Эльконин психическое развитие ребенка от рождения до поступления в школу

Эльконин психическое развитие ребенка от рождения до поступления в школу thumbnail

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 26 августа 2019;
проверки требует 1 правка.

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Эльконин.

Дании́л Бори́сович Элько́нин (16 февраля 1904 — 4 октября 1984) — советский психолог, автор оригинального направления в детской и педагогической психологии, член-корреспондент АПН СССР.

Биография[править | править код]

Родился в селе Малое Перещепино Полтавской губернии, старший брат Виктора Эльконина (1910—1994).

С 1914 года учился в полтавской гимназии, оставил её в 1920 году в связи с тяжелым материальным положением семьи. Работал делопроизводителем военно-политических курсов, воспитателем в колонии малолетних правонарушителей. В 1924 году по командировке Наркомпроса УССР поступил на психолого-рефлексологический факультет Ленинградского института социального воспитания (впоследствии объединённого с Ленинградским педагогическим институтом им. А. И. Герцена). В 1927 году окончил педологическое отделение педагогического факультета ЛГПИ. Работал педологом-педагогом детской профамбулатории Октябрьской железной дороги. С 1929 года работал в ЛГПИ, где темой его работы (в сотрудничестве с Л. С. Выготским) были проблемы детской игры. Преподавал на кафедре педологии. После упразднения педологических структур c 1937 года работал учителем начальных классов в одной из ленинградских школ, преподавал в педагогическом институте, создавал школьные учебники по русскому языку для народностей Крайнего Севера. В 1940 году защитил кандидатскую диссертацию, посвящённую развитию речи школьников.

По окончании войны (которую он провёл на фронте, был награждён орденами и медалями) [1]Д. Б. Эльконин, хотя и очень хотел этого, не был демобилизован. Он получил назначение на преподавательскую работу в Московский областной военно-педагогический институт Советской Армии, где не только преподавал психологию, но и разработал основные принципы построения курса советской военной психологии. Однако с 1949 года началась волна репрессий под видом борьбы с космополитизмом.

Заседание комиссии, посвящённое «разбору и обсуждению допускаемых подполковником Элькониным ошибок космополитического характера», было назначено на 5 марта 1953 года, но в этот день умер Сталин, и оно было отложено, а затем отменено. Подполковник Д. Б. Эльконин был уволен в запас.

В сентябре 1953 года Д. Б. Эльконин стал штатным сотрудником Института психологии АПН РСФСР (ныне Психологический институт РАО), где и проработал до конца жизни. В институте он заведовал несколькими лабораториями, в 1962 году защитил докторскую диссертацию, а в 1968 году был избран членом-корреспондентом АПН СССР. Многие годы он преподавал на факультете психологии МГУ, образованном в 1966 году.

Сын — психолог Борис Эльконин (род. 1950)[2].

Научная деятельность[править | править код]

Написал под редакцией М. Я. Басова в 1930 году брошюру «Учение об условных рефлексах». В этой работе 26-летний Д. Эльконин подробно объяснил читателю, что такое «условный рефлекс» и вопросы строения нервной системы. Отметим, что в списке литературы к данной работе нет фамилии физиолога И. П. Павлова. Это означает некоторую конкуренцию между авторами за право быть первым исследователем данного понятия[источник не указан 571 день].

Работы Д. Б. Эльконина стали одним из краеугольных камней теории деятельности.

Свои исследования по детской психологии он проводил совместно с учениками Л. С. Выготского: А. Н. Леонтьевым, А. Р. Лурией, А. В. Запорожцем, Л. И. Божович, П. Я. Гальпериным.

Д. Б. Эльконин опубликовал несколько монографий и научных статей, которые были посвящены обзору проблем теории и истории изучения детства, его периодизации и психодиагностикой.

Занимался такими вопросами, как психологическое развитие детей в разном возрасте[3], психологией игры и вопросами учебной деятельности школьников[4], а также проблемой развития речи и обучения чтению у детей[5].

Основным вкладом Даниила Борисовича в советскую и мировую педагогику была разработка и внедрение новой системы обучения — «развивающее обучение».

Также несколько статей Д. Б. Эльконина были посвящены анализу взглядов Л. С. Выготского. Даниил Борисович в своих работах опирался на идею о культурно-историческом развитии человека, так в восьми теоретических работах Эльконина было подробно раскрыто общее положение Л. С. Выготского[6].

Данное положение (о том, что детство развивается и имеет конкретно-исторический характер) было также высказано П. П. Блонским и А. Н. Леонтьевым. Это означает, что детство в периоды разных исторических эпох имеет разные закономерности и содержание. Исследователи пришли к выводу, что не существует одинакового детства, детства нет «вообще». Именно поэтому важно понять теорию исторического развития детства, опираясь на историю психологии, этнографию, историю образования и т. д.[7]

Д. Б. Эльконин считал, что все виды деятельности детей общественны по своей природе, содержанию и форме, поэтому ребёнок с первой минуты рождения и с первых ступеней своего развития является общественным существом. Для Даниила Борисовича было неприемлемым положение «ребёнок и общество», он считал правильным положение «ребенка в обществе».

Также Д. Б. Эльконин считал ребёнка активным субъектом в преобразовании и присвоении достижений человеческой культуры, которые всегда носят деятельностный характер. Благодаря процессам преобразования ребёнок воспроизводит и создает в себе человеческие способности.

По данном вопросу А. Н. Леонтьев и Д. Б. Эльконин придерживались одной точки зрения, что ребёнок в процессе преобразования деятельности осуществляет такую практическую или познавательную деятельность, которая адекватна, но не тождественна деятельности, которая воплощена в человеческой деятельности в предыдущем поколении[8].

Рассматривая проблему соотношения обучения и развития ребёнка, Д. Б. Эльконин писал: «Между обучением и развитием стоит деятельность субъекта и деятельность самого ребёнка»[9]. В эмпирической части изучения данной проблемы Эльконин опирался на идеи Л. С. Выготского о том, что обучение предшествует развитию, а также положение «развитие из обучения» является основным фактом педагогической деятельности[10].

Д. Б. Эльконин на протяжении всей своей научной деятельности изучал вопросы психологического развития ребёнка. Эльконин полагал, что его понимание развития ребёнка позволит преодолеть ту натуралистическую постановку вопроса детской психологии, которая так долго бытовала в данном вопросе[11].

Даниил Борисович в процессе изучения развития ребёнка, сформулировал следующие принципы[12]:

  • условия (развития) — рост и созревание организма;
  • источники — среда, идеальные формы, то есть чем развитие должно завершиться;
  • форма — усвоение;
  • движущие силы — противоречие между усвоением предметной и общественной сторонами действия[13].

Работы Д. Б. Эльконина были также посвящены психологии игры и проблемам периодизации игровой деятельности. В своих работах он описал структуру и выделил основные элементы игровой деятельности[14]:

Читайте также:  Развитие ребенка азбука для детей

  1. сюжет (во что играют);
  2. содержание (как играют);
  3. роль;
  4. воображаемая ситуация;
  5. правила;
  6. игровые действия и операции;
  7. игровые отношения.

Большое значение имела разработанная Элькониным периодизация, в которой он выделил две стороны в деятельности — познавательную и мотивационную. Эти стороны существуют в каждой ведущей деятельности, но развиваются неравномерно, чередуясь по темпу развития в каждом возрастном периоде[15].

Основные публикации[править | править код]

  • Учение об условных рефлексах. М., Л., 1930.
  • Букварь: Учебник русского языка для мансийской начальной школы. Л., 1938.
  • Устная и письменная речь школьников (рукопись), 1940 (опубликовано позднее — см. 1998).
  • Развитие конструктивной деятельности дошкольников (рукопись), 1946.
  • Психологические вопросы дошкольной игры // Вопросы психологии ребёнка дошкольного возраста. М., 1948.
  • Мышление младшего школьника // Очерки психологии детей. М., 1951.
  • Психологические вопросы огневой подготовки. М., 1951.
  • Психическое развитие ребёнка от рождения до поступления в школу // Психология. М., 1956.
  • Творческие ролевые игры детей дошкольного возраста. М., 1957.
  • Развитие речи в дошкольном возрасте. М., 1958.
  • Детская психология. М., 1960. — 384 с.
  • Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников / под ред. Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова. М., 1962.
  • Психология детей дошкольного возраста / под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. М., 1964.
  • Психология личности и деятельности дошкольника / под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. М., 1965.
  • Возрастные особенности младших подростков / под ред. Д. Б. Эльконина. М., 1967.
  • Психология обучения младшего школьника. М., 1974.
  • Как учить детей читать. М., 1976.
  • Д.Б.Эльконин. Психология игры. — Педагогика, 1978. — 304 с. — 30 000 экз.
  • Д.Б. Эльконин. Развитие устной и письменной речи. М.: Интор, 1998. — 112 с. https://author-club.org/shop/products/27/

Память[править | править код]

Элько́нинские чте́ния — конференция, которая проходит каждые два года в Психологическом институте Российской академии образования. Чтения, посвященные памяти Даниила Борисовича Эльконина, были впервые проведены в 1996 году по инициативе В. В. Давыдова и Б. Д. Эльконина.

Награды[править | править код]

Ордена Отечественной войны II степени, Красной Звезды. Медали «За боевые заслуги», «За оборону Ленинграда».

Примечания[править | править код]

  1. ↑ Подвиг народа
  2. ↑ Эльконин Борис Даниилович на сайте НИУ ВШЭ
  3. Эльконин Д. Б. Мышление младшего школьника. — М.: Педагогика, 1951. — (Очерки психологии детей).
  4. Эльконин Д. Б. Психологические вопросы игры и обучения в дошкольном возрасте. — М.: Педагогика, 1957.
  5. Эльконин Д. Б. Устная и письменная речь школьников. — (рукопись), М., 1940.
  6. Эльконин Д. Б. Проблема обучения и развития в трудах Л. С. Выготского // Вопросы психологии. — 1966. — № 6.
  7. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды, Э-53, (Труды д. чл. и чл.-кор. АПН СССР) 560. Педагогика, М. (1989). Дата обращения 25 мая 2015.
  8. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. — 1959.
  9. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды, с. 512. Педагогика, М. (1989). — «Между обучением и развитием стоит деятельность субъекта, деятельность самого ребенка». Дата обращения 25 мая 2015.
  10. ↑ стр.380 Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. — Педагогика, М., 1989.
  11. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды, Э-53, (Труды д. чл. и чл.-кор. АПН СССР). Педагогика, М. (1989). Дата обращения 25 мая 2015.
  12. Эльконин Д. Б. Психология развития человека. — М.: Аспект Пресс, 2001. — 460 с.
  13. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды, с. 492. Педагогика, М. (1989). — «Движущие силы развития заключены в том противоречии, которое содержится в процессе усвоения ребенком общественно-мотивационной и предметно-операционной сторон действия.». Дата обращения 25 мая 2015.
  14. Эльконин Д. Б. Основные вопросы теории детской игры // Психология и педагогика игры дошкольника. — М., 1966.
  15. Марцинковская Т. Д. История детской психологии: учебник для студ. пед. вузов.. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 272 с.

См. также[править | править код]

  • Периодизация психического развития Д. Б. Эльконина
  • Теория развивающего обучения

Ссылки[править | править код]

  • Психологи МГУ: Д. Б. Эльконин
  • Эльконинские чтения
  • Персоналии: Даниил Эльконин
  • Венгер А. Л., Слободчиков В. И., Эльконин Б. Д. Проблемы детской психологии и научное творчество Д. Б. Эльконина // Вопросы психологии. 1988. № 3. С. 20.

Источник

Психологи МГУ:
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Э
Ю
Я

Эльконин Даниил Борисович

(1904  — 1984)

Даниил Борисович Эльконин принадлежит к той
славной плеяде советских психологов, которая
составляет костяк всемирно известной научной
школы Л. С. Выготского. Д. Б. Эльконин с гордостью
говорил о том, что он является учеником Льва
Семеновича и соратником других его учеников и
последователей. Глубоко восприняв идеи этой
школы, Д. Б. Эльконин в течение нескольких
десятилетий оригинально их конкретизировал в
своих экспериментальных и теоретических
работах, создав тем самым собственное научное
направление в детской и педагогической
психологии.

Д. Б. Эльконин сочетал в себе талант ученого,
умеющего глубоко анализировать фундаментальные
научные проблемы, и способности исследователя,
эффективно решающего прикладные
психологические вопросы, имеющие серьезное
значение для педагогической практики. Ему
принадлежат замечательные теории периодизации
детского развития и детской игры, а также
методики обучения детей чтению. И еще одно
необходимо сказать о Данииле Борисовиче — он
обладал незаурядной и щедрой душой
жизнелюбивого и жизнестойкого человека,
сумевшего до последних дней сохранить большой ум
и доброту. Он имел поистине благородный характер
ученого и гражданина.

Родился Д. Б. Эльконин в Полтавской губернии,
учился в полтавской гимназии и в Ленинградском
педагогическом институте им. А. И. Герцена. С 1929 г.
работал в этом институте; несколько лет в
сотрудничестве с Л. С. Выготским изучал проблемы
детской игры. С 1937 г. и до начала Великой)
Отечественной войны он был учителем начальных
классов в одной из ленинградских школ,
преподавал в педагогическом институте, создавал
школьные учебники по русскому языку для
народностей Крайнего Севера. В этот период Д. Б.
Эльконин защитил кандидатскую диссертацию,
посвященную развитию речи школьников (1940).

Всю Великую Отечественную войну Д. Б. Эльконин
находился в действующей армии, был награжден
боевыми орденами и медалями. После войны он
преподавал психологию в Военно-педагогическои
институте Советской Армии. С сентября 1946 г.
работал по совместительству в Институте
психологии АПН РСФСР. Демобилизовавшись из армии
в 1953 г. в звании подполковника, Д. Б. Эльконин стал
сотрудником Института психологии в той же
должности. Он последовательно заведовал
лабораториями психологии младших школьников,
психологии подростков, диагностики-психического
развития школьников. В 1962 г. он защитил
докторскую диссертацию, в 1968 г. был избран
членом-корреспондентом АПН СССР. Многие годы он
преподавал на факультете психологии Московского
университета.

Свои исследования по детской психологии Д. Б.
Эльконин Проводил в тесном сотрудничестве с
такими учениками Л. С. Выготского, как А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, А. В.
Запорожец, Л. И. Божович, П. Я. Гальперин. Д. Б.
Эльконин поддерживал обширные и плодотворные
научные связи с детскими и педагогическими
психологами других стран (ГДР, НРБ, ПНР и др.), в
частности с теми американскими учеными, которые
опирались в своих исследованиях на идеи Л. С.
Выготского (с Дж. Брунером, Ю. Бронфенбреннером, М.
Коулом, Дж. Вертчем и др.).

Перу Д. Б. Эльконина принадлежит несколько
монографий и много научных статей, посвященных
проблемам теории и истории детства, его
периодизации, психического развития детей
разных возрастов, психологии игровой и учебной
деятельности, психодиагностики, а также вопросам
развития речи ребенка и обучения детей чтению.
Даниил Борисович посвятил несколько статей
научным взглядам Л. С. Выготского и неоднократно
выступал с докладами о нем в различных
аудиториях.

Список основных научных трудов Д. Б.
Эльконина
:

  1. Локальное действие постоянного электрического
    тока на спинномозговую инервацию мышцу / Новое в
    рефлексологии и физиологии нервной системы. М.;
    Л., 1929.
  2. Опыт включения детей в произвольный труд // Дети
    у станка. М.; Л., 1931.
  3. Учение об условных рефлексах. М.; Л., 1931.
  4. Развитие коллективов у детей // Учебник
    педологии для техникумов. Часть II. М.; Л., 1932.
  5. Букварь: Учебник русского языка для мансийской
    начальной школы. Л., 1938.
  6. Методические указания к букварю и учебнику
    русского языка для II класса мансийской и
    хантыйской начальной школы. Л., 1939.
  7. Картинки для бесед-уроков на русском языке. Л.,
    1940. (Совместно с П. Н. Жулевым.)
  8. Устная и письменная речь школьников (рукопись),
    1940.
  9. Первая книга по русскому языку для школ народов
    Крайнего Севера. Л., 1946.
  10. Методические указания к первой книге по
    русскому языку для школ народов Крайнего Севера.
    Л., 1946.
  11. Развитие конструктивной деятельности
    дошкольников (рукопись), 1946.
  12. Психологические вопросы игры дошкольника //
    Дошкольное воспитание. 1947. № 11.
  13. Психологические вопросы дошкольной игры //
    Вопросы психологии ребенка дошкольного
    возраста. М., 1948.
  14. Игра и психическое развитие
    ребенка-дошкольника // Труды Всероссийской
    конференции по дошкольному воспитанию. М., 1949.
  15. Творческие игры дошкольника//Семья и школа. 1949.
    № 11.
  16. Русский язык: Учебное пособие для II класса школ
    народов Крайнего Севера. М.; Л., 1950.
  17. Мышление младшего школьника/ Очерки психологии
    детей. М., 1951.
  18. Некоторые проблемы высшей нервной деятельности
    и детская психология// Советская педагогика. 1951.
    № 11.
  19. Психологические вопросы огневой подготовки. М.,
    1951.
  20. Психологические основы овладения приемами
    стрельбы//Военно-педагогический сборник. 1952. № 11.
  21. Особенности взаимодействия первой и второй
    сигнальных систем у детей дошкольного
    возраста//Известия АПН РСФСР. 1955. Вып. 64.
  22. Вопросы развития психики детей дошкольного
    возраста/Под ред. А. В. Запорожца, Д. Б.
    Эльконина//Известия АПН РСФСР. 1955. Вып. 64.
  23. Психическое развитие ребенка от рождения до
    поступления в школу // Психология. М., 1956.
  24. . Общая характеристика психического развития
    детей // Психология. М., 1956. (Совместно с А. В.
    Запорожцем.)
  25. Психическое развитие школьников//Психология. М.,
    1956. (Совместно с Л. И. Божович, Л. В.
    Благонадежиной.)
  26. Совещание по психологии личности//Вопр.
    психологии, 1956. № 1.
  27. Некоторые вопросы психологии усвоения
    грамоты//Вопр. психологии. 1956. № 5.
  28. Творческие ролевые игры детей дошкольного
    возраста. М., 1957.
  29. Формирование умственного действия звукового
    анализа слов у детей дошкольного
    возраста//Доклады АПН РСФСР. 1957. № 1.
  30. Проблема установки, ее теория и факты//Вопр.
    психологии. 1957. № 3.
  31. Предисловие//Психологические вопросы игры и
    обучения в дошкольном возрасте. М., 1957.
  32. Психологические вопросы игры и обучения в
    дошкольном возрасте/Под ред. Д. Б. Эльконина. М.,
    1957.
  33. Воспитательное значение сюжетной ролевой
    игры//Дошкольное воспитание. 1958. № 1.
  34. Развитие речи в дошкольном возрасте. М., 1958.
  35. Реформа школы и задачи психологии. (Совместно с
    А. Н. Леонтьевым, П. Я. Гальпериным.)//Вопр.
    психологии. 1959. № 1.
  36. Формирование умственного действия
    словоизменения и его значение для обучения
    грамоте//Доклады АПН РСФСР. 1959. № 3.
  37. Ступени формирования действия начального
    чтения: Тезисы докладов на 1-м съезде Общества
    психологов. М., 1959.
  38. Концепция формирования умственных действий и
    ее критика Ю. А. Самариным// Вопр. психологии. 1958. №
    6.
  39. Формирование действия слогового
    чтения//Доклады АПН РСФСР. 1959. № 4.
  40. Некоторые итоги изучения психического развития
    детей дошкольного возраста//Психологическая
    наука в СССР. Т. 2. М., 1960.
  41. Детская психология. М., 1960.
  42. Психологию на службу коммунистическому
    воспитанию//Вопр. психологии. 1960. № 4.
  43. Опыт психологического исследования в
    экспериментальном классе//Вопр. психологии. 1960. №
    5.
  44. Психологические вопросы формирования учебной
    деятельности в младшем школьном
    возрасте//Вопросы психологии обучения и
    воспитания. Киев, 1961.
  45. Букварь (экспериментальный). М., 1961.
  46. Психологическое исследование усвоения знаний в
    начальной школе// Советская педагогика. 1961. № 9.
  47. Экспериментальный анализ начального обучения
    чтению//Вопросы психологии учебной деятельности
    младших школьников. М., 1962.
  48. Вопросы психологии учебной деятельности
    младших школьников/Под ред. Д. Б. Эльконина, В. В.
    Давыдова. М., 1962.
  49. О теории начального обучения//Народное
    образование. 1963. № 4.
  50. Некоторые психологические проблемы построения
    учебных программ. (Совместно с В. В.
    Давыдовым.)//Тезисы докладов 2-го съезда Общества
    психологов. М., 1963. Вып. 5.
  51. Проблемы формирования знаний и умений у
    школьников и новые методы обучения в школе.
    (Совместно с А. В. Запорожцем, П. Я.
    Гальпериным.)//Вопр. психологии. 1963. № 5.
  52. К вопросу о формировании фонематического
    восприятия у детей дошкольного возраста.
    (Совместно с Л. Е. Журовой.)//Сенсорное воспитание.
    М., 1963.
  53. Проблемы психологии детской игры//Дошкольное
    воспитание. 1964. № 4.
  54. Предисловие// (Совместно с А. В. Запорожцем.)
    Психология детей дошкольного возраста. М., 1964.
  55. Развитие речи//Психология детей дошкольного
    возраста. М., 1964.
  56. Развитие мышления (Совместно с А. В. Запорожцем,
    В. П. Зинченко.)// Психология детей дошкольного
    возраста. М., 1964.
  57. Психология детей дошкольного возраста/Под ред.
    А. В. Запорожца, Д. Б. Эль-конина. М., 1964.
  58. Некоторые психологические особенности
    личности подростка (Совместно с Т. В.
    Драгуновой.)//Советская педагогика. 1965. № 12.
  59. Предисловие (Совместно с А. В.
    Запорожцем.)//Психология личности и деятельности
    дошкольника. М., 1965.
  60. Психология игры в дошкольном возрасте.
    Психология личности и деятельности дошкольника.
    М., 1965.
  61. Развитие личности
    ребенка-дошкольника//Психология Личности и
    деятельности дошкольника. М., 1965.
  62. Психология личности и деятельности
    дошкольника/Под ред. А. В. Запорожца, Д. Б.
    Эльконина. М., 1965.
  63. Основные вопросы теории детской
    игры//Психология и педагогика игры дошкольника.
    М., 1966.
  64. Интеллектуальные возможности младших
    школьников и содержание обучения. Возрастные
    возможности усвоения знаний. М., 1966.
  65. Возрастные возможности усвоения знаний/Под ред.
    В. В. Давыдова. М., 1966.
  66. Символика и ее функция в игре//Дошкольное
    воспитание. 1966. № 3.
  67. К вопросу о методологии и методике изучения
    психического развития детей// XVIII Международный
    конгресс психологии: Симпозиум 29. М., 1966.
  68. Проблема обучения и развития в трудах Л. С.
    Выготского//Вопр. психологии. 1966. № 6.
  69. Проблема, метод и организация
    исследования//Возрастные особенности младших
    подростков. М., 1967.
  70. Учебная деятельность: место учебной
    деятельности в жизни подростков-пятиклассников.
    Возрастные особенности младших подростков. М.,
    1967.
  71. Взрослость, ее содержание и формы проявления у
    младших подростков. (Совместно с Т. В.
    Драгуновой.)//Возрастные особенности младших
    подростков. М., 1967.
  72. Возрастные особенности младших подростков/Под
    ред. Д. Б. Эльконина. М., 1967.
  73. К анализу теории Ж. Пиаже о развитии детского
    мышления. (Совместно с П. Я. Гальпериным.) // Дж.
    Флейвелл. Генетическая психология Ж. Пиаже. М.. 1967.
  74. Проблема периодизации психического развития:
    Тезисы Всесоюзного съезда психологов. М., 1968. Т. 1.
  75. Проблема акселерации психического развития
    детей: Труды VIII конференции по морфологии и
    физиологии. М., 1969.
  76. Некоторые аспекты психического развития в
    подростковом возрасте: Материалы симпозиума:
    Особенности подросткового возраста//1Х научная
    конференция по возрастной морфологии,
    физиологии и биохимии. М., 1969.
  77. Связь обучения и психического
    развития//Экспериментальные исследования по
    проблеме перестройки начального обучения.
    Тбилиси, 1969.
  78. Вопросы психического развития. (Совместно с М. И.
    Лисиной.)//Вопросы детской и педагогической
    психологии на XVIII Международном
    психологическском конгрессе. М., 1969.
  79. Букварь (экспериментальный). Ч. 1. М., 1969.
  80. Психологические условия развивающего
    обучения//0бучение и развита , Киев, 1970.
  81. О психологических механизмах преодоления
    центрации: Материалы IV съезда | психологов СССР.
    (Совместно с В. А. Недоспасовой.) Тбилиси, 1971.
  82. К вопросу о переходных периодах в психическом
    развитии: Материал 1 IV съезда психологов СССР.
    Тбилиси, 1971.
  83. К проблеме периодизации психического развития
    в детском возрасте, Вопр. психологии. 1971. № 4.
  84. Психологические проблемы в связи с обучением по
    новым программам: Объединенная сессия АПН и АМН
    СССР. М., 1971.
  85. Психологические проблемы в связи с обучением по
    новым программам/ Вестник АМН СССР. 1971. № 4.
  86. Букварь (экспериментальный). Ч. 2. М., 1972.
  87. Еще о психологических механизмах
    первоначального обучения чтению/ Советская
    педагогика. 1973. № 1.
  88. Об экспериментальном букваре//Начальная школа.
    1973. № 4.
  89. Повышение качества работы сельской школы и
    задачи психологии// Воп. психологии. 1974. № 1.
  90. Психологический анализ некоторых трудностей
    при усвоении новых програм» Материалы
    симпозиума психологов. Ч. 1. Тбилиси, 1974.
  91. Психология обучения младшего школьника. М., 1974.
  92. К проблеме контроля возрастной динамики
    психического развития//» диагностике
    психического развития. Таллинн, 1974.
  93. Психология дошкольной игры//Психологические
    основы воспитания и обуч< ния в дошкольном
    возрасте. М., 1975.
  94. Как учить детей читать. М., 1976.
  95. Игра: ее место и роль в жизни и развитии
    детей//Дошкольное воспитание. 1976. № 5.
  96. Психологические механизмы преодоления
    центрации в мышлении детей: Тезисы советских
    психологов к XXI Международному конгрессу. М., 1976.
  97. Вклад Л.С. Выготского в разработку психологии
    игры// Вопр. психологи» 1976. № 6.
  98. О формировании предметных действий у детей:
    Тезисы докладов V Всесоюзного съезда психологов.
    М., 1977.
  99. Актуальные вопросы исследования периодизации
    психического развития детей. Проблемы
    периодизации психики в онтогенезе. М., 1976.
  100. Психология игры. М., 1978.
  101. Достижения и проблемы дальнейшего развития
    детской психологи] в СССР. Вопр. психологии. 1978. №
    1.
  102. Заметки о развитии предметных действий в раннем
    детстве//Вестни] МГУ. Сер. 14, 1978. № 3.
  103. Основные вопросы современной психологии детей
    в школьном возрасте/, Проблемы общей, возрастной
    и педагогической психологии. М., 1979.
  104. Насущные вопросы психологии игры в дошкольном
    возрасте//Игра » ее роль в развитии ребенка
    дошкольного возраста. М., 1979.
  105. Вклад ранних исследований А. Н. Леонтьева в
    развитие теории деятельности. Вестник МГУ. Сер. 14,
    1979. № 4.
  106. Право детей на счастливое детство и пути
    развития психологических знаний/ Вопр.
    психологии. 1979. № 5.
  107. Психолого-педагогическая диагностика: проблемы
    и задачи. Психодиагностика и школа. Таллин, 1980.
  108. Некоторые вопросы диагностики психического
    развития./ Диагностика учебной деятельности и
    интеллектуального развития. М., 1981.
  109. Л. С. Выготский сегодня. Научное творчество Л. С.
    Выготского и современная психология. М., 1981.
  110. Проблемы детской психологии в трудах А. Н.
    Леонтьева//А. Н. Леонтьев и современная
    психология. М., 1983.
  111. Воспоминания о соратнике и друге. Там же.
  112. Проблемы прогноза и коррекции в диагностике
    психического развития: Тезисы научных сообщений
    к VI съезду психологов. Ч. II. М., 1983.
  113. Размышления над проектом // Коммунист. 1984. № 3.
  114. Послесловие и комментарии к IV тому Собр. соч. Л.
    С. Выготского. М., 1984.
  115. Письма начинающей учительницы. (Рукопись.)
  116. Букварь (для шестилеток). (Рукопись.)

Факультет психологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова

125009, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 9. Схема проезда. Телефонный справочник.

Читайте также:  Что нибудь для развития ребенка 4 года

Источник