Пример из жизни влияние сверстников на развитие ребенка

Пример из жизни влияние сверстников на развитие ребенка thumbnail

Можно выделить три основных аспекта влияния сверстников на развитие ребенка.

Во-первых, дети являются моделью для подражания, они обогащают поведение друг друга, способствуя, таким образом, формированию некоторого общественно принятого поведенческого репертуара. Часто дети начинают подражать какому-то герою фильма или известному музыканту, вскоре делая эту форму поведения популярной среди сверстников.

Нередко этот репертуар может резко отличаться от принятого «взрослого» поведения, образуя особую «детскую» или «подростковую» субкультуру.

Во-вторых, дети создают систему эмоциональных взаимоотношений, которая либо поощряет, либо мешает осваивать просоциальные формы поведения, культурные ценности общества. Эмоциональные взаимоотношения тесно связаны с социальным статусом ребенка, степенью его популярности среди сверстников. Эмоциональные отношения со сверстниками во многом определяют эмоциональное состояние ребенка, его отношение к самому себе и к выполняемой им деятельности.

В-третьих, на ребенка оказывают влияние идеи и мысли сверстников. По мнению А.-Н. Перре-Клермон [3] разные точки зрения на способы решения одной задачи способствуют умственному развитию индивида. Разрешение «социально-когнитивного» конфликта и координация разных точек зрения позволяют структурировать приобретаемый ментальный опыт и приводят к развитию интеллекта.

Как показывают исследования, эффективность общения ребенка со сверстниками во многом зависит от отношения к ним взрослых. Так, маленькие дети, с которыми жестоко обращались воспитывающие их взрослые, чаще других оказывались отвергнутыми своими сверстниками. С возрастом их социальная изоляция обычно только увеличивается. Кроме того, взрослые могут создать ребенку благоприятные условия для общения со сверстниками: удобное пространство для игры и игрушки.

Более популярные в социальной среде дети-дошкольники обладают рядом социальных навыков:

  • — владеют разнообразными социальными навыками;
  • — постепенно подключаются к групповым занятиям, делая уместные замечания, делясь информацией, и только потом переходят к активным действиям;
  • — чувствительны к потребностям и действиям других;
  • — не навязывают свою волю другим детям;
  • — соглашаются играть рядом с другими детьми;
  • — умеют поддержать дружеские отношения;
  • — при необходимости приходят на помощь;
  • — способны поддержать разговор;
  • — делятся интересной информацией;
  • — откликаются на предложения других детей;
  • — умеют разрешать конфликты;
  • — в конфликтных ситуациях не склонны к агрессии или применению физической силы (см.: [1. С. 427]).

В подростковом возрасте центральным качеством, от которого зависит способность сохранять старых друзей и приобретать новых, является социальная компетентность. В процессе общения подростков возникает социальное сравнение себя с другими, оно позволяет оценить свои способности, формы поведения, свойства личности, внешность. На основе социального сравнения формируется чувство идентичности, уверенности в себе.

Познание самого себя и других у подростков происходит как в ситуациях поверхностного, так и в ситуациях интимного общения. Интенсивность интимного общения с возрастом обычно усиливается. Если в раннем подростковом возрасте интимное общение происходит только с представителями своего пола, то к 15—16 годам появляются дружеские отношения с представителями противоположного пола.

Формирование «Я» в подростковом возрасте включает создание и переоценку системы ценностей, являющихся основой нравственных качеств личности.

По мнению Хоффмана (1980), освоение ценностей идет тремя путями. Первый основан на страхе перед наказанием. Страх наказания вызывает тревогу, которая сдерживает осуждаемое окружающими поведение. Второй путь основан на эмпатии и заботе о других людях. Дети способны чувствовать других людей и начать прогнозировать, как их собственное поведение отразиться на внутреннем состоянии других людей. Третий путь возникает благодаря развитию мышления на уровне формальных логических операций. Формальное мышление позволяет подростку сформулировать для себя общие принципы и понятия о наиболее важных ценностях (добре и зле, справедливости и несправедливости и т.п.). Все три пути могут сосуществовать у всех взрослых, хотя в зависимости от характера внешней социальной среды обычно преобладает тот или иной путь.

Задания для самопроверки

  • 1. Приведите примеры из художественной литературы или фильмов трех аспектов влияния сверстников на ребенка.
  • 2. Назовите основные социальные навыки, являющиеся причиной популярности детей и подростков среди сверстников. Объясните характер влияния каждого из навыков на авторитет и популярность ребенка.

Основная литература

  • 1. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг. — СПб., 2001.
  • 2. Смирнова, А. А. Взаимоотношения в детских группах / А. А. Смирнова. — Ярославль, 1993.

Дополнительная литература

  • 3. Перре-Клермон, А.-Н. Роль социальных взаимодействий в развитии интеллекта детей / А.-Н. Перре-Клермон. — М., 1991.
  • 4. Фридман, Л. М. Изучение личности учащегося и ученических коллективов / Л. М. Фридман, Т. А. Пушкина, И. Я. Каплунович. — М., 1988.

Источник

Значимость коллективной деятельности была признана задолго до К. Д. Ушинского и А.С Макаренко. Педагоги прошлого старались привить воспитанникам дух товарищества, взаимопомощи. На уровне детского коллектива дети осознают собственное «я», совместная деятельность группы детей становится источником новых взаимоотношений, влияет на развитие и воспитание самого коллектива и личности.

Главными направлениями воспитателя детского коллектива становятся:

  • Забота о личностном самоутверждении воспитанников в процессе их коллективной деятельности.
  • Формирование у детей взрослых моделей общения и деятельности.
  • Помощь в осознании себя самостоятельным индивидуумом.

Значение коллектива в воспитательном процессе

Среди современных теоретиков педагогики, психологии встречаются специалисты, критикующие роль коллектива в развитии и воспитании цельной личности. Якобы, под давлением коллектива ребенок утрачивает свою индивидуальность, своеобразие. Такой тезис подкрепляется примерами негативного воздействия политизированного тоталитарного общества на человека в недавнем прошлом, когда жизнь социума для любого «винтика» становилась намного более значимой, чем личные интересы.

Нельзя отрицать тот факт, что человечество с самого начала своего существования основывалось на коллективных формах взаимодействия и организации, таких как род, племя, семья. Изоляция от общества становилось причиной уродливого развития субъекта, была, скорее, наказанием, чем благом.

Читайте также:  Мой первый учебник энциклопедия развития ребенка от 1 года до 5 лет скачать

Воспитание личности с раннего возраста происходит в коллективе, это основная база, где дети приобретают позитивный социальный опыт. Становясь школьником, ребенок одновременно выступает членом нескольких коллективов, некоторые из которых (кружок или секцию) он выбирает единолично. Желая стать членом той или иной группы, школьник вынужден подчиняться тем правилам, которые ей свойственны. Но это вовсе не означает пассивного следования местным установкам.

Основным принципом воспитания полноценной личности в коллективе является принятие активной жизненной позиции, умение отстаивать свою точку зрения, даже если она противостоит мнению большинства. Коллектив дает возможность ученику приобрести навыки общественного поведения, находясь в позиции подчинения, противопоставления и руководства. Такое взаимодействия с товарищами и воспитателями приводит к формированию гражданственности, гуманизма и инициативности. Диалектика коллективного и индивидуального взаимообусловлены в педагогическом процессе воспитания личности.

Человек существует и растет в системе отношений с природой, другими людьми. Богатство связей определяет его духовное богатство, степень значимости.

Воспитательные задачи педагога

Каждый этап развития молодого человека среди членов коллектива имеет важные последствия для дальнейшего становления, способностей к самореализации. Невозможность адаптироваться в небольшой группе приводит к неуверенности, сомнениям в своих силах, обидчивости, конфликтности. Неспособность реализовать индивидуальность становится причиной негативизма, озлобленности, других личностных деформаций.

Основная задача воспитателя детского коллектива – создание благоприятных условий для адаптации личности, одновременного проявления индивидуальности и интеграции в общество.

Самоутверждение и коллективная деятельность

Один из мотивов поведения подростков – завоевание признания товарищей. Когда для ребенка общение со сверстниками не приносит понимания, положительной оценки, это приводит к комплексу проблем.

Педагог помогает каждому воспитаннику отыскать свое место в коллективе, завоевать его уважение. Нередко положение школьника в группе напрямую связано с тем, как организована система взаимоотношений учитель-воспитанник. Статус ученика, особенно младших классов, зависит от того, какую значимость придает ему учитель. Он может привлечь внимание других к «отверженному», доверив ему ответственное поручение, включая его в мероприятия. Педагогическая задача учителя в:

  • демонстрации сокрытых от других положительных качеств каждого члена детского коллектива;
  • эмоциональной поддержке, внушении ребенку веры в себя;
  • вовлечении «непринятых» ребят в общие мероприятия с теми, кто имеет более высокий общественный статус.

Нередко формальные лидеры приобретают такое положение не за счет высоких моральных качеств, а благодаря высокой активности, стремлению подавлять, командовать. Воспитателю важно выявить истинные мотивы поступков неформального лидера, препятствовать утверждению за чужой счет, дать проявить скрытые таланты остальным воспитанникам.

Формирование взрослых моделей общения и деятельности

Любая сфера человеческой деятельности на всех исторических этапах требовала умения работать командой, готовности к сотрудничеству. От таких качеств зависят не только спортивные, производственные успехи, но порой сама жизнь. Важно научить детей находить баланс между личными нуждами и интересами общества, не потерять в отстаивании своего «я» связей с другими людьми, способности чем-то поступиться, прийти на выручку.

Взрослые часто не одобряют узкие компании из 2-3 человек, которые разобщают большой коллектив. Но именно в такой небольшой группе друзей подросток испытывает эмоциональный комфорт, защищенность, общность интересов, собственную значимость. Подобные отношения между детьми зачастую возникают стихийно или даже вопреки рекомендациям родителей. В школьные годы для ребят наиболее важны не оценки по предметам, а наличие друзей.

Будущим участникам корпоративных отношений пригодятся воспитанные детской дружбой качества: стремление к совместному успеху, умение самоорганизовываться, взаимная ответственность. Условия школьных взаимоотношений, определенные роли в играх потом воспроизводятся во взаимодействии между партнерами в профессиональной деятельности.

Осознание себя самостоятельным индивидуумом

Один из принципов воспитания личности – развитие субъекта в коллективе и через коллектив. Знакомство с самим собой у подростка происходит в реальных ситуациях, которые возникают при совместной деятельности. Взрослеющий человек сможет оценить многообразие окружающих предметов и субъектов только в процессе общения и сравнения.

Взаимодействуя с товарищами, учителями ребенок определяет правильные и неправильные модели общения, учится контролировать реакции, преодолевать страх, зависть, приобретает навыки здоровой конкуренции.

Индивидуальные особенности характера, способности личности неповторимы. Но психологические, творческие черты каждого оцениваются в зависимости от полезности для коллектива. Воспитатель заботится о реализации себя каждым из воспитанников в коллективной жизни. Для этого необходимо:

  • изучение личности каждого, привлечение внимания к его достоинствам и достижениям;
  • помощь в установлении между детьми доверительных, доброжелательных отношений;
  • организация коллективных мероприятий, способствующих раскрытию лучших черт воспитанников;
  • перевод личностных конфликтов в «мирное русло»: творческие конкурсы, дискуссии, работу над инновационными проектами;
  • содействие в преодолении негативных привычек, стремлении к самосовершенствованию, положительным изменениям;
  • поддержка у ребят желания сохранить достоинство и самобытность, быть самими собой.

Заключение

Влияние развитого детского коллектива на ребенка реализуется посредством активного участия каждого в самоуправлении, разноплановой общественной жизни. Педагоги призваны создавать подходящие возможности для формирования общественно значимой личности, максимального проявления ее индивидуальных особенностей.

Источник

В
этой части урока можно варьировать
разной (из нижепредставленной) информацией,
в зависимости от специфики аудитории,
которой вы будете это преподавать.

Читайте также:  Периодизация психического развития ребенка лисина

Ведущий:
«Немного
возрастной
психологии:
известно, что когда ребёнок маленький,
ему 3-5, 6 лет, главными и самыми значимыми
людьми для него являются родители. Они
кормят его, одевают, объясняют природу
вещей (знакомят с окружающим миром),
защищают от опасностей и т.д. В раннем
детстве очень многие дети хотят быть
похожими на маму или на папу.

Когда
ребёнок идёт в школу, для него авторитетом
номер один становится учительница.
Нередко можно услышать: «Мама, ты ничего
не понимаешь! Вот учительница сказала…».
Но это только в младших классах

до подросткового периода. С его
наступлением основными советчиками и
приоритетными людьми для подростка
становятся сверстники. Начинает
проявляться интерес к противоположному
полу, нам становится все больше и больше
интересно с нашими друзьями, нашей
компанией во дворе. И это нормально —
это часть взросления, часть перехода к
взрослой жизни, потому что впоследствии
тебе её придется прожить с мужем или
женой — с человеком примерно твоего же
возраста, а не с родителями или учителями.
Они только закладывали в тебя нужный
фундамент для того, чтобы ты состоялся.

Из-за
наступления подросткового периода
мнение друзей для нас зачастую гораздо
более значимо, чем мнение родителей или
кого-либо ещё. Например, мама сказала,
что тебе эта куртка очень даже идёт, а
вот твои друзья так не считают. В
большинстве случаев молодой человек
или девушка снимет это, и никогда больше
не наденет, несмотря ни на какие уговоры
родителей.

Для
каждого подростка, как и для любого
человека вообще, (но для подростка
особенно!) важно быть кем-то принятым,
быть в компании, быть с кем-то, в сочетании
с кем он бы мог сказать: «МЫ!» (в социальной
психологии этот феномен назван чувством
«Мы», его описал Б.Ф. Поршнев). «Мы пошли
туда-то или туда-то», «У нас так не
принято», «Мы так не думаем» и т.д. В
компании парень (или девушка) будет
зачастую поступать так, как поступают
все, ходить туда же, куда и все, слушать
ту же, что и все музыку, так же одеваться,
курить, если все курят и т.д.

В
компании многие люди ведут себя так,
как бы они никогда не повели себя в
одиночку.

В
«толпе» своих друзей подросток будет
делать даже то, чего он делать, на самом
деле, не хочет — просто потому, что так
делают все,
а
он не хочет от них отличаться, выглядеть
на их фоне «белой вороной», быть засмеянным
или отвергнутым.

В
человеке существует две
глубинные потребности
(здесь
можно нарисовать на доске весыс
двумя чашами, одна из которых перевешивает
другую): 1) потребность быть хорошим и
2) потребность быть принятым. То есть в
глубине души ты знаешь как правильно
(потому что у каждого есть совесть), ты
хочешь состояться, быть счастливым,
никого не расстраивать своим поведением
и т.д. Но (!) ты очень не хочешь остаться
один, быть кинутым, непонятым, отвергнутым
(подписать под нижней, перевешивающей
чашей «быть принятым», под верхней —
«быть хорошим»/«поступать правильно».
Потребность «быть принятым» перевешивает).
Из-за этого
многие
подростки идут на поводу у своей компании
и делают то, чего бы им, на самом деле,
не хотелось и что впоследствии навсегда
поменяет их жизнь. Вот примеры некоторых
ребят:

Катя
(14 лет, наркозависимая): «Так поступали
все мои знакомые и

это,
конечно, очень влияло на меня».

Дима
(17 лет, хронический алкоголик): «Мне не
хотелось отличаться от

друзей
— я мог их потерять».

Таких
примеров много.

Отметьте,
что наряду с негативным давлением,
бывает и позитивное давление. Поспрашивайте
ребят, как друзья могут повлиять
позитивно, как негативно. Сказать о
существовании позитивного и негативного
давления
целесообразно
и в начале этой части (пункт 4).

Из-за
негативного давления сверстников
подростки:

  • начинают
    очень рано жить половой жизнью (зачастую
    это беспорядочные половые связи) «просто
    потому, что все это уже делали, а я —
    нет»;

  • начинают
    курить сигареты, план и пробовать другие
    наркотики;

  • пьют
    со всеми за компанию, а потом становятся
    хроническими алкоголиками (дело в том,
    что среди нас достаточно много людей
    со слабой волей и несформировавшимися
    жизненными принципами, особенно среди
    подростков, и поэтому не стоит всё
    списывать на безответственность
    человека, сводить к утверждению типа:
    «сам виноват, головой надо было думать»);

  • Совершают
    асоциальные поступки и др..

Однако
твоя жизнь остаётся твоей
жизнью, а не общей жизнью твоей компании.
Это говорит о том, что ты сам/сама
потом
будешь решать, как выбираться из проблемы
наркомании, что делать с нежеланным
ребёнком, искать деньги на лекарства и
врачей, потому что болен венерической
болезнью. Навряд ли» кто-то из друзей
будет откупать тебя от тюрьмы в случае
преступления и т.п. У
тебя есть своя жизнь и свои цели, за
достижение или не достижение которых
отвечать только тебе.

Плакат
«Навыки сопротивления давлению»
(Прил.
20)

Как
же нам противостоять негативному
давлению сверстников? Для этого существует
несколько советов (вешаете на доску
плакат «Навыки сопротивления давлению»
или просто пишете «навыки» на доске):

Совет
№1: Стойте
на своём.

Что
он подразумевает?

Читайте также:  Роль семьи в развитии речи ребенка буклеты

• На
поступившее негативное предложение
говорите твёрдое и решительное «НЕТ»!

  • Скажите
    «НЕТ» так, как будто это ваше последнее
    «НЕТ». Очень многое зависит от твоего
    тона.

  • Скажи
    это, прямо глядя в глаза лидеру группы.

  • Объясни,
    почему «НЕТ», обоснуй. Например, ты
    можешь сказать: «Нет, спасибо, меня это
    не вдохновляет — не хочу заниматься
    бессмыслицей», или: «Спасибо, но у меня
    другие планы» и т.д.

  • Ты
    можешь позитивно давить на тех, кто
    склоняет тебя к вредным, опасным для
    здоровья и для жизни поступкам. Например,
    если подруга настойчиво предлагает
    тебе курить, спроси её: давно ли она
    курит? Почему она начала курить? Не
    беспокоит ли ее неприятный запах изо
    рта, который чувствуют окружающие,
    огрубевший голос, желтый цвет зубов и
    т.д. Когда вы задаёте такие вопросы,
    человек вынужден обороняться и уже не
    будет давить на вас.

Если
подруга/друг предлагает тебе нечто, не
соответствующее твоим принципам, просто
скажи: «А я думала ты мне подруга, и не
станешь предлагать мне такое! Настоящие
друзья так не делают».

• Не
бойся повторять свою позицию снова и
снова.

Совет
№2: Убеждайте.

Понятно,
что названные люди, скорее всего, твои
друзья, и ты не хочешь, чтобы с ними
случились какие-то неприятности. Поэтому,
если
ты видишь, что это возможно,
если,
например, в компании все еще не настолько
выпившие, чтоб им что-то говорить,
переубеждай
их.
Перетяни
их на свою, позитивную сторону. Например,
вместо того, чтобы пойти в $ какой-то
сомнительный диско-бар, предложи им
сходить на новый фильм, а потом зайти в
пиццерию или прогуляться по центру
города. Эффективней всего договариваться
с лидером группы.

Совет
№3:
Действуйте!

Если
ты видишь, что переубедить невозможно
и что эти люди не идут за тобой, просто
уходи. Разворачивайся и уходи, несмотря
на обидные насмешки в твой адрес, упрёки
и оскорбления. Выражение «ты мне не
друг, потому что ты не делаешь со мной
того-то и того-то» почти всегда является
манипулятивным. Настоящие друзья будут
любить и принимать тебя таким, какой ты
есть, и не будут постоянно пытаться
подделать тебя под себя. Если твои друзья
давят на тебя для того, чтобы ты сделал
так, как им удобно, то задумайся, друзья
ли они тебе? Может, тебе стоит поменять
круг общения?

Всегда
помни, что за последствия в твоей жизни
будешь отвечать только ты, а не кто-то
другой. Другими словами, никто потом не
будет отвечать за твою жизнь.

Раздать
буклеты «20 эффективных приёмов для
борьбы с негативным давлением»
(Прил.
21)

Сейчас
каждому из вас мы подарим буклет (Прил.
21) с двадцатью советами, которые помогут
вам эффективно противостоять негативному
давлению сверстников. В них также даны
наши телефоны (психологов-консультантов),
адрес и время работы психологического
кабинета, куда, при необходимости, вы
сможете обратиться. «20 советов» частично
повторяют советы, изложенные выше в
плакате, но также содержат и другие
важные и ценные истины.

Инсценировка
«Парень и девушка»
(Прил.
22)

А
теперь давайте посмотрим, как можно
противостоять негативному давлению на
практике. Для
этого нужно вызвать из класса двух
смелых ребят — парня и девушку и дать им
листочки: парню — с приёмами убеждения,
а девушке — с ответами. Опять же важно
повторить, что это — только игра:
Представьте,
что сейчас это — не ваши одноклассники,
а просто абстрактные парень и девушка.
Дайте
им вымышленные имена и расскажите
небольшую предысторию:
Эти
двое встречаются уже три месяца.
Их встречи ограничиваются приятными
прогулками, походами в кино, держанием
за руки и поцелуями. Друзья «подначивают»
парня: «Ты с ней три месяца и что!? У вас
ещё ничего не было!!?» Парень, имея «свои
представления о жизни», соглашается с
мнением друзей и выходит с девушкой на
следующий разговор… Здесь
двоим нужно объяснить, что они должны
поочередно читать приёмы убеждения и
ответы так, чтобы между ними получился
диалог.

Другой
вариант:
если
данное занятие ведут парень и девушка,
вы можете разыграть между собой этот
диалог, тем самым, показав ребятам как
реагировать на давление. Шутки ради
можете поменяться ролями: парень будет
играть роль девушки, а девушка — парня.

После
инсценировки обратитесь к классу:
Согласитесь,
что доводы парня — чистой воды манипуляция?
(ребята
обычно соглашаются). Спросите учащихся:
Следовала
ли девушка вышеуказанным советам:
говорила ли твёрдое «НЕТ»? Стояла ли на
своём? Давила позитивно? Убеждала?
Действовала? Важно,
чтобы ребята как можно больше прокрутили
эти советы с разных сторон в своём
сознании.

Ролевые
игры
(Прил.
23)

А
теперь на примере разных ситуаций
давайте мы все попробуем научиться
этому противостоянию. Объедините
ребят в три равные группы, обычно — по
рядам парт, каждой группе дайте написанную
на карточке ролевую ситуацию
(Прил.
23).

Каждую
проигранную ситуацию можно проанализировать
(кратко): насколько успешно школьнику
удалось противостоять давлению? Следовал
ли он предложенным советам? Как можно
было бы поступить лучше? и т.д.

Подведите
общий итог этого тематического блока,
вдохновите ребят быть стойкими в
противостоянии давлению.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #

    12.05.201514.46 Mб13Zaychenko_-_Pidruchnyk.djvu

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник