Оценка уровень биологического развития ребенка

Оценка уровень биологического развития ребенка thumbnail

Для определения биологического возраста можно использовать различные показатели (морфологические, нейрофизиологические, гематологические, гормональные и др.), которые отражают зре­лость разных систем организма.

В практической деятельности пе­диатра наиболее пригодны и достаточно информативны морфоло­гические критерии (длина тела, погодовые прибавки длины тела). Биологический возраст детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста можно определять по длине тела, массе тела и числу постоянных зубов.

Начиная с 10-11 лет у мальчиков и с 9-10 лет у девочек при определении биологического возраста необходимо учитывать сте­пень полового созревания.

1. Оценка уровня биологической зрелости по срокам прорезывания постоянных зубов

Общее количество постоянных зубов подсчитывается на верх­ней и нижней челюстях, суммарно учитываются зубы всех стадий прорезывания — от четкого выступания режущего края зуба над десной до зуба, полностью сформировавшегося. Возрастные нормативы дают представление о диапазоне наличия постоянных зубов (М±σ) детей, развитие которых соответствует календарному возрасту ребенка (табл. 78).

Таблица 78

Возрастные нормативы прорезывания постоянных зубов (М±σ)

Возраст в годахМальчикиДевочки
15,5от 0 до 3от 0 до 5
6,0от 1 до 5от 1 до 6
6,5от 3 до 8от 3 до 9
7,0от 5 до 10от 6 до 11
7,5от 8 до 12от 8 до 13
8,0от 8 до 14от 11 до 14
8,5от И до 17от 12 до 17
9,0от 12 до 17от 12 до 18
9,5от 12 до 18от 13 до 19
10,0от 14 до 21от 15 до 22
10,5от 15 до 22от 16 до 24
11,0от 16 до 24от 18 до 25
11,5от 18 до 26от 21 до 27
12,0от 21 до 27от 22 до 28
12,5от 25 до 29от 26 до 29

*) Дети с замедленным и ускоренным темпом развития постоянных зубов направляются на консультацию к детскому эндокринологу.

Меньшее количество зубов (менее М-1σ) говорит о замедлен­ном развитии, большее (более М+1σ) — об ускоренном.

Дети с за­медленным и ускоренным темпом развития постоянных зубов должны направляться на консультацию к детскому эндокринологу.

2. Оценка уровня биологической зрелости по вторичным половым признакам

При осмотре устанавливается выраженность волосяного покро­ва на лобке (Р) и в подмышечных впадинах (Ах), а у девочек, кроме того, ~ развитие грудных желез (Ма). Наибольшее внима­ние следует обращать на развитие показателей Ма и Р; Ах — наи­более вариабельный и потому менее надежный показатель. Возрас­тные нормативы развития вторичных половых признаков у детей приведены в таблице 71.

С 11-летнего возраста у девочек к формуле полового созрева­ния добавляются данные о наличии (Ме+ или Me-) регул, у маль­чиков по показаниям может проводиться оценка полового развития.

По возрастным нормативам устанавливают следующие вариан­ты возрастного развития биологической зрелости:

1. Развитие соответствует календарному возрасту (выражен­ность вторичных половых признаков соответствует возрастному нормативу).

2. Развитие ускоренное (опережение по выраженности вторич­ных половых признаков составляет 1 год и более).

3. Развитие замедленное (отставание по выраженности вто­ричных половых признаков составляет 1 год и более).

Дети с замедленным и ускоренным развитием направляются на консультацию к эндокринологу.

Примеры комплексной оценки физического развития с исполь­зованием одномерных центильных шкал.

Примеры.

Мальчик 13 лет

ПоказателиВеличина

признака

Центильный

интервал

Длина тела163 см6
Масса тела61,5 кг8
Окружность грудной клетки84 см8
Жировая складка живота2,5 см8
ЖЕЛ3 000 мл6
Мышечная сила правой руки42 кг8
Мышечная сила левой руки32 кг6
Частота сердечных сокращений90 уд./мин.6
Максимальное АД125 мм рт.ст.8
Минимальное АД75 мм рт.ст.8
Число постоянных зубов30опережает
Половая формулаРз Ах2опережает

Заключение: Биологический возраст мальчика опережает паспорт­ный. Физическое развитие повышенное, дисгармоничное за счет избыточ­ного жироотложения. ЖЕЛ и мышечная сила рук развиты отлично. Пульс в пределах возрастной нормы. Отмечается повышение максимального и минимального АД. Мальчик нуждается в постоянном медицинском на­блюдении, консультации специалистов, стационарном обследовании и ле­чении.

Мальчик 13 лет

ПоказателиВеличина

признака

Центильный

интервал

Длина тела155 см5
Масса тела43,1 кг4
Окружность грудной клетки70 см4
Жировая складка живота0,9 см5
ЖЕЛ2 200 мл4
Мышечная сила правой руки30 кг5
Мышечная сила левой руки28 кг5
Частота сердечных сокращений84 уд./мин.4
Максимальное АД104 мм рт.ст.5
Минимальное АД56 мм рт.ст.4
Число постоянных зубов28соответствует
Половая формулаP1 Ax0соответствует

Заключение: Биологический возраст мальчика соответствует паспорт­ному, физическое развитие среднее, гармоничное. ЖЕЛ и мышечная сила рук развиты хорошо, гемодинамические показатели в пределах возрастных норм.

Девочка 13 лет.

ПоказателиВеличина

признака

Центильный

интервал

Длина тела148 см2
Масса тела37,3 кг3
Окружность грудной клетки66 см2
Жировая складка живота0,8 см3
ЖЕЛ1 950 мл3
Мышечная сила правой руки20 кг2
Мышечная сила левой руки17 кг2
Частота сердечных сокращений81 уд./мин.4
Максимальное АД95 мм рт.ст.3
Минимальное АД55 мм рт.ст.3
Число постоянных зубов24Отстает
Половая формулаМа1 Р1 Ax0 Me-Отстает
Читайте также:  Развитие ребенка в год смирнова е

Заключение: Биологический возраст девочки отстает от паспортного, физическое развитие низкое, гармоничное. ЖЕЛ И мышечная сила рук развиты удовлетворительно. Гемодинамические показатели в пределах возрастной нормы. Нуждается в консультации эндокринолога.

Скрининг-тест для оценки физического развития

При массовых медицинских обследованиях детей школьного и дошкольного возраста получают все большее применение массовые Диагностические тесты «просева» — скрининг-тесты. Они позволяют выделить в детских коллективах из условно здорового контингента детей группы детей и подростков, у которых наиболее вероятны отклонения со стороны той или иной системы-

Для выявления отклонений в физическом развитии детей и подростков предложен скрининг-тест с использованием центильных номограмм, разработанных на основе центильного метода. Скри­нинг-тест может применяться в практической деятельности педиат­ра при массовых медицинских осмотрах детей, когда необходимо быстро оценить физическое развитие лишь по двум ведущим мор­фологическим показателям — длине и массе тела.

Центильные номограммы представляют собой центильные по­казатели массы тела, рассчитанные на каждый сантиметр длины тела ребенка (рис. 28 и 29). Центильные номограммы позволяют быстро и точно оценить самую существенную сторону развития — его гармоничность и выявить детей с отклонениями в физическом развитии за счет избытка или дефицита массы тела.

При оценке физического развития, его гармоничности на осях координат находим величины длины н массы тела. Из данных то­чек восстанавливаем перпендикуляры. Пересечение их в одном из центильных интервалов позволяет дать оценку гармоничности, т.е. соразмерности развития массы тела и его длины. 4-5-й интервалы характеризуют гармоничное физическое развитие, 2-3-й и 6-7-й — дисгармоничное, 1-й и 8-й — резко дисгармоничное за счет дефици­та или избытка массы тела.

Для оценки длины тела справа от номограммы нанесены в графическом изображении одномерные центильные шкалы длины тела. Оценив по центильным шкалам длину тела (для этого необ­ходимо спроектировать её на колонку «возраст в годах»), а по цен­тильным номограммам — гармоничность развития, врач определяет группу физического развития.

С помощью скрининг-теста в детских коллективах можно вы­делить 3 группы детей (рис. 30):

дети, имеющие нормальное физическое развитие;

дети, отнесенные к группе риска по физическому развитию;

дети, имеющие отклонения в физическом развитии.

Дети, отнесенные к группе риска, нуждаются в индивидуаль­ном анализе причин выявленных отклонений и динамическом на­блюдении педиатра. Дети, имеющие отклонения в физическом раз­витии, подлежат диспансерному наблюдению, дополнительному об­следованию и направляются на консультацию к специалистам.

Оценка уровень биологического развития ребенка

Рис. 28. Центильная номограмма для оценки гармоничности физиче­ского развития мальчиков 5-15 лет.

Рис. 29. Центильная номограмма для оценки гармоничности физи­ческого развития девочек 5-15 лет.

Рис. 30. Оценка физического развития но Скрининг-Тесту.

ОЦЕНКА МАССЫ ТЕЛА:

очень

низкая

низкаяпонижен­наясредняяповы­шеннаявысокаяочень

высо­

(3 %)(7 %)(15%)(15%)(7 %)кая

(3%)

ГАРМОНИЧНОСТЬ РАЗВИТИЯ:
резко

дис­гармо­ничное

дисгармоничноегармоничноедисгармоничноерезко

дис­гармо­ничное

  1. Показатели уровня биологического развития мальчиков школьного возраста
  2. Исследование и оценка физического развития детей и подростков
  3. Нагаева Т. А.. Физическое развитие детей и подростков, 2011
  4. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
  5. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ РОСТА И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
  6. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПОДХОДОВ К ОЦЕНКЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
  7. ГЛАВА 1. ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
  8. ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО РАЗЛИЧАЮЩИХСЯ ПОПУЛЯЦИЙ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
  9. ГЛАВА 2. СЕМИОТИКА ОТКЛОНЕНИЙ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
  10. Информативность методик оценки показателей физического развития детей и подростов на популяционном уровне
  11. ОЦЕНКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕДИЦИНСКИХ ОСМОТРОВ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
  12. МЕДИЦИНСКИЕ АСПЕКТЫ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО И ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА. ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ.
  13. Информативность методик оценки показателей физического развития детей и подростов на индивидуальном уровне

Источник

В
младшем школьном

возрасте

(7—11

лет) происходятзамена
молоч­ных
зубов на постоянные, наблюдается четкийподовойдиморфизмфизического
развития. Имеются различиямеждумальчикамиидевочками
как по типу роста и созревания, так ипо
формированию
полоспецифического телосложения. Быстро
развиваются сложней­шие координационные
движения мелких мышц, благодаря чему
возможно письмо. К 9—10 годам почти
заканчивается увеличение массы мозга,
достигающей к этому времени в среднем
1300 г. В этот период кора головного мозга
начинает все больше доминировать над
подкорковой областью с ее вегетативными
центрами. Улучшается память, повышается
интеллект. Обучение в школе дисциплинирует
детей, стимулирует их самостоятельность
и волевые качества; расши­ряется круг
интересов. Дети начинают жить интересами
коллектива. Снижается время, проводимое
на воздухе; часто нарушается режим
питания, возрастают нагрузки на нервную
систему и психику.

Старший
шкапный возраст

(с 12 до 17—18 лет) иногда называют
отро­чеством
.
Он характеризуется резким изменением
функции эндокрин­ных желез. Это период
бурного полового созревания у девочек
и его начала у юношей. Происходит
препубертатный ростовой скачок со
свойственной ему некоторой дисгармоничностью,
возникновением и развитием черт,
характерных для пола. Это самый трудный
период психологического развития,
формирования воли, сознательности,
нравственности. Нередко это достаточно
драматический пересмотр всей системы
жизненных ценностей, отношения к себе,
к родителям, сверстникам и обществу в
целом. Здесь и крайние суждения, и
край­ние поступки, стремление к
самоутверждению и конфликтам.

Читайте также:  Анализ понятия психическое развитие ребенка

5.Принципы группировки детей по состоянию здоровья и показатели, приме­няемые для характеристики состояния детских и подростковых контингентов.

В
зависимости от состояния здоровья,
могут быть отнесены к сле­дующим
группам:

  • к
    I группе

    здоровья
    относятся здоровые дети, имеющие
    нормаль­ное физическое и психическое
    развитие, не имеющие анатоми­ческих
    дефектов, функциональных и
    морфофункииональных отклонений;

  • ко
    II группе здоровья

    относятся дети, у которых отсутствуют
    хро­нические заболевания, но имеются
    некоторые функциональные и
    морфофункциональные нарушения,
    реконвалесценты, осо­бенно перенесшие
    тяжелые и средней тяжести инфекционные
    заболевания; дети с общей задержкой
    физического развития без эндокринной
    патологии (низкий рост, отставание по
    уровню биологического развития), дети
    с дефицитом массы тела или избыточной
    массой тела, дети, часто и/или длительно
    болеющие острыми респираторными
    заболеваниями; дети с физическими
    недостатками, последствиями травм или
    операций при сохран­ности соответствующих
    функций;

  • к
    III группе здоровья

    относятся дети, страдающие хроническими
    заболеваниями в стадии клинической
    ремиссии, с редкими обост­рениями, с
    сохраненными или компенсированными
    функциональ­ными возможностями, при
    отсутствии осложнений основного
    забо­левания; дети с физическими
    недостатками, последствиями травм и
    операций при условии компенсации
    соответствующих функций; степень
    компенсации не должна ограничивать
    возможность обуче­ния или труда
    ребенка, в том числе подросткового
    возраста;

  • к
    IV группе здоровья

    относятся дети, страдающие хроническими
    заболеваниями в активной стадии и
    стадии нестойкой клинической
    ремиссии
    с частыми обострениями, с сохраненными
    или компенсированными функциональными
    возможностями или неполной компенсацией
    функциональных возможностей; с
    хро­ническими
    заболеваниями
    в стадии
    ремиссии,
    но с ограничен­ными функциональными
    возможностями; дети с высокой веро­ятностью
    осложнений основного заболевания;
    дети, у которых основное заболевание
    требует поддерживающей терапии; дети
    с физическими недостатками, последствиями
    травм и операций с непашой
    компенсацией соответствующих функций,
    что в опре­деленной мере ограничивает
    возможность обучения или труда ребенка;

  • к
    V группе

    здоровья относятся дети, страдающие
    тяжелыми хро­ническими
    заболеваниями,
    с редкими клиническими ремисси­ями,
    с частыми обострениями, непрерывно
    рецидивирующим течением, с выраженной
    декомпенсацией функциональных
    воз­можностей организма, наличием
    осложнений основного заболе­вания.
    требующими постоянной терапии;
    дети-инвалиды; дети с физическими
    недостатками, последствиями травм и
    опера­ций с выраженным нарушением
    компенсации соответствующих функиий
    и значительным ограничением возможности
    обучения или труда.

Распределение
детей по группам здоровья широко
используется в педиатрии, но оно более
приемлемо для одномоментной оценки
состояния здоровья детей в коллективе.
Распределение детей по груп­пам
здоровья очень важно для:

  • характеристики
    здоровья детской популяции, получения
    статис­тических показателей здоровья
    и численности групп;

  • сравнительных
    сопоставлений в пространстве и времени,
    на раз­ных территориях;

  • оценки
    эффективности лечебно-профилактической
    работы детс­ких медицинских учреждений
    и отдельных врачей;

  • выявления
    и сравнения эффекта факторов риска,
    влияющих на коллективное здоровье
    детей;

  • определения
    потребности в специализированных
    службах и кад­рах.

Соседние файлы в папке экзамены 6 курс зима_1

  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Возраст

в годах

Длина тела

)

Погодовые

прибавки

длины тела,

см

Число

постоянных

зубов (М)

Развитие

вторичных

половых признаков

7

М7

4-6

73

Р0Ах0

8

М8

4-6

122

Р0Ах0

9

М9

4-6

142

Р0Ах0

10

М10

4-6

183

Р0Ах0

11

М11

4-6

204

Р0Ах0

12

М12

4-6

243

Р0,1Ах0V0

13

М13

7-10

271

Р1Ах0V1L0,1

14

М14

7-10

28

Р2Ах1V2L0,1F0

15

М15

4-7

28

Р3Ах2V2L1,2F1

16

М16

3-4

28

Р3Ах3V2L2F1,2

17

М17

1-2

28

Р4Ах3V2L2F2,3

Таблица
14

Показатели уровня биологического развития девочек школьного возраста (стандартные величины)

Возраст

в годах

Длина тела (М)

Погодовые прибавки

длины тела,

см

Число

постоянных

зубов (М)

Развитие

вторичных

половых признаков

7

М7

4-5

93

Ма0Р0Ах0

8

М8

4-5

123

Ма0Р0Ах0

9

М9

4-5

153

Ма0Р0Ах0

10

М10

4-5

193

Ма0Р0Ах0

11

М11

6-8

213

Ма1Р0,1Ах0,1

12

М12

6-8

252

Ма2Р1,2Ах1,2

13

М13

4-6

28

Ма2,3Р2,3Ах2,3Menarhe

14

М14

2-4

28

Ма3Р3Ах2,3
Menses

15

М15

1-2

28

Ма3Р3Ах3
Menses

16

М16

1-2

28

Ма3,4Р3Ах3
Menses

17

М17

0-1

28

Ма4Р3Ах3
Menses

Биологическое развитие детей и подростков
может соответствовать паспортному
возрасту, являться опережающим его или
отстающим.

Пример.

Дать оценку биологического развития
мальчика 7 лет при следующих показателях:

— длина тела (М) –
М6;

погодовая
прибавка длины тела (см) – 2;

— число
постоянных зубов – 5;


развитие вторичных половых признаков
– Р0Ах0.

Решение.

Для решения задачи строим рабочую
таблицу:

Сравниваемые
данные

Пол
и

возраст

в
годах

Длина

тела
)

Погодовые

прибавки

длины

тела,
см

Число

постоянных

зубов
)

Развитие

вторичных

половых

признаков

По
условию задачи

Мальчик
7

М6

2

5

Р0Ах0

По
нормограмме

Мальчик
7

М7

4-6

73

Р0Ах0

Читайте также:  Задержка психоречевого развития у ребенка симптомы

Проводим сравнительный анализ данных
таблицы: по длине тела и погодовым
прибавкам длины тела у мальчика имеет
место отставание биологического развития
от нормальных величин, тогда как число
постоянных зубов и развитие вторичных
половых признаков в пределах нормы
(коль скоро число постоянных зубов в
норме для данного возраста 73,
то нормой данный показатель считается
в пределах 4-10). Общее заключение:
биологическое развитие мальчика отстает
от нормируемого уровня для данного
возраста (паспортного возраста).

Для оценки биологического развития
детей, в частности, с целью определения
степени подготовленности их к обучению
в школе, рекомендуется использование
так называемого филиппинского теста:
ребенка просят попытаться достать рукой
через макушку не наклоняя головы кончик
противоположного уха (рисунок 46). Если
результаты теста отрицательные, то
можно сделать предварительный вывод
об отставании уровня его биологического
развития от паспортного возраста.

Оценка уровень биологического развития ребенка

Рис.
46.

Филиппинский тест

Специалистов
привлекает простота реализации данного
теста. Но необходимо учитывать, что
филлипинский тест – это скрининг-тест
и не более того.

Оценка
состояния кожных покровов.

Состояние
кожных покровов оценивается по следующим
внешним признакам:

Цвет
– розовый, бледный, цианотичный,
желтушный, наличие гиперемии общей или
частичной, резко выраженной венозной
сети.

Очаговые
изменения цвета и поверхности кожи

– эритемы, кровоизлияния, шелушение,
стрии, различные формы экзем, гнойных
и язвенных поражений.

Отложение
пигмента

общее, местное (подмышками, на ладонях,
в других местах).

Эластичность
– исследуется путем поднимания кожи
без подкожной клетчатки около аксиллярной
впадины, на нижней части предплечья или
на тыле кисти: эластичная — складка
исчезает быстро, вялая – складка долго
не расправляется.

Тургор
– исследуется путем сдавления пальцами
кожи и всех мягких тканей на внутренней
поверхности бедер: выраженный – ощущается
сопротивление при сдавлении, сниженный
– сопротивление при сдавлении ослаблено.

Влажность
– сухая, влажная, обильное потоотделение.

Гипер-
и гипотрихоз
.

Послеоперационные
и посттравматические рубцы.

Оценка
состояния слизистых оболочек глаз и
полости рта

Состояние
слизистых оболочек оценивается путем
осмотра нижних век глаз и десен. Отмечается
их цвет – розовый, бледный, умеренная
гиперемия, резкая гиперемия, цианотичный,
желтушный, наличие кровоизлияний,
каких-либо налетов.

Осмотр
зубов и составление зубной формулы

Прорезывание
зубов – акт физиологический и показатель
уровня биологического развития ребенка.

Прорезывание
молочных зубов начинается во втором
полугодии жизни и к 2,5-3 годам заканчивается.
Общее количество молочных зубов – 20.
На верхней и нижней челюсти справа и
слева прорезывается соответственно по
2 резца, 1 клыку, 1 малому коренному
(премоляры) и 1 большому коренному
(моляры) зубу. Раннее прорезывание
молочных зубов -до 4-4,5 месяцев является
отклонением от нормы и свидетельствует
о возможном заболевании рахитом (если
это не обусловлено генетическими
особенностями развития ребенка). К 12-13
годам все молочные зубы выпадают, в
прикусе остаются постоянные зубы.

Прорезывание
постоянных зубов начинается в 5-6-летнем
возрасте и заканчивается к 15-18 годам.
8-ые зубы могут прорезываться в более
старшем возрасте или отсутствовать
вообще. Первыми прорезываются первые
моляры, затем резцы, первые премоляры,
клыки, вторые премоляры, вторые моляры,
а затем 8-ые зубы мудрости. Общее количество
постоянных зубов – 32. На верхней и нижней
челюсти справа и слева соответственно
по 2 резца, 1 клыку, 2 малых коренных, 2
больших коренных и 1 большой коренной
зуб «мудрости».

С
позиций возрастной физиологии и
стоматологии в смене зубов у детей
выделяют 3 периода:


первый
– у детей раннего возраста (до 2,5 лет)
происходит прорезывание молочных зубов
с еще не сформировавшимися корнями;


второй
– у детей в возрасте от 2,5 до 6 лет
заканчивается прорезывание зубов и
формирование их корней;


третий
– у детей от 6 до 12 лет рассасываются
корни молочных зубов и прорезываются
постоянные, корни которых находятся в
стадии формирования.

Соответствующие
молочные и постоянные зубы по форме не
отличаются друг от друга, но молочные
зубы меньше по размерам и к моменту
завершения рассасывания их корней имеют
стертые резцовые края и жевательные
поверхности. Прорезавшиеся постоянные
зубы характеризуются наличием зубчиков
по краю резцов и выраженными бугорками
на поверхности малых и больших коренных
зубов.

При
осмотре определяется количество зубов,
молочные или постоянные, цвет, форма,
положение в зубной дуге, состояние
твердых тканей. Выявляются здоровые
(интактные), кариозные, запломбированные
зубы.

Результаты
осмотра зубов заносятся в специальную
схему (зубную формулу).

Горизонтальная
линия этой схемы указывает на принадлежность
к верхней или нижней челюсти, вертикальная
– к правой или левой половине челюсти.
Молочные зубы обозначаются римскими
цифрами, постоянные – арабскими. Вместо
отсутствующих зубов проставляется 0.
Кариозные зубы записываются с пометкой
«к», запломбированные – с пометкой «п».

Лучший
вариант проведения осмотра
зубов и составления зубной формулы –
привлечение специалистов-стоматологов,
так как, несмотря на простоту методики,
её реализация требует специальной
подготовки.

Соседние файлы в папке Методические материалы

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник