Дословесный период речевого развития ребенка

Дословесный период речевого развития ребенка thumbnail

Появившись
на свет, младенец испытывает то, что
психологи называют кризисом
новорожденности. И в самом деле, в одно
мгновение изменяются все привычные
условия его обитания: из влажной среды
ребенок переходит в среду воздушную;
изменению подвергаются система питания,
кислородный обмен. Все это не может не
вызвать сильного стресса, последствия
которого преодолеваются первый месяц
жизни. В это время интерес новорожденного
к окружающему миру сильно ослаблен.
Как же начинают проявляться первые
признаки языковой личности? как
начинается путь усвоения системы
коммуникации?

Человек
рождается с несомненными предпосылками
к овладению речью: он обладает слухом,
он сразу же издает крик при рождении —
это его первая неосознанная фонация;
он обладает рядом инстинктов и безусловных
рефлексов, позволяющих ему реагировать
на мир зрительно, осязательно, обонятельно
и вкусом. Врожденным, например, является
хватательный рефлекс и развивающаяся
способность фиксировать взгляд на том
или ином предмете. Лицо и все тело
ребенка приспособлено для выражения
первых (пока еще примитивных) эмоций,
сигнализирующих о его состоянии. Позднее
появится жест «дотягивания и обладания»,

197

связанный
с объектом, привлекшим его внимание.
Этот момент станет фундаментальным в
становлении жестикуляции в целом: жест
«дотягивания» вместе с мимикой и
движением глаз впоследствии будет
сокращаться и превращаться в указательный
жест, который сохранится на всю жизнь.
Безусловный рефлекс ощупывания ближнего
предмета со временем превратится в
описательный жест, как бы повторяющий
контуры представляемого объекта
(«круглый», «квадратный», «большой» и
пр.). Весь первый год своей жизни ребенок
старательно преобразует полученные
по наследству рефлекторно-двигательные
реакции — крик, хватательный рефлекс,
поворот головы, направление взгляда и
т. п. — в знаковые (протознаковые) средства
общения. Превращение рефлекса в знак
можно проследить на примере младенческих
криков.

Крик
— инстинктивная оборонительная реакция
ребенка на любой испытываемый им
дискомфорт: голод, жажду, боль, мокрые
пеленки и т. п. Поначалу крик ни к кому
не обращен. Однако довольно скоро на
рефлекторном уровне младенец устанавливает
связь между собственным криком и
последующим устранением возникших
неудобств. Крик обретает адресата, он
делается прерывистым. Ребенок подаст
голос и ждет: услышали ли его призыв. И
если в течение паузы ничего не меняется
— никто не подходит к кроватке, — крик
возобновляется, иногда — с усилением
экспрессии. Так крик обретает знаковые
функции.

Другая
рефлекторная реакция новорожденного
— улыбка. Биологический смысл улыбки
не прояснен до сих пор. Опрос многих
молодых мам показал, что улыбка появляется
на лице младенца в первые дни его
пребывания на свете. Однако, как и крик,
она поначалу не имеет адресата. Первое
время улыбка -лишь физиологическое
проявление удовольствия. Но уже после
трех недель жизни ребенка она приобретает
черты психологически обусловленного
поведения: она становится своего рода
жестом, адресованным взрослому.
Впоследствии она войдет в «комплекс
оживления» — радостную реакцию на
появления в поле зрения младенца любого
взрослого — и где-то к трехмесячному
возрасту приобретет инструментальную
функцию: будет направлена на то, чтобы
вызвать ответную реакцию.

Итак,
физиологические, генетически наследуемые
рефлекторные двигательные проявления
становятся первыми протознаками,
в совокупности образующими то, что
известный специалист

198

по
детской речи Е. И. Исенина называет
протоязыком,
т. е. первичную дословесную систему
коммуникации. Отметим еще раз, что
протоязык имеет невербальную
паралингвистическую природу. Он состоит
из жестов, мимических движений,
манипуляций с предметами, неречевых
звуков и т. д.

Основой
протоязыковой системы являются жесты
(их еще называют кинезнаками). Психологи
выделяют два типа кинезнаков, »
которые используются младенцами для
передачи каких-либо желаний.

1.
Знаки, которые изобретались ребенком
в процессе общения. Это изобразительные
знаки, которые не имеют социально-фиксированной
формы (указание, отталкивание и т. п.).

2.
Паралингвистические жесты, которые
составляют часть речевого поведения,
присущего именно данной культуре. Эти
знаки появляются несколько позже и
могут отличаться у различных народов.
Например: у русских согласие обозначает
кивок головой, у болгар и турок —
отрицание; русские, помогая себе при
счете, загибают пальцы, начиная с
мизинца, европейцы и американцы —
разгибают, начиная с большого пальца;
и т. п

Невербальные
протознаки составляют основу речевой
деятельности ребенка первые два года
его жизни. С появлением «нормального»
словесного языка они не исчезают вовсе,
а уходят вглубь языкового сознания
становящейся личности. Уйдя внутрь,
протоязык образует базис для формирования
особого языка интеллекта, который, как
мы уже говорили, Н. И. Жинкин называл
универсально-предметным кодом. Позже
эта система будет совершенствоваться
вместе с языком, влияя на процесс
порождения

Параллельно
с формированием и функционированием
протоязыка происходит голосовое
развитие ребенка
,
которое на первых порах осуществляется
в рамках наследственной программы.

Стадии
голосового развития ребенка
.

Стадия
крика
длится
первые два месяца жизни человека. С
физиологической точки зрения, крик
младенца представляет собой оборонительную
реакцию на любой физический дискомфорт.
Его невозможно разбить на отдельные
составляющие компоненты, выделить в
нем те или иные звуки. При этом вокализации
новорожденного бесконечно вариативны:
ни один ребенок не кричит одинаково
дважды и нет двух детей, которые кричат
похоже. Голосовые связки не принимают
участия в порождении

199

крика:
производство звука здесь связано с
работой дыхательного аппарата, в первую
очередь — диафрагмы. При работе диафрагмы
голосовая щель или широко открыта, или
спазматически сжата. Это создает
предпосылки для появления звуков,
подобных гласным или согласным. Однако
анализ этих звуков показывает, что они
не имеют ничего общего ни с гласными
ни с согласными звуками. Они так же
бесструктурны, как и звуковые сигналы
животных.

Стадия
крика имеет важное значение для
координации дыхательного и голосового
аппаратов; она готовит почву для
последующего развития интонации голоса,
для активизации артикуляторного
аппарата.

Стадия
гуления и гукания

(2-3 мес. -4-5 мес). Как и крик, гуление и
гукание суть реализация наследственной
программы голосового развития: они не
предполагают «обратной связи» и
характерны даже для глухонемых от
рождения детей. Внешне гуление
представляет собой фонацию дослогового
типа, монотонную вокализацию, напоминающую
воркование голубя. Гукание — это короткие
звуковые реакции, представляющие собой
звукокомплексы типа: агу, убу; эгн, экх,
эбм и т. п. И гуление и гукание развиваются
на базе генетических предпосылок,
которые связаны с рефлексами дыхания,
сосания, глотания.

Основная
функция гуления (гуканья) — выражение
положительных эмоций. Гулит и гукает
ребенок тогда, когда он испытывает
комфортное состояние. В речевом развитии
ребенка гуление (и гуканье) выполняют
роль тренировки (разминки) речевого
аппарата, Необходимого для последующей
речевой деятельности.

Параллельно
с гулением и гуканьем в этот период
голосового развития продолжает
функционировать крик, который
трансформируется в плач и вскрики. Плач
становится средством выражения
отрицательных эмоций. Вскрики реализуются
в ситуациях неожиданных отрицательных
контактов с внешним миром: испуг,
неожиданная боль и т. п.

Читайте также:  Роль родителей в развитии ребенка 5 класс

Стадия
лепета
(4-5
— 19-20 мес.) Лепет представляет собой
слоговые фонации, где чаще всего
производятся удвоенные слоги типа
«да-да», «ма-ма», «ба-ба» и пр.). На ранней
стадии лепетного развития ребенок
произносит звуки, которые есть в самых
разных языках, и даже звуки, которые не
свойственны человеческой речи: щелканье,
бульканье, фырчание, птичий щебет и т.
п.

200

Голосовая
эволюция в лепетный период подчинена
действию имитационного рефлекса. В
этом ее принципиальное отличие от
гуления: теперь уже, помимо «разминки»
мускулатуры речевого аппарата, начинает
работать и слуховой анализатор. Важнейшая
роль здесь принадлежит механизму,
называемому эхолалией
-бессознательному подражанию звукам
слышимой ребенком речи. При этом сначала
ребенок в своих вокализациях «подражает»
самому себе. Такое явление носит название
аутоэхолалии.
Механизм ауто- и эхолалии реализуется
на слоговом уровне: младенец повторяет
не звуки и не слова, а слоговые образования.
На его основе в вокализациях ребенка
появляются всем известные слова: папа,
мама, няня, дядя, тетя и т. п. Сам ребенок
в эти псевдослова не вкладывает никакого
смысла. Взрослые позаимствовали эти
звуковые оболочки для обозначения
близких для малыша родственников.
Подобные лексемы есть в разных языках,
но могут отличаться по значению. Так,
в грузинском языке дада — отец, нана —
мать и т. п.

«Работа»
механизма эхолалии протекает в согласии
с общим имитативным рефлексом:
посторонние, чуждые для данной речевой
среды звуки «отсекаются», собственные
же вокализации «подгоняются» под
слышимую речь. К шести-семимесячному
возрасту в лепете младенцев уже хорошо
представлены фонетические особенности
языка, на котором говорят окружающие
ребенка взрослые. Об этом свидетельствуют
опыты американские ученых, записавших
на магнитофон лепет детей: американцев
и китайцев. Запись предлагалась для
прослушивания американским и китайским
студентам, которые безошибочно узнали
вокализации своих соплеменников.

В
развитии лепета слуховой и речедвигательный
анализаторы работают во взаимосвязи.
Важнейшую роль приобретает слух, который
позволяет ребенку воспринимать звучащую
речь окружающих и сличать (на
бессознательном уровне) с ней собственное
звукопроизношение. Очень важно, чтобы
родители обращали внимание на состояние
органов не только речи, но и слуха именно
в этот период жизни их ребенка. Недостатки
слуха (например, серные пробки в ушах)
могут стать причиной необратимых или
трудно устранимых дефектов речевого
развития.

Интонация
и ритм в дословесном периоде развития
речи.

Уже
в крике новорожденного намечается
определенный интонационный рисунок.
Интересно то, что интонация младенческого

201

крика
сохраняется и впоследствии воспроизводится
в плаче детей более старшего возраста
и даже в плаче взрослых (особенно — у
женщин). Эта первая интонация становится
средством однонаправленной коммуникации:
взрослый (мать) «заражается» чувствами,
которые передаются интонационно. Уже
к концу 1-го месяца жизни ребенка его
мать может по характеру крика распознать
причину недовольства своего чада.

Позже,
в результате взаимодействия со взрослыми,
младенец усваивает другие виды
интонационной выразительности. С 2-го
месяца в его вокализациях появляется
интонация свободного гуления; с 3-го —
интонация радости. К 6-му месяцу интонация
радости начинает подразделяться на
радостные восклицания и звуки, выражающие
удовольствие. С 7-го месяца в фонациях
ребенка появляется интонация просьбы,
а с начала второго года жизни — интонация
вопроса.

Развитие
интонационных возможностей ребенка в
дословесный период его речевого развития
связано с расширением его социального
кругозора. Наблюдения ученых показали,
что в разных коммуникативных ситуациях
интонация звуковых проявлений ребенка
меняется. Он начинает выделять типические
ситуации речевого общения в целом, как
интонационно завершенные. При этом
ребенок ориентируется на коммуникативную
ситуацию в целом, на бессознательном
уровне выделяя для себя элементарные
речевые жанры. Как справедливо писал
М. М. Бахтин, «интонация плюс соответствующая
ситуация — таков простейший идеологический
аппарат (до членораздельной речи)»
Можно говорить о том, что уже на ранних
стадиях речевого развития (на интонационном
уровне) в коммуникативном поведении
ребенка проявляются элементы
протожанрового мышления.

Появление
все новых интонационных возможностей
у ребенка свидетельствует о наличии у
него обратных речеслуховых связей в
системе «взрослый — ребенок» при
доминирующем значении взрослого.

На
ранних стадиях речевого развития
ребенок реагирует не на отдельные
слова, а на всю фразу целиком. И если,
например, ребенка в 8 месяцев обучить
реагировать на вопрос «Где тик-так?»
таким образом, что он будет показывать
на часы, то та же самая реакция будет и
на псевдовопрос «А ля-ля?», задаваемый
с той же интонацией. Эту мысль подтверждают
и другие эксперименты. Например,
годовалый ребенок показывает, на окно
и тогда,

202

когда
его спрашивают по-русски «Где окно?»,
и тогда, когда вопрос задается с той же
интонацией, но по-французски или
по-немецки.

Достаточно
рано в речевом становлении особую
семантическую роль начинает играть
ритм слова. К 6-месячному возрасту
ребенок начинает различать общий
звуковой облик слова, его ритмический
контур. Такая реакция на слова
характеризуется фонетической
диффузностью: слуховой анализатор
ребенка еще не способен выделять фонемы.
Поэтому подобное «псевдопонимание»
осуществляется в рамках первосигнальной
системы; оно, как показали работы
зоопсихологов, похоже на «понимание»
высшими животными словесных команд. В
опытах с ребенком взрослый произносил
с одними и теми же ритмико-мелодическими
и интонационными характеристиками
слова «возьми» и «гудит», или слова
«ладушки-ладушки» и «капитан-капитан».
В одних и тех же ситуациях общения
подобная подмена не изменяла поведенческих
реакций ребенка. В других опытах
привычный вопрос «Где папа?» заменялся
простым повторением слогов «Да-да-да?»,
произносимых с той же интонацией.
Реакция ребенка была одинаковой.

Наблюдения
ученых показали, что реакция ребенка
7-8 месяцев на слово зависит от положения
тела, от степени знакомства ребенка с
окружающей обстановкой, от того, кто
произносит фразу. Так на предложение,
произнесенное близким человеком, он
дает иную реакцию, чем на то же высказывание
в устах «чужого». Находясь, к примеру,
в вертикальном положении на руках у
матери, он может иначе реагировать на
речь взрослых, чем в положении в кроватке
на спине и т. п. Появление подлинного
понимания слов начинается у ребенка
лишь на втором году жизни. Оно связано
с переходим от диффузного к фонематическому
восприятию звуковой структуры слова,
т. е. идентификацией звуков по их
отношениям к тем или иным фонемам.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Описание процесса формирования словарного запаса и овладения простейшими грамматическими навыками у детей первого года жизни. Влияние социальной и речевой среды на совершенствование речи ребенка. Характеристика дословесных периодов речевого развития.

Содержание

Введение

Глава 1. Развитие речи у ребенка

1.1 Средние нормы речевого развития

1.2 Развитие речи ребенка до его рождения

Читайте также:  Влияние речи на развитие восприятия ребенка

Глава 2. Дословесные периоды речевого развития ребенка

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Первые годы жизни маленького человечка — это один из активных периодов речевого развития ребенка. Именно в это время у малыша формируется словарный запас и происходит овладение простейшими грамматическими навыками, что представляет собой крайне важный этап развития речи и формирования личности ребенка в целом. Ведь речь — это не просто способность человека к общению. Полноценное речевое развитие ребенка позволяет малышу думать, представлять в своем воображении различные предметы и ситуации, осознавать свое поведение.

В дословный период (обычно именно так называют время до появления в активной речи первых слов) ребенок чрезвычайно чуток к языку, издает короткие или певучие звуки, открывает для себя возможность вступать в общение со взрослыми через звуки и жесты.

Речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка и под влиянием речи взрослых. Окружающая ребенка социальная и речевая среда является не только условием, но и источником развития речи. Без наличия здоровой языковой среды немыслимо полноценное речевое развитие.

Известны случаи так называемых «детей Маугли», которые в силу различных обстоятельств выросли вне речевой среды, вне человеческого общения. Когда их нашли, у них не было речи и более того, полноценной речью такие дети так и не смогли овладеть даже после возвращения к людям, несмотря на все усилия специалистов, так как сензитивный (наиболее благоприятный) период для развития именно речи уже прошел.

Другой пример, у глухонемых родителей, дети с нормальным слухом долго не говорят (иногда до 5 лет), речь у них развивается с особенностями. Эти примеры доказывают, что для своевременного и правильного развития речи необходимо полноценное речевое общение. Чем больше и чаще ребенок повседневно общается с окружающими, тем раньше и лучше начинает говорить.

Для нормального формирования речи необходима определенная зрелость коры головного мозга и органов чувств ребенка (слуха, зрения, осязания), большое значение имеет психофизическое здоровье ребенка. Отрицательное влияние на формирование речи оказывают частые болезни, инфекции, травмы, аллергии, аденоиды, отиты, желудочно-кишечные заболевания в раннем возрасте — они ослабляют организм ребенка, снижают его психическую активность.

Уже в момент рождения мозг ребенка и его органы чувств подготовлены к усвоению языка. Есть основания считать, что ребенок способен слышать еще до рождения, а новорожденные явно предпочитают голос матери остальным голосам.

Крик новорожденного извещает о его появлении на свет. Все дети кричат одинаково, это врожденная реакция, не зависящая ни от пола ребенка, ни от особенностей языка, который ему предстоит усваивать в дальнейшем. Уже на втором — третьем месяце жизни можно различать, по крайней мере, два типа крика: «голодный» крик, а также крик, свидетельствующий о боли. Эти типы крика различаются по составляющим их звукам, а также по ритму.

Более того, научными исследованиями доказано, что с рождения ребенку присуща и способность к имитации, то есть он умеет воспроизводить, копировать звуки и мимику человека, находящегося в контакте с ним. Именно способность к имитации, подражанию является на первых порах важнейшим механизмом развития практически всех функций ребенка.

Глава 1. Развитие речи у ребенка

1.1 Средние нормы речевого развития ребенка

словарный грамматический речь дословесный

Развитие речи имеет два основных направления: пассивное (насколько малыш понимает взрослую речь как таковую) и активное (непосредственное умение говорить).

Навык обладания пассивной речью формируется у детей значительно раньше активной. К 9 месяцам обычно малыш уже легко различает названия многих предметов, отличает их и находит в числе других, знает свое имя, выполняет по просьбе взрослого простейшие действия («дай игрушку», «вставай», «садись» и т.д.), начинает радовать родителей первыми лепетными словами.

Активная же речь начинает формироваться ближе к двум годам. При этом психологи утверждают, что, чем чаще Вы общаетесь со своим ребенком (даже если он пока еще не может быть для Вас полноценным собеседником), тем раньше он начинает говорить. При этом Ваша речь становится основным источником речевого развития ребенка.

Основными причинами нарушения развития речи ребенка являются:

1. Недостаточное общение с родителями и сверстниками. Единственным источником получения для ребенка информации в этом случае становится телевизор. Однако и это не спасает ситуацию — услышанные с экрана слова не воспринимается малышом, как адресованные ему лично. Кроме того они не пронизаны заботой и нежностью, как слова мамы. Ведь для развития речи малыша скорее важна не сама полученная информация, а те эмоции, которыми она сопровождается: взгляд глаза в глаза, одобряющая улыбка, участливая интонация.

2. Чрезмерное внимание по отношению к малышу со стороны близких родственников, когда родные буквально ловят на лету то, что хочет сказать кроха, практически не давая ему договорить, или чересчур рьяно используют в своем лексиконе «детские слова» («бяка», «бобо», «бибика» …), искусственно картавят, вместо того, чтоб говорить с малышом правильным взрослым языком.

3. Чрезмерная активность малыша, когда он слишком занят своими делами и бежит, просто не успевая услышать маму, которая говорит вовсе не о самостоятельности ребенка, а о том, что между родителями и малышом не установлены необходимые эмоциональные связи.

4. Отставание в сенсорном воспитании ребенка, и в частности — мелкой моторике рук.

1.2 Развитие речи ребенка до его рождения

Развитие речи, также как слух начинает закладываться еще в поздний фетальный период (после пятнадцатой недели до тридцатой недели) и в пренатальный период (начиная с тридцатой недели до момента рождения ребенка)

Современные исследования показали, что, начиная с четвертого месяца беременности, человеческий плод уже сознает, что делается вокруг, — чувствует, слышит и по-своему понимает, что происходит.

С ребенком нужно разговаривать и маме и папе, даже если он еще в животе. Когда он появится на свет, он узнает вас, так как слышал вас чаще всего. Еще не родившиеся дети слушают родителей, реагируют на интонацию их голоса.

Разговаривайте с ним, читайте ему сказки, чтобы кроха слышал, как его здесь любят и ждут. Когда к нему обращается отец или мать, он успокаивается, ритм его сердца приходит в норму. После рождения такие дети бывают более спокойными, реже плачут. Но, кроме родных голосов мамы и папы, младенец в утробе должен слышать музыку!

Музыка, услышанная до рождения, ускоряет развитие ребенка, помогает справиться с некоторыми проблемами развития. Дети, которые слышали музыку в период внутриутробного развития, быстрее других начинают реагировать на звуки, узнавать мелодии. У них лучше развита память!

Способность слышать возникает у младенца в утробе на 6-7 месяце беременности. Некоторые ученые считают, что, давая малышу с этого срока слушать музыку, можно привить ему музыкальные таланты.

Читайте также:  Центр раннего развития ребенка франшиза

Классическим считается эксперимент с музыкой Дебюсси: беременная постоянно слушала ее в часы отдыха. А после родов ее малыш сразу успокаивался, заслышав эту музыку.

Развитие речи ребенка состоит из двух равно важных компонентов: развитие понимания речи окружающих ребенка людей и производство собственной вокальной, позже речевой продукции. Надо помнить, что задержки и нарушения развития речи могут касаться одного из этих компонентов или их обоих.

Глава 2.Периоды дословесного речевого развития по месяцам

В возрасте одного месяца ребенок внимательно смотрит в лицо наклонившегося над ним человека. Реакция сосредоточения на речевое общение. Крик приобретает некоторый эмоциональный оттенок. Ребенок начинает издавать какие-то неопределенные звуки.

В возрасте двух месяцев ребенок улыбается в ответ на ласковое обращение к нему. Когда он спокоен, то издает несколько гнусавые гортанные звуки.

В возрасте двух месяцев появляется улыбка при общении. Поворачивает голову на человеческий голос. Реагирует на звон колокольчика, например, вздрагивая, начиная плакать, или затихая. Эмоциональные реакции становятся более определенными.

Когда ребенку исполняется три месяца, хорошо заметен так называемый «комплекс оживления». Когда к ребенку обращаются, он затихает или оживляется и начинает беспорядочно двигать руками и ногами. При этом он может издавать протяжные, гортанные звуки.

В четыре месяца ребенок громко хохочет, если с ним играют, и плачет со слезами, когда чем-то обижен или недоволен. В этом же возрасте появляется гуление.

Гуление — представляет собой певучее произнесение цепочек гласных звуков, близких к [а, у, ы], часто в сочетании с согласноподобными звуками [г, м]. Согласноподобные звуки гуления имеют гортанно-глоточно-заднеязычное происхождение, что и отражается в терминах «гукание», «воркование», «гуление». подобные элементы обычно палатализованы, т. е. звучат мягко.

Звуки гуления, в отличие от крика-плача, всегда возникают на фоне эмоционально положительного состояния, комфорта и не связаны с органическими потребностями. Гуление как своеобразная «игра» органов артикуляционного аппарата, необходимая для его развития. Во время гуления (а сначала без гуления) ребенок пускает пузыри слюны. Эта реакция свидетельствует о формировании дифференцированной иннервации губ.

В возрасте пяти месяцев появляется четкое улавливание направления звука, певучее гуление. Причем их высота и громкость меняются на протяжении звучания. Также отмечается появление гортанных звуков. Может выражать неудовольствие хныканьем или визжать от восторга. Отлично знает мать.

В возрасте шести — Лепет. Представляет собой слогоподобные вокализации (типа та-та-та, ба, ма., и т. п.), с помощью которых ребёнок выражает свои желания и требования или просто «играет» со звуками голоса. Часто лепет сопровождает предметно-манипулятивную деятельность ребёнка и активизируется в ответ на обращённую к нему речь взрослого. Постепенно слоговые цепочки становятся всё более разнообразными: в их составе оказываются не только одинаковые, но и разнотипные слоги. Первые попытки произносить слоги. Эмоциональные проявления более разнообразны. Начинает отыскивать глазами те предметы и тех людей, которые называет мама.

В семь месяцев ребенок готов к совместной игровой деятельности, охотно по просьбе взрослых играет с ними в ладушки-ладушки. Ориентация на колокольчик. Издает влажный фыркающий звук. Движения имеют определенный эмоциональный оттенок: тянется с рук на руки, протягивает руки маме и знакомым.

В восемь месяцев малыш реагирует на незнакомое лицо, произносит гласные и согласные звуки, повторяет одинаковые слоги, например, ба-ба, ма-ма, па-па. Интересуется своим отражением в зеркале, улыбается ему.

Девять месяцев — Общение с помощью жестов, «до свидания», «дай ручки». Имеет большой пассивный словарный запас, глазами следит за названным предметом. Знает свое имя, оборачивается на зов, «возражает», если вы забираете у него игрушку.

В десять месяцев ребенок начинает проявлять стеснительность при общении с незнакомыми людьми. Он подражает звукам речи, которые произносят взрослые.

Также присутствует ситуационное понимание обращенной речи, использование одного-двух «лепетных» слов, понятных при соотнесении с ситуацией (называет всегда одними и теми же слогами несколько предметов, например, «пи» — машина, «му» — корова). Повторяет за взрослым звуки и слоги (звукоподражание). Играет в «ку-ку».

Одиннадцать месяцев — Использование трех «лепетных» слов с соотнесением. Понимание запрета (но не всегда его выполнение).

В возрасте двенадцати месяцев (один год) ребенок использует три-четыре «лепетных» слова с соотнесением. Развивается понимание простой просьбы, дополняемой жестом. Выполняет простые требования. Приносит названную игрушку, выполняет разученные сюжетные действия: покачай лялю, покажи у кисы глазки. Прекрасно знает слово «дай».

Если ребенок родился раньше срока, то из его возраста необходимо вычесть один (если ребенок родился восьмимесячным) или два месяца.

Заключение

Почти каждый ребенок практически с первых дней и даже часов своей жизни способен к эмоциональному и голосовому общению с матерью или другим лицом, осуществляющим повседневный уход за ним.

По мере того как ребенок взрослеет, его поведение меняется, расширяются его моторные и психические возможности.

Развитие речи — одна из важнейших, специфически человеческих форм коммуникации. В процессе овладения речью общее развитие ребенка получает колоссальный толчок. С помощью речи ребенок может сказать о своих желаниях, запросить и получить поддержку и одобрение, рассказать о том, что его пугает или тревожит. Родителям необходимо знать, как оценить развитие речи ребенка, потому что чем раньше замечено отставание в развитии, тем легче с ним справиться.

Овладение языком — это не процесс имитации готового, «впитывания» образцов, а процесс творческого познания, активного поиска закономерностей взаимоотношений элементов языка, поиск правил, по которым строится собственная речь.

Даже очень маленький ребенок может создавать собственные, уникальные высказывания. Остается только удивляться, как такую сложную работу и в такой короткий срок совершает такой еще маленький человечек. Никогда больше в своей жизни он уже не сможет с такой легкостью и столь интенсивно усвоить любой другой язык.

Список используемой литературы

1. Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Заикание. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Логопедия» — М.: В. Секачев, 1998

2. Винарская.Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка. — М.: Просвещение, 1987

3. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии: учеб. для студентов вузов. — М.: АСТАстрель Транзиткнига, 2005

4. Глухов В.П. Основы психолингвистики: учеб. пособие для студентов педвузов. — М.: ACT: Астрель, 2005

5. Горелов И.Н., Седов К.Ф. Основы психолингвистики. Москва 2009

6. Микиртумов Б.Е., Кощавцев А.Г., Гречаный С.В. Клиническая психиатрия раннего детского возраста. — СПб: Питер, 2001

7.Сапогова Е.Е. Психология развития человека. — М.: Аспект пресс, 2001

Размещено на stud.wiki

Источник