Перинатальный период развития психики ребенка

Перинатальный период развития психики ребенка thumbnail

В статье проведен теоретический анализ исследований зарубежных и отечественных психологов, показывающих влияние психологических факторов на формирование психики будущего ребенка. Показана необходимость психологического сопровождения женщин, ожидающих ребенка.

Ключевые слова: перинатальное развитие, пренатальное развитие, психологические факторы, развитие личности.

В нашем обществе современными женщинами уделяется недостаточное внимание психологической подготовке к зачатию ребенка, периоду беременности и родам. Социально-экономические проблемы, занятость на работе, семейные проблемы часто не позволяют женщинам быть более ответственными по отношению к себе, как будущей матери и по отношению к будущему ребенка. Многие беременные женщины просто не понимают важности принятия на себя этой ответственности, не осознают, что нервно-психические перегрузки, стрессы, тревоги и жизненная неопределенность могут в последствие сказаться на психическом здоровье будущего ребенка. Осознание приходит позже, когда происходят патологические необратимые процессы в соматическом и психическом развитии ребенка. В связи с чем, проблема психологического сопровождения женщин, ожидающих ребенка, становится актуальной. От ее решения во многом зависит здоровье наших детей и сохранность семьи.

Важно понимать, что решение о рождение ребенка должно в полной мере осознаваться как матерью, так и отцом. Женщина, вынашивая ребенка, передает ему свои чувства, эмоции и настроение, которые в свою очередь зависят от отношения женщины к ребенку, от принятия себя в роли матери, от отношения мужа к рождению ребенка и общей гармонии семейных отношений.

Перинатальное развитие — это период, непосредственно предшествующий рождению ребенка, совпадающий с ним или непосредственно следующий за ним. Пренатальное развитие — это развитие ребенка до рождения (психология беременности). Пренатальная стадия жизни — первая позиция человеческого существования, где духовные, психические и соматические факторы оказывают значительное влияние на развивающийся организм и психику [9].

Исследованию перинатального периода развития личности посвящены работы таких зарубежных исследователей как Р. Ассаджиоли, А. Бертин, Т. Верни, Ж. Х. Грабер, С. Грофф, Ф. Дольто, Х. Никель, Д. Пайнз, Л. Нильсон, С. Фанти. Среди отечественных исследователей можно назвать таких как, В. В. Абрамченко, А. С. Батуев, Н. А. Гармошова, А. И. Захаров, В. В. Петренко и др.

Кратко обобщая выводы выше перечисленных авторов можно сказать, что они рассматривают пренатальную стадию жизни как первую позицию человеческого существования, где различные факторы оказывают значительное влияние на развивающийся организм и психику, и где взаимообусловленность духовного, психического и соматического наиболее наглядна и достоверна.

Современные исследователи психологии беременности ставят перед собой задачу изучения психологических факторов, оказывающих влияние на развитие ребенка и благополучие диады мать-дитя, эмоциональное состояние беременных женщин, их изменения в восприятии окружающего мира, отношение к будущему ребенку, влияние взаимоотношений с людьми на течение беременности [1, 2, 3, 5, 6, 9].

В психоанализе сложилась традиция рассмотрения беременности с одной стороны как вершины полоролевого и психосексуального развития личности, а с другой стороны как состояние могущего порождать глубокий личностный кризис. Данная точка зрения нашла свое продолжение в работах зарубежных и отечественных психологов [1, 2, 3, 5, 6, 8, 9].

Наступление первой беременности способствует появлению чувства материнства. Именно в этот момент, важно осознавать характер собственных отношений с матерью, модель ее поведения для того, чтобы сформировать свою модель материнства, принять на себя ответственность за принятое решение. Процесс взросления, индивидуализации будет способствовать самоактуализации и личностному росту будущей матери и убережет от повторного проживания чужих чувств, фиксаций, переносов [1].

Согласно исследованиям Н. В. Боровиковой, знания женщины о самой себе и о сопровождающих беременность соматических и психических состояниях создает благоприятный психоэмоциональный фон протекания беременности, способствует личному взрослению женщин, укреплению и обогащению ее психики новым уровнем психологических самооценок [2].

М. П. Коваленко уделяет особое внимание изучению эмоционального состояния беременных женщин. Эмоциональный стресс, страх, тревога, апатия является основной причиной негативных нарушений состояния здоровья матери и плода. У мальчиков чаще встречаются отклонения в развитии по причине стресса матери. У девочек стресс матери распространяется на большее число антенатальных и перенатальных отклонений, чем у мальчиков [6].

Французский психоаналитик Ф. Дольто утверждал, что негативные переживания беременной женщины передаются еще не родившемуся малышу и могут вызвать у него невротические расстройства [4].

З. Фрейд также выводил невротические симптомы и черты характера из нарушений в раннем детстве, связывая их со специфическими страхами и травмами матери [8].

А. И. Захаров, считает, что эмоциональный стресс при беременности отрицательным образом сказывается не только на последующем здоровье ребенка, но и на самом течении родов, порождая различные трудности как со стороны матери, так и со стороны ребенка [5].

Читайте также:  Развитие ребенка картинки домашние животные

Беременность, которая доставляет женщине дискомфорт, может привести к физиологическим осложнениям беременности, а у родившегося младенца к повышенной тревожности и депрессиям.

При вынашивании нежеланной беременности эмоциональные проявления женщин резко поляризованы. В одних случаях это устойчивый негативный, депрессивный фон настроения, в других — эмоциональная невключенность, безразличие и даже определенная эйфория. Субъективные ощущения, связанные с шевелением плода, очень противоречивы. Плод начинает идентифицироваться матерью как уже нечто существующее, отличное от нее [5].

Период появления ощущения, связанного с шевелением плода, в жизни женщины имеет очень важный психологический и эволюционный смысл. В этот момент в самосознании женщины не только возникает образ будущего ребенка, но и, что особенно существенно, этот образ наполняется качественно особым чувственно-смысловым содержанием, которое можно характеризовать как сроднение.

Если ребенок нежеланный, роды у женщины чаще всего бывают преждевременными и масса тела новорожденных как правило ниже нормы. Дети рождаются слабыми, плохо едят, часто болеют, беспокойно спят, много плачут.

Переживания будущей матери из-за конфликтных отношений с супругом приводит к проявлению психогенной заторможенности у мальчиков, проявляющейся уже на этапе родов в отсутствии рефлекторного крика новорожденного. У девочек подобные переживания матери часто способствуют угрозе выкидыша. Волнения в начале беременности отражаются на пролонгированном течении родов у мальчиков и преждевременных родах у девочек [6].

Стрессы в начале беременности отражаются на пролонгированном течении родов у мальчиков и преждевременных родах у девочек.

Нарушение сна при беременности для мальчиков чреваты обвитием пуповины вокруг шеи, а для девочек — быстрыми стремительными родами [5].

Беременность является сложной жизненной ситуацией, затрагивающей все жизненные основания женщины, обуславливающей глубокие изменения самосознания, отношения к себе, другому, миру.

В процессе беременности женщина взрослеет, готовится стать матерью, изменяются отношения с отцом ребенка, ближайшим социальным окружением. Интенсивные эмоциональные переживания женщин осложняют как отношения с другими, так и процесс вынашивания ребенка, течение родов и дальнейшие детско-родительские отношения.

Все эти разнородные процессы находят свое единое выражение в изменении структуры и содержания значимых отношений женщины. Именно данный психологический конструкт изменяется наиболее динамично [7].

Не вызывает сомнений влияние на течение беременности отношения женщины к окружающему миру, будущему ребенку, отцу ребенка, взаимоотношений с людьми.

В качестве значимых отношений беременной женщины Э. Г. Эйдемиллер выделил следующие отношения [9]:

  1.              Отношение к себе (и в частности, как очень важный аспект самоотношения, отношение к собственному телу).
  2.              Отношение к отцу ребенка.
  3.              Отношение к вынашиваемому ребенку.

Именно эти три типа отношений влияют на процесс адаптации личности к ситуации беременности, благоприятное протекание родов, эмоциональное состояние женщины, благополучие ребенка.

Исследования Э. Г. Эйдемиллер, И. В. Добрякова, И. М. Никольской показали, что у женщин, на протяжении всей беременности которых сохраняется позитивное отношение к выделенным субъектам и высокая их оценка, беременность и роды протекают без осложнений, не наблюдается послеродовой депрессии, в послеродовой период эти женщины довольно легко принимают на себя роль заботливой, любящей матери. В тех случаях, когда наблюдается отрицательная динамика этих видов отношений течение беременности и родов осложняется, в послеродовой период наблюдаются трудности в установлении контакта с ребенком и низкая мотивация самой заботиться о нем [9].

Проведенный анализ теоретических исследований пренатального периода развития личности показал огромную роль психологической готовности беременных женщин к рождению ребенка. Женщины нуждаются в психологическом сопровождении, направленном на нормализацию психоэмоционального состояния, активизацию личностного адаптационного потенциала, подготовку к роли матери, к успешному прохождению беременности и родов. Важно формирование позитивного отношения женщин к будущему ребенку, которое во многом зависит от гармонии в семье, поддержки, доверии и взаимопомощи супругов, ожидающих ребенка.

Литература:

  1.              Баженова, О. В. Готовность к материнству: выделение факторов, условий психологического риска для будущего развития ребенка / О. В. Баженова. — М.: Знание, 2003. — 324 с.
  2.              Боровикова, Н. В. Акмеологический потенциал беременной женщины / Н. В. Боровикова. — М.: Наука, 1998. — 334 с.
  3.              Добряков, И. В. Ранняя диагностика и профилактика послеродовых депрессий / И. В. Добряков. — М.: РОП, 2000. — 315 с.
  4.              Дольто, Ф. На стороне ребенка / Ф. Дольто. — СПб.: Петербург 21 век, 1997. — 147 с.
  5.              Захаров, А. И. Влияние эмоционального стресса матери на течение беременности и родов / А. И. Захаров. — СПб.: Питер, 1997. — 256 с.
  6.              Коваленко, Н. П. Психологические особенности и коррекция эмоционального состояния женщины в период беременности и родов / Н. П. Коваленко. — СПб.: Питер, 1998. — 366 с.
  7.              Кузнецова, Л.Э., Хошаби, К. Э. Система отношений личности как основа формирования психологической готовности беременной женщины к рождению ребенка // Молодой ученый. — № 9 (89) — Чита: «Издательство молодой ученый», 2015. — с. 1257–1259.
  8.              Фрейд, З. Введение в психоанализ. Лекции / З. Фрейд. — М.: Наука, 2001. — 365 с.
  9.              Эйдемиллер, Э.Г., Добряков, И.В., Никольский, И. М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. Учебное пособие для врачей и психологов / Э. Г. Эйдемиллер. — СПб.: Речь, 2003. — 336 с.
Читайте также:  Сенсомоторное развитие ребенка в раннем возрасте

Источник

Перинатальная психология или психология родительства.

Есть такое понятие, еще пока малоизвестное многим родителям, как перинатальная психология.

Что такое перинатальная психология?

Перинатальная психология — это наука о психической жизни, не рождённого ребенка или только что родившегося (не родившегося ребенка, находящегося в утробе матери, называют плодом, а после рождения ребенок называется новорожденным в течение 4 недель).

Перинатальная психология  изучает психическую жизнь в перинатальный период, ее влияние на формирование личности человека. Это наука о связи плода и новорожденного с матерью, о влиянии психической жизни матери на ребенка. В этой области работают специально обученные перинатальные психологи в тесном сотрудничестве с врачами.

Каково направление перинатальных психологов?

Это:

— Подготовка к родительству обоих супругов;

— Подготовка к беременности и материнству;

— Юное и возрастное материнство;

— Нежелательная беременность;

— Психологическая работа с бесплодием и суррогатным материнством;

— Перинатальные потери;

— Сопровождение в родах и послеродовой период;

— Психологическое консультирование пациентов при применении ЭКО  и др.

Психологи утверждают, что все мы родом из детства, и я как перинатальный психолог, могу сказать, что корень многих «взрослых» проблем нужно искать ДО, ВО ВРЕМЯ  и ПОСЛЕ РОДОВ.

Начнем с того, что ребенка желать должны оба родителя. Супруги должны договариваться в планировании беременности. Обоюдное согласие зачать ребенка служит первым толчком формирования у него здоровой психики. Ученые всего мира давно уже доказали, что,  находясь в утробе матери, младенец уже умеет чувствовать. И, конечно же, ему передаются эмоции матери. И тогда появляется вопрос, если ребенок может подвергаться влиянию матери, то можно ли его воспитывать внутриутробно? Перинатальная психология утверждает, что не только можно, но и необходимо. Зарождение позитивного или негативного восприятия мира, отношения к окружающим начинается именно в период внутриутробного развития. Восприятие окружающего мира посредством общения через маму и переживание малышом периода родов, а также  информация, которую он получает в начале своей жизни, откладывается на подсознательном уровне и оказывает мощное влияние на всю последующую жизнь ребенка. И чем естественнее будет относиться будущая мама к своей беременности, тем здоровее будет ребенок.

Беременность и роды непременно влекут за собой перемены в отношении женщины к себе и к окружающим. При зачатии два организма матери и ребенка начинают жить общей жизнью, образуя диаду. Весь организм женщины кардинально перестраивается, чтобы оптимально обеспечить жизнедеятельность вдвоем. Беременность, независимо от того желанная она или нет, как и рождение ребенка, сопровождаются большими нагрузками на все системы организма женщины, что может повлиять на состояние её здоровья, на развитие ребенка, привести к повышению тревожности, к появлению страхов, депрессивных переживаний. Происходит изменение и социального статуса супругов, которые становятся матерью и отцом. Таким образом, появление в семье нового члена неизбежно приводит к перестройке семейной системы и меняет супружеские отношения.  Супружество – это не только, когда все хорошо, а когда пара объединяется  друг с другом в любых сложностях.

В разные периоды жизни желание иметь ребенка определяется разными мотивами. Все зависит от семьи, от ее развития. Существует различные способы  развития семьи. В любой семье могут возникать кризисы. А кризис – это нормальная и естественная ступень развития любой семейной системы. Бывает, что рождается ребенок в период кризиса в семье, и возможно, зачастую это попытка разрешить семейные проблемы. Но, из-за такой попытки разрешить проблему  с помощью беременности и родов, родители ставят новорожденного в неблагоприятные условия развития. И бывает наоборот, что из-за семейных кризисов беременность не наступает.

Читайте также:  История пензенского края как средство развития личности ребенка

А если забеременеть не получается и по медицинским показателям оба супруга здоровы, как быть?

В этот момент на помощь и приходят перинатальные психологи, которые помогают найти причины бесплодия. Эти причины могут быть разными и всё очень индивидуально. Одной из причин, являются страхи.

Существует группа страхов, которая  препятствует появлению беременности:

— страхи / проблемы социального статуса  будущих родителей;

— страх изменения привычного образа жизни;

— страх изменения отношений, когда появится ребенок;

— страх быть плохой матерью;

— страх сопротивляться семейной истории (обязательно надо родить, а я пока не хочу, но…);

— косметические страхи;

— экзистенциальные страхи (невозможность предугадать родится ли ребенок здоровым);

— страх родов.

С этими видами страхов перинатальные психологи работают с помощью разных методов психотерапии. Это и гештальт – терапия, это  арт-терапия, сказко — терапия и др.

 Конечно же, беременность это не то состояние, которое надо лечить. Однако, беременность, являясь кризисом адаптации, может актуализировать психологические проблемы и провоцировать психические (чаще невротические) расстройства.

Можно утверждать, что состояние беременности это, как правило, амбивалентное состояние. Для будущей матери период беременности – время существования разнонаправленных потребностей и поиск гармоничного их примирения. Наблюдая за беременными женщинами, можно заметить, что беременность часто переживается ими как болезнь. По многочисленным жалобам на соматические симптомы молодые мамы обращаются к врачам. Бывают случаи, что некоторых мамочек госпитализируют по акушерским показаниям в отделение патологии беременности для того, чтобы снизить невротическую тревожность.

Поэтому важной задачей психотерапии во время беременности является адаптация, в частности адаптация к новому образу своего тела. Иногда беременность – это чуть ли не первая возможность тела предъявить свое существование, которое нельзя не заметить. Принятие своей телесности является важным процессом в формировании материнской сферы – это становление женской зрелости, которая является развитием материнских чувств во взаимодействии с собственным ребенком. Принять свое тело во время беременности – это важный аспект женщины.

Но, чрезмерный контроль своего тела или ребенка внутри во время беременности, считается одной из причин ТОКСИКОЗА.

(Причина токсикоза может быть как физическая – это заболевания ЖКТ и др., так и психологическая  — все индивидуально).

Ведь малыш в состоянии уже внутриутробно почувствовать является ли он желанным для родителей, и способен воспринимать мамино настроение и общение с окружающими её людьми. Он должен еще в животе получить эмоциональный опыт.

Для этого перинатальные психологи применяют  различные психотерапевтические техники.

Это может быть индивидуальная психотерапия для беременной мамы и отдельно для «беременного» папы, могут быть арт – техники, рисунки себя как мамы в «новом мире», рисунки будущего ребенка, это может быть и прослушивание спокойной музыки, чтение сказок, занятие специальными дыхательными телесными техниками, плавание, посещение курсов «Я мама», а также курсов по грудному вскармливанию и др.

Все это может помочь сформировать положительное отношение к ребенку еще во внутриутробном периоде, а также может помочь научиться переживать различные эмоции к ребенку.

Какой бы вариант помощи как будущим родителям вы бы не выбрали, прислушивайтесь к себе, к своему телу, к своим желаниям, возможно, будет тяжело и страшно, но пройти этот путь совместно — с кем-то, значительно облегчит его вам.

Работа перинатальных психологов очень ответственна и обширна. Даже если беременность только запланированная – это уже шаг вперед, и женщине нужно время, чтобы осознать и принять этот шаг.

А еще важно осознать, КОМУ РОЖАТЬ РЕБЕНКА (для кого) и ДЛЯ ЧЕГО? И если есть потребность стать родителями, то без разницы как появится ребенок.

Источник