Показатели развития ребенка третьего года жизни

Показатели развития ребенка третьего года жизни thumbnail

Содержание:

  • Познавательное развитие
  • Социально-эмоциональное развитие
  • Речевое развитие (до 1500 произносимых слов)
  • Бытовые навыки
  • Физическое развитие

Предлагаем вам познакомиться с основными показателями развития ребенка. Они помогут заинтересованным лицам (родителям, воспитателям, педагогам) определить степень развития конкретного малыша и в случае необходимости принять соответствующие меры коррекции.

При составлении этих показателей использованы собственные научно-методические исследования автора книги Елены Волосовой, многолетние наблюдения за детьми раннего возраста, а также материалы из работы «Диагностика нервно-психического развития детей первых трех лет жизни» (ЦОЛИУ врачей, М., 1979) и Базисной программы развития ребенка-дошкольника «Истоки» (Центр «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца, М., 1997).

Познавательное развитие

Отличие предметов по признакам:

Называет правильно четыре основных цвета и некоторые оттенки цветов.

Ориентируется в семи цветах спектра (знает черный и белый цвета), находит по образцу, по просьбе взрослого.

Собирает последовательно (вкладывает меньшую в большую) матрешки, мисочки, формочки, колпачки из четырех-шести составляющих (по показу, просьбе взрослого, в самостоятельной игре).

Легко подбирает плоские геометрические фигуры к образцу (круг, прямоугольник, треугольник, трапеция, овал, квадрат).

Наглядно ориентируется в конфигурации объемных геометрических фигур (подбирает к соответствующим по форме отверстиям). Некоторые из них называет: шар, куб, призма («крыша»), цилиндр («столбик»), кирпичик, конус.

Определяет на ощупь (в игре) и называет знакомые геометрические или другие фигуры.

Собирает пирамидку из восьми-десяти колец по образцу или по рисунку (по убыванию размера, по размеру и цвету, по форме и размеру).

Находит и может назвать большой, маленький предмет, средний — между ними.

Определяет предмет по фактуре (мягкий, твердый).

Составляет картинку из двух частей (на занятии).

Подбирает мозаику к несложному рисунку.

Запоминает и указывает место, где стояла убранная взрослым игрушка (в совместной игре).

Подражает письму взрослого (имитирует).

К рисунку взрослого может дорисовать недостающие детали (стебелек к цветку, листик к ветке).

Рисует кружочки, овалы, проводит линии, изображает прямоугольные предметы; закрашивает; подражает образцу.

Рисует по собственному замыслу. Объясняет, что рисует (солнышко, дорожку, дождик и др.).

Раскатывает комочки глины, пластилина в ладонях; соединяет части.

Лепит несложные формы (шарик, столбик, колбаску, бублик).

Выполняет несложную аппликацию из готовых форм.

Игровые действия (начало ролевой игры):

Проявляет инициативу в игре (творческое начало). Может «брать роль» (называет себя в игре «мама», «врач» и т. п.). Осознает свою роль в игре.

Фантазирует в игре (введение сказочного персонажа).

Спокойно играет вместе с другими детьми, используя предметы-заместители.

Подражает другим детям (в любых играх).

Выполняет правила в подвижных играх.

Строит из кубиков дом, забор, машину, мостик и др. (по образцу, по рисунку, по речевой инструкции, по замыслу)

Использует различные объемные геометрические фигуры в строительных играх и конструировании, обыгрывает постройки с игрушками.

Социально-эмоциональное развитие

Хочет быть хорошим, ждет похвалы, одобрения, эмоционально-положительного подкрепления со стороны взрослого.

Проявляет инициативу, независимость.

Испытывает эмоциональное удовлетворение, если смог что-то выполнить. Доволен, когда хвалят.

Проявляет чувство гордости за себя («лучше всех бегаю»), за родителей («папа самый сильный», «мама самая красивая»).

Любознателен, любопытен.

Долговременная память опирается на прежние эмоциональные переживания, могут возникать воспоминания за последний год.

Проявляет эмоциональную сдержанность: не кричит в общественных местах, переходит спокойно улицу со взрослым, не бегает по тротуару, спокойно слушает просьбу взрослого и выполняет ее, перестает плакать при обоснованном запрете.

Непослушен, эмоционально напряжен при ограничении движений, при непонимании взрослым его просьб и желаний. Может быть настойчивым в своих требованиях.

Переживает, если ругают. Длительно может обижаться за наказание.

Испытывает чувство огорчения, стыда. Понимает, что сделал что-то плохо (не успел в туалет, разлил воду);ожидает от взрослого отрицательной оценки.

Понимает, если плохо делает кто-то другой. Дает эмоционально отрицательную оценку («Нельзя: обижать, ломать, рвать, отнимать, драться»).

Может ревновать, обижаться, заступаться, сердиться, лукавить, озорничать.

Владеет неречевыми способами эмоционального общения. Свои чувства выражает взглядом, мимикой, тоном, жестами, выразительными движениями, позами.

Эмоционально выражает воображаемые ситуации (в игре).

Читайте также:  Системный подход в работе с семьей ребенка имеющего нарушения развития

Речь насыщает эмоционально-выразительными оттенками (часто по подражанию).

Обозначает словом свои эмоциональные состояния: смеюсь, боюсь, замерз.

Могут возникать страхи, боязнь темноты.

Начинает понимать юмор (смеется, недоумевает).

Эмоционально сопереживает персонажам при слушании сказок, при просмотре детских спектаклей, мультфильмов (радуется, печалится, сердится, морщится от «боли» и т. д.).

Эмоционально отзывчив (испытывает удовольствие) на музыку, пение, художественное слово. Подпевает, танцует (передает ритм). Реагирует на изменение музыки — различно двигается (кружится, приседает, машет руками, хлопает, топает).

Эмоционально по-разному реагирует на знакомые и незнакомые музыкальные или художественные произведения, при рассматривании иллюстраций.

Предпочитает веселую музыку и песни, яркие рисунки.

Проявляет интерес к рисованию, лепке.

Испытывает эмоциональное удовлетворение от подвижных игр.

Эмоционально по-разному реагирует на красивое, некрасивое (замечает, различает, оценивает).

Эмоционально предвосхищает результат некоторых действий (собственных или других людей).

Огорчается при неумении что-то сделать.

Радуется своим умелым действиям, когда получается.

Приветливо, эмоционально открыто, доверительно относится к людям. Интересуется их действиями (делами), отвечает, если о чем-то спрашивают.

Помнит добрых и суровых людей (эмоционально отзывчив и эмоционально сдержан).

Проявляет застенчивость характерной мимикой, особенно при обращении к нему незнакомого человека.

Понимает состояние других на основе своего эмоционального опыта.

Эмоционально оценивает ситуацию: сопереживает (если кому-то больно), помогает (если надо помочь), сочувствует, тихо ведет себя (если кто-то спит, устал).

Замечает огорчение, недовольство, радость взрослых или детей.

Подражает мимике, голосовым интонациям, эмоционально-выразительным движениям близких взрослых.

Подражает эмоциональному поведению сверстников (может копировать более шумного, крикливого).

Доброжелательно относится к детям: не выхватывает игрушки, не берет без спроса, делится своими игрушками.

Получает удовольствие от общения со сверстниками. Возникает интерес к совместным играм.

Выражает симпатию к некоторым детям.

Настороженно относится к незнакомым животным, отдельным людям, новым ситуациям.

Речевое развитие (до 1500 произносимых слов)

Произносит сложные предложения при общении. Пользуется словами, выражая желания, чувства, впечатления.

Говорит простыми, грамматически оформленными фразами.

Свои действия часто сопровождает речью. Начинает использовать придаточные предложения (не всегда).

Слова изменяет по числам и падежам. Задает вопросы познавательного характера: «Где?», «Куда?», «Почему?», «Когда?» и другие. Легко повторяет за взрослыми незнакомые слова, фразы. Быстро разучивает стихи, песенки, отрывки из сказок. Много звуков произносит правильно (гласные и простые согласные).

Появляется словотворчество и склонность к рифмовке. Вступает в речевые диалоги с детьми, взрослыми. Отвечает на вопросы взрослого по сюжетной картинке. Называет по картинке некоторых животных (их детенышей), предметы быта, одежду, посуду, технику, растения и другое.

Рассказывает связно по картинке знакомую сказку. Передает словами, жестом, интонацией содержание сказки, потешки, песенки, стихотворения. Высказывается о книжке, событии (после вопросов и по воспоминанию).

Может доказать, додумать предложение, сказанное взрослым.

Быстро отвечает на вопрос: «Как тебя зовут?». Знает свою фамилию.

Отвечает на вопрос: «Сколько тебе лет?». Показывает на пальчиках.

Отличает и называет людей по принадлежности к определенному полу, по возрасту (мальчик, дядя, дедушка, девочка, тетя, бабушка).

Знает свою половую принадлежность: мальчик или девочка; называет после вопроса взрослого.

Знает названия частей тела (голова, шея, спина, грудь, живот, руки, ноги, пальцы).

Знает назначение частей тела (отвечает на вопросы): «глаза смотрят», «уши слушают», «ноги ходят»).

Знает названия одинаковых частей тела у человека и животного: «глаза — у всех, ноги — у человека, лапы — у животного, руки — у человека, крылья — у птицы».

В игре называет себя каким-то персонажем. Отвечает на вопрос взрослого: «Кто ты в игре?».

Играя, свои действия сопровождает словами.

Пользуется ролевой речью в игре. Говорит за себя и за куклу.

По детали узнает и называет целое изображение (по хоботу — слона, по брюкам — мальчика).

Имеет представление о числе, показывает и говорит: «один, два, три, много, мало».

Предвидит результат (мыслительные возможности). Использует средства для достижения цели.

Способен длительно наблюдать, сосредоточивать внимание, увлекаться своей деятельностью.

Начинает различать правую и левую сторону (может ошибаться).

Читайте также:  Центры развития ребенка в харькове

Обобщает предметы по их свойствам (кто (что) летает? кто (что) плавает?).

Переходит от называния себя в третьем лице к местоимению «Я».

Проявляет особый интерес к разговорам взрослых между собой.

Длительно слушает сказку, читаемую или рассказываемую взрослым или записанную на аудиокассетах.

Бытовые навыки

Одевается самостоятельно, с небольшой помощью взрослого.

Раздевается самостоятельно; складывает свою одежду перед сном.

Застегивает несколько пуговиц.

Завязывает (связывает) шнурки.

Знает назначение многих предметов, их местонахождение и предназначение.

Выполняет поручения из двух-трех действий (отнеси, поставь, принеси).

Может вымыть руки с мылом, умыться, вытереться полотенцем.

Замечает беспорядок в своей одежде.

Пользуется носовым платком.

Вытирает ноги при входе в квартиру.

Регулирует свои физиологические потребности.

Ест аккуратно.

Держит ложку за конец ручки.

Пользуется салфеткой.

Не выходит из-за стола до конца еды.

Не мешает за столом другим.

Говорит «спасибо», здоровается, прощается.

Физическое развитие

Выполняет по показу, по словесному указанию, самостоятельно:

Выполняет одновременно два действия: топает и хлопает. Качается на качелях. Скатывается на санках. Катается на трехколесном велосипеде. Учится ходить на лыжах.

Не боится плавать, поддерживаемый взрослым. Легко перешагивает через препятствия на полу (брусочки) чередующимся шагом. Быстро проходит по наклонной доске. Перепрыгивает через линию на полу. Прыгает в длину с места на двух ногах. Спрыгивает с небольшой высоты. Бегает, подпрыгивает. Бросает и ловит мяч. Подражает движениям сверстников: бегает, прыгает, бросает, подлезает, кружится.

Из книги Е. Волосовой «Развитие ребенка раннего возраста»
(основные показатели), М.: «Линка-Пресс», 1999 г.

Источник

Наталья Михеева
Показатели развития детей третьего года жизни (программа «Детство»)

ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ (программа «ДЕТСТВО»)

Художественно — эстетическое развитие – это развитие предпосылок понимания произведений искусства, мира природы, становление эстетического отношения к окружающему миру.

Показатели художественно – эстетического развития детей третьего года жизни:

Любит рисовать, лепить совместно со взрослыми.

Узнает в иллюстрациях и в предметах народных промыслов изображения людей, животных.

Эмоционально воспринимает красоту окружающего мира: яркие контрастные цвета, интересные узоры, нарядные игрушки.

Понимает, что карандашами и красками можно рисовать, из глины, пластилина – лепить.

Создает простые изображения совместной со взрослыми деятельности.

***

Невнимательно рассматривает игрушки и иллюстрации.

Пытается рисовать и лепить, но по инициативе взрослого.

Не следит за действиями взрослого и не принимает игрового подтекста ситуации.

Физическое развитие — приобретение опыта в двигательной деятельности, становление ценностей здорового образа жизни.

Показатели физического развития детей:

С большим желанием выполняет игровые физические упражнения.

Демонстрирует при выполнении упражнений достаточную координацию, быстро реагирует на сигналы.

Переносит освоенные простые новые движения в самостоятельную двигательную активность.

Изобретателен по отношению к некоторым двигательным действиям

***

Не инициативен, без особого желания играет в подвижные игры.

Не самостоятелен в двигательной активности.

Не интересуется разнообразными физическими упражнениями, действиями с разнообразными физкультурными пособиями (погремушки, ленточки, кубики, мячи и т. д.)

Познавательное развитие – развитие интересов детей, любознательности, воображения и творческой активности. Формирование познавательных действий.

Показатели познавательного развития детей третьего года жизни:

Называет правильно четыре основных цвета (синий, желтый, красный, зеленый) и некоторые оттенки цветов

Легко подбирает плоские геометрические фигуры к образцу (круг, прямоугольник, треугольник, трапеция, овал, квадрат).

Собирает пирамидку из восьми-десяти колец по образцу или по рисунку (по убыванию размера, по размеру и цвету, по форме и размеру).

Определяет предмет по фактуре (мягкий, твердый).

Составляет картинку из двух частей.

Свободно ориентируется в знакомом помещении.

Замечает изменения в погоде и называет их.

***

Затрудняется использовать предметы в соответствии с их назначением.

Испытывает сложности в самообслуживании.

Не стремится к самостоятельным действиям.

Речевое развитие – овладение речью как средством общения и культуры, обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.

Показатели речевого развития детей третьего года жизни:

Активен и инициативен в речевых контактах со взрослыми и детьми.

Проявляет интерес и доброжелательность в общении со сверстниками.

Читайте также:  Здоровья ребенка и развития зрения

Легко понимает речь взрослого, использует в разговоре форму простого предложения из 4-х и более слов.

Самостоятельно использует форму приветствия, прощания, просьбы и благодарности.

***

Не проявляет интереса к общению: с взрослыми недоверчив и насторожен; со сверстниками недоброжелателен или замкнут.

Понимает речь только на наглядной основе, нуждается в повторении обращенной к нему речи.

Отвечает на вопросы преимущественно жестом или использованием упрощенных слов.

Элементарные формулы речевого этикета (приветствия, прощания, просьбы и благодарности) только по напоминанию взрослого.

Социально-коммуникативное развитие – комплексный процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества, в котором ему предстоит жить.

Показатели социально-коммуникативного развития детей третьего года жизни:

Демонстрирует ярко выраженную потребность в общении.

Умеет действовать с предметами в соответствии с их социальном назначении.

Стремится к самостоятельности, проявляя активность и инициативность.

Пока не принимает на себя роль, но может копировать известные действия, движения, слова взрослых.

Демонстрирует элементарный навык самообслуживания.

Обращается к взрослому с просьбой о помощи.

Активно включается в парные игры со взрослыми.

***

Не демонстрирует ярко выраженную потребность в общении.

Затрудняется использовать предметы в соответствии с их социальным назначением.

Испытывает сложности в самообслуживании, не стремится к самостоятельным действиям.

Источник

Линии развития

2 года 6 месяцев

Показатели

Методика выявления

Сенсорное

развитие

(С)

Подбирает
по образцу разнообразные
предметы четырех
цветов
(красный , синий,
желтый, зеленый). Соотнесение предмета
к изображению. Пирамидка 6-8 колец.

Материал:
4-х цветные карты (12 х 9), 8 одно­цветных
предметов по 2 каждого цвета, но разной
формы (знакомые), красные карандаши,
красный кубих.

Взрослый
дает ребенку 4 карты, показывает,
чередуя
предметы. Спрашивает, на какую кар­ту
положить предмет.

Ребенок подбирает
по 2 предмета каждого цвета. Ориентируется
в 6 формах.

Общие

движения

(О)

Переставным
шагом перешагивает
через несколько
препятствий, ле­жащих
на полу (палка, кубики
на расстоянии между
ними 20 см).

Материал: три
кубика.

Взрослый
раскладывает на полу три кубика на
расстоянии 20 см и предлагает ребенку
перешагивать.

Ребенок
приставным шагом должен перешагивать
через три кубика.

Игра

(И)

В
игре действует взаимо­связанно,
последовательно (кормит
куклу, укладыва­ет
спать, гуляет) 2-3 дей­ствия.
Подражание кукольному театру, сюжетные
роли.

Материал:
разные сюжетные игрушки или игры
в доктора, парикмахера.

Взрослый
предлагает ребенку разнообразные
игрушки
в не подсказывающей ситуации.

Ребенок
выполняет 2-3 связанных между собой
действия.

Речь

активная

(РА)

Строят
предложение из трех
и более слов.

Взрослый
непринужденно беседует с ребен­ком
на любую близкую ему тему.

В
речи ребенок употребляет хотя бы один
раз
предложение более 3-х слов.

Навыки

(Н)

Самостоятельно
одевает­ся,
но еще не умеет засте­гивать
пуговицы, завязы­вать
шнурки.

Во
время одевания после сна, при сборе
на прогулку
ребенок самостоятельно одевает шап­ку,
рубашку, штаны, пальто.

Линии развития

3 года

Показатели

Методика выявления

Сенсорное

развитие

(С)

Называет 4 основных
цвета. Пирамида 10 колец.

Матерная:
8 цветных предметов по 2 каждо­го
цвета, но разной формы. Например:
крас­ный
мяч, красный флаг и т.д. (знакомые).

Взрослый показывает
поочередно предметы

спрашивает,
какого цвета.

Ребенок называет
каждый цвет хотя бы один раз. Принеси,
назови.

Общие

движения

(О)

Переступает
через пре­пятствия
высотой 10-15 см чередующим
шагом.

Материал:
кубики или другие предметы (вы­сотой
10-15 см). 1

Взрослый
расставляет предметы и предлагает
ребенку перешагнуть через препятствия.

Игра

(И)

В
играх исполняет роль. Например,
играя с куклой, говорит:
мама, доктор. Предметы заместители,
дидактические, строительные игры.

Материал:
разнообразные сюжетные игруш­ки.
Взрослый
наблюдает за игрой ребенка. Ребенок
отобрал какой-либо сюжет и выполняет
роль, которую сопровождает слово.

Речь

активная

(РА)

Употребляет
сложные предложения. 3 и более слов

Взрослый
наблюдает за ребенком во время
деятельности
или беседы с ребенком.

Ребенок
хотя бы раз в своей речи употреб­ляет
сложное предложение.

Навыки

(Н)

Одевается
самостоятельно

с
небольшой помощью взрослого, застегивает
пу­говицы,
завязывает шнурки.

Во
время одевания после сна, при сборе
на прогулку
ребенок самостоятельно одевается и
с
помощью взрослого застегивает пуговицы
и завязывает
шнурки.

Источник