Нравственное развитие ребенка в процессе экологического воспитания

Татьяна .Козекаева
Нравственное развитие дошкольников через экологическое образование

Аннотация: В статье раскрывается необходимость использования экскурсий, прогулок, различных игр, художественной литературы, конкурсов, экологических акций в работе с детьми и родителями для повышения эффективности нравственно — экологического образования детей дошкольного возраста.

«Добрые чувства должны уходить своими корнями в детство. Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и важнейших истин. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу – школу воспитания добрых чувств».

В. А. Сухомлинский

Важным направлением развития ребенка в дошкольном образовательном учреждении является его нравственное воспитание и развитие.

Цель нравственного воспитания дошкольников — формирование нравственных качеств: гуманности, трудолюбия, гражданственности, коллективизма. Особая роль в нравственном воспитании, особенно в воспитании патриотизма, отводится природе, так как родная природа постоянно окружает ребёнка и понятна ему.

В дошкольном возрасте идёт активное накопление нравственного опыта.

Дети учатся сопереживать природе, олицетворять её.

Поэтому экологическое воспитание дошкольников следует рассматривать, как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, т. е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу и т. д.

Азы нравственно — экологической воспитанности связаны с познавательным интересом к объектам и явлениям природы, систематичностью представлений об окружающем мире, способностью осознанного поведения в природной среде.

Чтобы повысить эффективность нравственно — экологического образования,в нашем детском саду используются различные формы и методы работы: нод, экскурсии, целевые прогулки, использование художественной литературы, дидактические игры, проведение различных опытов и экспериментов, составление проектов с детьми и родителями.

Экскурсии мы проводим в лес, в парк, на луг в различное время года, потому что они содержат большой материал для познания окружающего мира и воспитания доброты, милосердия и внимательности.

Именно экскурсии способствуют развитию нравственных качеств ребенка, познавательного интереса, логического мышления, расширению кругозора, активизации внимания.

На ежедневных прогулках, во время которых используется один из основных методов – метод наблюдения, ведём наблюдения за живой и неживой природой. Особенно нам помогает в этом экологическая тропа, созданная на территории детского сада.

Каждый дошкольник – маленький исследователь, и стремится к активной деятельности. Поэтому в группе имеется «Центр экспериментирования»где с детьми ставим различные опыты: «Что нужно для питания растениям?», «Для чего корешки?», «Как увидеть движение воды через корешки, «Есть ли воздух в почве?», «Где лучше растёт лук?» и другие.

В работе с детьми сейчас актуален метод проектов.Дети участвовали в проектах: «Белоствольная берёза», «Зимующие птицы», «Огород на окне».

Интересно прошли экологические занятия на темы: «Покормим птиц», «Берегите животных», «Экологическая тропа осенью», «Во саду ли, в огороде», «Луга и леса нашей Родины»; «Уроки доброты», экологические конкурсы, обсуждение и проигрывание ситуаций.

Большое значение имеют экологические игры: дидактические, игры – моделирование экосистем.

Воспитание экологической культуры: доброты, заботы, милосердия невозможно без использования произведений художественной литературы, которая глубоко воздействует на чувства детей. В группе имеется «полочка умных книг», где находятся различные книги о природе, энциклопедии «Как живут животные?», «Маленькому почемучке о птицах, о море» и другие.

Следуя теории А. Н. Леонтьева, можно сказать, что в деятельности проявляется отношение личности к окружающей среде, необходимо формировать у дошкольников нравственную позицию по отношению к природе, деятельную любовь к ней, которая выражается «не только в любовании., но и в доступной детям деятельности по охране природы», т. е. в осознанном поведении.

Основой экологически направленной деятельности является детская трудовая деятельность.

Практическая деятельность детей проявляется в их участии при уборке территории, ее благоустройстве, посадке цветов и в уходе за ними, в посадке овощей на огороде, в посадке огорода на окне, участие в подкормке зимующих птиц, в уходе за комнатными растениями.

Работая с детьми по нравственно – экологическому воспитанию, мы создаём условия для каждого ребёнка любить и беречь окружающий мир и считаем, что достижение этой цели невозможно без помощи и поддержки семьи.

Семья является фундаментом нравственного воспитания, которое неразрывно связано с экологическим развитием.

Вопросы по воспитанию нравственных качеств у дошкольников посредством экологическоговоспитания у детей выносились на обсуждение родителей в разной форме: консультации в папках-передвижках, родительские собрания, круглые столы.

Родители участвуют в конкурсах, изготавливают совместно с детьми поделки из природного материала.Проведены выставки: «Дары осени», «Осенняя фантазия». Прошла экологическия акция «Поможем птицам» (изготовление родителями кормушек).

Экологическая, а так же нравственная проблема — одна из острейших проблем современности. Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого человека, его компетентного участия в их решении.

Формируя гуманное отношение к природе,мы исходим из следующего: главное чтобы ребенок понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе, есть забота о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку.

Источник

Анна Шумейко
Экологическое образование как средство духовно-нравственного развития и воспитания дошкольника

Экологическое образование как средство духовно-нравственного развития и воспитания дошкольника.

Важным направлением развития ребенка в дошкольном образова-тельном учреждении является его духовно-нравственное воспитание и раз-витие.

Процесс нравственного воспитания детей — важная задача педагогики на современном этапе развития нашего общества. Немаловажное место в нем занимает вопрос о формировании у детей представлений о нормах морали, регулирующих отношения человека к окружающим людям, при-роде и миру в целом. В период дошкольного детства закладывается пози-тивное отношение к природе, к “ рукотворному миру”, к себе и к окружа-ющим людям.

Когда ребенок начинает активную жизнь в обществе, он сталкивается с множеством проблем и трудностей. Ребенку важно понять, как люди об-щаются друг с другом, что они ценят, что порицают, кого за что хвалят, а за что ругают. Именно в процессе этого сложного познания сам ребенок становится личностью, со своим мировоззрением, со своим пониманием добра и зла, со своими реакциями на поступки других и собственным по-ведением.

Духовно-нравственное воспитание неизбежно соприкасается с эколо-гическим воспитанием.

Нравственно-экологическое воспитание дошкольников является прио-ритетным направлением в работе детского сада, имеющее конечной це-лью формирование нравственно-экологической культуры – осознано-правильного отношения к окружающей природе, понимание специфики живого, желание практически сохранять природные объекты, понимать и сочувствовать тем, кто испытывает дефицит каких-либо условий, радовать-ся на любые проявления животных и растений, их красоту.

Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разо-рять гнезда, обижать животных. Именно природа способствует духовно-нравственному развитию ребенка, способного к сопереживанию и выраже-нию нравственных чувств, знающего не только на словах, но и на деле что такое хорошо и что такое плохо.

Формирование экологического сознания – важнейшая задача детского сада в настоящее время.

Читайте также:  Эльконин психическое развитие ребенка от рождения до поступления в школу

Раскрыть перед ребёнком красоту природы и научить видеть её дело сложное. Для этого педагог сам должен уметь жить в гармонии с приро-дой, а дети должны подражать каждому его движению.

Эту важную социальную задачу можно решить с помощью расшире-ния педагогически организованных контактов детей с природной средой, а именно организации эколого-педагогической деятельности в детском саду.

Особым образовательным пространством, у нас – студентов, при изучении методики экологического образования являются практические занятия. Данная форма работы позволяет реализовать различные педагогические технологии работы с дошкольниками. На практических занятиях мы осваиваем методику организации и проведения разнообразных методов и форм работы по экологическому образованию в дошкольном образовательном учреждении, а затем реализуем их на практике.

Наша задача — доходчиво и ненавязчиво сформировать у дошколь-ников экологическое сознание, ценностное отношение к природе, окружа-ющей среде, родной земле.

В этом нам помогают различные формы организации эколого-педагогической деятельности:

Занятия:

Путешествие капельки;

Ребятам о зверятах;

Путешествие в лес;

Загадки природы;

Строим экологический город;

«Как рождается река?»

Экскурсии, которые осуществляются по территории станицы Ленинградской.

Экскурсия по экологической тропе;

Экскурсия в парк;

Экскурсия к водоему.

«Моя станица».

«Наш Краснодарский край»;

Развлечения:

«Все мы друзья природы»;

Викторина «Птицы — наши друзья»;

«Земля — наш общий дом»;

Брейн-ринг «Мы знаем и любим природу»;

Экологические игры:

«Природа и Я»;

«Экологический светофор»;

«Кто где живет?»

«Узнай на вкус»;

«Когда это бывает?»

На практических занятиях мы разрабатываем различные экологические проекты, которые затем осуществляем с детьми.

• экопроект «Маленькая фея».

• Проект «Подснежник»;

Эколого-оздоровительный проект «Чистота – залог здоровья»;

• Исследовательский проект «Чистая планета».

Так же проводим Экологические акции:

o «Береги природу»;

o «Берегиня»;

o «Покормите птиц зимой»;

Реализовать задачи экологического воспитания нам помогают самостоятельно созданные электронные ресурсы, в частности

Мультимедийные презентации:

Сохранить природу – сохранить жизнь.

Экологические проблемы Ленинградского района;

Сохраним Землю;

Кавказский Биосферный заповедник.

Содержание данных электронных ресурсов посвящено усвоению разносторонних знаний о родном крае, об особенностях природы данной местности, о животном мире, растительности, явлениях неживой природы.

Чтобы формировать у детей «экологически гуманное чувство» – чувство сопричастности ко всему живому, осознание планеты Земля «общим домом», привить детям этическую и моральную ответственность перед каждым живым существом, будь то растение или животное – используем экотренинги. Они дают заметный оздоровительный эффект, снимают психологическую напряженность и настраивают на доброжелательное отношение ко всему живому.

Содержание данных мероприятий направлено на развитие основ ба-зовой культуры личности, интеллектуальных и личностных качеств в со-ответствии с возрастными особенностями детей дошкольного возраста.

Именно эколого-педагогическая деятельность позволяет формировать у дошкольника такие ценности, как красота, гармония, духовный мир че-ловека, родная земля, заповедная природа, планета Земля, а так же инте-рес к общественной жизни, сочувствие к животным, ответственность за участие в общем деле.

Красота родной природы раскрывает и красоту человеческого труда,

рождает желание сделать свой край еще прекраснее. Поэтому так важно

показать детям, как человек оберегает и умножает природные богатства,

сколько труда вкладывает, чтобы радовали всех леса и озера, поля и реки.

Обогащать природу, родную землю, разумно использовать ее

сокровища — наша задача, и успех ее решения во многом зависит от того,

насколько верно будет экологическое воспитание. Тропинка в природу лежит через труд, любовь к своей земле, Родине, людям. И очень важно донести это до наших детей. Ответственность за это лежит на педагогах, воспитателях, родителях.

Какими вырастут наши дети зависит от нас. Мы должны научить детей не только брать от природы, но и заботиться о ней, охранять и приумножать ее богатства.

Именно созидательная деятельность, гармонизация человека с природой, обществом и самим собой дает ребенку психологическую устойчивость, силу преодоления препятствий, веру в добро, справедливость, красоту, истину, любовь.

Источник

Надия Санджиева
Педагогический опыт «Воспитание нравственных качеств у детей через экологическое воспитание»

«Мир, отражающий ребёнка, — это, прежде всего

Мир природы с безграничным богатством

явлений, неисчерпаемой красотой.

Здесь, в природе, вечный источник детского разума»

В. Сухомлинский.

Экологическое воспитание — это воспитание нравственности, духовности, интеллекта. Человек и природа — философы, поэты, художники всех времён и народов отдали дань этой вечной и всегда актуальной теме. Многие тысячелетия человек боролся с природой и приспосабливал ее к своим нуждам. В настоящее время из-за непродуманной деятельности человека исчезает больше видов растений и животных, чем появляется вновь. За последние десятилетия проблемы загрязнения и разрушения окружающей среды приняли глобальный характер. К сожалению, в наш компьютерный век современные дети редко общаются с природой, многие люди забывают об этом. По вине человека от пожаров и вырубки гибнут леса, засоряются водные просторы, а значит и гибнет животный мир, живущий там. В наши дни нравственное воспитание в экологическом образовании детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период ребёнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития.

Именно поэтому экологическое образование человека надо начинать с самого раннего возраста. Природа своеобразно реагирует на насильственное вторжение человека в еётерриторию: на планете стремительно исчезают различные виды животных и растений, а освободившиеся места заполняются вредными и опасными организмами. Только научившись жить в полном согласии с природой, мы сможем лучше понять её тайны, сохранить самое удивительное творение природы – жизнь на земле.

Френис Бэкон называл природу источником познания закономерности, ибо, по его словам, мы не можем управлять иначе, как подчиняясь ей. А философ – просветитель Вольтер называл природу книгой, которая таит в себе неисчерпаемый источник познаний для человека. Таким образом, восхищение красотой природы, охрана её и рациональное природопользование – неразрывные звенья в цепи экологического воспитания.

«Нужно, чтобы ребёнок, начиная с раннего возраста, привык оценивать свои поступки не только по непосредственному эффекту, но и по их последствиям, то есть оценивать настоящее в свете будущего. Только при таком воспитании подрастающего поколения… будущее человечество окажется в серьёзных руках» — писал профессор М. М. Камшилов.

Дошкольный возраст – оптимальный этап в развитии экологической культуры личности в этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально – ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно – экологических позиций личности, которые появляются во взаимодействиях ребёнка с природой, а также в его поведении в природе. Благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней. Процесс развития экологической культуры не прост и длителен. Для этого мы, взрослые, должны уметь жить в гармонии с природой, а дети должны быть готовы подражать каждое наше движение. Они очень наблюдательны и внимательны к словам воспитателя, хорошо отличают положительное и отрицательное в действиях взрослых.

Читайте также:  Развитие творчества у ребенка 4 лет

Исходя из темы, мною разработано перспективное планирование для работы с детьми трех возрастных групп.

В решении вопросов экологического воспитания есть разные виды деятельности ребёнка: экспериментирование, наблюдение, труд, игра, физическая деятельность. Формирование у детей экологического воспитания основано в первую очередь при наблюдении. Большое внимание уделяется общению детей с природой. Экологическая тропа позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе.

Метод наблюдения является главной формой познавательной деятельности в экологическом воспитании. Наблюдение даёт возможность чувственного познания, накопления конкретных сведений о растениях, животных, явлениях неживой природы. Метод наблюдения входит в разряд наиболее значимых. С его помощью ребёнок познаёт не только внешние параметры объектов природы, но и их связь со средой. Поэтому наблюдение используется в повседневной жизни в форме различных циклов,включая в себя такие формы работы: непосредственно образовательную деятельность, экскурсии, прогулки. Наблюдение важно тем, что оно лежит в основе разных видов деятельности, направленных на опознание или практическое преобразование природы. Это – труд по уходу за растениями и животными, изодеятельность и рассказы детей на основе впечатления, осмотр объектов природы, ведение календарей. Нельзя привить нравственное отношение к природе только по книгам и рисункам. Ребенку нужно ощутить запах травы после дождя или прелой листвы осенью, услышать пение птиц. Поэтому наши воспитанники на прогулке, экскурсии под руководством наблюдают за погодой и сезонными изменениями в жизни растений и животных. В процессе наблюдений закрепляются представления детей. Помогаю детям хорошо усвоить зависимость сезонных изменений от солнечного света. Развиваю у детей умение обобщать накопленное представление о природе, способность воспринимать красивое, знакомлю с природоохранной деятельностью в нашей республике и стране. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Отечеству.

С помощью ИКТ я знакомлю детей с заказниками Калмыкии, а также показываю труд людей в поле, на огороде и скотоводческих фермах.

Циклы наблюдений за растениями, растущими на окне, в огороде и на участке помогают детям проследить особенности взаимосвязи растений с условиями их жизни. Обязательно включаю в циклы наблюдения эстетического характера, дети учатся замечать красоту растений, которая проявляется только в благоприятных условиях, например, после проведения наблюдения «Какие они — цветущие растения» дети начали понимать эстетику живого с экологических позиций: красивое растение – это здоровое растение, которое находится в среде полностью соответствующей его потребностям.

Все составляющие подобного комплексного подхода к экологическому воспитанию в условиях дошкольного учреждения существуют не обособленно, а взаимосвязано. Так, нравственное отношение к природе возникает в процессе осознания того, что окружающий нас мир неповторим, уникален, нуждается в нашей заботе, и я стараюсь использовать как можно больше интересных объектов. В качестве видовых точек, прежде всего мы выбираем деревья, кустарники разных пород, разного возраста, разной формы. Также у нас есть муравьиные дорожки и их ходы, скопление солдатиков, а на одной, очень высокой вязи есть гнездо. На примере выросших сорняков можно объяснить многие биологические особенности растений, влияние человека на растительные сообщества.

Экскурсии — один из основных видов занятий и особая форма организации работы по экологическому воспитанию, одна из очень трудоёмких и сложных форм обучения. На экскурсиях я знакомлю детей с растениями, животными и одновременно с условиями их обитания, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе. Благодаря экскурсиям развивается наблюдательность, возникает интерес к природе. Находясь в парке, мы с детьми собираем разнообразный природный материал для последующих наблюдений и работ в группе, в уголке природы. Красота природы, окружающая их, вызывает глубокие переживания, способствует развитию эстетических чувств. Эстетическое переживания детей разнообразны – их радует красота в природе, они испытывают удовольствие от таких прогулок, стремятся внести элементы красоты в свои рисунки, я их помещаю в кармашек папки-раскладушки о природе, на выставку детских работ.

Для наблюдений использую дид. куклу «Машеньку», которая очень любит гулять с детьми в разные сезоны. Она помогает детям определять состояние погоды и одеваться в соответствии с погодой.Почти каждое наблюдение сопровождаю художественным словом: стихотворением, пословицей, поговоркой, загадкой или народной приметой использую стихи А. Толстого «Осень», «Дуб» Н. Матвеевой. С. Дрожжина «Привет», М. А. Познанской «Журавли», А. Л. Барто. «За цветами в зимний лес» Н. Никитина. «Встреча зимы» и многие другие.

Целевые и тематические прогулки провожу не только с познавательной целью (беседы, наблюдения и т. д., но и с практической, воспитывая у детей трудовые навыки. Вместе с детьми сажаем,а потом ухаживаем за растениями цветника и огорода: рыхлим, поливаем, полем, опрыскиваем. Ребята собирают семена для подкорки птиц зимой, образцы для оформления гербария, природный материал для ручного труда, выполняют творческие задания.В соответствии с темой и целью каждой прогулки дети участвуют в дидактических играх: «Найди дерево по описанию», «Узнай растение по описанию», «Живое — неживое», «Что сначала, что потом».В подвижных играх: «Гуси-Гуси», «Уточка», «Совушка — сова», «Кто первым добежит до дерева», «Спрячься за клумбу», «Найди растение по описанию», «Найди растение по названию», «Живая клумба цветов», «Что у меня в руке» и др.

Каждый день провожу работу с календарём природы: учу отмечать погоду с помощью условных обозначений. В конце каждого месяца рассматриваем календарь природы и выясняем, сколько было солнечных пасмурных, ветреных дней и т. д. В течение всех времён года наблюдаем за различными явлениями в природе. После раскладывали с детьми картинки с изображением погодных явлений и я просила их найти ту, на которой нарисовано такое же небо, какое видели на прогулке в этот день. Выбранную детьми картинку дети помещали в уголке природы. Знакомлю с новыми комнатными растениями. Стараюсь сформировать и закрепить у детей знания о потребности растений в определённых условиях среды (воды, хорошей почвы, света, тепла). Особое место в ознакомлении детей с природой относится в нашей группе огороду на подоконнике. Был организован информационно – экспериментальный проект «Огород на подоконнике».

Провожу с детьми работу в специально отведенной зоне для проведения опытов, для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и природными явлениями. Опыты строятся на основе имеющихся представлений, которые дети получают в процессе наблюдений, происходящем в природе явлениями и в процессе трудовой деятельности. Проводятся опыты в старших группах, а в средней группе использовала отдельные поисковые действия. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Уточняются знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях и т. д.) Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность.

Читайте также:  Музыка в познавательном развитии ребенка

Чтобы закрепить полученные знания и привить любовь к природе, я провожу образовательную деятельность по экологическому воспитанию детей дошкольников: «Ребята о зверятах», «Встреча с домовёнком», «Путешествие Маши и Медведя», «Путешествие в цирк» «Животные нашего края» и др.

Сказки для детей заключают в себе огромные духовные богатства, которые могут служить делу воспитания и образования. Использую в чтении для детей экологические сказки: «Мышонок Скрип» «Письмо Ели» «Лесная мозаика» и т. д. Такие сказки помогают понять взаимоотношения человека с природой и у детей происходит развитие интересов экологического характера, и ребёнок целостно воспринимает окружающую его действительность, пытается адекватно ее оценить.

На занятиях я также использую художественную литературу о природе. Прежде всего, я использую литературу, рекомендованную программой детского сада. После чтения с детьми провожу беседу, задаю вопросы, вижу в глазах детей сочувствие, сопереживание или радость, восторг. Очень приятно, когда дети задают вопросы, где проявляется у них забота и любовь о друзьях наших меньших.

Таким образом, художественная литература, в частности сказки, могут выступать действенным средством экологического воспитания детей-дошкольников, способствуя формированию у них знаний о природе, эмоционально-действенного, осознанного отношения к ней.

Одна из форм экологического воспитания являются праздники и развлечения. Роль праздников и развлечений заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка. Важно в таких праздниках не столько воспроизведение знакомых музыкальных произведений, стихотворений, игр, отгадывание загадок на темы природы, сколько включённость детей в переживание событий, в осознание экологических проблем, доступных пониманию детей. Праздничные мероприятия помогают развивать в ребёнке милосердие, внимание, справедливость, наблюдательность, желание помочь героям или решить возникшую проблемную ситуацию.

Наши дети участвуют в районных, региональных, всероссийских, международных конкурсах поделок из природного материала и в интеллектуальных конкурсах, проявляя себя, свои способности, таланты и занимают призовые места.

Работу по экологическому воспитанию веду в тесном сотрудничестве с родителями.Чтобы выяснить отношение родителей к проблеме данной темы я провожу анкетирование по следующим вопросам:

• Что такое экология?

• Читаете ли Вы ребенку книги о природе?

• Есть ли у Вас комнатные растения, и какие? Если нет, то почему?

• Есть ли в семье собака, кошка или другие животные?

• Посадили ли Вы дерево?

• Мастерили ли Вы когда-нибудь кормушки для птиц?

• Любит ли Ваш ребенок бывать на природе?

• Смотрит ли Ваш ребенок диафильмы, слайды, телепередачи о природе?

Только совместными усилиями мы можем решить главную задачу-воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. В работе с родителями по воспитанию нравственных качеств у детей через экологическое воспитаниея использую инновационные формы взаимодействия с семьей: родительские собрания, консультации, дискуссии, круглый стол, практикумы, деловые игры, беседы.

Для создания единого воспитательно-образовательного пространства на основе доверительных партнерских отношений, эффективной формой работы воспитателя и родителей является круглый стол. К примеру, один из них я проводила на тему «Место и роль человека в природе», где обсуждались актуальные проблемы и общий подход к воспитанию у детей любви к природе.

Благодаря возможностям интернета оформлены интересные и увлекательные папки-передвижки на экологическую тему: «Приучайте детей к труду», «Любить, ценить и охранять». Через них родители знакомятся с народными приметами.

Рекомендую родителям также делать зарисовки о природе, рассматривать картины и иллюстрации о природе, смотреть какие- то телевизионные передачи и т. д.

Такие формы работы дают возможность продемонстрировать родителям, какие знания о природе есть у детей, показать, что эти знания необходимы для формирования основ нравственного воспитания.

Для познания животного мира родители вместе с детьми выступают в театрализованных познавательных мероприятиях в роли различных животных. Родители и дети в таких мероприятиях ощущают всё на себе, пропускают через призму своего сознания и мироощущения, как надо вести себя в природе.

Мир детей и мир взрослых взаимосвязан. Родители со своими детьми неоднократно участвовали в конкурсах совместных работ как внутри группы,так и общесадовских: «Необычный урожай года», «Цветы из разнообразных материалов», «Зимние поделки из потолочных плит», «Полёт в космос» — поделки из бросового материала» Такие конкурсы пробуждают воображение и желание включаться в творческую деятельность, развивают эстетический вкус, эмоциональное восприятие окружающего и бережное отношение к нему. За совместную работу, дети и родители получают благодарность и сюрпризы.

Одним из перспективных работ, способствующих решению экологических задач, является метод проектной деятельности. На данный момент мною разработаны и оформлены проекты «Домашние животные — наши меньшие друзья», «Откуда пришёл хлеб», «Зимняя мозаика», «Огород на подоконнике», «Мир природы родного края»«Будь природе другом!»«Мы хозяева Земли». .

В результате работы над этой темой я сделала следующее:

• Составила перспективные планы по экологическому воспитанию дошкольников в средней, старшей, подготовительных группах.

• Составила картотеку наблюдений по всем временам года для трёх возрастных групп.

• Составила картотеку игр по экологии родного края.

• Оформила картотеку по экспериментальной деятельности.

• Разработала конспекты НОД по экологическому воспитанию дошкольников.

•Изготовила макеты: «Домашние животные», «Дикие животные», «Морские обитатели», «Пастух и стадо» «Мир степи» «Насекомые», «Животные жарких стран», «Животные холодных стран»,

• Совместно с родителями изготовили кормушки, скворечники для птиц, пополнили уголок природы комнатными растениями.

• Сделала папки-передвижки для родителей.

• Вместе с детьми собрали растения и листья деревьев и сделали гербарий.

• Изготовила экознаки.

Я считаю,что проделанная работа дала положительные результаты:

• сформировано понятие экологической культуры у детей;

• сформировано осознанно-правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;

• дети учатся практическим действиям по охране природы;

• развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;

• у детей появляется желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.

Мне хочется продолжить работу в этом направлении, потому что у детей развивается не только экологическая культура, но и возникают эстетические и этические чувства. А при положительных эмоциях формируется осознание ценностей природы и происходит нравственное обогащение личности ребёнка. Из всего сказанного следует, что за экологическим воспитанием ребёнка надо следить так же тщательно, как за его успехами в чтении, письме, математике.

Вывод: преодолеть экологический кризис можно только при совместном гармоничном развитии природы и человека. Человек над природой никакой не властелин и не царь. Восторгаясь его разумом, мы должны научиться восторгаться вдвойне гармонией, красотой природы, неисчерпаемостью ее тайн. Она вечна, тогда как человеческая жизнь – всего лишь миг, мгновение.

Источник