Истории развития ребенка с речевой патологией

Истории развития ребенка с речевой патологией thumbnail

Нарушения
речи — собирательный термин для 
обозначения отклонений от речевой 
нормы, принятой в данной языковой среде,
полностью или частично препятствующих
речевому общению и ограничивающих
возможности социальной адаптации 
человека. Как правило, они обусловлены 
отклонениями в психофизиологическом
механизме речи, не соответствуют 
возрастной норме, само­стоятельно не
преодолеваются и могут оказывать влияние
на психическое развитие. Для их обозначения
специалистами использу­ются различные,
не всегда взаимозаменяемые термины —
расстройства речи, дефекты речи, недостатки
речи, недоразвитие речи, речевая патология,
речевые отклонения.

К детям 
с нарушениями речи относятся 
дети с психофизическими отклонениями
различной выраженности, вызывающими
расстройства коммуникативной и обобщающей
(познавательной) функции речи. От других
категорий детей с особыми нуждами их
отличают нормальный биологический слух,
зрение и полноценные предпосылки интеллектуального
развития. Выделение этих дифференцирующих
признаков необходимо для их отграничения
от речевых нарушений, отмечаемых у детей
с олигофренией, задержкой психического
развития, слепых и слабовидящих, детей
с ранним детским аутизмом и др.

История
изучения детей с 
нарушением речи.

Базисной 
наукой для дошкольной логопедагогики
является логопедия — педагогическая
наука о нарушениях развития речи, их преодолении
и предупреждении средствами специального
обучения и воспитания (определение Р.Е.Левиной,
1968).

Поскольку
логопедия как самостоятельная 
педагогическая наука складывалась постепенно,
в ее становлении большую роль сыграли
исследования в области психологии и патологии
речи, сурдопедагогики, различных областей
медицины.

Педагогические 
основы логопедической науки были разработаны
в ИКП РАО в работах проф. Р. Е. Левиной
и ее сотрудников в период с 1965 по 1980 гг.

На основе
исследований закономерностей речевого
развития! детей с разными нозологическими 
формами речевой патологии! были
разработаны пути преодоления речевой
недостаточности, определено содержание
коррекционного обучения и воспитания
заложены методы фронтального обучения
и воспитания детей. Одновременно изучение
структуры различных форм недоразвития
речи в зависимости от состояния компонентов
речевой системы, от степени выраженности
дефекта позволило подойти к научно обоснованной
индивидуализации специального воздействия
в логопедических учреждениях разного
типа.

Выделение
дидактического аспекта логопедии — коррекционного
обучения и воспитания — складывалось
постепенно, по мере накопления эмпирических
данных. В настоящее время этот аспект
составляет основу профессиональной программы
подготовки специалистов по дошкольной
логопедии. Вместе с тем изучение теоретических
и дидактических основ методик развития
и коррекции речи представляет интерес
для многих отраслей дефектологии в связи
с особой значимостью речи в системе высших
психических функций, в становлении и
развитии личности.

На современном 
этапе развития логопедагогика представляет
собой многоаспектный сплав общей методики
развития речи, логопедии, психолингвистики,
психофизиологии, психологии и педагогики.
Основополагающими для понятийной системы
дошкольной логопедагогики являются следующие
важнейшие положения:

  • овладение
    языковыми формами, речью и навыками обучения
    происходит в деятельности, в процессе
    которой возникает и развивается потребность
    в общении,
  • социальная
    среда и общение являются факторами, определяющими
    интенсивность речевого развития,
  • необходимо
    обучение детей специальным приемам организации
    речевого общения для реализации коммуникативного
    подхода к развитию речи,
  • развитие
    и коррекция речи являются важнейшими
    средствами умственного воспитания; на
    уровне элементарного осознавания явлений
    языка и речи происходит развитие речемыслительных
    способностей, создаются условия для логического
    познания.

Направление
и содержание логопедагогики определяется
принципами анализа речевых нарушений,
разработанными Р. Е. Левиной в рамках
концепции Л. С. Выготского о сложной иерархической
структуре психической деятельности человека.

Эти принципы
можно считать базовыми как для 
логопедии в целом, так и для методики
коррекционного обучения и воспитания,
так как именно учет и реализация на практике
этих принципов в 60 — 80 гг. XX в. (исследования
осуществлялись в Институте дефектологии
АПН СССР) привели к пересмотру классификационных
представлений о речевой патологии и к
построению теоретических основ коррекционного
обучения детей дошкольного и школьного
возраста.

Причины
речевых нарушений

Среди факторов,
способствующих возникновению речевых 
нарушений у детей, различают неблагоприятные
внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные)
факторы, а также условия окружающей среды.

При рассмотрении
многообразных причин речевой патологии 
применяют эволюционно-динамический подход,
который заключается в анализе самого
процесса возникновения дефекта, учете
общих закономерностей аномального развития
и закономерностей речевого развития
на каждой возрастной стадии.

Основными
причинами патологии детской 
речи являются:

  • различная внутриутробная
    патология, которая приводит к нарушению
    развития плода. Наиболее грубые дефекты
    речи возникают при нарушении развития
    плода в период от 4 недель до 4 мес. Возникновению
    речевой патологии способствуют токсикоз
    при беременности, вирусные и эндокринные
    заболевания, травмы, несовместимость
    крови по резус-фактору и др; родовая травма
    и асфиксия во время родов, которые приводят
    к внутричерепным кровоизлияниям;
  • различные заболевания
    в первые годы жизни ребенка. В зависимости
    от времени воздействия и локализации
    повреждения мозга возникают речевые
    дефекты различного типа. Особенно пагубными
    для развития речи являются частые инфекционно-вирусные
    заболевания, менинго-энцефалиты и ранние
    желудочно-кишечные расстройства;
  • травмы черепа,
    сопровождающиеся сотрясением мозга;
  • наследственные
    факторы. В этих случаях нарушения речи
    могут являться лишь частичными проявлениями
    общего нарушения нервной системы и сочетаться
    с интеллектуальной и двигательной недостаточностью;
  • неблагоприятные
    социально-бытовые условия, приводящие
    к микросоциальной педагогической запущенности,
    вегетативной дисфункции, нарушениям
    эмоционально-волевой сферы и дефициту
    в развитии речи.

При анализе 
причин возникновения нарушений 
следует учитывать соотношение речевого
дефекта и сохранных анализаторов и функций,
которые могут служить источником компенсации
в процессе коррекционного воздействия.
Педагогическая коррекция значительно
повышают вероятность полноценного обучения
в школе.

С целью 
своевременного раннего выявления 
детей с отклонениями в развитии
в первую очередь обследуются дети в семьях
с «повышенным риском». К таким относятся:

  • семьи, где
    уже имеется ребенок с тем или иным дефектом;
  • семьи с умственной
    отсталостью, заболеванием шизофренией,
    нарушением слуха у одного из родителей
    или у обоих;
  • семьи, где
    матери перенесли во время беременности
    острое инфекционное заболевание, тяжелый
    токсикоз;
  • семьи, где
    имеются дети, перенесшие внутриутробную
    гипоксию, природовую асфиксию, травму
    или же нейроинфекцию, черепно-мозговые
    травмы в первые месяцы жизни.
Читайте также:  Предметно развивающая среда в эмоциональном развитии ребенка

Выявление
начальных отклонений речевого развития
представляет большие сложности, так как
при этом необходимо разграничить признаки,
характеризующие своеобразие индивидуального
онтогенетического развития, от проявлений
дизонтогенеза и патологии.

Источник

Графова Н.А.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №12, г.о. Коломна

Научный руководитель — Н.П. Щетинина к.п.н., доц. кафедры педагогики и менеджмента в образовании ФГБОУ ВО «РГУ имени С.А. Есенина»

Из истории развития логопедии в России

(IXXX вв.)

Аннотация: статья посвящена вопросам становления логопедии как отрасли педагогической науки. Автор раскрывает исторические аспекты развития логопедии, начиная со времён Древней Руси и до настоящего времени; анализирует взгляды отечественных учёных на проблему.

Ключевые слова: коррекционная работа,развитие, дефект, речь, звукопроизношение, логопедия.

Abstract: the article is devoted to the questions of logopedia formation as a branch of pedagogical sciences. The author discloses historical aspects of logopedia devolopment since Ancient Russia till modern time, analyses views of Russian scientists on the problem.

Keywords: correctional work, developmental, defect, speech, zvukoproiznoshenija, speech therapy.

Логопедия, прежде чем она стала отраслью педагогической науки, прошла длительный путь исторического развития.

Развитие логопедии в России имело свои особенности, так как она постоянно подстраивалась под ученые каноны, которые не всегда имели отношение к коррекционной работе.

Первые упоминания о проблемах в развитии речи детей исследователи относят к периоду Древней Руси, где в сохранившихся летописях, пословицах, поговорках и поверьях встречаются представления древних славян о речевых расстройствах: языкоболезние (болезнь речи), косноязычен (нескоро говорящий, говорящий с трудом), коснение (медленность), гугнявый (говорящий в нос, гнусливый), фафлю (шепелявить), заякливый (заикающийся), немый (лишенный способа говорить («Глух и нем») и другие [4].

Как такового чёткого разграничения разных дефектов речи у древних славян не было, но уже в то время можно обнаружить, что различались недостатки речи и слуха (немые и глухие); недостатки звукопроизношения (косноязычие, фофлет, алалыка, кортавленье), недостатки голоса (гугнивый), темпа (заикливый), фразовой речи (немота, немование, гугнивость). Но речевые дефекты они понимали, как болезнь, недуг, посланные на человека высшими или темными силами. И стоит отметить, что общепринятых и чётких терминов этих расстройств у древних славян не было [3, 62-63].

Начиная с XVIII века, развитие логопедии стало более активным и расширенным. Так, интересные идеи о развитии речи детей мы находим в трудах М.В. Ломоносова, А.Н. Радищева.М.В. Ломоносов (1711 — 1765) большую роль отводил упражнениям, вырабатывающим правильную выразительную речь, соблюдению определенных правил речи, упражнениям для силы голоса. Он видел зависимость чистой и правильной речи от специальных речевых упражнений, считал обязательным упражнять силу голоса, использовать паузы, следить за интонацией и за применением жестикуляции [3, 117]. А.Н. Радищев (1749 — 1802) рассматривал речь в тесной связи со всеми психическими процессами. Он высказал идею о возможности обойтись человеку без звучной речи, в этом случае можно говорить телодвижениями. Его основная заслуга — в рассмотрении развития речи в тесной связи со всеми психическими процессами [3, 123].

К.Д. Ушинский (1824 — 1870) указывал, что важно не только обучать ребенка, но и изучать его физические и психологические особенности. Он писал: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях. Науки, которые помогут учителю изучить ребёнка со всех сторон, К.Д. Ушинский назвал «антропологическими науками». Особое значение он отводил физиологии, анатомии, психологии, логике, которые постепенно входили в обязательный круг профессиональных знаний учителей, благодаря обширной переводной литературе, которая появлялась в России в тот период. Психологию, физиологию и логику К.Д. Ушинский считал «главными основами педагогики» [6].

Также он считал важным изучение таких процессов как память, внимание, эмоции, воля. К.Д.Ушинский пытался подойти к обследованию речи с физиологических позиций. «В разнообразных движениях, вызывающих речь человека, принимают участие не один нерв, а целая система нервов и мускулов». Он указывает, к чему приводит нарушение нерва: «тройничный управляет движениями нижней челюсти. Вследствие пареза нарушается движение нижней челюсти». Кроме этого он придавал большое значение социальной среде в развитии речи детей, отмечая, что человек, выросший в одиночку, будет немым. Он также рассматривал и значение письменной речи, разработал метод обучения чтению и письму [3].

К.Д.Ушинский уделял внимание систематическим упражнениям в развитии речи детей. Развитие устной и письменной речи рассматривал как формирование навыка. Он считал, что воспитатель и учитель должны не только формировать навык и привычки, но и исправлять приобретенные. В процессе перевоспитания ребенка следует вникнуть в причину и действовать против причины, а не против последствия. К числу недостатков К.Д. Ушинский относил неправильное звукопроизношение, недостатки грамматического строя речи, а также излишнее гладкое пустоговорение [3].

Читайте также:  Развитие ребенка 1 год 5 месяцев доктор комаровский

В 1893 г. А.В. Безлюдова, исследуя проблему развития логопедической науки в России, начиная со второй половины XIX века, выделила четыре этапа:

Первый этап (1825 – 1860)

Второй этап (1861 – 1880)

Третий этап (1881 – 1900).

Четвертый этап (1901 – 1925) [1].

Первый этап (1825 – 1860). В России до второй четверти XIX века не было специальных исследований по логопедии. Первой работой была «О заикании» (1838 г.) Христофора Лагузена. На этом этапе материал по патологии речи в основном содержался в переводах и обзорах работ зарубежных авторов. Но монография Х. Лагузена превосходит работы зарубежных ученых. Если в зарубежных исследованиях присутствовал эмпирический подход, то в монографии Х. Лагузена – исследовательский подход. При анализе речевых нарушений он реализовывал принцип последовательности и систематичности.

У многих авторов методы преодоления нарушений речи носили симптоматический, медицинский характер. Некоторые авторы ссылались на использование специальных медицинских методов. В ряде работ содержались указания на дидактические методы, но они носили тренажерный характер: медсестра в работе с заикающимися детьми долгое время занималась закреплением произношения трудных слогов.

На этом этапе создавались основы для формирования в России самостоятельной области знаний о патологии речи.

Второй этап (1861 – 1880). Наряду с работами зарубежных исследователей, начинают появляться труды отечественных учёных, в которых решаются многие проблемы патологии речи. Приоритет в исследованиях ряда проблем афазии принадлежал А.Я. Кожевникову (1874), В.М. Тарновскому (1867, 1868).

В этот период исследуются многие речевые нарушения – заикание, афазия, косноязычие, ринолалия, тахилалия.

В России из ряда медицинских наук и психологии выделяется специальная область знаний – логопатология (А. Кусмауль, 1877), логопедия как наука еще не сложилась. Помимо методов преодоления заикания, начинают разрабатываться методы исправления звукопроизношения, ринолалии, тахилалии, но они носят тренажерный характер. При коррекции расстройств речи и голоса чаще используются медицинские методы.

Приоритет в исследованиях ряда проблем афазии принадлежал А.Я. Кожевникову (1874), В.М. Тарновскому (1867, 1868).

Третий этап. (1881 – 1900). Работы отечественных авторов появлялись наравне с работами зарубежных. Выделились два основных подхода к исследованию расстройств речи: механистический и функциональный.

В работах В.Ф. Олтушевского, В.Ф. Хмелевского, И.А. Сикорского, Т.А. Андруса и других широко использовался принцип системности. Часто во взаимосвязи анализируется этиология, механизм, симптоматика, динамика и методы преодоления и предупреждения расстройств речи, используется принцип развития. Патология речи рассматривается как процесс, характер которого зависит от разнообразных факторов. Выделяется отдельная область знаний – логопатология. Постепенно зарождается логопедия, как педагогическая наука. Разрабатываются новые методы устранения речевых дефектов, принимаются во внимание анатомо-физиологические и другие факторы, учитывается роль личности и микросоциальной среды.

Четвертый этап (1901 – 1925). Количество работ советских авторов значительно превосходит количество работ зарубежных авторов, анализируются все формы речевой патологии (труды В.М. Богданова-Березовского «Положение глухонемых в России: с обзором современного состояния вопроса о восстановлении слуха у глухонемых», Г.Д. Неткачева «Заикание», «Клиника и психотерапия заикания», С.М. Доброгаева «Картавость, ее происхождение и лечение» и другие).

Определяются разные подходы к изучению патологии речи:

  • физиологический (С.М. Доброгаев)

  • неврологический (Г.О. Аствацатуров)

  • психологический (Г.Д. Неткачев, Р.Е. Левина), который приобретает большое значение в 30-е годы.

Логопедия приобретает статус самостоятельной науки. В преодолении речевых нарушений большинство исследователей использует дифференцированный подход.

Расцвет логопедии приходится на начало 20-го века, когда в 1900 году начинают открываться правительственные учреждения, в которых оказывается помощь логопедами детям с нарушением слуха. Этим занимались Н.А. Рау, П.Ф. Рау, А.Ф. Рау, Е.Ю. Рау.В этом же году Ф.А. Рау организует краткосрочные курсы по подготовке логопедов.

В.М. Бехтерев (1916 — 1918) анализировал поражение и недоразвитие речеобразовательного аппарата и возникающие на этой основе различные нарушения речи.

В 1924 г. Л.С. Выготский исследовал проблему детской дефективности как социальную проблему.

В 1925 г. Наркомздрав организовал в Москве специальные логопедические кабинеты для лечения заикания у детей и подростков, а затем был открыт стационар для афазиков и заикающихся, организатором которого была Ю.А. Флорентская.

В 1929 г. Мингорздрав открыл специальную поликлинику для лиц с нарушениями слуха, речи и зрения, руководителем которого был Н.П. Тяпугин.

В этот период под руководством Л.С. Выготского стали проводиться конференции, на которых происходил публичный разбор наиболее тяжелых случаев нарушения речи. Они сыграли большую роль в развитии теории и практики логопедии.

В 40-е годы начинают вырисовываться важные принципы дифференциальной диагностики: отграничение речевых расстройств от других форм нарушений речи (например, нарушении речи при снижении слуха).

В 1931 г. Наркомпрос издает указ о введении всеобщего обязательного начального обучения физически дефективных, умственно отсталых, страдающих нарушениями речи (логопатов) детей и подростков.

В 1931 г. вышло первое издание учебника «Логопедия» (М.Е. Хватцев), которое было переработано и дополнено в 1959 году на основе достижений логопедии того времени. В нём содержались методические рекомендации по работе с детьми, имеющими нарушения речи [5].

Читайте также:  Этапы развития ребенка от года до двух лет

В 1932 г. в доме ребенка открываются специальные слухоречевые ясли для детей с нарушениями слуха и речи, руководителем которых был Е.Ф. Рау.

В 1940 г. были утверждены штаты логопедов в системе Наркомздрава (по одной штатной единице в детской поликлинике), но квалификация и тарификация труда логопедов оставались неуточненными [3].

После войны увеличилось количество специальных учреждений. Уже в 50-е годы в работах Л.С. Выготского, Р.М. Боскис, Р.Е. Левиной расширился предмет логопедии новым педагогическим и теоретическим содержанием. Успешно использовался метод системного психологического анализа, направленный на раскрытие психологической природы речевых, познавательных и эмоционально-волевых нарушений у неговорящих детей (алаликов) в процессе преодоления этих нарушений.

Последним, определяющим организацию логопеди­ческой помощи школьникам и уточняющим материаль­но-правовое положение логопеда,является постанов­ление Совета Министров СССР от 15/VIII1948 г. об организации в РСФСР «с 1 января 1949 г. при средних школах и республиканских, краевых и областных цен­трах 120 логопедических пунктов в составе одного учителя-логопеда, имеющего высшее педагогическое образование (дефектологическое)». Логопед приравнен к учителю VIII—X классов средней школы [3].

В 1951 г. была разработана психолого-педагогическая классификация, которая не удовлетворяла требованиям специальной педагогической практики, поэтому в ближайшее время Р.Е. Левина усовершенствовала психолого-педагогическую классификацию. А в 1959 г. О.В. Правдиной была разработана рабочая клиническая классификация, которая была уточнена в 1969 г. С.С. Ляпидевским и Б.М. Гриншпуном [5].

Внедрялись новые методы по устранению нарушений устной и письменной речи, уточнялись типы речевых аномалий для школьной категории, а также разрабатывались положения о системном строении языка, уточнялась симптоматика, патогенез, клиника речевых нарушений (1960 – 1970 гг.).

С 1972 г. утверждается «Номенклатура дошкольных учреждений для аномальных детей системы Министерства просвещения СССР» — детские сады и группы для детей с нарушениями слуха, речи, зрения, интеллекта, опорно-двигательного аппарата. С 1975 г. в законодательном порядке открываются логопедические группы при детских садах общего типа и специализированные детские сады, ясли-сады. В 1976 г. было принято «Положение об образовании логопедических пунктов при общеобразовательных школах» [3].

Характерным для этих лет становится интенсивная подготовка научных кадров по логопедии. Так, например, в самой системе обучения на дефектологическом факультете МГПИ им. В.И. Ленина развивается звено научно-исследовательской работы студентов, где научным руководителем студенческого научного общества факультета становится профессор С.С. Ляпидевский. А с 1975 г. руководителем стал доц. В.И. Селиверстов.

В 1977-1978 учебном году было открыто логопедическое отделение на дефектологическом факультете ЛГПИ им. А.И. Герцена. А в Петербурге с 1978 г. было открыто отделение логопедии, где занимались изучением системных нарушений речи при комплексном дефекте у детей с нарушениями слуха, зрения, интеллекта, двигательного развития.

С 1981 по 1996 г. кафедрой логопедии заведовала Волкова Лариса Степановна, которая выпустила учебник «Логопедия» и «Хрестоматию по логопедии». Она является вторым доктором наук в этой области после Розы Евгеньевны Левиной [5].

В 1990 г. экспериментальный дефектологический институт (НИИТ) стал Институтом коррекционной педагогики.

В 2000 г. специалист по логопедии Т.Б. Филичева защитила докторскую диссертацию, где выделила дополнительный четвёртый уровень нарушений речевого развития детей с общим недоразвитием речи (ОНР) [2].

Современный этап развития нашей страны характеризуется кардинальными политическими преобразованиями, демократизацией общества, переосмыслением государством и обществом прав человека, прав ребенка, инвалида. Разрешены частные благотворительные инициативы, патронаж церкви, расширены права родителей детей с отклонениями в развитии. В современных невероятно трудных экономических условиях обострились и осложнились проблемы семей, имеющих детей с отклонениями в развитии, что связано с переходом на самостоятельное финансирование многих образовательных учреждений.

Поэтому очень важно на основе достижений истории логопедии разрабатывать различные методики, игры, упражнения для работы логопедов с детьми с целью коррекции их речи.

Литература

1. Безлюдова А.В. Патология речи: история изучения, диагностика, преодоление. — СПб.: Образование, 1992. — с. 17-27. Электронный ресурс / Режим доступа: https://pedlib.ru/Books/2/0005/2_0005-2.shtml#book_page_top (дата обращения 26.10.2016).

2. Исторические сведения о становлении и развитии отечественной логопедии. Электронный ресурс / Режим доступа: https://referatwork.ru/category/psikhologiya/view/369508_istoricheskie_svedeniya_o_stanovlenii_i_razvitii_otechestvennoy_logopedii/ (дата обращения 8.11.2016)

3. Селиверстов В.И. История логопедии. Медико-педагогические основы: Учебное пособие для вузов — М.: Академический Проект, «Gaudeamus» 2003. — 384 с.

4. Селиверстов В.И. Первые сведения о речевых расстройствах и приемах их преодоления. Методические разработки к спец. курсу «История логопедии»: Вып. 1. — М.: Академический Проект, 1983. — 732 с.

5. Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2 тт. Т. I/ Под ред. Л. С. Волковой и В. И. Селиверстова. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. — 560 с.

6. Щетинина Н.П. Развитие высшего педагогического образования за рубежом и в России. Электронный образовательный ресурс / Рязань, 2015. / Режим доступа: https://www.rsu.edu.ru/wordpress/wp-content/uploads/e-learning/ZUMK-razvitie-vishego-pedagogicheskogo-obrazovaniya-za-rubezhom-i-v-rossii/ (дата обращения 04.11.2016).

Источник