История пензенского края как средство развития личности ребенка

Тема:

«Использование активных методов и приемов

в процессе реализации парциальной программы

Е.Ф.Купецковой

«История пензенского края как средство

развития личности ребенка дошкольного возраста»

Как бы ни менялось общество, есть качество, которое необходимо всегда — это любовь к близким, бережное отношение к окружающим, любовь к своей Родине. А любовь к Родине начинается с воспитания любви к семье. Любить можно только то, что знаешь!

Как сформировать у дошкольников чувство сопричастности к истории родного города и его достопримечательностям, сделать процесс познания истории развивающим и интересным для ребенка?Ответ на этот вопрос я нашла в парциальной образовательной программе «История Пензенского края как средство развития личности ребенка дошкольного возраста» под редакцией Е.Ф.Купецковой.

При отборе содержания знаний для младших дошкольников я исхожу из учета возможностей детей, логической последовательности подачи материала, его воспитательной ценности, а также интереса детей к той или иной информации, возможности отражения полученных знаний в деятельности дошкольников.

Ознакомление с родным городом — это стержень, вокруг которого интегрируются все виды детской деятельности. Реализацию задач по краеведению осуществляю с помощью разнообразных форм, методов и приемов, направленных на развитие и закрепление знаний ребёнка о родном городе. Предпочтение при их выборе отдаю тем из них, которые имеют многофункциональный характер, способствуют развитию у детей познавательной активности и их самореализации, органически вписываются в образовательную деятельность. В зависимости от темы, цели и задач, времени проведения меняется и его форма. К таким формам относятся циклы занятий, включающие разные виды деятельности на основе единого содержания.

Словесные методы:

  • беседы,

  • обсуждения,

  • диалоги,

  • рассказ воспитателя сюжетных истории о жизни города, об архитектурных сооружениях;

  • родителя, опираясь на свой жизненный опыт;

  • самого ребенка.

Словесные методы использую как форму в организованной образовательной деятельности и как самостоятельную форму работы с детьми в течении дня, на разные темы, например: «Достопримечательности города», «Где я был?», «Мой Детский сад», «Что мы делаем в детском саду?», «В каком доме ты живешь?», «Какой дом старше?», «Старые и новые здания нашего города», «Красивые места Кузнецка», «Абашевская глиняная игрушка» и другие.

Моим детям очень нравиться слушать про наш родной город, проявляют интерес к новым местам, где они еще не были, используя аудиозаписи, например, такие как: звуки города – транспорт (железная дорога, грузовые машины, сирены спец. транспорта и т.д.) , звуки природы в соответствии с сезоном – голоса птиц, капель, шум ветра и т.д.

  • чтение произведений детской литературы наших земляков, в которых представлена художественно-эстетическая оценка родного края: В.Никитин «О реке «Труев» и людях» , «Прошлое, настоящие и будущее нашего города», «Огни культуры», «Родник в Кузнецком краю»; С. Сорокин «Мой Пензенский край, ты частица России»; Л. Лазебная «Пензенской земле посвящается» и т.д.

Совместно с родителями используя интернет ресурсы и домашние библиотеки, где мы искали произведения о Сурском крае, Пензенской земле, нашем городе. Создала картотеку литературных произведений, которая с каждым годом пополняется.

Наглядные методы:

  • просмотр слайдов и видеофильмов о городе,

  • рассматривание картин «Кузнецк – моя малая Родина!», иллюстраций «Достопримечательности города»,

  • презентаций и фотоальбомов «Родная улица моя», «Дома Кузнецка – старые и современные»,

  • составление альбомов « Мой город в разное время года», « Мой город – прошлое, настоящее, будущее»,

  • фотовыставка «Наши любимые домашние животные»;

Наглядные методы позволяют «приблизить» ребенка к достопримечательностям родного города, позволяет детям рассмотреть их в деталях, пережить чувства удивления, восхищения.

  • наблюдения

Целевые прогулки и экскурсии на близлежащие улицы Калинина, Кирова, наблюдения за жизнью этих улиц: движение машин и общественного транспорта, различаем виды домов, наличие магазинов, социально значимых учреждений — городская библиотека им. Радищева, городская больница, почта. На одной из пеших прогулок «Соберем коллекцию для творчества»  организовали сбор природного и бросового материала для поделок. Все это обеспечивает знакомство детей с социальным и культурным разнообразием города. Ценность этих форм определяется не только тем, что дети имеют возможность непосредственно знакомиться с городом, но и тем, что на основе этого знакомства у ребят легче формируются знания о родном городе.

  • экологическая тропинка — это форма незаменима в краеведческой работе. Воспитание любви к родному краю невозможно без общения с природой, погружения в ее мир. Данная форма организации дает образец гуманного отношения ко всему живому. Такие как: «Зеленая аптека», «Птичья Столовая», «Не навреди!»

Практические методы:

  • Я широко использую краеведческие игры. Такие как: «Чего не хватает», «Узнай по силуэту», «Найди ошибку художника», « Аукцион названий», « Я знаю пять названий». Они актуальны и интересны для детей дошкольного возраста. Играя в такие игры, дети получают целостное представление о родном крае, городе, о своей Родине. Краеведческая игра не только форма организации жизни ребенка, но и активный способ присвоения ребенком социального опыта.

  • Дидактическая игра, тоже интересный способ познания, развивает у детей сообразительность, находчивость, инициативу, приносят им радость, дети действуют непосредственно, свободно. Такие игры как: «Кому что нужно», «Отправь письмо», «Путешествие в деревню», «Скажи наоборот», «Сколько этажей у дома», «Строим город» и т.д. Ценность, которых заключается и в том, что знания, полученные в процессе, легко переносятся детьми в творческие игры: «Экскурсия в музей», «Мы в библиотеке», «Детский сад», «Почта»

  • Упражнения, которые направлены на обозначение отдельных предметов, на анализ строения предметов, на ориентировку в пространстве и на развитие воображения, а также направлены на формирование у детей новых умений:

  • находить и выделять в пред­метах и явлениях некоторые дополнительные их свойства,

  • анализировать предмет не только по отдельным признакам, а по совокупности та­ких признаков,

  • выполняют с заместителями предметов разнообраз­ные действия,

  • начинают анализировать с помощью схем все более сложные предметы, состоящие из большого количества частей.

Такие как: «Придумай сам», «Что сначала, что потом», «Цветные картинки», «Замри», «Что это такое», «Поможем художнику» и другие. Выполняя такие упражнения, дети создают не только отдельные образы, они уже в состоянии представлять в уме различные ситуации, развернутые и детализированные.

  • коллективно-творческие дела: использование плоскостного моделирования архитектурных сооружений и их частей (например, постройка забора, стадиона, озеленение площади); изготовление макета (улицы города, детского сада, домов, парка и т. д.) изготовление карты города, лабиринт — путешествие «Доберись до…», фотоальбомов, фотоколлажей, презентаций.

  • праздники и развлечения: народные, обрядовые, посиделки, день рождения. Такие как: «Масленица», «Приход весны. Жаворонки», «День семьи, любви и верности», «День города», «Яблочный спас».

Я стремлюсь чтобы мои дети принимали участие в жизни родного города: традициях, праздниках, содействую эмоциональной и практической вовлеченности детей в события городской жизни (например, сделали открытки для ветеранов, принимали участие в городских акциях

«Накормим птиц», «Чистый город»). Таким образом, дети знакомятся с культурой и традициями нашего многонационального народа Сурского края.

Методы повышения познавательной и эмоциональной активности:

  • выдвижение предположений (например, «Чтоб ты сделал, если бы…»), связанных с функцией элементов архитектурного убранства города, значения символов в городской среде, собиранию коллекций, связанных с образами родного города (фотографии, символы, значки);

  • игровые и воображаемые ситуации (например, «Как пройти в парк»,

Читайте также:  Индивидуальная карта развития ребенка средняя группа по фгос

« Я заблудился»);

  • игровые мотивации — сюрпризные моменты (например, получение письма, появление необычного предмета, сказочного персонажа, которому дети рассказывают, показывают и действуют вместе с ним);

  • элементы творчества и новизны (пластилинография, ТРИЗ);

  • мотивирование детской деятельности («Помоги кому то…» (строителю, архитектору, озеленителю и т.д.), «Научи меня» (например, построить дом, посадить клумбу и т.д.), «Создай..» (самостоятельно, вместе с другом, с родителями, все вместе). Дети проявляют творчество, самостоятельность в деятельности;

  • элементарный анализ (установление причинно – следственных связей), «Почему так?», «Зачем?», «Как?»

  • игры-экспериментирования и исследовательская деятельность, позволяющую детям установить связи между созданием и использованием предмета и его использованием в городской среде (игры с флюгером, баннер, Стелла, фонтан и т д. )

  • элементарное прогнозирование (умение рассматривать предметы и явления в движении – прошлое, настоящее и будущее), « Что было бы, если?», «Почему так?»%

  • неясные знания (догадки);

  • наибольший эффект дает такой метод, как постановка проблемы или создание проблемной ситуации. Например, «Помоги» (три поросенка хотят построить прочный дом, но не знают из какого материала), «Что же делать?» (незнайка пошел в лес за грибами, но не знает какие грибы можно собирать), «Как поступить?», «Чем помочь?» и много других. Занятие, начатое с проблемной ситуации, взятой из реальной жизни, требует от детей умение использовать имеющие знания для ее решения. Вовлечение дошкольников в самостоятельную поисковую деятельность повышает познавательную и эмоциональную активность детей.

  • Работа с детьми в этом направлении предполагает использование проективного метода, в рамках которого дети приобретают навык поисковой деятельности, умение анализировать собранный материал, заинтересованность в конечном результате. Вот некоторые темы  проектов реализованные в этом году: «Родная улица моя», «Дом, в котором я живу», « Природа родного края», «Я и природа!»

  • Наиболее интересным для моих детей был проект «Родная улица моя», совместно с родителями воспитанники делали фотографии улиц на которых они проживают, рисовали свою улицу, составляли рассказ о том, как добраться к ним домой, запоминая название улицы и свой дом.адрес, какие дома на этой улице, а некоторые даже углубились в историю возникновения своей улицы.

У дошкольников постепенно складывается образ собственного дома с его укладом, традициями. Ребенок принимает свой дом таким, какой он есть, и любит его. Это чувство родительского дома ложится в основу любви к родному краю.

Как краеведческое содержание интегрирует с другими направлениями развития ребенка?

  • участие детей в целевых прогулках, экскурсиях по городу обеспечивает необходимую двигательную активность и способствует сохранению и укреплению здоровья дошкольников;

  • обсуждение с детьми правил безопасного поведения в городе («Как правильно переходить дорогу», «Что можно, чего нельзя делать на улице города» и др.);

  • участие в совместном с воспитателем труде на участке детского сада (посильная уборка участка после листопада, подкормка птиц, живущих в городе);

  • развитие эстетического восприятия и суждений в процессе чтения произведений художественной литературы о малой родине, накопление опыта участия в разговорах, беседах о событиях, происходящих в родном городе, о достопримечательностях родного города, участие в придумывании сказок и историй о достопримечательностях малой родины;

  • рассматривание дидактических картинок, иллюстраций, отражающих отношение людей к малой родине (высаживание деревьев и цветов в городе, возложение цветов к мемориалам воинов, украшение города к праздникам и пр.);

  • участие в проектной деятельности, продуктом которой являются журналы или газеты о малой родине, создание карт города, составление маршрутов экскурсий и прогулок по городу; коллекционирование картинок, открыток, символов, значков;

  • обсуждение и составление рассказов о профессиях родителей-горожан;

  • участие с родителями и воспитателями в социально-значимых событиях, происходящих в городе (чествование ветеранов, социальные акции и пр.)

Невозможно привить любовь к родному городу без помощи родителей. Взаимодействие с родителями я строю в разных формах:

  • развлечения-викторины: «Что? Где? Когда?», «Счастливый случай»;

Проводятся викторины с использованием информационных и мультимедийных технологий;

  • совместные вечера-досугов: «Гостиная для родителей», «Новоселье»;

  • традиционные праздники «День Именинника»;

  • спортивные мероприятия: «Папа, мама, я — спортивная семья», «Веселые старты»;

  • выставка поделок из бросового материала: «Нет на свете ненужных вещей!», выставка совместных работ к праздникам Нового года «Лучший карнавальный костюм», Елочка – красавица», Светлой Пасхи «Пасхальные мотивы», «Мир увлечений» и другие;

  • конкурсы семейного творчества: стенгазета «Наша дружная семья», конкурс рисунков «Наши пушистые питомцы», фотовыставка «Голосуем всей семьей» и другие;

  • Родители с удовольствием принимают участие в акциях:

  • «Старинный дом», где они фотографировали убранство этих домов, старинные вещи и предметы;

  • «Люблю тебя мой край родной», где участники находили, зарисовывали, фотографировали красивые природные места Сурского края. Это и речка, и родники, и лес, поля и луга, цветочные и ягодные поляны, животные нашего края (белка, ежик, птицы), даже имеется аудиозапись голосов птиц;

  • «Птицы наши друзья», вместе с детьми и родителями делали скворечники, кормили птиц, заготавливали корм на зиму;

  • «Сделаем город лучше», посадка саженцев и обустройство клумб в д.с и во дворах, где проживают воспитанники.

В своей группе совместно с детьми и родителями мы создали мини-музей, который способствует воспитанию любви к родному городу и его достопримечательностям, развитию познавательного интереса, эстетических чувств, речевых, трудовых, изобразительных умений, творческих способностей. В мини музей дети с гордостью пополняют «семейными экспонатами», предметами старины, фотоальбомами, фотографиями, видеоматериалами которые они разыскали и создали вместе с родителями. Собранный материал вызывает у детей интерес и желание узнать историю своего города, изучать ее и уметь рассказать об этом. Тематика музейных экспозиций может быть различной, вот некоторые темы которые я использую:

  • «История возникновения города Кузнецка»;

  • «Старый-новый город» (фото — и видео-материалы);

  • «Гордость нашего города»;

  • «В мире старинных вещей».

Представленный материал позволяет познакомить детей с природными, культурными, социальными особенностями нашего города. Чем больше дошкольники будут знать о своем городе, тем больше будут его любить. Собранный (продуманное краеведческое содержание) краеведческий материал позволил моим детям расширить представление детей о городе, крае, в котором они живут, осознать, что у них есть родина, сформировать нравственные понятия о дружбе, трудолюбии, стремление к красоте, положительное отношение к семье, развить эстетический вкус, потребность общения с природой, стремление к здоровому образу жизни.

Академик Д.С. Лихачев говорил: «Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, вещах, которые им принадлежали, — значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие, — значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, — он, как правило, равнодушен к своей стране».

Чувство Родины начинается с любви к родному краю, которая пробуждается в душе каждого человека еще в раннем детстве. Глубоким знанием природы, быта, культуры родного края, его исторического прошлого мы должны увлечь дошкольников, пробудить у них интерес и любовь к родной земле.

Источник

Читайте также:  Взгляды на природу речевого развития ребенка

Тема:

«Использование активных методов и приемов

в процессе реализации парциальной программы

Е.Ф.Купецковой

«История пензенского края как средство

развития личности ребенка дошкольного возраста»

Как бы ни менялось общество, есть качество, которое необходимо всегда — это любовь к близким, бережное отношение к окружающим, любовь к своей Родине. А любовь к Родине начинается с воспитания любви к семье. Любить можно только то, что знаешь!

Как сформировать у дошкольников чувство сопричастности к истории родного города и его достопримечательностям, сделать процесс познания истории развивающим и интересным для ребенка?Ответ на этот вопрос я нашла в парциальной образовательной программе «История Пензенского края как средство развития личности ребенка дошкольного возраста» под редакцией Е.Ф.Купецковой.

При отборе содержания знаний для младших дошкольников я исхожу из учета возможностей детей, логической последовательности подачи материала, его воспитательной ценности, а также интереса детей к той или иной информации, возможности отражения полученных знаний в деятельности дошкольников.

Ознакомление с родным городом — это стержень, вокруг которого интегрируются все виды детской деятельности. Реализацию задач по краеведению осуществляю с помощью разнообразных форм, методов и приемов, направленных на развитие и закрепление знаний ребёнка о родном городе. Предпочтение при их выборе отдаю тем из них, которые имеют многофункциональный характер, способствуют развитию у детей познавательной активности и их самореализации, органически вписываются в образовательную деятельность. В зависимости от темы, цели и задач, времени проведения меняется и его форма. К таким формам относятся циклы занятий, включающие разные виды деятельности на основе единого содержания.

Словесные методы:

  • беседы,

  • обсуждения,

  • диалоги,

  • рассказ воспитателя сюжетных истории о жизни города, об архитектурных сооружениях;

  • родителя, опираясь на свой жизненный опыт;

  • самого ребенка.

Словесные методы использую как форму в организованной образовательной деятельности и как самостоятельную форму работы с детьми в течении дня, на разные темы, например: «Достопримечательности города», «Где я был?», «Мой Детский сад», «Что мы делаем в детском саду?», «В каком доме ты живешь?», «Какой дом старше?», «Старые и новые здания нашего города», «Красивые места Кузнецка», «Абашевская глиняная игрушка» и другие.

Моим детям очень нравиться слушать про наш родной город, проявляют интерес к новым местам, где они еще не были, используя аудиозаписи, например, такие как: звуки города – транспорт (железная дорога, грузовые машины, сирены спец. транспорта и т.д.) , звуки природы в соответствии с сезоном – голоса птиц, капель, шум ветра и т.д.

  • чтение произведений детской литературы наших земляков, в которых представлена художественно-эстетическая оценка родного края: В.Никитин «О реке «Труев» и людях» , «Прошлое, настоящие и будущее нашего города», «Огни культуры», «Родник в Кузнецком краю»; С. Сорокин «Мой Пензенский край, ты частица России»; Л. Лазебная «Пензенской земле посвящается» и т.д.

Совместно с родителями используя интернет ресурсы и домашние библиотеки, где мы искали произведения о Сурском крае, Пензенской земле, нашем городе. Создала картотеку литературных произведений, которая с каждым годом пополняется.

Наглядные методы:

  • просмотр слайдов и видеофильмов о городе,

  • рассматривание картин «Кузнецк – моя малая Родина!», иллюстраций «Достопримечательности города»,

  • презентаций и фотоальбомов «Родная улица моя», «Дома Кузнецка – старые и современные»,

  • составление альбомов « Мой город в разное время года», « Мой город – прошлое, настоящее, будущее»,

  • фотовыставка «Наши любимые домашние животные»;

Наглядные методы позволяют «приблизить» ребенка к достопримечательностям родного города, позволяет детям рассмотреть их в деталях, пережить чувства удивления, восхищения.

  • наблюдения

Целевые прогулки и экскурсии на близлежащие улицы Калинина, Кирова, наблюдения за жизнью этих улиц: движение машин и общественного транспорта, различаем виды домов, наличие магазинов, социально значимых учреждений — городская библиотека им. Радищева, городская больница, почта. На одной из пеших прогулок «Соберем коллекцию для творчества»  организовали сбор природного и бросового материала для поделок. Все это обеспечивает знакомство детей с социальным и культурным разнообразием города. Ценность этих форм определяется не только тем, что дети имеют возможность непосредственно знакомиться с городом, но и тем, что на основе этого знакомства у ребят легче формируются знания о родном городе.

  • экологическая тропинка — это форма незаменима в краеведческой работе. Воспитание любви к родному краю невозможно без общения с природой, погружения в ее мир. Данная форма организации дает образец гуманного отношения ко всему живому. Такие как: «Зеленая аптека», «Птичья Столовая», «Не навреди!»

Практические методы:

  • Я широко использую краеведческие игры. Такие как: «Чего не хватает», «Узнай по силуэту», «Найди ошибку художника», « Аукцион названий», « Я знаю пять названий». Они актуальны и интересны для детей дошкольного возраста. Играя в такие игры, дети получают целостное представление о родном крае, городе, о своей Родине. Краеведческая игра не только форма организации жизни ребенка, но и активный способ присвоения ребенком социального опыта.

  • Дидактическая игра, тоже интересный способ познания, развивает у детей сообразительность, находчивость, инициативу, приносят им радость, дети действуют непосредственно, свободно. Такие игры как: «Кому что нужно», «Отправь письмо», «Путешествие в деревню», «Скажи наоборот», «Сколько этажей у дома», «Строим город» и т.д. Ценность, которых заключается и в том, что знания, полученные в процессе, легко переносятся детьми в творческие игры: «Экскурсия в музей», «Мы в библиотеке», «Детский сад», «Почта»

  • Упражнения, которые направлены на обозначение отдельных предметов, на анализ строения предметов, на ориентировку в пространстве и на развитие воображения, а также направлены на формирование у детей новых умений:

  • находить и выделять в пред­метах и явлениях некоторые дополнительные их свойства,

  • анализировать предмет не только по отдельным признакам, а по совокупности та­ких признаков,

  • выполняют с заместителями предметов разнообраз­ные действия,

  • начинают анализировать с помощью схем все более сложные предметы, состоящие из большого количества частей.

Такие как: «Придумай сам», «Что сначала, что потом», «Цветные картинки», «Замри», «Что это такое», «Поможем художнику» и другие. Выполняя такие упражнения, дети создают не только отдельные образы, они уже в состоянии представлять в уме различные ситуации, развернутые и детализированные.

  • коллективно-творческие дела: использование плоскостного моделирования архитектурных сооружений и их частей (например, постройка забора, стадиона, озеленение площади); изготовление макета (улицы города, детского сада, домов, парка и т. д.) изготовление карты города, лабиринт — путешествие «Доберись до…», фотоальбомов, фотоколлажей, презентаций.

  • праздники и развлечения: народные, обрядовые, посиделки, день рождения. Такие как: «Масленица», «Приход весны. Жаворонки», «День семьи, любви и верности», «День города», «Яблочный спас».

Я стремлюсь чтобы мои дети принимали участие в жизни родного города: традициях, праздниках, содействую эмоциональной и практической вовлеченности детей в события городской жизни (например, сделали открытки для ветеранов, принимали участие в городских акциях

«Накормим птиц», «Чистый город»). Таким образом, дети знакомятся с культурой и традициями нашего многонационального народа Сурского края.

Методы повышения познавательной и эмоциональной активности:

  • выдвижение предположений (например, «Чтоб ты сделал, если бы…»), связанных с функцией элементов архитектурного убранства города, значения символов в городской среде, собиранию коллекций, связанных с образами родного города (фотографии, символы, значки);

  • игровые и воображаемые ситуации (например, «Как пройти в парк»,

Читайте также:  Этапы развития ребенка чем заниматься с ним

« Я заблудился»);

  • игровые мотивации — сюрпризные моменты (например, получение письма, появление необычного предмета, сказочного персонажа, которому дети рассказывают, показывают и действуют вместе с ним);

  • элементы творчества и новизны (пластилинография, ТРИЗ);

  • мотивирование детской деятельности («Помоги кому то…» (строителю, архитектору, озеленителю и т.д.), «Научи меня» (например, построить дом, посадить клумбу и т.д.), «Создай..» (самостоятельно, вместе с другом, с родителями, все вместе). Дети проявляют творчество, самостоятельность в деятельности;

  • элементарный анализ (установление причинно – следственных связей), «Почему так?», «Зачем?», «Как?»

  • игры-экспериментирования и исследовательская деятельность, позволяющую детям установить связи между созданием и использованием предмета и его использованием в городской среде (игры с флюгером, баннер, Стелла, фонтан и т д. )

  • элементарное прогнозирование (умение рассматривать предметы и явления в движении – прошлое, настоящее и будущее), « Что было бы, если?», «Почему так?»%

  • неясные знания (догадки);

  • наибольший эффект дает такой метод, как постановка проблемы или создание проблемной ситуации. Например, «Помоги» (три поросенка хотят построить прочный дом, но не знают из какого материала), «Что же делать?» (незнайка пошел в лес за грибами, но не знает какие грибы можно собирать), «Как поступить?», «Чем помочь?» и много других. Занятие, начатое с проблемной ситуации, взятой из реальной жизни, требует от детей умение использовать имеющие знания для ее решения. Вовлечение дошкольников в самостоятельную поисковую деятельность повышает познавательную и эмоциональную активность детей.

  • Работа с детьми в этом направлении предполагает использование проективного метода, в рамках которого дети приобретают навык поисковой деятельности, умение анализировать собранный материал, заинтересованность в конечном результате. Вот некоторые темы  проектов реализованные в этом году: «Родная улица моя», «Дом, в котором я живу», « Природа родного края», «Я и природа!»

  • Наиболее интересным для моих детей был проект «Родная улица моя», совместно с родителями воспитанники делали фотографии улиц на которых они проживают, рисовали свою улицу, составляли рассказ о том, как добраться к ним домой, запоминая название улицы и свой дом.адрес, какие дома на этой улице, а некоторые даже углубились в историю возникновения своей улицы.

У дошкольников постепенно складывается образ собственного дома с его укладом, традициями. Ребенок принимает свой дом таким, какой он есть, и любит его. Это чувство родительского дома ложится в основу любви к родному краю.

Как краеведческое содержание интегрирует с другими направлениями развития ребенка?

  • участие детей в целевых прогулках, экскурсиях по городу обеспечивает необходимую двигательную активность и способствует сохранению и укреплению здоровья дошкольников;

  • обсуждение с детьми правил безопасного поведения в городе («Как правильно переходить дорогу», «Что можно, чего нельзя делать на улице города» и др.);

  • участие в совместном с воспитателем труде на участке детского сада (посильная уборка участка после листопада, подкормка птиц, живущих в городе);

  • развитие эстетического восприятия и суждений в процессе чтения произведений художественной литературы о малой родине, накопление опыта участия в разговорах, беседах о событиях, происходящих в родном городе, о достопримечательностях родного города, участие в придумывании сказок и историй о достопримечательностях малой родины;

  • рассматривание дидактических картинок, иллюстраций, отражающих отношение людей к малой родине (высаживание деревьев и цветов в городе, возложение цветов к мемориалам воинов, украшение города к праздникам и пр.);

  • участие в проектной деятельности, продуктом которой являются журналы или газеты о малой родине, создание карт города, составление маршрутов экскурсий и прогулок по городу; коллекционирование картинок, открыток, символов, значков;

  • обсуждение и составление рассказов о профессиях родителей-горожан;

  • участие с родителями и воспитателями в социально-значимых событиях, происходящих в городе (чествование ветеранов, социальные акции и пр.)

Невозможно привить любовь к родному городу без помощи родителей. Взаимодействие с родителями я строю в разных формах:

  • развлечения-викторины: «Что? Где? Когда?», «Счастливый случай»;

Проводятся викторины с использованием информационных и мультимедийных технологий;

  • совместные вечера-досугов: «Гостиная для родителей», «Новоселье»;

  • традиционные праздники «День Именинника»;

  • спортивные мероприятия: «Папа, мама, я — спортивная семья», «Веселые старты»;

  • выставка поделок из бросового материала: «Нет на свете ненужных вещей!», выставка совместных работ к праздникам Нового года «Лучший карнавальный костюм», Елочка – красавица», Светлой Пасхи «Пасхальные мотивы», «Мир увлечений» и другие;

  • конкурсы семейного творчества: стенгазета «Наша дружная семья», конкурс рисунков «Наши пушистые питомцы», фотовыставка «Голосуем всей семьей» и другие;

  • Родители с удовольствием принимают участие в акциях:

  • «Старинный дом», где они фотографировали убранство этих домов, старинные вещи и предметы;

  • «Люблю тебя мой край родной», где участники находили, зарисовывали, фотографировали красивые природные места Сурского края. Это и речка, и родники, и лес, поля и луга, цветочные и ягодные поляны, животные нашего края (белка, ежик, птицы), даже имеется аудиозапись голосов птиц;

  • «Птицы наши друзья», вместе с детьми и родителями делали скворечники, кормили птиц, заготавливали корм на зиму;

  • «Сделаем город лучше», посадка саженцев и обустройство клумб в д.с и во дворах, где проживают воспитанники.

В своей группе совместно с детьми и родителями мы создали мини-музей, который способствует воспитанию любви к родному городу и его достопримечательностям, развитию познавательного интереса, эстетических чувств, речевых, трудовых, изобразительных умений, творческих способностей. В мини музей дети с гордостью пополняют «семейными экспонатами», предметами старины, фотоальбомами, фотографиями, видеоматериалами которые они разыскали и создали вместе с родителями. Собранный материал вызывает у детей интерес и желание узнать историю своего города, изучать ее и уметь рассказать об этом. Тематика музейных экспозиций может быть различной, вот некоторые темы которые я использую:

  • «История возникновения города Кузнецка»;

  • «Старый-новый город» (фото — и видео-материалы);

  • «Гордость нашего города»;

  • «В мире старинных вещей».

Представленный материал позволяет познакомить детей с природными, культурными, социальными особенностями нашего города. Чем больше дошкольники будут знать о своем городе, тем больше будут его любить. Собранный (продуманное краеведческое содержание) краеведческий материал позволил моим детям расширить представление детей о городе, крае, в котором они живут, осознать, что у них есть родина, сформировать нравственные понятия о дружбе, трудолюбии, стремление к красоте, положительное отношение к семье, развить эстетический вкус, потребность общения с природой, стремление к здоровому образу жизни.

Академик Д.С. Лихачев говорил: «Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, вещах, которые им принадлежали, — значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие, — значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, — он, как правило, равнодушен к своей стране».

Чувство Родины начинается с любви к родному краю, которая пробуждается в душе каждого человека еще в раннем детстве. Глубоким знанием природы, быта, культуры родного края, его исторического прошлого мы должны увлечь дошкольников, пробудить у них интерес и любовь к родной земле.

Источник