Основные этапы развития личности ребенка

Основные этапы развития личности ребенка thumbnail

Развитие личности – часть общего развития человека, наряду с физическим и психическим. Вопрос, как происходит личностное развитие ребенка, волнует, пожалуй, всех родителей. Переход от младенца, который еще пока не может быть личностью, к взрослому, который имеет сформированную личность, происходит не одномоментно – это постепенный процесс – путь, на котором ребенок делает шаг за шагом, продвигаясь к тому, чтобы стать личностью.

Развитие личности ребенка

Основные этапы развития личности ребенка

Любой детский психолог скажет, что ребенок – это личность. Чтобы разобраться, как происходит личностное развитие ребенка, необходимо выяснить, что подразумевается под этим понятием. В психологии и социологии имеются разные определения личности, чаще всего под этим термином подразумевается человеческий индивид, как субъект отношений и сознательной деятельности. При этом процесс становления индивида, как личности, происходит не вдруг, а постепенно, и под влиянием очень многих факторов.

Детские психологи выделяют следующие этапы развития и формирования личности ребенка, в соответствии с его возрастом:

  • ранний детский, от рождения до 3 лет;
  • дошкольное и школьное детство, от 4 до 11 лет;
  • отрочество – 12-15 лет;
  • юность – 16-18 лет.

Новорожденный малыш, уже с первого дня вступая в контакт с внешним миром: мамой, врачами и медсестрами, начинает познавать окружающую действительность, а значит, его личность начинает развиваться. Именно первые три года, когда ребенок воспитывается в семье, и его мир ограничен этой социальной группой, являются самыми важными для дальнейшего развития его личности. Если в семье царит сотрудничество, доброжелательность и взаимопонимание, ребенок становится человеком заботливым, нежным, он умеет признавать свои промахи и отвечать за них.

В каждом из возрастных периодов малыш проходит 3 фазы развития личности:

  • Адаптация – он осваивает простейшие навыки, овладевает языком.
  • Индивидуализация – при этом происходит противопоставление себя окружающим, выделение собственного «Я».
  • Интеграция – ребенок учится управлять своим поведением, подчиняться взрослым и взаимодействовать с окружающими.

При этом если к следующему возрастному периоду у ребенка не завершится фаза интеграции предыдущего, формируются предпосылки для кризиса развития личности (кризис 3 лет, 7 лет и т.п.). Эту особенность развития личности ребенка необходимо учитывать при поиске путей преодоления возрастных кризисов.

Влияние коллектива на личностное развитие ребенка

В дошкольном возрасте ребенок сталкивается с еще одной значимой с точки зрения развития личности социальной группой – коллективом, чаще всего это происходит в детском саду. На развитие и формирование личности ребенка оказывают воздействие взаимоотношения со сверстниками и воспитателями, здесь он учится дисциплине, общению, приобретает трудовые навыки.

Находясь в фазе индивидуализации для данного возрастного периода, ребенок будет стараться выделиться в коллективе. Это будет происходить либо за счет позитивной подачи себя в различных видах деятельности, либо за счет проказ и непослушания. При этом оценка воспитателя для него будет так же важна, как и оценка родителей. Все эти же 3 фазы развития личности ребенка проходят и в младшем школьном возрасте, когда он входит в новую социальную группу – школу. Теперь для него будет значима оценка учителя.

Подростковый возраст и становление личности

В подростковом возрасте условия развития личности ребенка меняются, он не переходит в новую группу, изменяется сама группа. В этом возрасте для него все большее значение приобретает общение в компании сверстников. Теперь их мнение и оценка становятся равнозначными или даже более авторитетными, чем мнение родителей и учителей. В подростковом возрасте есть и другая особенность развития личности ребенка – слишком быстрые изменения социально-психологической структуры группы, в которой он находится, приводят к кризису личности, для которого характерен дух противоречия, стремление приобрести свой собственный опыт.

Как правило, к 18 годам процесс формирования и развития личности ребенка завершается, кардинально поменять ее уже нельзя, можно лишь направлять молодого человека, корректировать его поведение. Поэтому прививать ребенку морально-этические ценности и обучать его нормам поведения нужно с раннего возраста. Следует понимать, что характер ребенка – это следствие того жизненного опыта, который он имеет. Он зависит от условий развития личности ребенка. На начальных этапах развития убеждения и нормы поведения малыша формируются на основе того, что он видит в семье. По мере взросления ребенка появляется все больше факторов, влияющих на социальное развитие личности, его окружают больше хороших и плохих примеров для подражания, он видит разные ситуации, которые и формируют его мнение обо всем, с чем он сталкивается в жизни. На этом этапе только лишь положительного примера родителей может оказаться недостаточно, нужно как можно больше разговаривать с ребенком, объясняя ему в доступной форме основные человеческие ценности. Главная задача родителей на этапе взросления маленького человека – сохранить его доверие, тогда они обязательно смогут воспитать его хорошим и добрым.

Источник

развитие личности ребенкаЛюбой педагог или психолог, скажет Вам, что при общении с ребенком следует уважать, и воспринимать его, как личность. Но что значит личность? Как можно способствовать развитию личности?

Психология, как социальная наука дает разнообразные определения личности. Например, один из вариантов определяет «личность» — это человек, как субъект отношений и сознательной деятельности.

Каждого человека можно назвать индивидом, однако не каждый индивид достоин, называться личностью. Индивид в процессе развития превращается в личность, но это случается постепенно, под влиянием множества факторов.

Читайте также:  Развитие ребенка в 1 месяц жизни по неделям

Основные этапы развития ребенка

В зависимости от возраста человека, можно определить основополагающие этапы формирования личности:

  • 0-3 лет ранний детский;
  • 4-11 лет дошкольное и школьное детство;
  • 12-15 лет отрочество;
  • 16-18 лет юность.

Начальный этап формирования будущей личности

Еще в перинатальном периоде, то есть до рождения, закладывается основная перинатальная матрица, на основе которой будет происходить развитие личности.
Станислав Гроф – известный американский психолог и психиатр, работал над теорией о базовых перинатальных матрицах. В ее основе лежит утверждение, что ребенок, переживая определенные эмоции до рождения, в процессе появления на свет, и послеродовом периоде, записывает всю информацию на четыре основные матрицы, которые и влияют на его дальнейшее развитие.

Если малыш был желанным, его рождения ждали с радостью и трепетом, если он рожден естественным путем, не получил при этом никаких родовых травм, то он получает огромный потенциал в будущем развитии и адаптации. Чего нельзя сказать о детях, которые испытали трудности еще на этапе вынашивания и рождения.
Только родившись, младенец вынужден вступить в контакт, пока еще с чужим и враждебным для него миром. Он попадает в совершенно новый мир, наполненный громкими звуками, ярким светом, людьми. Именно в этот момент и начинается формирование личности, малыш еще не может выразить свои чувства и эмоции, но уже постепенно познает окружающий его мир.

Развитие ребенка от рождения до 3-х лет

На ребенка в период до 3-х лет огромное влияние оказывает его семья, так как это является в этот период жизни основной социальной средой, в которой происходит общение и воспитание малыша. Нужно понимать что от того какие основные жизненные ценности превалируют в семье, такие основы для дальнейшего развития и получает личность. Если в семье ценится уважение друг к другу, взаимопонимание, то и маленький человечек будет расти нежным, заботливым, честным.

Основные фазы развития личности:

  • индивидуализация – период противопоставления себя окружающим, осознание собственного «Я»;
  • адаптация – это процесс освоения основных простейших навыков, ознакомление с речью;
  • интеграция – развитие таких навыков как управление поведением, способность подчиняться взрослым, «управление» взрослыми.

В тех случаях, когда при переходе в следующий возрастной этап, у ребенка не закончился этап «интеграция» предыдущей фазы, то может возникнуть кризис, в данном случае «кризис трех лет».

Развитие ребенка 4-11 лет

Для ребенка – дошкольника, основной социальной группой для формирования навыков становится коллектив группы в детском саду. Общение с детьми и воспитателями оказывает влияние на личность ребенка и ее развитие. В этот период ребенок должен усвоить нормы поведения, особенности общения с людьми, научиться соблюдать порядок и дисциплину.

Ребенок, пытаясь проявить себя, может выбрать два пути: позитивный – основой которого является демонстрация навыков и умений, и негативный – шалости и проказы. В этот период формирования личностных особенностей для него важно мнение не только родителей, но и воспитателя.
Младший школьный возраст характеризуется теми же тремя фазами развития, что и дошкольный период. У ребенка меняется социальная группа, теперь это школа, и для него становится важной оценка педагога, а также мнение сверстников.

Развитие ребенка 12 — 15 лет

Для подросткового периода развитие происходит несколько иначе, чем раньше, теперь происходит изменение самой группы. Ребенку становится важно мнение компании сверстников, появляются занятия вне стен школы. В этот период мнение сверстников становится более весомым, зачастую отодвигая на задний план точку зрения, высказываемую родителями или учителями.

На этом этапе развития у подростков часто возникает кризис, который провоцируется слишком высокой изменчивостью социальной группы. В это время ребенок стремиться делать все по-своему, получает опыт, учится на своих ошибках и промахах.

Развитие ребенка 16-18 лет

Считается, что в 18 лет личность человека уже полностью сформирована, и что-то поменять уже практически невозможно, хотя в случае необходимости характер еще поддается некоторой коррекции.
Поэтому очень важной задачей для родителей и педагогов стоит своевременное обучение детей нормам морали и правилам поведения, привитие морально – этических ценностей, пока личность еще находится в процессе развития.

тэги: детская психология, развитие личности

Источник

  • чет возрастных особенностей ребенка
    является одним из главных педагогических
    принципов. Возрастная периодизация
    дает необходимые знания каждого этапа
    развития личности. В истории педагогики
    первым, кто определил и обосновал
    особенности каждого возрастного этапа,
    был чешский педагог Ян Амос Коменский
    (1592- 1670).

  • Воспитание должно строиться по «ступеням
    возраста»1.
    После Я.А. Коменского педагоги по-разному
    обосновывали этапы развития личности,
    но все периодизации близки взглядам
    Коменского.

  • Рассмотрим устоявшуюся периодизацию
    возрастных особенностей развития
    личности, принятую в педагогике.

  • 1. От рождения до 3 лет, младенческий
    возраст.
    Этот первый период жизни
    Пиаже назвал «сенсомоторной стадией»,
    за время которого ребенок из беспомощного
    существа превращается в маленького
    человека. Он ходит, говорит, любит или
    не любит, веселый или боится, умеет
    жалеть и ревновать. Он познает мир
    семьи, впитывает впечатления, фантазирует,
    знает цвет, величину. Он накапливает
    факты, помнит звуки и запах, пытается
    проверить свои силы. К концу 3-го года
    он уже выражает свои желания словами,
    хотя речь его ограничена. В этом возрасте
    ребенок воспитывается в семье, и
    материнская любовь или нелюбовь, как
    и различные воздействия окружающих
    взрослых, определяют дальнейшее его
    развитие.

    Читайте также:  Сенсорное развитие ребенка через дидактические игры
  • 2. От 3 до 6 лет, дошкольный возраст.Дети
    овладевают навыками беглой речи,
    расширяется круг их общения. Ребенок
    может сам рассказать сказку, предварительно
    все обдумав.

  • Ребенок подвижен, может мастерить, но
    работа не должна быть продолжительной.
    Он умеет держаться на людях, следует
    наставлениям. Его оценки увиденного
    сосредоточены на одном: «плохой
    мальчик» или «хороший».

  • 3. От 6 до 10 лет, младший школьный
    возраст.
    В этом возрасте, оставив
    семью, ребенок входит в школьный
    коллектив и должен подчиняться его
    требованиям, как и требованиям соседей,
    улицы, лагеря.

  • Он может выполнять как отдельные
    поручения, так и серьезное дело для
    семьи, знает школьный распорядок. Но
    освоив законы общежития, он пытается
    их нарушить. Но искренне раскаивается
    в своих проступках.

  • Некоторые ребята не любят дружбы со
    сверстниками и переживают, если друг
    заводит нового друга. Любит игры,
    ответственно относится к своей роли,
    к понятию справедливости. Учитель для
    него авторитет.

  • 4. От 10 до 13 лет, средний школьный
    возраст.
    Для ребенка в этом возрасте
    авторитет родителей уже ослабевает,
    возникает критический взгляд на
    отношение к нему родителей, легко
    сердится на братьев и сестер.

  • Отношения между мальчиками и девочками
    становятся натянутыми, они держатся
    отдельными группами, подвергая насмешкам
    взаимные симпатии. Телевидение,
    пропаганда секса особенно влияют на
    этот возраст. Мальчики пытаются создать
    представление о мужественности, девочки
    — о женственности. Мальчики собирают
    порнографические картинки, учатся
    ругаться, девочки пользуются косметикой.

  • Сейчас в школах для этих ребят вводится
    курс полового воспитания. Нужно ли? Так
    ли следует вторгаться в интимную часть
    жизни человека?

  • У школьника это вызывает тревожные
    эмоции.

  • 5. От 13 до 16 лет, подростковый возраст.Это
    период между детством и зрелостью. У
    подростка стремительно меняется
    физиология, проявляются неловкость в
    движениях, эмоциональная неуравновешенность,
    повышенная рефлексия.

  • Они неудовлетворены собой, семьей,
    собственной внешностью. Им не нравится
    комната (они переклеивают ее нелепыми
    картинками). Они недовольны школой,
    учебниками, учителями, оценками,
    взрослыми, так как они «нас не
    понимают»
    , не доверяют родителям,
    не признают их мнения.

  • Даже в тех семьях, где ребенок принимает
    мнение родителей, для него это период
    внутренних переживаний. Подросток
    открывает себя, познает себя в общении
    с окружающими.

  • В этот период открытий наступают и
    разочарования. Подросток старается
    доказать окружающим, что он личность
    и, что он или она достойны быть в
    коллективе. «Подхожу ли я?», «Нравлюсь
    ли я?» — он решает самостоятельно.

  • В современных условиях, когда рухнуло
    прежнее мировоззрение, когда все
    отрицают и разрушают, когда уничтожаются
    природа и культура, процветают
    преступность и насилие, подросток
    оказывается перед трудным выбором.

  • Он не видит идеала, кумира, утрачены
    идеалы старшего поколения, а преступность
    и насилие возводятся в идеал.

  • Нравственность современного подростка
    формируется в период обострения проблем
    двух поколений, несовместимости двух
    мировоззрений.

  • Существует и такая периодизация
    возрастного развития личности. Это:

  • — младенчество — до 1 года,

  • — раннее детство — до 3 лет,

  • — дошкольной детство — от 3 до 7 лет,

  • — школьное детство — от 6-7 до 10 лет,

  • — отрочество — от 10 до 15 лет,

  • — юность ранняя — 15-17 лет,

  • — юность — 17-21 год,

  • — молодость — 21-28 лет,

  • — зрелость — 28-60 лет,

  • — пожилой возраст — 60-75 лет,

  • — старость — 75-90 лет,

  • — долгожители — от 90 лет.

  • Школьный возраст делится на следующие
    периоды:

  • младший школьник — I-IV классы,

  • средние классы — V-VIII классы,

  • старшеклассник — IX-XI классы.

  • Формирование личности в дошкольном
    возрасте происходит в процессе общения
    со взрослыми, в семье, в заботе взрослых
    о ребенке, в посильном полезном труде.

  • В школьном возрасте у ребенка существуют
    определенные особенности в общении.
    Интересны исследования особенностей
    общения школьников в разном школьном
    возрасте, проведенные А.В. Мудриком1.

  • В младшем школьном возрасте(I-IV
    классы, 7-9 лет) дети разделяются на тех,
    у кого круг общения дома и в школе, и на
    тех, у кого преобладает общение на
    улице.

  • В подростковом возрасте(IV-VII
    классы, 10-13 лет) сокращается круг вопросов
    к учителю и родителям. Возникают проблемы
    между девочками и мальчиками, общение
    преобладает в приятельских группах,
    большинство ребят ориентированы на
    общение на улице.

  • Юношеский возраст(VII-XI классы)
    разделяется на ребят VII-VIII классов и
    старшего юношеского возраста (IX-XI
    классы). В старшем юношеском возрасте
    наблюдается увлечение социальными
    проблемами, как в школе, так и вне, они
    становятся организаторами в учебных
    группах, обостряется потребность в
    доверительном,исповедальном общении.
    Среди друзей оказываются чаще всего
    сверстники противоположного пола.

  • Рассматривая возрастную периодизацию
    развития личности, следует учитывать
    неравномерность развития человека. В
    более молодом возрасте быстрее происходит
    физическое развитие, в старшем —
    медленнее. Хотя физически младший
    школьник развивается неравномерно. В
    один период быстрее, в другой — медленнее.
    Неравномерно и непропорционально
    развиваются и отдельные части тела.

  • Следует обозначить и такое явление в
    развитии личности, как акселерация
    (ускорение). Это ускоренное физическое,
    психическое и социальное созревание.

    Читайте также:  Истории развития ребенка с речевой патологией
  • Так, за 30 лет длина тела у юноши увеличилась
    на 13-15 см, а вес — на 10-12 кг по сравнению
    с юношами 50-х гг. Причины: темп жизни,
    улучшение качества питания, медицинского
    обслуживания, уход в детстве, радиация,
    уменьшение кислорода в атмосфере. Но
    в 80-е гг. во всем мире акселерация пошла
    на убыль1.

  • Воспитывая
    детей, родители должны учитывать их
    половые особенности. Ведь мальчики и
    девочки различаются не только внешне:
    мужская или женская природа проявляется
    задолго до полового созревания и
    откладывает свой определенный отпечаток
    на их чувства, сознание и поведение.
    Вместе с тем не следует забывать, что
    представителей мужского и женского
    пола все-таки, прежде всего, объединяют
    общечеловеческие качества, которые
    свойственны и тем и другим.

    Половые
    же особенности в основном выделяются
    лишь некоторым акцентом в пределах
    характеристики человека вообще. Знать
    об этом и иметь в виду психологические
    особенности личности, обусловленные
    ее половой принадлежностью, — значит
    располагать возможностью опираться на
    все положительное, учитывать возможные
    негативные проявления и, следовательно,
    более эффективно осуществлять семейное
    воспитание. Некоторые значительные
    различия между мальчиками и девочками
    обнаруживаются уже в первые месяцы их
    жизни. Так, например, девочки несколько
    быстрее мальчиков развиваются как в
    физическом, так и в психологическом
    отношении, они примерно на 2—4 месяца
    раньше начинают говорить. В среднем к
    трем годам и мальчики и девочки с помощью
    родителей и окружающих уже знают о своей
    половой принадлежности, различают пол
    других детей и взрослых. По мере роста
    ребенка половые психологические
    особенности постепенно усиливаются.
    Они проявляются в уровне эмоциональных
    реакций, в специфических интересах и
    склонностях, в характере мышления, в
    отношении к конкретным фактам и т. д.

    В
    процессе полоролевого воспитания дети
    учатся различать образцы поведения
    женщины и мужчины, а затем распространяют
    приобретенный опыт на новые жизненные
    ситуации, наконец, выполняют соответствующие
    правила. Если воспитание мальчиков
    должно быть направлено на развитие у
    них стремления к достижениям, практического
    подхода к осуществлению своих замыслов,
    то девочки могут лучше воспринимать
    свою половую принадлежность через
    призму отношений с окружающими. Отцы
    гендерным воспитанием детей занимаются
    по-разному. Есть отцы, которые не жалеют
    сил и свободного времени для своего
    ребенка, так как осознают свою роль в
    его психическом и физическом развитии.
    Отцы-учителя играют роль абсолютного
    монарха. Однако, в любых случаях воспитание
    отца необходимо как дочери, так и сыну.
    Полоролевое воспитание детей в семье
    показывает, что женщины и мужчины,
    несмотря на разные роли, необходимы
    друг другу и должны заботиться и помогать
    друг другу. В семье взрослые и дети
    взаимно влияют друг на друга. В данной
    системе есть и свои противоречия, однако
    они могут компенсировать и уравновешивать
    друг друга. На этапе формирования такие
    противоречия побуждают ребенка к
    поисковому поведению, к собственной
    активности. Полоролевое поведение детей
    формируется при тесном взаимодействии
    психологических, биологических факторов,
    а также социальной среды, в которой
    ребенок растет.

  • 5. Нравственное воспитание детей.

  • Нравственное воспитание – это
    целенаправленное взаимодействие
    педагога с воспитанниками, в ходе
    которого осуществляется воздействие
    на сознание, чувства, поведение
    воспитанников и формируются их
    нравственные качества. Целью нравственного
    воспитания является формирование
    нравственной культуры личности.
    Нравственная культура личности
    –освоенный личностью моральный опыт
    общества, выражающийся в уровне развития
    нравственных понятий, суждений,
    нравственных чувств, ценностей, оценок,
    сформированности ведущих нравственных
    качеств и культуры поведения, в
    способности к нравственному выбору.
    Осуществление нравственного воспитания
    предполагает знание содержания тех
    отношений личности, которые лежат в
    основе ее нравственных качеств:

  • · отношение к родине, стране, политике
    государства, к другим странам и народам
    (гражданственность, патриотизм, уважение
    к другим народам и странам);

  • · отношение к людям (демократизм,
    коллективизм, гуманность, культура
    общения и др.).

  • · отношение к себе (честность,
    скромность, принципиальность и др.);

  • · отношение к труду (трудолюбие,
    добросовестность, ответственность,
    дисциплинированность и др.);

  • · отношение к природе, материальным
    ценностям, общественному достоянию
    (экологическая культура, бережливость,
    забота о сохранении общественного
    достояния, личных вещей).

  • Методологической основой нравственного
    воспитания является этика — отрасль
    философии, изучающая мораль. Мораль –
    форма общественного или индивидуального
    сознания, интегрирующая категории,
    принципы, правила, нормы, идеалы, которые
    регулируют взаимодействия между людьми.
    Моральная норма – это правило, требование,
    определяющее, как человек должен
    поступить в той или иной конкретной
    ситуации.

  • Нравственность – освоенная, внутренне
    принятая общественная мораль, регулирующая
    индивидуальное поведение личности.
    Нравственное сознание – синтез
    нравственных представлений, понятий,
    этических оценок, моральных мотивов и
    т.д.

  • Нравственные чувства – форма переживания
    человеком своего отношения к природным
    и общественным явлениям, к другим людям
    и к самому себе. Только став предметом
    устойчивых чувств, нравственные понятия,
    оценки, убеждения и т.п. становятся
    реальными побуждениями к деятельности.
    Нравственная воспитанность – общественно
    ценные свойства и качества личности,
    проявляющиеся в отношениях, общении,
    деятельности.

  • Нравственно-этическая культура личности
    включает в качестве важнейшей своей
    составляющей культуру поведения –
    синтез культуры общения, культуры
    внешности, культуры речи и бытовой
    культуры. Культура поведения представлена
    формами поведения человека в повседневной
    жизни (в трудовой деятельности, в быту,
    в общении с другими людьми и т.п.).

  • Осуществляя нравственное воспитание,
    педагогу следует:

  • Источник