Системный подход в работе с семьей ребенка имеющего нарушения развития

Системный подход в работе с семьей ребенка имеющего нарушения развития thumbnail



Организация взаимодействия с семьей — работа сложная; она не имеет готовых технологий и рецептов. Ее успех определяется инициативой, терпением обоюдным желанием, родителей, педагогов в тесном контакте.

Важно создать систему работы с родителями, направленную на помощь семье в создании для особого ребенка благоприятных и безопасных условий жизнедеятельности, социализации, а также поддерживающей среды для самой семьи.

Цель данной системы — создание условий для повышения мотивации включенности родителей в реализацию социально-реабилитационных программ.

Задачи системы:

а) повышение медико-психолого-педагогической грамотности родителей;

б) формирование адекватных взаимоотношений в детско-родительской и родительской подсистемах;

в) создание условий для активного участия родителей в воспитании и обучении детей;

г) оказание помощи родителям в воспитании положительных и преодолении отрицательных качеств ребенка;

д) оказание помощи в организации разумной деятельности ребенка (творчество, обучение, труд, игра), его общение в семье;

е) знакомство родителей со специальными коррекционными и методическими приемами, необходимыми для проведения занятий с ребенком с ТМНР в домашних условиях;

ж) формирование у родителей мотивации к взаимодействию со специалистами учреждения, участию в создании единого воспитательного пространства «ЦССВ — семья»;

з) создание благоприятного психологического микроклимата в группе, способствующего эмоциональному комфорту всех детей;

и) активное использование методики позитивного стимулирования ребенка;

к) взаимодействие педагогов и родителей в педагогическом процессе.

л) расширение контактов с социумом, обеспечить возможность общения родителей, имеющих детей со схожими проблемами.

Родители детей с нарушениями развития нуждаются в помощи не меньшей, чем их дети, в силу того, что именно родители формируют для детей комфортную и развивающую среду. На это указывает и тот факт, что в психологии последних лет довольно много внимания уделяется системному подходу к проблеме нарушения развития у детей: работа происходит не только в индивидуальном порядке, но и в семейном контексте. И хотя оказание помощи родственникам людей, страдающих психическими расстройствами, уже давно можно считать частью реабилитационного процесса последних, собственно реабилитационная работа с людьми через семейные отношения появилась достаточно недавно. Периодом её рождения можно считать 50-е гг. XX века, когда была опубликована книга Х. Б. Ричардсона (H. B. Richardson) «У пациентов есть семьи». Изначально, эта книга и три предшествовавших ей проекта — эксперимент Пэкхема, проект Корнелла и группа Монтефиоре — ставили целью изучить семьи с психологическими проблемами, а также влияние семейных процессов на заболевания одного из их членов. Но во второй половине XX в. теория семейных систем получила распространение в области психологии, психиатрии и реабилитационной медицины. На данный момент существует достаточное количество работ, касающихся влияния семейного контекста на развитие заболевания и реабилитацию больных. При анализе детско-родительских отношений в семьях, где есть дети с нарушениями развития, на наш взгляд, необходимо рассматривать в первую очередь родительскую позицию по отношению к ребенку. Это объясняется тем, что дети с нарушениями когнитивных и эмоциональных сфер не могут в должной степени проявлять своё отношение к окружающим, то есть их уровень восприятия другого человека отличается от обычного, что усложняет анализ.

Кроме того, у родителей, воспитывающих «особых» детей, как правило, отмечают сильно завышенный уровень стресса, депрессии, ужесточение ролевых позиций, усиление защитных механизмов, которые влияют на развитие ребенка и его дальнейшую социализацию. Таким образом, формируется значительное поле для исследований. Их цель — конструирование общей картины условий для развития «особых» детей. Кроме того, семьи с такими детьми сталкиваются не только с внутренними проблемами, но и с проблемами социальными, связанными с неготовностью общества принять необычных детей.

Семья и семейное воспитание испытывают сегодня в России огромные трудности. Не составляют исключение и семьи, имеющие детей с ОВЗ. Как и в обычных семьях, усиливается расслоение семей по уровню доходов, растет число разводов, разрушается традиционная структура семьи. Современная семья, к сожалению, зачастую, бедна — не только материально, но и духовно. Среда жизни и развития ребёнка с ментальными нарушениями зависит от образовательного уровня родителей и их участия в жизни общества, положения, которое они занимают в нём. Современные семьи развиваются в условиях новых противоречий общественных ситуаций, которые приводят к обострению семейных проблем.

Жизненная ситуация семьи, в которой растет ребенок с ограниченными возможностями здоровья, отличается рядом особенностей. Перечислим некоторые из них:

– длительный и хронический характер тех трудностей, с которыми сталкивается семья на протяжении многих лет, т. е. семья постоянно находится в стрессовом состоянии из-за обеспечения постоянной заботы о ребенке-инвалид;

– большая «ресурсоемкость» воспитания и жизнеобеспечения ребенка, необходимость дополнительных финансовых, социальных и психологических ресурсах для обеспечения достойного качества жизни;

– потеря родительской компетентности (многие родители не знают, что делать, когда рождается ребенок с ОВЗ);

– интенсивные и противоречивые чувства у членов семьи, возникающие в ответ на наличие у ребенка тяжелых нарушений;

– влияние трудностей с ребенком на все семейные подсистемы, семью как целое, ее ближайшее окружение;

– неясность жизненного маршрута, особенная острота вопроса о жизненных перспективах взрослого человека с инвалидностью;

Читайте также:  Роль семьи в развитии речи умственно отсталого ребенка

– отчуждение ребенка с ОВЗ и его ближайшего окружения.

На основе вышеописанных жизненных ситуаций выделяют следующие формы отношения родителей к детям, имеющим проблемы в развитии:

1 группа, когда родители стесняются неполноценности своего ребенка, гипер опекают его, прячут от людей, не посещают общественные места, лишая его жизненных впечатлений. Поэтому ребенок развивается медленно, не чувствует себя спокойным и в безопасности, он замкнут и неуверен в себе.

2 группа, когда родители ошибочно считают себя виновными в состоянии ребенка, настаивают на проведении самых неразумных методов «лечения», которые только расстраивают ребенка, не приносят ему никакой пользы.

3 группа, когда родители постепенно приходят к выводу о безнадежности состояния ребенка, отказывают в проявлении к нему каких-либо знаков внимания, любви. Часто родители отказываются от воспитания ребенка, передавая его постепенно на попечение государства.

4 группа, когда, не желая примириться с неполноценностью ребенка, родители преувеличивают его возможности, не хотят замечать недостатков, предъявляют к нему завышенные требования. Постоянное давление делает ребенка упрямым и раздражительным.

5 группа, когда родители принимают ребенка таким, каков он есть, не ограничивают круг его общения. Ребенок чувствует себя уверенно, счастливо, воспринимая себя таким, как все.

Включение родителей в коррекционно-развивающий процесс обусловлено личной ответственностью за воспитание ребенка, осознанием собственной значимости в его развитии, возможностью представлять более объективную картину развития своего ребенка.

Как отмечают А. А. Петрикевич и М. М. Ярмолинская, тесное и доверительное взаимодействие в значительной степени определяется позицией самих профессионалов. Поведение педагога-профессионала во многом зависит от того, какую роль он играет в отношениях с родителями ребенка. Авторы рассмотрели наиболее часто практикуемые модели таких отношений и выделили наиболее характерные черты. Основой для этого послужила степень участия родителей в отборе целевых, содержательных и процессуальных компонентов индивидуальной программы развития для их ребенка.

Что значит взаимодействие? Чтобы точно ответить на этот вопрос, давайте обратимся к словарям русского языка. В «Словаре русского языка» С. Ожегова значение слова «взаимодействие» объясняется так: 1) взаимная связь двух явлений; 2) взаимная поддержка.

В процессе воспитания детей с ментальными нарушениями трудно обойтись без поддержки. Существуют различные программы, в которых находят выражение разные педагогические подходы к взаимодействию семьи и учреждения.

Изучая опыт зарубежных и отечественных специалистов, можно отметить, что они выделяют несколько моделей взаимодействия с родителями. Можно выделить следующие модели: адлеровская модель, учебно-теоретическая модель, модель чувственной коммуникации, модель, основанная на транзактном анализе Э. Берна, и модель групповых консультаций X. Джинота.

Специальное изучение показало, что работа с моделью позволяет структурировать деятельность педагогического коллектива, как на уровне учреждения, так и на уровне отдельной группы.

Профессионалы, использующие эту модель, основной целью своей деятельности ставят удовлетворение потребностей семьи. Они рассматривают родителей как главных заказчиков и потребителей их услуг. В сфере взаимоотношений родителей и профессионалов принятие решений находится под контролем родителей. Роль же педагога состоит в том, чтобы предоставить родителям целый ряд возможностей и снабдить их необходимой информацией, из которой они могут выбрать нужную. В этой модели профессионал уважает родителей и признает их компетенцию.

Преимущество данной модели состоит в том, что у педагога меньше соблазнов относиться к родителям как к гомогенной группе. Работа строится таким образом, что естественным и необходимым элементом становится разнообразие подходов к решению индивидуальных проблем как ребенка, так и родителей. Используя данную модель, невозможно имитировать эффективность предоставляемых семье услуг.

Одна из важных идей этой модели состоит в том, что значимость педагога определяется не его профессиональным статусом, а той реальной работой, в процессе которой он налаживает переговоры и оказывает помощь семье в поисках решений вопросов воспитания и обучения детей.

Непосредственное включение родителей в коррекционный процесс позволяет снять или нейтрализовать следующие проблемы:

– нарушение интеракций между родителями и ребенком;

– негативное восприятие ребенка родителями;

– эмоциональная перегрузка родителей детей с нарушениями поведения.

Семья — уникальная воспитательная среда, семья и специалисты, работающие с «особыми» детьми — это равнозначные, взаимодополняемые «объединения», необходимые для правильного личностного и социального развития ребенка.

«Прийти вместе — это начало, остаться вместе — это развитие, работать вместе — это успех!»

Литература:

  1. «Методическое обеспечение программ психолого-педагогического консультирования родителей (законных представителей) детей с особыми образовательными потребностями в сфере домашнего обучения и воспитания» Кийкова Н. Ю., Уварова О. Н.
  2. Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2018. № 1 (34). С. 29–35.
  3. «Ребенок с ОВЗ, как смыслообразующий элемент социального взаимодействия субъектов» Куликова Е. А. Воспитание и обучение детей младшего возраста. 2018. № 7. С. 251–252.
  4. «Формирование педагогической культуры родителей детей с особыми образовательными потребностями» Мымрикова К. М. В сборнике: ПРОРЫВНЫЕ НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ КАК ДВИГАТЕЛЬ НАУКИ сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции: в 3 частях. 2017. С. 105–107.
  5. «Психолого-педагогическая работа с родителями детей с особыми образовательными потребностями» Линченко М. Н. В сборнике: Молодой исследователь: от идеи к проекту. Материалы I студенческой научно-практической конференции. 2017. С. 235–238.
  6. «Методика «Оценка детско-родительского взаимодействия»» Галасюк И. Н., Шинина Т. В. Исследование с применением видеосъемки / Москва, 2017.
  7. «Основы психологии семьи и семейного консультирования» Посысоев Н. Н., Жедунова Л. Г., Можаровская И. А., Юрасова Е. Н. Учебник / Москва, 2017. Сер. 58 Бакалавр. Академический курс (2-е изд., пер. и доп.)
Читайте также:  Общие закономерности развития ребенка в норме

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, родитель, семья, модель, проблема, оказание помощи, ближайшее окружение, русский язык, семейный контекст, воспитание ребенка.

Источник

Киреева В.Л., воспитатель

МАДОУ детский сад комбинированноговида

№16 «Тополёк»

г.Серов, Свердловская область.

Системный подход к организации и содержанию процесса сотрудничества с семьями воспитанников, имеющими

нарушения в речевом развитии.

Популярный в современной педагогике семейно-центрированный подход предполагает активное включение родителей во взаимодействие с педагогами дошкольного учреждения, а также повышение родительской психолого-педагогической компетентности. Традиционные формы партнерства детского сада и семьи совершенствуются и наполняются новым содержанием, разрабатываются инновационные формы.

Успех коррекционного обучения детей с речевыми нарушениями во многом зависит от того, насколько четко и активно организовано взаимодействие педагогов с семьями. Согласованное взаимодействие возникает в процессе предшествующей работы. Мы выделили 6 стадий процесса сотрудничества.

6 стадия

1 стадия

Установление контактов

— Наблюдение

— Посещение семей воспитанников

— Родительские собрания

2 стадия

Совместное обсуждение вопросов развития и воспитания детей

— Индивидуальные беседы о речевом развитии ребенка, возможных путях их профилактики и коррекции

— Анкетирование

— Создание родительского комитета

3 стадия

Установление совместных требований к общему и речевому воспитанию ребенка

— Беседы, диспуты.

— Папки-передвижки

— Ширмы

— Библиотека для родителей

— Информационные листы

4 стадия

Упрочение сотрудничества в достижении общей цели

— Дни открытых дверей

— Совместные речевые праздники

— Концерты для родителей

— Импровизированные праздники, не требующие совместной подготовки

5 стадия

Реализация индивидуального  подхода

-Консультация для родителей

— Телефон доверия

— Бюро справок

— Библиотека игр и упражнений, домашняя игротека

Совершенствование педагогического сотрудничества, его развитие в интересах ребенка, достижение полного взаимопонимания и создание совместными усилиями условий для закрепления навыков правильной речи в ДОУ и семье.

— Календарь благодарностей

— Совместная продуктивная деятельность

— Создание семейного клуба.

Факт того, что родители не уделяют должного внимания работе по преодолению какого-либо речевого дефекта, можно объяснить тем, что родители не слышат недостатков речи своих детей, не придают ему значения, не владеют специальными знаниями в вопросах коррекции речи. Основная задача воспитателя – помочь родителям стать заинтересованными, активными и действенными участниками всего процесса воспитания и развития детей, в том числе и коррекционного.

Непрерывная связь с родителями осуществляется в разных формах работы: коллективной, индивидуальной, наглядной. Остановимся лишь на некоторых из них.

Наблюдения на первой стадии процесса сотрудничества охватывают все сферы жизнедеятельности детей – расставание детей с родителями утром и встреча их вечером, характер взаимоотношений и общения, вопросы детей и реакция на них родителей, интерес родителей к аспектам детской жизни в детском саду. Наблюдения в сюжетно-ролевых играх отражают характер внутрисемейных и межличностных отношений. Ежедневные наблюдения отражались в «Дневнике наблюдений», который предлагался родителям для ознакомления.

«Календарь благодарностей» стал для родителей хорошим стимулом к плодотворному сотрудничеству. Выставки совместного с родителями творчества, оформление семейных альбомов, изготовление подарков к праздникам сплачивает семьи, активизирует родителей на сотрудничество с детьми.

Неоспоримого признания заслужили импровизированные праздники, которые являются для детей приятной неожиданностьюи от родителей не требуют предварительной подготовки. Были проведены «Праздник цветных мелков», «Праздник бумажных игрушек», «День воздушных шариков», в ходе которых родители с детьми совместно творили, выполняли задания, участвовали в эстафетах.

По-прежнему актуальными формами педагогического просвещения родителей в вопросах общего и корригирующего воспитания остаются информационные стенды. Информацию в них мы условно разделяем на 4 блока: общепедагогическая и психологическая, логопедическая (домашняя игротека, домашние задания, экран звукопроизношения, консультационный материал), организационная, креативная (выставки, участие детей в оформлении пространства группы и т.д.). Для того,чтобы оперативно донести информацию логопедического содержания для родителей всех возрастных групп, нами разработан такой ресурс, как передвижной мини-стенд, стенд-путешественник, который совершает недельную остановку в каждой группе и в течение полутора месяцев проходит полный цикл путешествия по всем возрастным группам. Тематика разнообразна и зависит от возрастной группы, но всегда направлена на проблемы в речевом развитии детей и возможности их устранения.

Традиционной, но результативной формой педагогического просвещения родителей остались демонстрация образовательной деятельности, организация Дней открытых дверей.  Активно используются занятия-праздники, а также занятия-консультации, интегрированные занятия с участием логопеда. В этих формах родители имеют возможность наглядно на практике увидеть, как ведется работа по исправлению недостатков в речи детей, а также самим поупражняться в использовании коррекционных упражнений.

Актуальной и современной формой работы с родителями является пополнение методической родительской библиотечки информационными ресурсами (диски с подборкой материалов, флеш-накопители).  Родители отмечают доступность, удобство, мобильность, компактность и информативность данного ресурса.

Использование разных форм работы с семьями воспитанников и творческий подход к их реализации дает положительные результаты. Сотрудничество с семьей при наличии каких-либо нарушений у детей носит первостепенный характер, так как именно комплексный подход к проблеме и дифференцированный характер взаимоотношений с каждой семьей дает наибольший результат.   Вышеперечисленные формы, используемые для сотрудничества с семьями детей, имеющими нарушения в речевом развитии, применимы для работы во всех группах детского сада.

Читайте также:  Развитие ребенка 5 лет что должен уметь форум

                       

Источник

Статус проекта: Проекты, не получившие поддержку

Семейно-центрированный подход в реабилитации детей раннего возраста -эффективное направление профилактики нарушений развития и дезадаптации у детей

  • Конкурс

    Второй конкурс 2018

  • Грантовое направление

    Поддержка семьи, материнства, отцовства и детства

  • Номер заявки

    18-2-005903

  • Дата подачи
    10.09.2018
  • Запрашиваемая сумма
    1 849 930,00 ₽
  • Cофинансирование
    799 920,00 ₽
  • Общая сумма расходов на реализацию проекта 
    2 649 850,00 ₽

  • Сроки реализации

    01.11.2018 — 30.11.2019

  • Организация

    Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования » Институт непрерывного профессионального развития»

  • ИНН

    1655378980

  • ОГРН

    1171690001977

  • Краткое описание
  • Цели
  • Задачи
  • Обоснование социальной значимости
  • Целевые группы
  • География проекта

Краткое описание

Одними из актуальных направлений профилактики грубых нарушений развития, приводящих, в дальнейшем к инвалидизации детей и дезадаптации их в социуме, является раннее выявление отставания в развитии психических, сенсорных, речевых функций ребёнка и последующая, своевременно начатая системная, последовательная коррекция выявленных нарушений.
Роль родителей важна как на этапе выявления патологии, так и в процессе планирования и организации реабилитационных мероприятий, направленных на раннее и адекватное устранение нарушенных функций ребенка. Участие родителей в процессе терапевтического сопровождения детей с нарушениями в развитии является определяющим в отношении прогноза социализации и коммуникативной активности ребенка, а значит, во многом определяет его психосоциальный и образовательный маршрут. Способствовать участию родителей в реабилитационном процессе помогает активное и профессиональное информирование их, с последующим обучением методам активной реабилитации с применением сенсорно обогащенной среды и приемов эффективного взаимодействия с ребенком с особыми потребностями.
Практический опыт работы показывает, что большинство родителей недостаточно осведомлены по вопросам развития ребёнка, не имеют информации о возможностях реабилитации психического, сенсорного, речевого и эмоционального развития посредством использования сенсорно обогащенной, развивающей и игровой среды в домашних условиях. Необходимо повышать компетентность родителей по этим вопросам , консультировать по организации оптимального ухода, методам коррекции нарушенных функций с учетом повседневных активностей ребёнка. Формирование у родителей устойчивой мотивации к реабилитационным занятиям с ребенком, наряду с обучением родителей применению малозатратных, но высокоэффективных технологий раннего развития позволит положительно влиять на нормативное развитие ребёнка, а также будет способствовать успешной коррекции нарушений в развитии у детей раннего возраста, что, в дальнейшем, положительно отразится на их социализации и адаптации.
Проект предусматривает индивидуальные и групповые формы работы с родителями, проведение практико-ориентированных семинаров, школ и тренингов для родителей.
В ходе реализации проекта планируется издание монографий и учебно-методических пособий, содержащих современную и хорошо структурированную информацию по вопросам раннего развития в норме и патологии, и возможностях коррекции отклонений в развитии с применением эффективных, внедренных в мировую практику, технологий реабилитации, также — проведение семинаров и мастер-классов для специалистов, работающих с детьми, имеющими нарушения развития, участие и проведение научных конференций по вопросам реабилитации развития.
Контингент: родители, имеющие детей с нарушениями в развитии; специалисты, работающие с детьми раннего возраста, имеющими нарушения в психическом, сенсорном, речевом, эмоциональном развитии.

Цель

  1. Повышение компетенции родителей и специалистов, в области ранней диагностики и коррекции нарушений в развитии когнитивных, речевых и социальных функций у детей раннего возраста.
    Обучение мониторированию развития у детей раннего возраста и распознаванию родителями проблем с развитием ребенка.
    Формирование ответственной позиции у родителей в отношении реабилитации развития ребенка, наряду с приверженностью к составленной совместно со специалистом программой реабилитации развития.
    Применение технологий раннего развития, предназначенных для использования родителями в домашних условиях.

Задачи

  1. Популяризация современных научных знаний о развитии ребёнка в норме и патологии, о методах эффективной коррекции и стимуляции развития когнитивной, сенсорной, речевой, коммуникативной и социальной функций в домашних условиях.
    Обучение использования технологий ранней реабилитации развития.
  2. Создание обучающей среды для проведения консультаций с родителями детей раннего возраста, имеющих проблемы в развитии. Формирование системы знаний в отношении использования сенсорно обогащенной среды и развивающего окружения. Обучение родителей навыкам адаптивного сопровождения развития ребенка.
  3. Повышение квалификации специалистов по вопросам реабилитации развития.
    Помощь в освоении навыков эффективного взаимодействия с семьей, имеющей ребенка с нарушением в развитии. Помощь в отработке и построении реабилитационного маршрута, основанного на определении приоритетных терапевтических мишеней
  4. Проведение семейных консультаций по вопросам развития ребенка, мониторирования развития и раннего выявления отклонений в развитии, превентивного ухода и ранней реабилитации в условиях домашнего пребывания. Обучение родителей использованию эффективных и малозатратных технологий реабилитации развития.

География проекта

Республика Татарстан

Целевые группы

  1. Дети раннего возраста, родители,
  2. Специалисты, работающие с детьми отстающими в развитии

Источник