Развитие умений ребенка в процессе деятельности

Екатерина Фетищева
Развитие социальных навыков у детей дошкольного возраста в процессе организации игровой деятельности

Развитие социальных навыков у детей дошкольного возраста в процессе организации игровой деятельности

Фетищева Е. В. ,

воспитатель,

МКДОУ № 17 «Чебурашка»

Потребность в общении с окружающими людьми, рано становится основной социальной потребностью ребенка. В период дошкольного детства взаимодействие и общение со взрослыми и сверстниками играет ведущую роль в его развитии. Интерес к сверстникам проявляется несколько позднее, чем интерес к взрослым. Наблюдая за взрослым, подражая, слушая, ребенок учится думать, говорить и действовать. В процессе взаимодействия с партнерами ребенок приобретает такие качества, как взаимное доверие, доброта, готовность к сотрудничеству, умение ладить с другими, отстаивать свои права, решать возникающие конфликты, поэтому проблема общения со взрослыми и сверстниками в настоящие дни не утратила своей острой значимости. Ребенок, имеющий разнообразный положительный опыт взаимодействия со взрослыми и сверстниками, начинает точнее оценивать себя и других, свои возможности и личные качества, следовательно, растет его творческая самостоятельность и социальная компетенция, что также обусловливает актуальность данной работы.

«Социализация – процесс развития и саморазвития человека в ходе усвоения и воспроизводства социокультурного опыта». А. В. Мудрик

Социальные навыки – это умение эффективно управлять отношениями с другими людьми.

Для установления правильного социальноговзаимодействия необходимо:

• знание норм поведения в общественных местах и дома (здороваются, прощаются, благодарят, и т. д.);

• норм общения со взрослыми и сверстниками (вежливо обращаются, не кричат, не перебивают, разговаривают спокойно, проявляют интерес к собеседнику)

• знание правил и норм поведения при организации совместной деятельности детей (умеют договариваться, управлять разногласиями).

Если дети правильно применяют социальные навыки, то они лучше знают, что говорить и делать, общаясь с другими людьми, и в целом лучше взаимодействуют с окружающими.

Цель: Развитие социальных навыков взаимодействия у детей дошкольного возраста.

Задачи:

1. Изучить особенности личностного поведения детей дошкольного возраста, подобрав для этого необходимый диагностический инструментарий.

2. Определить технологию развития социальных навыков взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

3. Создать условия для развития навыков взаимодействия.

4. Организовать работу с родителями.

5. Реализовать план действий.

6. Сделать выводы об эффективности проводимой работы и предоставить педагогическому сообществу.

Новизна опыта заключается в определении последовательности работы с детьми по развитию социальных навыков взаимодействия, разработке перспективного планирования.

Работая с детьми младшего дошкольного возраста, выделила три формы отношений ребенка с окружающими людьми (на основе методики Т. В. Сенько, но модернизированной).

1 группа детей (высокий уровень): это дети, которые пользуются популярностью у сверстников. Они активны, любознательны, доброжелательны, легко вступают в общение.

2 группа детей (средний уровень): это дети, которые обладают хорошими положительными качествами, легко вступают в контакт со взрослыми и сверстниками, доброжелательны. Они хорошие исполнители, но не достаточно активны.

3 группа детей (низкий уровень): дети не умеющие взаимодействовать с окружающими взрослыми и детьми (конфликтные дети, застенчивые, неуверенные).

Изучение личностного поведения ребенка

2012-2013г 2013-2014г

Младшая группа Средняя группа

Высокий уровень 2 ребенка 5 детей

Средний уровень 11 детей 11 детей

Низкий уровень 8 детей 5 детей

Количественные данные изучения личностного поведения ребенка подтвердили актуальность нашей работы: необходимо обратить внимание и оказать необходимую помощь детям со средним уровнем и особое внимание обратить на детей с низким уровнем личностного поведения.

За основу я взяла здоровьесберегающую педагогическую технологию группы авторов Елены Владимировны Примы, Людмилы Васильевны Филипповой и Ирины Николаевны Кольцовой «Развитие социальной уверенности у дошкольников». Авторами даны методические рекомендации, планы занятий. Данный опыт я использовала частично, а именно мое внимание привлекли рекомендации по развитию навыков взаимодействия в процессе организации игровой деятельности.

Всю работу условно разделила на два направления

Основы социального взаимодействия

• Положительный образ «Я» рассматривается как уверенность в себе. Социально уверенный ребенок верит в то, что он будет действовать успешно и правильно и добьется положительного результата.

• Способность к восприятию другого человека предполагает внимание, интерес к нему, умение понимать, сопереживать ему.

• Установление контактов предполагает умение устанавливать связь, вступать в контакт с другими, объединяться, договариваться, спрашивать, обращаться с просьбой и т. д.

• Реализация самоутверждающих способов поведения проявляется в выражении своих желаний, чувств, эмоций (как позитивных, так и негативных).

Организация работы с детьми строится по этапам

I этап «Я и мир» (3-4 года) –помощь ребенку в осознании себя, через обогащение сенсорного опыта.

II этап «Я и другие» (4-5 лет)развитие умения воспринимать окружающих.

III этап «Один и вместе» (5-6 лет)развитие умения сотрудничать.

Решение образовательных задач осуществляется в рамках совместной деятельности взрослых и детей:

• непосредственно образовательной деятельности;

• образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов (в утренний прием детей, на прогулке, вечером);

• в совместной деятельности педагогов и семьи, как участника образовательного процесса.

• Самостоятельная деятельность детей реализуется в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды;

Планирование работы

Младшая группа

«Я и мир»

Цель: побуждать детей прислушиваться к различным звукам и передавать свои ощущения и чувства при восприятии звуков. Средняя группа

«Я и другие»

Читайте также:  Роль взрослого в психическом и физическом развитии ребенка

Цель: развивать у детей умение воспринимать другого человека, развитие эмоциональной отзывчивости, преодоление неуверенности. Старшая группа

«Один и вместе»

Цель: формировать у детей некоторые социальные навыки, такие как умение сотрудничать.

сентябрь Игра «Поезд». Игра «Разноцветный зонтик»

октябрь Слушаем шум дождя, поем песенку про дождь. Игра «Солнышко и зонтик»

ноябрь Игра –инсценировка «Гав-гав» Игра «Праздник зонтика»

декабрь Путешествие по стране звуков. Игра «Угадай-ка», «Нарисуем, что слышим». Игра «Прогулка в лес»

январь Игра «Оркестр погремушек» Игра «Узнай по голосу»

февраль Игра-инсценировка «Теремок». Игра-инсценирование «Упрямые козлики»

Март Игра «В гостях у животных». «Идет Матушка-весна»

апрель Игровое упражнение «Прогулка» Игра-инсценировка «Репка»

май Игра «Приглашение». «В гости к березке»

Алгоритм занятия

Iчасть: введение в игровую ситуацию, создание мотивации и эмоционального настроя у детей.

IIчасть: игровые упражнения, ситуации, задания, имеющие смысловую нагрузку и направленные на реализацию задач занятия.

IIIчасть: Подведение итогов занятия.Рефлексия: беседуем с детьми о том, что им понравилось на занятии, в какие игры они хотели бы играть в свободное время, приятно ли им было общаться с другими детьми. Даем возможность высказаться всем детям. Делимся с детьми своими впечатлениями, чувствами, которые испытывали на занятии.

Занятие проводим 1 раз в месяц. Проводится большая работа вне занятий. Основное внимание уделяем игровым методам: используем игры-инсценировки, игры с правилами, дидактические упражнения и игры.

Большое разнообразие игр позволяет использовать их как сильное, и ненавязчивое педагогическое средство, так как их тематика практически не ограничена. Она может удовлетворить разносторонние интересы каждого ребенка.

Используем и другие формы работы: чтение художественной литературы, художественно-творческую деятельность, беседы, рассказ воспитателя и др.

Условия для развития социальных навыков:

1. Положительный психологический климат в группе (интерес к ребенку, готовность принять его, не осуждать, искренне верить в него, улыбаться ребенку, использовать ласковые слова).

2. Создавать в группе условия для развития различных видов деятельности.

3. Совместная деятельность со сверстниками и взрослыми, создающая основу для общения, проявления активности, совместных переживаний, сотрудничества и т. д.

4. Создание проблемных ситуаций, помогающих освоению новых способов взаимодействия.

Работа с родителями.Цель: оказание консультативной помощи семье по вопросам социализации ребенка и формирования социальных навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Каждый человек стремится к одобрению со стороны других людей. В дошкольном возрасте для ребенка значимой группой выступают члены семьи. Очень важно, чтобы они формировали у ребенка чувство собственной значимости.

Показатели развития социальных навыков:

1. В разговоре ребенок проявляет инициативу.

2. Способен слушать.

3. Осмысленно отвечает на вопросы.

Во взаимодействие с другими:

1. В игре ждет своей очереди.

2. Может играть с другими детьми или сидеть рядом.

3. Делится игрушками, другими предметами в игре. Не отбирает у другого его вещи.

Оценка результативности работы:

• Дети вступают во взаимодействие друг с другом, увеличивается число контактов между детьми.

• Дети активны, любознательны, готовы к контактам с другими детьми и взрослыми.

• Сравнивая детей младшей и средней группы, можно отметить, что увеличилось количество детей с высоким уровнем личностного поведения и меньше стало детей с низким уровнем развития.

Перспективы работы связываю с разработкой плана на старшую группу, выбором игр для формирования социальных навыков взаимодействия детей старшего дошкольного возраста.

Источники:

1. Безруких М. М. Развитие социальной уверенности у дошкольников. М., Издательский центр «Владос», 2003.

2. Емельянова Н. В. Роль и место социальных навыков в структуре компетенций бакалавров экономических вызов. https://www.teoria-practica.ru/-1-2012/sociology/emelyanova.pdf

Источник

Алина Артёмова
Формирование изобразительных умений и навыков в процессе рисования у детей младшего дошкольного возраста

Изобразительная деятельность, включающая рисование, лепку и аппликацию, имеет большое значение для всестороннего развития дошкольников. Она привлекает детей, радует их возможностью самостоятельно создавать что-то красивое. А для этого необходимо накопление и расширение личного опыта ребенка, полученного им непосредственным путем через органы чувств; успешное овладение рисованием, лепкой и аппликацией. Рисование – интересный и полезный вид деятельности. Это одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности. Тематика рисунков может быть разнообразной. Дети рисуют все,это их интересует: отдельные предметы и сцены из окружающей жизни, литературных героев и так далее. В ходе рисования, разнообразными способами с использованием самых разных материалов, создаются живописные и графические изображения. Приобщение малышей к миру прекрасного, развивает креативность (творческое начало личности, формирует эстетический вкус, позволяет ощутить гармонию окружающего мира. «Рисование несет в себе элемент психотерапии – успокаивает, отвлекает, занимает. Важно и необходимо развивать способности ребенка образно воспринимать мир, придумывать новые сюжеты» –Т. С. Комарова.

«Творческие способности человека являются существенной частью и задача их развития – одна из важнейших в воспитании современного человека. Все культурные ценности, накопленные человечеством, — результат творческой деятельности людей. Чем свободнее ребенок владеет техникой рисования, тем полнее он может выражать в рисунках впечатления от окружающего мира» — Е. Б. Баранова.

«Художественная деятельность – специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством искусства. Вот почему изобразительная деятельность выступает как содержательная основа и важнейшее условие эстетического развития на всех возрастных ступенях дошкольного возраста» — И. А. Лыкова.

Читайте также:  Основные направления психического развития ребенка дошкольного возраста

Провела обследование изобразительных умений и навыков детей по методике С. С. Дреер, А. Н. Потыкан.

Результаты диагностики (набор детей ежегодно новый) на начало учебного года за последние три года показали, что навыки изобразительной деятельности у детей недостаточно развиты.

Поэтому решила более углубленно заняться этой проблемой и поставила перед собой цель – формирование изобразительных умений и навыков в процессе рисования у детей младшего дошкольного возраста.

Поставила задачи:

Обучающие: учить изображать разнообразные прямолинейные и кругообразные формы несложных предметов, передавая их основные признаки (цвет, форму); совершенствовать технические навыки рисования; формировать нетрадиционные техники рисования.

Развивающие: развивать чувство цвета (различать и называть основные цвета); развивать композиционные навыки (располагать изображение в середине листа бумаги); развивать у детей мелкую моторику, наблюдательность; развивать познавательные и творческие способности детей.

Воспитательные: воспитывать эмоциональную отзывчивость при восприятии произведения изобразительного искусства; желание и умение взаимодействовать со сверстниками при создании коллективных работ; воспитывать аккуратность в работе.

Этапы работы:

1. Изучить и проанализировать педагогическую и научно — методическую литературу по данному вопросу.

2. Провести диагностику уровня освоения знаний по теме (2 раза в год).

3. Подобрать формы и методы работы, разработать систему работы (перспективное планирование углубленной работы) по теме для детей 3-4 лет.

4. Оформить ППРОС в соответствии с ФГОС и СанПиН, создать авторские пособия для работы с детьми.

5. Привлечь семьи воспитанников для реализации данной темы.

6. Познакомить педагогический коллектив с формами и методами работы по теме, подготовить презентацию и творческий отчет по теме.

В процессе непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому направлению, а именно рисованию использую разнообразные методы и приемы,которые подразделяю: наглядные, словесные, игровые и практические.Применяю следующие наглядные методы и приемы: показ образца и других наглядных пособий; рассматривание отдельных предметов; показ воспитателем приемов изображения; показ детских работ в конце занятия, при их оценке.

В начале НОД провожу показ отдельных предметов. Рассматривание провожу с целью привлечения внимания детей к заданию. В течение остального времени дети рисуют по представлению.

В возрасте 3-4 лет особенно актуально применение образца, так как основной целью не является закрепление впечатлений от восприятия окружающего, а стоят задачи по развитию навыков рисования (изображать разнообразные прямолинейные и кругообразные формы несложных предметов). В предметном рисовании образец использую не с целью копирования, а для уточнения представлений детей об изображаемом предмете и способах изображения.

В младшей группе использую рассматривание натуральных предметов. Картины применяю главным образом для уточнения представлений детей об окружающей действительности и для пояснения средств и способов изображения. Картина как художественное произведение ярко, эмоционально передает образ.

Показ способов изображения применяю для обучения детей сознательно создавать нужную форму на основе их конкретного опыта.Показ может быть двух видов: показ жестом и показ приемов изображения. Жестом поясняю расположение предмета на листе, можно обрисовать весь предмет, если его форма несложна (мяч, книга). Чем меньше ребенок, тем большее значение в его обучении имеет показ движения руки.

В младшем возрасте ребенок не может в полной мере контролировать и оценивать свои действия и их результаты. Если процесс работы доставлял ему удовольствие, он будет доволен и результатом. В конце занятия показываю несколько хорошо выполненных работ, не анализируя их. Цель показа — привлечь внимание детей к результатам их деятельности. Также одобрение получают работы остальных детей. Положительная оценка их способствует сохранению интереса к изобразительной деятельности.

К словесным методам и приемам обучения относятся беседа, указания воспитателя в начале и в процессе занятия, использование словесного художественного образа.

НОД как правило, начинается с беседы воспитателя с детьми. Цель беседы- вызвать в памяти детей ранее воспринятые образы и возбудить интерес к занятию. Беседа должна быть краткой, но содержательной и эмоциональной. В процессе беседы или после нее показываю нужный предмет или картину, а перед началом выполнения задания демонстрирую прием работы.

Художественный образ, воплощенный в слове (стихотворение, рассказ, загадка, обладает своеобразной наглядностью. Художественное слово может быть использовано не только на занятиях по иллюстрированию произведений литературы, но и при изображении предметов после их восприятия.

Указания обязательно сопровождают все наглядные приемы, но могут использоваться и как самостоятельный прием обучения. Это зависит от возраста детей и от задач, стоящих на данном занятии.

Использование моментов игры в процессе изобразительной деятельности относится к наглядно-действенным приемам обучения. Особенно дети любят игровые приемы, потому что это способствует их эмоциональному фону, вызывает положительные эмоции, повышает интерес к процессу, привлекает внимания детей к поставленной задаче, облегчает работу мышления и воображения. Обучение рисованию в младшем возрасте начинается с игровых упражнений. Дети сначала проводят рукой различные линии в воздухе, затем пальцем на бумаге,дополняя движения пояснениями: «Это бегает по дорожке мальчик» и т. д.

В процессе обучения изобразительному искусству дети овладевают навыками пользования материалами. Рисование требует применения разнообразных методов и приемов обучения, в том числе и практических, которые необходимы для выработки умений и навыков. Одним из основных практических методов являются упражнения в освоении технических, а иногда изобразительных умений. Так, осваивая изображение округлой формы в рисовании, малыши рисуют мячи, апельсины и др. предметы одной и той же формы.

Читайте также:  Возрастная психология источники психического развития ребенка это

Планируя непрерывно-образовательную деятельность (НОД, развиваю активность, самостоятельность и творчество детей. Побуждаю их вспомнить, что они видели интересного вокруг, что им понравилось, учу сравнивать предметы, активизирую опыт ребенка, речь детей, учу правильно пользоваться изобразительным материалом: правильно держать карандаш, фломастеры, кисть и т. д.

Подготовка к НОД согласно образовательной программе дошкольного образования МБДОУ «Детский сад № 12» начинается с составления плана. Определяю тему и программный материал, обдумываю, какими приемами и методами смогу обеспечить наилучшее усвоение учебного материала. При планировании занятий определяю, какая подготовительная работа должна быть проведена с детьми — наблюдения, беседа, чтение рассказа, знакомство с новой игрушкой и т. п. В начале занятия заинтересовываю ребят, привлекаю их внимание к работе. В процессе рисования наблюдаю за работой детей, помогаю, даю указания как правило индивидуально. Во избежание утомляемости, провожу физминутки, зрительные, пальчиковые гимнастики. Каждое занятие заканчивается коллективным просмотром всех работ ребят, выбором понравившегося рисунка.

Совместную деятельность провожу 2-3 раза в неделю во второй половине дня по разработанному перспективному плану «Перспективный план по нетрадиционному рисованию в младшей группе 3-4 лет». Для эффективной работы детей разделила их на 2 подгруппы. Первая подгруппа дети с выше-средними показателями изобразительных навыков. Вторая группа с ниже- средними показателями.

Применяю следующие нетрадиционные методы и приемы: рисование манкой (экран для рисования, рисование солью, мокрой бумагой, скомканной бумагой, рисование ладошками, пальцами, рисование мыльными пузырями, рисование ватными палочками, рисование отпечатками картофеля, поролона, пробками на бумаге и т. д. Провожу индивидуальную работу с детьми у которых что-то не получается, кто длительное время отсутствовал.

Закрепление знаний, умений и навыков по изобразительной деятельности проходит по желанию детей в свободное от занятий время. Желание рисовать говорит о наличии способностей у ребенка, и надо содействовать их выявлению и развитию. В процессе самостоятельной деятельности закрепляю разнообразные умения у детей. В процессе работы наблюдаю за детьми, даю им советы, слежу за тем, чтобы начатая работа была доведена до конца.

Требование ФГОС ДО к созданию ППРОС (предметно-пространственная развивающая образовательная среда) предполагает привлечение всех сенсорных анализаторов детей (зрительных, осязательных, двигательных и др.). Поэтому создала уголок, где находятся принадлежности для рисования, которыми дети могут свободно пользоваться. В нем все традиционные материалы, которые необходимы для формирования навыков рисования: бумага для рисования, тонированная бумага, кисти (для рисования и клеевая, карандаши, фломастеры, восковые карандаши, трафареты для рисования, разукрашки маленькие и большие,наряду с ними приобрела нетрадиционные материалы: поролон для рисования ладошками, трубочки, соль, манку, мыльные пузыри, зубные щетки, расчески, гербарий и т. д.

Создала своими руками игры на развитие сенсорных, изобразительных навыков детей: «Укрась рукавичку», «Собери дымковскую игрушку из 4 частей», «Собери дымковскую игрушку из 6 частей», «Подбери узор к дымковской игрушки», «Собери матрешку», «Разложи предметы по цвету», «Найди правильную посуду», «Выложи узор», «Проведи по дорожке», «Положи предмет в нужную корзину», «Укрась картинки», «Волшебный экран» для рисования пальчиками по манке, «Развесь правильно белье», «Кубик» для развития мелкой моторики.

Для обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей,разработала план работы с родителями на учебный год:

Родительские собрания: «Правила рисования» (какой материал нужен для рисования, правильные разукрашки, новая техника в рисовании); «Наши достижения!».

Среди родителей провела анкетирование «Любит ли ваш ребенок рисовать. Чтобы знать какие условия родители создают для занятий изобразительной деятельности, отношение родителей к детскому творчеству. Большинство родителей считают (12 человек) у их ребенка есть способности к изобразительному творчеству. Почти у всех детей есть дома материал для творческого развития – краски, пластилин, цветные мелки, карандаши, фломастеры и т. д. Но вот глина есть не у всех! Место для рисования и место где хранятся работы в доме у 14 человек. Проводят выставки детских работ -8 человек. Так как материал и место для занятий рисования есть, ребенок сам берет материал по желанию – 13 человек, 7 человек только по разрешению взрослых. Музыку в процессе творчества используют 6 семей, а 8 семей не включают музыкальное сопровождение. Зато 3 семьи сами поют когда рисуют вместе с ребенком. На просьбу ребенка порисовать вместе с ним 8 человек включаются в творческий процесс сразу, 7 предлагают порисовать самому. Многие родители жалуются на нехватку свободного времени, поэтому дети занимаются творчеством самостоятельно.

В прошлом году познакомила педагогический коллектив с содокладом на тему «Формирование изобразительных навыков и умений в процессе рисования у детей младшего дошкольного возраста». В этом году доклад из опыта работы, презентация, авторские игры, перспективный план, просмотр НОД.

Заключение

Планирую продолжать работать в области художественно-эстетического развития, добавив аппликацию. В этом году планирую разработать перспективный план углубленной работы с детьми по нетрадиционным техникам в аппликации.

Диагностика за последние три года, на конец учебного года, показала хорошие результаты.

Источник