Отсутствие контроля за развитием ребенка

Отсутствие контроля за развитием ребенка thumbnail
Как контролировать ребенка: советы родителям

Рейтинг
23

Эффективный контроль предполагает не только наказания и поощрения ребенка, но и доверительные взаимоотношения с ним

  • Напечатать
  • Спросить
  • Отправить другу
  • Подписаться на новости

Представьте себе, что вы едете всей семьей на машине. По радио играет ваша любимая музыка, и с каждым километром все проблемы становятся все дальше от вас. Из такой идиллии вас выводят вопли ваших детей: «Он ударил меня!», «Она опять дразнится!» Вы думаете: «Если бы в этой машине вместо круиз-контроля была кнопка контроля за детьми, можно было бы отдать за нее любые деньги».

Действительно, если бы вы могли полностью контролировать детей, любая семейная поездка проходила бы без эксцессов, а вы спокойно разговаривали бы по телефону и могли избежать многих бытовых ссор. Если контроль – такая важная часть воспитания, то как мы можем эффективно контролировать своих детей?

Родительский контроль: за и против

Рассмотрим основные трудности, возникающие у родителей в связи с контролем над поведением детей, а также способы установить этот контроль.

Во-первых, следует понять, что контролировать ребенка в равной мере могут оба родителя. У многих из нас возникает ощущение, что ребенок, чрезмерно подверженный контролю, становится раздражительным, нетерпимым к себе и окружающим.

Представьте себе, что в первом классе на уроке рисования, когда необходимо нарисовать пейзаж, учитель дает детям только синие, зеленые и коричневые карандаши, потому что считает, что природа имеет только эти цвета. В таком смысле контроль означает жесткие ограничения. С другой стороны, именно самоконтроль делает общество цивилизованным, и, поскольку ребенок еще не может полностью себя контролировать, родители должны ему объяснить, что каждый поступок имеет реальные последствия, которые следует предвидеть. Обе точки зрения на родительский контроль не являются истиной в последней инстанции.

Большинство недоразумений по этому поводу происходит потому, что мы забываем две важные вещи. Во-первых, мы можем контролировать не детей, а лишь ситуации. Во-вторых, в процессе контроля детей взаимоотношения между ними и родителями не менее важны, чем поощрения и наказания.

Контроль и стили воспитания детей

Проблеме родительского контроля посвящено много исследований в сфере психологии. Известный американский психолог Диана Баумринд рассматривает эту проблему в рамках своей теории стилей воспитания. Она выделяет три основных стиля:

1. Авторитарный стиль. Родители, которые его придерживаются, следуют правилу «потому что я так сказал» и поощряют ребенка за послушание. Они строго следят за тем, чтобы ребенок придерживался установленных правил, и наиболее эффективным способом добиться этого считают наказание. Ребенок в первую очередь должен слушаться родителей, и только потом – прислушиваться к собственным чувствам. Дети авторитарных родителей становятся «хорошими» взрослыми: они умеют подчиняться, но, как правило, не обладают достаточными социальными навыками и в целом не счастливы.

2. Демократичный стиль. Демократичные родители так же, как и авторитарные, озвучивают ребенку свои ожидания, но они более восприимчивы к чувствам и реакциям ребенка. Ожидания и цели преподносятся ребенку в позитивном свете, а не как раз и навсегда установленные правила, которых ребенок должен бояться. Демократичные родители уравновешивают негативные последствия за проступки и позитивное воспитание. В отдельных случаях они прощают ребенку его проступки. Демократичные родители уважают своих детей, поэтому дети вырастают счастливыми и успешными.

3. Либеральный (разрешающий) стиль. Родители не устанавливают для ребенка строгих правил, и их ожидания от ребенка невелики. Либеральные родители считают, что ребенок от природы склонен выбирать хорошие модели поведения, и ему не стоит в этом мешать. Честно говоря, либеральные родители иногда боятся конфликта со своими детьми и хотят быть для них друзьями, а не врагами. Неудивительно, что дети после этого часто имеют проблемы с самоконтролем.

На первый взгляд может показаться, что больше всего контролировать детей склонны авторитарные родители. В таких семьях дети не грубят взрослым, слушаются их и хорошо себя ведут. Однако авторитарные родители часто путают контроль над ребенком и контроль над ситуацией. Проблема такого вида контроля в том, что со временем он приводит не к развитию у ребенка самоконтроля, а к страху перед авторитетами. Кроме того, контроль со стороны авторитетных родителей основан больше на наказаниях, чем на поощрениях. Ребенок учится избегать наказаний, а не испытывать положительные эмоции от поощрений.

С другой стороны, либеральные родители, которые все разрешают ребенку, часто не имеют навыков контроля над ситуацией – командного голоса, умения контролировать ребенка с помощью похвалы или предвидения проблемных ситуаций. В конце концов, либеральные родители признают свое поражение, потому что считают, что, если они берут контроль над ситуацией в свои руки, значит, их воспитательный метод не сработал. Когда ситуация выходит из-под контроля, и либеральные, и авторитарные родители могут кричать на ребенка, чрезмерно его наказывать или угрожать («Подожди, вот мы вернемся домой, и ты у меня посмотришь»).

Демократичные родители лучше других контролируют ситуации. Они находят эффективные способы влиять на ребенка и знают, как правильно использовать положительные и отрицательные последствия, чтобы добиться желаемого. Вот в чем демократичные родители отличаются от остальных:

  • они понимают, что ребенок не может в одно мгновение изменить свое поведение. Поэтому они каждый раз стараются влиять на ситуации, и от этого ребенок со временем меняется к лучшему;
  • они знают, что позитивные взаимоотношения с ребенком (внимательность к нему, похвала, фразы, корректирующие поведение, негативные последствия за проступки и т.д.) более эффективны, чем система поощрений и наказаний. Демократичные родители понимают, что уважение ребенка достигается путем проб и ошибок; когда ребенок ведет себя плохо, родители честно и четко объясняют ему, в чем он ошибается.
Читайте также:  Пример заполнения карты индивидуального психологического развития ребенка

Главное в демократичном воспитании – это понимание того, что контроль над поведением ребенка обретается со временем, когда родители шаг за шагом следуют четкому плану и выбирают наиболее эффективные стратегии воспитания.

Как правильно контролировать детей

Как видим, родительский контроль может не только ограничивать ребенка, как мы привыкли думать, но и быть ему во благо. Рассмотрим конкретные связанные с контролем ситуации, с которыми часто сталкиваются родители:

  • дети сидят в машине на заднем сидении и плохо себя ведут. Детям часто не нравится, когда они вынуждены ехать на заднем сидении, они начинают капризничать и вести себя плохо. И родители при этом теряют контроль над ситуацией. Во-первых, они ограничены во времени из-за необходимости вовремя добраться до пункта назначения. Родители думают: «Как только мы доедем, я смогу прекратить такое поведение детей». Во-вторых, дети плохо себя ведут из-за того, что им не хватает пространства и внимания родителей. Чтобы прекратить это, похвалите ребенка, который ведет себя лучше (психологи называют этот прием «дифференциальной похвалой за хорошее поведение»), даже если он хорошо себя ведет всего несколько минут. Также будет полезно занять ребенка какой-либо работой. Например, возьмите с собой карту, нанесите на нее начальный и конечный пункты вашей поездки и попросите детей следить за тем, какие улицы или населенные пункты вы проехали;
  • чем больше детей, тем больше шума. Родителям трудно уследить за несколькими детьми, поэтому они не могут контролировать ситуацию. Чем больше детей в семье, тем более трудностей может возникать в связи с этим. Вместо того чтобы кричать или наказывать всех детей сразу, говорите с каждым ребенком по отдельности. Даже если вы говорите с двумя детьми одновременно, рассматривайте отдельно плохое поведение каждого из детей. Рассматривайте каждый отдельный случай. Например, говорите с ребенком только о том, что он убежал от вас в магазине или о том, что сын без спросу зашел в комнату к дочери и затеял драку. Не пытайтесь исправить все и сразу.

Заранее планируйте свои действия в подобных ситуациях. Например, когда вы идете с ребенком в магазин, планируйте на это на 10 минут больше, чем обычно. Вам может понадобиться несколько минут для того, чтобы успокоить ребенка, если он начнет капризничать. Если дети спорят о том, что смотреть по телевизору, заберите пульт от телевизора и подождите, пока дети не успокоятся и не договорятся.

Следуя данным рекомендациям, вы можете по-новому посмотреть на контроль над поведением детей и при необходимости внести определенные коррективы.

Оцените публикацию

Рейтинг статьи:
3.83 из 5 на основе
6 оценок.

Развитие ребенка
19.04.2018

Источник

Контроль
за развитием детей – составная часть
системы оздоровительно-воспитательной
работы с детьми в дошкольном учреждении.
Цель его прежде всего в том, чтобы
определить уровень развития каждого
ребенка, возрастной группы и учреждения
в целом. При этом устанавливают также
правильность медико-педагогических
воздействий, условий воспитания. В
результате систематического контроля
удается не только определить уровень
развития каждого ребенка, но и увидеть
первоначальные отклонения в его развитии,
поведении, а главное, своевременно
скорректировать воспитательные
воздействия, определив для него
индивидуальные психолого-педагогические
воздействия.

Каковы
критерии, по которым оценивается уровень
развития детей?

Система
контроля за развитием ребенка (за детьми
первого года жизни) разработанная в
нашей стране в 30-е годы в клинике
профессора Н.М. Щелованова, затем
усовершенствованная Н.М. Аксариной,
К.Л. Печорой, Г.В. Пантюхиной, Э.Л. Фрухт,
имеет методологическую основу, которая
отличает ее от тестовых систем,
существующих на Западе. У нас контроль
опирается на изучение объективных
закономерностей хода развития ребенка
в определенных условиях воспитания.

Ребенок
раннего возраста отличается необыкновенно
быстрым темпом развития, поэтому чем
он младше, тем чаще нуждается в
своевременном контроле за развитием.
А это, в свою очередь, служит основанием
для создания для него необходимых
условий – «социальных ситуаций», которые
обеспечивают «особое сочетание внутренних
процессов развития и внешних условий»
(Л.С.
Выготский),
необходимых
для формирования новых качественных
достижений в психическом развитии
детей. На первом году жизни развитие
ребенка контролируют детские поликлиники
один раз в месяц, на втором – один раз
в квартал, на третьем – один раз в
полгода, в так называемые эпикризисные
сроки.

Контроль
за развитием ребенка носит комплексный
характер: это оценка состояния здоровья,
физического и психического развития
детей, их поведения. Невозможно врачу
определять состояние здоровья ребенка
без оценки его психического развития,
как нельзя и педагогу оценивать
психическое развитие без учета его
состояния здоровья и применять
соответствующие педагогические
воздействия. В дошкольных учреждениях
очень важна взаимосвязь в работе врача
и педагога. Развитие ребенка неразрывно
связано с его воспитанием. Роль взрослого
в этом процессе заключается в том, что,
зная «зону ближайшего развития» (Л.С.
Выготский),
он
должен своевременно и правильно
определять задачи для дальнейшего его
хода.

Читайте также:  Особенности личности одаренного ребенка дисгармоничный тип развития

Известно,
что ребенок развивается неравномерно:
неравномерно созревание различных
морфологических структур, функциональных
систем, неравномерно и психическое
развитие. Поэтому наиболее чувствительные
периоды к определенным воздействиям
оптимальны и для определения состояния
функциональной деятельности. Ведя
контроль за развитием детей, дают оценку
прежде всего ведущим, определяющим
линиям (сферам) развития организма.

Что
же должно оцениваться с целью контроля
за развитием детей?

Прежде
всего – состояние здоровья, физическое
и психическое развитие, поведение
малыша. Одновременный контроль по
указанным направлениям дает возможность
провести комплексную оценку здоровья
и развития ребенка.

При
оценке поведения детей, за которыми
воспитатель следит ежедневно (а к моменту
его оценки – в эпикризисный период –
особенно внимательно), следует учитывать
настроение, сон, аппетит, характер
бодрствования, индивидуальные особенности,
черты личности. Для этого можно
пользоваться следующей памяткой-вопросником.

Настроение
(бодрое,
спокойное, раздражительное, подавленное,
неустойчивое):

1. Бодрое,
жизнерадостное настроение. Положительно
относится к окружающим, с интересом
активно играет, дружелюбен, реакции
эмоционально окрашены, часто (адекватно)
улыбается, смеется, охотно контактирует
с окружающими.

2. Спокойное
настроение. Положительно относится к
окружающим, спокоен, активен, реакции
менее эмоционально окрашены, чем при
бодром состоянии, меньше контактирует
с окружающими по своей инициативе.

3. Раздражительное,
возбужденное состояние. Неадекватно
относится к окружающим, возможна
бездеятельность или деятельность
неустойчива, может вступать в конфликт;
наблюдаются аффективные вспышки
возбуждения, озлобленность, крик.

4. Подавленное
настроение (вял, бездеятелен, пассивен,
неактивен, замкнут, грустен, может
плакать тихо, долго).

5. Неустойчивое
настроение. Весел, смеется, быстро может
заплакать, вступать в конфликт и быть
замкнутым, переходить от одного настроения
к другому.

Сон:

1. Засыпание
(медленное, быстрое, спокойное,
неспокойное).

2. Характер
сна (глубокий, неглубокий, спокойный,
неспокойный, с дополнительными
воздействиями).

3. Длительность
сна (укороченный, длительный, соответствующий
возрасту).

Аппетит
(хороший,
неустойчивый, плохой, избирательное
отношение к пище).

Характер
бодрствования
(активный,
малоактивный, пассивный).

Индивидуальные
особенности,
черты
личности ребенка (контактен, инициативен,
любознателен, дружелюбен, застенчив и
др.).

При
выявлении нервно-психического развития
ребенка второго года жизни7следует оценивать его исходя из основных
линий развития, которые представлены
определенными показателями состояния
детей 1 года 3 месяцев, 1 года 6 месяцев,
1 года 9 месяцев и 2 лет. Это эпикризисные
сроки, когда проводится оценка
нервно-психического развития ребенка:
развитие понимания и активной речи;
сенсорное развитие; развитие игры и
действий с предметами; развитие общих
движений; формирование навыков
самостоятельности.

Специальные
проверки (с целью контроля) говорят о
том, что показатели развития, отражающие
становление игры и действий с предметами,
движений, понимания речи, являются более
стабильными, стержневыми, редко поддаются
влиянию неблагоприятных факторов среды.
Чаще наблюдается задержка по тем
показателям, которые отражают развитие
активной речи, так как на втором году
жизни это новое образование в формировании
психики ребенка и оно особенно
чувствительно к влиянию неблагоприятных
факторов. Данный показатель является
информативным и требует вмешательства
со стороны взрослых, которые стимулируют
развитие активной речи детей.

На
третьем году жизни оценка уровня развития
ребенка идет по следующим линиям:
развитие активной речи; сенсорное
развитие; развитие игры и действий с
предметами; формирование изобразительной
и конструктивной деятельности; развитие
общих движений; воспитание навыков
самостоятельности.

Каковы
методы контроля за психическим развитием
детей?

1. Метод
опроса матери (при приеме ребенка в
детское учреждение и в дальнейшем по
ходу его развития).

2. Метод
наблюдения в группе за поведением детей.

3. Метод
диагностики психического развития
ребенка.

От
обычного наблюдения метод диагностики
психического развития детей отличается
тем, что контроль проводится по единой
методике, иногда с помощью определенного
материала, в конкретной ситуации, которая
должна быть максимально приближена к
естественным условиям жизни малыша.

При
выявлении уровня развития очень важно
установить интимный контакт с ребенком,
и взрослый всем своим видом, тоном должен
внушить малышу уверенность, что он
выполнит задание, стимулировать желание
выполнить его. Обычно дети с большим
интересом относятся к такому занятию.
Однако поведение взрослого при проведении
диагностики не совсем обычно: он должен
не обучать ребенка, не показывать, а
только умело выявлять уже сформированные
умения малыша. Ребенок обычно ждет
оценки со стороны взрослого. И если он
хорошо справился с заданием, нужно это
обязательно положительно оценить. Если
ребенок не справляется с задачей,
взрослый дает другую – соответствующую
нижнему возрастному этапу. Например,
если ребенок 2 лет не выполнил задание,
ему дается такое же, как ребенку 1 года
9 месяцев, но и в этом случае, если малыш
справится с требованием, его тоже надо
похвалить.

С
помощью диагностики определяется
«ближайшая зона» развития ребенка.

При
оценке уровня развития проставляется
тот возраст, которому соответствует
выявленный показатель. Так отмечается
опережение или задержка в развитии
отдельных функций. За нормальное развитие
ребенка второго года жизни принимается
формирование умений в пределах одного
квартала: 1 год 1 месяц – 1 год 3 месяца;
1 год 4 месяца – 1 год 6 месяцев; 1 год
7 месяцев – 1 год 9 месяцев; 1 год 10
месяцев – 2 года, а на третьем году – в
пределах полугодия: 2 года 1 месяц – 2
года 6 месяцев; 2 года 7 месяцев – 3
года.

Для
сравнения детей разного уровня развития
разработана количественная оценка в
виде групп развития. При этом учитывается
степень опережения или задержки в
развитии ребенка, количество выполняемых
детьми заданий соответственно показателям.

Читайте также:  Игры на развитие эмоционально волевой сферы ребенка

По
уровню развития дети распределены на
три основные группы (четвертая группа
встречается редко и составляет примерно
1,25 % детей).

В
первой группе числятся дети с нормальным
развитием, т. е. когда все показатели
соответствуют календарному возрасту,
а также с опережением в развитии. Во
вторую группу входят дети с первоначальной
задержкой в развитии на один эпикризисный
срок (на втором году – 1-й квартал, на
третьем году – 1-е полугодие). Третью
группу составляют дети с более глубокой
задержкой – на два эпикризисных срока,
а четвертую с еще большей задержкой –
на три эпикризисных срока.

В
каждой группе определена степень
опережения или задержки в развитии. В
первой группе опережение на один
эпикризисный срок – это ускоренное
развитие; на два эпикризисных срока –
это высокое развитие. Во второй, третьей
и четвертой группах выявлены три степени
задержки развития (в зависимости от
количества несформированных навыков
– линий задержки): I степень – 1–2, II –
3–4, III – 5–7 линий. В каждой группе
выделены дети с негармоничным развитием.
В I группе – дети с верхнегармоничным
развитием (одна часть линий выше на 1,
другая на 2 эпикризисных срока), во II
группе – с негармоничным развитием
(одна часть линий выше на 1, другая ниже
на 1 эпикризисный срок), в III группе – с
нижнегармоничным развитием (одна часть
линий ниже на 1 эпикризисный срок, другая
часть на 2 эпикризисных срока).

Таблица
28

Качественно-количественная
оценка психического развития детей
второго года жизни8

По
группам развития в процентном отношении
дети распределяются примерно так:

первая
группа развития – 33,1 %; вторая группа
– 52 %; третья группа – 13,65 %; четвертая
группа – 1,25 %.

Во
второй группе развития большую часть
составляют дети с задержкой степени на
1–2 показателя, чаще всего это дети с
первоначальной задержкой активной
речи. Таких детей следует сразу же взять
на учет с целью их речевого развития.
Дети третьей группы требуют особого
внимания педагога, врача, логопеда, а
четвертой – обязательной консультации
психоневролога.

Подобная
оценка дает возможность осуществлять
дифференцированный подход в воспитании
детей и вносить своевременную коррекцию
в их развитие.

Как
организовать контроль за развитием
ребенка в детском учреждении?

В
контроле за развитием и поведением
детей участвуют воспитатель группы,
педагог, врач. Воспитатель ведет
наблюдение за поведением детей, педагог
проводит диагностику нервно-психического
развития, врач оценивает физическое
развитие, состояние здоровья, осуществляет
общую оценку развития ребенка (определяет
группу здоровья). При этом учитывается
оценка нервно-психического развития
(группа развития), которую дает педагог.
Контроль за поведением детей фиксируется
в дневнике группы (форма № 127), где
помимо повседневного учета состояния
здоровья и поведения детей педагог
приводит описание поведения эпикризисных
воспитанников, используя памятку-вопросник.

Результаты
оценки уровня развития и поведения
детей заносят в карту психического
развития, которая хранится в группе.
Карту заводят на ребенка один раз в два
года, на второй и третий год жизни (табл.
28, 29).

В
таблице с левой стороны проставляется
возраст детей, далее уровень развития
по каждой линии. В графе «Поведение»
даются лишь краткие ответы на вопросник,
относящиеся к характеристике поведения
малыша (настроение, сон, аппетит, характер
бодрствования, индивидуальные
особенности). Графа «Заключение» содержит
сведения о поведении (без отклонений,
незначительные или значительные
отклонения) и развитии ребенка с указанием
группы. В графе «Назначения» делают
пометки о назначении на следующий
возрастной период. Например, если уровень
психического развития ребенка
соответствует 2 годам, то назначения
даются на 2 года 6 месяцев.

Врач,
используя данные педагога, выносит
оценку состояния здоровья ребенка и
свое заключение записывает в истории
развития (форма № 112).

Для
диагностики нервно-психического развития
педагог подбирает рекомендуемый
материал, который не используется в
повседневной жизни. Хранится он в
кабинете педагога по каждому возрасту
(1 год 3 месяца, 1 год 6 месяцев, 1 год 9
месяцев; 2 года, 2 года 6 месяцев, 3 года)
в коробках. Там же должны находиться и
материалы по методике выявления уровня
развития ребенка соответственно всем
показателям.

Таблица
29

Карта
нервно-психического развития ребенка
второго года жизни

Таблица
30

Карта
нервно-психического развития ребенка
третьего года жизни

Педагог
имеет четкий план сроков выявления
уровня развития детей по группам, который
должен совпадать с планом врача (даже
несколько опережать план); также пишет
эпикризисы в истории развития в те же
сроки.

В
начале месяца педагог дает назначения
воспитателям (в групповом дневнике), за
какими детьми в этот период следует
вести особое наблюдение.

Проведя
комплексную оценку состояния здоровья
детей, врач и педагог передают свои
назначения родителям и воспитателям.
Срочные рекомендации фиксируются в
дневнике группы, а все другие – в обычной
форме – в перспективном плане работы.
Оценка уровня развития детей (по группам
развития) проводится не реже одного
раза в квартал.

Правильно
организованный контроль за развитием
и поведением детей является одним из
основных средств систематического
повышения качества работы дошкольного
учреждения.

Рассмотрим
подробнее примерные показатели
нервно-психического развития детей
раннего возраста и методику определения
этих факторов.

Источник