Познавательное развитие ребенка сказки о природе

Познавательное развитие ребенка сказки о природе thumbnail

Гульнур Садыкова
Использование познавательных сказок экологического содержания в работе с детьми дошкольного возраста

Экологическое воспитание и образование дошкольников – это не дань моде, а веление времени, продиктованное самой жизнью. Для того чтобы выжить сегодня и обеспечить существование человечества в будущем, нынешнему поколению необходимо овладеть экологическими ценностями и в соответствии с ними строить свои взаимоотношения с окружающим миром.

Экологическое образование, воспитание дошкольников в настоящее время становится одним из приоритетных направлений. Чем раньше начинается формирование основ экологической культуры, тем выше в дальнейшем её уровень.

Экологическое образование дошкольников– это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций.

Цель экологического образования – формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

Главная задача экологической работы в ДОУ и родителей – научить видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться ко всему живому и научить соблюдать элементарные правила поведения при взаимодействии с природой.

Один из основных принципов экологического образования – это принцип научности и достоверности фактов. Но как рассказать маленьким детям о том, как размножаются растения, о пользе и вреде нефти, о нересте рыб, о силе медведя или рождения бабочки.

Необходимо выбрать такие формы и методы экологического развития дошкольников, которые позволили бы продемонстрировать приспособление растений и животных к среде обитания, взаимосвязи в природных сообществах, связь человека с природой.

Таким занимательным средством обучения может быть экологическая сказка.

Экологическая сказка – это литературное произведение, отражающее природные явления, объекты природы, взаимосвязи и взаимозависимости, существующие в природе, в фантазийной форме, формирующие экологическое, гуманное отношение человека к природе.

Экологические сказки – уникальное средство воспитания детей. Краткость, простота сюжета, конкретность и в конце сказки вывод, а иногда вопрос (для поддержания диалога с маленькими слушателями) – такова схема построения экологических сказок.

Экологические сказки раскрывают основные понятия и законы экологии, а также популярно вводят детей в различные аспекты взаимодействия человека с природой – использования ее ресурсов и охраны. Содержание этих сказок также дает представление об отдаленных, а в ряде случаев экзотических явлениях природы, необычных эпизодах взаимодействия с ней человека.

Экологические сказки развивают умение детей мыслить системно, с пониманием происходящих закономерностей. Сказки способствуют движению мысли ребенка и формируют его экологическое мышление. Помогают понять, что всё живое имеет потребности, которые могут быть удовлетворены хорошими условиями внешней среды.

Главная задача экологических сказок – формирование у детей осознанно-правильного отношения к различным природным объектам, и прежде всего к тем, которые находятся рядом с ними. Поэтому чтение сказок перемежается с наблюдениями за природными объектами, беседами, рассматриванием картин и т. д.

Виды экологических сказок.

Экологические сказки подразделяются на авторские и народные. Народные сказки созданы по сюжетам русских народных сказок. Авторские сказкиможно подразделить на следующие виды:

сказки – «рассказки»

сказки – «почемучки»

сказки –«катастрофы»

Примеры народных экологических сказок.

«Война грибов с ягодами»

«Вершки и корешки»

«Гуси-лебеди»

«Кот и лиса»

«Теремок»

«Кощей Бессмертный»

«Лиса и Журавль»

«Снегурочка»

Примеры авторских экологических сказок.

В.Бианки: «Сова», «Хвосты», «Чьи это ноги?», «Чей нос лучше?», «Хитрый лис и умная уточка», «Как муравьишка домой спешил?».

Д.Мамин-Сибиряк: «Серая шейка», «Лесная сказка», «Сказка про славного царя Гороха», «Упрямый козёл», «Сказка про Козявочку».

А.Толстой: «Сорока», «Мышка», «Козёл», «Ёж», «Лиса», «Заяц», «Кот Васька».

Н.Сладков: «Синичка необыкновенная», «Лесные шорохи», «Еловая каша».

Е.Пермяк: «Про торопливую куницу и терпеливую синицу», «Некрасивая ёлка», «Птичьи домишки», «Толковая муха».

К.Ушинский: «Ветер и Солнце», «Жалобы зайки», «Петух да собака», «Плутишка кот», «Мышки», «Козёл», «Лиса и гуси».

Н.Рыжова: «Жила-была река», «Чей дом лучше?», «Как медведь дом потерял?», «История одного пруда», «Травинка-путешественница».

Р.Киплинг: «Откуда у кита такая глотка?», «Откуда у верблюда горб?», «Откуда у носорога шкура?», «Как леопард стал пятнистым?», «Слонёнок», «Приключения старого кенгуру», «Как появились броненосцы?»

Сказки – «рассказки».

В качестве главных героев выступают сказочные, вымышленные персонажи (Колобок, Листовичок и др.) или очеловеченные реальные объекты и явления природного мира (растения, грибы, насекомые и т. д., посредством встречи с которыми дошкольники узнают много нового о многообразии живой природы.

«Про Звездочку и космический мусор» (А. Бачерикова)

«Кто вырастил ягодку?» (Е. Коротаева)

Сказки – «почемучки»

Благодаря этим сказкам взрослые могут ответить на множество типичных вопросов маленьких «почемучек». В названиях этих сказок уже содержится вопрос.

«Почему на крыше сосульки?» (Е. Бакина, Е. Засолоцкая)

«Почему у Мухи хвоста нет?» (К. Овчинникова, Н. Перевалова)

«Почему Льдинка исчезла?» (Ю. Игошина)

Сказки – «катастрофы»

В содержании этих сказок раскрываются глобальные изменения климата, истощение природных ресурсов, уменьшение запасов питьевой воды – факторы в совокупности создающие непрерывно ухудшающуюся среду обитания человека.

«Сказка о том, как разозлился дождь» (М. Пантюхина)

«Лесной пожар» (А. Смирнова, А. Устинова)

При подборе сказочныхпроизведений должны учитываться:

возрастные особенности детей;

— имеющийся у детей опыт непосредственного взаимодействия с объектами живой природы;

— имеющийся у детей литературный опыт;

— тематические предпочтения детей в процессе знакомства, обсуждения и видоизменения сказок экологического содержания;

Читайте также:  Дословесный период речевого развития ребенка

— художественная ценность сказочных произведений с экологических позиций.

Познавательные сказки экологического содержания используются в работе с детьми со среднего дошкольного возраста. В основном чтение экологических сказок происходит в режимных моментах или как часть образовательной деятельности. После прочтения сказки обязательно проводится беседа с детьми по содержанию прочитанного. Иногда вопросы задаются детям непосредственно по ходу чтения произведения. Поэтому необходимо заранее продумать вопросы, которые будут задаваться детям.

Я пользуюсь в своей работеследующей методической литературой:

Е. А. Алябьева «Познавательное развитие ребенка. Сказки о природе»

Л. Н. Вахрушева «Познавательные сказки для детей 4 — 7 лет»

В этих книгах даны авторские экологические сказки и имеются уже готовые вопросы к детям по содержанию произведений.

Принципы составления экологических сказок:

содержательной основой сказки является познавательно-экологическая, а не развлекательная информация;

— в экологических сказках действуют реальные вещи, предметы, объекты природы, которые наделяются несвойственными им человеческими способностями (речью, мыслями, поступками и прочее);

— главное — вызвать у детей любовь, интерес, положительное отношение к героям сказки, ведь, если детям будет симпатичен герой сказки, то они легче и лучше усвоят всё, что с ним будет связано.

Таким образом, сказки являются универсальным средством формирования интереса ребенка к окружающему миру. Они неизменно вызывают у детей интерес, развивают внимание, воображение, память. Дошкольников не приходится заставлять слушать, что является гарантом усвоения необходимых знаний, накопления впечатлений, возбуждения желания больше узнать, наблюдать, сравнивать, делать умозаключения. Образные выражения, используемые в сказках, обогащают речь детей, направляют их внимание на определенные признаки объекта в обыденной жизни. Сказки развивают творческий потенциал детей, ведь можно сочинять их вместе со взрослым, трансформировать их содержание, включая впечатления от личных наблюдений в природе. Экологические сказки являются эффективным средством познавательного, социально-коммуникативного и речевого развития дошкольников.

Источник

Ольга Умярова
Конспект занятия по познавательному развитию «Сказка о природе»

Программное содержание:

Расширять и систематизировать знания детей о природе. Учить детей соотносить изменения в природе с жизнью животных.

Обогащать словарный запас детей. Учить подбирать признак к предмету и действие к предмету. Развивать интерес и любовь к природе.

Воспитывать бережное отношение к природе, эстетические чувства.

Подготовка к занятию:

Экскурсии в лес, чтение литературных произведений, беседы о природе, наблюдение за птицами и насекомыми.

Оборудование:

Макет компьютера, иллюстрации, карточки с изображением птиц на каждого ребенка, черно-белые рисунки с изображением деревьев и кустарников, фломастеры, мяч.

Ход занятия.

Пальчиковая гимнастика:

«К нам сорока — белобока (соединяют пальцы рук поочередно)

Прилетела издалёка, (соединяют одновременно пальцы обеих рук)

Не сказала, где была,

Всем нам сказку принесла (пальцы обеих рук соединены в замок,

изображают крылья)

Воспитатель:

Ребята, а вы хотите услышать эту сказку? Тогда садитесь и слушайте.

Воспитатель рассказывает и демонстрирует картинки, пользуясь макетом компьютера.

«Жил — был король, и было у него два сына. Когда король состарился, он поделил королевство между сыновьями, и каждый из них стал управлять своей частью королевства сам. Один из королевичей решил, что отец слишком много денег тратил не разумно на уход за деревьями и кустарниками. «Какая от них польза!» — возмущался он. Молодой король приказал прекратить поливать деревья, чтобы не расходовать зря воду, бензин для поливочных машин. Приказал уволить всех садовников, что ухаживали за деревьями в садах и парках королевства».

Давайте посмотрим и назовем, какие деревья росли в королевстве? (липа, береза, тополь, клен, дуб, ель, сосна, рябина, ива).

А теперь давайте продолжим сказку вместе. Как вы думаете, что же случилось дальше? (Воспитатель показывает иллюстрации)

Ответы детей:

— деревья и кустарники без воды засохли;

— на улицах стало очень пыльно, так как раньше пыль садилась на листву деревьев, а теперь она летает в воздухе;

— людям стало трудно дышать. Растения из воздуха усваивают углекислый газ, который выдыхают люди и животные, а выделяют кислород;

Воспитатель:

Ребята, а кому для дыхания необходим кислород?

— кислородом дышат все живые существа: птицы, рыбы, звери, насекомые, люди.

Воспитатель:

Растениям для питания тоже нужен кислород, но они поглощают его меньше, чем выделяют. Поэтому, благодаря растениям на земле всегда имеется большой запас кислорода.

Воспитатель:

Ребята, а для чего еще людям нужны деревья?

— люди не могли отдохнуть в тени деревьев, и им становилось плохо от жгучих лучей солнца.

Воспитатель:

А что случилось с птицами?

— птицы стали улетать из королевства, им ведь негде было вить гнезда и выводить птенцов.

Воспитатель:

Дети, а теперь давайте пройдем ближе к нашим растениям, удобно сядем на подушечках и послушаем, как хорошо раньше пели птицы.

И теперь давайте поиграем на лесной полянке.

Физкультминутка «Птички».

Дети образуют круг,

встают на некотором расстоянии друг от друга лицом в центр.

Как на этой на неделе Выполняют «пружинку», руки на

поясе

Наконец-то прилетели

Наши верные друзья –

Очень шумная семья Хлопают в ладоши

Хлопотливых птиц-грачей.

Мы идем встречать гостей. Идут по кругу друг за другом

Как они, хотим летать,

Дружно, весело играть.

Мы летаем, мы летаем Бегут по кругу друг за другом

Свои крылья поднимаем.

В птичьем вальсе мы кружимся, Кружатся на месте, руки на пояс.

И на землю мы садимся. Присаживаются на корточки, руки

вниз.

Червячков мы поклюем Стучат пальчиками по сапожкам.

И опять летать начнем Встают, машут руками вверх-вниз.

Читайте также:  Влияние отца на психическое развитие ребенка

Воспитатель:

А теперь мы поиграем в игру с мячом. Скажите, грач какой? (черный, перелетный, трудолюбивый). Ласточка какая? (маленькая, заботливая, трудолюбивая, ловкая, юркая, быстрокрылая, проворная, перелетная, щебечущая, веселая, звонкая, голосистая, красивая, смелая, быстрая).

Воспитатель:

Птицы улетели из королевства, что же произошло дальше?

Ответы детей:

— птицы улетели, и некому стало уничтожать вредных насекомых. Насекомые съели всю растительность;

— саранча уничтожила урожай хлеба;

— гусеница бабочки-капустницы – овощи, медведка – корни растений;

— комары и мухи доставляют беспокойство людям и животным.

Воспитатель:

А что стало со зверями?

Ответы детей:

— звери тоже стали уходить, так как для них не было корма и жилья;

— убежали зайцы с зайчатами, потому что высохла трава и кора на деревьях;

— ушли лисы с лисятами, так как не было зайцев и не на кого было охотиться;

— ускакали белки с бельчатами. Для них не стало ни грибов, ни орехов, ни шишек;

— ушли медведи с медвежатами, потому что высохли малина, корешки, листья. Не было цветов, и пчелы не собирали мед;

— ушли волки с волчатами, им то же не на кого было охотиться.

Воспитатель:

Давайте поиграем в игру «Отвечай быстро»

Белка что делает? (собирает, заготавливает, прячет, выстилает, сушит, щелкает, грызет, прыгает, прячется, спасается).

Заяц что делает? (убегает, дрожит от страха, грызёт корешок или морковку, стоит столбиком, складывает ушки, удирает, мчится).

Медведь что делает? (сосёт лапу, ест малину, ловит рыбу, ест мёд, спит в берлоге, выводит медвежат).

Воспитатель:

Как вы думаете, что же было дальше в сказке?

— люди тоже стали уходить и уезжать из королевства

Воспитатель:

Ребята, какой-то очень грустный конец получился у сказки. В сказках ведь всегда побеждает добро. Давайте придумаем хороший конец.

Королевич понял, что он ошибался и попросил людей вернуться. Люди возвращались и везли с собой саженцы деревьев и кустарников, семена цветов, трав и сделали большое количество кормушек для птиц. Королевство ожило.

И мы сегодня на прогулке повесим кормушки, которые вы сделали с родителями, чтобы птицам было комфортно, и они всегда прилетали к нам.

Воспитатель:

Ребята, а сейчас возьмите черно-белые рисунки раскрасьте их и дополните по своему усмотрению, покажите, как преобразилось королевство.

Конспект занятия по познавательному развитию «Сказка о природе»

Источник

МУХА. Познавательная сказка о насекомых.

Познавательное развитие ребенка сказки о природе

-Бззззз….бззззззз…бззззззззззззз… -Пушок недовольно приоткрыл один глаз. Что это за странный, неприятный звук, мешающий сладкому послеобеденному сну? Котенок покрутил головой по сторонам — хозяев дома нет, откуда эти звуки — не известно. -Бззззззззззззззззз…..еще назойливее зажужжало что-то над ухом. Пушок вскочил со своей подстилки и еще раз осмотрел комнату. — Никого! Бзз…бзз….бззззз…-жужжание, неожиданно, стихло и котенок почувствовал,

ЛЯГУШОНОК И ЦАПЛЯ

Познавательное развитие ребенка сказки о природе

Головастик весело плескался в водоеме. Малыш совсем недавно появился из икринки, и с удовольствием плавал в воде, представляя, как он превратится в большую, красивую рыбу. -Интересно, кем я стану? – думал он. -Может, карасем? Или щукой? Прошло несколько дней, и малыш, с удивлением, заметил, что у него появились задние лапки. А спустя еще несколько дней

КАК ТОПОЛЬ КНИЖКОЙ СТАЛ

Познавательное развитие ребенка сказки о природе

Все лето маленькая березка весело шелестела нежной, зеленой листвой. Ветерок ласково играл с листиками, солнышко согревало ее своими лучами, теплый летний дождик поил водой. Рядом с ней рос ее друг тополь, он был стар и знал много интересного. Березка любила беседовать с приятелем. Однажды утром березка проснулась и вдруг почувствовала, что замерзла. Она посмотрела на

РАДУГА

Познавательное развитие ребенка сказки о природе

Антоша пришел из детского сада расстроенный.  Да и чему тут радоваться, если над ним весь день смеялись. Воспитатель спросила у детей – Кто знает, что такое радуга и какие у нее цвета? Антоша  первый поднял руку и сказал – Радуга-это разноцветное коромысло, которое висит на небе. Все ребята стали громко смеяться. Оказалось, что радуга –

ДНИ НЕДЕЛИ

Познавательное развитие ребенка сказки о природе

Поспорили как-то дни недели-кто главнее? Понедельник начал кричать – Я-самый главный! Я-первый день, с меня неделя начинается! Вторник ему отвечает – Ничего подобного! Ты- первый день после выходных, людям еще отдохнуть хочется, а тут приходится кому в школу, кому на работу, а кому в детский сад идти! Недаром говорят – «Понедельник-день тяжелый!» Самый важный день

ПОДВОДНЫЙ МИР

Познавательное развитие ребенка сказки о природе

Маленький морской окунь отправился на прогулку. Он поиграл немного с друзьями и решил уплыть подальше от дома, ведь здесь все было знакомым и успело наскучить. Окунек плыл и изучал подводный мир, заодно здороваясь с морскими обитателями, проплывающими мимо него. Вот мимо плывут  веселые  морские черепашки и кивают окуньку.  Окунь знал, что с черепахами он будет

КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ

Познавательное развитие ребенка сказки о природе

Жила-была Снежинка. Маленькая такая, симпатичная. Вроде бы, ничем она от других не отличалась, кроме одного. Все время ей было холодно зимой. И была у нее мечта – отправиться в теплые страны, к морю, искупаться, и погреться на жарком солнышке. Сестры ее не понимали. -Как это ты замерзла и хочешь погреться? Ты-снежинка! Ты не можешь погреться,

КОШАЧЬЯ РОДНЯ

Познавательное развитие ребенка сказки о природе

Котенок Барсик давно мечтал познакомиться со своими родственниками. А мама не разрешала. Почему она так упрямилась, он никак не мог понять. Ну, и что,  что родственники тиграми называются, а не кошками, они же из семейства кошачьих, значит — родня! То, что тигры в лесах Урала не водились, Барсика мало смущало. Он знал, что в городе

Читайте также:  Значение игры в раннем детстве для психического развития ребенка

СУПЕР-ИНДЮШКА

Познавательное развитие ребенка сказки о природе

Маленький индюшонок впервые вышел прогуляться на птичий двор. Все вокруг было новым и необычным.  По двору бегали, кудахтая, куры, ленивый поросенок лежал около корыта на боку и сыто похрюкивал, корова молча стояла и жевала сено. Неподалеку он увидел своих сородичей-взрослых индюков, важно прохаживающихся и бросающих на всю живность надменный взгляд. -Какие они важные и красивые!

ПОРОСЕНОК

Познавательное развитие ребенка сказки о природе

Поросенку жилось очень хорошо. Рядом были — мама-свинья, папа-хряк, братишки с сестренками и много разных домашних животных и птиц. Хозяева давали им вкусный корм, а днем было так весело бегать и прыгать со своими друзьями! Однажды утром, поросенок проснулся и, выглянув во двор, увидел, что ворота открыты — хозяева собрались ехать на базар. Он подбежал

КОЛИБРИ

Познавательное развитие ребенка сказки о природе

-Смотри, мама, какая большая стрекоза, сейчас я ее съем! – закричал лягушонок. Он быстро прыгал и пытался догнать стремительно удаляющееся яркое пятно. Стрекоза неожиданно повернула голову, и лягушонок остановился и присел от неожиданности. -Ой, мама, у нее клюв! — малыш сидел и ошарашенно смотрел вслед необычной живности. -Это не стрекоза! — засмеялась мама-лягушка -Это –

ЛЬВЕНОК И ОБЕЗЬЯНА.

Познавательное развитие ребенка сказки о природе

Стоял жаркий день, для Африки вполне обычный. Львенок бегал в поиске добычи, ему непременно нужно было сегодня принести еду домой, чтобы доказать, что он уже взрослый. Малышу так хотелось, чтобы родители его похвалили! Обычно, охотилась в их семье мама, и делала это ночью, а днем отдыхала, а папа охранял их дом, но сейчас тоже лег

КРОКОДИЛ.

Познавательное развитие ребенка сказки о природе

В Австралии детеныш крокодила несся со всех ног вдоль реки. «Мама, мама!»,- кричал он. Крокодилица подняла голову: «Ну, что тебе, чего шумишь, спать мешаешь?» «Так у тебя один глаз открыт был! Разве ты спала?» «Конечно, спала. Крокодилы так устроены, что могут спать с одним закрытым глазом, а другим глазом наблюдать за тем, что происходит вокруг

ЛЕСНОЙ ВРАЧ-ДЯТЕЛ.

Познавательное развитие ребенка сказки о природе

Маленький дятел влетел в дупло: «Мама, мама, со мной никто не хочет играть! Все звери и птицы говорят, что я – вредный, я специально стучу клювом по дереву, чтобы мешать им спать! Можно я не буду больше стучать?» «Мы же не просто так стучим от нечего делать»,-улыбнулась мама, — «мы так добываем себе еду! Сначала

КАК ЖИРАФ ЗАХОТЕЛ ПТИЦЕЙ СТАТЬ.

Познавательное развитие ребенка сказки о природе

Однажды утром мама-жираф проснулась, а сына рядом нет! Вставать ей не пришлось потому, что жирафы спят стоя, поэтому она просто сразу побежала его искать. «Где же он может быть?» — размышляла она. «Как хорошо, что мы, жирафы, не поселились рядом с рекой, пьем-то мы редко. Если рядом нет реки, значит, точно не утонул! Но вдруг

ЛЕНИВЫЙ МУРАВЕЙ.

Познавательное развитие ребенка сказки о природе

Муравей был не похож на своих сородичей. Все муравьи трудились с утра до вечера – строили муравейник, охраняли жилье, добывали пищу, даже грибы сами выращивали! А этот муравей лентяем был! Все работают, а он лежит себе и отдыхает. «Почему я работать должен?»,-говорит. «Как это-почему?» — отвечают ему муравьишки. «Мы все трудимся! Чем ты от нас

НЕПОСЛУШНЫЙ УТЕНОК.

Познавательное развитие ребенка сказки о природе

Жили на птичьем дворе семь маленьких утят. Шесть — утята, как утята. А седьмой – непослушный и капризный. Все едят то, что хозяйка даст. Зерно дадут, значит, зерно клюют, траву – значит, траву щиплют. А их братец непослушный заявляет: «Не буду я это есть! Мне рыбы хочется!» Мама утка только головой качала: «Где же тебе

ЛЕТУЧАЯ МЫШЬ И ПАУК.

Познавательное развитие ребенка сказки о природе

Детеныш летучей мыши недавно родился и еще полностью зависел от мамы. Он уже достаточно вырос, чтобы питаться не только молочком, но охотиться сам пока не умел. «Кушать хочу!»,-сказал он. Мама ответила ему: «Сейчас день, а днем мы спим, когда наступит ночь, тогда принесу тебе еды!» Она зацепилась лапками с острыми коготками за ветку дерева и

РЫБКА-МАЛЕК.

Познавательное развитие ребенка сказки о природе

Рыбка недавно появилась на свет из икринки. Она была еще совсем маленькой, и все обитатели водоема называли ее «малек». Она была очень общительным и веселым мальком, ей со всеми хотелось дружить и играть. Мама учила ее: «Играй с такими же мальками, как и ты. Взрослые, большие рыбы могут тебя обидеть.» «А как они могут меня

ПАВЛИН.

Познавательное развитие ребенка сказки о природе

Птенец павлина играл со своими друзьями — маленькими павлинчиками. Взрослые павлины – папы издалека присматривали за ними, распушив свои красивые хвосты. А мамы то и дело подходили к птенцам и пытались их покормить ягодами и насекомыми. Мамы есть мамы, даже павлиньи. Всем хочется накормить своего ребенка. Малыш-павлин, когда мама принесла ему очередную ягодку, спросил у

УЖИК.

Познавательное развитие ребенка сказки о природе

Ужик грелся на солнечной полянке. Ему было тепло и хорошо. Серо-зеленая кожа ужика блестела на солнцепеке, а яркие оранжево-желтые пятна на голове и сами светились, как солнышко. Вокруг летали бабочки и стрекозы, и ужик весело погнался за яркой, разноцветной бабочкой. Бабочка спряталась в траве и ужику стало скучно.  Мама ушла охотиться за ящерицами и лягушками,

ДЛЯ ЧЕГО ЛИСЕНКУ ХВОСТ.

Познавательное развитие ребенка сказки о природе

Лисенок играл около речки и любовался на себя в отражении воды. «Какой же я красивый,- рыжий, как солнышко, и хвост у меня чудесный! Большой и пушистый!»,- воскликнул он. «Мама, а  почему у нас, у лис, такой хвост? Я больше такого ни у одного зверя не встречал!» Лиса неторопливо подошла к сынишке: «Видишь, дерево через реку?

КУКУШКА.

Познавательное развитие ребенка сказки о природе