может дойти до всего».

8. Как Вы понимаете выражение: «Пансофия – важнейшее средство гуманизации человека»?

Источник